Непрерывное профессиональное образование как условие реализации ФГОС
статья

Супрун Елена Борисовна

Система непрерывного педагогического образования

Необходимость непрерывного образования педагогов продиктована требованиями времени. Непрерывное образование представляет собой процесс постоянного развития способностей (общих и специальных) и потребностей (профессионально-познавательных, духовных) педагога как субъекта профессиональной деятельности на протяжении всей его жизнедеятельности.

Выстроить систему непрерывного образования можно только на основе анализа результатов учебно-воспитательного процесса, уровня педагогического мастерства и квалификации педагогов, зрелости и сплочённости педагогического коллектива, конкретных интересов, потребностей, запросов воспитателей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Непрерывное профессиональное образование как условие реализации ФГОС

Сколько бы ты не жил, всю жизнь следует учиться.

Луций Анней Сенека

В условиях реализации федеральных государственных стандартов особое внимание руководителей должно быть обращено к кадровому потенциалу своих образовательных учреждений. Именно кадровый потенциал остаётся единственным неиссякаемым ресурсом, который есть у каждого детского сада.

Хороший воспитатель – залог интереса ребёнка к образованию в дальнейшем, перенос качества подготовки, полученной в дошкольном возрасте, на начальную ступень развития.  

Современное образование развивается в режиме инновационного поиска, вызывающего изменения различных компонентов деятельности специалистов. Каждое образовательное учреждение в настоящее время все в большей степени приобретает свое собственное лицо, поэтому и потребности у педагогических коллективов становятся все более разнообразными, требующими квалифицированного подхода к их решению. В этой связи особое значение приобретает усиление непрерывного характера обучения и профессионального совершенствования педагога как условия его активной адаптации к новым моделям деятельности, повышения уровня подготовленности к решению профессиональных задач и повышения качества результатов образовательного процесса в целом.

Непрерывное педагогическое образование является приоритетным звеном всей системы образования, так как определяет эффективность ее функционирования в целом и каждого ее звена в отдельности.

Целью педагогического образования на разных его этапах является содействие развитию компетентности педагога, его способности решать профессиональные задачи.

Требования, предъявляемые обществом к педагогу новой формации, за последние годы существенно повысились.

Воспитатель новой формации – это духовно развитая, творческая личность, обладающая способностью к рефлексии, профессиональными навыками, педагогическим даром и стремлением к новому. В идеале воспитатель должен ясно понимать самоценность образования, быть «человеком в культуре», прекрасно знать педагогику и психологию, использовать личностно-ориентированные педагогические методы и обладать мотивацией к дальнейшему росту и развитию своей личности, видеть место каждого участника в образовательном процессе, уметь организовать деятельность воспитанников, предвидеть ее результаты, корректировать возможные отклонения, то есть должен быть компетентной личностью.

Творческая направленность педагогической деятельности предусматривает, что воспитатель должен:

1) объективно оценивать свои возможности как педагога новой формации, знать свои слабые и сильные, значимые для данной профессии качества (особенности саморегуляции, самооценки, эмоциональные проявления, коммуникативные, дидактические способности и т. д.);

2) овладеть общей культурой интеллектуальной деятельности (мышления, памяти, восприятия, представления, внимания), культурой поведения, общения, в том числе – педагогического;

3) уметь ориентироваться в происходящих интеграционных процессах, тенденциях развития мирового образовательного пространства.

Система непрерывного педагогического образования

Необходимость непрерывного образования педагогов продиктована требованиями времени. Непрерывное образование представляет собой процесс постоянного развития способностей (общих и специальных) и потребностей (профессионально-познавательных, духовных) педагога как субъекта профессиональной деятельности на протяжении всей его жизнедеятельности.

Выстроить систему непрерывного образования можно только на основе анализа результатов учебно-воспитательного процесса, уровня педагогического мастерства и квалификации педагогов, зрелости и сплочённости педагогического коллектива, конкретных интересов, потребностей, запросов воспитателей.

Система непрерывного повышения профессиональной компетентности педагогов МАДОУ предполагает разные формы: обучение на курсах, самообразование, участие в методической работе детского сада, города, области.

Повышение квалификации имеет огромное значение для каждого педагога:

  1. Для его профессионального самосохранения, преодоления возможного отставания, расхождения между достигнутым уровнем и новыми требованиями к воспитательно-образовательному процессу.
  2. Для самореализации, удовлетворения в профессиональной деятельности.
  3. Для достижения профессионального статуса и признания в коллективе.

Методическая работа дошкольного учреждения направлена на непрерывное развитие педагогических кадров, повышение их квалификации; выявление, изучение, обобщение и распространение позитивного педагогического опыта, полноценное методическое обеспечение образовательного процесса, координацию взаимодействия МАДОУ, семьи, социума в целях непрерывного, всестороннего развития детей.

Методическая работа МАДОУ включает следующие направления:

методическое сопровождение (взаимодействие сопровождаемого и сопровождающего в вопросах выявления, информационного поиска и конструирования путей решения актуальных для педагогического работника проблем профессиональной деятельности);

методическое обеспечение (совместный поиск (создание), экспертиза и отбор, апробация и внедрение в практику более эффективных моделей, методик, технологий развития воспитанников).

Методическая работа в ДОУ содействует развитию профессиональной компетентности конкретного педагога в области содержания дошкольного образования, развитию его эрудиции, а также необходимых для педагога – практика свойств и качеств личности. Рост педагогического мастерства воспитателя и специалиста ДОУ – необходимый показатель качества образовательного процесса.

При планировании работы с педагогами, определяем:

  1. -какая методическая помощь кому, кем, в какой форме будет оказана (взаимопосещения, консультация, работа в парах);
  2. -у кого и какой опыт будет изучаться, и в какой форме;
  3. -по какой проблеме будет работать КИР, творческие группы, т.д.;
  4. -какое участие в работе примут специалисты.

Педагогический коллектив нашего МАДОУ условно представлен тремя группами:

  1. Мастера педагогической деятельности - опытные творчески работающие педагоги. Методическая работа с ними направлена на развитие их творческого потенциала и на развитие организационного единства коллектива. Они – опора педагогического коллектива. Педагоги обладают высокими педагогическими способностями, главные проводники новых технологий, разработчики диагностического инструментария. Часто привлекаются к проведению открытых занятий, семинаров-практикумов, наставничеству, участию в методических объединениях, городских конкурсах и фестивалях и т. д. Привлекаем этих педагогов к выработке общей педагогической стратегии развития МАДОУ, на основе выделения и анализа проблем образовательного процесса, дальнейшему планированию деятельности (Программа развития МАДОУ, годовой план, основная образовательная программа).
  2. Педагоги с устоявшимся стилем работы - стабильно работающие воспитатели, которые добросовестно выполняют свои функциональные обязанности, владеют методиками. Педагоги этой группы, в основном положительно относятся к новым идеям, но для их реализации на практике необходимо косвенное воздействие со стороны администрации. При организации методической работы с данными педагогами уделяем внимание повышению квалификации данных воспитателей, ориентированное на саморазвитие, самоутверждение в профессии. Воспитатели данной группы не требуют особой методической помощи, но нуждаются в поддержке инициатив и положительном психологическом климате внутри коллектива. Для них организуются различные семинары по возникающим проблемам.
  3. Начинающие педагоги. Группу составляют молодые педагоги. У них отмечается несоответствие уровня профессионально-педагогических умений, возникают затруднения и проблемы в практической деятельности с детьми. Для работы с ними организовано наставничество и школа молодого педагога.

Методическая работа с педагогами третьей группы это:

1. Включение воспитателей в педагогическую деятельность коллектива:

  •  Работа в паре с опытным воспитателем;
  • Наблюдение за работой других педагогов;
  • Участие в организованных и методических мероприятиях внутри МАДОУ.

2. Ознакомление с разными подходами по организации педагогических условий (предметные и дидактические).

  • Посещения групп детского сада (оснащение и организация развивающей предметно-пространственной среды);

3. Апробация в профессиональной деятельности:

  • Предварительный анализ, с целью предупреждения возможных ошибок, вариантов организованной образовательной деятельности;
  • Совместный анализ планирования для установления перспектив работы;
  •     Выполнение поручений и заданий к методическим мероприятиям в МАДОУ.

Повышению профессионального мастерства педагогических кадров способствует обучение на курсах повышения квалификации – прохождение 1 раз в три года.

В период между курсами необходимо самообразование. Оно расширяет и углубляет знания, полученные в предшествующей курсовой подготовке, способствует осмыслению позитивного опыта на более высоком теоретическом уровне, совершенствует профессиональные умения и навыки. Самообразование – это самостоятельное приобретение знаний из различных источников с учетом интересов, склонностей каждого конкретного педагога.

Постоянно меняющаяся ситуация в образовательном процессе требует от каждого педагога самостоятельности в решении своих профессиональных затруднений, решение которых не обходится без проигрывания альтернативных ситуаций. Это осуществляется в процессе методической работы в ДОУ, на заседаниях методических объединений (КИР, стажировочные площадки, сетевое сообщество, творческие группы и т.п.).

Педагоги детского сада имеют возможность на практике закреплять и обогащать свои теоретические знания в области новейших достижений педагогической науки и практики, освоения и внедрения новейших педагогических и информационных технологий, изучения деятельности своих коллег.

Апробация моделей, форм и методов обучения, демонстрация практических умений в использовании современных педагогических технологий осуществляется через систему:

-участие в конкурсе педагогического мастерства «Воспитатель ДОУ»;

- участие в Фестивале мастер-классов, неделе информатизации;

- участие в тематических конкурсах методических разработок («Дорожная азбука» и т.д.)

- участие в интернет-конкурсах для педагогов и воспитанников дошкольных учреждений;

- участие в научно-практической конференции (опыт работы с одарёнными детьми);

- публикация материалов из опыта работы в периодических изданиях («Ментор», «Детский сад со всех сторон» …);

- подготовка и участие воспитанников в конкурсах, фестивалях, спартакиаде;

- представление педагогических наработок на экспертизу в Экспертный совет по оценке методических материалов;

- т.д.

Анализ проблем, достигнутых результатов, определение перспектив осуществляется:

  1. на заседаниях методических объединений;
  2. на заседаниях творческих групп педагогов;
  3. на заседаниях педагогического совета.

Выработанные предложения рассматриваются и закрепляются на заседаниях педагогических советов и становятся ориентирами в новом учебном году при организации деятельности МАДОУ по повышению профессионального уровня педагогических кадров, а также и при организации методической работы.

Модель повышения профессиональной компетентности МАДОУ «Центр развития ребёнка – детский сад №74 «Маячок»

I. Повышение профессиональной компетентности вне образовательного учреждения:

1.1. Повышение квалификации педагогов с использованием всех ресурсов, предоставляемых городом:

а) курсы повышения квалификации;

б) семинары, конференции;

в) аттестация педагогов;

г) повышение образования (НовГУ, педагогический колледж)

II. Повышение профессиональной компетентности внутри образовательного учреждения:

2.1. Различные формы методической работы:

а) использование активных методов обучения педагогов (мастер-класс, педагогические ринги, педагогические проекты, использование ИКТ и т.д.);

б) самореализационные формы повышения профессиональной квалификации (творческие конкурсы и фестивали, публикации опыта работы в СМИ, создание банка, и т.д.);

в) обобщение и трансляция позитивного педагогического опыта;

2.2. Другие активные формы методической работы.

а) самообразование педагогов;

б) наставничество;

в) руководство педагогической практикой студентов педагогического колледжа.

Вышеперечисленные методы работы способствуют наибольшему развитию педагогических кадров, повышают их мотивацию и активность в совершенствовании профессиональных способностей, формируют у педагогов умения самостоятельно, проблемно подойти как к собственной деятельности, так и к деятельности коллег, всего педагогического коллектива.

Методической службе ДОУ и города необходимо серьезно работать над повышением компетентности педагогов, которая позволит организовать образовательную деятельность в соответствии с требованиями ФГОС. Возможности и компетенции педагога – это одна из ключевых точек образовательного стандарта дошкольного образования.

Профессиональное развитие педагога ДОУ – это длительный процесс, целью которого является формирование человека как мастера своего дела, настоящего профессионала. Современному педагогу необходимо быть конкурентоспособным, уметь позиционировать себя в условиях ДОУ. Непрерывное образование, помимо профессионального роста педагогов, даёт возможность создать команду единомышленников, выращивать специалистов в своём детском саду. Руководитель, который обучает и развивает свои кадры, живет не только настоящим образовательного учреждения, он смотрит в его будущее.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ МАРАФОН: ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ УРОВНЕЙ ДОШКОЛЬНОГО И НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НОО И ПОЭТАПНОГО ВВЕДЕНИЯ ФГОС ДО. ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ. ПРОБЛЕМЫ. ПЕРСПЕКТИВЫ.

Вариативные формы дошкольного образования. Дошкольные образовательные группы на базе СОШ являются самостоятельными структурными подразделениями общеобразовательных учреждений, цель которых ...

"Основные профессиональные компетенции педагогов ДОУ в соответствии с профессиональным стандартом в условиях реализации ФГОС ДО"

Консультация "Основные профессиональные компетенции педагогов ДОУ в соответствии с профессиональным стандартом в условиях реализации ФГОС ДО" предназначена для работы с  педагога...

16.10.2020 г краткосрочное повышение квалификации по дополнительной профессиональной программе "Организация инклюзивного образования в условиях реализации ФГОС дошкольного образования для детей с ОВЗ" в обьеме 72ч.

16.10.2020 г краткосрочное повышение квалификации. "Организация инклюзивного образования в условиях реализации ФГОС дошкольного образования для детей с ОВЗ" в обьеме 72ч....

31.08.2021 г краткосрочное повышение квалификации по дополнительной профессиональной программе "Организация инклюзивного образования в условиях реализации ФГОС дошкольного образования для детей с ОВЗ" в обьеме 108ч.

21.08.2021 г краткосрочное повышение квалификации по дополнительной профессиональной программе "Организация инклюзивного образования в условиях реализации ФГОС дошкольного образования для детей с...

Совершенствование профессионального мастерства педагогов ДОУ как обязательное условие повышения качества дошкольного образования в условиях реализации ФГОС ДО

Сегодня профессиональное мастерство работников дошкольных образовательных учреждений, реализуемое в их профессиональной деятельности, становится особенно значимо для ДОУ, работающего в режиме развития...

Удостоверение о повышении квалификации по программе "Музыкальное образование в условиях реализации ФГОС ДО и введения профессионального стандарта "Педагог"

Выдано 27.05.2020 ООО "Международный центр образования и социально-гуманитарных исследований", г. Москва, 72 часа....

УПРАВЛЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫМ РОСТОМ ПЕДАГОГА КАК ОДНО ИЗ УСЛОВИЙ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

                 В период глубоких социально – экономических изменений в России, когда происходит переоценка всей системы общественных отношен...