План самообразования «Формирование у детей дошкольного возраста (4-7 лет) монологической речи с помощью мнемотаблиц»
рабочая программа (средняя группа)

Сатаева Нурия Зинатовна

Дошкольное образование – это первая ступень в системе образования, поэтому основная задача педагогов, работающих с дошкольниками – формирование интереса к процессу обучения и его мотивации, развитие и формирование речи. Работая с детьми дошкольного возраста и сталкиваясь с проблемами в их обучении,   воспитателю приходится искать вспомогательные средства, облегчающие, систематизирующие и направляющие процесс усвоения детьми нового материала. Одним из таких средств является наглядное моделирование.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_samoobrazovaniya_2020-2021.docx19.98 КБ

Предварительный просмотр:

План  самообразования

воспитателя  I категории

МКДОУ детский сад

«Солнышко»

на  2020-2023 учебный год

Сатаевой Нурии Зинатовны

Тема: «Формирование у детей дошкольного возраста (4-7 лет) монологической речи с помощью мнемотаблиц»

Актуальность темы: Дошкольное образование – это первая ступень в системе образования, поэтому основная задача педагогов, работающих с дошкольниками – формирование интереса к процессу обучения и его мотивации, развитие и формирование речи. Работая с детьми дошкольного возраста и сталкиваясь с проблемами в их обучении,   воспитателю приходится искать вспомогательные средства, облегчающие, систематизирующие и направляющие процесс усвоения детьми нового материала. Одним из таких средств является наглядное моделирование.

Наглядное моделирование – это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним.
Метод наглядного моделирования помогает ребенку зрительно представить абстрактные понятия (звук, слово, предложение, текст), научиться работать с ними. Как отмечали  Выготский Л.С.  и Леонтьев А.А.,  это особенно важно для дошкольников, поскольку мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального. Ребенок дошкольного возраста лишен возможности, записать, сделать таблицу, отметить что-либо. На занятиях в детском саду в основном задействован только один вид памяти – вербальный.

Мнемотаблицы – это попытка задействовать для решения познавательных задач зрительную, двигательную, ассоциативную память. Научные исследования и практика подтверждают, что именно наглядные модели являются той формой выделения и обозначения отношений, которая доступна детям дошкольного возраста. Ученые также отмечают, что использование заместителей и наглядных моделей развивает умственные способности дошкольников.

    Следует сказать также, что метод мнемотаблиц не требует значительных затрат для обогащения предметно-развивающей среды, поскольку схемы и картинки в любом эстетическом оформлении и в любом количестве всегда можно найти в интернете, кроме того, они могут быть нарисованы на бумаге, на доске самими детьми или воспитателем.

К.Д.Ушинский писал:

Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету».


Цель: Повышение  теоретического, научно-методического уровня, профессионального мастерства и компетентности педагога,  путем внедрения инноваций в образовательный процесс.

  1. Задачи: Повысить собственный уровень знаний путем изучения научной и  методической литературы, передового опыта педагогов ДОУ работающих по данной теме (в том числе и на интернет сайтах).
  2. Исследовать актуальность темы в рамках  ДОУ.
  3. Разработать программу (по данной теме) для разных возрастных групп.
  4. Создать условия для реализации программы через пополнения предметно-развивающей среды (театральный уголок, уголок книги).
  5. Апробирование и использование программы по теме в рамках реализации рабочей программы.
  6. Поделиться опытом работы с педагогами  по теме «Формирование у детей дошкольного возраста (4-5 лет) монологической речи с помощью мнемотаблиц».
  7. Провести мастер-классы для родителей на темы «Пересказ сказок с помощью мнемотаблиц». Заучивание стихотворений с помощью мнемотаблиц». «Составления описательных рассказов с помощью мнемотаблиц»
  8. Организация выставки мнемотаблиц составленных детьми «Мнемотаблицы  руками детей»
  9. Составить картотеку мнемотаблиц по сказкам, стихотворениям, описательных рассказов с целью развития у детей монологической речи, воображения, творческих способностей.

Этапы

Содержание работы

Сроки выполнения

Форма отчетности, название,

результат

1.Диагностичесий

Прогностический

Изучение методической литературы и других источников:

Н. Е. Веракса. Программа от рождения до школы. Мозаика-Синтез 2014

Козаренко В. А. Учебник мнемотехники. Система запоминания «Джордано». М.: Самиздат, 2007. 350 c.

Бородич А. М. Методика развития речи детейМ.: Просвещение, 1981. 256с.

Выявление возможностей использования мнемотехники в работе с детьми 4 – 5 лет.

Сентябрь- ноябрь

сентябрь-

октябрь

Составление мнемотаблиц по сказкам «Теремок»

«Репка»

«Маша и медведь»

Результаты диагностики в форме таблицы.

Оформление и пополнение центра развития речи дидактическими играми и пособиями.

2.Практический

Посещение открытых занятий коллег ДОУ к педагогическому совету по речевому развитию

Дидактические  игры «Картинки-половинки», «Кто как разговаривает», «Чей малыш?», «Большие и маленькие» и т.д.

ноябрь

Защита много-функционального

дидактического

пособия «Веселая улитка»

на педагогическом совете ДОУ

Родительское собрание «Развитие мелкой моторики рук с помощью игровых упражнений»

декабрь

Ознакомление родителей с вариантами игры  для развития мелкой моторики рук у детей.

Дидактические игры с применением картинок: «Зимующие птицы», «Покажи правильно» и т.д.

январь

Пополнение -

предметно развивающей среды

Драматизация русских народных сказок с использованием различных видов театра: настольного, пальчикового, на магнитной доске.

февраль

Показ театрализованного представления по сказке «Колобок» детям первой младшей группы

Семинар – практикум

для педагогов ДОУ

Рекомендации родителям «Поговори со мною, мама!»

март

Доклад «Дидактические игры в развитии речи детей»

Папка - передвижка

НОД «Фантазеры»

апрель

Открытый показ совместной деятельности детей и воспитателя для родителей

3.Обобщающий.

Подведение итогов.

Итоговое мероприятие

Отчёт по теме самообразования

май

Квест-игра «По следам сказки»  Выступление на итоговом педсовете ДОУ в форме презентации

Литература: 1.Программа дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой.

 2. Бородич А.М. Методика развития речи детей. - М., 2004.

3. Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность. - М., 1999.

4. Максаков А.И., Тумакова Г.А. Учите, играя. - М., 2005.

5. Развитие речи в детском саду. Программа и методические рекомендации. — 2-е изд., испр. и доп. Гербова В.В. - М.: Мозаика-Синтез, 2010

6. Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателя дет. сада. / Под ред. Ф.А. Сохина. - 2-е изд., испр. - М.: Просвещение, 2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формирование у детей дошкольного возраста связной речи"

«Формирование у детей дошкольного возраста связной речи на основе обучения пересказу русских народных сказок»...

Формирование способностей детей дошкольного возраста с помощью интегрированных методов

Этот материал поможет воспитателям проводить организованные образовательные деятельности более интересными....

Значение формирования у детей дошкольного возраста грамматически правильной, лексически богатой и фонетически чёткой речи.

Формирование у детей грамматически правильной, лексически бога-той и фонетически чёткой речи, дающей возможность речевого общения и подготавливающей к обучению в школе, одна из важнейших задач в общей...

«Формирование у детей дошкольного возраста (3-7 лет) монологической речи с помощью мнемотаблиц»

Повышение  теоретического, научно-методического уровня, профессионального мастерства и компетентности педагога,  путем внедрения инноваций в образовательный процесс....

План самообразования по теме: «Формирование у детей дошкольного возраста (3-6 лет) монологической речи с помощью мнемотаблиц»

Повышение  теоретического, научно-методического уровня, профессионального мастерства и компетентности педагога,  путем внедрения инноваций в образовательный процесс....

Презентация. Формирование у детей дошкольного возраста (3-7 лет) монологической речи с помощью мнемотаблиц

Ключевая сложность при развитии способности к монологу – недостаточный словарный запас и слабо сформированный грамматический строй речи. На помощь дошкольникам приходит мнемотехника (мнемоника) ...

ПРОЕКТ ПО ФОРМИРОВАНИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ КРАСИВОЙ РЕЧИ»

ПРОЕКТ ПО ФОРМИРОВАНИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА«ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ КРАСИВОЙ РЕЧИ»...