Обобщение опыта по теме: « Развитие познавательных способностей в процессе обучения детей дошкольного возраста игре на музыкальных инструментах»
опыты и эксперименты на тему

Мне очень нравится знакомить и обучать детей игре на детских музыкальных инструментах. Я считаю что эта деятельность не только развивает творческие способности дошкольников, но и развивает познавательные способности. Данный вид деятельности я обобщила и поделилась опытом перед педагогами нашего района.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tumanova_n.a._opyt_raboty.docx20.09 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха - Музыкальная академия

Теория музыки и упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей.

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное  дошкольное образовательное                                                                                                                                                          учреждение детский сад комбинированного вида                                                                                                                                                                          №5 «Аленький цветочек» города Тихорецка                                                                                                                                                                       муниципального образования Тихорецкий  район

Тема опыта: « Развитие познавательных способностей в процессе обучения детей дошкольного возраста игре на музыкальных инструментах»

Туманова Надежда Анатольевна

Муниципального    бюджетного дошкольного

образовательногоучреждения детский сад

комбинированного вида  № 5

«Аленький цветочек» города Тихорецка                                                                                                                                                                       муниципального образования Тихорецкий  район

                                           г.Тихорецк 2016 год


                                               Технология опыта.

Главной целью опыта является формирование у детей навыков игры на музыкальных инструментах. Знакомство с инструментами  я осуществляю как на музыкальных занятиях,  уделяя обучению 7-10 мин., так и во время индивидуальной работы с детьми.  Работу по обучению детей игре  на музыкальных инструментах стараюсь проводить организованно и последовательно. Обучение начинается с группы ударных инструментов, не имеющих звукоряда и продолжается в зависимости от возраста.(Приложение №4) 

Этапы работы:

Весь образовательный цикл делится на три этапа:

1 этап – дети приобрели начальный музыкальный опыт.

 Познакомились с инструментами и простейшими приемами звукоизвлечения.

-Учила внимательно и заинтересованно слушать музыку, чувствовать ее характер, узнавать песни, пьесы по мелодии.

- Знакомила с правильными способами звукоизвлечения.

- Побуждала выразительно и эмоционально передавать характер музыки.

- Побуждала ритмично передавать особенности музыкального образа, соблюдая темп, динамические оттенки, учила воспроизводить достаточно точно метрическую пульсацию.

 - Приобщала к слаженной игре на инструментах в небольшом ансамбле.

2 этап - закрепляли материал, пройденный на первом этапе: развивали музыкальный слух и чувство ритма, координацию движений.

- Побуждала внимательно заинтересованно слушать музыку, исполняемую на музыкальных инструментах.

- Учила исполнительской деятельности на детских и самодельных музыкальных инструментах:

- Совершенствовали способы звукоизвлечения на знакомых народных инструментах (барабан, бубен, треугольник, коробочки, шумелки…);

-   Играть в ансамбле слаженно, ритмично;

-   Учились точно исполнять несложный ритмический рисунок на самодельных и музыкальных инструментах.

3 этап — закрепляли материал пройденный на втором этапе.

- Развивалось исполнительское мастерство на детских музыкальных инструментах:

- совершенствовалась техника игры на  музыкальных инструментах;

-Играли в  ансамбле: ложкарей, ударных народных инструментов, самодельных музыкальных инструментов.

-  выразительно, осознанно исполняли песни различного характера.

- создавались творческие композиции на  музыкальных инструментах;

- находили новые приемы игры на музыкальных и самодельных инструментах;

- Побуждала к самостоятельному исполнению песен и игре на инструментах в самостоятельной деятельности: в условиях детского сада и семьи.

Поэтапное знакомство детей с музыкальным инструментом  на  примере  металлофона.

   Младшая группа.

 Музыкальную игрушку вношу, создавая игровую ситуацию. Например, собачка принесла в корзине интересную вещь, ей оказался металлофон. Дети с увлечением рассматривают их, щупают, учатся общаться с ними извлекать звук. Затем собачка играет на нем, а я учу малышей различать высокие и низкие звуки (игра "Птица и птенчики" муз. Теличеевой.) 

В средней группе предусматривается новый вид-игра на металлофоне. Игра на этом инструменте способствует развитию у детей мелодического слуха, ритма и музыкальной памяти. Первоначальное обучение проводится на занятии, а затем во время индивидуальной работы с детьми. Большое значение уделяется правильной посадке детей во время игры. Обеспечивается свобода корпуса и рук. Показ сопровождается объяснением. В ходе игры на инструменте дети самостоятельно изображали большой и маленький колокольчик, прыжки воробушка и удары дятла. После того, как дети почувствовали, что звуки металлофона могут быть низкими и высокими, громкими и тихими, долгими и короткими и выражать различные образы, мы начинаем игру несложных песенок на одном звуке. Сначала знакомлю детей с попевкой, показывая увеличенную иллюстрацию, затем поем всей группой и индивидуально. С самого начала учу точно воспроизводить ритм. Для этого предлагаю прохлопать ритмический рисунок попевки используя различные ударные инструменты. Дети передают ритм на, бубне, кубиках, музыкальных молоточках. При этом учим согласовывать свои движения с движениями товарищей, чтобы не обгоняли и не опережали, и не отставали.  Дети пропевают попевку, касаясь пальцами нужной пластинки металлофона. Только после того, как ребенок правильно покажет попевку на металлофоне, я разрешаю взять в руки молоточек.

       После таких упражнений дети играют дружнее, слаженнее. Продолжая развивать взятую попевку на следующем занятии ставлю перед детьми задачу узнать ее по мелодии, спеть ее, прохлопать ритм. Затем рисунок выкладывается большими и маленькими цветами. Далее дети играют касаясь пальцами нужной пластины металлофона. И только после того, я разрешаю взять в руки молоточек и переходим к игре этой попевки на инструменте. Постепенно дети осваивают навык игры на металлофоне: играют знакомые песенки на одном звуке, передают ритмический рисунок на группе ударных, учатся прислушиваться друг к другу.

          В старшей и подготовительной группе я постоянно слежу за правильностью приемов игры на металлофоне, напоминаю детям, что мы играем  на инструментах потому, что звонкое звучание металлофона позволяет нам лучше и чище петь. Особое внимание уделяю технике игры : палочку металлофона надо держать двумя пальчиками: большим и указательным! Большой пальчик сверху, а указательный снизу. Притом держится палочка - за самый краешек! Методом проб и ошибок - если взять палочку не за краешек, а дальше- звук у металлофона будет немузыкальный, а железный...Локоток при этом надо обязательно отвести в сторону... иначе- вот удивительно... опять звук будет-как по железной трубе! И, наконец, последнее условие, чтобы металлофон пел, а не скрипел железом.  Кисть при этом должна быть свободной. Если же ребенок будет держать молоточек зажатым в кулаке, ударять громко, задерживать его на пластинке, то звук получится глухим, неприятным. Как только нежно, но звонко коснулся нотки - надо сразу же её отпустить! Если ударить по пластине и держать её палочкой, оставить на пластине, то звука не будет никогда!  Удар должен приходиться на середину пластинки и, главное быть легким, только тогда металлофон запоёт, а не "крякнет" железным звуком! Когда играются длинные ноты, молоточек должен подпрыгивать повыше, короткие ноты - пониже.  

        Для осознания соотношений длительностей звуков мелодии применяется моделирование их с помощью маленьких и больших цветков. Чтобы дети хорошо усвоили ритмический рисунок мелодии, можно, используя принятые обозначения, выкладывать его на магнитной доске.  При этом эффективен прием подтекстовки длительностей, принятый в релятивной системе: четверти обозначаются слогом «та»,  а более короткие восьмые - слогом  «ти».  После того как дети научились передавать ритмический рисунок разных мелодий, построенных на одном звуке, освоили приемы игры на металлофоне, мы переходим к игре попевок на двух соседних звуках. Также предлагаю детям игру «Покажи звуки». Детям задается ритмический рисунок и ведущий должен выставить схематично детей (Та-ребенок стоит, Ти-ребенок сидит)

Чтобы облегчить детям понимание расположения звуков по высоте, я применяю следующие  приемы: выкладывание звуков-кружочков на разной высоте на магнитной доске, пропевание, показ рукой движения мелодии, дидактические пособия и игры.  В старшей и подготовительной к школе группах  диапазон попевок расширяется. Дети уже лучше ориентируются в расположении звуков мелодии, действуют более самостоятельно.                                                                                                                                                          Обучению игре на музыкальных инструментах в подготовительной к школе группе я уделяю особое внимание. К этому времени дети хорошо владеют такими инструментами, как металлофон, погремушки, трещотки, колокольчики, колотушки, треугольники, бубны, барабаны, коробочки и др.

       В подготовительной группе ставятся новые задачи: научить детей играть по одному и в оркестре, своевременно вступать и заканчивать свою партию,
играть с динамическими оттенками.

        Целесообразно использовать музыкальные инструменты и в повседневной жизни, чтобы закрепить у детей появляющиеся ощущения ритма музыки.

В процессе обучения детей игре на детских музыкальных инструментах пользуюсь попевками из программы «Ладушки» И.Новоскольцевой, И.Каплуновой.  Попевки помогают развивать у детей мелодический слух, чувство ритма, голос, способность сравнивать и различать звуки по высоте и тембру.

       Методика обучения детей игре на музыкальных инструментах построена на постепенном расширении диапазона  исполняемых попевок. (Приложение №5)     

       Вначале ребенок играет мелодию, построенную на одном звуке.  Прежде чем воспроизвести мелодию, он слушает ее в моем исполнении. Когда ребенок играет мелодию на одном звуке, он должен точно воспроизвести ритмический рисунок. М-д игра «Ритмические карточки» очень хорошо помогает для проигрывания попевок на заданный ритм.

        Для развития чувства ритма я использую упражнения с деревянными палочками.Упражнения и игры для развития чувства ритма, а в частности – ритмические игры с палочками,  я включаю в свои  музыкальные занятия, как их неотъемлемую часть, поскольку это увлекательное и полезное занятие с детьми, развивающее внимание, память, мелкую моторику, речь, чувство ритма. (Приложение №6)

     Пропевая мелодию со словами, можно ориентироваться на ритм стихов. Пропевание  попевок  позволяет детям лучше представить направление движения мелодии, развивает музыкально-слуховые представления. Попевку лучше всего выучить наизусть. Для того, чтобы узнать как дети запомнили попевку,  я прошу их закрыть глаза и пропеть ее с использованием движений руки (в виде лесенки).

      Обязательно использую в своей работе дидактические игры. Применение музыкально - дидактических игр на занятиях дает возможность провести их наиболее содержательно. Иногда музыкально - дидактические игры проводятся на занятии, как отдельный вид деятельности. Такие игры имеют обучающий характер. В этом случае в доступной игровой форме у детей развиваются музыкальные способности. Все музыкально-дидактические игры подобраны по возрастам. Для их использования должны быть эстетично и красочно оформленные пособия и музыкальные инструменты. 

      Музыкально-дидактические игры развивают чувство ритма, помогают правильно передавать ритмический рисунок хорошо знакомых мелодий, песен, а также работать над новыми. С этой целью используются и различные дидактические пособия: ложки, кубики, палочки, погремушки, колотушки, колокольчики, треугольники, молоточки.

В работе с детьми я стараюсь использовать простые, доступные и интересные музыкально-дидактические игры. Только в этом случае они побуждают детей играть на различных музыкальных инструментах.

В процессе музыкально-дидактических игр у дошкольников формируется чувство товарищества, ответственности. Использовать музыкально-дидактические игры надо начинать уже во второй младшей группе. (Приложение 6)

     Знакомя детей с музыкальными инструментами, побуждаю детей к познавательной деятельности уже с младшей группы. Знакомясь с музыкальным инструментом малыши самостоятельно исследуют инструмент и определяют способы звукоизвлечения.

      В своем опыте на занятиях я применяла метод экспериментирования во время знакомства детей с новым инструментом. Дети самостоятельно определяли способы извлечения звука и делали вывод - какой способ более удачный и дает красивый музыкальный звук, приятно ложившийся для слушания. Так же во время звукоизвлечения давали характеристику звукам: холодный, высокий, металлический звук у металлофона и звонкий, деревянный у ложек.

В процессе таких экспериментов дети учились различать музыкальные и шумовые звуки, находить звуковые ассоциации, группировать звуки на основе общих признаков, производить подбор к звукам словесных определений.          Эксперименты провожу в поисках звуков города, деревни; поиск ассоциаций при работе со звуками природы (шелест листьев воспроизводится шуршанием бумаги, пение синицы – постукиванием по хрустальному стаканчику и т. п., в звучании музыкальных произведений, при изготовлении звуковых игрушек, шумелок. Вся эта деятельность носит игровой, занимательный характер.

Задачи экспериментирования усложняю от возраста к возрасту.

      В младшей группе учу детей определять предмет по издаваемому звуку «Что звучит», а также различать музыкальные и шумовые звуки «Музыка или шум?».

      В средней группе детей подвожу к пониманию причин возникновения звуков («Почему все звучит? », «Откуда берется голос? ») .

       В старшей группе объясняю детям, как распространяются звуковые волны, подвожу к пониманию возникновения эха («Где живет эхо? », а также выявляем причину возникновения высоких и низких звуков, зависимость звучащих предметов от их размера («Почему Мишутка пищал? », «Как появляется песенка? », причины усиления и ослабления звука («Как сделать звук громче», «Коробочка с секретом» и др.) .

       В подготовительной группе выявляем особенности передачи звука, причины происхождения высоких и низких звуков - частоты звука («Почему комар пищит, а шмель жужжит».) и др.

        При слушании сказки со старшими дошкольниками предлогаю детям отгадать сказочных персонажей по звучанию музыкального инструмента, пропустив слова, обозначающие персонажей. В это время звучит только озвучивающий его инструмент: "Стоит в поле. (ложки) ; он не низок, не высок, не высок. Бежала мимо. (треугольник) " и т. д. В конце слова исключаются совсем, сказку рассказывают одни инструменты. Это очень непростое задание для детей, но очень интересное и полезное, развивающее символическое мышление, воображение, реакцию и память.

        Используя ИКТ, я сделала подборку с иллюстрациями природы, для озвучивания на музыкальных инструментах. С помощью ИКТ дети могут виртуально попасть в концертный зал, изучая творчество композиторов, знакомясь с разными музыкальными жанрами, увидеть как выглядит тот или иной музыкальный инструмент и услышать как он звучит. Увидеть как выглядит оркестр и соответственно как он звучит.

Обучение дошкольников игре  на музыкальных инструментах осуществлялось  через разные формы работы:

- фронтальные и подгрупповые занятия;

- индивидуальная работа с детьми;

- музыкально - дидактические игры;

- тематические  занятия;

- развлечения, праздники;

- театрализованные игры с музыкальным сопровождением;

- создание музыкальных зон в группах.

      Во всех группах созданы  музыкальные уголки для развития детей. В помощь работе мною была сделана тематическая подборка статьи из журнала «Музыкальный руководитель» содержащего идеи оформления музыкального уголка. Родители сделали самодельные музыкальные инструменты и м-д игры «Веселые кубики».

С целью выявления интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их компетенции по вопросам  обучения детей игре на музыкальных инструментах было проведено  анкетирование. (Приложение №7)

В работе с родителями использовались разнообразные формы,
обобщенные темой «Обучение дошкольников игре на музыкальных инструментах»: консультации, мастер-классы, информационные листы, памятки, участие в совместных развлечениях.

4.Выводы

В своей работе я стремилась развить и повысить познавательную активность, любознательность, творческое стремление к самостоятельной игре на музыкальных инструментах.

        Проведенная работа по обучению игре на музыкальных инструментах:
-  обогатила  детей опытом восприятия музыки;

-воспитала интерес к детским музыкальным инструментам;
-  способствовала развитию чувство ритма;

-  научила различать музыкальные инструменты по тембру и внешнему виду;

-  способствовала обучению правильным приемам звукоизвлечения;

- помогла играть по одному и в ансамбле, самостоятельно организовывать небольшой оркестр.

Анализ проведенной работы показал, что систематическая и планомерная работа по данной проблеме эффективно помогает развивать музыкальные и познавательные  способности, обогащает музыкальные впечатления детей; повышает ответственность каждого ребенка за правильное исполнение своей партии; помогает преодолеть неуверенность, робость; сплачивает детский коллектив.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта работы по теме"Обучение детей дошкольного возраста игре на музыкальных инструментах"

Представлен опыт работы по обучению дошкольников игре на музыкальных инструментах....

Методическая разработка мастер-класса «Обучение детей дошкольного возраста игре на музыкальных инструментах».

Привлекая воспитателя к работе с детьми, необходимо в первую очередь подготовить его самого....

Конспект открытого занятия по теме «Обучение детей дошкольного возраста игре на музыкальных инструментах в детском саду»

Игра на музыкальных инструментах влияет на познавательное развитие дошкольников и развитие творческих способностей....

Презентация "Обучение детей дошкольного возраста игре на музыкальных инструментах"

Презентация"Обучение детей дошкольного возраста игре на музыкальных инструментах"...

Обучение детей дошкольного возраста игре на музыкальных инструментах.

Основной формой музыкальной деятельности в детском саду являются музыкальные занятия. Они включают в себя пения, слушание музыки, музыкально- ритмические движения и игру на музыкальных инмтрументах....

Обучение детей дошкольного возраста игре на музыкальных инструментах.

Дошкольный возраст важен для овладения музыкальной культурой. Если в процессе музыкальой деятельности будет сформировано музыкально-эстетическое сознвние, это не пройдет бесследно для последующего раз...