Часть формируемая участниками образовательных отношений (ЧФУОО) "С чистым сердцем"
учебно-методический материал

Жучкова Татьяна Валерьевна

Парциальная программа духовно-нравственного воспитания детей 5–7 лет «С чистым сердцем» / Р.Ю. Белоусова, А.Н. Егорова, Ю.С. Калинкина. — М.: ООО «Русское слово — учебник», 2019. — 112 с. — (ФГОС ДО. ПМК «Мозаичный ПАРК»).

В основу содержания программы положены духовно-нравственные ценности, сложившиеся в процессе культурного развития России, такие, как человеколюбие, справедливость, честь, совесть, воля, личное достоинство, вера в добро и стремление к исполнению нравственного долга перед самим собой, своей семьёй и своим Отечеством.

Программа содержит оригинальный опыт ознакомления дошкольников (5–7 лет) с биографиями выдающихся исторических личностей и героев современности, чья жизнь является достойным примером для подражания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл partsialnaya_oop_s_chistym_serdtsem.docx66.85 КБ

Предварительный просмотр:

Часть образовательных программы, формируемая участниками образовательных отношений (ЧФУОО)

«С чистым сердцем»

Парциальная программа духовно-нравственного воспитания детей 5–7 лет «С чистым сердцем» / Р.Ю. Белоусова, А.Н. Егорова, Ю.С. Калинкина. — М.: ООО «Русское слово — учебник», 2019. — 112 с. — (ФГОС ДО. ПМК «Мозаичный ПАРК»).

В основу содержания программы положены духовно-нравственные ценности, сложившиеся в процессе культурного развития России, такие, как человеколюбие, справедливость, честь, совесть, воля, личное достоинство, вера в добро и стремление к исполнению нравственного долга перед самим собой, своей семьёй и своим Отечеством.

Программа содержит оригинальный опыт ознакомления дошкольников (5–7 лет) с биографиями выдающихся исторических личностей и героев современности, чья жизнь является достойным примером для подражания.

Цели и задачи реализации Программы.

Цель программы — духовно-нравственное воспитание до- школьников через приобщение к отечественным духовно-нравственным ценностям и к культурному наследию родного края.

Общие задачи программы

Обучающие:
  • формировать нравственные представления о выдающихся личностях родного края (исторических личностях и героях современности);
  • формировать умение прослеживать связь между разными историческими эпохами;
  • формировать представления о нравственности и нравственных чувствах человека (чувство патриотизма); о его нравствен- ном облике (доброта, милосердие, трудолюбие), нравственном поведении (умение общаться и взаимодействовать со взрослыми и сверстниками);
  • формировать представления о добродетелях и потребности в следовании положительным нравственным примерам;
  • формировать культуру речи детей, пополняя их словарный запас нравственными понятиями (добро, милосердие, послушание, красота и т.д.).

Развивающие:

  • пробуждать интерес к истории и формировать потребность в приобретении новых знаний;
  • развивать любознательность и активность;
  • развивать умение размышлять на духовно-нравственные темы на основе изученного материала, высказывать свои суждения о содержании полученной информации (из книг, иллюстраций, видеоматериалов и др.);
  • развивать потребность в познании, желание видеть и чувствовать красоту в поступках людей разных поколений;
  • развивать способности и творческий потенциал каждого ребёнка с учётом его индивидуальных потребностей, связанных с определённой жизненной ситуацией.

Воспитательные:

  • вызывать эмоциональную отзывчивость на поступки людей разных времён и поколений;
  • воспитывать позитивное отношение ребёнка к окружающему миру, другим людям и самому себе;
  • формировать желание сотрудничать со сверстниками, старшими детьми и взрослыми в разных видах деятельности и разных ситуациях;
  • воспитывать уважительное отношение к членам своей семьи, прививать чувство благодарности к старшим за создание семейного благополучия;
  • прививать художественный вкус в ходе творческой деятельности, способствовать становлению эстетического отношения к окружающему миру.
  • Дифференцированные задачи представлены по нескольким направлениям, которые взаимосвязаны между собой. Для каждого направления определены конкретные задачи и система базовых ценностей.

Воспитание нравственных чувств

Задачи:

  • Формировать знания об отечественной истории через знакомство с биографией известных земляков в разные временные эпохи.
  • Раскрывать сущность полярных понятий «добро» и «зло» и эмоций, которые им соответствуют.
  • Знакомить детей с характеристикой эмоциональных состояний, присущих человеку.
  • Учить видеть эмоциональное состояние другого и собственный эмоциональный образ, соотнося его с конкретной ситуацией.
  • Развивать эмоциональную произвольность.
  • Учить конструктивным способам управления на примере собственного поведения (снимать напряжение, избавляться от злости, раздражительности, разрешать конфликтные ситуации и др.).
  • Способствовать получению первоначальных представлений о нравственных взаимоотношениях друг с другом, расширять опыт позитивного взаимодействия в семье, почтительного отношения к родителям и взрослым, послушания, уважения.

Ценности:

  • нравственный выбор;
  • справедливость;
  • добродетель;
  • эмоциональная отзывчивость;
  • милосердие;
  • честь;
  • достоинство;
  • уважение к старшим;
  • ответственность и чувство долга;
  • забота и помощь, честность, щедрость, забота о старших и младших.

Воспитание гражданственности, патриотизма

Задачи:

  • Знакомить детей с жизнью замечательных людей, являющихся примерами служения Отчизне, исполнения патриотического долга, милосердия и сострадания.
  • Расширять знания детей о родном городе, районе, области. Знакомить с гербом, историей возникновения своего города и района, особенностями и достопримечательностями, историей и культурой.

Ценности:

  • любовь к России, своему народу, своему краю, городу, району;
  • служение Отечеству.

Воспитание ценностного отношения

к окружающему миру

Задачи:

  • Формировать представления о заботливом и грамотном взаимодействии человека с окружающим миром.
  • Формировать опыт эмоционально-чувственного непосредственного взаимодействия с природой, экологически грамотного поведения в природе.
  • Вырабатывать навыки позитивного взаимодействия с природой.

Ценности:

  • родная земля;
  • природа;
  • братья наши меньшие.

Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений

об эстетических идеалах и ценностях

Задачи:

  • Учить видеть прекрасное в поступках людей, окружающем мире.
  • Формировать первоначальный опыт самореализации в раз-

личных видах творческой деятельности; умение выражать себя в доступных видах и формах художественного творчества.

  • Формировать элементарные представления о способах вы- ражения внутреннего душевного состояния человека.
  • Ценности:
  • красота;
  • гармония;
  • духовный мир человека.

Воспитание трудолюбия

Задачи:

  • Формировать навыки сотрудничества, взаимодействия со сверстниками, старшими детьми, взрослыми.
  • Приобретать опыт участия в различных видах общественно
  • полезной деятельности.

Ценности:

  • уважение к труду;
  • творчество и созидание;
  • стремление к познанию;
  • целеустремлённость и настойчивость;
  • бережливость;
  • трудолюбие.

Все направления духовно-нравственного развития и воспитания важны, дополняют друг друга и обеспечивают развитие личности на основе отечественных нравственных и культурных ценностей.

         Принципы и подходы к формированию Программы.

Программа построена по возрастному принципу и разработана для старшей и подготовительной к школе групп (5–7 лет).

Осуществление программы предполагает реализацию следующих психолого-педагогических принципов:

  • принцип целенаправленности, предполагающий воспитание и обучение детей в соответствии с целями и задачами ФГОС ДО;
  • принцип        общественной        направленности        воспитания и обучения, обеспечивающий готовность ребёнка к принятию активной жизненной позиции в рамках соблюдения нравственных норм и правил, принятых в обществе;
  • принцип        культуросообразности,        предполагающий, что воспитание должно основываться как на ценностях отечественной культуры, так и на приобщении детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
  • принцип научности, требующий изложения содержания программы в соответствии с современными достижениями и требованиями науки;
  • принцип личностно ориентированного подхода, предполагающий построение образовательной деятельности с учётом индивидуальных особенностей каждого ребёнка;
  • принцип деятельностного подхода, ставящий в центр внимания совместную деятельность детей и взрослых в реализации вместе выработанных целей и задач, поддержку инициативы детей в различных видах деятельности;
  • принцип последовательности и преемственности в обучении как на уровне дошкольного образования, так и при переходе на следующий уровень начального общего образования;
  • принцип народности (К.Д. Ушинский), заключающийся в том, что система воспитания построена соответственно интересам народа, развивает и укрепляет в детях ценнейшие психологические черты и моральные качества — патриотизм и национальную гордость, любовь к труду1. Ребёнок с детства приобщается к истокам народной культуры своей малой родины, региона, страны. Для маленького ребёнка более понятными являются близкие, родные, традиционные ценности, поэтому в программу заложено широкое знакомство детей с фольклором. Мудрые пословицы, загадки, хороводные игры, песенки и потешки, поучительные сказки, былины, музыкальные про- изведения русских композиторов, родная песня и народная игрушка помогают дошкольникам лучше понять и принять ценности родной культуры.

Возрастные особенности детей 5–7 лет

Дети пятого года жизни отличаются повышенной любознательностью. Они начинают активно интересоваться окружающим миром: людьми и их взаимоотношениями, предметами и явлениями природы и т.д. Дети постоянно задают взрослым множество вопросов и нетерпеливо требуют от них ответа. Но такие понятия, как «хорошо» и «плохо», для них ещё представляют трудности в понимании. Дошкольники отождествляют данные понятия лишь с одобрением или осуждением со стороны окружающих их взрослых. В понимании ребёнка «хорошо» — это когда взрослые хвалят и одобряют его поведение, и, наоборот, «плохо» — когда его наказывают.

В старшем дошкольном возрасте дети уже проявляют нравственно-практические интересы и потребности. Воспитание духовно-нравственной личности, соблюдающей общественные нормы и правила, — приоритетная задача педагогов и родителей. В старшем дошкольном возрасте ребёнок начинает усваивать этические нормы и правила, принятые в обществе. Он пытается оценивать поступки с точки зрения норм морали, учится подчинять своё поведение этим нормам, у него появляются этические переживания. Изначально ребёнок оценивает только чужие поступки — других детей, литературных героев. Свои же поступки оценить он пока не может. К концу дошкольного детства ребёнок уже способен оценивать и своё поведение. Он пытается действовать в соответствии с моральными нормами и правилами, принятыми в окружающем его мире. Ребёнок совершает хороший поступок и испытывает чувство удовлетворения от того, что данный поступок одобрили взрослые, или, наоборот, чувство неловкости, если его не одобрили. Дошкольник начинает понимать, что он должен поступать в соответствии с принятыми нормами и правилами. Возникает первичное чувство долга. Ребёнок пытается соблюдать элементарные этические нормы в отношениях с детьми и взрослыми, пусть иногда у него и не совсем это получается. Но осознание правильности или неправильности своего поведения у него уже присутствует. Происходит становление ребёнка как личности.

Игра, как известно, является ведущей деятельностью в дошкольном возрасте, она оказывает важное влияние на развитие ребёнка. Дети в игре учатся полноценному общению друг с другом, со взрослыми. Ребёнок играет, и в игре можно увидеть, что же в той или иной игровой ситуации происходит в его душе. Ведь игра ребенка-дошкольника — это его перевоплощение во взрослую жизнь, отражающую те жизненные ситуации, что он наблюдает в окружающем его мире, в семье. Игра способствует становлению не только общения со сверстниками, но и формированию произвольного поведения ребёнка. В игре он старается управлять своим поведением, подчиняться правилам, берёт на себя роль организатора, лидера. Затем его поведение, действия, поступки проявляются в других видах деятельности. Произвольное поведение предполагает наличие образца поведения, которому следует ребёнок. Помимо образца важен и контроль с его стороны над своими действиями в игре, поступками и, конечно же, поведением. В игре образцом служат не моральные нормы и требования взрослых, а образ другого человека, чьё поведение копирует ребёнок. Самоконтроль появляется только к концу дошкольного возраста, поэтому изначально ребёнку нужен внешний контроль со стороны его товарищей по игре. Во время игры дошкольники контролируют сначала друг друга, а потом начинают контролировать себя.

Важный момент развития и воспитания в период старшего дошкольного возраста — это грамотный подбор игр, ситуаций. Ребёнок жадно впитывает всё, что видит вокруг, и увиденное

«укладывает» в своё сознание. Поэтому деятельность ребёнка - дошкольника следует организовывать так, чтобы она ложилась благодатной почвой в его сознание. Именно для духовно-нравственного воспитания, для полноценного становления личности ребёнка дошкольный период является значимым. Именно в этом возрасте ребёнок формируется как личность, как человек со своими нравственными позициями и поведением.

При построении воспитательно -образовательной работы с детьми важно не сломать их внутренний мир, душу. Направить детскую наивность, любознательность, увлечённость играми в правильное русло — обогатить, раскрыть, приумножить и дать им расцвести. Любовь к близким людям, Родине, родной природе, почитание и уважение старших, доброжелательное взаимоотношение детей друг с другом, стремление к добродетели, милосердию, чувство долга, чести, порядочность, послушание, терпение, сострадание, справедливость — те качества личности, которые мы должны воспитывать в наших детях для того, чтобы наш мир стал лучше, духовно богаче, чтобы в будущем нам, взрослым, не было стыдно и горько за подрастающее поколение.

Основные особенности программы «С чистым сердцем»

Особенность программы «С чистым сердцем» в том, что она содержит оригинальный опыт ознакомления дошкольников (5–7 лет) с выдающимися земляками (историческими личностями и героями современности), и на их примере педагоги содействуют формированию представлений о добродетелях и потребности у детей в следовании хорошим нравственным примерам. Реализация данной программы в полной мере отвечает требованиям современных социокультурных условий воспитания детей старшего дошкольного возраста.

Планируемые результаты освоения Программы, ЧФУОО

  • Усвоение детьми основных нравственных норм (что хорошо, а что плохо); приобретение добрых привычек и поступков.
  • Сформированные у детей представления о знаменитых личностях родного края.
  • Осознание детьми и родителями своей сопричастности к культурному наследию своего народа; осознание себя жителем своего района, города, гражданином своей страны, патриотом.
  • Проявление у детей основных добродетелей: сострадания,

послушания, милосердия, уважения к старшим, почитания родителей, ответственности за свои дела и поступки; направленность и открытость к добру.

  • Сформированные умения размышлять на духовно-нравственные темы на основе изученного материала, высказывать свои суждения о содержании полученной информации (книги, иллюстрации, видеоматериалы и др.)
  • Развитие у детей потребности в познании, желания видеть и чувствовать красоту в поступках людей разных поколений.
  • Проявление бережного и гуманного отношения к окружающему миру: растениям, животным, человеку.
  • Сформированное уважительное отношение к людям, их достижениям и поступкам; активное стремление к творческому самовыражению.
  • Активное участие детей и родителей в проектной деятельности, праздниках, мероприятиях и т.д.

Диагностика динамики формирования знаний и  навыков по духовно-нравственному воспитанию

Цель и задачи диагностики

Цель: определение степени реализации парциальной программы духовно-нравственного воспитания детей 5–7 лет «С чистым сердцем».

Задачи:
  • определить степень реализации программных задач по формированию у детей эмоциональной отзывчивости на переживания окружающих, поступки людей разных времён и поколений;
  • выявить динамику духовно-нравственного воспитания

ребёнка для выстраивания дальнейшей работы с детьми.

Организация проведения педагогической диагностики (мониторинга)

  • Диагностика носит индивидуальный характер и проводится в группах старшего дошкольного возраста детей 5–7 лет.
  • Диагностика проводится педагогами групп ДОО. В случае необходимости к диагностике могут быть привлечены педагог дополнительного образования, педагог-психолог, старший воспитатель и другие специалисты детского сада.
  • Рекомендуемое время проведения — 2 раза в год (октябрь, май).
  • Октябрь — промежуточная диагностика сформированности основ духовно-нравственного воспитания.
  • Май — итоговая диагностика развития ребёнка. Мониторинг проводится в два этапа.

Первый этап — диагностический.

  • На этом этапе проводится сбор информации и заполнение необходимой документации. Педагогическая диагностика формирования основ духовно-нравственного воспитания дошкольников осуществляется с использованием следующих методов:
  • беседы с детьми на темы нравственного содержания;
  • решение проблемных ситуаций;
  • наблюдение за поведением ребёнка в самостоятельной деятельности, в общении со взрослыми и сверстниками.
  • На основе диагностических методик и других методов диагностики педагогами заполняется аналитическая справка о сформированности первичных основ духовно-нравственного воспитания детей на начало и конец учебного года.

Второй этап — аналитико-обобщающий.

  • Этот этап мониторинга позволяет оценить динамику достижений детей в духовно-нравственном воспитании и эффективность реализации программы «С чистым сердцем».

Полученная информация обрабатывается, проводится качественный анализ результатов формирования основ духовно-нравственного развития каждого ребёнка и определяются пути его дальнейшего развития.

Методический инструментарий педагогической диагностики (мониторинга)

Определение        результативности        реализации        программы

«С чистым сердцем» осуществляется по следующим критериям.

Программа реализована в полном объёме

Поведение ребёнка определяется не сиюминутными желаниями и потребностями, а требованиями со стороны взрослых и ценностными представлениями о том, «что такое хорошо и что такое плохо»; стремится выполнять нормы и правила, понимает важность нравственного поведения.

Ребёнок:

  • проявляет потребность в общении со взрослыми, ищет компромиссы, интересуется проблемами социального характера и обсуждает их, задаёт вопросы; проявляет потребность в сотрудничестве с другими детьми, умение договариваться, понимает и учитывает интересы и особенности других детей;
  • самостоятельно разрешает конфликтные ситуации; выбирает и использует способы взаимодействия со взрослыми и сверстниками с учётом их эмоционального и физического состояния; сопереживает сверстникам и оказывает помощь; имеет чёткие представления об эмоциях и чувствах, замечает и называет эмоциональное состояние людей; стремится радовать других и быть полезным;
  • проявляет ответственность, анализирует и оценивает свои поступки и поступки других людей, замечает и исправляет ошибки; проявляет устойчивую привязанность к членам своей семьи, считается с их интересами, состояниями, желаниями;
  • имеет позитивную установку к различным видам труда

и творчества;

  • проявляет разнообразные познавательные интересы, в том числе к событиям исторического характера;
  • имеет чёткие представления о малой родине и Отечестве, о социокультурных ценностях нашего народа;
  • сочиняет сказки, рассказы на темы духовно-нравственного содержания;
  • адекватно реагирует на произведения искусства (художественная литература, музыка и т.д.);
  • адекватно реагирует на события, описанные в тексте; испытывает яркие переживания, разнообразные по содержанию; развёрнуто выражает в речи сочувствие героям произведений; даёт эмоциональную оценку персонажам и мотивирует её, исходя из логики их поступков.

2 РАЗДЕЛ СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ

2.1.7 Содержание образовательной деятельности при планировании совместной деятельности

Образовательная область «Познавательное развитие»

Возраст

Методические пособия

Парциальная программа духовно-нравственного воспитания детей 5–7 лет «С чистым сердцем» / Р.Ю. Белоусова, А.Н. Егорова, Ю.С. Калинкина. — М.: ООО «Русское слово — учебник», 2019. — 112 с. — (ФГОС ДО. ПМК «Мозаичный ПАРК»).

5-7 лет

1.Концепция духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России / А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. — М.: Просвещение, 2009. — С. 18.

2. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года».

3. Ушинский К.Д. О народности в общественном воспитании / Ушинский К.Д. Педагогические сочинения: в 6 т. т. 1 / сост. С.Ф. Егоров. — М.: Педагогика, 1990. — С. 252–255.

Детская литература:

Для организации бесед используется литература духовно- нравственного содержания: произведения В.А. Сухомлинского, К.Д. Ушинского, М. Горького, А.Л. Барто и др.; русские народные сказки; авторские сказки; былины; легенды и т.д.

 «Я злюсь» (Э. Крейрли — серия книг «Учимся владеть чувствами»), «Рассказы о птицах» (К.Д. Ушинский), «Старик сажал яблони...» (Л.Н. толстой),

«Упрямые козы» (узбекская народная сказка), «Самое страшное» (Е.А. Пермяк), «Лучший друг» (Ю.И. Ермолаев), «Отомстила» (В.А. Осеева), «Кто наказал его?» (В.А. Осеева), «Лиса и заяц» (русская народная сказка), «Заяц, лиса и петух» (русская народная сказка).

Тематическое планирование образовательной деятельности

Первый год обучения (Старший возраст)

№ п/п

Тема

Количество занятий в неделю

Максимально допустимый объём образовательной нагрузки (мин)

Р а з д е л 1. Семья (6 ч)

1

Моя семья. Мои самые близкие, родные и любимые люди

1

25

2

Мать и дитя

1

25

3

Образ отца

1

25

4

Братья и сёстры

1

25

5

Бабушки и дедушки

1

25

6

Моя родословная

       1

25

Р а з д е л 2. Добро и зло (22 ч)

7

Добро и зло

1

25

8

Хорошо ли быть злым?

1

25

9

Наше настроение

1

25

10

Учимся справляться с гневом

1

25

11

Какие бывают поступки

1

25

12

Добрые дела и поступки. Добрые слова

1

25

13

Милосердие и сочувствие

1

25

14

Совесть

1

25

15

Жадность и щедрость

1

25

16

Прощение

1

25

17

Упрямство

1

25

18

Скромность

1

25

19

Благодарность

1

25

20

Храбрость и трусость

1

25

21

Зависть

1

25

22

Доброжелательность

1

25

23

Справедливость

1

25

24

Хвастовство

1

25

25

Гордость

1

25

26

Послушание

1

25

27

чувства других людей

1

25

28

Вера и верность

1

25

Р а з д е л 3. Малая Родина (4 ч)

29

Мой родной край

1

25

30

Место, в котором я живу

1

25

31

Достопримечательности родно- го края (города, района, села)

1

25

32

Мой любимый детский сад. От истоков к современности

1

25

Количество занятий в год / объём нагрузки в год (мин)

32

800

Тематическое планирование образовательной деятельности

Второй год обучения (Подготовительный к школе возраст)

№ п/п

Тема

Количество занятий в неделю

Максимально допустимый объём образовательной нагрузки (мин)

1

Вводное занятие

«Кто такой герой?»

1

30

Р а з д е л 1. Русь – Великая Многоликая (10 ч)

2

Становление многонациональной Руси (часть 1)

1

30

3

Становление многонациональной Руси (часть 2)

1

30

4

У истоков родного города, района, села

1

30

5

Герои древних времён (Александр Невский)

1

30

6

Герои древних времён (Юрий Долгорукий)

1

30

7

Герои древних времён (Дмитрий Пожарский)

1

30

8

Герои древних времён (Кузьма Минин)

1

30

9

Николай Александрович Добролюбов

1

30

10

Максим Горький

1

30

11

Люди, оставившие след в истории родного края

1

30

Р а з д е л 2. Никто не забыт - ничто не забыто (9 ч)

12

На фронтах Великой Отечественной

1

30

13

Валерий Павлович Чкалов

1

30

14

Аркадий Петрович Гайдар

1

30

15

Подвиг земляков (часть 1)

1

30

16

Подвиг земляков (часть 2)

1

30

17

Подвиг земляков (часть 3)

1

30

18

Подвиг земляков (часть 4)

1

30

19

Подвиг тыла

1

30

20

Герои моей семьи в Великой Отечественной войне

1

30

Р а з д е л 3. Герои современности (4 ч)

21

Какие бывают поступки

1

30

22

Гордимся нашими олимпийцами

1

30

23

Преодолей себя!

1

30

24

«Подвиг возраст не выбирает»

1

30

Р а з д е л 4. Улицы родного района (7 ч)

25

Улицы-герои моего края (города, района, села)

1

30

26

Улица Дежнёва

1

30

27

Улица Николая Гастелло

1

30

28

Улица имени Кошелева П.Л.

1

30

29

Улица Александра Люкина

1

30

30

Проспект Героев

1

30

31

Могу ли я совершить поступок?

1

30

32

Итоговое занятие. Интеллектуальная игра «что? Где? Когда?»

1

30

Количество занятий в год / объём нагрузки в год (мин)

32

960

2.2.1 ЧФУОО Образовательная область «Познавательное развитие»

Возраст

Форма

Способы

Методы / Формы

Средства

5-7 лет

Совместная деятельность с педагогом

Самостоятельная деятельность

Групповая

Подгрупповая

Индивидуальная

Методы: Словесный метод

Наглядный  метод

Практический  метод

Проектный метод//

Формы:

Чтение художественных произведений духовно-нравственного и исторического содержания.

Этическая беседа.

Игры различных видов (сюжетно-ролевые, театрализованные, дидактические).

Инсценировки произведений духовно-нравственного и исторического содержания.

Просмотр презентаций, мультфильмов, видеофильмов.

Экскурсии в музеи, по улицам района.

Посещение библиотеки.

Различные виды творческой деятельности детей (рисование, лепка, конструирование, пение, выразительное чтение, театральная деятельность).

Организация тематических выставок.

Праздники и тематические вечера.

Дидактические игры

«Баю-бай…»

«Дай правильный совет».

«Дерево доброты».

«Закончи сказку».

«Зимние и летние виды спорта».

«Знаешь ли ты свой город?»

«Как я могу помочь маме»

«Как я помогаю дома?», папе?»

«Ласковое слово».

«Настроение».

«Наши эмоции».

«Одень девицу (молодца)»

«От кольчуги до мундира».

«Подарки для бабушки, мамы, дочки».

«Подарки для дедушки, папы, сына».

«Правильно-неправильно».

«Раньше и теперь».

«Семейные обязанности».

«Солдат и техника».

«Сопоставь событие и человека».

«Узнай по фотографии место в детском саду».

«Уроки вежливости».

«Уроки этикета»

«Хорошо или плохо»

«Что лишнее нарисовал художник?»

«Этикет для малышей».

«Вспомни пословицы о маме».

«Добрые слова».

«Историческое лото».

«Кто больше назовёт добрых дел».

«Объясни пословицу».

«Помоги богатырю отыскать дорогу».

«Угадай профессию».

«Угадай, о ком я говорю».

«Узнай и назови орден».

Игра-лото «Семья».

Лото «Весело-грустно».

Альбомы для раскрашивания

«Красивая салфетка для мамы».

«Угощение для семьи».

«Мужские и женские профессии».

«Разные лица».

«Пирамидки малышам».

«Дети на празднике в детском саду».

«Красивый участок».

«Герб и флаг родного города».

«Любимые места в городе».

«Былинные герои».

«Древнерусские суда».

«Сказки М. Горького».

«Великие битвы».

«Одень воина».

«Военная техника».

«Олимпийская символика».

Альбомы для рассматривания

«Мамина работа».

«Моя родословная».

«традиции нашей семьи». «Оцени поступок» «Наши чувства и эмоции».

«Добро и зло в русских народных сказках». «Достопримечательности Нашего города».

Комплект наглядных пособий «Россия — Родина моя»:

 Негосударственные символы России»

«Державные символы России».

«Природа России».

«История России».

«Места отдыха для детей».

«Любимый район».

«Наш детский сад».

«труд взрослых в детском саду».

«Летопись детского сада».

«Богатыри земли Русской».

«История русской одежды».

«Знаменитые битвы».

«Город вчера и сегодня».

«Обычаи и традиции русского народа».

«Защитники земли Русской».

«Александр Невский».

«Великие битвы Александра Невского».

«Основатель столицы Российской».

«День единства».

«Детство, юность и зрелые годы М. Горького».

«Герои Великой Отечественной войны».

«Дети — герои войны».

«Полководцы». «Подвиг в тылу». «Животные-санитары».

«Города-герои».

«Расскажите детям об Олимпийских играх»

«Паралимпийцы — победа над собой».

«Наши знаменитые земляки».

«Путешествие по району».

Аудио- видеоматериалов и мультимедийных презентаций:

«Моё семейное древо».

«Мир эмоций».

«Во времена Древней Руси».

«Минин и Пожарский».

«Сила России в единстве народа».

«Александр Невский».

«По страницам Великой войны».

«Блокада Ленинграда».

«Битва за Москву».

«Дети — герои войны».

«Битва за Берлин».

«Преодолей себя!»

«Улицы моего района».

Просмотр мультфильмов

«Встречайте бабушку».

«Мама для мамонтёнка».

«Моя семья».

«День рождения бабушки».

«Моя мама — волшебница».

«И мама меня простит».

«Если бы я был моим папой».

Цикл мультфильмов «Простоквашино».

«Просто так».

«Крепыш».

«Мишка-задира».

«Подарок для самого слабого».

«Алёша Попович и тугарин Змей».

«Добрыня Никитич и Змей Горыныч».

«Илья Муромец и Соловей-разбойник».

«Александр Невский. Победа над смертью».

«Садко».

«тебе, Москва».

«Воробьишко».

«Мальчиш-Кибальчиш».

«Солдатская сказка».

«Солдатская лампа».

«Воспоминание».

«Скрипка пионера».

«Легенда о старом маяке».

«Василёк».

«Великая Отечественная».

Отрывки из художественных фильмов

«Мальчик-звезда».

«Викинг».

«Александр Невский».

«Александр. Невская битва».

«Юрий Долгорукий».

Учебный фильм «Минин и Пожарский».

Художественный фильм «Минин и Пожарский».

«Звезда пленительного счастья».

Документальный фильм «Страсти по Максиму».

«Детство Горького».

«Юность Максима».

«Хоккеисты».

«Голубой лёд».

«Вратарь».

«Легенда № 17».

«Матч».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Вторая часть, формируемая участниками образовательных отношений "Родной свой край люби и знай"

Цель программы: формирование познавательно – исследовательской деятельности старших дошкольников (5-7 лет) в процессе ознакомления с историей родного края.Задачи программы: -формировать представления ...

Приоритетные направления и результаты работы педагога по образовательной программе учреждения "Основы информационных технологий" в части, формируемой участниками образовательных отношений.

Целью моей педагогической деятельности является предоставление качественных образовательных услуг через организацию работы по реализации образовательной программы дошкольного образования "Основы инфор...

Организация кружковой деятельности в ДОУ как реализация части формируемой участниками образовательных отношений основной общеобразовательной программы ДО

Ребенок с первых лет жизни неосознанно тянется ко всему яркому и привлекательному, радуется блестящим игрушкам, красочным цветам и предметам. Все это вызывает у него чувство удовольствия, заинтересова...

Раздел Программы «Способы и направления поддержки детской инициативы» (обязательная часть и часть, формируемая участниками образовательных отношений)

Раздел Программы «Способы и направления поддержки детской инициативы» (обязательная часть и часть, формируемая участниками образовательных отношений)...

Педагогическая программа «Истоки» по народному декоративно-прикладному искусству детей дошкольного возраста из части, формируемой участниками образовательных отношений, дополняющих содержание образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»

Проект  "Истоки", направлен на  ознакомление детей старшего возраста с разнообразием видов народного декоративно-прикладного искусства, историей их возникновения, приемами работы....

Программа из части формируемой участниками образовательных отношений, дополняющих содержание (образовательной области «Художественное – эстетическое развитие») «Пластилинография»

Пластилинография является одним из средств релаксации, что имеет важное значение для психологического благополучия малыша. Тема кружковой работы является актуальной, так как работа с мягким и пластичн...

План по реализации основной образовательной программы дошкольного образования детского сада, в части, формируемой участниками образовательных отношений, по курсу «Любознайки» (опытно-экспериментальная деятельность ) в группах общеразвивающей направленност

Дети дошкольного возраста активно стремятся узнать об окружающем их мире как можно больше. Совместно с их игровой активностью, огромное значение в развитии личности ребёнка имеет познавательная деятел...