Семинар-практикум для педагогов ДОУ "Как наладить взаимоотношения с родителями и зибежать конфликтов"
методическая разработка

Тренина Татьяна Викторовна

Данная методическая разработка помогает оранизовать практическое занятие с педагогами по формированию умений правильно выстраивать взаимодействие с родителями воспитанников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kak_naladit_vzaimootnoshenie_s_roditelyami.docx21.95 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар-практикум для педагогов ДОУ

Как наладить взаимоотношение с родителями и избежать конфликтов

Цель: рассмотреть типы поведения в конфликтных ситуациях, возникающих в педагогической практике, отработать способы эффективного взаимодействия с родителями.

Слово «конфликт» в переводе означает «столкновение». Конфликт всегда несет в себе как позитивную функцию, так и негативную. Как правило, о негативных последствиях конфликтов всегда говорят много: они требуют больших эмоциональных затрат, приводят к ухудшения отношений, иногда заканчиваются ухудшением здоровья. Однако у конфликта может быть и позитивная сторона: он служит разрядке напряженности, получению новой информации, стимулирует развитие и позитивные изменения, преодолевает застой в жизни, помогает прояснить отношения.

В работе педагога постоянно встречаются конфликты. Так как педагогическая работа подразумевает постоянные контакты, и от того, в каком эмоциональном состоянии мы общаемся с детьми, родителями, друг с другом, зависит и качество нашей работы. При этом важно помнить, что ведущая роль в общении между воспитателем и родителями принадлежит воспитателю – как профессионалу и официальному представителю образовательного учреждения. И анализируя любую конфликтную ситуацию, возникающую в общении с родителями, необходимо прежде всего с себя.

Для того чтобы выяснить, насколько вы сами можете быть источником возникающих конфликтов, предлагаю вам выполнить небольшой тест «Конфликтный ли вы человек?»

Умение сдерживать себя – ценное качество, однако не все им обладают. Умеете ли вы контролировать себя и не вступать в открытые конфликты? Данный тест поможет вам в этом разобраться.

1. В транспорте начинается скандал. Как вы на него отреагируете?

Ни за что не примете в нем участие – 3 балла

Вмешавшись, будете защищать потерпевшего – 2 балла.

Примете в нем активное участие – 1 балл

2. Будете ли вы критиковать свое начальство на общем собрании?

Нет – 3 балла

В зависимости от обстоятельств – 2 балла

Будете критиковать – 1 балл

3. Вы видите, что начальник совершенно не умеет распоряжаться своей должностью – он дает никому не нужные задания. Как вы отреагируете на ситуацию?

Предложите изменения, если вас поддержат – 2 балла

Возьмете ситуацию в свои руки – 1 балл

Побоитесь лишиться работы- 3 балла

4. Как часто вы спорите друг с другом?

Только тогда, когда на вас не обижаются и не портятся отношения – 2 балла

Спорите только по важным вопросам – 3 балла

Спорите не только с ними, но и с другими людьми – 1 балл

5. Пропустите ли вы человека, который пытается пролезть к прилавку без очереди?

Попытаетесь проследовать за ним – 1 балл

Будете возмущаться, но не вслух – 3 балла

Выскажете свое возмущение открыто – 2 балла

6. ваш знакомый – жуткий неудачник, вскоре он собирается совершить очередной не совсем умный поступок. Как вы его остановите?

Постараетесь его отговорить – 2 балла

Будете питать его иллюзиями, говоря, что он прекрасно справиться – 3 балла

Выскажете все, что думаете о нем – 1 балл

7. По дороге домой вы встречаете группу курящих подростков. Как вы отреагируете на них?

Промолчите – 3 балла

Поругаете их – 1 балл

Сделаете замечание – 2 балла

8. В магазине вы заметили, что с вас взяли больше денег, чем нужно. Как вы отреагируете?

Больше никогда не пойдете в этот магазин – 3 балла

Попросите пересчитать – 2 балла

Устроите большой скандал – 1 балл

9. На курорте администратор в вашей гостинице совершенно не выполняет своих обязанностей. Как вы поступите?

Будете молчать, так как ваше возмущение ничего не даст – 3 балла

Пожалуетесь на него начальству – 1 балл

Будете вымещать свое недовольство на горничной – 2 балла

10. В споре со своим мужем вы понимаете, что он не прав. Что вы сделаете?

Ошибку не признаете – 1 балл

Признаетесь, что были не правы – 3 балла

Решите, что если признаетесь, то будете выглядеть глупо – 2 балла

Подсчитайте количество набранных баллов.

У вас от 30 до 25 баллов. Вас можно назвать очень тактичным и абсолютно неконфликтным человеком. Вы предпочитаете все конфликтные ситуации улаживать с помощью переговоров. Вас можно назвать приятным для окружающих человеком, который всегда готов прийти на помощь, если потребуется. Для вас очень важно не потерять уважения в глазах друзей и родных.

У вас от 24 до 19 баллов. Вас можно назвать в меру конфликтным человеком, потому что если вы видите, что где-то с вами поступили несправедливо, то обязательно выскажитесь по этому поводу. Даже если на карту поставлена ваша карьера, вы не смолчите и будете до конца отстаивать свою точку зрения. За это вас уважают окружающие.

У вас от 18 до 13 баллов. Вы не можете жить спокойно. Если с вами не спорят и не скандалят, вы сами находите повод для этого, что еще хуже, вы способны без труда устроить скандал на пустом месте. Как правило, таким способом вы спускаете накопившуюся энергию. Вы очень критичны и постоянно чем-то недовольны. Может быть, имеет смысл направить свою энергию в позитивное созидательное русло.

У вас 12 и меньше баллов. Вы обладаете разрушительной энергией. Малейшая критика в вашу сторону или неосторожно сказанное слово грозит сказавшему крупными неприятностями. Вы способны одним взглядом испепелить своего противника. Многие люди вас побаиваются, а те кто знает о вашем характере, стараются держаться от вас подальше и лишний раз не попадаться вам на глаза.

Безусловно, не существует тестов дающих 100% достоверность результата, но все же я полагаю, что сейчас вы получили некую информацию о себе, которая даст повод для дальнейшего размышления.

Говоря о конфликтах в педагогической практике, важно понимать причины их возникновения.

Причины возникновения конфликта:

1. Различие в целях (родители ждут только положительной оценки ребенка, а воспитатель – усвоения знаний и умений ребенком).

2. Недостаточная информированность сторон о событии (родитель получил информацию от ребенка, а воспитатель сам был свидетелем происшествия).

3. Некомпетентность одной из сторон, низкая культура поведения.

4. Неоправданно завышенные требования родителей к учреждению. Они возникают тогда, когда родители, отдавая ребенка в детский сад, думают о том, что детский сад всему научит, а родителям ничего не нужно будет делать. Ожидания родителей оказываются напрасными, возникает огромное напряжение между родителями и педагогами.

5. Другая субъективная причина конфликтов связана с тем, что воспитатель порой становиться для родителей символом власти, неким контролером, который оценивает их действия, поучает их. Когда воспитатель оценивает ребенка, дает какие-то рекомендации, родитель очень часто ошибочно считает, что оценивают его самого, его состоятельность как человека и как родителя.

6. Чем выше квалификация воспитателя, чем больше он любит свою работу, тем более ревностно он относится к детям, пытаясь передать родителям сове представление о самых разных сторонах воспитания и развития ребенка. В сознании родителей может сложиться мнение, что воспитатель навязывает им сою точку зрения.

Способы выхода из конфликтной ситуации

В психологии выделяют 5 способов выхода из конфликтной ситуации.

1. Конкуренция (соревнование) предполагает сосредоточение внимания только на своих интересах, полное игнорирование интересов партнера.

2. Избегание (уклонение) характеризуется отсутствием внимания как к своим интересам, так и к интересам партнера.

3. Компромисс представляет собой достижения «половинчатой» выгоды каждой стороной.

4. Приспособление. Предполагает повышенное внимание к интересам другого человека, при этом собственные интересы отходят на задний план.

5. Сотрудничество. Является стратегией, позволяющей учесть интересы обеих сторон.

Для того чтобы понять, как эти способы работают на практике в общении с родителями, я предлагаю проанализировать следующую ситуацию.

Ребенку 2 года. Ходит в детский сад третий день на полдня. Привыкает тяжело. Утром расстается с мамой со слезами, долго не успокаивается. Отказывается кушать. В совместные игры не включается.

Утром мама говорит воспитателю: «Мария Ивановна, я должна вам сообщить, что завтра я выхожу на работу и заберу Васю только после 6 часов вечера. Хватить растягивать адаптацию. Пусть привыкает».

Давайте рассмотрим различные варианты реагирования педагога на такую конфликтную ситуацию. Задание: определить способ регулирования конфликта, выделить наиболее эффективные способы в данной ситуации и минусы подобного решения.

1. «Да я на вас в опеку пожалуюсь за то, что вы не выполняете должным образом свои родительские обязанности!»

2. «Да я вообще завтра ухожу на сессию, меня не будет целый месяц. Делайте что хотите!»

3. «Ваше право. Вы можете оставить ребенка на целый день. Мы, конечно, сделаем для Васи все возможное. Но вы должны понимать, что он будет без вас страдать. Хотя бы покормите ребенка дома завтраком, пожалуйста, ведь он в детском саду ничего не ест и будет целый день голодный!»

4. «Как хотите, значит придется потерпеть!»

5. «Я понимаю, у вас, наверное, безвыходная ситуация. Но мне очень жаль ребенка, ведь это может сказаться на его здоровье. Давайте еще раз вместе подумаем, как быть в этой ситуации»

В педагогической практике существует мнение, что наиболее эффективными являются такие способы выхода из конфликта, как сотрудничество и компромисс. Однако любая из данных стратегий может оказаться в разных ситуациях эффективной, поскольку имеет как положительные, так и отрицательные стороны.

Стиль

Сущность стратегии

Условия эффективного применения

Недостатки

Соревнование

Стремление добиться своего в ущерб другому

Исход очень важен. Обладание определенной властью. Необходимость срочного решения.

При поражении – неудовлетворенность; при победе – чувство вины, испорченный отношения

Уклонение

Уход от ответственности за решения

Исход не очень важен. Отсутствие власти. Сохранение покоя. Желание выиграть время.

Переход конфликта в скрытую форму.

Приспособление

Сглаживание разногласий за счет собственных интересов

Предмет разногласий более важен для другого. Желание сохранить мир. Правда на другой стороне.

Вы уступили. Решение откладывается.

Компромисс

Поиск решений за счет взаимных уступок

Одинаковая власть. Взаимоисключающие интересы. Нет резерва времени. Другие стили неэффективны.

Получение только половины ожидаемого. Причины конфликта полностью не устранены.

Сотрудничество

Поиск решения, удовлетворяющего всех участников

Есть время. Решение важно обеим сторонам. Четкое понимание точки зрения другого. Желание сохранить отношения.

Временные и энергетические затраты. Негарантированность успеха

 Безусловно, взаимодействуя с родителями, необходимо учиться предвидеть конфликтные ситуации. Но если конфликт все-таки произошел, то реагировать на поступки родителей нужно так, чтобы не усугублять ситуацию, а попытаться прийти к конструктивному решению.

Помните: рана, нанесенная словами, причиняет ту же боль, что и физическая. Общение с людьми – это редкое богатство! Они заставляют тебя улыбнуться, подбадривают. Они готовы выслушать тебя. Они поддерживают тебя. Будь терпимее к людям!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар - практикум «Правовая компетентность педагогов ДОУ в вопросах воспитания и обучения дошкольников и взаимодействия с родителями»

Семинар-практикум направлен на повышение правовой культуры педагогов ДОУ. Меропритяие состоит из двух частей - теоретической и практической. В теоретической части педагоги знакомятся с терминами "прав...

Семинар-практикум Эффективное общение педагогов с родителями

Цель семинара: Повысить уровень профессионального мастерства педагогов ДОУ в вопросах взаимодействия с семьями воспитанников и преодолению трудностей в общении...

Семинар – практикум « Эффективное взаимодействие педагогов с родителями»

Игры и упражнения для  повышения писхолого - педагогической компетентности педагогов в вопросах сотрудничества с родителями воспитанников....

Семинар-практикум для молодых педагогов «Взаимодействие педагогов и родителей».

Материал будет полезен для психолога ДОУ. Содержит теоретический материал и практический. Основная цель повышение коммуникативной компетентности педагогов при общении с родителями....

Конспект семинара – практикума «Эффективное общение педагогов с родителями».

Построение взаимоотношений педагогов с родителями на основе сотрудничества....

Семинар - практикум: «Совершенствование общения педагогов ДОУ с родителями».

Семинар-практикум для педагогов дошкольного образования...

Семинар – практикум «Психологическое сопровождение педагогов по взаимодействию с родителями в условиях ФГОС ДОО»

От того, как прошло детство, кто велребенка за руку в детские годы,что вошло в его разум и сердцеиз окружающего мира – от этогов решающей степени зависит, какимчеловеком станет сегодняшний малыш...