Консультация для педагогов "Как проводить зимнюю прогулку"
консультация (младшая группа)

Никитина Ольга Александровна

Консультация для педагогов "Как проводить зимнюю прогулку" поможет воспитателям детских садов выполнить обязательный элемент режима дня в зимний период, соблюдая особые требования к организации прогулки

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов

«Как проводить зимние прогулки»

Прогулка — это обязательный элемент режима дня в детском саду даже в зимний период. В это время действуют особые требования к организации прогулки.

Продолжительность и периодичность

Общую продолжительность прогулок в течение дня определяют санитарные правила. Дети должны проводить на улице не меньше трех часов, если температура не ниже —15 °C, а скорость ветра не выше 7 м/с (п. 185таблица 6.7 СанПиН 1.2.3685-21).

Зимой рекомендуется проводить прогулки с детьми два раза в день: в первую половину дня — до обеда и во вторую половину дня — перед уходом детей домой. Продолжительность каждой части прогулки детский сад определяет самостоятельно в зависимости от климатических условий. Общие принципы к организации прогулки в зимний период смотрите в примере.

Общие принципы рациональной организации зимней прогулки

При планировании и рациональной организации зимних прогулок педагоги должны соблюдать следующие принципы:

  • учитывать региональные, климатические и сезонные особенности;
  • создавать условия для оптимальной двигательной активности детей во время пребывания на свежем воздухе;
  • учитывать возрастные закономерности физического и психического развития детей, индивидуальные особенности состояния здоровья;
  • использовать профилактические, оздоровительные и коррекционные технологии;
  • формировать у детей положительную мотивацию к двигательной активности;
  • обеспечивать профилактику детского травматизма во время прогулок.

Выход на прогулку

Воспитатели должны согласовывать со старшим воспитателем и медсестрой возможность выйти с детьми на прогулку. Прогулку следует отменить, если на улице сильный мороз, снегопад или ветер.

График прогулок при пониженных температурах утверждает заведующий. Прежде чем разрешить, отменить или рекомендовать сократить время прогулки, посмотрите показатели температуры воздуха и силы ветра в таблице ниже.

https://supervip.1metodist.ru/system/content/image/248/1/-35892057/

 

Как планировать прогулку?

Содержание прогулки воспитатель должен планировать с учетом особенностей зимнего сезона, предшествующих прогулке занятий, интересов и возраста воспитанников. Чтобы дети проявляли интерес к прогулке и охотно на нее шли, воспитатель должен создать условия для разнообразной деятельности. Педагог заранее продумывает содержание прогулки, вызывает интерес у дошкольников при помощи игрушек или бесед о том, чем сегодня будут заниматься на прогулке.

Содержание прогулок

Главный критерий организации зимних прогулок — чередование игр интенсивной и малой подвижности. Это требование относится ко всем возрастным группам. Учесть их поможет гибкое планирование. Если воспитатель видит, что ребенок малоактивный, нужно вовлекать его в подвижные игры. Для воспитанников средних, старших и подготовительных групп педагог может включить игры на развитие меткости, наблюдение за природными явлениями.

СОВЕТ

организовывайте подвижные сюжетно-ролевые игры

Чтобы разнообразить игры и заинтересовать детей, используйте снежные постройки или фигуры сказочных героев из снега.

Включите в план прогулок подвижные игры и физические упражнения, которые подходят для вашей возрастной группы. Учитывайте содержание занятий перед прогулкой, чтобы не перегружать детей. Например, после физкультуры или музыки можно предложить воспитанникам понаблюдать за природой. А после занятий познавательного цикла — провести небольшое соревнование, эстафеты. Заканчивать прогулку лучше спокойной игрой, чтобы дети без капризов вернулись в помещение и не вспотели.

СОВЕТ

Следите за тем, чтобы игры были выбраны те, в которые детям будет удобно играть в зимней одежде

Тщательно подбирайте дидактические игры, которые предлагаются детям. Опираться нужно на опыт детей, проводить такие игры, которые будут им доступны, четко объяснять правила. Дидактические упражнения воспитатель может проводить несколько раз в течение прогулки. Например, в начале и конце, а также в ходе наблюдения.

Важный структурный компонент прогулки, о котором нельзя забывать  —  это трудовая деятельность детей на участке. Насыпать зерна в кормушку для птиц, почистить лавочки и оборудование на площадке от снега — все это трудовое воспитание. При этом важно не заставлять детей выполнять трудовые поручения, а заинтересовать их в этом. Сколько времени уделить различным компонентам прогулки, смотрите в таблице.

Возрастная группа

Продолжительность

Содержание

Возрастная группа

Продолжительность

Содержание

Наблюдение

Младшая

7–10 минут

Объекты наблюдений:

  • живая природа, например растения и животные;
  • неживая природа, например сезонные изменения и различные явления природы: дождь, снег, текущие ручьи;
  • труд взрослых

Средняя

15–20 минут

Старшая

15–25 минут

Основные движения и подвижные игры

Младшая

6–10 минут

Младшая группа:

  • игры с текстом, например подражание действиям воспитателя

Средняя

10–15 минут

Средняя группа:

  • распределение ролей среди детей, например роль водящего играет ребенок, который может справиться с этой задачей

Старшая

10–15 минут

Старшая, подготовительная группа:

  • игры-эстафеты, спортивные игры, игры с элементами соревнования;
  • заканчиваются подвижные игры ходьбой, игрой малой подвижности, постепенно снижающей физическую нагрузку

Дидактические игры

Младшая

4 минуты

  • Игры с предметами, например с игрушками или природным материалом;
  • словесные игры

Средняя

Старшая

Трудовая деятельность

Младшая

5 минут

  • Индивидуальные трудовые поручения;
  • работа в группах;
  • коллективный труд

Средняя

7 минут

Старшая

10 минут

Самостоятельная игровая деятельность

Младшая

В течение всей прогулки

Сюжетно-ролевые игры, которые отражают впечатления, полученные в процессе ООД, экскурсий, повседневной жизни, помогают усвоить знания о труде взрослых

Средняя

Старшая

Во время прогулки обязательно контактируйте со всеми детьми. Также необходимо организовать индивидуальную работу с ними. Если в группе есть неактивные дети, вовлекайте их в активные игры. Гиперактивным детям можно давать индивидуальные поручения.

СОВЕТ

Ориентируйтесь на погодные условия, когда планируете интенсивность двигательной активности на прогулке

Дети не должны переохлаждаться или перегреваться.

Одежда детей

В холодное время года одевание и раздевание детей нередко затягивается, из-за этого сокращается время пребывания на улице. Важно своевременно формировать навыки самообслуживания у детей, привычку аккуратно и рационально складывать одежду. Мотивируйте воспитанников к выходу на участок.

Заблаговременно проведите консультацию с родителями по подбору одежды. Родителям следует знать, что через голову, руки и ноги ребенка идет наибольшая теплоотдача, поэтому очень важно позаботиться о теплой шапке, шарфе, варежках и обуви. Одежда не должна быть тесной, иначе кровь не будет нормально циркулировать, а это увеличит риск обморожения.

Самая удобная одежда для зимних прогулок дошкольников — комбинезон. Для детей ясельных групп — желательно слитный. Обувь должна быть непромокаемой, варежки — две пары — также непромокаемые. Обязательные элементы — шарф и шапка.

СОВЕТ

используйте веерный метод одевания

Сначала все дети надевают колготки, потом штаны, потом кофты и другие элементы одежды. В таком же порядке должны одеваться и воспитатели.

Продолжительность прогулок нельзя сокращать из-за того, что дети долго собираются. Если в группе более 10 детей, чтобы избежать перегрева, разделите их на подгруппы. Первую подгруппу одевает и выводит на прогулку воспитатель, а вторую подгруппу — помощник воспитателя. Возвращаться с прогулки дети должны в том же порядке, с разницей в 10–15 минут. Исключение — дети со слабым здоровьем. Выводите этих детей во второй подгруппе, а уводите с улицы в первой.

Перед выходом детей на улицу необходимо еще раз проконтролировать, как они одеты. Время, отведенное на прогулку, должно строго соблюдаться. После прогулки каждой возрастной группе должны быть обеспечены условия, чтобы просушить верхнюю одежду и обувь детей (п. 3.7.4 СП 2.4.3648-20).

Безопасность

Зима — травмоопасный период для детей. Лед, сосульки, острые предметы под снегом несут угрозу безопасности и жизни детей. Поэтому перед выходом на прогулку необходимо проверить прогулочные участки.

На участке детского сада обязательно должны быть теневые навесы (п. 3.1.2 СанПиН 1.2.3685-21). Теневые навесы летом защищают от солнечных лучей, а зимой — от непогоды. Они позволяют выходить с детьми на прогулку практически в любую погоду.

Перед прогулкой необходимо регулярно очищать от снега дорожки, групповые площадки, навесы, своевременно удалять снег, наледь, а также сосульки на крыше теневого навеса и здания детского сада.

Спортивно-игровое оборудование, которое размещено на участке, должно быть надежно закреплено. Его поверхность не должна иметь острых углов и выступов, шероховатостей и выступающих болтов. Состояние оборудования необходимо регулярно контролировать, следить за его исправностью, вовремя ремонтировать, восстанавливать детали. Если оборудование нельзя восстановить, его нужно демонтировать, чтобы не допустить травм.

Набор игрового оборудования должен соответствовать возрастной группе. Чем старше дети, тем игровой материал должен быть разнообразнее.

Самочувствие детей

В процессе прогулки необходимо контролировать самочувствие детей, не допускать их переохлаждения или перегрева. Особое внимание уделите часто болеющим, страдающим хроническими заболеваниями детям.

ВНИМАНИЕ

Учащенные дыхание и пульс, покраснение лица, усиленное потоотделение свидетельствуют об избыточной нагрузке и нарушении теплового состояния ребенка

В этом случае необходимо уменьшить интенсивность игры и переключить детей на спокойные занятия.

При жалобах детей на холод «замерзли ноги, руки» необходимо вовлечь их в подвижную игру. Малоподвижных детей, которые во время прогулки предпочитают спокойные игры, педагоги также побуждают активно двигаться.

Подготовила:

 старший воспитатель МДОУ «ЦРР – детский сад №101 «Жар-птица»

Никитина О.А.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ "вЕСЕЛАЯ ЗИМНЯЯ ПРОГУЛКА"

В консультации даются советы родителям как нужно гулять с ребенком в зимнее время года. Какие игры и развлечения будут полезны для здороья малыша и укрепления его иммунитета....

Консультация для родителей «Значение зимней прогулки для детей»

Вот север, тучи нагоняяДохнул, завыл и вот самаИдет Волшебница - зима Морозная русская зима – замечательное время для укрепления здоровья. Прохладный ветер, легкий мороз, движение на воздухе – хо...

Консультация в родительский уголок "ЗИМНИЕ ПРОГУЛКИ"

Зима - прекрасное время года!  Самое время построить снежную крепость, поиграть в снежки, вылепить снежную бабу или пройтись на лыжах. А сколько ещё интересных и весёлых забав можно придумать на ...

Консультация «Одежда ребенка на зимней прогулке.

Консультация «Одежда ребенкана зимней прогулке.Несколько простых истин1.    Собираясь на улицу, сначала всегда одевайтесь сами, а потом одевайте ребенка.2....

Консультация для родителей "Значение зимней прогулки для детей дошкольного возраста"

Дать понять  родителям, что не нужно бояться прогулок в детском саду, так как прогулки оздоравливают, поднимают настроение....

Проводим зимнюю прогулку с ребенком с пользой

Уважаемые родители, играйте со своими детьми на прогулке! Проведение таких игр позволит не только сделать вашу прогулку интересной, но и использовать её эффективно для развития движений у детей....