Мастер — класс для воспитателей старших и подготовительных групп «Игра как средство обучения дошкольников грамоте»
консультация по обучению грамоте (старшая, подготовительная группа)

Корнева Лидия Николаевна

Мастер — класс для воспитателей старших и подготовительных групп

«Игра как средство обучения дошкольников грамоте»

   

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass_po_obucheniyu_gramote.docx21.81 КБ
Файл master_klass_po_obucheniyu_gramote.docx21.81 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида №141» г. Воронеж

Мастер — класс для воспитателей старших и подготовительных групп

«Игра как средство обучения дошкольников грамоте»

   

Воспитатель: Корнева Л.Н.-ВКК

 

г.Ворнеж  2019г.                 

 Пояснительная записка

            Каждый родитель задумывается над вопросом: нужно ли научить ребенка читать и писать перед его поступлением в школу?

В связи с изменением приоритетов в современном дошкольном образовании работу по обучению основам грамоты предпочтительно начинать уже со средней группы.  Исследования лингвистов, психологов, педагогов показали, что дошкольники  наиболее  восприимчивы к звуковой стороне речи. Основной акцент в  моей работе ставится на развитие у детей фонематического слуха и фонематического восприятия, а так же на формирование умений и навыков, необходимых для успешного обучения чтению и письму в начальной школе. Всем хорошо известно, что неумение читать и медленное чтение (побуквенное) является серьезным тормозом в обучении ребенка в школе. За время своей работы я начала хорошо понимать необходимость обучения грамоте уже в детском саду. Это подтверждают высказывания родителей, дети которых пошли в школу. У детей происходит формирование фонематического слуха, т.е. умение слышать, различать и дифференцировать звуки родного языка. Я считаю, что обучение грамоте детей дошкольного возраста необходимо, потому что:

– требования  начальной школы стали выше, и многие родители искренне заинтересованы в обучении детей чтению; 
– появилось много трудностей в обучении детей письму и чтению в школе;

– не все дети справляются с темпом, предложенным школьной программой; 
– физиологическая и психологическая готовность к школьному обучению формируется задолго до поступления в школу и не заканчивается в первом классе.

Занятие строится в игровой форме, так как именно в игре развиваются творческие способности личности. В.А. Сухомлинский сказал: “Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности!” Во все занятия включаю всевозможные игры по обучению грамоте, занимательные упражнения, фонематические, лексические, грамматические, графические и даже подвижные игры. В своей работе я часто ввожу игровые ситуации, сказочные персонажи, сюрпризные моменты, которые так нравятся детям.

Процесс обучения грамоте будет легким, если станет для детей ярким, захватывающим, наполненным живыми образами, звуками, мелодиями. Для этого необходимо создать предметно-развивающую среду.

Материал соответствует возрастным особенностям детей индивидуальным особенностям детей.

Организуя работу по подготовке к обучению грамоте, всегда  помню, что главное – учитывать особенности ребенка-дошкольника, его интересы и потребности. Из-за учебной работы нельзя ломать привычный уклад жизни, перегружать сетку занятий, сокращать время игр и других видов детской деятельности. Дошкольнику необходима правильная организация его полноценной жизнедеятельности в детском саду. Поэтому подготовка к школе – не самоцель, а результат организации полноценной, эмоционально насыщенной жизнедеятельности ребенка, удовлетворяющей его интересы и потребности на протяжении всего дошкольного детства. Знания, полученные ребенком, являются, прежде всего, условием личностного развития. Важность знаний заключается не в их накоплении, а в возможности с их помощью решать необходимые жизненные задачи.

Не маловажное значение в работе с дошкольниками имеет стиль общения. Ребенок – личность. Главные условия разумного воспитания - чуткость, терпение, доброжелательность, ласка, умение расположить к себе воспитанников. Почти всегда можно найти способ убедить малыша не строгостью, а лаской, уместной шуткой, сказкой. Пусть ребенок чувствует свой успех, делает какие – то маленькие открытия для себя и с радостью идет и на занятия ко мне.

Работая по такому принципу,  считаю что, смогу заложить в ребенке систему знаний, которая станет фундаментом к последующему успешному обучению детей в школе, а так же поможет сформировать ребенка, как личность.

Данный мастер-класс позволяет решать следующие задачи:

- создавать условия для успешной подготовке к школе, помочь дошкольнику подготовиться     к школе;

- накопить определённый багаж знаний, умений и навыков у детей, которые послужат базой для последующего школьного обучения;

- подготовить  дошкольников к чтению и письму;

- сформировать у детей качества, необходимые для обучения в школе;

- развить фонематический слух и фонематическое восприятие у детей дошкольного возраста.

Эти задачи можно реализовать, если:

- сделать процесс обучения интересным и доступным;

- создать условия для обогащения зрительных образов;

-  показать эффективность использования игровых технологий в обучении дошкольников грамоте и передать педагогический опыт проведения игр.

Цель мастер-класса: Познакомить педагогов с практическими приемами работы с детьми при обучении грамоте.

Методы: беседы, практическая деятельность, обсуждения, анализ, рефлексия.

Оборудование: магнитная доска, алфавит, буквы А и М, волшебная ниточка, счетные палочки.

Содержание мастер-класса:

- Уважаемые коллеги, каждый из вас в преддверии школы хотел бы, чтобы школьная жизнь ваших воспитанников начиналась безболезненно и успешно. К концу старшего дошкольного возраста ребенок проявляет интерес к познанию мира, стремится овладеть грамотой — чтением, письмом, счетом. Вот я и задумалась, как можно помочь малышу? Как подготовить его к школе? Думаю, что вам тоже не безразлична школьная жизнь ваших детей. Я бы хотела поделиться с вами своим опытом, как я помогаю детям накопить определенный багаж знаний, умений и навыков, которые послужат базой для последующего школьного обучения. Важное место в этом багаже я уделяю чтению и письму, формированию у детей качеств, необходимых для обучения в школе.

Безусловно, в дошкольном возрасте игра является ведущим видом деятельности детей, поэтому она и стала лучшей моей помощницей.

Итак, приступаем.

Уважаемые взрослые, на первом этапе мы знакомимся с образом буквы, её особенностями, запоминаем её, сравниваем ее с другими буквами, на что она похожа, находим её в тексте.

Например.

- Дети,  сегодня мы будем знакомиться с первой буквой алфавита — буквой А.

Кто мне скажет, на что она похожа?

Может кто-нибудь придумает интересную историю о том, как получилась буква А?

Давайте попробуем её изобразить с помощью счетных палочек.

А давайте поиграем в прятки, поищем букву в тексте, а заодно и посчитаем, сколько их спряталось.

Уважаемые коллеги, важно обязательно сразу знакомить детей со звуком этой буквы.

- Дети, оказывается букву А можно услышать и произнести. Вот смотрите, я открыла рот и говорю эту букву, произношу ее, а она звучит. Попробуйте и вы. Называется этот звук — А, и пишется он вот так.

 Воздух выходит изо рта свободно, легко, ничто ему не мешает. Этот звук состоит из голоса, поэтому он гласный.

Уважаемые коллеги, таким образом, я даю понятие гласного звука.

-Дети, давайте его обозначим красным квадратиком, и все гласные звуки, мы будем так обозначать.

А теперь поиграем, придумайте слово такое, где слышен звук А ( в начале, в середине, в конце). Я  читаю вам предложение, а вы хлопаете, когда слышите звук А и т. д.

Мы и поем на таких занятиях: тихо и  громко, весело и грустно, коротко и протяжно.

После этого, уважаемые коллеги, мы приступаем к знакомству  с согласными звуками.

Например с буквой М.(выставляю на доску).

- На что эта буква похожа? Давайте её тоже построим. Посчитайте, сколько палочек понадобится, чтобы построить ее?

Ребята, буква М тоже имеет звук. А кто из вас самый внимательный, тот и скажет мне, в чем особенность произношения этого звука? Давайте произнесем его вместе. Он поётся? Вам легко его произносить? Что мешает? Дети, значит он не гласный. Слушайте меня внимательно: воздух при произношении этого звука встречает препятствие — губы. Этот звук согласный. Давайте обозначим его зелёным квадратиком. А хотите узнать, почему его называют согласным? Потому что он живет в согласии с гласными и образует слоги, когда встанет рядышком.

Обязательно поиграйте со звуком: загадайте загадку, найди звук; вычеркни картинки, в названии которых нет заданного звука; кто умеет произносить данный звук; выучите скороговорку; придумай слово  на данный звук; покажи картинку ту, где спрятался этот звук и т. д. По аналогии, дорогие мои коллеги, мы знакомимся с остальными согласными  звуками.

При введении первых согласных, дети начинают читать слоги,  из знакомых букв односоставные слова. Мы строим мостики из волшебных ниточек, которыми связываем два звука.

Например, на доске выставляю две буквы — М и А, соединяю их волшебной ниточкой. Ребята, посмотрите, как получаются слоги. Для этого сначала начинаем произносить первый звук. Тянем его до тех пор, пока я веду указкой по ниточке. Как только мы подошли к другой букве, не прерывая песенку этой, начинаем петь второй звук. Давайте попробуем. А теперь можно поменять местами буквы.

Молодцы, ребята! Вот мы с вами и совершили первые шаги к чтению.

Конечно, в процессе используются игры: «Буквы рассыпались», «Соедини ниточкой похожие предметы», «Напиши, кто как кричит», «Буква спряталась» и т. д. Дети могут поиграть с алфавитной азбукой, собирают из частей букву, собирают пазлы — алфавит, играют с магнитной азбукой, инсценируют сказки, разгадывают загадки про буквы, описывают их, изображают.

На этом я заканчиваю свой сегодняшний мастер-класс.

(Обсуждение )

Литература:

1. Колесникова Е. В. Развитие интереса и способностей к чтению у детей 6-7 лет, учебно- методическое пособие к рабочей тетради « Я начинаю читать»,

2. Колесникова Е. В. Я начинаю читать, рабочая тетрадь для детей 6-7 лет,

3. Колесникова Е .В. Веселая грамматика для детей 5-7 лет, рабочая тетрадь,

4. Колесникова Е. В. Звуки и буквы, учебно-методическое пособие + демонстрационный материал.



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида №141» г. Воронеж

Мастер — класс для воспитателей старших и подготовительных групп

«Игра как средство обучения дошкольников грамоте»

   

Воспитатель: Корнева Л.Н.-ВКК

 

г.Ворнеж  2019г.                 

 Пояснительная записка

            Каждый родитель задумывается над вопросом: нужно ли научить ребенка читать и писать перед его поступлением в школу?

В связи с изменением приоритетов в современном дошкольном образовании работу по обучению основам грамоты предпочтительно начинать уже со средней группы.  Исследования лингвистов, психологов, педагогов показали, что дошкольники  наиболее  восприимчивы к звуковой стороне речи. Основной акцент в  моей работе ставится на развитие у детей фонематического слуха и фонематического восприятия, а так же на формирование умений и навыков, необходимых для успешного обучения чтению и письму в начальной школе. Всем хорошо известно, что неумение читать и медленное чтение (побуквенное) является серьезным тормозом в обучении ребенка в школе. За время своей работы я начала хорошо понимать необходимость обучения грамоте уже в детском саду. Это подтверждают высказывания родителей, дети которых пошли в школу. У детей происходит формирование фонематического слуха, т.е. умение слышать, различать и дифференцировать звуки родного языка. Я считаю, что обучение грамоте детей дошкольного возраста необходимо, потому что:

– требования  начальной школы стали выше, и многие родители искренне заинтересованы в обучении детей чтению; 
– появилось много трудностей в обучении детей письму и чтению в школе;

– не все дети справляются с темпом, предложенным школьной программой; 
– физиологическая и психологическая готовность к школьному обучению формируется задолго до поступления в школу и не заканчивается в первом классе.

Занятие строится в игровой форме, так как именно в игре развиваются творческие способности личности. В.А. Сухомлинский сказал: “Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности!” Во все занятия включаю всевозможные игры по обучению грамоте, занимательные упражнения, фонематические, лексические, грамматические, графические и даже подвижные игры. В своей работе я часто ввожу игровые ситуации, сказочные персонажи, сюрпризные моменты, которые так нравятся детям.

Процесс обучения грамоте будет легким, если станет для детей ярким, захватывающим, наполненным живыми образами, звуками, мелодиями. Для этого необходимо создать предметно-развивающую среду.

Материал соответствует возрастным особенностям детей индивидуальным особенностям детей.

Организуя работу по подготовке к обучению грамоте, всегда  помню, что главное – учитывать особенности ребенка-дошкольника, его интересы и потребности. Из-за учебной работы нельзя ломать привычный уклад жизни, перегружать сетку занятий, сокращать время игр и других видов детской деятельности. Дошкольнику необходима правильная организация его полноценной жизнедеятельности в детском саду. Поэтому подготовка к школе – не самоцель, а результат организации полноценной, эмоционально насыщенной жизнедеятельности ребенка, удовлетворяющей его интересы и потребности на протяжении всего дошкольного детства. Знания, полученные ребенком, являются, прежде всего, условием личностного развития. Важность знаний заключается не в их накоплении, а в возможности с их помощью решать необходимые жизненные задачи.

Не маловажное значение в работе с дошкольниками имеет стиль общения. Ребенок – личность. Главные условия разумного воспитания - чуткость, терпение, доброжелательность, ласка, умение расположить к себе воспитанников. Почти всегда можно найти способ убедить малыша не строгостью, а лаской, уместной шуткой, сказкой. Пусть ребенок чувствует свой успех, делает какие – то маленькие открытия для себя и с радостью идет и на занятия ко мне.

Работая по такому принципу,  считаю что, смогу заложить в ребенке систему знаний, которая станет фундаментом к последующему успешному обучению детей в школе, а так же поможет сформировать ребенка, как личность.

Данный мастер-класс позволяет решать следующие задачи:

- создавать условия для успешной подготовке к школе, помочь дошкольнику подготовиться     к школе;

- накопить определённый багаж знаний, умений и навыков у детей, которые послужат базой для последующего школьного обучения;

- подготовить  дошкольников к чтению и письму;

- сформировать у детей качества, необходимые для обучения в школе;

- развить фонематический слух и фонематическое восприятие у детей дошкольного возраста.

Эти задачи можно реализовать, если:

- сделать процесс обучения интересным и доступным;

- создать условия для обогащения зрительных образов;

-  показать эффективность использования игровых технологий в обучении дошкольников грамоте и передать педагогический опыт проведения игр.

Цель мастер-класса: Познакомить педагогов с практическими приемами работы с детьми при обучении грамоте.

Методы: беседы, практическая деятельность, обсуждения, анализ, рефлексия.

Оборудование: магнитная доска, алфавит, буквы А и М, волшебная ниточка, счетные палочки.

Содержание мастер-класса:

- Уважаемые коллеги, каждый из вас в преддверии школы хотел бы, чтобы школьная жизнь ваших воспитанников начиналась безболезненно и успешно. К концу старшего дошкольного возраста ребенок проявляет интерес к познанию мира, стремится овладеть грамотой — чтением, письмом, счетом. Вот я и задумалась, как можно помочь малышу? Как подготовить его к школе? Думаю, что вам тоже не безразлична школьная жизнь ваших детей. Я бы хотела поделиться с вами своим опытом, как я помогаю детям накопить определенный багаж знаний, умений и навыков, которые послужат базой для последующего школьного обучения. Важное место в этом багаже я уделяю чтению и письму, формированию у детей качеств, необходимых для обучения в школе.

Безусловно, в дошкольном возрасте игра является ведущим видом деятельности детей, поэтому она и стала лучшей моей помощницей.

Итак, приступаем.

Уважаемые взрослые, на первом этапе мы знакомимся с образом буквы, её особенностями, запоминаем её, сравниваем ее с другими буквами, на что она похожа, находим её в тексте.

Например.

- Дети,  сегодня мы будем знакомиться с первой буквой алфавита — буквой А.

Кто мне скажет, на что она похожа?

Может кто-нибудь придумает интересную историю о том, как получилась буква А?

Давайте попробуем её изобразить с помощью счетных палочек.

А давайте поиграем в прятки, поищем букву в тексте, а заодно и посчитаем, сколько их спряталось.

Уважаемые коллеги, важно обязательно сразу знакомить детей со звуком этой буквы.

- Дети, оказывается букву А можно услышать и произнести. Вот смотрите, я открыла рот и говорю эту букву, произношу ее, а она звучит. Попробуйте и вы. Называется этот звук — А, и пишется он вот так.

 Воздух выходит изо рта свободно, легко, ничто ему не мешает. Этот звук состоит из голоса, поэтому он гласный.

Уважаемые коллеги, таким образом, я даю понятие гласного звука.

-Дети, давайте его обозначим красным квадратиком, и все гласные звуки, мы будем так обозначать.

А теперь поиграем, придумайте слово такое, где слышен звук А ( в начале, в середине, в конце). Я  читаю вам предложение, а вы хлопаете, когда слышите звук А и т. д.

Мы и поем на таких занятиях: тихо и  громко, весело и грустно, коротко и протяжно.

После этого, уважаемые коллеги, мы приступаем к знакомству  с согласными звуками.

Например с буквой М.(выставляю на доску).

- На что эта буква похожа? Давайте её тоже построим. Посчитайте, сколько палочек понадобится, чтобы построить ее?

Ребята, буква М тоже имеет звук. А кто из вас самый внимательный, тот и скажет мне, в чем особенность произношения этого звука? Давайте произнесем его вместе. Он поётся? Вам легко его произносить? Что мешает? Дети, значит он не гласный. Слушайте меня внимательно: воздух при произношении этого звука встречает препятствие — губы. Этот звук согласный. Давайте обозначим его зелёным квадратиком. А хотите узнать, почему его называют согласным? Потому что он живет в согласии с гласными и образует слоги, когда встанет рядышком.

Обязательно поиграйте со звуком: загадайте загадку, найди звук; вычеркни картинки, в названии которых нет заданного звука; кто умеет произносить данный звук; выучите скороговорку; придумай слово  на данный звук; покажи картинку ту, где спрятался этот звук и т. д. По аналогии, дорогие мои коллеги, мы знакомимся с остальными согласными  звуками.

При введении первых согласных, дети начинают читать слоги,  из знакомых букв односоставные слова. Мы строим мостики из волшебных ниточек, которыми связываем два звука.

Например, на доске выставляю две буквы — М и А, соединяю их волшебной ниточкой. Ребята, посмотрите, как получаются слоги. Для этого сначала начинаем произносить первый звук. Тянем его до тех пор, пока я веду указкой по ниточке. Как только мы подошли к другой букве, не прерывая песенку этой, начинаем петь второй звук. Давайте попробуем. А теперь можно поменять местами буквы.

Молодцы, ребята! Вот мы с вами и совершили первые шаги к чтению.

Конечно, в процессе используются игры: «Буквы рассыпались», «Соедини ниточкой похожие предметы», «Напиши, кто как кричит», «Буква спряталась» и т. д. Дети могут поиграть с алфавитной азбукой, собирают из частей букву, собирают пазлы — алфавит, играют с магнитной азбукой, инсценируют сказки, разгадывают загадки про буквы, описывают их, изображают.

На этом я заканчиваю свой сегодняшний мастер-класс.

(Обсуждение )

Литература:

1. Колесникова Е. В. Развитие интереса и способностей к чтению у детей 6-7 лет, учебно- методическое пособие к рабочей тетради « Я начинаю читать»,

2. Колесникова Е. В. Я начинаю читать, рабочая тетрадь для детей 6-7 лет,

3. Колесникова Е .В. Веселая грамматика для детей 5-7 лет, рабочая тетрадь,

4. Колесникова Е. В. Звуки и буквы, учебно-методическое пособие + демонстрационный материал.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-Класс для воспитателей на тему "Использование элементов психогимнастики как средства формирования бережного отношения к своему здоровью,ЗОЖ у дошкольников с целью реализации задач нравственного воспитания"

Мастер-Класс предназначен воспитателям,старшим воспитателям для организации работы по ознакомлению с нетрадиционными элементами психогимнастики,и формами ее использования.В настоящее время остро стоит...

Мастер-класс для воспитателей старшей и подготовительной групп "Игра как средство обучения дошкольников грамоте"

Данный мастер-класс позволяет решать следующие задачи:- создавать условия для успешной подготовке к школе, помочь дошкольнику подготовиться     к школе;- накопить определённый бага...

Мастер-класс для воспитателей ДОО "Использование дидактического пособия "Бусы" как средство всестороннего развития дошкольников

Мастер-класс показывает возможности использования дидактического пособия «Бусы» в образовательной деятельности...

Мастер класс для воспитателей «Игровые технологии как средство обучения дошкольников грамоте»

Подготовка детей к обучению грамоте занимает особое место в развитии детской речи.   От того, как ребенок будет введен в грамоту, во многом зависят его успехи не только в чтении и письме, но и в ...

Мастер-класс для воспитателей «Игровые технологии как средство обучения дошкольников грамоте» (презентация)

Цель: показать педагогам эффективность использования игровых технологий в обучении дошкольников грамоте и передать педагогический опыт проведения игр.Задачи:Систематизировать знания педагогических раб...

Мастер-класс для воспитателей «Игровые технологии как средство обучения дошкольников грамоте»

Цель: показать педагогам эффективность использования игровых технологий в обучении дошкольников грамоте и передать педагогический опыт проведения игр.Задачи:Систематизировать знания педагогических раб...

Мастер-класс для воспитателей старших и подготовительных групп: «Использование фитбол-гимнастики на логопедических занятиях» (для детей с нарушениями речи)

Использование фитбол-гимнастики на логопедических занятиях.Приоритетным направлением нашего детского сада является оздоровление детей. Наши воспитанники имеют различные нарушения опорно-двигательного ...