Теоретический семинар для педагогов ДОУ "Учимся, играя"
методическая разработка

Тренина Татьяна Викторовна

Данная методическая разработка позволяет провести обучающий семинар с педагогами ДОУ по вопросам активизации умственной деятельности дошкольников и использованию игровых методов обучения математике на занятиях и в повседневной жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon teoreticheskiy_seminar_uchimsya_igraya.doc56 КБ

Предварительный просмотр:

Теоретический семинар «Учимся, играя»

(активизация умственной деятельности дошкольников и использование игровых методов обучения математике на занятиях и в повседневной жизни)

Цель: формирование педагогической компетентности педагогов, позволяющей им осуществлять комплексный подход в организации работы по ФЭМП у детей.

Задачи:

1) повышение профессиональной компетентности педагогов в области современных подходов к математическому развитию дошкольников.

2) Систематизация знаний педагогов о методах и приемах работы в группе по ФЭМП.

3) Развитие интеллектуальной и творческой активности воспитателей.

План семинара:

1. Возрастные особенности развития познавательной деятельности детей дошкольного возраста.

2. Умственное развитие детей посредством игровых занятий по математике, правила работы с детьми.

3. Формирование основ вычислительной деятельности дошкольников.

4. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста.

1. Возрастные особенности развития познавательной деятельности

 детей дошкольного возраста.

Умственное развитие дошкольника – важнейшая составная часть его общего психического развития, подготовки к школе. Но само умственное развитие – сложный процесс: это формирование познавательных интересов, накопление разнообразных знаний и умений, овладение речью. «Ядром» умственного развития являются умственные способности – это те психологические качества, которые определяют легкость и быстроту усвоения новых знаний и умений, возможности их использования для решения разнообразных задач.

Развитие умственных способностей имеет особое значение для подготовки детей к школьному обучению. Ведь важно не только, какими знаниями владеет ребенок ко времени поступления в школу, а готов ли он к получению новых знаний, умеет ли рассуждать, фантазировать, делать самостоятельные выводы, строить замыслы рисунков, конструкций и т.п.

Решению данных задач в полной мере способствует развитее у детей элементарных математических представлений (назвать задачи умственного воспитания, которые можно решить на занятиях по математике).

ФЭМП – это средство умственного развития ребенка, его познавательных способностей. Но необходимо помнить, что в каждом возрасте познавательная деятельность имеет особые, отличительные черты. Мышление детей от 2 до 3 лет носит преимущественно наглядно-действенный характер. Основной формой познавательной деятельности является предметно-манипулятивная игра. Это самостоятельная игра ребенка, в ходе которой он, манипулируя предметами, практически соотносит их по размеру и форме, знакомится с их внутренним устройством. Очень важно создать в группе благоприятные условия для разворачивания этой игры, т.к. именно в ней развивается интеллект ребенка третьего года жизни.

Для этого необходимо:

- создать в группе такую психологическую атмосферу, чтобы каждый ребенок чувствовал, что воспитатель принимает и любит его таким, какой он есть, чтобы малыш мог свободно проявлять свои желания и интересы;

- обеспечить разнообразие и изменчивость предметной среды, окружающей детей, включая в не только игрушки, но и различные предметы обхода взрослых, которые интересно исследовать;

- предоставить ребенку возможность свободно брать любые игрушки и действовать с ними;

- поощрять самостоятельность и любознательность;

- постоянно использовать в речи слова, обозначающие цвет, форму размер предметов, их пространственное расположение и количество.

Детей 3-4 лет отличает от малышей то, что они уже достаточно овладели речью, чтобы выражать свои мысли, желания, намерения словами, а не жестами. Они хорошо владеют существительными и глаголами, и теперь основная задача заключается в усвоении прилагательных. Чтобы правильно употреблять прилагательные, необходимо научиться выделять отдельные признаки предметов, в том числе такие, как цвет, размер, форма. Это возможно только при условии, что взрослые постоянно обращают внимание детей на признаки предметов, обозначая их в собственной речи. При этом разницы между познанием и игрой по-прежнему не существует.

Возраст от 4 до 5 лет получил название возраста «почемучек». Дети старше 4 лет способны мысленно представлять себе то, чего никогда не видели. Мышление в этом возрасте делает качественный скачок: ребенок выходит за пределы наличного бытия и начинает жить в пусть еще ограниченном, но протяженном во времени мире. В речи ребенка появляются такие понятия, как «сегодня» и «вчера», «сначала» и «потом», что позволяет ему перейти от накопления разрозненных впечатлений к поиску закономерностей, лежащих в основе устройстве мира. Если раньше ребенка интересовали отдельные предметы, то теперь он начинает интересоваться процессами как упорядоченными системами событий. Ребенку становятся доступны такие понятия, как время, пространство и мера, выражаемые с помощью числа. В первую очередь ребенку нужно дать возможность понять смысл этих слов, а затем познакомить с преобразованиями, осуществляемыми в рамках этой системы.

Важно, чтобы знакомство детей с математическими понятиями происходило не только на занятиях, но и в обычной жизни, на обычных предметах, чтобы ребенок мог увидеть, что математические понятия описывают реальный мир, а не существуют сами по себе.

В возрасте старше 5 лет детям становятся доступны игры и головоломки, насыщенные логическим содержанием. Такие задания способствуют формированию и развитию у детей простейших логических структур мышления, закрепляют знания о математических представлениях.

Остановимся более подробно на правилах проведения игровых занятий по математике. По какой схеме традиционно организуются занятия по математике? Воспитатель, как правило, более всего озабочен тем, чтобы подать материал занимательно. Но это не всегда является обоснованным. Во-первых, маскируя занятие различными развлекательными деталями, мы тем самым теряем и методический смысл, и математическую сущность. Веселая обстановка не только не помогает, а, наоборот, мешает пониманию и усвоению математического материала. Более того, суть познавательно-практической задачи оказывается настолько замаскирована насильственно привнесенной веселостью, что ребенок ее не осознает и не воспринимает. Основная задача педагога – отобрать содержание, доступное детям, с учетом их возраста и методически грамотно его подать. Слишком трудное задание отнимает у детей и время, и силы от других видов деятельности и, что самое страшено, формирует отрицательное отношение к математике, неверие в собственные силы, негативную мотивацию, заниженную самооценку.

Во-вторых, игровая ситуация на занятии должна давать ребенку возможность и даже необходимость принятия на себя роли действующего персонажа. Такая организация занятия помогает преодолеть ребенку разрыв, возникающий при переходе от ведущей игровой деятельности к учебной.

Другими словами, занятия по математике должны строиться таким образом, чтобы по ходу и педагог, и дети становились совместными участниками игровой ситуации; при этом дети должны иметь возможность управлять развитием игровой ситуации в качестве действующего лица.

Важна и правильная оценка действий ребенка на занятии. Желательно, чтобы педагог привлекал детей к оценке результатов как своих собственных действий, так и сказочных героев, других детей. Важно пользоваться при этом положительной оценкой, стимулирующей детскую активность и желание заниматься умственной деятельностью.

Например:

  • Ты близок к истине.
  • Еще немного времени – и у тебя все получиться.
  • Это неплохое улучшение.
  • Тебе приятно от того, что ты сделал?
  • Ты правильно оцениваешь свою удачу.
  • Ты сам понял, что у тебя получается?

Рассмотрим особенности организации игровых занятий в разных возрастных группах.

На занятиях в группе 23-летних детей важно, чтобы у каждого ребенка создавалось ощущение своей значимости, необходимости, возможности участия в целевых игровых действиях. Педагог при этом обращается к каждому из детей, предлагает взять предметы, коснуться их, придвинуть, а затем осуществить более сложные поисковые действия. Например, отыскивает исчезнувшие со стола кусочки сыра, колбасы и возвращает их на место.

Педагог, направляя развитие сюжета, предоставляет право действия ребенку независимо от его умений и только потом вносит предложение по совершенствованию практических действий малыша от имени игрового персонажа. Так, если, делая мостик для Медвежонка, кто-то из детей не может соотнести ширину ручейка с длиной мостика, педагог говорит: «Мостик оказался в воде, а Медвежонок очень боится холодной воды. Придется ему переносить мостик в другое место. Сейчас Медвежонок такое место найдет, ведь ему очень хочется к Кате в гости». Этим педагог побуждает ребенка вести поиск в другом направлении.

В играх с детьми 2—3-х лет следует использовать преимущественно реальные предметы, игрушки или силуэты, и в меньшей мере карточки с картинками, фигурами. Обилие новизны отвлекает ребенка, поэтому создание игровой обстановки осуществляется постепенно. Заканчивать развитие игрового сюжета с маленькими детьми следует раньше, чем ребенок устанет или потеряет интерес.

Дети 3—4 лет с интересом воспринимают сюжет и проявляют заметную активность в действиях. Они устанавливают ассоциации по цвету, соотносят предметы по форме, размеру и цвету (одновременно), целенаправленно группируют (сортируют) предметы по ими же выделенным признакам. Детьми уже освоен один из приемов воссоздания целого из элементов. Дети слушают содержание сюжета, вступают в диалог с персонажами и выполняют практические действия. Однако не все могут самостоятельно справиться с заданием. Некоторые дети с трудом соотносят разыгрываемый сюжет с изображением в тетради. В этих случаях необходим предварительный разговор с ребенком по содержанию рисунков. В процессе выполнения действий в рабочих тетрадях дети проводят линии, ставят значки, раскрашивают. Не следует предлагать детям полное закрашивание рисунка, достаточно лишь его «оживление». При этом рекомендуется совместно с ребенком определить предмет раскрашивания, выбрать цвета. Изображения следует раскрашивать мягкими цветными карандашами, мелками, но не фломастерами.

Дети среднего дошкольного возраста (4—5 лет) обладают уже определенной самостоятельностью, что позволяет им активно включаться в игровой сюжет. Овладение детьми рядом простых действий (движение по лабиринту, сравнение двух объектов, комбинаторные действия по правилам) позволяет взрослому уделять больше внимания более сложным действиям по воспроизведению количества, подбору логических пар, группировке, делению на равные группы.

Педагог стимулирует ребенка к достижению результата, привлекая его к диалогу, разговору о возможных путях развития сюжета. Так у детей начинает постепенно вырабатываться критическое отношение к своим действиям. Они замечают несоответствие между тем, что сделано ими, и тем, как должно быть, активно стремятся к осуществлению действий по правилам. При этом положительная оценка, эмоциональная поддержка со стороны педагога позволяют ребенку исправлять ошибки и не бояться экспериментировать.

В этом возрасте детей привлекает процесс раскрашивания предметов, составления аппликаций. Дети в этом возрасте избирательно относятся к подбору цветов, раскрашивают мелкие, декоративные детали рисунков, поэтому педагогам не следует их торопить при выполнении упражнения, а лучше предоставить детям возможность получить удовольствие от достигнутого результата.

В возрасте 4—5 лет меняется отношение детей к оценке их деятельности взрослыми. Их не устраивает общая оценка («Молодцы, все помогли мышатам отправиться в плавание: подобрали запасные паруса»). Дети ожидают оценки, основанной на собственном восприятии сюжета.

В старшем дошкольном возрасте (5—6 лет) уровень познавательной активности детей позволяет им быстро включаться в решение проблем.

Овладевая основными действиями — сравнением, соотнесением, воссозданием целого из частей, сосчитыванием парами, пятерками, — дети способны выполнять более сложные задания. Это моделирование, поиск закономерности и последовательности расположения, используя при этом предметно-схематические модели (циферблат часов, модель недели, года, концентрические круги, пирамиды из кругов и др.).

В подготовительной к школе группе (67 лет), как известно, детей интересуют учебные задания, поэтому игровая ситуация становится более краткой, содержит лишь эпизоды, раскрывающие сущность учебно-игрового действия. Дети 6—7 лет проявляют особый интерес к выполнению учебных действий в рабочих тетрадях, ориентируясь на достижение непременно положительного результата. Дети на занятиях осваивают действия по составлению числовых рядов из цветных счетных палочек, цифр, осуществляют уменьшение и увеличение чисел на 1-2 действия сложения и вычитания, составляют фигуры из частей, практически устанавливают симметрию (справа как слева).

(предлагается провести сравнительный анализ программных задач по математическому развитию с целью проследить усложнение изучаемого материала)

2. Формирование основ вычислительной деятельности дошкольников

3. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста

Педагогические заповеди, которыми можно

руководствоваться в работе

  • У каждого ребенка свой срок и свой час постижения.
  • Максимум внимания необходимо уделять детям отстающим. Новый материал с ними нужно начинать усваивать раньше, чем со всей группой детей (опережать, а не догонять группу).
  • Необходимо постоянно поощрять все усилия ребенка и само его стремление узнать новое, научиться новому.
  • В дошкольном возрасте нужно избегать отрицательных оценок ребенка и результатов его деятельности.
  • Сравнивать результаты работы ребенка можно только с его же собственными достижениями, но не с достижениями других детей.
  • Очень важно отвечать на все вопросы детей и заниматься с ними тем, что им нравиться.
  • Принудительное обучение бесполезно.
  • Только имея с ребенком хороший личный контакт, можно его чему-то научить.
  • Лучше слышат того, кто тише говорит.

Список литературы

1. Митхайлова З.А., Чеплашкина И.Н. Математика – это интересно. Игровые ситуации для детей дошкольного возраста: Методическое пособие для педагогов ДОУ. – СПб: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004.

2. Сербина Е.В. Математика для малышей. – М.: Просвещение, 1992.

3. А. Белошистая «Игровая ситуация на занятиях по математике»/ Дошкольное воспитание - №10/2007 – с.6

4. Играю – значит интересно живу: учебно-методическое пособие/ И.В. Ткаченко, Н.А. Богачкина и др. – М.: Дрофа, 2008.

5. Михайлова З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников. – М.: Просвещение, 1990.

6. Давайте поиграем: математические игры для детей 5-6 лет
Н.И. Касабуцкий, А.А. Столяр и др. – М.: Просвещение, 1991.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Теоретический семинар для педагогов ДОУ «Что такое ФГОС дошкольного образования?»

Теоретический семинар для педагогов ДОУ«Что такое ФГОС дошкольного образования?»Форма: мини- лекция ( презентация), круглый столЗадачи:·         Познакомить пед...

Теоретический семинар для педагогов "Использование педагогом здоровьесберегающих технологий в работе с дошкольниками"

Теоретический семинар для педагогов "Использование педагогом здоровьесберегающих технологий в работе с дошкольниками"...

Организация работы с одаренными детьми (теоретический семинар для педагогов)

Одаренные дети - особая и очень хрупкая часть нашего общества, один из его важнейших ресурсов.   Работа с одаренными детьми выступает одним из вариантов конкретной реализации права личности ...

Теоретический семинар для педагогов "Коррекция нарушений эмоционально-личностного развития дошкольников в условиях ДОУ"

Одной из самых серьезных социальных проблем, с которой сталкиваются педагоги - это нарушение эмоционально-личностной сферы детей и недостаточное развитие коммуникативных навыков. К сожалению, эмоциона...

Теоретический семинар для педагогов ДОУ по теме: организации и проведению музыкальных праздников в детском саду.

Музыка — могучий источник мысли.Без музыкального воспитания невозможнополноценное умственное развитие.Музыка объединяет моральную, эмоциональнуюи эстетическую сферы человека. Музыка — это ...