Семинар - практикум для педагогов «Игровые технологии в организации детей»
методическая разработка

Самохвалова Наталья Викторовна

Семинар-практикум направлен на формирование у педагогов мотивации, направленной на освоение новых знаний, осмысление необходимости и возможности применения игровых технологий как показателя педагогической компетентности современного педагога.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar_dlya_pedagogov.docx30.54 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар - практикум для педагогов

«Игровые технологии в организации детей»

        Цель: сформировать у педагогов мотивацию, направленную на освоение новых знаний, осмысление необходимости и возможности применения игровых технологий как показателя педагогической компетентности современного педагога.

Теоретическая часть.

        Тема нашего семинара «Игровые технологии в организации детей»

        Игровая деятельность имеет исключительное значение для развития ребёнка и является ведущей деятельностью в дошкольном возрасте.

        В игре происходят важнейшие изменения психики ребёнка, складываются основные формы отношений с окружающими, осуществляется подготовка к новой, более сложной деятельности – учению.

        Игровая технология – это организация педагогического процесса в форме различных педагогических игр.

        Игровая педагогическая технология – совокупность психолого-педагогических подходов, определяющих комплекс форм, методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств для реализации образовательного процесса.

        Значение игровой технологии не в том, что она является развлечением и отдыхом, а в том, что при правильном руководстве становится: способом обучения; деятельностью для реализации творчества; первым шагом социализации ребёнка в обществе.

Значение игровой технологии состоит и в том, что она:

       • активизирует воспитанников;

       • повышает познавательный интерес;

       • вызывает эмоциональный подъём;

       • способствует развитию творчества;

       • максимально концентрирует время занятий за счёт чётко сформулированных условий игры;

       • позволяет педагогу варьировать стратегию и тактику игровых действий за счёт усложнения или упрощения игровых задач в зависимости от уровня освоения материала.

        Игровые технологии тесно связаны со всеми сторонами воспитательной и образовательной работы детского сада и решением его основных задач.

        Игровые технологии, дают ребёнку: возможность «примерить» на себя важнейшие социальные роли; быть лично причастным к изучаемому явлению (мотивация ориентирована на удовлетворение познавательных интересов и радость творчества); прожить некоторое время в «реальных жизненных условиях».

        Цель игровой технологии – создание полноценной мотивационной основы для формирования навыков и умений деятельности в зависимости от условий функционирования дошкольного учреждения и уровня развития детей.

        Задачи:

Достигнуть высокого уровня мотивации, осознанной потребности в усвоении знаний и умений за счёт собственной активности ребёнка.

Подобрать средства, активизирующие её результативность.

        Реализация игровой технологии в образовательном процессе происходит по следующим основным направлениям:

Дидактическая цель ставится перед детьми в форме игровой задачи.

Учебная деятельность подчиняется правилам игры.

       3. Учебный материал используется в качестве её средства.

       4. В учебную деятельность вводятся соревнования, которые способствуют переходу дидактических задач в разряд игровых.

       5. Успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.

        Игра - это в основном собственная инициатива детей, поэтому руководство педагога при организации игровой технологии должно соответствовать следующим требованиям:

        выбор игры - зависит от воспитательных задач, требующих своего разрешения, но должен выступать средством удовлетворения интересов и потребностей детей (дети, проявляют интерес к игре, активно действуют и получают результат, завуалированный игровой задачей - происходит естественная подмена мотивов с учебных на игровые);

        предложение игры - создаётся игровая проблема, для решения которой предлагаются различные игровые задачи: правила и техника действий);

        объяснение игры - кратко, чётко, только после возникновения интереса детей к игре; игровое оборудование - должно максимально соответствовать содержанию игры и всем требованиям к предметно-игровой среде по ФГОС;

        организация игрового коллектива - игровые задачи формулируются таким образом, чтобы каждый ребёнок мог проявить свою активность и организаторские умения.

        Дети могут действовать в зависимости от хода игры индивидуально, в парах или командах, коллективно.

        Развитие игровой ситуации - основывается на принципах: отсутствие принуждения любой формы при вовлечении детей в игру; наличие игровой динамики; поддержание игровой атмосферы; взаимосвязь игровой и неигровой деятельности; окончание игры - анализ результатов должен быть нацелен на практическое применение в реальной жизни.

        Главный признак педагогической игры в игровой технологии - чётко поставленная цель обучения и соответствующие ей педагогические результаты, характеризующиеся учебно-познавательной направленностью.

        Виды педагогических игровых технологий, которые используют с детьми дошкольного возраста: игровые упражнения;  дидактические (настольно-печатные) игры; сюжетно-дидактические (сюжетно-ролевые) игры; театрализованные игры, игры драматизации, инсценировки; пальчиковые игры; игры-экспериментирования; компьютерные игры; психологические игры; подвижные игры.

        На современном этапе игровая технология в качестве самостоятельной технологии может быть использована: для освоения темы или содержания изучаемого материала; в качестве занятия или его части(введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля); как часть образовательной программы, формируемой коллективом ДОУ.

        Рассмотрим более подробно каждый вид педагогической игровой технологии.

Практическая часть.

Игры-экспериментирования

Цели игры-экспериментирования :

        - Развитие у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию.

        - Развитие словаря.

        - Ознакомление детей с явлениями и объектами окружающего мира.

        - Углубление представлений детей дошкольного возраста о живой и неживой природе.

        На первый взгляд может показаться, что игры-экспериментирования больше связаны с ознакомлением с природой, но это не так. Через игры-экспериментирования дети учатся обследовать предмет, знакомятся с их свойствами, учатся делать выводы.

Дидактические (настольно-печатные) игры

        В процессе дидактических игр дети учатся решать познавательные задачи; они позволяют усилить мотивацию ребёнка, повысить интерес к усвоению знаний; улучшается организация работы детей.

        Дидактическая игра используется в организации детей, как игровой метод обучения, форма обучения,  самостоятельная игровая деятельность, средство речевого, математического развития; развивает мышление, внимание, память.

        Через игру дети легче и быстрее усваивают знания, умения и навыки; с большим интересом включаются в деятельность.

Сюжетно-дидактические игры

        - Это многогранное явление, в процессе которого происходит: усвоение новых знаний;  формирование навыков умственной деятельности; использование полученных знаний в различных ситуациях; развитие речевой активности детей.

        Особенность сюжетно-дидактических игр состоит в том, что, принимая роль взрослого, ребенок действует согласно правилам, диктуемым данной ролью: воспроизводит  действия взрослых, учитывая количество, с которым необходимо оперировать, длительность и время совершаемых действий. Через сюжетно-дидактическую игру дети учатся считать, знакомятся с цветом, формой; знакомятся с правилами этикета, поведения в общественных местах.

Пальчиковые игры

        Как говорит Сухомлинский: "Ум детей находится на кончиках пальцев".

        Разнообразные движения и действия руками, гимнастика и пальчиковые игры максимально эффективно стимулируют процесс речевого и умственного развития ребенка. Более того, уровень развития движений ребенка в целом определяет уровень его физического и психического развития.

        Через пальчиковые игры у детей развивается моторика рук; они  легче запоминают стихотворения; обыгрываются сказки, рассказы, потешки.

Компьютерные игры.

        В современном мире компьютеризации невозможно детей полностью отлучить от компьютера, планшета, маминого телефона. А чтобы действия с компьютером были полезны, то лучше всего скачать несколько развивающих игр, которых полно на просторах интернета и строго регулируя длительность нахождения ребёнка за гаджетами, позволять им играть в эти игры.

        Компьютерные игры имеют массу плюсов. Они не только помогают развитию скорости, реакции и быстрому принятию решений, но и способствуют развитию логики в логических играх и головоломках, навыков интеллекта и стратегического мышления. Если главный герой компьютерной игры положительный, то у ребенка прочно укрепляется понятие о том, что такое добро и что такое зло.

Театрализованные игры

        Характерными особенностями театрализованных игр являются литературная или фольклорная основа их содержания. Они представляют собой разыгрывание в лицах литературных произведений. Герои художественных  произведений становятся действующими лицами, а их приключения, события жизни, изменённые детской фантазией – сюжетом игры.

        Все дети любят сказки и если организовать занятие через театрализованную деятельность, и давая им различные задания от героев сказок, то они будут с большим интересом выполнять их. На первый взгляд может показаться, что занятия организованные на основе театрализованной деятельности больше связаны со знакомством художественных произведений, способствуют речевому развитию, но это не так. Например, на занятиях по формированию элементарных математических представлений, организовав путешествие по сказкам, можно дать детям задания на сравнение предметов, счёт, группировку предметов, на ориентировку в пространстве, при ознакомлении с частями суток и другие.

        Организовав занятие по изо через сказку, дети быстрее и легче освоят различные приёмы рисования, лепки, конструирования и так далее.

Психологическая игра

        Психологическая игра - это символическая деятельность, которая моделирует и преображает реальность, отличается высокой степенью спонтанности и свободы, но протекает в рамках четко заданных правил. Реализуется как в группе, так и индивидуально, решает конкретные психологические задачи, работает с личностью как целостной структурой и имеет своей целью индивидуализацию личности через осознание человеком актуального жизненного опыта. С детьми дошкольного возраста организовываются игры на сплочённость коллектива, на расслабление, для этого используются игры релаксации, нейрогимнастика.

        Давайте все выйдем в центр и познакомимся с несколькими упражнениями по нейрогимнастике. (После выполнения упражнения садятся все на места)

Подвижные игры

        Подвижные игры - это сознательная, активная деятельность ребенка, характеризующаяся точным и своевременным выполнением заданий, основанных на разных видах движений и связанных с обязательными для всех играющих правилами. Дети учатся действовать в соответствии с правилами, овладевать пространственной терминологией, осознанно действовать в изменившейся игровой ситуации и познавать окружающий мир. В процессе игры активизируются память, представления, развиваются мышление, воображение.

        Давайте ещё раз выйдем в центр и вспомним несколько игр, которые возможно использовать в образовательной деятельности и в каких ситуация. (Играем в игры)

        На этом наша сегодняшняя встреча заканчивается, спасибо, что пришли и уделили мне внимание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум для педагогов «Современные технологии, методы и формы организации воспитательно-образовательного процесса в ДОУ»

Семинар-практикум для педагогов «Современные технологии, методы и формы организации воспитательно-образовательного процесса в ДОУ»Тема: «Проектная деятельность в ДОУ».«Метод ПРОЕКТОВ»....

Здоровьесберегающие технологии в ДОУ. семинар-практикум для педагогов Дыхательная гимнастика Стрельниковой для детей.

Семнар-практикум направлен на пропаганду здорового образа жизни и ознакомление педагогов ДОУ с дыхательной гимнастикой А.Н. Стрельниковой....

Семинар-практикум для педагогов ДОУ: Технология создания «Портфолио педагога» разработка и оформление в соответствии с профессиональным стандартом педагога и ФГОС

Задачи  семинара: 1.Показать ценность портфолио в современном образовательном процессе и индивидуальном карьерном росте, т.е. в выстраивании индивидуальной профессиональной траектории.2. Поз...

Семинар-практикум для педагогов «Игровые технологии в ДОУ»

ПРОГРАММА СЕМИНАРА ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ДОУЦель семинара:  сформировать у педагогов мотивацию, направленную на освоение новых знаний, осмысление необходимости и возможности применения игровых техно...

Семинар-практикум для педагогов "Игровые технологии как средства развития детей с ОВЗ"

Материал содержит теоретическую и практическую части, по работе с педагогическим коллективом ДОУ....

Семинар-практикум для педагогов «Игровые технологии в ДОУ»

Цель семинара:  сформировать у педагогов мотивацию, направленную на освоение новых знаний, осмысление необходимости и возможности применения игровых технологий как показателя педагогической ...

Семинар-практикум для педагогов «Элементы технологии ТРИЗ в совместной деятельности педагога и детей в ДОУ».

ТРИЗ (теория решения изобретательных задач) – это одна из самых эффективных методик, которая активирует познавательные навыки и развивает творческое мышление у детей....