Положение об оказании логопедической помощи
методическая разработка

Юсова Лариса Алексеевна

Данное положение может быть использовано для учителей-логопедов,администрации ДОУ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл polozhenie_ob_organizatsii_logopedicheskoy_pomoshchi.docx61.94 КБ

Предварительный просмотр:

  1. Общие положения
  1.  Положение об оказании логопедической помощи в организациях, осуществляющих образовательную деятельность (далее - Положение) регламентирует деятельность Муниципального общеобразовательного учреждения Красносельская средняя школа (далее – Организация), осуществляющая  образовательную деятельность, в части оказания логопедической помощи обучающимся, имеющим нарушения устной и письменной речи, (далее –обучающиеся) и трудности в освоении ими основных общеобразовательных программ (в том числе адаптированных).

        1.2.Задачами Организации по оказанию логопедической помощи являются -  
        организация и проведение логопедической диагностики с целью

своевременного выявления и последующей коррекции речевых нарушений обучающихся;

организация  и  проведение    логопедических  занятий  с  обучающимися,
имеющими речевые нарушения;

организация пропедевтической  логопедической  работы  с  обучающимися  по предупреждению возникновения возможных нарушений в развитии речи, включая разработок конкретных рекомендаций обучающимся, их родителям (законным представителям), педагогическим работникам;

консультирование участников образовательных отношений по вопросам организации и содержания логопедической работы с обучающимися.

  1. Порядок оказания логопедической помощи в Организации.

2.1.Логопедическая помощь оказывается Организацией любого типа независимо от ее организационно-правовой формы, а также   в рамках сетевой формы реализации образовательных программ.

2.2.При оказании логопедической помощи Организацией  ведется документация согласно приложению 1 к Положению.

Срок и порядок хранения документов определяется локальным нормативным     актом Организации, регулирующим вопросы оказания логопедической помощи.

Рекомендуемый   срок  хранения   документов  составляет  не  менее  трех  лет с момента завершения оказания логопедической помощи.

         

           2.3. Количество штатных единиц учителей-логопедов определяется локальным нормативным актом Организации, регулирующим вопросы оказания логопедической помощи, исходя из :

 

  1. количества обучающихся, имеющих заключение психолого-медико- педагогической комиссии (далее  —  ПМПК)  с  рекомендациями  об  обучении по адаптированной  основной  образовательной  программе  для  обучающихся  с ограниченными возможностями здоровья  (далее — OB3) из рекомендуемого расчета 1 штатная единица учителя-логопеда на 5 (6) -12 указанных обучающихся;

           2) количества обучающихся, имеющих заключение
психолого-педагогического консилиума (далее —  ПМПК)  с  рекомендациями об оказании психолого-педагогической помощи обучающимся, испытывающим трудности   в   освоении   основных   общеобразовательных   программ развития  и социальной адаптации. (Из рекомендуемого расчета 1 штатная единица учителя-логопеда на 25 таких обучающихся);

          3)количества обучающихся, имеющих высокий риск возникновения нарушений речи, выявленной по итогам логопедической диагностики, проведенной учителем-логопедом Организации, из рекомендуемого расчета 1 штатная единица учителя-логопеда на 25 таких обучающихся;

  1. Логопедическая помощь осуществляется на основании личного заявления родителей (законных представителей) или согласия родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся (приложения №. 2 и К.• 3 к Положению).
  2. Логопедическая диагностика осуществляется не менее двух раз в год, включая входное и контрольное диагностические мероприятия, продолжительностью не менее 15 календарных дней каждое.

  Входные и контрольные диагностические мероприятия подразумевают- проведение общего  обследования обучающихся, обследование обучающихся по запросу родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, педагогических работников, углубленное обследование обучающихся, имеющих нарушения устной или письменной речи и получающих логопедическую помощь с целью составления или уточнения плана коррекционной работы учителя-логопеда и другие варианты диагностики, уточняющие речевой статус обучающегося.

По запросу педагогических работников возможна организация внеплановых диагностических мер в отношении обучающихся, демонстрирующих признаки нарушения устной или  письменной речи.

         В случае инициации внеплановых диагностических мероприятий педагогическим работником, им должна быть подготовлена педагогическая характеристика (приложение 3° 4 к Положению) обучающегося, демонстрирующего признаки нарушения устной или  письменной речи, и оформлено обращение к учителю-логопеду. После получения обращения учитель-логопед   проводит   диагностические    мероприятия с учетом пункта 2.5 Положения.

.

2.7 Списочный состав обучающихся, нуждающихся в получении логопедической помощи, формируется на основании результатов логопедической диагностики с учетом выраженности речевого нарушения обучающегося, рекомендаций ПMПK, ППк.

Зачисление обучающихся  на  логопедические занятия  может производиться в течение всего учебного года.

Отчисление обучающихся с логопедических занятий осуществляется по мере преодоления речевых нарушений, компенсации речевых особенностей конкретного ребенка.

Зачисление    на    логопедические    занятия    обучающихся,    нуждающихся в   получении   логопедической   помощи,    и    их    отчисление    осуществляется на основании распорядительного акта руководителя Организации.

  1. Логопедические занятия с обучающимися проводятся в индивидуальной или групповой/подгрупповой формах. Количество и периодичность групповых/подгрупповых и индивидуальных занятий определяется учителем- логопедом с учетом выраженности речевого нарушения обучающегося, рекомендации ПМПК, ППк.
  2. Логопедические занятия с обучающимися проводятся с учетом режима

работы Организации.

  1. Содержание коррекционной работы с обучающимися определяется учителем-логопедом  на основании рекомендаций ПMПK, ППк и результатов логопедической диагностики.
  2. Логопедические занятия должны проводиться в помещениях, оборудованных с учетом особых образовательных потребностей обучающихся и состояния их здоровья и отвечающих санитарно-гигиеническим требованиям, предъявляемым к данным помещениям (приложение № 5 к  Положению).

  3. В рабочее время учителя-логопеда включается непосредственно педагогическая работа с обучающими из расчета 20 часов в неделю  за ставку заработной платы, а также другая педагогическая работа, предусмотренная трудовыми (должностными) обязанностями или индивидуальным планом.  (Методическая, подготовительная, организационная и иная).
  4. Консультативная деятельность учителя-логопеда заключается в формировании единой стратегии эффективного преодоления речевых особенностей обучающихся при совместной работе всех участников образовательного процесса (административных и педагогических работников Организации, родителей (законных представителей), которая предполагает информирование о задачах, специфике, особенностях организации коррекционно- развивающей работы учителя-логопеда с обучающимся. Консультативная деятельность может осуществляться через организацию, постоянно действующей консультативной службы для родителей; индивидуального и группового         консультирования        родителей        (законных представителей), педагогических и руководящих работников  Организации; информационных стендов.

  1. Логопедическая помощь при освоении образовательных программ дошкольного образования

  1. Содержание и формы деятельности учителя-логопеда  по оказанию помощи детям, испытывающим трудности в освоении образовательных программ дошкольного образования определяются с учетом локальных нормативных актов Организации.

       3.2. На логопедические занятия зачисляются воспитанники групп любой направленности, групп по присмотру и уходу без реализации образовательной программы, разновозрастных групп, дети, не посещающие дошкольную образовательную организацию, и дети, осваивающие образовательные программы дошкольного образования (в том числе адаптированные) и нуждающиеся в длительном лечении. А также дети-инвалиды, которые по состоянию здоровья не могут посещать Организации, получающие образование на дому, в медицинских организациях или в форме семейного образования, имеющие нарушения в развитии устной речи.

          3.3.Логопедическая помощь осуществляется в соответствии с пунктом 2.5    
  Положения.

Для детей, получающих образование вне Организации (в форме семейного образования), а также для детей, не посещающих Организацию, также необходимо предоставление медицинской справки по форме 026/y-2000 «Медицинская карта ребенка для образовательных учреждений  дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, учреждений  начального и среднего профессионального образования, детских домов и юкол-интернатов» ;

       3.4. Рекомендуемая периодичность проведения логопедических занятий:

1)для воспитанников с OB3, имеющих заключение ПМПК с рекомендацией об обучении по адаптированной основной образовательной программе дошкольного образования, определяется выраженностью речевого нарушения, и требованиями адаптированной основной образовательной программы и составляет не менее двух логопедических занятий в неделю (в форме групповых/ подгрупповых или индивидуальных занятий);

  2)для воспитанников, имеющих заключение ППк  и (или) ПМПК с рекомендациями об оказании психолого-педагогической помощи обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных
программ  развития  и    социальной    адаптации    (проведении    коррекционных     занятий с   учителем-логопедом),    определяется    выраженностъю    речевого    нарушения и составляет не менее двух логопедических занятий в неделю.
(в форме групповых/подгрупповых или индивидуальных занятий);

   3)для воспитанников, имеющих высокий риск возникновения нарушений речи,  выявленный по итогам логопедической диагностики, определяется (в форме групповых или индивидуальных занятий) в соответствии с программой психолого-педагогического сопровождения, разработанной и утвержденной Организацией.

При     организации     логопедической     помощи      детям      младшего и раннего возраста занятия проводятся в форме консультирования родителей (законных представителей) по вопросам организации деятельности их ребенка, создания предметно-развивающей среды и обеспечения социальной ситуации развития.

3.5.Продолжительность логопедических занятий определяется в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями  и составляет:

для детей от 1,5 до 3 лет — не более 10мин;
для детей от 3 до 4-х лет — не более 15мин;
для   детей от 4-х до 5-ти лет — не более 20 мин;

для детей от 5 до 6-ти лет — не более 25 мин;

для детей от 6-ти до 7-ми лет — не более 30 мин.

3.6 Предельная наполняемость групповых/подгрупповых занятий:

  1. для воспитанников с OB3, имеющих заключение ПМПК с рекомендациями об обучении по адаптированной основной образовательной программе дошкольного образования — не более 12 человек;
  2. для воспитанников, имеющих заключение ПMПK с рекомендациями об оказании психолого-педагогической помощи обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, (проведении коррекционных занятий с учителем- логопедом), не более 12 человек;
  3. для воспитанников, имеющих высокий риск возникновения нарушений речи, выявленный по итогам логопедической диагностики, предельная наполняемость группы определяется в соответствии с программой психолого-педагогического сопровождения,  утвержденной   Организацией.

4.Логопедическая помощь при освоении образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования

  1. Содержание и формы деятельности учителя-логопеда по оказанию помощи детям, испытывающим трудности в освоении образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования определяются с учетом локальных  и нормативных актов Организации.
  2. Учащиеся   могут   получать   логопедическую   помощь    независимо от формы получения образования и формы обучения.
  3. Рекомендуемая периодичность проведения логопедических занятий:
  1. для учащихся с OB3, имеющих заключение ПМПК с рекомендацией об обучении по адаптированной основной образовательной программе общего образования, определяется выраженностью речевого нарушения и требованиями адаптированной основной общеобразовательной программы составляет (в форме групповых или индивидуальных занятий) не менее 2-х логопедических занятий в неделю,  для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи. А также не менее 1-2-х логопедических занятий в неделю для других категорий обучающихся с ОВЗ;

         2)  для учащихся, имеющих заключение ПMIIK,  с рекомендациями об оказании психолого-педагогической помощи обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации (проведении коррекционных занятий с учителем- логопедом), определяется выраженностью речевого нарушении. Составляет (в форме групповых или  индивидуальных занятий) не менее 2-х логопедических занятий в неделю;

   

        3)для учащихся, имеющих риск возникновения нарушений речи, выявленных по итогам логопедической диагностики, определяется (в форме групповых или индивидуальных занятий) в соответствии с программой психолого-педагогического сопровождения, разработанной и утвержденной Организацией.

  1. Продолжительность    логопедических    занятий     определяется в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями' и составляет:

в   1   (дополнительном)   —   1        классах   —   групповое        занятие   —   35-40   мин, индивидуальное — 20-40 мин,

во 2 — 11  классах — групповое занятие — 40-45 мин, индивидуальное — 20-

45 мин.

  1. Рекомендуемая предельная наполняемость групповых занятий:
  1. для учащихся с OB3, имеющих заключение ПMПК с рекомендацией об обучении по адаптированной основной образовательной программе общего образования, не более 6-8 человек;
  2. для учащихся, имеющих заключение ПМПК с рекомендациями об оказании психолого-педагогической помощи обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации не более 6-8 человек;

  1. для учащихся, имеющих риск возникновения нарушений речи, выявленный по итогам лoгoпeдичеcкoй диагностики, предельная наполняемость группы определяется программой психолого-педагогического сопровождения, разработанной и утвержденной Организацией.

Приложение № 1

Документация при оказании логопедической помощи

  1. Программы или планы логопедической работы.
  2. Годовой план работы учителя-логопеда

  3. Расписание занятий учителя-логопеда
  4. Индивидуальные карты речевого развития обучающихся, получающих логопедическую помощь.
  5. Журнал учета посещаемости логопедических занятий.
  6. Отчетная документация по результатам логопедической работы.

                                                                                                                                                          Приложение № 2

Директору
МОУ Красносельской средней школы
Антонову Н.Я

 __________________________________

ФИО родителя (законного представителя)

                    Согласие родителя (законного представителя)    обучающегося на проведение
                        логопедической диагностики обучающегося

ФИО родителя (законного представителя) обучающегося

являюсь  родителем  (законным представителем)          

(нужное подчеркнуть)

ФИО ребенка,  группа, в которой обучается обучающийся, дата рождения (дата, месяц, год).

выражаю согласие на проведение логопедической диагностики моего ребенка.

«            »         20         г. /         

 

 


Приложение № 3

Директору
МОУ Красносельской средней школы
Антонову Н.Я

 __________________________________

ФИО родителя (законного представителя)

                              Заявление

                               ФИО родителя (законного представителя) обучающегося

являюсь  родителем  (законным представителем)          

(нужное подчеркнуть)

ФИО ребенка,  группа, в которой обучается обучающийся, дата рождения (дата, месяц, год)

прошу организовать для моего ребенка логопедические занятия в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии/ психолого-педагогического консилиума/ учителя-логопеда (нужное подчеркнуть).

«            »         20         г. /         

(расшифровка подписи)

 

   


 
Приложение № 4

Педагогическая характеристика  обучающегося
            (ФИО, дата рождения, группа/класс)

Общие сведения:

  • дата поступления в организацию, осуществляющую образовательную деятельность;
  • образовательная программа (полное наименование);
  • особенности организации образования:
  1. в группе / классе;
  2. группа: комбинированной направленности, компенсирующей направленности, общеразвивающая, присмотра и ухода, кратковременного пребывания,  и др.);
  3. класс: общеобразовательный, отдельный для обучающихся с ...;
  4. на дому;
  5. в медицинской организации;
  6. в форме семейного образования;
  7. сетевая форма реализации образовательных программ;
  8. с применением дистанционных технологий.
  • факты, способные  повлиять  на  поведение  и  успеваемости  ребенка (в образовательной организации): переход из одной образовательной организация в другую образовательную организацию (причины), перевод в состав другого класса, смена учителя начальных классов (однократная, повторная), межличностные конфликты в среде сверстников; конфликт семьи с организацией, осуществляющей образовательную деятельность, обучение на основе индивидуального учебного плана, обучение на дому, повторное обучение, наличие частых, хронических заболеваний или пропусков учебных занятий и др.;
  • состав семьи (перечислить, с кем проживает ребенок — родственные отношения и количество детей/взрослых);
  • трудности, переживаемые в семье.

Информация    oб  условиях     и     результатах     образования     ребенка в организации, осуществляющей образовательную деятельность:

  1. Динамика освоения программного материала:
  2. учебно-методический комплект, по которому обучается ребенок (авторы или название);
  3. соответствие объема знаний, умений и навыков требованиям программы (для обучающегося по образовательной программе дошкольного образования: достижение целевых ориентиров (в соответствии с годом обучения)): (фактически отсутствует, крайне незначительна, невысокая, неравномерная).

  • учебно-методический комплект, по которому обучается ребенок (авторы или название);
  • соответствие объема знаний, умений и навыков требованиям программы(для обучающегося по образовательной программе дошкольного образования: достижение целевых ориентиров (в соответствии с годом обучения)): (фактически отсутствует, крайне незначительна, невысокая, неравномерная).
  1. Особенности,  влияющие  на   результативность   обучения:   мотивация к обучению (фактически нe проявляется, недостаточная, нестабильная), сензитивноcmь в отношениях с педагогами в учебной деятельности (на критику обижается, дает аффективную вспышку протеста, прекращает деятельность, фактически не реагирует, другое), качество деятельности при этом (ухудшается, остается    без    изменений,     снимается),     эмоциональная     напряженность при необходимости публичного ответа, контрольной работы и пр. (высокая, неравномерная,    нестабильная,    не    выявляется),    истощаемостъ     (высокая, с очевидным снижением качества деятельности и пр., умеренная, незначительная) и др.
  2. Отношение семьи к трудностям ребенка от игнорирования до готовности

к сотрудничеству. Наличие других родственников или близких людей, пытающихся оказать поддержку, факты дополнительных (оплачиваемых родителями (законными представителями)) занятий с ребенком (занятия с логопедом, дефектологом, психологом, репетиторство).

  1. Получаемая коррекционно-развивающая и психолого-педагогическая помощь (конкретизировать);
  2. Занятия с логопедом, дефектологом, психологом, учителем начальных классов  (указать длительность);
  3. Характеристики взросления 9:
  • хобби, увлечения, интересы (перечислить , отразить их значимость для обучающегося, ситуативность или постоянство пристрастий, возможно наличие травмирующих переживаний — например, запретили родители, исключили из секции, перестал заниматься из-за нехватки средств и т.п.);
  • характер занятости во внеучебное время (имеет ли круг обязанностей, как относится к их выполнению);
  • отношение к учебе (наличие предпочитаемых предметов, любимых учителей);
  • отношение к педагогическим воздействием (описать воздействия и реакцию на них);
  • характер общения со сверстниками, одноклассниками  ,отвергаемый

  1. Для подростков, а также обучающихся с девиантным (общественно-опасным) поведением

или  оттесненный,        изолированный  по        собственному        желанию,        неформальный лидер;

  • значимость общения со сверстниками в системе ценностей обучающегося (приоритетная, второстепенная);
  • значимость виртуального общения в системе ценностей обучающегося (сколько времени по его собственному мнению проводит в социальных сетях);
  • способности критически оценивать поступки свои и окружающих, в том числе антиобщественные проявления (нe сформирована, сформирована недостаточно, сформирована «на словах»);
  • самооценка;
  • принадлежность к молодежной субкультуре(ам);
  • особенности психосексуального развития;
  • религиозные убеждения (не актуализирует, навязывает другим);
  • отношения с семьей (описание известных педагогам фактов: кого слушается, к кому привязан, либо эмоциональная связь с семьей ухудшена/ утрачена);
  • жизненные планы и профессиональные намерения.

Вывод об имеющихся признаках нарушения устной и (или) письменной речи, являющихся причиной обращения к специалистом логопедической службы.

Приложения к характеристики (табель успеваемости, копии рабочих тетрадей, результаты контрольных работ и другое).

«         »         20         г. /          Учитель-логопед, принявший обращение:                   

(указать ФЛО, должность  в  ОО)

Результат  обращения:           

                    20         г. /         

Приложение № 5

                                Рекомендации
по оснащению помещений для логопедических занятий

  1. При оснащении помещений для логопедических занятий с детьми, имеющими трудности в освоении образовательных программ дошкольного образования, рекомендуется предусматривать рабочую зону учителя-логопеда, зону коррекционно-развивающих занятий и игровую зону.

В рабочей зоне учителя-логопеда рекомендуется размещать мебель для ведения профессиональной документации, хранения дидактического материала и консультирования педагогов и родителей (законных представителей) детей; рабочая зона учителя-логопеда рекомендуется оборудовать рабочим местом, канцелярией, офисной оргтехникой.

Зону коррекционно-развивающих занятий рекомендуется оборудовать приборами дополнительного освещения, настенным зеркалом, дидактическими играми, передвижной детской мебелью для планирования учебного пространства в зависимости от возрастных, психофизических и речевых потребностей детей.

При оснащении игровой зоны рекомендуется предусматривать полифункциональпое, многопрофильное модульное оборудование, направленное на максимальное раскрытие коммуникативных, сенсомоторных и творческих возможностей детей.

  1. При оснащении помещений для логопедических занятий с детьми, испытывающими трудности в освоении образовательных пpoгpaмм начального общего, основного общего и среднего общего образования, рекомендуется предусматривать рабочую зону учителя-логопеда, зону коррекционно - развивающих занятий и сенсомоторную зону.

В рабочей зоне учителя-логопеда рекомендуется размещать мебель для ведения профессиональной документации, хранения дидактического материала и консультирования педагогов и родителей (законные представителей) детей; рабочая зона учителя-логопеда рекомендуется оборудовать рабочим местом, канцелярией, офисной оргтехникой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблема оказания логопедической помощи детям раннего возраста

Статистические данные свидетельствуют о серьёзных нарушениях в психоэмоциональном здоровье современных детей.Почему в России с каждым годом увеличивается число детей с нарушениями речи?...

Календарный план работы оказания логопедической помощи детям с ФФНР.

Примерный календарный план работы по преодолению фонетико - фонематического недоразвития речи....

Современные технические новинки для оказания логопедической помощи детям с речевыми нарушениями

      На сегодняшний день количество детей с нарушениями речевого развития возрастает, в связи, с чем требуется разработка профилактических и коррекционных ме...

Презентация к сообщению «Современные технические новинки для оказания логопедической помощи детям с речевыми нарушениями»

Презентация к сообщению «Современные технические новинки для оказания логопедической помощи детям с речевыми нарушениями»...

Положение об оказании логопедической помощи

Положение  разработано в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», распоряжением Минпросвещения России № Р-75 от 6 августа ...