ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ
материал

Волкова Людмила Станиславовна

Создание условий для профессионального развития педагогов в условиях введения ФГОС предполагает реализацию компетентностного подхода. Основными категориями с данной точки зрения выступают следующие:

1. Профессиональная компетентность – совокупность знаний, позволяющих квалифицированно судить о вопросах, относящихся к сфере профессиональной деятельности; раскрывается через следующие показатели:

– владение профессиональными знаниями, умениями и навыками;

– способность высказывать авторитетное мнение о различных проблемных ситуациях;

– готовность и способность действовать самостоятельно, ответственно, с гарантией результата.

2. Профессиональная культура – владение педагогическим наследием, которое составляет эталон настоящего.

3. Квалификация – требования профессиональной деятельности к работнику, соответствие которым выражается в образовательном цензе и других профессиональных достоинствах.

4. Профессиональное поведение – соответствие деятельности педагога лучшим образцам профессионализма: творческая активность, индивидуальный стиль деятельности, «педагогический почерк».

Выделяются четыре аспекта реализации компетентностного подхода в образовании (В. В. Давыдов, Э. В. Эльконин, Э. В. Ильенков, Скаткин, В. В. Краевский, И. А. Зимняя, С. В. Кульневич, А. В. Хуторской и др.):

– ключевые компетентности;

– обобщенные предметные умения;

– прикладные предметные умения;

– жизненные навыки.

На современном этапе на передний план выходит аспект ключевых компетентностей. Понятие ключевых компетентностей еще не определено достаточно четко. Однако в целом можно сказать, что ключевые компетентности характеризуются тем, что они:

– позволяют решать сложные (неалгоритмические) задачи;

– полифункциональны (позволяют решать разные задачи одного поля);

– переносимы на разные социальные поля (на разные области деятельности);

– требуют сложной ментальной организованности (включения интеллектуальных, эмоциональных качеств);

– сложно устроены и для реализации требуют целого набора навыков (навыки сотрудничества, понимания, аргументации, планирования);

– реализуются на разных уровнях.

Компетентность как специфическая способность состоит из взаимосвязанных компонентов, включающих как узкоспециальные знания, особого рода предметные навыки, способы профессионального мышления, ценностно-смысловые ориентации в профессии, а также ответственности за свои действия. Это знания и опыт педагога, имеющий для него личностный смысл, позволяющий продуктивно размышлять на профессиональные темы и решать профессиональные задачи разного уровня сложности.

С позиции компетентностного подхода профессиональное развитие педагогов ДОО осуществляется в трех взаимосвязанных плоскостях:

– профессиональное саморазвитие старшего воспитателя;

– профессиональное развитие конкретного педагога;

– развитие педагогического коллектива как профессионального сообщества.