Статья"Имидж педагога в ДОУ"
статья

Голикова Светлана Михайловна

Грамотно составленный положительный имидж педагога  может повлиять не только на уровень усвоения материала воспитанниками, но и способствует более успешной социализации, формированию эстетических и нравственных норм у воспитанников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya.docx27.81 КБ

Предварительный просмотр:

«Имидж педагога детского сада»

Старший воспитатель Голикова С.М.

В последнее время общество предъявляет высокие требования к качеству образования  и профессиональному уровню педагогических  работников. Особое внимание уделяется  вопросу   создания  имиджа педагогов, работающих в системе дошкольного образования. Это и понятно, так как   в современном мире  профессия педагога  связана с социальным взаимодействием, ему необходимо  «подавать» себя и свои умения. Первое впечатление о человеке базируется на оценке его внешнего вида, причем,  составляется мнение не, только о его состоятельности и статусе, но и о профессиональных качествах. В дальнейшем отношение заметно зависит от полученного образа. Причем, под образом подразумевается, как визуальный, зрительный вид, или облик, так и его мышление, действия, поступки.

Понятие  «имидж»  происходит от английского слова «image» - «образ», «представление», и очень точно отображает его значение.

Имидж – это своего рода униформа, создающая  у окружающих людей то впечатление, в котором нуждается человек, который её носит. Этот образ  можно назвать «полная картинка о вас», которую вы представляете другим. 
Он включает то, как вы выглядите, говорите, одеваетесь, действуете, ваши умения, вашу осанку, позу и язык тела, ваши аксессуары и ваше окружение. 

Имидж выступает как общественное признание и оценочное отношение.

Существует несколько классификаций имиджа. Имидж может быть - положительный, отрицательный, личностный, профессиональный. 

Воспитатели и специалисты ДОУ всегда на виду, рядом с ними находятся родители, дети, коллеги. Своим внешним видом и личностными качествами, тем впечатлением, которое он производит, педагог формирует нравственный облик воспитанника, закладывает его этические и эстетические эталоны.

Актуальность в создании имиджа педагогического работника заключается в том, что сегодня имиджу профессии вредит недостаточная поддержка государства. Педагог не вызывает прежнего почтения. Средства массовой информации акцентируют внимание на низких заработных платах, «поборах» с родителей, отдельных случаях некомпетентности и некоторых недостатках воспитательно-образовательной системы. Всё это подрывает авторитет педагога ДОУ. Исправить  ситуацию сможет   позитивное отношение к педагогу, который оказывает мощное положительное воздействие на своих  подопечных. Создание имиджа педагога одно из основных слагаемых успеха. Грамотное создание имиджа требуется, не только отдельным людям, но и всему коллективу МДОУ.

В сообществе прочно укоренились понятия «деловой имидж», «имидж предприятия» и «имидж кампании». В сложившейся ситуации следует рассмотреть возможность переноса накопленного опыта из сферы имиджелогии в целостный педагогический процесс. Имиджеология это наука и искусство нравиться людям. В нашем случае имиджелогия-необходимый компонент профессиональной компетентности специалистов разного уровня.

Для современного педагога, отвечающего требованиям, налагаемым обществом на представителя данной профессии, создание положительного имиджа становится одной из педагогических задач. Тем не менее, зачастую педагоги не уделяют должного внимания формированию и поддержанию собственного имиджа. В научно-педагогической литературе проблема имиджа педагога раскрыта не в полной мере и  систематизированная концепция формирования имиджа педагогического работника до  настоящего времени недостаточно разработана. Педагоги не имеют достаточных представлений об основных положениях имиджелогии, следовательно, они не оснащены инструментами для создания максимально привлекательного профессионального имиджа.

Современные дети, их родители более серьезно относятся к имиджу педагога. Условия работы в сегодняшних образовательных организациях требуют  от педагогического работника сознательного построения своего профессионального, положительного и личностного  имиджа. Грамотно созданный имидж вызывает уважение у воспитанников и их родителей и повышает авторитет педагога.
Существует несколько групп качеств, которыми определяется успешный имидж педагога.

 Первая - это те качества, которые можно определить как «умение нравится другим людям». К этой категории относятся коммуникативные особенности специалиста, которые определяют его способность к установлению контактов с участниками образовательного процесса. Также сюда можно отнести внешние данные.

 Вторую группу представляют качества, которые определяют личность в контексте ее воспитания и образования (стрессоустойчивость, моральные ценности, психологическое здоровье, поведение в конфликтных ситуациях).

Третья группа связана с профессиональным и жизненным опытом, успешностью предыдущей деятельности, педагогической интуицией.

Имидж педагога дошкольной образовательной организации выполняет ряд функций, одной из которых, самой универсальной является социализация личности. Уже в дошкольном возрасте педагог, может выступать в качестве значимого взрослого, эта тенденция не уменьшается и при дальнейшем обучении ребенка. Так, выступая в этой роли, привлекательный для воспитанника педагог активно участвует в формировании личности ребенка, закладывает, наряду с родителями, основы жизненной позиции, формирует его самооценку, дает образцы поведения и транслирует моральные ценности.

Внешний вид педагога не только помогает ему эффективно взаимодействовать в его профессиональной сфере, но и способствует формированию эстетических представлений у воспитанников. Так аккуратно, чисто и опрятно одетый педагог с большей вероятностью транслирует эти же качества и эталоны детям, и напротив, подаст негативный образец при неумении ухаживать за собой.

Структура профессионального имиджа

Внешний компонент профессионального имиджа включает внешние данные, голос, внешний вид и манеры. Поведенческий компонент включает стиль общения, индивидуальные проявления характера и темперамента. Внутренний компонент - это представления о духовном и интеллектуальном развитии, интересах и ценностях.

При профессиональном создании имиджа акцент делается на внешний вид, то есть на внешнюю составляющую имиджа, что не является случайным, так как большая часть информации (примерно 65%) воспринимается человеком визуально. Профессия педагога - одна из самых консервативных, поэтому одежда должна быть преимущественно строгого покроя, классического или приближенного к нему стиля, но при этом не должна быть лишена элегантности.

Основной инструмент в работе педагога - его голос. Обычно педагога ассоциируют с красивым голосом, достаточно громким и четким. Неприятный голос может начисто перечеркнуть созданное ранее хорошее впечатление. Станиславский говорил: «Мы должны следить за тем, чтоб всегда, постоянно говорить на сцене и в жизни правильно и красиво». Характеристики хорошо поставленного голоса: спокойный, уверенный, естественный, выразительный. Характеристики неприятного голоса: хриплый, слишком тихий или громкий, робкий и монотонный. Для выработки хорошего голоса педагогу полезно читать вслух, не отказываться от публичных выступлений, упражняться с диктофоном, вырабатывать правильное дыхание.

После того, как педагог создал свой внешний образ, он  может сформировать общее впечатление о себе. Макаренко А.С. описал: «Не может быть хорошим воспитатель, который не владеет мимикой, который не может придать своему лицу необходимого выражения или сдержать свое настроение. Воспитатель должен уметь организовывать, ходить, шутить, быть веселым, сердитым. Воспитатель должен себя так вести, чтобы каждое движение его воспитывало, и всегда должен знать, чего он хочет в данный момент и чего он не хочет».

Формирование доверительных и доброжелательных отношений, необходимых для продуктивного взаимодействия педагога с детьми, их родителями и коллегами, возможно только при позитивных мимических проявлениях. Жесты и пантомимика педагога могут создать как положительный, так и отрицательный образ педагога.

Отдельно стоит остановиться на вопросах этики и этикета педагога, которые также являются существенным компонентом имиджа. Согласно Положению о нормах профессиональной этики педагогических работников, педагоги должны придерживаться внешнего вида, который соответствует задачам образовательной программы детского сада. Кроме того, они должны уважать честь и достоинство всех участников образовательных отношений, проявлять к ним доброжелательность, вежливость, тактичность и внимательность (письмо Минпросвещения России и Профсоюза от 20.08.2019 № ИП-941/06/484).

Важной составляющей имиджа педагога выступает стиль общения. Наиболее эффективным и оптимальным считается демократический стиль взаимодействия. Для него характерны широкий контакт с воспитанниками, проявление доверия и уважения к ним, педагог стремится наладить эмоциональный контакт с ребенком, не подавляет строгостью и наказанием; в общении с детьми преобладают положительные оценки. Демократический педагог, в отличие от авторитарного, нуждается в обратной связи с детьми. Ему необходимо знать, какая совместная деятельность интересна детям, какие формы взаимодействия наиболее эффективны. Такой педагог инициативен, может признать свои ошибки и по мере возможностей изменить ситуацию к лучшему. Учебные задачи у такого педагога разумны и обоснованы, а при оценке деятельности он в первую очередь дает позитивную оценку. Кроме того, педагог-демократ знает особенности своих воспитанников и учитывает их.

Следует помнить, что создание имиджа является дополнением, а не заменой педагогической деятельности. Безусловно, фактором, определяющим состоятельность педагога, выступает профессиональная компетентность, четких критериев которой не выделено, но А.А. Калюжный предлагает следующие качества, как необходимые для педагога-профессионала: «педагогическая эрудиция», «педагогическая рефлексия», «педагогическое целеполагание», «педагогическая импровизация».

Таким образом, характерной особенностью имиджа педагога выступает то, что он является мощным воспитательным инструментом. Имидж, в том числе и профессиональный, условно можно представить тремя компонентами: внешним, поведенческим и внутренним. Кроме того, есть некоторые качества, которые обеспечивают успешность имиджа вне зависимости от профессии, такие, как способность к поддержанию контактов с коллегами, умение решать конфликтные ситуации, сопереживать. Несмотря на новизну термина, интуитивные представления о феномене производимого впечатления были всегда: «по одёжке встречают, по уму провожают» - одна из самых лаконичных пословиц, которая очередной раз доказывает влияние имиджа педагога на его профессиональную деятельность. Положительный имидж помогает человеку привлечь к себе внимание, создать благоприятный настрой на себя, показаться не только симпатичным человеком, но и прекрасным педагогом, вызывающим доверие и, возможно, служащим примером для подражания.

 «Положительный имидж - это гармоничная совокупность внешних и внутренних индивидуальных и профессиональных качеств педагога, призванных продемонстрировать его желание, готовность и способность к субъектному общению с участниками образовательного процесса». Для формирования положительного имиджа, который окажет благоприятное воздействие на воспитанников, необходимо знать алгоритм построения имиджа в целом.

В основном, для родителей важны личностные характеристики воспитателя, такие как любовь к детям, уважение, терпение, понимание.
А вот каким должен быть хороший воспитатель, по мнению, наших воспитанников. Как ни странно главными «пиарщиками» образовательного учреждения являются выпускники. Память о детском саде хранится долго, и, если тот образ, который сложился у ребёнка по окончании образовательного заведения, малопривлекателен, отдать в ваш детский сад своих детей они вряд ли кому-то посоветуют. К тому же именно воспитанники, ещё находясь в ДОУ, затем, учась в школе, служат своеобразной «визитной карточкой» дошкольного образовательного учреждения: то, как они себя ведут в общественных местах, или то, какой они показывают уровень знаний, напрямую демонстрируют определенные стандарты, принятые в ДОУ. 
Родители воспитанников - самые авторитетные субъекты, и именно поэтому родители являются главной целевой группой, на которую необходимо ориентироваться в имиджевой работе. 
Одной из главных наших задач является создание атмосферы психологического комфорта и эмоционального благополучия, воспитание свободной творческой и активной личности.
Наш детский сад предоставляет детям возможность развиваться разносторонне, а взрослым - проявить себя профессионально. 
Внешний положительный корпоративный имидж - согласованность всех элементов коммуникации ДОУ, вызывающая благоприятный отклик, который увеличивает степень доверия окружения.

А.П. Панфилова предлагает следующий алгоритм построения имиджа :

– определение стереотипа педагога, характерного для целевой группы, выявление предпочтений, ожиданий, характеристик, которые соотносятся с позитивным имиджем специалиста;

– моделирование имиджа конкретного педагога как ответ на запрос целевой группы;

– стратегическое планирование формирования имиджа конкретного педагога;

– непосредственное формирование имиджа педагога, то есть перевод созданного прототипа в реальность;

– осуществление контроля за реализацией плана, определение промежуточных результатов и корректирование модели, стратегии действий;

– наблюдение сформированного имиджа конкретного педагога, его поддержание и при необходимости усовершенствование.

Однако при формировании имиджа стоит учесть, что легче создать желаемый образ в начале своей профессиональной деятельности, чем в дальнейшем исправлять уже имеющийся. Кроме того, при формировании имиджа педагога следует учитывать такие показатели, как соответствие реальным ожиданиям общественности, удовлетворенность потребителей образовательных услуг (то есть детей и родителей), конкурентные преимущества, идеальный образ будущей дошкольной образовательной организации (то есть некий перспективный план).

Таким образом, грамотно составленный положительный имидж педагога  может повлиять не только на уровень усвоения материала воспитанниками, но и способствует более успешной социализации, формированию эстетических и нравственных норм у воспитанников, корректирует негативное отношение к педагогу в СМИ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческая лаборатория для молодых педагогов по теме: "Имидж педагога как условие эффективного взаимодействия с семьями воспитанников"

Творческая лаборатория для молодых педагогов создана с целью теоретической разработки какого - либо материала, апробации его на практике и практического внедрения в образовательный процесс, основная ц...

Имидж педагога, как составляющая часть профессионального стандарта и модельного кодекса профессиональной этики педагога.

«В деле обучения и воспитания, во всём школьном деле ничего нельзя улучшить, минуя голову учителя» К.Д. Ушинский1. Профессиональный стандарт педагога: • Профессиональный стандарт педагога Приказ Минтр...

Имидж педагога дошкольного учреждения, как одна из основных составляющих имиджа учреждения

В статье отражены основные направления по работе над созданием положительное имиджа образовательной организации....

Консультация для педагогов "Имидж педагога"

Имидж педагога — эмоционально окрашенный стереотип восприятия образа воспитателя в сознании воспитанников, коллег, социального окружения, в массовом сознании. При формировании имиджа воспитателя...

Французская педагогическая мастерская «Имидж педагога дошкольного образовательного учреждения. Профессиональный стандарт. ПЕДАГОГ»

В методической разработке предлагается вариант ознакомления педагогов с текстом профессионального стандарта "Педагог" , через использование интерактивной формы французская мастерская...

Статья "Этикет и имидж педагога"

Современный педагог на сегодняшний день представляется иным, чем 10-20 лет назад. От него ждут проявление индивидуальности, неординарности, реализации в полной мере творческого потенциала. Связано это...

Презентация "Имидж педагога, как одно из слагаемых имиджа ДОУ"

В презентации раскрываются понятие имиджа педагога...