Обучение детей дошкольного возраста пению в процессе игры
статья

 В статье раскрываются особенности постановки голоса и обучение пению детей . 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Обучение детей дошкольного возраста пению в процессе игры

Музыкальный руководитель

МБДОУ «Д/с №369 г. Челябинска»

Ланкина Е.В.

Музыка – одно из сильных и ярких средств воспитания ребенка. Развитие музыкальной восприимчивости, художественно-творческих способностей, обучение выразительному пению – всё это является основой эстетического воспитания, где наиболее доступной формой музыкальной деятельности для ребенка является пение. Именно в этой деятельности ребенок может быть не просто пассивным слушателем, но имеет все возможности участвовать в процессе, раскрывать свои способности и развиваться.

Пение – процесс, который основан на психической деятельности, поэтому необходимо учитывать психологические процессы, происходящие во время пения, главными из которых являются ощущение, восприятие, внимание, память, мышление, речь и внимание. В то же время, пение – это слаженная работа жизненно важных систем – кровообращения, дыхания, эндокринной системы. Но необходимо понимать, что организм человека – единое целое, где физиологические и психические процессы взаимосвязаны, и психические являются производными от физиологических.

Со всей актуальностью, и особенно сейчас, встает вопрос о научном подходе к формированию певческого голоса у детей. Немало научных исследований посвящено этой проблеме, но ещё больше нужно сделать, чтобы вооружить педагогов научно-обоснованной и результативной методикой работы с детским голосом. Не всякое пение способствует развитию голоса. Звучание голоса ребенка – показатель системности и качества усилий и знаний педагога.

Голос имеет следующие физические характеристики:

  • Тембральная (насыщенность или обертоновый состав звука, плавность регистровых переходов, звонкость и полетность голоса, степень свободы или напряженности звучания, вокальная позиция, степень округлости гласных, качество певческого вибрато)
  • Интонационная (точность или чистота интонирования, ширина звуковысотного диапазона, его высотное расположение)
  • Динамическая (ширина динамического диапазона на разных звуковысотных уровнях).

Под развитием детского голоса обычно подразумевают количественные и качественные изменения в состоянии голосового аппарата и основных характеристик его звучания. Работа в этом направлении не может и не должна проводиться без освоения основ вокальной теории и практики, без опоры на опыт работы и исследования известных педагогов-вокалистов.

При работе с голосом детей дошкольного возраста даже современный, вооруженный знаниями вокальной теории и практики, педагог сталкивается с массой сложностей. Ведь процесс пения – это сложнейшая работа мышц, Певец одновременно контролирует работу гортани, мышц дыхания, артикуляционного аппарата. Такой режим многозадачности сложен даже для взрослого певца, а для ребенка просто не возможен. Именно поэтому, очень часто педагоги-вокалисты с неохотой берутся за постановку голоса у маленьких детей, либо не ставят перед собой серьёзных задач в этой области. Что же делать?

Выход из этой ситуации кроется в опоре на игровые методики обучения пению детей-дошкольников. Их немало, и каждая из них имеет свой особенный подход, свои приёмы воздействия на детский голос. Игра — самая естественная форма времяпрепровождения ребенка. «Учимся, играя», на мой взгляд, самый эффективный подход к работе с детским голосом, потому что он поддерживает интерес к пению и желание ребенка заниматься, а это одна из главных составляющих успеха!

Г.П. Стулова, Л.Б. Дмитриев, Н.И. Журавленко, В.В. Емельянов, М.Ю. Картушина – все они внесли значительный вклад в теорию вокального искусства, вокальную педагогику и методику вокальной работы с детьми. Кроме этого существует игровая методика О.В. Кацер, которая не только содержит практический материал, доступный всем детям, не зависимо от их возможностей и способностей, но и является очень эффективной при формировании певческой интонации детей.

В игровой методике О.В. Кацер выстроены этапы освоения ребенком пением в игровой форме. Первый этап – речевой подготовительный и сначала предшествует певческому, а затем идет параллельно с ним. Ведь речь и пение имеют под собой одну первооснову – интонацию. Речевой этап включает в себя:

  • артикуляционную гимнастику;
  • игры и упражнения на формирование речевого и певческого дыхания;
  • развивающие игры с голосом;
  • речевые зарядки;
  • речевые ритмоинтонационные игры и упражнения;
  • ритмодекламацию.

На речевом этапе ребенок начинает свободно и легко пользоваться выразительными средствами музыки, пения и речи. Дальше следует этап непосредственно пения. Он построен на пении удобном для всех примарном звуке, «рисование» голосом, пение фольклорных попевок с постепенным расширением диапазона от примарных звуков. Основной задачей в этой работе является формирование координации между слухом и голосом и, как результат, чистая интонация. После освоения легких игровых попевок следует разучивание песен, который тоже происходит нетрадиционно, с применением игры, театрализации, в движении или сидя на ковре в кругу. Причем первое знакомство с песней происходит без музыкального сопровождения, поэтому очень важна точность интонации педагога. Дети непроизвольно начинают подпевать и осваивать песню «с голоса». Им помогают перевоплощения в образы песни, подражание, образные имитационные движения. Разучивание песни происходит легко и интересно.

Ещё одним путем решения проблемы многозадачности в пении детей является «Музыкальная азбука» О.А. Родиной (Никитиной). Это авторская методика игрового обучения пению детей с 3-4 лет. В основу певческой методики легли современные научные исследования в области детского голоса и принципы старинной вокальной итальянской школы. Каждый вокальный звук тщательно прорабатывается отдельно в вокальных упражнениях, затем звуки соединяются в вокальные слоги.

Такая вокальная методика позволяет:

  • развить профессиональный певческий диапазон полторы октавы (даже у маленьких детей!)
  • овладеть базовыми вокальными навыками, среди которых: артикуляция, вибрато, певческое дыхание, пение на «опоре», пение на кантилене и др.
  • Исправить вокальные дефекты: пение на форсированном звуке, ломку голосовых регистров, избыточную назализацию (носовой призвук)

Автор данной методики убеждена, что ставить голос необходимо ребенку именно с 3-4 лет. Для этого есть множество причин:

  • Мышцы ребёнка-дошкольника обладают удивительной способностью легко «копировать» пение «с голоса». Благодаря этому у малыша быстрее и легче налаживается слух как вокальный, так и музыкальный (а чем старше ребёнок, тем это сложней);
  • Чем младше ребенок, тем меньше у него неправильных навыков пения, которые дети часто «напевают» себе под влиянием телевизора и радио;
  • Занятия пением развивают дикцию и помогают ребенку-дошкольнику быстрее научиться мелодично, выразительно говорить;
  • Дети, которым ставят голос с 3-4 лет, быстрее достигают профессиональных результатов в пении.

Основу репертуара «Вокальной азбуки» составляет цикл стихов и песен Татьяны Крошилиной «Музыкальная азбука животных». На каждую букву алфавита Татьяна Крошилина написала весёлые, остроумные стихи и песни, в которых дети знакомятся с удивительным животным миром планеты. Например, ваш малыш узнает, что с буквы А начинается название самого большого в мире крокодила — Аллигатора и выучит веселую песню про малыша-крокодилёнка, а на букву И откроет, кто такой Иеруми.

Со второго года обучения малыши начинают разучивать песни из любимых мультиков и лучшие образцы русских эстрадных песен для детей дошкольного возраста.

Все песни, используемые в работе, подбираются с учетом возрастных и личностных особенностей детей.

Таким образом, игровые методики в обучении пению дошкольников дают в руки педагога эффективный инструмент для достижения высоких результатов. Кроме этого, такой подход к работе с детьми даёт простор для развития творческих и профессиональных навыков самого педагога и создания собственных наработок и материалов в данном направлении.

Список источников:

  1. Дмитриев Л.Б. Основы вокальной методики., М., 1996
  2. Емельянов В.В. Развитие голоса. Коррекция и тренаж., С-Пб., 1997
  3. Кинсбрунер Н.Ф. Фонопедический подход – новый взгляд на работу с детьми-«гудошниками» и плохо интонирующими детьми на уроках музыки и музыкальных занятиях., Челябинск, 1994
  4. Картушина М.Ю. Вокально-хоровая работа в детском саду., М., 2012
  5. Кацер О.В. Игровая методика обучения детей пению., С-Пб., 2005
  6. Родина О.А.

http://pp-obr.ru/wp-content/uploads/2021/01/2020-4-49.pdf  https://vk.com/topic-77209027_42051456

https://www.youtube.com/channel/UCE2k-EuhBiIsI-ZlAyu96nQ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И РАЗВИТИЕ РЕЧИ. Дидактическая игра многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего

Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игро...

Мастер-класс "Обучение детей дошкольного возраста ПДД через дидактические игры и пособия"

Цель данного мастер-класса: обогащение предметно-пространственной среды по обучению детей ПДД  и профилактике дорожно-транспортного травматизма....

Обобщение опыта по теме: « Развитие познавательных способностей в процессе обучения детей дошкольного возраста игре на музыкальных инструментах»

Мне очень нравится знакомить и обучать детей игре на детских музыкальных инструментах. Я считаю что эта деятельность не только развивает творческие способности дошкольников, но и развивает познаватель...

Мастер класс «Подготовка и обучение детей дошкольного возраста основам кукловождения - театральные игры и упражнения»

Цель: ознакомление  педагогов с   театральными методами и приемами, направленными на подготовку и обучение детей основам кукловождения....

Педагогический проект "Обучение детей дошкольного возраста ПДД через дидактические игры"

Предупреждение детского дорожно-транспортного травматизма основное направление данного проекта. Мероприятия, проводимые в рамках данного проекта, направлены на обучение детей дошкольного возраста прав...