Самообразование на 2018-2023
материал

Романенко Наталья Олеговна

Предоставляется план самообразования и отчет о проделанной работе

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад №38 «Домовенок»

План самообразования по теме:

«Познавательно-исследовательская проектная деятельность с детьми старшего

дошкольного возраста» на 2018-2022 уч. год

Воспитатель: Романенко Наталья Олеговна (первая квалификационная категория)

г. Нижневартовск 2018г.

Пояснительная записка:

Работая в детском саду, я каждый день наблюдаю, как увлеченно дети исследуют мир, они — природные исследователи окружающего мира. Мир открывается ребенку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. Благодаря этому он познает мир, в который пришел. Он изучает все как может и чем может – глазами, руками, языком, носом. Он радуется даже самому маленькому открытию.

Выстраивая свою работу, мы стремились, чтобы процесс был построен таким образом, чтобы ребенок являлся его активным участником, а не пассивным наблюдателем. Важно развивать тягу к познанию, преподносить детям не готовые истины, выводы и обобщения, а сделать так, чтобы ребенок сам исследовал, экспериментировал, наблюдал, ощущал, сравнивал, анализировал, видел результаты своих маленьких экспериментов.

Нередко на стремление ребенка познакомиться с окружающим миром мы реагируем так: «Отойди немедленно от лужи, ты уже испачкала платье! Не трогай песок руками, он грязный! Возьми совок! Отряхни руки, посмотри, они уже все в песке! Выбрось эту гадость, где ты только такое находишь? Лучше покатайся на качелях! Брось камень, испачкаешься! Не смотри по сторонам, а то споткнешься! Лучше смотри под ноги!»

Может быть, мы – папы и мамы, бабушки и дедушки, воспитатели и учителя, сами того не желая, отбиваем у ребенка естественный интерес к исследованиям? Проходит время, и ребенок уже сам говорит другим детям: нельзя трогать песок руками, он грязный, и ему уже совершенно неинтересно, почему с деревьев опадают листья. Может быть, мы просто утратили детскую способность видеть и наблюдать? Для того чтобы дети не потеряли интерес к окружающему миру, важно вовремя поддержать их стремление исследовать все и вся. Пусть даже при этом пострадает красивая одежда или испачкаются руки. Одежду можно постирать, руки – помыть. А вот исчезнувший интерес к окружающему с годами восстановить практически невозможно.

Цель: создать оптимальные условия для развития познавательно- исследовательской проектной деятельности старших дошкольников как основы интеллектуально – личностного, творческого развития; объединить усилия педагогов и родителей для развития познавательно- исследовательской проектной деятельности старших дошкольников.

Задачи:

-изучить        методики,        технологии        по        познавательно-исследовательской деятельности;

-создать условия для поддержания исследовательской активности детей;

-поддерживать        у        детей        инициативу,        сообразительность,        пытливость, самостоятельность, оценочное и критическое отношение к миру;

-развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования;

-развивать наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, обобщать, развивать познавательный интерес детей в процессе экспериментирования, установление причинно-следственной зависимости, умение делать выводы;

-развивать внимание, зрительную и слуховую чувствительность.

Литература:

  1. Веракса Н. Е., Галимов О. Р. «Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников 5-7 лет»
  2. Веракса        Н.Е.,        Веракса        А.Н.        «Проектная        деятельность дошкольников»
  3. Крекелер Г. «Эксперименты для детей»

Перспективное планирование по теме самообразования на 2018 – 2022 уч. год

Сентябрь  Работа с детьми

№ п/п

Содержание работы

Срок выполнения

Результаты

1

Изучать теоретический материал по данной теме

Сентябрь

Изучила теоретический материал по

данной теме в педагогике и дидактике.

Ознакомилась с работами ведущих авторов по данной проблеме

исследования

2

Разработать и провести диагностику детей с целью выявления знаний и умений детей по экспериментальной деятельности

Сентябрь

Данные

диагностики показали, что дети испытывают

затруднения по некоторым параметрам

диагностики

Работа с родителями

Консультация для родителей на тему

«Организация детского

экспериментирования в домашних условиях» ежегодно в соответствии с возрастом детей

Работа с педагогами

Октябрь

Работа с детьми

№ п/п

Содержание работы

Срок выполнения

Результаты

1

Организовать и обогащать предметно-развивающую среду для реализации опытно- экспериментальной

деятельности детей

Октябрь

Оформлены:

-        уголок природы                с разнообразными комнатными растениями.

-мини-

лаборатория        с набором элементарных приборов:

*специальная посуда (стаканчики, трубочки, воронки,

тарелки)

*природный материал

(камешки, песок, семена)

*прочие материалы (лупы, термометры, весы)

*дидактическ ий материал

2

Наметить основные формы работы

Октябрь

Работа с родителями

Выступление на родительском

собрании по данной теме

Работа с педагогами

Ноябрь Работа с детьми

№ п/п

Содержание работы

Срок выполнения

Результаты

1

Создать картотеку опытов и

экспериментов

В теч. года

2

Изучение свойств воздуха в повседневных бытовых

ситуациях, в игровой деятельности, в

исследовательской деятельности. Опыты с

воздухом.

Ноябрь

Работа с родителями

Папка-передвижка

«Познавательный мотив»

Работа с педагогами

Декабрь Работа с детьми

№ п/п

Содержание работы

Срок выполнения

Результаты

1

Опыты со снегом: «Свойства снега»

Декабрь

2

Опыты со льдом: «Украшаем ёлку»

Декабрь

Работа с родителями

Рекомендации в уголок: «Опыты со

снегом»

Работа с педагогами

Создание и знакомство с картотекой

экспериментов

Январь Работа с детьми

№ п/п

Содержание работы

Срок выполнения

Результаты

1

Наблюдение, исследование свойств воды во время

режимных моментов, в игровой деятельности, в повседневно- бытовых ситуациях, в

исследовательской

деятельности. Опыты с водой.

Январь

2

Опыты с водой: «Как питаются растения»

Январь

Работа с родителями

Тематическая фотовыставка для родителей

Работа с педагогами

Выступление на МО

Февраль Работ с детьми

№ п/п

Содержание работы

Срок выполнения

Результаты

1

Опыты с водой:

«Бегающая вода»

Февраль

2

Опыты с водой: «Дождь в кувшине»

Февраль

Работа с родителями

Фотовыставка: «Юные

исследователи»

Работа с педагогами

Март Работа с детьми

п/п

Содержание работы

Срок

выполнения

Результаты

1

Наблюдение за комнатными растениями, изучение условий для оптимального развития и роста растений. Опыты: «С

водой и без воды», «На свету и в темноте»

Март

2

Опыты с солью:

«Выращиваем кристаллы»

Март

Работа с родителями

Мастер-класс для родителей на

родительском собрании

Работа с педагогами

Показ мастер-класса

Апрель Работа с детьми

№ п/п

Содержание работы

Срок выполнения

Результаты

1

Проект: «Огород на окне» (посадка)

Апрель-Май

Работа с родителями

Привлечение родителей в оказании помощи в приобретение

семян на рассаду

Работа с педагогами

Публикация статьи

«Веселый комарик» по данной теме

Май Работа с детьми

п/п

Содержание работы

Срок

выполнения

Результаты

1

Проект: «Огород на окне» (наблюдение)

Апрель-Май

Работа с родителями

Подготовка фотографий детей во время экспериментирования познавательно-исследовательской деятельности: фотовыставка

«Научные забавы»

Работа с педагогами

Отчёт о проделанной работе по теме самообразования.

Выступление на педагогическом совете.

Перспективное планирование по теме самообразования на 2022 – 2023 уч. год

Сентябрь Работа с детьми

№ п/п

Содержание работы

Срок выполнения

Результаты

1

Продолжать обогащать предметно-развивающую среду

для реализации опытно- экспериментальной деятельности детей

В теч.года

Продолжать изучать теоретический материал по

данной теме в педагогике и

дидактике.

2

Продолжить создать картотеку опытов и

экспериментов

Сентябрь

Работа с родителями

Консультация для родителей на тему

«Организация детского

экспериментирования в домашних условиях»

Работа с педагогами

Октябрь Работа с детьми

№ п/п

Содержание работы

Срок выполнения

Результаты

1

Исследование свойств песка во

время игровой деятельности на прогулке

Октябрь

2

Опыты с песком

Октябрь

Работа с родителями

Привлечение родителей к пополнению уголка «Юные исследователи»

Работа с педагогами

Публикация статьи  «Веселый

комарик» по данной теме

Ноябрь Работа с детьми

№ п/п

Содержание работы

Срок выполнения

Результаты

1

Наблюдение, исследование свойств воды во время

режимных моментов, в игровой деятельности, в повседневно- бытовых ситуациях

Ноябрь

2

Опыты с водой

Ноябрь

Работа с родителями

Подготовка фотографий детей во время экспериментирования на родительское собрание

Работа с педагогами

Публикация на сайт детского сада

информации по данной теме

Декабрь Работа с детьми

п/п

Содержание работы

Срок

выполнения

Результаты

1

Изучение свойств магнита в

самостоятельной деятельности, во время коллективных занятий, опытно-экспериментальной

деятельности

Декабрь

2

Опыты с магнитом

Декабрь

Работа с родителями

Работа с педагогами

Январь Работа с детьми

№ п/п

Содержание работы

Срок выполнения

Результаты

1

Исследование свойств снега во

время игровой деятельности на прогулке

Январь

2

Опыты со снегом и льдом

Январь

Работа с родителями

Фотоотчет в родительский уголок

«Научные забавы»

Работа с педагогами

Доклад и презентация по данной теме

на МО

Февраль Работа с детьми

№ п/п

Содержание работы

Срок выполнения

Результаты

1

Изучение свойств воздуха в

повседневных бытовых ситуациях, в игровой деятельности, в

исследовательской деятельности

Февраль

2

Опыты с воздухом

Февраль

Работа с родителями

Работа с педагогами

Март Работа с детьми

№ п/п

Содержание работы

Срок выполнения

Результаты

1

Наблюдение за комнатными растениями, изучение условий для оптимального развития и

роста растений

Март

2

Опыты: «С водой и без

воды», «На свету и в темноте»

Март

Работа с родителями

Выступление на родительском

собрании, показ презентации «Юные исследователи»

Работа с педагогами

Консультация для педагогов ДОУ

«Значение поисково-

исследовательской деятельности в развитии ребенка»

Апрель Работа с детьми

№ п/п

Содержание работы

Срок выполнения

Результаты

1

Проект: «Огород на окне» (посадка и наблюдение)

Апрель-Май

Работа с родителями

Привлечение родителей в оказании помощи в приобретение семян на рассаду

Работа с педагогами

Май

Работа с детьми

№ п/п

Содержание работы

Срок выполнения

Результаты

1

Проект: «Огород на окне» (посадка и наблюдение)

Апрель-Май

Работа с родителями

Подготовка фотографий детей во время экспериментирования познавательно-исследовательской деятельности: фотовыставка

«Научные забавы»

Работа с педагогами

Отчёт о проделанной работе по теме самообразования.

Выступление на педагогическом совете



Предварительный просмотр:

Отчёт по исследовательскому проекту

«Познавательно-исследовательская проектная деятельность

с детьми старшего дошкольного возраста»

за 2018-2019 г.

В течении года была проведена работа:

   - Подборка и изучение теоретического материала по  теме, в соответствии с возрастом.

- Организовывалась  предметно-развивающая среда для реализации опытно- экспериментальной деятельности детей

  - Разработка и проведение диагностики детей с целью выявления знаний и умений детей по экспериментальной деятельности в начале и в конце проекта

- Создавалась картотека опытов и экспериментов по изучении неживой и живой природы.

  -разработка консультаций для родителей («Правила поведения в природе», «Задачи экологического воспитания в семье»).

  -проводилась работа с родителями в виде родительских собраний по теме: «Экологическое воспитание в семье».

Исследовательская деятельности дошкольника была направлена  для расширения его кругозора, так как предполагает развитие интересов, любознательности и познавательной мотивации.

Мы формировали первичные представления ребенка о окружающем мире, о свойствах (форме, цвете, размере, материале, движении и покое, причинах и следствиях; об особенностях природы, о живой и не живой природе).

Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, мы развивали познавательный интерес к различным областям знаний, формируя навыки сотрудничества.

Родители – полноправные участники образовательного процесса. Понимая это, стараюсь активней включать в образовательный процесс семьи своих воспитанников. Только опираясь на семью, совместными усилиями можно воспитать экологически грамотного человека. В работе с родителями по экологическому воспитанию детей использовали как традиционные формы работы (родительские собрания, консультации, беседы, так и нетрадиционные (деловые игры, круглый стол, дискуссии).

Работу с родителями велась непрерывно, большое внимание уделяю совместной деятельности детей и взрослых (природоохранным акциям, развлечениям, выставкам, совместным проектам). Такие формы работы дают возможность родителям ближе узнать своих детей.

С детьми проводились беседы об экспериментировании с целью поддержки и развития интереса у ребёнка к исследованиям, открытиям. Дети ознакомлены с необходимым оборудованием и материалами для исследовательской деятельности.

Познавательно исследовательская деятельность пронизывает все сферы детской жизни, в том числе и игровую и художественно эстетическую деятельность.

В результате работы над проектом удалось повысить уровень знаний детей и вызвать интерес у родителей. В результате дети стали чаще задавать вопросы о объектах, предметах, самостоятельно проводить опыты на прогулке, обращая внимание на знакомые природные материалы.

Экспериментирование, элементарные опыты помогают осмыслить явления окружающего мира, расширить кругозор, понять существующие взаимосвязи.

C:\Users\1F43~1\AppData\Local\Temp\Rar$DIa5996.24827\20220204_155518.jpg    C:\Users\1F43~1\AppData\Local\Temp\Rar$DIa5996.28645\20220204_155544.jpg



Предварительный просмотр:

Отчёт по исследовательскому проекту

«Познавательно-исследовательская проектная деятельность

с детьми младшего дошкольного возраста»

за 2019-2020 г.

В течении года была проведена работа:

   - Подборка и изучение теоретического материала по  теме, в соответствии с возрастом.

- Организовывалась  предметно-развивающая среда для реализации опытно- экспериментальной деятельности детей

  - Разработка и проведение диагностики детей с целью выявления знаний и умений детей по экспериментальной деятельности в начале и в конце проекта

- Дополнялась картотека опытов и экспериментов.

  -Разработка консультаций для родителей по темам: «Организация детского экспериментирования в домашних условиях», «Познавательный мотив, опыты со снегом».

  -Проводилась работа с родителями: тематическая фотовыставка о природных явлениях.

Исследовательская деятельности дошкольника была направлена  для расширения его кругозора, так как предполагает развитие интересов, любознательности и познавательной мотивации.

Мы формировали первичные представления ребенка о окружающем мире, о свойствах (форме, цвете, размере, материале, движении и покое, причинах и следствиях; об особенностях природы, о смене времен года, о явлениях природы, о живой и не живой природе.

Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, мы развивали познавательный интерес к различным областям знаний, формируя навыки сотрудничества.

Для реализации опытно-экспериментальной деятельности детей в группе создавались мини лаборатория «Мы исследователи», в которой имеются необходимые инструменты для экспериментирования: стаканчики, трубочки, воронки, мерные стаканчики, бросовый материал, природный материал, лупа, магнит.

С детьми проводились беседы об экспериментировании с целью поддержки и развития интереса у ребёнка к исследованиям, открытиям. Дети ознакомлены с необходимым оборудованием и материалами для исследовательской деятельности.

Познавательно исследовательская деятельность пронизывает все сферы детской жизни, в том числе и игровую и художественно эстетическую деятельность.

В результате работы над проектом удалось повысить уровень знаний детей и вызвать интерес у родителей. В результате дети стали чаще задавать вопросы о объектах, предметах, самостоятельно проводить опыты на прогулке, обращая внимание на знакомые природные материалы.

Экспериментирование, элементарные опыты помогают осмыслить явления окружающего мира, расширить кругозор, понять существующие взаимосвязи.

В процессе эксперимента ребёнок удовлетворяет свою любознательность, обогащает память, внимание, научились классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, делать соответствующие выводы

C:\Users\1F43~1\AppData\Local\Temp\Rar$DIa5996.33713\20220204_160319.jpg

C:\Users\1F43~1\AppData\Local\Temp\Rar$DIa5996.36889\20220204_160352.jpg



Предварительный просмотр:

Отчёт по исследовательскому проекту

«Познавательно-исследовательская проектная деятельность

с детьми среднего дошкольного возраста»

за 2020-2021 г.

В течении года была проведена работа:

   - Подборка и изучение теоретического материала по  теме, в соответствии с возрастом.

- Организовывалась  предметно-развивающая среда для реализации опытно- экспериментальной деятельности детей

 - Разработка и проведение диагностики детей с целью выявления знаний и умений детей по экспериментальной деятельности в начале и в конце проекта

- Дополнялась картотека опытов и экспериментов

  -Разработка консультаций для родителей по теме: «Познавательно-исследовательская деятельность с неживой природой».

  -Проводилась работа с родителями в виде мастер - класса по теме: «Развитие познавательного интереса дошкольников через экспериментирование с обьектами неживой природы».

Исследовательская деятельности дошкольника была направлена  для расширения его кругозора, так как предполагает развитие интересов, любознательности и познавательной мотивации. В течении года была проведена работа:

   - Подборка и изучение теоретического материала по  теме, в соответствии с возрастом.

- Организовывалась  предметно-развивающая среда для реализации опытно- экспериментальной деятельности детей

  - Разработка и проведение диагностики детей с целью выявления знаний и умений детей по экспериментальной деятельности в начале и в конце проекта

- Создавалась картотека опытов и экспериментов по изучении неживой и живой природы.

  -разработка консультаций для родителей («Правила поведения в природе», «Задачи экологического воспитания в семье»).

  -проводилась работа с родителями в виде родительских собраний по теме: «Экологическое воспитание в семье».

Исследовательская деятельности дошкольника была направлена  для расширения его кругозора, так как предполагает развитие интересов, любознательности и познавательной мотивации.

Мы формировали первичные представления ребенка о окружающем мире, о свойствах (форме, цвете, размере, материале, движении и покое, причинах и следствиях; об особенностях природы, о живой и не живой природе).

Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, мы развивали познавательный интерес к различным областям знаний, формируя навыки сотрудничества.

Родители – полноправные участники образовательного процесса. Понимая это, стараюсь активней включать в образовательный процесс семьи своих воспитанников. Только опираясь на семью, совместными усилиями можно воспитать экологически грамотного человека. В работе с родителями по экологическому воспитанию детей использовали как традиционные формы работы (родительские собрания, консультации, беседы, так и нетрадиционные (деловые игры, круглый стол, дискуссии).

Работу с родителями велась непрерывно, большое внимание уделяю совместной деятельности детей и взрослых (природоохранным акциям, развлечениям, выставкам, совместным проектам). Такие формы работы дают возможность родителям ближе узнать своих детей.

С детьми проводились беседы об экспериментировании с целью поддержки и развития интереса у ребёнка к исследованиям, открытиям. Дети ознакомлены с необходимым оборудованием и материалами для исследовательской деятельности.

Познавательно исследовательская деятельность пронизывает все сферы детской жизни, в том числе и игровую и художественно эстетическую деятельность.

В результате работы над проектом удалось повысить уровень знаний детей и вызвать интерес у родителей. В результате дети стали чаще задавать вопросы о объектах, предметах, самостоятельно проводить опыты на прогулке, обращая внимание на знакомые природные материалы.

Экспериментирование, элементарные опыты помогают осмыслить явления окружающего мира, расширить кругозор, понять существующие взаимосвязи.

Мы формировали первичные представления ребенка о себе, других людях, окружающем мире, о свойствах (форме, цвете, размере, материале, движении и покое, причинах и следствиях; о планете Земля, как общем доме людей, об особенностях природы, о смене времен года, о явлениях природы, о живой и не живой природе.

Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, мы развивали познавательный интерес к различным областям знаний, формируя навыки сотрудничества.

С детьми проводились беседы об экспериментировании с целью поддержки и развития интереса у ребёнка к исследованиям, открытиям. Дети ознакомлены с необходимым оборудованием и материалами для исследовательской деятельности.

В результате работы над проектом удалось повысить уровень знаний детей и вызвать интерес у родителей. В результате дети стали чаще задавать вопросы о объектах, предметах, самостоятельно проводить опыты на прогулке, обращая внимание на знакомые природные материалы.

В процессе эксперимента ребёнок удовлетворяет свою любознательность, обогащает память, внимание, научились классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, делать соответствующие выводы.

C:\Users\1F43~1\AppData\Local\Temp\Rar$DIa5996.49405\20220204_154745.jpg 

C:\Users\1F43~1\AppData\Local\Temp\Rar$DIa5996.15948\20220204_154751.jpg

C:\Users\1F43~1\AppData\Local\Temp\Rar$DIa5996.20565\20220204_154835.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План самообразования на 2018-2023 уч.года

План по самообразованию...

План самообразования на 2018-2023 гг.

Тема: Приобщение детей дошкольного возраста к культуре и традициям  татарского народа.Цель: Приобщение детей к национальной культуре и традициям татарского народа. Формировать праздничную культур...

План самообразования на 2018-2023 гг.

Тема: «Познавательно-исследовательская деятельность детей дошкольного возраста в процессе экологического воспитания»Актуальность темы   С самого рождения ребенок являет...

План самообразования на 2018-2023 гг.

Тема самообразования: «Использование музыкальных дидактических игр в развитии языковой культуры дошкольника».Цель: повышение развития интереса у дошкольников к татарскому языку, закреплени...

План по самообразованию на 2018-2023 учебный год

Индивидуальная тема самообразования:« Развитие артикуляционной моторики у детей с нарушением речи, как эффективное средство коррекции звукопроизношения».Время работы над темой: сентяб...

План по самообразованию на 2018 - 2023 года

План по самообразованию...