Новые формы работы с родителями
методическая разработка

Тихонова Татьяна Вячеславовна

Информация по работе с родителями

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formy_raboty_s_roditelyami.docx28.11 КБ

Предварительный просмотр:

слайд 1 Приветствие, заглавие работы, представление

слайд 2

Здравствуйте, коллеги! Свое выступление хочу начать со слов советского педагога-новатора, детского писателя, создателя педагогической системы, основанной на признании личности ребёнка высшей ценностью, на которую должны быть ориентированы процессы воспитания и обучения, Василия Александровича Сухомлинского.

слайд 3

Семья и детский сад – два важных института социализации детей. Приоритет в воспитании ребенка, конечно, принадлежит семье. В условиях семьи складывается присущий только ей эмоционально – нравственный опыт: убеждения и идеалы, оценки и ценностные ориентации, отношение к окружающим людям.

слайд 4

В детском саду малыш получает свои первые знания, приобретает навыки общения с другими детьми и взрослыми, учится организовывать собственную деятельность. Взаимодействие сада с семьей – это объединение общих целей, интересов и деятельности в плане развития гармоничного и здорового ребенка. Детский сад – это первый несемейный социальный институт, первое воспитательное учреждение, с которым вступают в контакт родители и где начинается их систематическое педагогическое просвещение, и многие из них считают, что детский сад – место, где только присматривают за детьми, пока родители на работе. И мы, педагоги, часто испытываем трудности в общении с родителями именно по этой причине. Недопонимание между семьёй и детским садом всей тяжестью ложится на ребенка. Нелегко порой объяснить родителям, что ребенка надо не только накормить и красиво одеть, но и разговаривать с ним, научить его общаться, размышлять, сопереживать.

слайд 5

Вступивший в силу с 2014 года Федеральный Государственный Образовательный Стандарт, ставит перед дошкольным учреждением цель, предполагающую открытость, тесное сотрудничество и взаимодействие с родителями, которые являются активными участниками образовательного процесса, а не просто сторонними наблюдателями. В условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта решаются такие задачи, как: оказание семье педагогической помощи, привлечение ее на свою сторону в плане единых подходов в воспитании ребёнка. Таким образом, современные условия деятельности детского сада выдвигают взаимодействие с семьёй на одно из ведущих мест.

слайд 6

Родителям необходимо напоминать, что детский сад – это только помощник в воспитании ребёнка, и поэтому они не должны перекладывать всю ответственность на воспитателей, а сами отстраняться от воспитательно – образовательного процесса, ведь перед дошкольным учреждением и родителями одна цель: создание единого пространства для наилучшего развития ребенка. Для достижения данной цели, в наших дошкольных группах воспитатели занимаются решением следующих задач: 

  • Установление партнерских отношений с семьей каждого воспитанника.
  • Объединение усилий семьи и детского сада для развития и воспитания детей.
  • Создание атмосферы взаимопонимания, общности интересов, позитивного настроя на общение. 
  • Активизация и обогащение опыта родителей по воспитанию детей.

слайд 7

Общение педагогов и родителей базируется на принципах открытости, взаимопонимания и доверия. Родители являются основными социальными партнерами дошкольного учреждения, поэтому взаимодействие педагогов с ними просто невозможно без учёта интересов и запросов семьи. Термин «взаимодействие» предполагает обмен мыслями, чувствами, переживаниями в процессе обучения. Современные родители достаточно образованны, у них есть доступ к педагогической информации, которая «обрушивается» на них из разных источников: радио и телепрограмм, педагогической литературы, сайтов интернета. Но она не предполагает наличия «обратной связи», так как к родителям обращаются как к «усредненному слушателю», не зная специфики семейного воспитания конкретного ребенка, особенностей семьи. Такая коммуникация носит опосредованный характер. В последнее время наметились новые, перспективные формы сотрудничества, которые предполагают подключение родителей к активному участию, как в педагогическом процессе, так и в жизни детского сада. Новые формы предполагают диалог, установление обратной связи, превращающие детский сад на современном этапе, в открытую образовательную систему с более гибким и свободным процессом обучения.

слайд 8

Итак, переходим непосредственно к формам работы с родителями на примере консультативного центра и детского сада в целом.

Информационно – аналитические формы. Основной задачей информационно – аналитических форм организации общения с родителями являются сбор, обработка и использование данных о семье каждого воспитанника, отношении в семье к ребенку, выявление запросов, интересов, потребностей родителей, уровня их педагогической грамотности, установление эмоционального контакта между воспитателями, родителями и детьми. Только на аналитической основе возможно осуществление индивидуального подхода к ребенку в условиях дошкольного учреждения, повышение эффективности воспитательно – образовательной работы с детьми и построение грамотного общения с их родителями.

Анкетирование, опросы, тесты

На основе анкетных данных определяется и вырабатывается тактика общения с каждым родителем и ребёнком. Почта доверия Это коробка, в которую родители кладут записки со своими идеями и предложениями, что позволяет им делиться своими мыслями с воспитателем. Также родители могут обращаться к специалистам или старшему воспитателю. Заданные вопросы освещаются на родительских собраниях или индивидуально. Такой вид общения может устранить многие разногласия в общении между родителями и воспитателями.

слайд 9

Познавательные формы. Они призваны ознакомить родителей с возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста, формируют у родителей практические навыки воспитания детей.  Родители видят ребенка в обстановке, отличной от домашней, а также наблюдают процесс его общения с другими детьми и взрослыми.

  • Круглый стол

Одной из самых эффективных познавательных форм работы с семьей остается родительское собрание. Такое собрание можно провести в форме круглого стола, выстраивая общение в диалоге, используя видеозаписи деятельности детей, фрагменты занятий, конкурсных выступлений. Данный метод требует тщательной и длительной подготовки.

  • Открытые занятия с детьми

Родителей знакомят со структурой и спецификой проведения занятий в группах. Они получают возможность видеть своего ребёнка в ситуации, отличной от семейной, сравнивать его поведение и умения с поведением и умениями других детей; перенимать у педагога приёмы обучения и воспитательного воздействия.

  • «День открытых дверей»

В этот день родители имеют возможность свободно посетить дошкольное учреждение; пройти по всем его помещениям, ознакомиться с жизнью ребенка в детском саду, увидеть стиль общения педагогов с детьми, как ребенок занимается и отдыхает, пообщаться с его друзьями и воспитателями, а также самим «включиться» в общение, поучаствовать в играх и посетить занятия.

  • День добрых дел

   Дни добровольной посильной помощи родителей группе, такой как – ремонт игрушек, мебели, изготовление игровых тренажеров, атрибутов для игры детей.

  • Проект «Покормите птиц зимой»

Птичкам холодно зимою, мы кормушки им устроим.

Соберем от хлеба крошки и пшена дадим немножко.

Будем птицам помогать злую зиму коротать.

Одна из излюбленных форм работы. Совместная деятельность ребенка и взрослого дома приносит хорошие плоды, дети всегда с восторгом вешают кормушки и приносят корм для птиц после, а как наперебой рассказывают, как дома помогали папе делать кормушку.

слайд 10 

  • Помощь в создании предметно-развивающей среды в группе «Осень к нам пришла», «Зимняя сказка», «Весна-красна»

Родители изготавливают своими руками игрушки для детей, вяжут, шьют красят и клеят атрибуты для ролевых игр. Участвуя в создании предметно – развивающей среды группы, родители раскрывали интересы и способности, о которых и сами не подозревали. Такая форма позволяет налаживать атмосферу теплых, доброжелательных взаимоотношений между воспитателем и родителями.

  • Облагораживание детского участка, уборка территории

Родителям, как участникам образовательного процесса, предоставляется возможность показать ребенку личный пример положительного отношения к природе и труду взрослых.

  • Проект «Минутка здоровья»

Цель данного мероприятия – создание условий для разнообразной познавательной и двигательной деятельности детей, укрепление их здоровья и формирование положительного эмоционального настроя. Роль родителей – участие вместе с детьми в спортивных мероприятиях.

слайд 11

Досуговые формы. Досуговые формы организации общения призваны устанавливать теплые неформальные отношения между педагогами и родителями, а также более доверительные отношения между родителями и детьми. Такие формы помогают создать эмоциональный комфорт в группе, сблизить между собой всех участников педагогического процесса.

Это направление самое привлекательное, востребованное и полезное, но и самое трудное, ведь любое совместное мероприятие позволяет родителям увидеть изнутри проблемы своего ребёнка, увидеть трудности во взаимоотношениях со сверстниками и воспитателем, а также приобрести опыт взаимодействия не только со своим ребёнком, но и с родительской общественностью в целом.

  • «Мой папа самый, самый» – мероприятие ко Дню Защитника Отечества и утренник, посвященный 8 марта «Моя мама»

Родители выступают в роли непосредственных участников, проявляют смекалку и фантазию в различных конкурсах.

  • Литературный вечер «Осень лисьим шагом»

слайд 12

  • Экскурсия в музей

Цель – укрепление детско-родительских отношений. Дети получают новые знания, затем увлеченно рисуют, делают поделки из природного материала, оформляют выставки совместного творчества.

  • Проектная деятельность «Осень»

Проектная деятельность способствует сплоченности детского коллектива, сокращению «дистанции» между родителями и детьми.

  • Совместное творчество детей и родителей

Это важный момент в построении взаимоотношений между ребёнком и родителем и значимый для воспитателя (повышение активности родителей в жизни группы, один из показателей комфортности внутрисемейных отношений).

  • Конкурс поделок «Осенняя фантазия», Выставка "Мастерская Деда Мороза", Экологический проект «Берегите планету Земля», Мастер-класс «Волшебные комочки», Обмен опытом «Семейные традиции»

слайд 13

Наглядно-информационные формы. Данные формы общения педагогов и родителей решают задачи ознакомления родителей с работой дошкольного учреждения, особенностями воспитания детей, позволяют правильнее оценить деятельность педагогов, пересмотреть методы и приемы домашнего воспитания, объективно увидеть и оценить деятельность воспитателя.

  • Сайт школы, персональный сайт воспитателя

В результате такой формы работы родители знакомятся с уставом, особенностями его работы, программой развития и с педагогами, занимающимися воспитанием детей, получают полезную информацию о содержании работы с детьми, платных и бесплатных услугах.

  • Родительский уголок

Родительский уголок в детском саду уже давно используется для того, чтобы родителям было удобней и интересней знакомиться с жизнью группы. На стенде помещается практический материал, дающий понять, чем занимается ребёнок в детском саду, конкретные игры, советы, задания. Все статьи написаны на доступном языке для родителей, оформлены фотографиями, яркими картинками, детскими рисунками, привлекающими внимание.

слайд 14

  • Папки-передвижки, Выпуск поздравительных газет, Фотовыставка
  • Наши успехи (сертификаты, грамоты, благодарственное письмо)

Благодарственное письмо – обращение с благодарностью за помощь в организации и проведении каких – либо мероприятий в детском саду.

Эти формы работы направлены на обогащение знаний родителей об особенностях развития и воспитания детей, но их специфика заключается в том, что общение педагогов с родителями здесь не прямое, а опосредованное –  через организацию фотовыставок, изготовление папок – передвижек, оформление стендов с творческими работами детей и др.,  поэтому они были выделены в самостоятельную подгруппу, а не объединены с познавательными формами.

Вывод: слайд 15

В заключении хотелось бы еще раз подчеркнуть, что семья и дошкольное учреждение – два важных социальных института социализации ребенка. Без родительского участия процесс воспитания невозможен, или, по крайней мере, неполноценен.

 Опыт работы с родителями показал, что в результате применения современных форм взаимодействия, позиция родителей стала более гибкой. Родители стали проявлять искренний интерес к жизни детей в дошкольных группах, научились выражать восхищение результатами и продуктами детской деятельности, эмоционально поддерживать своего ребенка. Родители активно участвуют в праздниках и развлечениях, проектной деятельности. Дети начинают с гордостью и уважением относиться к своим родным, а воспитатели, получают бесценную информацию о детско – родительских отношениях в семье. Такие изменения позволяют нам говорить об эффективности использования современных форм в работе с родителями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПОИСК НОВЫХ ФОРМ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ – ЗАЛОГ УСПЕШНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДЕТСКОГО САДА И СЕМЬИ

В данной статье автор делится опытом работы с родителями, предлагая новые современные  формы взаимодействия с семьями воспитанников....

ДОКЛАД На тему: «Новые формы работы с родителями».

Как взаимодействовать педагогу с семьей воспитанников...

Презентация "Новые формы работы с родителями воспитанников"

Презентация на тему - "Новые формы работы с родителями воспитанников"...

Использование новых форм работы с родителями

«От того, как прошло детство, кто вёлребенка за руку в детские годы, что вошлов его разум и сердце из окружающего мира –от этого в решающей степени зависит, какимчеловеком станет сегодняшний малыш»./В...

Новые формы работы с родителями.

Новые формы работы с родителями. Группа в Контактах «Радуга в твоих руках».Я работаю с малышами 2-3 лет. Группа моя называется «Радуга». Поскольку в мою группу приходят в первый раз не только дети, но...