Экологическое воспитание в детском саду: слагаемые успеха
методическая разработка

Быкова Зиля Вилиновна

теоретический семинар для педагогов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл teoreticheskiy_seminar.docx27.95 КБ

Предварительный просмотр:

Теоретический семинар

«Экологическое воспитание в детском саду:

слагаемые успеха»

(из опыта работы)

"Необходим новый уровень экологического знания людей. На всем пути воспитания и обучения человека - от детского сада до вузов - экологические знания должны иметь высший приоритет".

/ А.Яблоков, академик РАН /

В необходимости формирования основ экологической культуры с  дошкольного

возраста теперь уже никто не сомневается. На практике же нередко случается такчто детиусваивают определенный объем экологических понятий и знаний о природе механически, не используя их в практической деятельности. На мой взгляд, приоритетной должна быть задача воспитания гуманного отношения к природе. Установление положительных, эмоционально окрашенных связей - вот основа экологической воспитанности.

Первые шаги в природе! И хоровод ромашек, и радостные трели скворца, и радость от общения с животными и растениями - именно с этого и начинается экологическое воспитание дошкольников в детском саду №10 "Чебурашка" г. Янаул. За много лет  здесь создана целостная система экологического воспитания через все виды детской деятельностинаправленная на решение следующих задач:

Пути реализации:

Хочется остановиться на двух условиях успешности экологического воспитания. Во-первых, практика показала важность интеграции экологического воспитания с другими областями развития ребенка, иными словами, экологизации воспитательно-образовательной работы.

Интегрированные формы работы позволяют не допустить перегрузки детей в течение дня, повышают заинтересованность детей, создают условия для развития каждого ребенка. Чтобы помочь педагогам оценить возможности и преимущества интегрированного подхода, был проведен педсовет в форме деловой игры "Интеграция: за и против", разработана таблица-схема установления интегративных связей в процессе формирования экологической культуры.  Конкурс-фестиваль занятий помог педагогам осознать сущность интеграции, улучшить координацию работы воспитателей групп и узких специалистов, пополнить " банк методических идей". Что же это в итоге дает?

Крупица за крупицей в детские сердца закладывается гуманное отношение к природе. Приведу пример. На одном из занятий по математическому развитию в подготовительной группе воспитатель знакомила детей со способами уравнивания двух множеств. Выставила на наборное полотно 7 елочек и 6 снегирей. Дети сосчитали, сколько елочек, сколько снегирей. На вопрос воспитателя: "Что нужно сделать, чтобы елочек и снегирей стало поровну?" - ответили: "Пусть прилетит еще один снегирь, и будет поровну, по 7". "А еще как?" - спрашивает воспитатель. И тут Алеша Зырянов говорит: "А больше никак, потому что елочки рубить нельзя!". Воспитатель потом говорила, что испытала чувство вины за то, что не учла воспитательное воздействие наглядного материала и чувство гордости за детей, которые начали самостоятельно проявлять экологическую грамотность. И таких примеров немало. Это побуждает педагогов использовать все возможности экологизации подпроцесса.

Во-вторых, комплексный подход к проблеме экологического воспитания выявил необходимость внесения регионального компонента в его содержание. На доступном, близком материале дети легче и быстрее усваивают взаимосвязи между явлениями природы. Кроме того, это помогает решать задачи воспитания нравственно-патриотических чувств, воспитания гражданственности.

Региональный компонент предполагает:

  • знакомство с природным ландшафтом города и края, географическими и климатическими особенностями / экскурсии, экологические прогулки, наблюдения/;
  • знакомство с культурными достижениями, трудом жителей города и края;
  • знакомство с русской культурой, обычаями, традициями / через выставочный зал, музей, тематические занятия /.

Педагогами детского сада определено содержание регионального компонента по всем возрастным группам. Ведется постоянная работа по ознакомлению детей с особенностями города и края. Разработаны маршруты в природу: на луг, в парк Победы.. Силами сотрудников и родителей создан мини-музей Башкирского края.

Тематика занятий с детьми варьируется с учетом возможностей детского сада, географических и климатических условий края. В систему занятий включены темы, предполагающие раскрытие взаимоотношений человека и природы, осознание ребенком себя как субъекта природы.

В работе с детьми используем разнообразные формы сотрудничая с родителями, школой, библиотекой, центром внешкольной работы. Доброй традицией стало ежегодное проведение экологического месячника. В это время ведется всесторонняя углубленная работа по теме. Формы планирования различные: "Путешествие в город Природоград", "Осенний калейдоскоп", "Природа, Родина и мы". Каждый раз проведение месячника - праздник для детей и взрослых, возможность новых находок и открытий, радость творчества. Педагогами детского сада разработана природоохранная акция "Зернышко", ресурсосберегающие акции "Электролучик", "Капелька", проекты "Клумба в конверте", "Зеленый дом". Дошколята проявили инициативу и активность в очистке уголка бора от мусора, предложили поставить там экологический знак. Апробирована такая форма работы как экологические прогулки. Проводятся они 1 раз в неделю экологом и воспитателем каждой группы.

Интересные и содержательные, построенные на основе цикла времен года, прогулки включают в себя природные объекты территории детского сада и микрорайона. Любование природой, развитие чувства прекрасного, а затем уже развитие желания сохранить эту красоту, приумножить ее, узнать как можно больше о. своей малой родине - вот задачи факультативного курса "Экологические прогулки", разработанного для детей 4-7 лет на основе рекомендаций Т. Шпотовой. Хочется отметить, что общение с природой педагоги стараются начинать не с запретов и рассказов о негативных последствиях в случае их нарушения. Они предлагают ребятам образец поведения: так можно и нужно делать. И дошкольники начинают понимать, что они могут творить добро не когда-то в будущем, когда "станут большими", а сегодня, сейчас. А яркость впечатлений, эмоциональная окраска встреч с природой развивает способность видеть красоту окружающего мира, наблюдательность, вызывает желание отразить свои впечатления в творчестве. Вот тогда рождаются рукописные книги с рассказами и рисунками детей и родителей: "Что в природе самое красивое", "Книга добрых дел", "Наши домашние любимцы", оформляются выставки. Выпускаются экологические стенгазеты.

Воспитательные возможности местных условий поистине неисчерпаемы. Не могу не сказать, что в детском саду есть уникальный уголок живой природы- экологический блок. Он неизменно вызывает восторг от непосредственного общения с животными и у детей, и у взрослых.

Воспитатели составляют перспективные планы, куда включают конкретные формы работы, направленные на воспитание экологической культуры. Совместная целенаправленная работа  воспитателями в повседневной жизни, помогает подвести ребят к осознанию самоценности всего живого, расширять кругозор

Совместные походы и праздники,  объединили педагогов, детей и родителей в большую дружную семью, и это - еще одно из слагаемых успеха экологического воспитания.

"Пусть ребенок чувствует красоту и восторгается ею, пусть в его сердце и памяти навсегда сохранятся образы, в которых воплощается Родина",- писал В.А.Сухомлинский. В детском саду №10 "Чебурашка" педагоги стремятся достичь этого. Ведь впереди у нас новые поиски, новые открытия, новые ребята-дошколята, которые навсегда запомнят нехитрый закон доброты:

Давайте любить все живое,
Ведь это чудесно, ребята!
Чтоб птицы дружили с тобой и со мною,
Чтоб ежик свой нос любопытный не прятал,
Бежал по тропинке жучок без помех,
И белки доверчивы были,
Нам "нужно всегда быть в ответе за тех,
Кого мы к себе приручили".

Хочется верить, что любовь к родной природе останется в сердцах наших воспитанников на долгие годы и поможет жить в гармонии с окружающим миром.

Прилагаю план проведения тематической недели “Моя Родина – Янаул”

Понедельник.

Тема: “Рождение города”

Содержание работы: беседы, занятие “Я живу в Янауле”, экскурсия по улицам города, экскурсия в краеведческий музей.

Домашнее задание:

- узнать у родителей, на какой улице живёт семья;

- почему улица так называется;

- что было на ней раньше.

Вторник.

Тема: “Город - труженик”

Содержание работы: дидактические игры “Кто где работает”, “Кому что нужно”, тематические занятия, встречи с людьми разных профессий.

Домашнее задание:

- рисунок “Кем я буду”;

- узнать, где работают родители.

Среда.

Тема “Город и природа”.

Содержание работы: экскурсия на участок станции юных натуралистов, оформление коллажа “Кто, кроме людей, живет в городе Янаул?”, занятия природоведческого содержания, в библиотеке - викторина “Природа Янаула”.

Домашнее задание:

- расскажи, каких насекомых и птиц ты видел во дворе во время прогулки.

Четверг.

Тема: “Экология нашего города”

Содержание работы: экологическая прогулка, акция “Сделаем город чище” (совместно с родителями), проведение опытов по определению чистоты воздуха в разных местах участка и улицы.

Домашнее задание:

- Придумай и нарисуй вместе с родителями экологическую листовку.

Пятница.

Тема: “Праздник нашего города”

Содержание работы: экскурсия в “Детский парк”, экологическая акция “Цветущий Янаул” (посадка цветов и кустарников на территории детского сада).

Домашнее задание:

-сочинение «Мой город» (с родителями)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологическое воспитание в детском саду

Дошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологической культуры человека. В этот период закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. В этом возра...

Экологическое воспитание в детском саду

Дошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологической культуры человека. В этот период закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. В этом возра...

Экологическое воспитание в детском саду № 11

Экологическое воспитание, проводимое в детском саду. Отчёт о проделанной работе....

Доклад на педсовет по теме "Экологическое воспитание в детском саду.

В этом  докладе  изложен  мой  опыт  работы по экологическому  воспитанию , представлены формы и методы  работы с детьми и их родителями....

Экологическое воспитание в детском саду

Доклад  для  родительского  собрания...

Доклад-выступление на тему «Экологическое воспитание в детском саду в рамках экологической программы «Хранители природы».

Доклад-выступление на тему «Экологическое воспитание в детском саду в рамках экологической программы «Хранители природы».Автор: Минакова М.О., воспитатель МАДОУ детский сад № 44....

Организация работы по экологическому воспитанию в детском саду как средство развития экологической культуры дошкольников.

Материал содержит  практический опыт  работы по экологическому воспитанию дошкольников,включает в себя описание  различных видов   детской деятельности, формы и методы работы ...