Семинар - пратикум
материал

Михальченко Евгения Анатольевна

Тема: «Речевое развитие дошкольников: проблемы, пути и решения» (Комплексный подход к организации работыпо развитию речи ребенка-дошкольникав условиях ДОУ)

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedsovet_0.docx31.63 КБ

Предварительный просмотр:

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ

 

Тема: «Речевое развитие дошкольников:

проблемы, пути и решения»  

(Комплексный подход к организации работы

по развитию речи ребенка-дошкольника

в условиях ДОУ)

                                                                  Подготовила:

Старший воспитатель

                                                                                         Михальченко Е.А

Тема: «Речевое развитие дошкольников: проблемы, пути и решения»  (Комплексный подход к организации работы по развитию речи ребенка-дошкольника в условиях ДОУ)

Форма проведения: семинар - практикум

Цель: совершенствование работы в ДОУ по речевому развитию детей дошкольного возраста.

Задачи:

 1) вызвать у педагогов осознание необходимости расширять свои знания в области развития   речи у детей;

2) развивать умения проектировать, конструировать процессы развития речи дошкольников;

3) создать в коллективе обстановку творческого поиска наиболее эффективных форм и методов в работе с детьми;

Повестка дня:

  1. Вступительное слово «Актуальность проблемы речевого развития у детей дошкольного возраста»
  2. Сообщение старшего воспитателя на тему: «Развитие речи детей дошкольного возраста».
  3. Сообщение - мини-игра «Речь педагога особенна» (учитель-логопед Неретина С.С)
  4. Рекомендации к проведению образовательной деятельности по развитию речи.
  5. Вынесение решений педагогического совета.

Слово предоставляется Неретиной С.С:                                                                

Актуальность проблемы речевого развития

Говорить умеют все, но говорить правильно, лишь единицы из нас. Разговаривая с другими, мы пользуемся речью, как средством передачи функций человека. Именно через общение с другими людьми человек реализует себя как личность.

Судить о начале развития личности ребенка дошкольного возраста без оценки его речевого развития невозможно. Развитие речи – главный показатель умственного развития. Основная цель речевого развития – доведение его до нормы, определенной для каждого возрастного этапа, хотя индивидуальные различия речевого уровня детей могут быть исключительно велики. 

Причины низкого уровня развития речи:

1.У детей  дошкольного возраста,  отличается недостаточно сформированным навыком построения связного высказывания.

По результатам анализа наблюдений в группах можно отметить следующие недостатки:

- связные высказывания короткие;

- отличаются непоследовательностью, даже если ребенок передает содержание знакомого текста;

- состоят из отдельных фрагментов, логически не связанных между собой;

- уровень информативности высказывания очень низкий.

Кроме того, большинство детей активно делятся своими впечатлениями от пережитых событий, но с неохотой берутся за составление рассказов по заданной теме. В основном, это происходит не оттого, что знания ребенка по данному вопросу недостаточны, а потому что он не может оформить их в связные речевые высказывания.

При проведении занятия педагог видит себя и приемы,  но не видит ребенка, т.е на занятии мы иногда наблюдаем, что говорит один педагог.

2. Недостаточная подготовка к занятию.

При  рассматривании картины,  проведении беседы необходимо тщательно продумывать вопросы.

3. Очень важную роль в развитии речи играет и культура речи педагога. Сотрудники задают детям образцы правильной литературной речи:

- Речь педагога четкая, ясная,  полная, грамматически правильная;

- В речь включаются разнообразные образцы речевого этикета.

4. Общение с ребенком должно начинаться с рождения и до его появления на свет, в перинатальный период.

В действительности же невмешательство в процесс формирования детской речи почти всегда влечет за собой отставание в развитии. Речевые недостатки, закрепившись в детстве, с большим трудом преодолеваются в последующие годы. Хорошо развитая речь детей является одним из главных показателей готовности к обучению в школе. Психологи утверждают: «Родной язык можно считать центральным предметом в начальной школе, так как он «проникает» во все другие предметы, объединяет и обобщает их результаты. По существу речь является основой, на которой строится вся учебная деятельность».

В последние годы  наблюдается значительное снижение уровня речевого развития дошкольников. В первую очередь это связано с ухудшением здоровья детей, что, так или иначе, сказывается на их развитии.

Сегодня мы собрались, чтобы поделиться своими знаниями и умениями в области «Речевое развитие» детей дошкольного возраста, а так же повысить свою педагогическую компетентность в данном направлении.

Сообщение старшего воспитателя Михальченко Е.А на тему: «Развитие речи детей дошкольного возраста»

Сегодня в центре внимания  - ребенок, его личность, неповторимый внутренний мир. Поэтому мы ставим перед собой цель – выбрать методы и формы организации воспитательно-образовательного процесса, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности.    

 Задача педагогов состоит в том, чтобы создать условия  для практического  овладения разговорной речью для каждого ребенка, выбрать такие методы  и приемы обучения, которые позволили бы каждому воспитаннику проявить свою речевую активность, свое словотворчество.

 Именно в дошкольном возрасте язык становится главным средством установления контактов с окружающими, а внеречевые формы (жесты, мимика) начинают играть вспомогательную роль.

         Основные задачи развития речи:

  • воспитание звуковой культуры речи,
  • обогащение и активизация словаря,
  • формирование грамматического строя речи,
  • обучение связной речи

решаются на протяжении  всего дошкольного возраста

Формирование связной речи – одна из главных задач речевого воспитания дошкольника. Развитие связной речи  ребенка происходит в тесной взаимосвязи с освоением звуковой стороны, словарного состава, грамматического строя языка.

 

Связная речь – построение связных высказываний разных типов – рассуждения, повествования; умение структурно выстраивать текст, развивать сюжет по серии картин, соединять части высказывания разными способами связей грамматически правильно и точно. 

Развитие связной речи: решение этой задачи сопряжено с развитием двух форм речи - диалогической и монологической. При развитии диалогической речи особое внимание уделяется формированию у детей умения строить диалог (спрашивать, отвечать, объяснять и др.), пользуясь при этом разнообразными языковыми средствами в соответствии с ситуацией. Для этого используются беседы на самые разнообразные темы, касающиеся жизни ребенка в семье, в детском саду и т.д. 

Именно в диалоге развивается умение выслушать собеседника, задать вопрос, ответить в зависимости от контекста. Все эти умения необходимы и для развития монологической речи детей. 

Центральным моментом развития такой речи является обучение детей умению строить развернутое высказывание. Это предполагает формирование у них элементарных знаний о структуре текста (начало, середина, конец), представлений о связи между предложениями и структурными звеньями высказывания. Последнее составляет важное условие достижения связности речевого высказывания. 

Овладение монологической речью имеет приоритетное значение для полноценной подготовки ребёнка к школе и, как отмечают многие учёные и педагоги, возможно только в условиях целенаправленного обучения. 

Речь развивается в разных видах деятельности: на занятиях по ознакомлению с художественной литературой, с явлениями окружающей действительности, обучению грамоте, на всех остальных занятиях, а также вне их – в игровой и художественной деятельности, в повседневной жизни. 

Мини-игра «Речь педагога особенна» - учитель-логопед Неретина С.С

Каждый взрослый и его речевое поведение – образец для подражания.

Дошкольники говорят то, что слышат, так как внутренние механизмы речи образуются у ребенка только под влиянием систематически организованной речи взрослых. Большое влияние на формирование культуры речи у детей оказывает воспитатель.  Речь педагога – основное орудие педагогического воздействия и одновременно образец для воспитанников.

Что же такое «Культура речи»? 

Перед воспитателем стоит серьезная задача: он обязан за чередой тревог и волнений разглядеть личность будущего человека, которого он создает, прежде всего, при помощи нашего языка. Язык воспитателя должен быть для ребят эталоном.

Именно поэтому к речи педагога ДОУ, сегодня предъявляются высокие требования, и проблема повышения культуры речи воспитателя рассматривается в контексте повышения качества дошкольного образования.

Таким образом, речь воспитателя легко воспринимается и понятна детям в том случае, если в ней точно подобраны слова, грамматически четко построены фразы, и она интонационно правильно оформлена.

Не забывайте, рядом с нами дети, следите за своей речью и помогайте ребенку овладеть культурой родного языка. Нельзя допустить, чтобы дети слышали от нас с вами, а потом и сами говорили

  • мое фамилие,
  • мое день рождение,
  • десять курей,
  • вперед меня,
  • отнеси в тумбочку (вместо шкафчика) Небольшой, невысокий шкафчик, ставящийся, в основном, у кровати,
  • аполовник. Поло́вник (поварёшка) — большая (объём от 100 мл и более) разливательная ложка с длинной ручкой. В XIX веке более распространённым было название уполовник (в некоторых областях ополовник).
  • жилётка. Жилетка – слово пишется только через букву “и” в первом слоге, для проверки можно использовать существительное “жилет”. Во втором слоге следует писать и произносить букву “е” (не “ё”).
  • оденьтеся, обуйтеся, поиграйтеся.
  • колидор.

Взрослые, пользующиеся разговорным стилем, не осознают своей фонетической небрежности. Между тем, они должны заботиться о правильной речевой среде, из которой ребенок впитывает образцы произношения,

Особое место в русском языке занимает ударение. Оно подобно биению сердца. Мы не вспоминаем о нем, пока кто – то не исказит слово неправильной постановкой ударения – оно тотчас же теряет свой ритмический пульс, а порой и смысл.

Очень часто возникают сомнения в постановке ударения. В этом случае неоценимую помощь оказывает словарь.

  • Произношения слова досУг с ударением на первом слоге («дОсуг») является грубо ошибочным, абсолютно недопустимым. Однако то и дело возникают сомнения, как правильно поставить ударение в этом слове. Причина в том, что ударение в существительном досУг на первом слоге свойственно речи, но это противоречит нормам русского языка.
  • Нас часто спрашивают о том, как правильно ставить ударение в слове договор. Это не удивительно, потому что слово активно используется и не только в официально-деловом общении. Отметим сразу, что в орфоэпических словарях русского языка указаны два варианта: договОр (ударение на 3-ем слоге) и дОговор (ударение на 1-ом слоге).

           Игра – тренинг «Ударение» —слайд (Договор, красивее, звонит, средства, флюорография, водопровод, творог, щавель, жалюзи, магазин, баловать, алфавит, документ,  километр, столяр, дремота, каталог,  сверлит, банты, кулинария, сливовый, петля, досуг, ремень).

Игра – конкурс «Исправь ошибки». слайд

«Дети в садик бежат. Ты за ними бежи. Из домика вылазь. Ехай на лисопеде. Видишь, как я ездию. Подежурь заместо меня. Давай вместе играться. Лопатку вот сюда нужно ложить, положь. Я чистию свое пальто. Сколько разов тебе говорить, дожидайся меня».

Блиц – викторина «Почувствуй разницу». Слайд

«Я проснулась утром рано и стала собираться на работу. Сначала платье стала (надевать или одевать), куртку стала …..шапку стала….А потом стала сына (надевать или одевать). Что можно надевать на себя? А одевать? (кого – нибудь: ребенка, брата, куклу). Надевать что-то, одевать – кого-то.

СЛАЙДЫ

  •  виды монологической речи существуют?

1. Пересказ

2. Рассказывание по картине

3. Рассказывание об игрушке

4. Рассказывание детей из опыта

5.Творческие рассказы

  •  словесные методы и приемы развития речи.

Методы:

1.Чтение и рассказывание художественных произведений

2.Заучивание наизусть

3. Пересказ

4. Беседа

5.Рассказывание по картинке, об игрушке, из опыта

6. Творческое рассказывание

Приемы:

1.Вопрос

2. Повторение

3. Объяснение

4.Речевой образец

 наглядные методы развития речи

Методы:

1.Наблюдения

2.Экскурсии

3.Осмотры помещения

4. Рассматривание натуральных предметов.

5.Рассматривание игрушек, картин, фотографий,

6.Моделирование

Приемы:

- показ картинки, игрушки, движения или действия

- показ положения органов артикуляции при произнесении звуков

практические методы развития речи

- Дидактическая игра

-Игра – драматизация

- Трудовая деятельность

Поговорим об интонационной выразительности.  Слайд

         Речь педагога приобретает особое значение в процессе обучения детей родному языку, поскольку дошкольник усваивает язык практически, по подражанию, заимствуя у окружающих и словарь, и стиль, и тон, и манеру говорить. В этом смысле речь взрослого для ребенка – образец принятого употреблении языковых средств.

Педагог должен всегда заботиться о выразительной стороне своего рассказа. Не чтец – декламатор, а заинтересованный очевидец. Когда взрослый говорит увлеченно, дети слушают сказку, затаив дыхание. Они должны видеть лицо рассказчика, его эмоции, мимику. Это помогает понять историю, составить мнение о ее персонажах и, может быть, в дальнейшем использовать как образец для подражания.

Прежде чем развивать у ребенка мимическую выразительность, следует сначала научить его узнавать, а затем и воспроизводить, передавать эмоциональное состояние при помощи мимики. Опыт показывает, что формирование выразительной речи у дошкольников можно осуществлять с помощью игры и отдельных игровых действий. В игровых ситуациях дети чувствуют себя увереннее и нередко полнее раскрывают свои когнитивные и творческие возможности.

Правила для смелых и упорных педагогов    Слайд

  • Если вы испытываете затруднения в работе по развитию речи, то планируйте этот вид деятельности не иногда, не часто, а очень часто. Через 5 лет станет легче.

  • Никогда не отвечайте сами на свой же вопрос. Терпите, и вы дождетесь того, что на него станут отвечать ваши дети. Помогать можно только еще одним вопросом, или двумя, или десятью… но знайте: количество вопросов обратно пропорционально уровню мастерства.

  • Никогда не задавайте вопрос, на который можно ответить «да» или «нет». Это не имеет смысла.

  • После проведения занятия просмотрите конспект еще раз, вспомните все вопросы, которые вы задавали детям, и замените его одним более точным.

  • Если рассказ не получился или получился с трудом - улыбнитесь, ведь это здорово, потому что успех впереди!


Основные правила культуры речи: Слайд

1) Избегать многословия в любой ситуации общения. Если хотите донести до слушателя какую-то мысль, не нужно лишних слов, отвлекающих внимание от главного предмета речи.

2) Перед тем как вступить в разговор, чётко сформулировать для себя цель предстоящего общения.

3) Стараться всегда говорить кратко, понятно и точно.

4) Стремиться к речевому разнообразию. Для каждой конкретной ситуации общения нужно находить подходящие слова, отличные от тех, которые применимы в других ситуациях. Чем больше комплексов разнообразных слов для отдельных ситуаций подготовлено, тем выше станет речевая культура. Если человек не умеет подбирать слова, отвечающие требованиям той или иной ситуации общения, значит, он не владеет культурой речи.

5) Научиться находить общий язык с любым собеседником. Независимо от манеры общения визави, соблюдать принципы культуры речи, быть вежливым и дружелюбным.

6) Никогда не отвечайте грубостью на грубость. Не опускаться до уровня своего плохо воспитанного собеседника. Следуя принципу «око за око» в подобной ситуации, человек продемонстрирует только отсутствие собственной культуры речи.

7) Научится быть внимательным к собеседнику, слушать его мнение и следовать ходу его мыслей. Стараться всегда проявлять правильный отклик на слова своего визави. Непременно отвечать собеседнику, если видишь, что он нуждается в совете или внимании. Помнить, когда не отвечаешь на слова собеседника, то грубейшим образом нарушаешь речевой этикет.

8) Следить за тем, чтобы во время разговора или публичного выступления эмоции не пересиливали разум. Сохранять самоконтроль и самообладание.

9) Нарушение правил речевого этикета возможно в тех случаях, когда необходимо добиться выразительности речи. Однако ни в коем случае нельзя опускаться до употребления нецензурных слов. В противном случае, ни о какой культуре речи не может быть и разговора.

10) Общаясь с собеседником, не перенимать его стиль общения: придерживаться своих положительных речевых привычек. Конечно, необходимо искать общий язык с любым собеседником, но подражая его манере общения, теряешь свою индивидуальность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-пратикум «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста через составление рифмованных текстов, метафор, загадок» (Технология развития связной речи Т.А. Сидорчук, Н.Н. Хоменко)

Семинар-практикум "Развитие связной речи у детей дошкольного возраста через составление рифмованных текстов, метафор, загадок" (Технология развития связной речи Т.А. Сидорчук, Н.Н. Хоменко)...

Семинар-пратикум для педагогов МКДОУ Д/с 401 «СОЗДАНИЕ РППС НА УСПЕШНУЮ АДАПТАЦИЮ В ГРУППЕ ДЕТЕЙ 3-4 ЛЕТ»

Семинар-пратикум для педагогов МКДОУ Д/с 401 «СОЗДАНИЕ РППС НА УСПЕШНУЮ АДАПТАЦИЮ В ГРУППЕ ДЕТЕЙ 3-4 ЛЕТ»...

семинар-пратикум

Семинар-практикум на тему: «Исследовательская деятельность в детском саду с использованием методик Савенкова А.И»1. Описание работы: данный материал поможет педагогам углубить зн...

семинар-пратикум "Как подготовиться к конкурсному мероприятию (презентация опыта, мастер-класс)"

Семинар-пратикум адресован старшим воспитателям, напарвлен на педагогов дошкольного образования. В ходе мероприятия раксрывают особенности построения презенатции опыта работы, как озучить цель, задачи...