Мастер – класс для воспитателей «Играем с детьми в игры малой подвижности»
консультация

Панова Светлана Юрьевна

Мастер – класс для воспитателей

«Играем с детьми в игры малой подвижности»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass_malopodvizhnye_igry.docx31.11 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное дошкольное учреждение  «Детский сад «Колобок»

Мастер – класс для воспитателей

«Играем с детьми в игры малой подвижности»

старший воспитатель

С.Ю. Панова

пгт Рефтинский

2022г                                                                                   

Цель: Систематизировать представления педагогов о малоподвижных играх как о форме двигательной активности детей и приобщения их к здоровому образу жизни.

Задачи:

1. Познакомить педагогов с малоподвижными играми

2. Закрепить знания участников мастера – класса об организации и проведении малоподвижных игр.

3. Повысить профессиональную компетентность участников мастер – класса

План проведения мастер-класса:

1.        Роль малоподвижной игры для общего развития детей.

2.        Методика проведения малоподвижных игр.

3.        Практическая часть.

1.Роль подвижной игры и малоподвижной игры для общего развития детей.

Здравствуйте, уважаемые коллеги. Сегодня мой мастер-класс будет посвящен малоподвижным играм. Все мы прекрасно знаем, что для дошкольников жизненной потребностью являются подвижные игры. Ведь дети просто не могут жить без движения: беготни, прыжков, ползания, лазания.

Подвижную игру можно назвать важнейшим воспитательным институтом, способствующим как развитию физических и умственных способностей, так и освоению нравственных норм, правил поведения, этических ценностей общества.

Подвижные игры всегда являются творческой деятельностью, в которой проявляется естественная потребность ребенка в движении. Играя, ребенок не только познает окружающий мир, но и преображает его.

Однако нельзя забывать и о роли малоподвижных игр в детском саду, цель которых:

•        снижение физической нагрузки, т.е. постепенный переход от возбужденного состояния к более спокойному;

•        развитие гибкости и подвижности пальцев, координации движений рук и ног;

•        развитие внимательности, сообразительности, памяти, наблюдательности, ловкости, быстроты реакции;

•        формирование и закрепление двигательных умений;

•        получение удовольствия и создание хорошего настроения;

•        повышение интереса к физической культуре и здоровому образу жизни.

   

В малоподвижных играх движения выполняются в медленном темпе, интенсивность их незначительна. Эти игры не требуют подробного объяснения правил. Воспитатель сам показывает детям движение или выбирает для этого кого – либо из детей.

Игры малой подвижности подразделяются на игры, способствующие развитию мелкой моторики рук и сенсорики,  внимания (слухового, моторно – двигательного), интеллекта, слуха, зрения и речи.

Малоподвижные игры способствуют развитию памяти, сообразительности и наблюдательности, координации движений, ориентировки в пространстве и двигательных умений. Кроме того, они доставляют детям удовольствие, создают хорошее настроение, что немаловажно.

Игры малой подвижности проводятся со всеми детьми одновременно на физкультурном занятии (в третьей его части), досугах и праздниках, на прогулках, в процессе физкультурных минуток и физкультурных пауз, как  самостоятельная двигательной деятельности детей.

Эти игры удобны тем, что они не требуют большого пространства. Они доступны в любую погоду и любое время года. В них с удовольствием играют дети любого возраста как самостоятельно, так и со взрослыми.

3.Методика проведения малоподвижных игр в разных возрастных группах.

Для того, чтобы игра удалась и принесла детям радость,  воспитателю нужно хорошо подготовиться к ее проведению, продумать все детали. При выборе игры необходимо учитывать некоторые факторы.

•        Возраст играющих. Для детей (малышей) следует брать наиболее простые игры, постепенно усложняя их за счет введения новых элементов и более сложных правил.

•         Место для проведения игр. Игры могут проводиться в зале, в группе, на воздухе.

•        Количество участников игры. Не обязательно проводить игры сразу со всей группой. Участие в игре должно быть интересным для каждого ребенка.

•         Наличие инвентаря для игр. Для многих игр нужен инвентарь: мячи, скакалки, флажки и тому подобное. Он должен быть подготовлен заранее и в достаточном количестве.

     При объяснении правил игры,  оно  должно быть кратким и понятным. Его следует сопровождать показом отдельных элементов или всего игрового действа. С помощью вопросов воспитатель проверяет, как дети поняли игру. Если правила им понятны, то игра проходит весело и увлекательно.

    Подводя итог игры, воспитатель отмечает ребят, хорошо выполнивших свои роли, проявивших смекалку, выдержку, взаимопомощь, творчество.

     Отмечая действия детей, нарушивших условия и правила игры, воспитатель высказывает уверенность в том,  что в следующий раз ребята постараются и будут играть лучше.

  Успешность проведения игры зависит от воспитателя. Он должен заинтересовать детей, показать образцы движений.

Руководя игрой, воспитатель формирует правильную самооценку, доброжелательные взаимоотношения, дружбу и взаимовыручку, учит детей преодолевать трудности.

4.Практическая часть.

А сейчас мы с вами перейдем к практической части занятия. Представим, что мы маленькие дети и поиграем в некоторые игры.

Примеры малоподвижных игр:

Малоподвижная игра «Кружочек» (2-4 года)

Цель: познакомить детей друг с другом.

Ход игры:

Дети строятся в круг, держатся за руки и говорят:

Круг-кружочек!

Где ты, наш дружочек?

Идут по кругу:

Раз, два, три!

Покажись (имя ребенка) ты!

Останавливаются. Названный ребенок выходит в центр круга и кружится. Игра повторяется несколько раз.

Малоподвижная игра «Колобок и лиса» (2-4 года)

Цель: учить детей передавать предметы друг другу.

Ход игры:

Дети строятся в круг. Одному игроку дают мяч –«колобок», а другому игроку, стоящему напротив, - мягкую игрушку «лису». По сигналу дети передают предметы по кругу. Колобок старается «убежать», а «лиса» его догнать. Если лиса догонит колобка, то игра продолжается в обратном направлении.

Примечание. Колобка и лису надо передавать аккуратно, не бросать и стараться не уронить.

Малоподвижная игра «Что в мешочке?» (3-5 лет)

Цель: развитие внимательности и сообразительности.

Ход игры

Дети стоят в кругу. Водящий выходит в центр, садится на пятки, кладет руки на пол и ложится лицом на свои руки. Он стал «мешочком», в котором находится «сюрприз». Внезапно водящий встает на колени, поднимает руки вверх – «мешок открыт». Дети спрашивают хором: «Что в мешочке?» Водящий воспроизводит звуки, которые издает какое-либо животное (например, мяукает, лает, кукарекает…). Дети должны угадать, кого имитировал водящий. Тот, кто угадал, начинает водить.

Малоподвижная игра «Жучок» (4-5)

Цель: создать у детей хорошее настроение.

Ход игры:

Дети образуют круг. В центре круга водящий – «жучок». Он сидит на корточках. Дети, взявшись за руки, идут по круг со словами:

Жучок-паучок, (колпачок-колпачок)

Тоненькие ножки,

Красные сапожки,

Мы тебя кормили,

Мы тебя поили,

На ноги поставили, -         Играющие подходят к «жучку» и помогают ему встать на ноги.

Танцевать заставили.

Танцуй, сколько хочешь, (хлопают в ладоши)

Выбирай, кого захочешь!

«Жучок» танцует, а затем выбирает следующего водящего. Игра повторяется.

Малоподвижная игра «Тик-так» (5-7 лет)

Цель:учить соблюдать правила игры; развивать слух детей, внимание, терпение.

Ход игры:

Дети становятся в круг. Они – «цифры». Выбирается водящий, он – «стрелка часов», ему завязывают глаза, он находится в центре круга. Играющие хором произносят слова и выполняют движения:

Тик-так, тик-так - Ходьба на месте.

Мы всегда шагаем так:

Шаг влево, шаг вправо,

Тик-так!-  Водящий вытягивает руку вперед.

Стрелка, покружись -   поворачивается на месте вокруг себя.            

Час который, покажи.  - После слова «покажи» - останавливается.

Тот ребенок, на которого указывает рука водящего, произносит: «Тик-так!». Водящий должен угадать имя ребенка.

Малоподвижная игра «Лавата» (5-7 лет)

Цель: снятие мышечного напряжения, создание хорошего настроения.

Ход игры:

Дети образуют круг. Не держась за руки, они передвигаются приставным шагами шагами сначала в одну, а при повторе слов – в другую сторону, произнося:

Дружно мы танцуем –

Тра-та-та, тра-та-та,

Танец наш любимый –

Это лавата.

Ведущий говорит: «Мои пальчики хороши, а у соседа лучше». Дети берут друг друга за мизинцы и повторяют слова с движениями вправо-влево.

Затем водящий дает другие заданий:

Мои плечи хороши, а у соседа лучше.

Мои уши хороши, а у соседа лучше.

Мои глазки хороши, а у соседа лучше.

Мои щеки хороши, а у соседа лучше.

Моя талия хороша, а у соседа лучше.

Мои коленки хороши, а у соседа лучше.

Мои пятки хороши, а у соседа лучше.

Малоподвижная игра «У кого мяч?»

С помощью считалочки выбирается водящий, который становится в центр круга. Дети стоят по кругу плотно плечом друг к другу, руки за спиной. Водящий должен угадать, у кого мяч. Игру начинает инструктор, в руке у него маленький мяч. Идя по кругу, инструктор отдает мяч в руку одному из играющих, а дети должны передавать этот мяч в одну или другую сторону по кругу так, чтобы водящий не заметил.

Малоподвижная игра «У Маланьи у старушки»

У Маланьи у старушки

Жили в маленькой избушке

Семь сыновей – все без бровей.

С такими глазами, с такими ушами,

С такими носами, с такими усами,

С такой головой, с такой бородой.

Ничего не ели, на нее глядели.

Делали вот так.

Как?

По считалке выбирают водящего – “Маланью”, ставят в центр круга. Все остальные ходят и поют. На слова “с такими глазами”  дети останавливаются и изображают то, о чем поется: показывают “огромные брови”, “длинный нос” и т.д. После слов “делали вот так” “Маланья” показывает какое-нибудь движение. Кто его лучше всех повторил

Малоподвижная игра «Угадай что делали»

Воспитатель выбирает водящего, который отходит от детей на расстояние 8-10 шагов и поворачивается к ним спиной. Он должен отгадать, что делают остальные играющие. Дети договариваются, какое действие будут изображать. По команде воспитателя «Пора!» отгадывающий поворачивается, подходит к играющим и говорит:

Здравствуйте, дети!

Где вы бывали?

Что вы видали?

Дети отвечают:

Что мы видели - не скажем,

А что делали - покажем.

Дети изображают какое-нибудь действие, например играют на гармони, скачут на лошадках и т. д. Водящий отгадывает. Если он ошибается, тот проигрывает.

Малоподвижная игра «Летает, не летает»

Дети стоят по кругу или в шеренге, педагог стоит так, чтобы его было всем хорошо видно и слышно. Он начинает называть одушевленные и неодушевленные предметы, которые летают и не летают. Называет предмет и поднимает руки вверх. Дети должны поднять руки вверх, если назван летающий предмет, например:

Педагог: Парашютист (поднимает руки вверх) .

Дети поднимают руки вверх.

Педагог: Самолет (поднимает руки вверх) .

Дети поднимают руки вверх.

Педагог: Вертолет (поднимает руки вверх) .

Дети поднимают руки вверх.

Педагог: Дом (поднимает руки вверх) .

Дети не поднимают руки вверх и т. д.

В конце инструктор подсчитывает тех игравших, которые ни разу не ошиблись и были внимательны.

Малоподвижная игра «Затейники»

С помощью считалочки выбирается затейник, который встает в центре круга, образованного детьми. Взявшись за руки, дети идут по кругу вправо, потом влево и произносят:

Ровным кругом друг за другом

Мы идем за шагом шаг.

Стой на месте!

Дружно вместе

Сделаем вот так.

Дети останавливаются, опускают руки, а затейник показывает какое-нибудь движение. Все должны его повторить. Тот, кто лучше всех повторит движение, становится новымзатейником. Игра повторяется 2—3 раза.

Малоподвижная игра «Съедобное — несъедобное»

Дети стоят по кругу или в шеренге. В центре круга или перед шеренгой стоит ведущий с большим мячом в руках. Эту игру может вести также кто-нибудь из детей. Водящий бросает мяч, называя съедобное-несъедобное, например:

педагог: Макароны с мясом. Ребенок ловит мяч и бросает обратно.

Педагог: Торт. Ребенок ловит мяч и бросает обратно.

Педагог :Мороженое. Ребенок ловит мяч и бросает обратно.

Педагог: Дом. Ребенок не ловит мяч.

Педагог: Телевизор. Ребенок не ловит мяч.

Педагог: Машина. Ребенок не ловит мяч и т. д.

Отмечаются дети, которые ни разу не ошиблись.

Малоподвижная игра «Овощи и фрукты»

Дети стоят по кругу или в шеренге. В центре круга или перед шеренгой стоит инструктор с большим мячом в руках. Эту игру может вести также кто-нибудь из детей. Водящий бросает мяч, называя овощ или фрукт, например:

Ведущий: Морковь.

Ребенок: Овощ (ловит мяч и бросает обратно) .

Ведущий: Капуста.

Ребенок: Овощ (ловит мяч и бросает обратно) .

Ведущий: Апельсин.

Ребенок: Фрукт (ловит мяч и бросает обратно) .

Ведущий: Виноград.

Ребенок: Фрукт (ловит мяч и бросает обратно) .

Ведущий: Ананас.

Ребенок: Фрукт (ловит мяч и бросает обратно) .

Ведущий: Огурцы.

Ребенок: Овощи (ловит мяч и бросает обратно) .

Ведущий: Картофель.

Ребенок: Овощ (ловит мяч и бросает обратно) .

Ведущий: Груша.

Ребенок: Фрукт (ловит мяч и бросает обратно) .

Отмечаются дети, которые ни разу не ошиблись.

 

Малоподвижная игра «Угадай на ощупь»

С помощью считалочки выбирается водящий, он становится в центр круга с завязанными глазами. Остальные дети стоят по кругу. Инструктор медленно поворачивает водящего, который подходит к игроку и на ощупь определяет, кто это. Отмечают самого внимательного водящего. Игра продолжается с другим водящим 3—4 раза.

Малоподвижная игра «Четыре стихии»

Игроки встают в круг. Педагог объясняет, что есть 4 стихии: вода, воздух, земля, огонь. Например, в воде живут рыбы, лягушки, раки, на земле -люди, животные, насекомые и т. д., а в огне никто не живет.

Если водящий бросает мяч и говорит: «Вода», «Земля» или «Воздух», то игрок, которому бросили мяч, должен его поймать, назвать того, кто живет в этой стихии, и бросить мяч обратно водящему. Если водящий говорит: «Огонь! », то мяч ловить нельзя.

За неправильный ответ или пойманный мяч на слово «огонь» игрок выбывает из игры. Играют до последнего оставшегося участника.

Малоподвижная игра «Время года, месяцы и дни недели»

Дети стоят по большому кругу. Ведущий дает, например, Оле большой мяч и предлагает ей назвать месяцы лета. Оля берет мяч, выходит в центр круга, отбивает его о пол двумя руками и называет: июнь, июль, август и передает мяч, кому хочет, например Андрею. Ему инструктор предлагает назвать дни недели. Юре — 4 времени года, Алине месяцы весны, Кате — сколько дней в неделе, Павлику — какое сейчас время года и т, д. Неправильно ответившие на вопрос или долго думающие выбывают из игры. Побеждает тот, кто остался последним.

Малоподвижная игра «Что изменилось?»

Ведущий ставит перед детьми небольшие резиновые игрушки, предлагает внимательно посмотреть и запомнить их. По команде: «Закрыли глаза! » дети закрывают глаза, а инструктор быстро меняет игрушки местами или убирает одну. По команде: «Открыли глаза! » дети открывают глаза и отвечают, что изменилось или чего не стало. Отмечаются самые внимательные дети. Игра повторяется 2—3 раза.

Малоподвижная игра - незаменимое средство пополнения знаний и представлений ребенком об окружающем мире; развития мышления, смекалки, ловкости, сноровки, ценных морально-волевых качеств. В процессе игры происходит не только упражнение в уже имеющихся навыках, но и формирование новых психических процессов, новых качеств личности. Поэтому необходимо стремиться к  тому, чтобы дети с самого раннего возраста полюбили подвижные игры и проявляли желание играть в них самостоятельно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для родителей средней группы Тема: «Учимся играть с детьми»

Повышение педагогической компетенции родителей....

Мастер-класс для воспитателей старшей и подготовительной групп "Игра как средство обучения дошкольников грамоте"

Данный мастер-класс позволяет решать следующие задачи:- создавать условия для успешной подготовке к школе, помочь дошкольнику подготовиться     к школе;- накопить определённый бага...

Мастер-класс для воспитателей Тема: «Социализация дошкольников через игру. А что у Вас?»

Задачи: 1. Систематизировать знания воспитателей по вопросу развития игровой деятельности дошкольников как средство социализации детей в ДОУ. 2. Расширить представления о современных технологиях ру...

Мастер — класс для воспитателей старших и подготовительных групп «Игра как средство обучения дошкольников грамоте»

Мастер — класс для воспитателей старших и подготовительных групп«Игра как средство обучения дошкольников грамоте»  ...

Мастер-класс для воспитателей: "Экологическое воспитание дошкольников через игры экологической направленности.

Данный материал может быть интересен педагогам, работающим по теме экологическое воспитание. Педагог использующий игры в своей работе, найдет для себя что-то новое, а не работающий, поймет на сколько ...

Мастер-класс для воспитателей «Логические блоки Дьенеша: умные игры - умные дети».

Повышение профессионального мастерства педагогов-участников мастер-класса....

Мастер-класс дл воспитателей ДОУ по театральной деятельности «Играем в сказку»

Представление опыта работы по развитию творческих способностей дошкольников в театрализованной деятельности....