РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ
рабочая программа (старшая группа)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon shablon_rabochaya-programma-vospitaniya.doc144 КБ

Предварительный просмотр:

ПРИНЯТА                                                       

Педагогическим Советом                                                

ГБДОУ детского сада №36

Невского района  Санкт-Петербурга                            

Протокол №___ от  _____________                                                

УТВЕРЖДЕНА

Заведующим ГБДОУ детским садом №36                                               Невского района Санкт-Петербурга

________________  Е.В. Димова

Приказ № ____  от  ___________  

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ

воспитателей старшей группы № 0

приложение к

РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ ВОСПИТАНИЯ

ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ДЕТСКОГО САДА №36

НЕВСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

2021-2022 учебный год

Воспитатели:

Санкт-Петербург

2021

СОДЕРЖАНИЕ

Пояснительная записка ………………………………………………………………….……………..3

Раздел I. Целевые ориентиры и планируемые результаты Программы воспитания

  1. 1.1. Цель Программы воспитания ………………………………………………………..…………..6

1.2. Методологические основы и принципы построения Программы воспитания ……………….8

1.2.1. Воспитывающая среда ………………………………………………………………….…….10

1.2.2. Общности (сообщества) ………………………………………………………………………10

1.2.3. Деятельности и культурные практики в старшей группе №0………..13

1.3. Требования к планируемым результатам освоения Программы воспитания …………….…14

Раздел II. Содержательный

2.1. Содержание воспитательной работы по направлениям воспитания …………………………17

2.2. Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников
в процессе реализации Программы воспитания …………………………………………………….27

Раздел III. Организационный

3.1. Описание материально – технического обеспечения программы ………………

3.2. Организация предметно-пространственной среды ……………………………………..…….32

  1. Пояснительная записка

Рабочая программа воспитания воспитателей старшей группы №0 государственного бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада №36 Невского района Санкт-Петербурга (далее – Программа воспитания), разработана на основе Рабочей программы воспитания государственного бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада №36 Невского района Санкт-Петербурга, утвержденной  19.08.2021 г.

Программа воспитания разработана на период 2021-2022 учебный год (с 01.09.2021 по 31.08.2022).

Программа воспитания является компонентом рабочей программы воспитателей старшей группы №0. 

Основные направления воспитательной работы старшей группы №0:

Ценности Родины и природы лежат в основе патриотического направления воспитания.

Ценности человека, семьи, дружбы, сотрудничества лежат в основе социального направления воспитания.

Ценность знания лежит в основе познавательного направления воспитания.

Ценность здоровья лежит в основе физического и оздоровительного направления воспитания.

Ценность труда лежит в основе трудового направления воспитания.

Ценности культуры и красоты лежат в основе этико-эстетического направления воспитания.

Раздел I. Целевые ориентиры и планируемые результаты Программы воспитания

  1. 1.1. Цель Программы воспитания

Общая цель воспитания в старшей группы №0 – личностное развитие дошкольников и создание условий для их позитивной социализации на основе базовых ценностей российского общества через:

  1. формирование ценностного отношения к окружающему миру, другим людям, себе;
  2. овладение первичными представлениями о базовых ценностях, а также выработанных обществом нормах и правилах поведения;
  3. приобретение первичного опыта деятельности и поведения в соответствии
    с базовыми национальными ценностями, нормами и правилами, принятыми
    в обществе.

Направление воспитания

Задачи воспитания для детей от 5 до 6 лет

Патриотическое/ Родина, природа

Вставить из РП воспитания сада то, что нужно вам

Социальное/ Человек, семья, дружба, сотрудничество

Познавательное/ Знание

Физическое и оздоровительное/ Здоровье

Трудовое/ Труд

Этико-эстетическое/ Культура и красота

1.2. Методологические основы и принципы построения Программы воспитания

Методологической основой Программы воспитания воспитателей старшей группы №0 являются антропологический, культурно-исторический и практичные подходы.

Методологическими ориентирами воспитания также выступают следующие идеи отечественной педагогики и психологии: развитие личного субъективного мнения и личности ребенка в деятельности; духовно-нравственное, ценностное и смысловое содержание воспитания; идея о сущности детства как сенситивного периода воспитания; амплификация (обогащение) развития ребёнка средствами разных «специфически детских видов деятельности».

Программа воспитания воспитателей старшей группы №0  построена на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и опирается на следующие принципы:

  • принцип гуманизма. Приоритет жизни и здоровья человека, прав и свобод личности, свободного развития личности; воспитание взаимоуважения, трудолюбия, гражданственности, патриотизма, ответственности, правовой культуры, бережного отношения
    к природе и окружающей среде, рационального природопользования;
  • принцип ценностного единства и совместности. Единство ценностей и смыслов воспитания, разделяемых всеми участниками образовательных отношений, содействие, сотворчество и сопереживание, взаимопонимание и взаимное уважение;
  • принцип общего культурного образования. Воспитание основывается на культуре
    и традициях России, включая культурные особенности региона;
  • принцип следования нравственному примеру. Пример как метод воспитания позволяет расширить нравственный опыт ребенка, побудить его к открытому внутреннему диалогу, пробудить в нем нравственную рефлексию, обеспечить возможность выбора при построении собственной системы ценностных отношений, продемонстрировать ребенку реальную возможность следования идеалу в жизни;
  • принципы безопасной жизнедеятельности. Защищенность важных интересов личности от внутренних и внешних угроз, воспитание через призму безопасности и безопасного поведения;
  • принцип совместной деятельности ребенка и взрослого. Значимость совместной деятельности взрослого и ребенка на основе приобщения к культурным ценностям и их освоения;
  • принцип инклюзивности. Организация образовательного процесса, при котором все дети, независимо от их физических, психических, интеллектуальных, культурно-этнических, языковых и иных особенностей, включены в общую систему образования.

Данные принципы реализуются в укладе ГБДОУ №36, включающем воспитывающие среды, общности, культурные практики, совместную деятельность и события.

1.2.1. Воспитывающая среда

Основными характеристиками воспитывающей среды являются ее насыщенность и структурированность.

Воспитывающая среда построена по трем линиям:

- «от взрослого», который создает предметно-пространственную среду, насыщая ее ценностями и смыслами;

«от совместности ребенка и взрослого»: воспитывающая среда, направленная на взаимодействие ребенка и взрослого, раскрывающего смыслы и ценности воспитания;

- «от ребенка»: воспитывающая среда, в которой ребенок самостоятельно творит, живет и получает опыт позитивных достижений, осваивая ценности и смыслы, заложенные взрослым.

Цели и задачи воспитания реализуются во всех видах деятельности дошкольника, обозначенных в ФГОС ДО. Все виды детской деятельности опосредованы разными типами активностей:

- предметно-целевая (виды деятельности, организуемые взрослым, в которых он открывает ребенку смысл и ценность человеческой деятельности, способы ее реализации совместно с родителями, воспитателями, сверстниками);

- культурные практики (активная, самостоятельная апробация каждым ребенком инструментального и ценностного содержаний, полученных от взрослого и способов их реализации в различных видах деятельности через личный опыт);

- свободная инициативная деятельность ребенка (его спонтанная самостоятельная активность, в рамках которой он реализует свои базовые устремления: любознательность, общительность, опыт деятельности на основе усвоенных ценностей).

1.2.2. Общности (сообщества)

Воспитатели старшей группы №0:

  • являются примером в формировании полноценных и сформированных ценностных ориентиров, норм общения и поведения;
  • мотивируют детей к общению друг с другом, поощряют даже самые незначительные стремления к общению и взаимодействию;
  • поощряют детскую дружбу, стараются, чтобы дружба между отдельными детьми внутри группы сверстников принимала общественную направленность;
  • заботияться о том, чтобы дети непрерывно приобретали опыт общения на основе чувства доброжелательности;
  • содействуют проявлению детьми заботы об окружающих, учиат проявлять чуткость к сверстникам, побуждают детей сопереживать, беспокоиться, проявлять внимание
    к заболевшему товарищу;
  • воспитывают в детях такие качества личности, которые помогают влиться в общество сверстников (организованность, общительность, отзывчивость, щедрость, доброжелательность
    и пр.);
  • учат детей совместной деятельности, насыщают их жизнь событиями,
    которые сплачивали бы и объединяли ребят;
  • воспитывают в детях чувство ответственности перед группой за свое поведение.

Профессионально-родительская общность включает сотрудников группы и всех взрослых членов семей воспитанников, которых связывают не только общие ценности, цели развития и воспитания детей, но и уважение друг к другу. Основная задача – объединение усилий
по воспитанию ребенка в семье и в ГБДОУ №36. Зачастую поведение ребенка сильно различается
дома и в ГБДОУ №36. Без совместного обсуждения воспитывающими взрослыми особенностей ребенка невозможно выявление и в дальнейшем создание условий, которые необходимы для его оптимального и полноценного развития и воспитания.

Детско-взрослая общность. Для общности характерно содействие друг другу, сотворчество и сопереживание, взаимопонимание и взаимное уважение, отношение к ребенку как к полноправному человеку, наличие общих симпатий, ценностей и смыслов у всех участников общности.

Детско-взрослая общность является источником и механизмом воспитания ребенка. Находясь в общности, ребенок сначала приобщается к тем правилам и нормам, которые вносят взрослые в общность, а затем эти нормы усваиваются ребенком и становятся его собственными.

Общность строится и задается системой связей и отношений ее участников.
В каждом возрасте и каждом случае она будет обладать своей спецификой в зависимости
от решаемых воспитательных задач.

Детская общность. Общество сверстников – необходимое условие полноценного развития личности ребенка. Здесь он непрерывно приобретает способы общественного поведения,
под руководством воспитателя учится умению дружно жить, сообща играть, трудиться, заниматься, достигать поставленной цели. Чувство приверженности к группе сверстников рождается тогда, когда ребенок впервые начинает понимать, что рядом с ним такие же, как он сам, что свои желания необходимо соотносить с желаниями других.

Воспитатели воспитывают у детей навыки и привычки поведения, качества, определяющие характер взаимоотношений ребенка с другими людьми и его успешность в том или ином сообществе. Поэтому так важно придать детским взаимоотношениям дух доброжелательности, развивать у детей стремление и умение помогать как старшим, так и друг другу, оказывать сопротивление плохим поступкам, общими усилиями достигать поставленной цели.

Культура поведения воспитателя в общностях как значимая составляющая уклада. Культура поведения взрослых в детском саду направлена на создание воспитывающей среды
как условия решения возрастных задач воспитания. Общая психологическая атмосфера, эмоциональный настрой группы, спокойная обстановка, отсутствие спешки, разумная сбалансированность планов – это необходимые условия нормальной жизни и развития детей.

Воспитатели соблюдают кодекс нормы профессиональной этики и поведения:

  • педагог всегда выходит навстречу родителям и приветствует родителей и детей первым;
  • улыбка – всегда обязательная часть приветствия;
  • педагог описывает события и ситуации, но не даёт им оценки;
  • педагог не обвиняет родителей и не возлагает на них ответственность за поведение детей в детском саду;
  • тон общения ровный и дружелюбный, исключается повышение голоса;
  • уважительное отношение к личности воспитанника;
  • умение заинтересованно слушать собеседника и сопереживать ему;
  • умение видеть и слышать воспитанника, сопереживать ему;
  • уравновешенность и самообладание, выдержка в отношениях с детьми;
  • умение быстро и правильно оценивать сложившуюся обстановку и в то же время
    не торопиться с выводами о поведении и способностях воспитанников;
  • умение сочетать мягкий эмоциональный и деловой тон в отношениях с детьми;
  • умение сочетать требовательность с чутким отношением к воспитанникам;
  • знание возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников;
  • соответствие внешнего вида статусу воспитателя детского сада.

1.2.3. Деятельности и культурные практики в старшей группе №0

Цели и задачи воспитания реализуются во всех видах деятельности дошкольника. В качестве средств реализации цели воспитания выступают следующие основные виды деятельности и культурные практики:

  • предметно-целевая (виды деятельности, организуемые взрослым, в которых
    он открывает ребенку смысл и ценность человеческой деятельности, способы ее реализации совместно с родителями, воспитателями, сверстниками);
  • культурные практики (активная, самостоятельная апробация каждым ребенком инструментального и ценностного содержаний, полученных от взрослого, и способов
    их реализации в различных видах деятельности через личный опыт);
  • свободная инициативная деятельность ребенка (его спонтанная самостоятельная активность, в рамках которой он реализует свои базовые устремления: любознательность, общительность, опыт деятельности на основе усвоенных ценностей).

1.3. Требования к планируемым результатам освоения Программы воспитания

Планируемые результаты воспитания носят отсроченный характер, но деятельность воспитателя нацелена на перспективу развития и становления личности ребенка.
Поэтому результаты достижения цели воспитания даны в виде целевых ориентиров, представленных в виде обобщенных портретов ребенка к концу
дошкольного возраста. Основы личности закладываются в дошкольном детстве, и, если какие-либо линии развития не получат своего становления в детстве, это может отрицательно сказаться на гармоничном развитии человека в будущем.

Целевые ориентиры воспитательной работы для детей дошкольного возраста (от 3 до 7 лет)

Портрет ребенка дошкольного возраста (к 7-ми годам)

Направления воспитания

Ценности

Показатели

Патриотическое

Родина, природа

Любящий свою малую родину и имеющий представление о своей стране, испытывающий чувство привязанности
к родному дому, семье, близким людям.

Социальное

Человек, семья, дружба, сотрудничество

Различающий основные проявления добра и зла, принимающий и уважающий ценности семьи и общества, правдивый, искренний, способный к сочувствию
и заботе, к нравственному поступку, проявляющий задатки чувства долга: ответственность за свои действия и поведение; принимающий и уважающий различия между людьми.

Освоивший основы речевой культуры.

Дружелюбный и доброжелательный, умеющий слушать
и слышать собеседника, способный взаимодействовать
со взрослыми и сверстниками на основе общих интересов и дел.

Познавательное

Знания

Любознательный, наблюдательный, испытывающий потребность в самовыражении, в том числе творческом, проявляющий активность, самостоятельность, инициативу в познавательной, игровой, коммуникативной и продуктивных видах деятельности
и в самообслуживании, обладающий первичной картиной мира на основе традиционных ценностей российского общества.

Физическое и оздоровительное

Здоровье

Владеющий основными навыками личной
и общественной гигиены, стремящийся соблюдать правила безопасного поведения в быту, социуме
(в том числе в цифровой среде), природе.

Трудовое

Труд

Понимающий ценность труда в семье и в обществе
на основе уважения к людям труда, результатам
их деятельности, проявляющий трудолюбие
при выполнении поручений и в самостоятельной деятельности.

Этико-эстетическое

Культура и красота

Способный воспринимать и чувствовать прекрасное
в быту, природе, поступках, искусстве, стремящийся
к отображению прекрасного в продуктивных видах деятельности, обладающий зачатками
художественно-эстетического вкуса.

Раздел II. Содержательный

2.1. Содержание воспитательной работы по направлениям воспитания

Направления воспитания

Ценности

Задачи

Патриотическое

Родина, природа

Вписываем из программы воспитания, что подходит вам

Социальное

Человек, семья, дружба, сотрудничество

Познавательное

Знания

Физическое и оздоровительное

Здоровье

Трудовое

Труд

Этико-эстетическое

Культура и красота

2.2. Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников в процессе реализации Программы воспитания

I неделя

II неделя

III неделя

IV неделя

Сентябрь

Прописываем беседы, консультации, привлечение в проектную работу, организация спектакля, субботники, участие в подготовке праздников, экскурсий

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Январь

Февраль

Март

Апрель

Май

Июнь

Июль

Август

Раздел III. Организационный

3.1. Описание материально – технического обеспечения программы

Направления воспитания

Ценности

Педагогические методики, технологии

Патриотическое

Родина, природа

Социальное

Человек, семья, дружба, сотрудничество

Познавательное

Знания

Физическое и оздоровительное

Здоровье

Трудовое

Труд

Этико-эстетическое

Культура и красота

3.2. Организация предметно-пространственной среды

Направления воспитания

Ценности

Оснащение

Патриотическое

Родина, природа

Социальное

Человек, семья, дружба, сотрудничество

Познавательное

Знания

Физическое и оздоровительное

Здоровье

Трудовое

Труд

Этико-эстетическое

Культура и красота


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Положение о рабочей группе по разработке рабочей программы воспитания

В представленном материале приводится примерное Положение о рабочей группе по разработке рабочей программы воспитания дошкольного учреждения и План работы рабочей группы...

Выступление на педагогическом совете № 2 " Внедрение и реализация рабочей программы воспитания" от 25.11.2021 Тема: "Рабочая программа воспитания"

    Рабочая программа воспитания муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения города Нижневартовска детского сада №29 «Ёлочка», осуществляющей образо...

Приказ о создании рабочей группы по разработке рабочей программы воспитания и календарного плана воспитательной работы

Создать рабочую группу по разработке рабочей программы воспитания и календарного плана воспитательной работы...

Рабочая программа воспитания группы№4 общеразвивающей направленности детей 6 - го года жизни разработана в соответствии с ФГОС дошкольного образования и с учётом основной образовательной программы дошкольного образов

Программа воспитания является компонентом основной образовательной программы дошкольного образования (далее – ДО). В связи с этим структура Программы воспитания включает три раздела – целе...

РМО воспитателей «Успешные практики в реализации задач программы воспитания». Выступление «Реализация рабочей программы воспитания в МДОУ детский сад «Солнышко» р.п. Дергачи. Физическое и оздоровительное направление воспитания» 21.04.2022 г.

Рабочая программа воспитания МДОУ детский сад «Солнышко» р. п. Дергачи утверждена приказом 30.08.2021г  № 69 «О включении в ООП ДО рабочей программы воспитания и календарного пл...

Рабочая программа воспитания МКОУ "Костинологовская СОШ", реализующего программы дошкольного образования.

Рабочая  программа воспитания МКОУ "Костинологовская СОШ", реализующего программы дошкольного образования....