Воспитание нравственности в ДОУ
статья

Пудова Ольга Федоровна

Чтобы воспитать в детях нравственность, важно научить понимать других людей. Сегодня это непонимание широко выражается в равнодушии  и эгоизме, а хуже в ненависти, зависти, злобе. Наши дети не понимают смысла жизни и сути души, следствием чего постоянным фоном жизни является страх и беспокойство за свою жизнь, а хуже трусость и подлость, распущенность, лень.

     Воспитание нравственности -  одна из существенных сторон воспитания ребенка. Это связано с пробуждением в ребёнке сострадания, сопереживания в горе, беде и умении радоваться и сопереживать успеху другого как к своему собственному. Ребёнок должен приходить к этому не через порицания или боязнь наказания, а через укрепление по мере его взросления чувства собственного достоинства. Действенное, искреннее проявление любви взрослого к ребёнку побуждает его к проявлению добрых чувств в общении с окружающими - это важное условие воспитания доброты. Проблема воспитания толерантности и нравственной идентификации подрастающего поколения сегодня волнуют общественность во всем мире и в нашей стране в частности.

     Дошкольный возраст – это уникальный период в жизни человека, когда закладываются основы социального, эмоционального, волевого, познавательного развития, происходит приобщение к духовным ценностям, развитие способностей и индивидуальности ребенка. Дошкольник обретает опыт самоутверждения, познает радость удач и горечь разочарований, притягательность общения и начинает осознавать свои интересы. Из детства ребенок выносит то, что сохраняется потом на всю жизнь.

Важно сформировать у ребенка представление о принадлежности к человеческому роду; воспитывать уверенность в себе. Умение анализировать поступки, чувства, мысли; научить его бережно относится к своей семье, друзьям, другим людям, животным.

Поэтому в настоящее время наиболее актуально воспитание нравственной стороны личности уже с дошкольного возраста.

Проводя работу по воспитанию нравственных качеств у дошкольников, необходимо в первую очередь руководствоваться законодательными документами РФ.

С исторических времен человечество задавалось вопросом воспитания нравственности. Многие ученые сформулировали свою точку зрения по этому поводу.

       Главными направлениями российского образования должны стать поворот к человеку, обращение к его духовно-нравственным качествам личности, его успешности, творчеству.

      Воспитание и формирование подрастающего поколения на основе духовно-нравственных  ценностей зависит от: исторического строя, идеологии, семейных устоев, окружающей действительности.

       В условиях дошкольного учреждения особое внимание уделяется созданию предпосылок к развитию религиозности у детей соответствующими возрасту средствами, основываясь на приоритете положительного, доброго и возвышенного.

      Главная особенность духовно-нравственной личности человека – это способность правильно оценить и понять чувства и эмоции другого человека, для которого понятия дружба, справедливость, сострадание, доброта, любовь не являются пустым звуком, имеет гораздо более высокий уровень эмоционального развития.

     Рассматривая педагогический аспект духовно-нравственного воспитания и формирования культуры поведения, мы пришли к выводу, что проблема духовно-нравственного становления личности существует очень давно и в этой области сделано немало открытий. Процесс духовно-нравственного воспитания имеет свою специфику и трудности в организации, однако, освоив необходимые психологические и педагогические знания, взрослый способен влиять на ребёнка и целенаправленно формировать нравственные представления и культуру поведения.

    

     Причина необходимости нравственного воспитания детей заключена в проблеме раннего развития способностей. Не приступая к развитию нравственных качеств ребёнка (доброты, сердечности, сострадания, совестливости) родители прежде начинают развивать способности ребёнка. Результат — эгоизм в ребёнке, взращенном на убеждении, что он — безмерно талантлив и самодостаточен и потому вполне может обойтись без «лишних», обременительных для него чувств и убеждений духовно-нравственного порядка. Представляется актуальным рассмотрение содержания, факторов формирования духовно-нравственной личности в особой социальной ситуации развития в дошкольном возрасте, когда происходит формирование первоначального, фактического склада личности, развитие свойств и качеств, имеющих большое значение для общего хода становления личности. Такое воспитание предпринято в нашем детском саду.

Основные принципы работы нашего детского сада по формированию нравственных качеств дошкольника следующие:

I. Принципы духовно-нравственного воспитания.

II. Принципы отбора содержания образования.

III. Принципы организации непосредственно образовательной деятельности.

Таким образом, в нашей работе прослеживается несколько направлений:

1. Духовно-образовательное 

2. Воспитательно-оздоровительное 

3. Культурно-познавательное

4. Нравственно-трудовое

 Наша педагогическая работа представлена комплексом  мероприятий, направленных на реализацию задач нравственного воспитания дошкольников в условиях структурного взаимодействия «педагог – ребенок – семья».

В этой работе предусматривается распределение направлений по формированию нравственных качеств дошкольника  по пяти блокам:

1 блок - «Моя семья»

2 блок - «Родной город»

3 блок - «Родная природа»

4 блок -  «Родная культура»

5 блок -  «Родная страна»

  Каждая из этих тем повторяется в возрастных группах, изменяются только содержание, объем познавательного материала, сложность и длительность изучения. Это длительное, систематическое и целенаправленное воздействие на ребенка.

 Систему работы по формированию нравственных качеств дошкольника можно представить следующим образом:

семья→детский сад→родная улица→ родной город→родная страна.

.

  Главный  результат  должен  включать  в себя наиболее  полное  усвоение  ребенком  вечных ценностей:  милосердия, правдолюбия,  стремления  его  к  добру  и  неприятию  им  зла.

  Итак, работа по этому направлению в практической деятельности, позволит обеспечить воспитание у ребёнка гуманного отношения к окружающему миру, сформировать социально-коммуникативные умения и навыки, этические представления, социально-общественные качества, умение дружно играть и трудиться, справедливо оценивать свои поступки и поступки других детей, создаются благоприятные условия для воспитания  отзывчивости, сочувствия, заботы, доброты.

Данные педагогические условия адекватны и целесообразны для моделирования духовно-нравственной сферы личности дошкольника.

Правильно подобранные педагогические условия позволяют не только моделировать нравственный  потенциал дошкольников, но и помогает в общем развитии детей-дошкольников: интеллектуальном, нравственном, эстетическом, физическом.

Обязательно должны выполняться условия совместной деятельности детей, педагогов и родителей.

Достоинством системы работы по нравственному воспитанию является разнообразие методов работы с детьми и родителями. Материалом для реализации работы по данному направлению с воспитанниками нашего ДОУ служат: факультативные занятия, беседы, игры нравственного и духовно – нравственного содержания, рукоделие и все виды творческой,  художественной деятельности детей, проведение совместных праздников, просмотр слайд – фильмов, диафильмов, использование аудиозаписей и технических средств обучения, экскурсии, целевые прогулки по городу, в парк. Детская благотворительность, тематические вечера эстетической направленности, постановка музыкальных сказок духовно – нравственного содержания, творческие вечера, организация совместного проживания событий взрослыми и детьми.

Психологическим инструментарием для эффективности реализации данной работы по нравственному воспитанию служат различные проективные методики.

Предваряя работу по формированию нравственных качеств у дошкольников, коллектив детского сада №4 исследовал эту проблематику теоретически с различных научных точек зрения.

 Был проведен педагогический совет «Формирование нравственной личности дошкольника», на котором были сформулированы цели и задачи в данном направлении. Во второй половине дня специалисты и воспитатели проводили занятия духовно-нравственного, патриотического характера. Это и тематические вечера эстетической направленности (живопись, музыка, поэзия), и постановка музыкальных сказок духовно - нравственного содержания, и творческие вечера.

  Так же 1 раз в месяц проводилась работа с родителями. Менялись формы работы с родителями, чтобы их увлечь и привлечь к совместной работе. Проводились открытые показы воспитательно-образовательного процесса; вечера вопросов и ответов; индивидуальная работа с детьми дома (ведение тетради эмоционального развития ребенка); совместные с родителями праздники, спектакли, именины детей.

  Еще 1 раз в месяц применялись различные формы работы и с педагогическим составом нашего коллектива. Это и педагогические чаепития, и мозговые штурмы, и интеллектуальные игры, и минутки успеха.

Таким образом,  работа по нравственному воспитанию дошкольников коллективом детского сада способствует:

  • объединению усилий педагогов и родителей в решении  воспитательно-образовательных задач по формированию нравственных качеств у дошкольников;
  • повышению уровня подготовки родителей в вопросах  нравственного воспитания детей; расширению опыта общения родителей с детьми в семейно-бытовой и досуговой деятельности; возрождению традиций и ценностей в семьях воспитанников;
  • созданию развивающей среды в ДОУ: повышению компетенций педагогов по данному вопросу и обогащение педагогическими технологиями НОД.

       Очевидно, что в результате реализации данной работы произошли положительные  изменения в личностных характеристиках старших дошкольников. Это свидетельствует о том, что  позитивно влияет на личностное развитие детей старшего дошкольного возраста.

       Разнообразные формы и методы работы с детьми, педагогами и родителями всех заинтересовали и сплотили, а также послужили импульсом для дальнейшего развития родительско-детских отношений. Правильно подобранные педагогические условия помогли в общем развитии дошкольников: интеллектуальном, нравственном, эстетическом, физическом. А если есть динамика, есть развитие, есть хорошие результаты, значит, это правильный путь, путь успеха и достижения  нравственных ценностей, путь достижения душевной гармонии.

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Виноградовой А.М.  Воспитание нравственных чувств у старших   дошкольников».М.,1991

2. Данилина Г.Н.Дошкольнику об истории и культуре России._М.:Арки,2005

3. Петракова И.. Духовные основы нравственного воспитания. М.. 1997.

4. Рувинский Л.И. Нравственное воспитание личности.  М., 1981.

5.  Субботский Е.В. Ребенок открывает мир.  М., 1991.

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vospitanie_nravstvennosti_u_starshih_doshkolnikov.docx20.56 КБ

Предварительный просмотр:

 Воспитание нравственности в ДОУ

О.Ф.Пудова 

Структурное подразделение государственного  бюджетного образовательного учреждения Самарской области средняя общеобразовательная школа  № 8 городского округа Отрадный Самарской области детский сад № 4

     Чтобы воспитать в детях нравственность, важно научить понимать других людей. Сегодня это непонимание широко выражается в равнодушии  и эгоизме, а хуже в ненависти, зависти, злобе. Наши дети не понимают смысла жизни и сути души, следствием чего постоянным фоном жизни является страх и беспокойство за свою жизнь, а хуже трусость и подлость, распущенность, лень.

     Воспитание нравственности -  одна из существенных сторон воспитания ребенка. Это связано с пробуждением в ребёнке сострадания, сопереживания в горе, беде и умении радоваться и сопереживать успеху другого как к своему собственному. Ребёнок должен приходить к этому не через порицания или боязнь наказания, а через укрепление по мере его взросления чувства собственного достоинства. Действенное, искреннее проявление любви взрослого к ребёнку побуждает его к проявлению добрых чувств в общении с окружающими - это важное условие воспитания доброты. Проблема воспитания толерантности и нравственной идентификации подрастающего поколения сегодня волнуют общественность во всем мире и в нашей стране в частности.

     Дошкольный возраст – это уникальный период в жизни человека, когда закладываются основы социального, эмоционального, волевого, познавательного развития, происходит приобщение к духовным ценностям, развитие способностей и индивидуальности ребенка. Дошкольник обретает опыт самоутверждения, познает радость удач и горечь разочарований, притягательность общения и начинает осознавать свои интересы. Из детства ребенок выносит то, что сохраняется потом на всю жизнь.

Важно сформировать у ребенка представление о принадлежности к человеческому роду; воспитывать уверенность в себе. Умение анализировать поступки, чувства, мысли; научить его бережно относится к своей семье, друзьям, другим людям, животным.

Поэтому в настоящее время наиболее актуально воспитание нравственной стороны личности уже с дошкольного возраста.

Проводя работу по воспитанию нравственных качеств у дошкольников, необходимо в первую очередь руководствоваться законодательными документами РФ.

С исторических времен человечество задавалось вопросом воспитания нравственности. Многие ученые сформулировали свою точку зрения по этому поводу.

       Главными направлениями российского образования должны стать поворот к человеку, обращение к его духовно-нравственным качествам личности, его успешности, творчеству.

      Воспитание и формирование подрастающего поколения на основе духовно-нравственных  ценностей зависит от: исторического строя, идеологии, семейных устоев, окружающей действительности.

       В условиях дошкольного учреждения особое внимание уделяется созданию предпосылок к развитию религиозности у детей соответствующими возрасту средствами, основываясь на приоритете положительного, доброго и возвышенного.

      Главная особенность духовно-нравственной личности человека – это способность правильно оценить и понять чувства и эмоции другого человека, для которого понятия дружба, справедливость, сострадание, доброта, любовь не являются пустым звуком, имеет гораздо более высокий уровень эмоционального развития.

     Рассматривая педагогический аспект духовно-нравственного воспитания и формирования культуры поведения, мы пришли к выводу, что проблема духовно-нравственного становления личности существует очень давно и в этой области сделано немало открытий. Процесс духовно-нравственного воспитания имеет свою специфику и трудности в организации, однако, освоив необходимые психологические и педагогические знания, взрослый способен влиять на ребёнка и целенаправленно формировать нравственные представления и культуру поведения.

     

     Причина необходимости нравственного воспитания детей заключена в проблеме раннего развития способностей. Не приступая к развитию нравственных качеств ребёнка (доброты, сердечности, сострадания, совестливости) родители прежде начинают развивать способности ребёнка. Результат — эгоизм в ребёнке, взращенном на убеждении, что он — безмерно талантлив и самодостаточен и потому вполне может обойтись без «лишних», обременительных для него чувств и убеждений духовно-нравственного порядка. Представляется актуальным рассмотрение содержания, факторов формирования духовно-нравственной личности в особой социальной ситуации развития в дошкольном возрасте, когда происходит формирование первоначального, фактического склада личности, развитие свойств и качеств, имеющих большое значение для общего хода становления личности. Такое воспитание предпринято в нашем детском саду.

Основные принципы работы нашего детского сада по формированию нравственных качеств дошкольника следующие:

I. Принципы духовно-нравственного воспитания.

II. Принципы отбора содержания образования.

III. Принципы организации непосредственно образовательной деятельности.

Таким образом, в нашей работе прослеживается несколько направлений:

1. Духовно-образовательное  

2. Воспитательно-оздоровительное  

3. Культурно-познавательное

4. Нравственно-трудовое

 Наша педагогическая работа представлена комплексом  мероприятий, направленных на реализацию задач нравственного воспитания дошкольников в условиях структурного взаимодействия «педагог – ребенок – семья».

В этой работе предусматривается распределение направлений по формированию нравственных качеств дошкольника  по пяти блокам:

1 блок - «Моя семья»

2 блок - «Родной город»

3 блок - «Родная природа»

4 блок -  «Родная культура»

5 блок -  «Родная страна»

  Каждая из этих тем повторяется в возрастных группах, изменяются только содержание, объем познавательного материала, сложность и длительность изучения. Это длительное, систематическое и целенаправленное воздействие на ребенка.

 Систему работы по формированию нравственных качеств дошкольника можно представить следующим образом:

семья→детский сад→родная улица→ родной город→родная страна.

.

  Главный  результат  должен  включать  в себя наиболее  полное  усвоение  ребенком  вечных ценностей:  милосердия, правдолюбия,  стремления  его  к  добру  и  неприятию  им  зла.

  Итак, работа по этому направлению в практической деятельности, позволит обеспечить воспитание у ребёнка гуманного отношения к окружающему миру, сформировать социально-коммуникативные умения и навыки, этические представления, социально-общественные качества, умение дружно играть и трудиться, справедливо оценивать свои поступки и поступки других детей, создаются благоприятные условия для воспитания  отзывчивости, сочувствия, заботы, доброты.

Данные педагогические условия адекватны и целесообразны для моделирования духовно-нравственной сферы личности дошкольника.

Правильно подобранные педагогические условия позволяют не только моделировать нравственный  потенциал дошкольников, но и помогает в общем развитии детей-дошкольников: интеллектуальном, нравственном, эстетическом, физическом.

Обязательно должны выполняться условия совместной деятельности детей, педагогов и родителей.

Достоинством системы работы по нравственному воспитанию является разнообразие методов работы с детьми и родителями. Материалом для реализации работы по данному направлению с воспитанниками нашего ДОУ служат: факультативные занятия, беседы, игры нравственного и духовно – нравственного содержания, рукоделие и все виды творческой,  художественной деятельности детей, проведение совместных праздников, просмотр слайд – фильмов, диафильмов, использование аудиозаписей и технических средств обучения, экскурсии, целевые прогулки по городу, в парк. Детская благотворительность, тематические вечера эстетической направленности, постановка музыкальных сказок духовно – нравственного содержания, творческие вечера, организация совместного проживания событий взрослыми и детьми. 

Психологическим инструментарием для эффективности реализации данной работы по нравственному воспитанию служат различные проективные методики.

Предваряя работу по формированию нравственных качеств у дошкольников, коллектив детского сада №4 исследовал эту проблематику теоретически с различных научных точек зрения.

 Был проведен педагогический совет «Формирование нравственной личности дошкольника», на котором были сформулированы цели и задачи в данном направлении. Во второй половине дня специалисты и воспитатели проводили занятия духовно-нравственного, патриотического характера. Это и тематические вечера эстетической направленности (живопись, музыка, поэзия), и постановка музыкальных сказок духовно - нравственного содержания, и творческие вечера.

  Так же 1 раз в месяц проводилась работа с родителями. Менялись формы работы с родителями, чтобы их увлечь и привлечь к совместной работе. Проводились открытые показы воспитательно-образовательного процесса; вечера вопросов и ответов; индивидуальная работа с детьми дома (ведение тетради эмоционального развития ребенка); совместные с родителями праздники, спектакли, именины детей.

  Еще 1 раз в месяц применялись различные формы работы и с педагогическим составом нашего коллектива. Это и педагогические чаепития, и мозговые штурмы, и интеллектуальные игры, и минутки успеха.

Таким образом,  работа по нравственному воспитанию дошкольников коллективом детского сада способствует:

  • объединению усилий педагогов и родителей в решении  воспитательно-образовательных задач по формированию нравственных качеств у дошкольников;
  • повышению уровня подготовки родителей в вопросах  нравственного воспитания детей; расширению опыта общения родителей с детьми в семейно-бытовой и досуговой деятельности; возрождению традиций и ценностей в семьях воспитанников;
  • созданию развивающей среды в ДОУ: повышению компетенций педагогов по данному вопросу и обогащение педагогическими технологиями НОД.

       Очевидно, что в результате реализации данной работы произошли положительные  изменения в личностных характеристиках старших дошкольников. Это свидетельствует о том, что  позитивно влияет на личностное развитие детей старшего дошкольного возраста.

       Разнообразные формы и методы работы с детьми, педагогами и родителями всех заинтересовали и сплотили, а также послужили импульсом для дальнейшего развития родительско-детских отношений. Правильно подобранные педагогические условия помогли в общем развитии дошкольников: интеллектуальном, нравственном, эстетическом, физическом. А если есть динамика, есть развитие, есть хорошие результаты, значит, это правильный путь, путь успеха и достижения  нравственных ценностей, путь достижения душевной гармонии.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Виноградовой А.М.  Воспитание нравственных чувств у старших   дошкольников».М.,1991

2. Данилина Г.Н.Дошкольнику об истории и культуре России._М.:Арки,2005

3. Петракова И.. Духовные основы нравственного воспитания. М.. 1997.

4. Рувинский Л.И. Нравственное воспитание личности.  М., 1981.

5.  Субботский Е.В. Ребенок открывает мир.  М., 1991.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Взаимодействие семьи и ДОО по формированию у детей духовно-нравственных ценностей, воспитание нравственно-патриотических чувств, уважения к старшему поколению»

Представляю презентацию в которой хочу поделиться опытом своей работы по теме «Взаимодействие семьи и ДОО по формированию у детей духовно-нравственных ценностей, воспитание нравственно-патриотических ...

Парциальная программа по нравственно – патриотическому воспитанию «Возрождение национальной культуры и воспитание нравственно – патриотических чувств у дошкольников» Авторы – составители Заведующий МБДОУ д/с № 31 Бондарева О.В. Старший воспитатель Пи

Краеведение ─ одно из самых мощных средств воспитания детей дошкольного возраста. Оно воспитывает у детей сознательную любовь к родному краю как части великой Родины – России, связывает воспитание с ж...

Доклад на конференцию по нравственно-патриотическому воспитанию на тему «Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста»

Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Сохранить человеческое в наших детях, заложить нравственные основы, которые сделают их более у...

Консультация для родителей «Формирование у детей чувства любви к Родине через нравственно-патриотическое воспитание».нравственно-патриотическое воспитание

Вид из окна, панорама родного города, детский сад, родная природа – все это Родина. Родная природа – один из самых сильных факторов воспитания любви к родине. Любование ее красотой, бережн...

Консультация для родителей «Формирование у детей чувства любви к Родине через нравственно-патриотическое воспитание».нравственно-патриотическое воспитание

Консультация для родителей«Формирование у детей чувства любви к Родине через нравственно-патриотическое воспитание».Вид из окна, панорама родного города, детский сад, родная природа &ndash...

Статья на тему "Нравственно-экологическое воспитание старших дошкольников Воспитание нравственных норм и бережного отношения к природе у ребёнка"

О необходимости экологического воспитания детей дошкольного возраста, важности развития в ребенке желания заботиться и оберегать природу и окружающую среду....