Индивидуальный план работы по самообразованию "Краеведческое образование дошкольников через виртуальные экскурсии"
методическая разработка (старшая группа)

Бельчекова Наталья Геннадьевна

Индивидуальный план работы по самообразованию на 2022-2023 уч.год

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл belchekova_samoobrazovanie_1.docx27.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение МБДОУ «Усть – Канский детский сад»

«Краеведческое образование дошкольников через виртуальные экскурсии»

Индивидуальный план работы по самообразованию

на 2022 - 2023 учебный год

Воспитатель:Бельчекова Н.Г.

Усть-Кан,

2022г.

«Краеведческое образование дошкольников

через виртуальные экскурсии»

О чем мечтают дети,

на всей, на всей планете?

Мечтают путешествовать

И новый мир познать!

Простых вещей основу

 И таинства узнать!!!

Пояснительная записка:

Одной из актуальных проблем, стоящих перед дошкольными образовательными организациями, является проблема применения инновационных педагогических технологий. Перед педагогами встает необходимость поиска новых форм, методов и средств подачи материала. Один из вариантов проектной деятельности, который я использую второй год  в нашем ДОУ, как эффективная форма обучения - это виртуальные экскурсии.

Актуальность:

Республика Алтай, с.Усть -Кан – все это малая родина. Чувство патриотизма начинается у человека со знакомства с родными корнями, своим городом,  природой.

Одним словом все это  – краеведение.  Тема краеведения  актуальна всегда,  потому что решает  одну из главных задач - знакомство с родным краем.

Как в интересной, познавательной форме донести до ребенка красоту нашего края, научить любить малую родину,  познакомить с обычаями и традициями нашего народа?   Как построить образовательный процесс так, чтобы он был увлекательным, содержательно – насыщенным, способствующим развитию детского интереса?

Используя  всемирную сеть – интернет я прочитала много статей о виртуальных экскурсиях и приняла решение изучать  свой край и город,  используя виртуальные экскурсии.

Что же это такое?

Я изучила  методику проведений и этапы подготовки экскурсий, разные направления и для себя выбрала - экскурсионное краеведение. Это изучение родного края через виртуальные экскурсии.

Виртуальная экскурсия – это один из методов проектной деятельности и, на мой взгляд, является эффективной формой обучения и воспитания дошкольников. Используя метод виртуальной экскурсии, можно познакомить детей с объектами окружающего мира, не посещая в реальности самого места, т. е. от  реальной экскурсии она отличается виртуальным отображением реально – существующих объектов.

Перед тем как использовать в своей работе данный метод я изучила нормы Санпина – требования к использованию ИКТ для просмотра видеороликов.

Для снятия утомляемости в ходе экскурсии я использую  физминутки.

Достоинствами этих экскурсий является то, что я сама отбираю нужный мне материал, составляю необходимый маршрут, изменяю содержание согласно поставленным цели и задачам, возрастным особенностям и интересам детей.

Также преимуществами виртуальных экскурсий является следующее:

- погодные условия не мешают реализовать намеченный план и провести экскурсию по выбранной теме;

- не покидая здания ДОУ, можно познакомиться с объектами, расположенными за пределами детского сада, города и даже страны;

- разработка и проведение виртуальных экскурсий в группе способствует овладению педагогами методами поиска, систематизации и наглядного представления информации с помощью компьютера;

- автоматизация обработки информации об изучаемом объекте повышает производительность работы педагогов;

- активная деятельность всех участников виртуальной экскурсии (наблюдение, изучение, анализ, синтез, исследование объектов);

- доступность, возможность повторного просмотра экскурсии, наглядность.

Что же нужно сделать, чтобы  добиться успешного результата при подготовке и проведении виртуальной экскурсии:

- определить цели и задач экскурсии;

- выбрать тему экскурсии;

- определить источники экскурсионного материала;

- отобрать и изучить экскурсионные объекты;

- составить маршрут экскурсии на основе видеоряда;

- подготовить текст экскурсии;

- определить технику ведения виртуальной экскурсии;

- показать экскурсию.

Огромную роль в активизации деятельности детей во время виртуальных экскурсий играет поисковый метод. Дети не просто знакомятся с материалами экспозиций, но и занимаются активным поиском информации. Это достигается путём постановки проблемных вопросов перед экскурсией либо получением определённых творческих заданий.

Виртуальная экскурсия должна заканчиваться итоговой беседой, в ходе которой мы с детьми должны обобщить, систематизировать увиденное и услышанное, а также выявить впечатления от экскурсии.

На заключительном этапе виртуальной экскурсии можно представить различные варианты конечных продуктов (тематические папки, макеты, картотеки, творческие работы).

Очень надеюсь, что данный метод работы с детьми охотно и с большим интересом поддержат и их родители. У детей появится возможность осуществить виртуальную экскурсию на рабочее место своих родителей, чтобы познакомиться с различными профессиями.

Тематика экскурсий выбирается с учетом:

- возрастных особенностей детей;

- интересов детей;

- календарно-тематического планирования.

Формы проведения виртуальных экскурсий:

- фотопутешествия - мультимедийные презентации;

- видеоэкскурсии;

- интерактивное общение с помощью программы скайп.

Использование виртуальных экскурсий формирует у детей потребности в получении информации при помощи доступных средств, повышает мотивацию к познанию, формирует активную личностную позицию в окружающем мире.

Содержание и структуру виртуальной экскурсии помогут разнообразить использование таких форм и приемов работы как викторины, игры, конкурсы, соревнования. Это позволит сделать экскурсии интересными, увлекательными и незабываемыми!!!

Результатами своей работы и информацией по проведению виртуальных экскурсий я делюсь на  личной странице сайтанспортал.

Чтобы выявить эффективность данного метода я разработала диагностическую карту, с помощью которых я буду отслеживать знания детей на начало и конец учебного периода.

Цель: - создание условий для успешного усвоения программного

материала по краеведению для повышения его воспитательной и образовательной ценности.

Задачи:

- формировать представление о Родине как месте, где человек родился и где он живет;

- воспитывать чувство привязанности к своей малой родине, гордости за нее, восхищение ее красотой;

- развивать у дошкольников способность эмоционально-эстетического восприятия окружающего мира;

- воспитывать потребность узнавать о культурных и природных ценностях родного края, беречь и охранять их;

- воспитывать уважение к людям труда, знаменитым землякам;

- расширять кругозор детей на основе материала и места, не доступного для реального посещения.

Предполагаемый результат:

- сформирование начальных представлений детей о родном крае;

- воспитание в них любови к родной природе, к городу, в котором живем;

- осознание значения родного края  в жизни большой страны;

- расширение кругозора детей о родном городе и крае на основе виртуальных экскурсий;  

- использование полученных знаний в ходе общения с взрослыми и сверстниками;

- формирование у детей способности выражать восприятие окружающего их мира;

- создание системы совместной игровой деятельности с детьми, которая будет развивать их  творческий потенциал и желание общаться друг с другом.

Форма отчета о проделанной работе:

- анкеты для родителей;

- консультации для родителей;  

- памятки для родителей;

- библиотека книг со сказками о животных;

- картотека подвижных игр на свежем воздухе;

- фотоотчет экскурсий;

- видеоотчет экскурсий;

- показ открытой НОД для педагогов сада;

- реализация тематического проекта.

План самообразования на 2021-22 уч. год:

Сентябрь

«Растительный мир Республики Алтай»:

- Растения разных природных зон Республики Алтай:  Заповедники, тайги, леса, лесостепи, степи, гор.

- Что нам даёт тайга.

- Лекарственные растения.

- Растения, которые надо охранять.

- Съедобные и несъедобные грибы.  

- Сбор гербария, осенних листьев, ягод, плодов.  

Октябрь

«Животный мир Республики Алтай»:

- Животные разных природных зон Республики Алтай: Заповедника, тайги, леса, лесостепи, степи, гор.  

- Виртуальная экскурсия «Красная книга Республики Алтай»

Ноябрь

«Реки и водоемы Республики Алтай»:

- Катуньматушка и его дочери.

- Озеро Алтын -  Кёл.

- Знакомство с рекой Кан.

- Труд взрослых на реках.

- Значение рек, водоёмов в жизни людей.

- Алтын  -Кол в произведениях художников Республики Алтай.

Декабрь

«Полезные ископаемые Республики алтай»:

- Виртуальная экскурсия «Путешествие на водоёмы Республики Алтай и по реке Кан»

- Продолжение формирования представлений о полезных ископаемых и способах их добычи на территории Республики Алтай. (Золото, ртуть и т.д).

- Работа с образцами полезных ископаемых.

Январь

«Моя малая Родина – село Усть-Кан»:

- Прошлое села Усть-Кан.

- Гордость села (основные достопримечательности).

- Как строился любимое село.

- Знаменитые спортсмены села.

- Символика села.

 

Февраль

«Зима в Республике Алтай»:

- Виртуальная экскурсия «Путешествие по любимому городу Горно Алтайск»

- Зимующие птицы нашей республики.

- Лес – наше богатство.

- Тайга – зимнее чудо.

- Красота лесов зимой.

- Традиции празднования зимних праздников в нашей республики.

Март

«Малочисленные народы Республики Алтай»:

- Знакомство с национальностями, проживающими на территории Республики Алтай.

 - Знакомство с обычаями, обрядами, народными играми, музыкой, танцами.

- Фольклор.

- Народные праздники.

- Чтение легенд, сказок, разучивание народных песен.

- Промысел народов республики: деревообрабатывающая, животноводство, оленеводство, пчеловодство, рыболовство, охота.

Апрель

«Культура и искусство Республики Алтай»:

- Музыканты Республики Алтай.

- «Хан Алтай» (по творчеству Г.И. Чорос -Гуркина.)

- Музыкальный фольклор народов, проживающих на территории Республики Алтай.

- Народные музыкальные инструменты и их звучание.

- Виртуальная экскурсия «Места культуры и искусства нашей республики».

Май

«Подвиг Республики алтай в Великой Отечественной

войне 1941-1945»:

- Алтайцы в боях за Родину.

- Великие фронтовики нашей республики.

- Их именами названы улицы.

Критерии определения уровня сформированности представления о родной республике.

Старшая группа

1. Название города, в котором живет ребенок:

3 б. – уверенно называет село, в котором живет.

2 б. – не сразу называет, вспоминает, думает. Может помочь опора на наглядный материал.

1 б. – знает название, но может перепутать с названием страны, района. Нужны наводящие вопросы.

0 б. – не может ответить на вопрос

2. Домашний адрес:

3б. – знает домашний адрес и уверенно отвечает.

2б. отвечает правильно, но при помощи наводящих вопросов.

1б. – не знает, но пытается предложить свой ответ.

0б. – не знает.

3. Городская символика:

3б. – узнает городскую символику, пытается рассказать о ней и объяснить ее значение.

2б. – узнает и уверенно выбирает городскую символику среди

изображения других, но затрудняется что-либо рассказать о ней.

1б. – испытывает затруднения при выборе городской символики.

0б. – не узнает.

4. Выдающиеся земляки:

3б. – называет фамилии, имена выдающихся земляков (1-2), знает чем они прославили родной край.

2б. – называет фамилии выдающихся земляков (1-2), с помощью

наводящих вопросов рассказывает о них.

1б. – называет фамилии выдающихся земляков, но не может ничего о них рассказать.

0б. – не может никого назвать.

5. Достопримечательности города

3б. – выбирает среди фотографий и рисунков изображения

достопримечательностей родного города, называет их. Может

рассказать, где находится.

2б.- выбирает среди фотографий и рисунков изображения

достопримечательностей родного города, называет их с помощью

наводящих вопросов.

1б. - выбирает среди фотографий и рисунков изображения

достопримечательностей родного города, назвать не может.

0б. – не знает, не выбирает.

6. Название республики и его столицы

3 б. – уверенно называет республику и его столицу.

2 б. – не сразу называет, вспоминает, думает. Может помочь опора на наглядный материал.

1 б. – знает название, но может перепутать с названием города , района. Нужны наводящие вопросы.

0 б. – не может ответить на вопрос

7. Интерес к иллюстративным материалам, отражающим историю, знакомящим с природой и достопримечательностями родного города и республики.

3б. – часто рассматривает иллюстрации по собственной инициативе,

делятся впечатлениями.

2б. – иногда самостоятельно рассматривает иллюстрации

1б. – рассматривает иллюстративные материалы по инициативе

взрослого.

0б. – не проявляет интереса.

8. Эмоционально – положительная реакция на изображения, фотографии улиц, достопримечательностей города.

3б. – эмоциональная реакция ярко выражена: узнает, радуется, дает

эстетическую оценку, когда видит знакомые объекты.

2б. – положительная эмоциональная реакция на знакомые объекты.

1б.- эмоциональная реакция выражена слабо.

0б. – эмоциональная реакция отсутствует.

9. Бережное отношение к оборудованию участка и группы, зеленым насаждениям ближайшего окружения.

3б. – бережно относится к окружающему и напоминает об этом другим.

2б. – бережно относится к окружающему.

1б.- необходимо напоминание взрослого.

0б. – бережное отношение не сформировано (ломает ветки, игрушки,

пачкает оборудование и т.п.)

10. Соблюдение в повседневной жизни правил поведения в природе и на улице.

3б. – самостоятельно соблюдает правила.

2б. – соблюдает правила, но иногда необходимо напоминание взрослого

1б.- не всегда и не все правила соблюдает.

0б. – не соблюдает правила.

Оценка результатов диагностики

42 б. – 34 б. представления сформированы

33 б. - 15 б. частично сформированы

14 б. и менее не сформированы

Список используемой литературы

  1. Алексеева, Л.Н. Стихи о растениях сост. Л.Н.Алексеева. – СПб: Тритон, 1997.
  2. Белоногов А.А. Зимние забавы сибиряков: фоторассказ/ А.А.Белоногов. -  Красноярск: РАСТР, 2008.
  3. Бродовска, З.В. В стране экологических загадок / З.В. Бродовская. – Новосибирск, 2003.
  4. Венгер, Л.А. Дьяченко, О.М. Планы занятий по программе «Развитие» для подготовительной к школе группе детского сада. – М.: УЦ им. Л.А. Венгера «Развитие», 2000г.
  5. Воспитание детей через приобщение их к истории родного края / З. Герасимова, Н. Козачек // Дошкольное воспитание.- 2001. — №12. – C. 47-52.
  6. Зимина А.Н. Государственные праздники для дошкольников. – М.: Педагогическое общество России, 2005.
  7. Крутовская Е.А. Были и сказки Заповедного леса: Рассказы, стихи, сказки. – Красноярск: «Тренд», 2009
  8. Комратова М.Г., Грибова Л.Ф. С чего начинается Родина… // Управление ДОУ №6, 2003, с. 82.
  9. Кондрыкинская, Л. А. С чего начинается Родина (опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ) / Ред. Л. А. Кондрыкинская.- М.: ТЦ Сфера, 2005.- 192 с.
  10. Миронова, Л. П. Люби и знай родной свой край / Л. П. Миронова // Воспитатель ДОУ.- 2008.- №1.- C. 17-23.
  11. Мой родной дом. Программа нравственно-патриотического воспитания дошкольников. Сост. Н.А. Арапова-Пискарева. – М., 2005.
  12. И. Рыбалова Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания // Д.в. №6, 2003, с. 45.
  13. Рубцова Н.И. Использование национально-регионального компонента в образовательной работе с детьми.// Мир детства №4, 2001, с. 39.
  14. Памятники истории и культуры Красноярского края. В четырёх выпусках. – Красноярск, 1989.
  15. Статейнов А. Флора и фауна Сибири в 3-х томах. Красноярск: Издательство «Буква», 2008.
  16. Николаев, Р. Фольклор народов Сибири. Красноярск, 1993.
    Кириллов, М.В. Природа Красноярска и его окрестностей, Красноярское книжное издательство, 1999г.

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план работы по экологическому образованию дошкольников старшей группы.

Перспективный план работы по экологическому образованию дошкольников старшей группы....

План по самообразованию «Краеведческое образование дошкольников через виртуальные экскурсии».

О чем мечтают дети, на всей, на всей планете?Мечтают путешествовать И новый мир познать!Простых вещей основу И таинства узнать!!!...

Презентация «Краеведческое образование дошкольников через виртуальные экскурсии».

О чем мечтают дети, на всей, на всей планете?Мечтают путешествовать И новый мир познать!Простых вещей основу И таинства узнать!!!...

Тезисы к презентации "Краеведческое образование дошкольников через виртуальные экскурсии".

О чем мечтают дети, на всей, на всей планете?Мечтают путешествовать И новый мир познать!Простых вещей основу И таинства узнать!!!...

Презентация «Краеведческое образование дошкольников через виртуальные экскурсии».

О чем мечтают дети, на всей, на всей планете?Мечтают путешествовать И новый мир познать!Простых вещей основу И таинства узнать!!!Красноярский край, Канск – все это малая родина. Чувство пат...

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ «Развитие творческих способностей детей через использование нетрадиционных техник рисования»

Цель:развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования.Задачи:познакомить детей с различными способами и приемами нетрадиционных техник ри...