Отчет по самообразованию "Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста" на 2018-2022 гг.
материал

 Отчет по самообразованию "Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста"  на 2018-2022 гг.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otchet_po_samoobrazovaniyu_za_period_na_2018-2022_g.docx29.87 КБ

Предварительный просмотр:

Отчет по самообразованию за период на 2018-2022 гг.

воспитателя Ветошкиной Э.Ф.

Тема самообразования: «Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста»

Цель: Повышение своего теоретического уровня профессионального мастерства и компетентности. Воспитание интереса и любви к природе у детей.

Задачи: Работа над программой профессионального самообразования поможет мне решить ряд задач в воспитании, обучении и развитии детей:

- сформировать положительное отношение к природе;

- формировать навыки и умения наблюдения за природными объектами и явлениями;

- развивать познавательный интерес к миру природы;

- воспитывать защитников природы, дать экологические знания, научить детей быть милосердными, любить и беречь природу (землю, воду, воздух, флору, фауну), бережно распоряжаться её богатствами;

- развивать любознательность, фантазию и воображение детей.

Предполагаемый результат: научить детей быть милосердными, любить и беречь природу.

Действия и мероприятия, проводимые в процессе работы над темой:

- изучение методической литературы и интернет ресурсов по теме;

- посещение педсоветов, семинаров, занятий коллег по теме экологии;

- проведение открытых мероприятий;

- проведение консультаций для родителей по теме;

- пополнение уголка природы новыми дидактическими пособиями, в т.ч. самодельными играми («Красная Книга Республики Татарстан», «Азбука растений Республики Татарстан», «С какого дерева листок?», лэпбуки «Времена года» «Мир вокруг нас», «Растения и животные нашей страны»)

Практический выход: выставка детских рисунков и участие в региональном конкурсе рисунков по экологии, открытое занятие ко Дню Земли.

В течение этого периода я проводила исследовательскую работу по теме «Формирование экологической культуры у  детей дошкольного возраста». В ходе работы проводились консультации для родителей, занятия,  выставки детских работ – рисунков и поделок, выставки литературы, утренники – развлечения, конкурсы стихотворений о временах года и природных явлениях, систематически оформляется информационный стенд для родителей.

Мир природы удивителен и прекрасен, однако далеко не все способны видеть эту красоту, многообразие цвета, форм, разнообразие красок неба, листьев, воды. Умение «смотреть» и «видеть», «слушать» и «слышать» не развивается само собой, не дается от рождения в готовом виде, а воспитывается. Природа – это бесконечный источник эмоциональных состояний, неугасимого желания познавать. Поэтому я в своей работе уделяю большое внимание экологическому воспитанию детей. Мой опыт показывает, что в среднем дошкольном возрасте дети без особых усилий усваивают комплекс экологических знаний, если знания преподносятся в доступной увлекательной форме и если учитывается интерес ребенка к природным явлениям. Мы рождены природой, и никогда человек не потеряет связи с ней. Но нужно обладать терпением, важно иметь внимательный глаз и чуткую душу, чтобы увидеть тихую прелесть крохотного полевого цветка или игру красок во время заката, буйное цветение сирени, заслушаться звонким пением птиц. Природа – великий учитель! Экологическое воспитание очень тесно связано с нравственным воспитанием – это воспитание человечности, доброты, милосердия, ответственного отношения к природе, людям, которые живут рядом. Большую часть в экологическом воспитании я отвожу беседам. Здесь стараюсь продумать, как сообщить важную информацию, использую красочные альбомы, презентации, гербарий.  Когда рассказываю о природе и ее богатствах, ставлю своей задачей не только воспитание бережного отношения ко всему живому, но и воспитание национальной гордости за свою страну, в которой создана сеть природных заповедников и национальных парков, где оберегаются первозданность природы, как национальное достояние, а так же памятники природы, пронесшие свою красоту и уникальность через века. Особое место в цикле занятий по экологии я уделяю экологии нашей страны, республики и города в котором мы проживаем. Постепенно, по мере взросления, дети знакомятся с растениями, животными и птицами, окружающими их, узнают об экологических проблемах региона, тем самым развивая критическое мышление. Эстетический фон для занятий создают стихи, загадки, песни. Они позволяют построить работу, чередуя разнообразные методические приемы с художественным словом, что сделает занятие запоминающимся для детей. Литературный материал незаменим в воспитательной работе, поскольку детям легче оценивать поведение и поступки других, чем свои собственные. Моя задача заключалась в том, чтобы воспитывать в детях отзывчивость, стремление сочувствовать другим людям, быть ответственным и заботиться о растениях и животных, птицах. В период дошкольного детства у ребенка происходит интенсивное социальное развитие, которое осуществляется при его взаимодействии с окружающими -  сверстниками и взрослыми. Ребенок учится следовать определенным общественным нормам и правилам поведения, и если в этот процесс будет включено не только формирование эмоционально-положительного отношения к солнцу, чистой воде, свежему воздуху, растениям и животным, но и норм поведения, не наносящего вреда всему живому, сберегающего, восстанавливающего природу – это принесет положительный результат не только в детстве, но и во взрослой жизни человека.

Одним из важнейших условий реализации системы экологического образования является организация предметно-развивающей среды. В своей работе я постаралась создать среду таким образом, чтобы она способствовала развитию ребенка, формировала его как личность, а также создала условия для формирования у ребенка элементов экологической культуры, экологически грамотного поведения. Поэтому процесс обучения стараюсь строить таким образом, чтобы основные экологические знания дети получали наглядным методом. В уголке природы есть разнообразные комнатные растения, предназначенные для отдыха детей и выработке навыка ухода за растениями. А также есть методические пособия, альбомы, энциклопедии, иллюстрации животных и растений, гербарий, различные дидактические игры по экологии. Там же повешен календарь природы, дети самостоятельно определяют времена года и погоду.

Знания и умения детей

На протяжении всего периода  мы с детьми проводили регулярное  наблюдение за комнатными и уличными растениями, за ростом лука на подоконнике (январь-февраль), рассадой цветов (февраль-апрель), за ветками деревьев в вазе (февраль-март), за пробуждениями одуванчиков на участке (май). Систематически проводились наблюдения за погодой, одну неделю в месяц ежедневно рассматривали небо, уточняли характер осадков. Регулярно с детьми фиксировали погоду и состояние живой природы. Дети знают домашних и диких животных. Могут называть отличительные особенности внешнего вида животных. Играя, малыш познает многоликий мир природы, учиться общаться с животными и растениями, взаимодействовать с предметами неживой природы. Игра – это способ осмысления окружающего мира и своего места в нем. Усвоение знаний о природе при помощи игры, вызывающей переживание ребят, не может не оказать влияния на формирование у них бережного и внимательного отношения к объектам растительного мира.

Дети дошкольного возраста обладают поистине огромными возможностями и способностями познавать. В них природой заложен инстинкт познания и исследования окружающего мира. Я, как воспитатель, должна помочь детям развить и реализовать свои возможности. Понять ребенку общую связь живого организма с внешней средой помогает экологическая тропа, поскольку решает многочисленные педагогические, психологические и экологические задачи. В экскурсиях и наблюдениях на  прогулочных участках дети получают непосредственное представление о предметах и явлениях, которые их окружают. Детям важно потрогать объект, прикоснуться к нему, чтобы понять. Народная китайская мудрость гласит «покажи мне – я забуду, расскажи мне – я запомню, дай потрогать – я пойму». Свою работу я старалась  выстраивать в соответствии с этой мудростью.

На территории детского сада есть деревья, клумбы с цветами, за которыми дети тоже помогают ухаживать. Летом участок привлекает детей одуванчиками. Этот цветок вызывает у детей сильные эмоции, их первое побуждение – сорвать его. Я учила  детей воздерживаться от этого желания: ведь сорвать цветок – значит, погубить его! Наблюдая за одуванчиком, рассматривая его, мы с детьми выяснили, что он реагирует на изменение погоды и времени суток: поворачивает венчик в сторону солнца, закрывается с наступлением сумерек и перед дождем. А также дети воочию наблюдали за образованием и распространением семян одуванчика. Из познавательных бесед дети узнали о назначении отдельных частей одуванчика – стебля, листьев, корней, цветков. Дети убедились в истине, что одуванчик – живой организм: растет, размножается, реагирует на некоторые внешние воздействия. Наблюдения велись как за дикими растениями (одуванчик, рябина, береза, осина, тополь, акация, клевер, дуб), так и за садовыми (вишня, клубника и др.).

Живая природа состоит из двух основных частей: растительного и животного мира. Мы – люди, относимся к живому миру. Моя задача состояла в том, чтобы сформировать у детей осознание себя частью природного мира. С ребятами мы выясняли, что все представители живой природы имеют общие признаки: растут, размножаются, питаются, дышат. Но каждое из живых существ неповторимо и уникально. Человек – это венец творения природы, он наделен разумом, способен мыслить и принимать решения. Поэтому мы в ответе за свои поступки. В экологическом образовании дошкольников значимое место занимают модели и таблицы. Использование их дает возможность демонстрировать процессы, которые нельзя показать в природе и запомнить последовательность действий. Преимущество данного способа заключается в том, что он позволяет изучить биологические закономерности, не проводя экспериментов на живых организмах, тем самым не нанося им вреда.

В своей работе с детьми я использовала  и такую форму работы, как проект. Такой подход позволяет обеспечить последовательное освоение детьми экологических знаний, системность, перевод экологических представлений на уровень убеждений, мотивов поведения. Вместе с родителями дети рисовали мини-плакаты экологического содержания для областного конкурса. Рисунки показывали пример положительного отношения к природе.

Ведущий метод, применяемый нами при экологическом воспитании детей, - это наблюдение. На ежедневных прогулках ребята с воспитателем наблюдают за живой и неживой природой: за деревьями, кустарниками, цветами на клумбе и в траве, небом и солнцем, птицами. Летом наблюдение преимущественно осуществляется за зеленью, птицами, насекомыми; осенью – за изменением цвета листвы деревьев и травы, за листопадом и дождем; зимой – за ветками, инеем, корой и осадками; весной – наблюдение за тем, как природа просыпается, за разнообразием почек и листьев, небом.

В течение этого периода  мною  была проделана следующая работа по теме самообразования:

- проводились беседы: «Деревья и кустарники нашего сада», «Во саду ли, в огороде», «Как мы грибы искали»,  «Какие бывают птицы»; «Куда улетают птицы?»; «Наши друзья пернатые», «Покормите птиц зимой!»;

- составляли рассказ по картине И.И.Левитана «Березовая роща»; «Грачи прилетели» А.К.Саврасова;

чтение художественной литературы по теме:

Русский фольклор

Песенки, потешки, заклички: «Наш козел»; «Зайчишка-трусишка»; «Дон! Дон! Дон!..», «Гуси, вы гуси»; «Сидит, сидит зайка», «Кот на печку пошел», «Сегодня день целый», «Барашеньки», «Идет лисичка по мосту», «Солнышко-ведрышко», «Иди, весна, иди, красна».

Сказки:  «Война грибов с ягодами», обр. В. Даля; «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», обр. А.        Н.Толстого; «Лисичка-сестричка и волк», обр. М. Булатова; «Зимовье», обр. И. Соколова-Микитова; «Лиса и козел», обр. О. Капицы; «Лиса-лапотница», обр. В. Даля; «Петушок и бобовое зернышко», обр. О. Капицы.

Фольклор народов мира

Песенки: «Рыбки», «Утята», франц., обр. Н. Гернет и С. Гиппиус; «Чив-чив, воробей», пер. с коми-пермяц. В. Климова;

Сказки:  «Три поросенка», пер. с англ. С. Михалкова; «Заяц и еж», из сказок братьев Гримм, пер. с нем. А. Введенского, под ред. С. Маршака; «Красная Шапочка», из сказок Ш. Перро, пер. с франц. Т. Габбе; братья Гримм. «Бременские музыканты», нем., пер. В. Введенского, под ред. С. Маршака.

Произведения поэтов и писателей России

Поэзия:  И. Бунин. «Листопад» (отрывок); А. Майков. «Осенние листья по ветру кружат.»; А. Пушкин. «Уж небо осенью дышало.» (из романа «Евгений Онегин»); А. Фет. «Мама! Глянь-ка из окошка»; Я. Аким. «Первый снег»; А. Барто. «Уехали»; С. Дрожжин. «Улицей гуляет» (из стихотворения «В крестьянской семье»); С. Есенин. «Поет зима — аукает»; Н. Некрасов. «Не ветер бушует над бором» (из поэмы «Мороз, Красный нос»); И. Суриков. «Зима»; Е. Баратынский. «Весна, весна» (в сокр.);

Проза:  А. Введенский. «О девочке Маше, о собачке Петушке и о кошке Ниточке» (главы из книги); К. Ушинский. «Бодливая корова»; С. Георгиев. «Бабушкин садик»; Л. Пантелеев. «На море» (глава из книги «Рассказы о Белочке и Тамарочке»); В. Бианки. «Подкидыш»; Н. Сладков. «Неслух».

Литературные сказки:  М. Горький. «Воробьишко», К. Чуковский. «Телефон», «Тараканище», Д. Мамин-Сибиряк. «Сказка про Комара Комаровича — Длинный Нос и про Мохнатого Мишу — Короткий Хвост»; В. Бианки. «Первая охота»; Д. Самойлов. «У слоненка день рождения».

Басни: Л. Толстой. «Мальчик стерег овец», «Хотела галка пить».

Произведения поэтов и писателей разных стран

Поэзия:  С. Вангели. «Подснежники» (главы из книги «Гугуцэ — капитан корабля»), пер. с молд. В. Берестова.

Литературные сказки: А. Милн. «Винни-Пух и все-все-все» (главы из книги), пер. с англ. Б. Заходера; Э. Блайтон. «Знаменитый утенок Тим» (главы из книги), пер. с англ. Э. Паперной; Т. Эгнер. «Приключения в лесу Елки-на-Горке» (главы), пер. с норв. Л. Брауде; Д. Биссет. «Про мальчика, который рычал на тигров», пер. с англ. Н. Шерешевской;

-         чтение художественной литературы о родном крае:

стихотворений О.Фокиной «Скворечник», «Времена года», Н.М.Рубцова «Березы», М.В.Ломоносова «Весна тепло ведет.. », отрывков  из дневников Б.В.Шергина.

заучивание с детьми стихотворений наизусть:

З. Александрова. «Елочка»; А. Барто. «Я знаю, что надо придумать»; Л. Николаенко. «Кто рассыпал колокольчики...»; В.        Орлов. «Почему медведь зимой спит»; Е. Серова. «Одуванчик», «Кошачьи лапки» (из цикла «Наши цветы»); «Купите лук...», шотл. нар. песенка, пер. И. Токмаковой.

загадывание загадок о живой и неживой природе и их придумывание;

проводились занятия по художественному творчеству:

рисование: «Осеннее деревце», «Картинка про лето», «На яблоне поспели яблоки», «Красивые цветы», «Золотая осень», «Рыбки плавают в аквариуме», «Маленькой ёлочке холодно зимой», «Развесистое дерево», «Красивая птичка», «Расцвели красивые цветы», «Козлятки выбежали погулять на зеленый лужок», «Моё любимое солнышко», «Нарисуй картинку про весну», «Разрисовывание перьев для хвоста сказочной птицы»;

- аппликация и конструирование из бумаги: «Декоративное панно из осенних листьев»; «Лодки плывут по реке», «Корзина грибов», «Красивый букет в подарок всем женщинам в детском саду», «Волшебный сад»;

- лепка: «Яблоки и ягоды», «Большие и маленькие морковки», «Огурец и свекла», «Грибы», «Рыбка», Сливы и лимоны», «Разные рыбки», «Уточка», «Овощи и фрукты для игры в магазин», «Утка с утятами», «Птичка», «Животное», «Птички прилетели на кормушку и клюют зернышки», «Козленочек», «Зайчики на полянке», «Барашек»;

проводились занятия по ознакомлению с окружающим миром: «Что такое улица», «Мой город».

- занятия по ОБЖ:  «Огонь в природе», «Правила поведения на воде», «О правильном питании и пользе витаминов», «Правила поведения на природе», «Опасные насекомые», «Ядовитые растения», «Не все грибы съедобны», «Правила поведения при грозе», «Правила поведения при общении с животными».

занятия по формированию элементарных экологических представлений: «Что нам осень принесла?», «У медведя во бору грибы, ягоды беру…», «Знакомство с птицами», «Беседа о домашних животных», «Беседа о жизни диких животных в лесу зимой», «Мир комнатных растений», «В гости к хозяйке луга», «День Полярного медведя» и др.

 - Д/и «Узнай и назови дерево»; «Что лишнее» и др.

Рассматривание фотоиллюстраций с изображением птиц и их жизни.

-  сформирована тематическая подборка консультативного материала для родителей: папка-передвижка «Экологическое воспитание дошкольников», буклет «Защитим природу родного края!», размещение информации по теме в группе вк;

- пополнена картотека экологических игр группы;

- участие c воспитанниками в выставке осенних поделок из природного материала в ДОУ;

 - участие с воспитанниками  в муниципальном конкурсе «Елочка, живи!» «Мир гербария», «Этот загадочный космос»

- участие с воспитанниками в конкурсе снежных фигур ДОУ

 - личное участие в Республиканских и Всероссийских  конкурсах педагогического мастерства

 - участие с детьми и их родителями в экологических акциях «Раздельный сбор мусора», «Мусор смело пустим в дело»,

Результативность опыта:

Дети дошкольного возраста обладают огромными возможностями и способностями познавать природу. Дошкольный возраст – наиболее благоприятный период экологического воспитания, ребенок познает мир с открытой душой и сердцем. Именно в этом возрасте накапливаются яркие, образные эмоциональные впечатления, первые природоведческие представления, закладывается фундамент правильного отношения к окружающему миру и ценностной ориентации в нем. Как писал А. В. Луначарский  “ маленького ребенка можно лепить, старшего приходится уже гнуть, взрослого ломать”. Любовь к природе, сознательное, бережное и заинтересованное отношение к ней каждого человека должны воспитываться с раннего детства в семье и детском саде.

Экологическое знание оказывает большое влияние на развитие и обогащение речи ребенка, воспитывает воображение, дает прекрасные воспитание человечности, доброты, милосердия, ответственного отношения к природе, людям, которые живут рядом.

Для систематизации полученных знаний я использовала чтение художественных произведений, беседы, рассматривание картин и иллюстраций, все это помогло детям вновь испытать и переосмыслить увиденное в природе, расширить свои представления о ней. Дети стали более эмоционально отзывчивы, они умеют видеть красоту окружающих объектов и выражать свое отношение в художественно-творческой деятельности. В процессе работы у детей развивались также важнейшие черты личности как самостоятельность, любознательность, общительность, умение находить компромисс, считаться с мнением других, которые характеризуют уровень воспитанности ребенка как личность. Дети охотно учились овладевать приемами исследовательской работы, что ведет к развитию интеллекта детей, научились устанавливать причинно-следственные связи, выдвигать гипотезы, делать умозаключения, что, безусловно, приводит к развитию личности. достижение определенных результатов в работе невозможно без сотрудничества родителей, воспитателей и детей, где ребенок выступает как субъект деятельности.

Экологические знания, доведенные до самостоятельности, могут выступать средством воспитания осознанного отношения дошкольников к окружающей действительности. «Хотелось бы, чтоб земля расцветала и росли как цветы малыши, чтоб для них экология стала не наукой, а частью души».  

Литература:

1. Николаева С. Н. Методика экологического воспитания дошкольников-М:. Издательский центр «Академия», 2001.

2. Соломенникова О.А. Занятия по формированию элементарных экологических представлений в средней группе детского сада. – М.: Синтез, 2010

3. Воспитатель ДОУ № 3/2009

4. Воспитатель ДОУ № 1/2009


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста через дидактические игры». «Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста через дидактические игры».

Под экологическим воспитанием детей нужно понимать, прежде всего, воспитание человечности, то есть доброты, ответственного отношения и к природе, и к людям, которые живут рядом, и к потомкам, которым ...

« Формирование основ экологической культуры у детей дошкольного возраста » на тему: «Разработка игровой обучающей ситуации (ИОС) по формированию основ экологической культуры «В гостях у лягушонка»

Игровая обучающая ситуация«В гостях у лягушонка»(с игрушкой- аналогом) Дидактические задачи:1)    Дать детям представление о лягушке, ее внешнем виде, ее среде обитания, питании и ...

Роль экологических акций в формировании экологической культуры у детей дошкольного возраста

Цель акций: формирование ответственного отношения дошкольников и их родителей к окружающей среде, которое строится на базе экологического сознания.Задачи:Вовлечение родителей в обсуждение актуал...

Мастер-класс по экологическому воспитанию Тема: «Экологическая игрушка – «Травянчик», как форма воспитания экологической культуры у детей дошкольного возраста»

Тема мастер-класса:  «Экологическая игрушка - Травянчик, как форма воспитания экологической культуры у детей дошкольного возраста»Цель мастер - класса: распространение и передача...

Проект "Экологическая тропа как средство формирования экологической культуры у детей дошкольного возраста"

Дошкольный период — чрезвычайно важный этап в жизни ребенка. Именно в этот период происходит усиленное физическое и умственное развитие, интенсивно формируются различные способности, закладывают...

Мастер-класс по экологическому воспитанию на тему: «Экологическая игрушка, как форма воспитания экологической культуры у детей дошкольного возраста»

laquo;Не природе нужна наша защита.Это нам необходимо её покровительство:чистый воздух, чтобы дышать,кристальная вода, чтобы пить,вся природа, чтобы жить».Реймерс Николай Фёдорович (1931-1993) ...

Консультация по экологическому воспитанию «Формирование начал экологической культуры у детей дошкольного возраста»

Представленная консультация, поможет родителям показать своим детям- ничем незаменимую ценность и красоту природы. И понять, что природа есть основа жизни и существования всего живого на Земле....