Деловая игра для педагогов ДОО "Инновации пятого издания Программы "От рождения до школы" (под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, Э.М. Дорофеевой)
методическая разработка

Булгакова Анна Владимировна

Цель: ознакомление педагогов с нововведениями Инновационной Программы "От рождения до школы" (под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, Э.М. Дорофеевой).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: Инновации пятого издания Программы «От рождения до школы»

(под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, Э.М. Дорофеевой)

Подготовил: заместитель заведующего по УВР Булгакова А.В.

Цель: ознакомление педагогов с нововведениями Инновационной программы «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, Э.М. Дорофеевой.

Задачи:

  1. Формировать у педагогов осознание необходимости нововведений программы и использовании их в своей работе.
  2. Формировать у педагогов умения сотрудничать друг с другом в командной игре.
  3. Развивать эмоциональный интеллект педагогов, навыки самообразования.

Необходимые материалы и оборудование: 2 стола для команд, 1 стол для жюри, компьютер, проектор, экран, 2 колокольчика для команд, листы А4 на каждого участника (30 штук), ручки на каждого участника (30 штук), фломастеры на каждого участника (30 штук), ватман с мишенью, листы оценки для жюри (3 штуки), ручки для жюри (2 штуки), буклеты для участников (30 штук).

Начало деловой игры по ознакомлению с инновационной программой

Слайд 1. Мероприятие пройдет в форме деловой игры. Вам необходимо разделиться на две команды и дать своей команде название и придумать девиз.

Наше компетентное жюри в составе заведующего ДОУ Анастасии Николаевны и старшего воспитателя Елены Анатольевны будет решать вопрос о присуждении командам баллов за пройденные испытания.

Блок 1. «Брейн ринг»

Слайд 2. Первый блок деловой игры по ознакомлению с Инновационной программой «От рождения до школы» начнется с «Повторения пройденного материала».

Первое испытание – «Брейн ринг». Я задаю вопросы, вам необходимо ответить на них правильно. Для ответа – звоним в колокольчик. За каждый правильный ответ – 1 балл.

Слайд 3. 1. К этапам детства, в соответствии с ФГОС ДО, не относится:

a. младенчество

b. старший дошкольный возраст

c. ранний возраст

d. дошкольный возраст

Слайд 4. 2. Укажите нормативный документ, являющийся основанием для разработки ФГОС ДО:

a. приказ Минобрнауки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного стандарта дошкольного образования»

b. порядок организации и осуществления образовательной деятельности образовательными организациями, реализующими основные образовательные программы дошкольного образования

c. федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

d. приказ Минобрнауки РФ от 23 ноября 2009 г. № 655 «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования»

Слайд 5. 3. К комплексу основных характеристик ДО не относится:

a. целевые ориентиры

b. содержание и объем

c. планируемые результаты

d. проверка знаний, умений и навыков

Слайд 6. 4. Освоение образовательных программ дошкольного образования

a. сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации обучающихся

b. сопровождается проведением только промежуточных аттестаций

c. не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации обучающихся

d. сопровождается проведением только итоговой аттестации

Слайд 7. 5. Приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия - это…

a. речевое развитие

b. социально-коммуникативное развитие

c. художественно-эстетическое развитие

d. физическое развитие

Слайд 8. 6. Какой ведущий вид деятельности у ребенка 3-4 года?

a. ролевая игра

b. сюжетно-ролевая игра

c. учебная деятельность

d. предметно-манипулятивная деятельность

Слайд 9. 7. Обязательная часть Рабочей программы от общего объёма должна составлять:

a. 60%

b. 40%

c. 70%

d. 50%

Слайд 10. 8. В каком из разделов Программы представлены особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников?

a. целевой

b. содержательный

c. организационный

Слайд 11. 9. Какой из разделов Программы представляет материально-техническое обеспечение Программы, включает распорядок или режим дня, а также особенности традиционных событий, праздников, мероприятий и особенности организации предметно-пространственной развивающей среды?

a. целевой

b. содержательный

c. организационный

Слайд 12. 10. Этот предмет необходим в работе ДОУ. Он является основой. Его создают профессора, доктора наук, но каждый детский сад разрабатывает его самостоятельно. Что это?

Основная образовательная программа ДОУ

Блок 2. «Современные образовательные технологии в ДОУ»

Слайд 13. Наш следующий блок называется «Современные образовательные технологии в ДОУ». Вам необходимо перечислить образовательные технологии. Чем больше команда перечислит современных технологий, тем больше баллов получит. За каждый правильный ответ – 1 балл. Время – 5 минут.

1. Технология развивающего обучения

2. Игровые технологии

3. Педагогика сотрудничества

4. Технология ТРИЗ

5. Информационно-коммуникативные технологии

6. Здоровьесберегающие технологии

7. Личностно-ориентированная технология

8. Технология проблемного обучения

9. Технология проектной деятельности

10. Технология исследовательской деятельности

11. Технология портфолио дошкольника и воспитателя

12. Игровые технологии

13. Технология разноуровневого обучения (дифференцированного обучения)

14. Технология дистанционного обучения

15. Технология предметно-развивающей сред

Блок 3. Содержательная часть: «Инновации в программе»

Слайд 14. Итак, мы переходим к самой главной части нашей встречи – инновации в нашей педагогической деятельности.

Основные инновации пятого издания Программы «От рождения до школы»:

  • Внесены изменения в распорядок дня, позволяющие больше времени отводить на свободные игры и самостоятельные занятия детей, проектную и событийную деятельность, на дополнительные занятия и пр.
  • Введены новые элементы режима дня: утренний и вечерний круг.
  • Принята концепция образовательного результата, где гармонично сочетаются развитие способностей, воспитание ценностных представлений и освоение знаний, умений, навыков.
  • Слайд 15. Вводятся новые образовательные технологии: пространство детской реализации, образовательное событие, утренний и вечерний круг, развивающий диалог, технология позитивной социализации, «ровестничество» – технология создания детского сообщества и др.
  • Осуществляется переход на новый формат детско-взрослого взаимодействия, основанного на умении «слышать голос ребенка» и нацеленного на развитие детской инициативы.
  • Предлагается новый формат праздников, с опорой на детские интересы и детскую инициативу.
  • Слайд 16. Подробно прописаны принципы организации развивающей предметно-пространственной среды, нацеленной на самостоятельные детские активности и возможность найти каждому ребенку занятие по интересам.
  • Значительная часть освоения предметного содержания (знания, умения, навыки) проходит не в формате фронтальных и подгрупповых занятий, а в новых формах, таких как утренний круг, проектная деятельность, образовательное событие, обогащенные игры детей в центрах активности и др.
  • Слайд 17. Предлагается новый формат взаимодействия с родителями, когда родители и воспитатели не «заказчик» и «исполнитель», а коллеги и партнеры, у которых общая задача – воспитание ребенка, при этом воспитатель, как профессионал, занимает экспертную позицию, а родитель прислушивается к мнению воспитателя и содействует ему по мере сил.
  • Создание ПДР (пространство детской реализации) как основного инструмента развития личности ребенка.

А сейчас разберем эти инновации подробно.

Утренний круг

  • Слайд 18. Утренний круг – это новый для программы «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» элемент в режиме дня. Утренний круг предоставляет большие возможности для формирования детского сообщества, развития когнитивных и коммуникативных способностей, саморегуляции детей. В Программе утренний круг проводится в форме развивающего общения (развивающего диалога).

Утренний круг — это начало дня, когда дети собираются все вместе для того, чтобы вместе порадоваться предстоящему дню, поделиться впечатлениями, узнать новости (что интересного будет сегодня?), обсудить совместные планы, проблемы, договориться о правилах и т. д. Именно на утреннем круге зарождается и обсуждается новое приключение (образовательное событие), дети договариваются о совместных правилах группы (нормотворчество), обсуждаются «мировые» и «научные» проблемы (развивающий диалог) и т. д.

Слайд 19. Задачи педагога

  • Планирование: соорганизовать детей для обсуждения планов реализации совместных дел (проектов, мероприятий, событий и пр.).
  • Информирование: сообщить детям новости, которые могут быть интересны и/или полезны для них (появились новые игрушки, у кого-то день рождения и т. д.).
  • Проблемная ситуация: предложить для обсуждения «проблемную ситуацию», интересную детям, в соответствии с образовательными задачами Программы (возможно, позже «проблемная ситуация» перерастет в проект, образовательное событие и т. д.).
  • Слайд 20. Развивающий диалог: вести дискуссию в формате развивающего диалога, т.е. направлять дискуссию недирективными методами, стараться задавать открытые вопросы (т. е. вопросы, на которые нельзя ответить однозначно), не давать прямых объяснений и готовых ответов, а подводить детей к тому, чтобы они рассуждали и «сами» пришли к правильному ответу.
  • Детское сообщество: учить детей быть внимательными друг к другу, поддерживать атмосферу дружелюбия, создавать положительный эмоциональный настрой.
  • Навыки общения: учить детей культуре диалога (говорить по очереди, не перебивать, слушать друг друга, говорить по существу, уважать чужое мнение и пр.).
  • Равноправие и инициатива: поддерживать детскую инициативу, создавая при этом равные возможности для самореализации всем детям (и тихим, и бойким, и лидерам, и скромным и т. д.).

Слайд 21. Ожидаемый образовательный результат:

  • Коммуникативное развитие: развитие навыков общения, умения доброжелательно взаимодействовать со сверстниками,

готовности к совместной деятельности, умение вести диалог

(слушать собеседника, аргументированно высказывать свое

мнение).

  • Когнитивное развитие: развитие познавательного интереса,

умения формулировать свою мысль, ставить задачи, искать

пути решения.

  • Регуляторное развитие: развитие умения соблюдать установленные нормы и правила, подчинять свои интересы интересам сообщества, планировать свою и совместную деятельность.
  • Слайд 22. Навыки, умения, знания: ознакомление с окружающим миром, развитие речи.
  • Развитие детского сообщества: воспитание взаимной симпатии и дружелюбного отношения детей друг к другу.
  • Обеспечение эмоционального комфорта: создание положительного настроя на день, положительного отношения к детскому саду.

Просмотр видеоролика (пример проведения утреннего круга)

8 минут 55 секунд

Вечерний круг

  • Слайд 23. Вечерний круг - это новый для программы «ОТ  РОЖДЕНИЯ ДО  ШКОЛЫ» элемент в  режиме дня. Вечерний круг проводится в форме рефлексии — обсуждения с детьми наиболее важных моментов прошедшего дня. Вечерний круг помогает детям научиться осознавать и анализировать свои поступки и поступки сверстников. Дети учатся справедливости, взаимному уважению, умению слушать и понимать друг друга. В теплое время года вечерний круг можно проводить на улице.

Слайд 24. Задачи педагога:

  • Рефлексия. Вспомнить с детьми прошедший день, все самое хорошее и интересное, чтобы у детей формировалось положительное отношение друг к другу и к детскому саду в целом.
  • Обсуждение проблем. Обсудить проблемные ситуации, если в течение дня таковые возникали, подвести детей к самостоятельному разрешению и урегулированию проблемы, организовать обсуждение планов реализации совместных дел (проектов, мероприятий, событий и пр.).
  • Развивающий диалог: предложить для обсуждения проблемную ситуацию, интересную детям, в соответствии с образовательными задачами Программы.
  • Слайд 25. Детское сообщество: учить детей быть внимательными друг к другу, поддерживать атмосферу дружелюбия, создавать положительный эмоциональный настрой.
  • Навыки общения: учить детей культуре диалога (говорить по очереди, не перебивать, слушать друг друга, говорить по существу, уважать чужое мнение и пр.).

Слайд 26. Ожидаемый образовательный результат:

  • Коммуникативное развитие: развитие навыков общения, умения доброжелательно взаимодействовать со сверстниками, готовности к совместной деятельности.
  • Когнитивное развитие: развитие познавательного интереса, умения формулировать свою мысль, ставить задачи, искать пути решения.
  • Регуляторное развитие: развитие умения соблюдать установленные нормы и правила, подчинять свои интересы интересам сообщества, планировать свою и совместную деятельность.
  • Слайд 27. Навыки, умения, знания: ознакомление с окружающим миром, развитие речи.
  • Развитие детского сообщества: воспитание взаимной симпатии и дружелюбного отношения детей друг к другу, положительного отношения к детскому саду.
  • Эмоциональный комфорт: обеспечение эмоционального комфорта, создание хорошего настроения, формирование у детей желания прийти в детский сад на следующий день.

Пространство детской реализации

Слайд 28. Проектная деятельность – один из важнейших элементов ПДР (пространство детской реализации).

Проекты бывают трех типов: творческие, исследовательские и нормативные.

Главное условие эффективности проектной деятельности – это чтобы проект был действительно детским, то есть был задуман и реализован детьми. Роль взрослого – в создании условий.

Слайд 29. Задачи педагога:

  1. Заметить проявление детской инициативы
  2. Помочь ребенку (детям) осознать и сформулировать свою идею
  3. При необходимости, помочь в реализации проекта, не забирая при этом инициативу
  4. Помочь детям в представлении (предъявлении, презентации) своего проекта
  5. Помочь всем (участникам проекта и окружающим) осознать пользу, значимость полученного результата для окружающих

Слайд 30. Ожидаемый образовательный результат:

  1. Развитие инициативы и самостоятельности
  2. Формирование уверенности в себе, чувства собственного достоинства и собственной значимости для сообщества
  3. Воспитание стремления быть полезным обществу
  4. Развитие когнитивных способностей (умения думать, анализировать, работать с информацией)
  5. Развитие регулятивных способностей (умения ставить цель, планировать, достигать поставленной цели)
  6. Развитие коммуникативных способностей (умение презентовать свой проект окружающим, рассказать о нем, сотрудничать в реализации проекта со сверстниками и взрослыми)

        Слайд 31. Показ методических пособий по данной технологии

Образовательное событие

Слайд 32. Образовательное событие  — это новый формат совместной детсковзрослой деятельности. Организационная и направляющая роль взрослого в этом процессе очень велика, но для детей совершенно не заметна. Событие — это захватывающая, достаточно длительная (от нескольких дней до нескольких недель) игра, где участвуют все, и дети, и воспитатели. Причем взрослые и дети в игре абсолютно наравне, а «руководят» всем дети. Задача взрослого найти и ввести в детское сообщество такую проблемную ситуацию, которая заинтересует детей и подтолкнет их к поиску решения. А уж как будет разворачиваться ситуация, что дальше будет происходить, зависит в первую очередь от творческой фантазии детей.

Слайд 33. Задачи педагога:

  1. Заронить в детское сообщество проблемную ситуацию, которая заинтересует детей
  2. Дать детям возможность разворачивать действие по своему пониманию, оказывая им, при необходимости, деликатное содействие, избегая прямых подсказок и указаний
  3. Помогать детям планировать событие так, чтобы они смогли реализовать свои планы
  4. Насыщать событие образовательными возможностями, когда дети на деле могут применить свои знания и умения в счете, письме, измерении, рисовании, конструировании и пр.

Слайд 34. Ожидаемый образовательный результат:

  1. Развитие творческой инициативы и самостоятельности
  2. Формирование детско-взрослого сообщества группы
  3. Развитие умения работать в команде, конструктивно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми
  4. Развитие способности на практике применять полученные знания, умения, навыки
  5. Развитие регулятивных способностей (умения ставить цель, планировать, достигать поставленной цели)
  6. Развитие когнитивных способностей (умения думать, анализировать, работать с информацией)

Слайд 35. Пример: образовательное событие «Мы собираемся на пикник»

С этой игры удобно начинать проведение образовательных событий в младшей группе. Пикник - предшественник игр-путешествий, на основе которых в дальнейшем будут строиться многие образовательные события. У малышей пока нет опыта путешествий, а вот опыт выезда на природу есть у многих. Многие действия, включенные в игру, очень хорошо знакомы детям: поехать на машине, расстелить покрывало, пожарить шашлык, позагорать, поплавать в реке.

Когда воспитатель убедиться, что игра нравится детям, можно переформатировать ее в образовательное событие. От обычной стихийной игры событие отличается тем, что ему предшествует подготовка, предварительное обсуждение, совместное планирование, в нем присутствует элемент ожидания. Педагог с малышами может сначала обсудить поездку: куда поедем, на чем, что возьмем с собой. На следующий день можно заняться изготовлением транспортного средства: лодки или машины. Конечно, машину можно быстро составить из стульчиков, но мастерить ее из картонных коробок гораздо увлекательнее. Возможно, сама игра произойдет только на третий день. Закончиться ли она тогда же или продлиться дольше – зависит от мастерства воспитателя, его умения вести игру и прислушиваться к интересам детей.

Слайд 36. Возможные образовательные ситуации: Пошел сильный дождь, у машины пробило колесо, заблудились в лесу, от костра начался небольшой пожар, на поляну вышел олененок и т.д.

По окончании образовательного события в группе могут появиться: самодельный транспорт, рюкзаки, фотографии, схемы-правила, памятка «Что может пригодиться в поездке.

После завершения образовательного события обязательно нужно обсудить происходившее. Во время рефлексии педагог записывает все воспоминания с указанием автора.

Развивающий диалог

Слайд 37. Развивающий диалог - обсуждение с детьми проблемной (противоречивой, парадоксальной) ситуации, в результате которого появляются новые идеи и ставятся новые задачи. Развивающий диалог предусматривает не давать прямых объяснений и готовых ответов, а подводить детей к тому, чтобы они рассуждали и сами приходили к правильному ответу.

Основная цель развивающего диалога — помочь развитию творческого, продуктивного, диалектического мышления. В диалоге воспитатель не является тем, кто обучает. Развивающий диалог основан на свободном общении, дети предстают, как равноправные участники, как собеседники, сотрудники. Ребёнок и взрослый находятся в динамичной позиции («ищу, пробую, не удовлетворяюсь, продолжаю поиск»).

Слайд 38. Структура развивающего диалога:

  1. Проблемная ситуация
  2. Высказывания детьми своего отношения к проблемной ситуации
  3. Обсуждение проблемы
  4. Структурирование ответов детей
  5. Анализ высказываний
  6. Формулирование гипотезы (возможное решение проблемы)
  7. Проверка гипотезы и вывод

Просмотр видеоролика (пример проведения развивающего диалога)

10 минут 58 секунд

        

Слайд 39. Блок 4. Творческая часть: «Эссе: «Я – педагог, реализующий инновационную программу»

В последнем блоке программы необходимо написать эссе на тему «Я – педагог, реализующий инновационную программу». Это работа индивидуальная, члены жюри будут оценивать каждое выступление.

Эссе должно быть не более 10 предложений, содержать основную мысль педагога по реализации инновационной программы – проблему, пути ее решения, возможные формы и методы взаимодействия педагога с детьми. На работу 10 минут.

Выступление желающих по освоению инновационной программы.

Слайд 40. Блок 5. Заключительная часть: «Подведение итогов работы»

Рефлексия "Рефлексивная мишень"

1-й сектор – оценка содержания; 2-й сектор – оценка формы, методов взаимодействия; 3-й сектор – оценка деятельности педагога; 4-й сектор – оценка своей деятельности.

Каждый участник педагогического взаимодействия фломастером четыре раза (по одному в каждый сектор) "стреляет" в мишень, делая метку (точку, плюс и т.д.).

Анализ результатов.

Слайд 41. Выступление жюри.

Награждение.

Слайд 42. Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационная программа дошкольного образования "От рождения до школы" под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, Э. М. Дорофеевой

Инновационная программа дошкольного образования "От рождения до школы" издание 6, дополнительное под редакцие Н. Е. Вераксы, Т. с. Комаровой, Э. М. Дорофеевой Москва 2020...

«Утренний круг» и «Вечерний круг» - это новые инновационные элементы программы «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, Э.М. Дорофеевой.

laquo;Утренний круг» - это начало дня, когда дети собираются вместе. Чтобы порадоваться предстоящему дню, поделиться впечатлениями, узнать новости или предположить, что интересного будет сегодн...