Программа воспитания, как механизм управления воспитательным процессом в ДОУ
статья

Козлова Анна Владимировна

Программа воспитания дошкольного образования является локальным документом, компонентом к основной образовательной программе дошкольного образования учреждения, не противоречит ее принципам, целям, задачам и содержанию.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Программа воспитания, как механизм управления воспитательным процессом в ДОУ

В настоящий момент Российская система образования находится на этапе обновления всей системы воспитания.

Начиная с 2019 года на государственном уровне предприняты серьезные шаги, направленные на усиление системного подхода к процессу воспитания.

В 2020 г. подготовлены и уже реализуются законодательные и нормативные документы, призванные упорядочить воспитательную деятельность всех образовательных организаций (школы, дошкольные учреждения, учреждения начального и высшего профессионального образования), качественно изменить содержание воспитательной деятельности и обеспечить грамотное управление этими процессами.

Наиболее значимыми нормативными документами в области воспитания на сегодняшний день являются:

-Федеральный закон № 304-ФЗ от 31 июля 2020 г. “О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся”  

-Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 04.08.2020 №ДГ-1249/06 «О внедрении примерной программы воспитания»  

-Распоряжение Правительства Российской Федерации от 12.11.2020 №2945-Р «Об утверждении плана мероприятий по реализации в 2021-2025 годах Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»  

-Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 11.12.2020 №712 «О внесении изменений в некоторые федеральные государственные образовательные стандарты общего образования по вопросам воспитания обучающихся»

В этих документах делается акцент на усиление воспитательного потенциала образовательных организаций, на создание системы воспитания не только на уровне ОО, но и на уровне муниципального образования, региона и федерации в целом.

Воспитание–деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде.

Воспитание детей опирается на основы оптимального сочетания отечественных традиций, современного опыта, культурно-исторического, системно-деятельностного подхода к социальной ситуации развития ребенка.

Общие задачи и принципы воспитания средствами образования представлены в Федеральных государственных образовательных стандартах на всех уровнях образования, где воспитательная деятельность педагогического процесса охватывает все составляющие образовательной системы и направлено на качественное и доступное образование и воспитание в современных условиях.

Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года предусматривает приоритетные направления воспитания:

- гражданское и патриотическое воспитание;

- духовно-нравственное развитие;

- приобщение детей к культурному наследию;

- физическое развитие и культура здоровья;

- трудовое воспитание и профессиональное самоопределение;

- экологическое воспитание.

Программа воспитания дошкольного образования является локальным документом, компонентом к основной образовательной программе дошкольного образования учреждения, не противоречит ее принципам, целям, задачам и содержанию.

Программа воспитания составляется с учетом Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, путем выявления воспитательных задач основной образовательной Программы и объединения обучения и воспитания в целостный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества.

Реализация программы обеспечивает формирование общей культуры личности детей, ценностей здорового образа жизни, развития социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности.

Программа воспитания включает приложение - календарный план воспитательной работы. Календарный план воспитательной работы составлен с целью конкретизации форм и видов воспитательных мероприятий, проводимых педагогическими работниками в  учебном году.

Календарный план воспитательной работы разделен на модули, которые отражают направления воспитательной работы в соответствии с рабочей Программой воспитания.

Воспитание – сложный динамический процесс, поэтому эффективное его осуществление предполагает наличие определенной логики, основанной на четкой этапности действий. В основе подхода к воспитанию лежит понятие «система», в которой все элементы, составляющие целостность, работают на конечную цель – формирование гармонической личности.

Рабочая программа воспитания – это не перечень обязательных мероприятий, а описание системы форм и методов работы с воспитанниками.

Именно для того что бы выстроить эту систему нам с вами и необходима рабочая программа воспитания.

Важную роль в этой системе играет раздел «Самоанализ воспитательной работы», который тоже прописывается в программе воспитания.

Основные принципы осуществления самоанализа воспитательной работы:

- принцип гуманистической направленности осуществляемого анализа, ориентирующий экспертов на уважительное отношение к воспитанникам и к педагогам, реализующим воспитательный процесс;

- принцип приоритета анализа воспитания, ориентирующий экспертов на изучение не количественных его показателей, а качественных – таких как содержание и разнообразие деятельности, характер общения и отношений между воспитанниками и педагогами;

- принцип развивающего характера осуществляемого анализа, ориентирующий экспертов на использование его результатов для совершенствования воспитательной деятельности педагогов: грамотной постановки ими цели и задач воспитания, умелого планирования своей

воспитательной работы, правильного подбора видов, форм и содержания их совместной деятельности с детьми разного возраста;

- принцип разделенной ответственности за результаты личностного развития воспитанников, ориентирующий экспертов на понимание того, что личностное развитие детей – это результат как социального воспитания (взаимодействие с семьей и другими социальными институтами), так и стихийной социализации и саморазвития детей.

Основным объектом анализа воспитательного процесса, является состояние

организуемой совместной деятельности детей и взрослых.

Анализ данных о личностном развитии дошкольника на разных возрастных этапах проводится с целью объективного определения последующего индивидуального пути развития и воспитания, наиболее благоприятного для каждого ребёнка.

Критерием, на основе которого осуществляется анализ, является наличие комфортной и личностно развивающей совместной деятельности детей и взрослых.

Способами и формами получения информации о состоянии организуемой совместной

деятельности детей и взрослых могут быть беседы с детьми, родителями, воспитателями, педагогическое наблюдение и результаты контроля, при необходимости анкетирование.

Полученные результаты обсуждаются на заседании педагогического совета.

Особое внимание уделяется вопросам качества результатов воспитания:

• при проведении общих мероприятий;

• совместной деятельности педагогов и детей;

• взаимодействия совместной деятельности воспитателей и родителей;

• проводимых экскурсий, походов;

• организации творческих конкурсов, соревнований, праздников и других мероприятий.

Осуществляется анализ руководителем структурного подразделения, методистом и воспитателями.

Итогом самоанализа организуемой воспитательной работы является перечень выявленных проблем и достижений, которые необходимо учесть в будущей работе педагогическому коллективу.

Таким образом, из выше сказанного можно сделать вывод, что программа воспитания является механизмом управления воспитательным процессом в ДОУ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Положение о рабочей группе по разработке программы воспитания и календарного плана воспитательной работы

Настоящее положение регламентирует деятельность рабочей группы по разработке рабочей программы воспитания и календарного плана воспитательной работы как структурного компонента основной образовательно...

Дорожная карта по разработке и внедрению рабочей программы воспитания и календарного плана воспитательной работы МБДОУ «Детский сад №18»

Дорожная карта является инструментом по оптимизации процесса разработки рабочей программы воспитания и календарного плана воспитательной работы МБДОУ «Детский сад №18».Цель: системная орга...

Приказ о создании рабочей группы по разработке программы воспитания и календарного плана воспитательной работы МБДОУ№9 (2021г.)

Приказ о создании рабочей группы по разработке программы воспитания и календарного плана воспитательной работы...

Приказ о создании рабочей группы по разработке рабочей программы воспитания и календарного плана воспитательной работы

Создать рабочую группу по разработке рабочей программы воспитания и календарного плана воспитательной работы...

Дорожная карта по разработке и внедрению рабочей Программы воспитания и календарного плана воспитательной работы в МКДОУ д/с № 10 г. Пласта

Дорожная картапо разработке и внедрению рабочей Программы воспитания и календарного плана воспитательной работы в МКДОУ д/с № 10 г. Пласта...

Программа воспитания, как механизм управления воспитательным процессом в ДОУ

С 2020 г. подготовлены и уже реализуются законодательные и нормативные документы, призванные упорядочить воспитательную деятельность всех образовательных организаций (школы, дошкольные учреждения, учр...