Просветительская деятельность ДОО по повышению уровня компетентности родителей в вопросах здоровьесбережения ребёнка
статья

Аникина Елена Викторовна

Актуальным направлением деятельности  ДОО сегодня является охрана и укрепление физического и психического здоровья детей.
Установка на здоровый образ жизни у человека не появляется сама собой, а формируется в результате определённого педагогического воздействия, по словам И.И. Брехмана, состоит «в обучении здоровью с самого раннего возраста». Одним из принципов «Концепции государственной семейной политики в РФ на период до 2025 года» является ответственность каждой семьи за воспитание и развитие ребёнка и за сохранение его здоровья.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prosveshchenie_roditeley_o_zdorovesberezhenii.docx319.79 КБ

Предварительный просмотр:

Просветительская деятельность ДОО по повышению уровня компетентности родителей в вопросах здоровьесбережения ребёнка

С каждым годом возрастает процент детей, имеющих различные отклонения в здоровье, наблюдается тенденция непрерывного роста уровня общей заболеваемости среди дошкольников. Именно поэтому актуальным направлением деятельности нашего ДОО сегодня является охрана и укрепление физического и психического здоровья детей.
Установка на здоровый образ жизни у человека не появляется сама собой, а формируется в результате определённого педагогического воздействия, по словам И.И. Брехмана, состоит «в обучении здоровью с самого раннего возраста». Одним из принципов «Концепции государственной семейной политики в РФ на период до 2025 года» является ответственность каждой семьи за воспитание и развитие ребёнка и за сохранение его здоровья. Решение задачи по развитию жизнесохранительной функции семьи и создание условий для обеспечения здоровья её членов, включает в себя: пропаганду образа жизни семей, культивирующих ЗОЖ; вовлечение семей и детей в систематические занятия физической культурой и спортом, развитие форм семейного отдыха; внедрение инновационных оздоровительных и физкультурно-спортивных технологий в работу образовательных организаций. Основным принципом ФОП и ФГОС ДО является сотрудничество Организации с семьёй. Стандарт направлен на решение задачи обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышении компетентности родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей. Все это указывает на переосмысление и изменение содержания и форм работы с семьей.
В современных условиях детский сад призван не только обеспечить качество образовательного процесса, но и сохранить здоровье детей.
По мнению ученых, дошкольный возраст относится к так называемым "критическим" периодам жизни ребенка. В данном возрастном периоде происходит нарастание силы и подвижности нервных процессов, формирование нервной высшей деятельности. Нервные процессы отличаются быстрой истощаемостью. Поэтому эмоциональное перенапряжение сопряжено с ростом частоты пограничных состояний и невротических реакций. Вместе с тем это время, в течение которого ребенок находится в полной зависимости от окружающих взрослых - родителей, педагогов. Общепризнано, что фундамент здоровья ребенка закладывается в семье. Важным элементом семейного уклада является физическое воспитание. Оно способствует как полноценному развитию и укреплению здоровья детей, так и установлению благоприятного семейного микроклимата.
В соответствии с законом Российской Федерации "Об образовании" и типовым положением о дошкольном образовательном учреждении одной из основных задач, стоящих перед детским садом, является "взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка". С этой позиции в центре работы по полноценному физическому развитию и оздоровлению детей должны находиться семья и детский сад как две основные социальные структуры, которые определяют уровень здоровья ребенка. Таким образом, чтобы сохранить и улучшить здоровье детей в один из самых ответственных периодов жизни, необходима огромная работа с семьей.
Родители знают и понимают важность оздоровительных мероприятий, но более 80% не делают утреннюю гимнастику, не имеют дома элементарных спортивных снарядов, не посещают в выходные дни спортивные учреждения. Более 60% не соблюдают режим дня и питания. Основным профилактическим мероприятием в семье является вакцинация. Данное отношение родителей к вопросам здоровьесбережения напрямую влияет на здоровье детей. Знания родителей дошкольников о мерах по сохранению и укреплению здоровья не согласуются с их действиями и в этой связи не реализуются в повседневной жизнедеятельности.
В "Концепции дошкольного воспитания" подчеркивается: "Семья и детский сад связаны формой преемственности, что обеспечивает непрерывность воспитания и обучения детей. Важным условием преемственности является установление доверительного контакта между семьей и детским садом, в ходе которого корректируется воспитательная позиция родителей и педагогов". Это говорит о том, что вопросы повышения педагогической культуры родителей необходимо рассматривать в тесной связи с повышением квалификации самих воспитателей.
Работа педагогического коллектива ДОО должна быть направлена на обеспечение тесного взаимодействия с семьей по вопросам развития ребенка. В "Словаре русского языка" С. Ожегова значение слова "взаимодействие" объясняется так: 1) взаимная связь двух явлений; 2) взаимная поддержка. Общение педагогов и родителей должно базироваться на принципах открытости, взаимопонимания и доверия.
М.Д. Маханева (канд. пед. наук) определяет основные принципы при работе с семьей.

  1. Единство, которое достигается в том случае, если цели и задачи воспитания здорового ребенка хорошо поняты не только воспитателями, но и родителями, а педагоги используют лучший опыт семейного воспитания.
  2. Системность и последовательность работы
  3. Индивидуальный подход к каждому ребенку и к каждой семье.
  4. Взаимное доверие и взаимопомощь педагогов и родителей

Д.Б. Филоновым была выделена и раскрыта методика контактного взаимодействия с родителями. Суть ее заключается в следующем:

  • Доверительное общение не может быть навязано, оно должно возникнуть как естественное желание другой стороны;
  • Процесс контактирования проходит в своем развитии определенные этапы. Задержка или попытка проскочить тот или иной этап может разрушить взаимодействие;
  • Процесс взаимодействия должен развиваться последовательно, а переход в другую стадию возможен только при наличии определенных промежуточных результатов.

Все это указывает на переосмысление и изменение содержания и форм работы с семьей. Из перечисленного выше можно сделать вывод, что оказание реальной помощи родителям становится возможным только при условии взаимодействия, установлении доверительных отношений.
Работу по повышению уровня компетентности родителей в вопросах охраны и укрепления здоровья детей в условиях дошкольного образовательного учреждения можно реализовывать через следующие направления:
- ознакомление с передовым опытом семейного воспитания по вопросу влияния образа жизни семьи на здоровье ребёнка;
- информирование о факторах, влияющих на физическое здоровье ребенка (спокойное общение, питание, закаливание, движение, о действии негативных факторах (переохлаждение, перегревание, перекармливание и др., наносящих непоправимый вред здоровью ребенка));
- ориентирование родителей на совместное с ребенком чтение литературы, посвященной сохранению и укреплению здоровья, просмотр соответствующих художественных и мультипликационных фильмов;
- знакомство родителей с оздоровительными мероприятиями, проводимыми в дошкольном образовательном учреждении, разъяснение важности посещения детьми секций, студий, ориентированных на оздоровление дошкольников;
- рекомендации родителям соответствующей педагогической литературы о создании в семье условий полноценного физического развития ребенка;
- ориентирование родителей на формирование у ребенка положительного отношения к физкультуре и спорту, привычки выполнять ежедневно утреннюю гимнастику, стимулирование двигательной активности ребенка совместными спортивными занятиями (лыжи, коньки, фитнес, совместными подвижными играми, длительными прогулками в парк или лес; создание дома спортивного уголка, предоставление ребёнку спортивного инвентаря (мячик, скакалка, лыжи, коньки, велосипед, самокат и т.д.);
- информирование родителей об актуальных задачах физического воспитания детей на разных возрастных этапах их развития, а также о возможностях дошкольного образовательного учреждения в решении данных задач;
- привлечения родителей к участию в совместных с детьми физкультурных праздниках и других мероприятиях, организуемых в дошкольном образовательном учреждении (а также районе, городе);
- информирование родителей о необходимости создания благоприятных и безопасных условий пребывания детей на улице и дома (соблюдать технику безопасности во время игр и развлечений на каруселях, на качелях, на горке, в песочнице, во время катания на велосипеде, во время отдыха у водоема и т.д.) и (не держать в доступных для них местах лекарства, предметы бытовой химии, электрические приборы; содержать в порядке электрические розетки; не оставлять детей без присмотра в комнате, где открыты окна и балконы и т.д.);
- привлечение родителей к активному отдыху с детьми, расширяющему границы жизни дошкольников и формирующему навыки безопасного поведения во время отдыха;
- побуждение родителей на личном примере демонстрировать детям соблюдение правил безопасного поведения на дорогах;
- ознакомление родителей с формами работы дошкольного учреждения по проблеме безопасности детей.
Реализация направленной работы по повышению компетентности родителей необходимо проводить в формах индивидуальных или групповых консультаций, родительских собраний, информации на информационных стендах, информации на сайте ДОО, создания библиотеки (медиатеки, создания памяток, буклетов, презентаций, проведения спортивных праздников, соревнований, конкурсов, дней открытых дверей, лекций, семинаров, семинаров-практикумов, проведений мастер-классов, тренингов.
Все это позволяет сформировать у детей и родителей представление о здоровом образе жизни и навыков заботы о собственном здоровье, и тем самым повысит уровень их компетентности в вопросах охраны и укрепления здоровья детей в условиях дошкольного образовательного учреждения.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Повышение педагогической компетентности родителей в вопросах физического развития.

 Здоровье ребенка – самое ценное, что может у его родителей. Согласно современной государственной доктрине здоровье детей – это ценность и для нашей страны в целом. Но реальность  так...

Повышение педагогической компетентности родителей в вопросах формирования познавательного интереса дошкольников посредством онлайн-школы «В мире книг»

Как  повысить педагогическую компетентность родителей в вопросах формирования познавательного интереса и творческой активности детей в условиях семьи с учетом возрастных и личностных особенностей...

РАБОТА НАД ПОВЫШЕНИЕМ УРОВНЯ КОМПЕТЕНТНОСТИ РОДИТЕЛЕЙ В ВОПРОСАХ РЕЧЕВОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКА

В данной статье освещаются проблемы повышения уровня компетентности родителей дошкольников по вопросу речевого воспитания через организацию системы работы....

Методы повышения уровня компетентности родителей в вопросах здоровьесбережения ребенка

Значительную часть того, что закладывается в семье в детские годы, человек сохраняет в течение всей жизни. Это связано с тем, что в семье ребёнок находится значительную часть своей жизни, что по длите...

Повышение компетентности родителей в вопросе готовности ребёнка к школьному обучению

Подготовка к школе – это переход от дошкольного детства к школьной жизни.Это путь  не прямой, на нем есть препятствия.Представим, что этот путь – лестница.Препятствия – ступеньк...