Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников посредством игры.
материал (средняя группа)

Шаменкова Татьяна Алексеевна

«Любовь к родному краю родной культуре, родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к Родине, её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству».

                           Д. С. Лихачёв.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное  дошкольное  образовательное  учреждение

«Центр развития ребёнка - детский сад № 56 «Ромашка» города Рубцовска

(МБДОУ «ЦРР – детский сад № 56 «Ромашка» города Рубцовска) 

пер. Гражданский, 14-А, г.  Рубцовск, Алтайский  край 658200  

телефон 8(38557)4-67-83, 8(38557)4-58-73, эл. адрес: ds56@ngs.ru

Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников посредством игры.

                                                                                          Выполнила воспитатель:                                                                                                                            Шаменкова Т. А.

Рубцовск 2023

«Любовь к родному краю родной культуре, родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к Родине, её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству».

                           Д. С. Лихачёв.

 

Проблема нравственно-патриотического воспитания в настоящее время особенно актуальна и имеет большое значение в становлении личности ребёнка – будущего гражданина страны.                                                                                                

   Дети недостаточно осведомлены о своей семье и родственниках, многие из них не знают домашний адрес, дату рождения, имена родителей, испытывают трудности с ответами на вопросы о своем городе и стране, и это большая проблема для нынешнего поколения.

   Чтобы человек искренне чтил память предков, уважал свою Родину, чувствовал ответственность за свою Отчизну, его нужно воспитывать таким с раннего возраста. Патриотическое воспитание ребенка – это основа формирования будущего гражданина, поэтому очень важно искать новые способы работы с детьми в этом плане. Чтобы знания, полученные на занятиях, были прочными, необходимо постоянно, ежедневно закреплять их.

Работа по воспитанию у детей патриотических чувств осуществляется через все виды игр: дидактические, настольные, пальчиковые, театральные, хороводные, подвижные и сюжетно-ролевые. Игра – естественный спутник в жизни ребенка, источник радостных эмоций, непременно обладающий воспитательной силой. Поэтому в своей работе мы не можем не обратиться к игре. Играя, ребенок активно переосмысливает накопленный нравственный опыт; в игре каждый может добровольно отказаться от своих желаний, согласовать свои планы, договориться о совместных действиях, соблюдать правила игры, сдерживать эмоции и преодолевать трудности. 

Значение дидактических игр особо актуально в формировании нравственно-патриотических качеств дошкольника. В дидактических играх развивается интеллект, способность самостоятельно решать задачу, согласовывать свои действия других участников игры. Дидактические игры с предметами основаны на непосредственном восприятии детей, они соответствуют желанию ребенка действовать с предметами и, следовательно, узнавать их. В играх с предметами дети учатся сравнивать, выявлять сходства и различия между ними. Важность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов, размером, цветом. Так, например, при знакомстве детей с народными промыслами: вышивкой, посудой от разных мастеров успешно используются куклы, матрешки, изделия из бересты.

Настольно-печатные обучающие игры – это интересное занятие для детей, поскольку они познают окружающий их мир, мир животных и растений, а также явления живой и неживой природы. С помощью настольных игр мы успешно развиваем речевые навыки, математические способности, логику, внимание, учимся принимать решения, воспитываем в детях патриотический дух.

Настольно-печатные обучающие игры – это интересное занятие для детей, поскольку они познают окружающий их мир, мир животных и растений, а также явления живой и неживой природы. С помощью настольных игр мы успешно развиваем речевые навыки, математические способности, логику, внимание, учимся принимать решения, воспитываем в детях патриотический дух.

Словесные игры – эффективный метод развития самостоятельного мышления и развития речи у детей. Они построены на словах и действиях участников игры, дети самостоятельно решают различные  задачи: описывают предметы, подчеркивая их характерные особенности, угадывают их по описанию, находят сходства и различия между этими предметами и явлениями природы.

Нaродные  игры – неотъемлемая часть нравственно-патриотического воспитания дошкольников. Они отражают образ жизни людей, их труд, национальные устои, представления о чести, отваге, ловкости, настойчивости, изобретательности, мужестве, находчивости. Радость движения сочетается с духовным обогащением детей. Особенность народных игр в том, что, имея нравственные устои, они учат ребенка находить гармонию с окружающим миром. У детей формируется устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре своей страны, создается эмоционально положительный фундамент для развития патриотических чувств.

Неоспорима важность игры хороводных игр в нравственно-патриотическом воспитании, в развитии родного языка, а также в художественном развитии дошкольников. Возможность использования хороводов для творческого развития ребенка обусловлена широким набором выразительных средств таких игр и свободой выбора форм участия детей в них. Хороводная игра способствует выполнению индивидуальных проявлений практически всех дошкольников в условиях совместной деятельности.

Театрализованная игра – эффективный способ общения дошкольников, понимания литературного или фольклорного произведения и развития чувства патриотизма. Отличительной чертой театральных постановок является их фольклорная или литературная основа. В инсценированных играх, основанных на фольклоре, дети узнают об обычаях русского народа. Активизируется и улучшается словарный запас. Дети запоминают крылатые фразы, пословицы, поговорки и прибаутки.

Игры-драматизации позволяют не только посмотреть и примерить народные костюмы, но и поиграть в них, словно «живя» в них какое-то время, почувствовать тепло шарфа, кокошника на голове, рубашки на плечах, расписной кушак на поясе; оценить достоинства и недостатки русского народного костюма, его красоту, яркость, изящество.

Сюжетно-ролевая игра используется как одна из активных форм работы в патриотическом воспитании детей.

Считаю, что самым важным в работе по воспитанию патриотических чувств в детях должно проходить через игру, педагог должен вызывать у детей интерес и желание узнать больше о своем родном крае, своих предках, обычаях и конечно же дошкольники должны уметь владеть информацией и делиться ею со своими сверстниками, родными и друзьями.

Своё выступление я хочу закончить словами великого педагога, патриота своей         Родины Василия Александровича Сухомлинского

Игра — это огромное окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра — это искра, зажигающая поток пытливости и любознательности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников посредством игры»

Доклад «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников посредством игры»...

Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников посредством игры

Гармоничное развитие ребенка - это основа формирования будущей личности. Оно зависит от успешного решения многих задач, среди которых...

Консультация для педагогов «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников посредством игры»

Нравственное воспитание подразумевает воспитание дружеских взаимоотношений между детьми, умение играть, трудиться, заниматься сообща; формирование стремления совершать хорошие  поступки. Сюд...

План самообразования "Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников посредством игры".

           Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого - с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно рас...

План самообразования Тема: «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников посредством игры»

План самообразования Тема: «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников посредством игры».Цель: Повышение профессиональной компетентности и систематизирование знаний по вопроса...

Консультация для педагогов " Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников посредством игры"

laquo;Патриотизм, соединенный с интересом и любовью ко всем нациям – непременное условие нормального здоровья ума и сердца. Ибо для человека естественно любить свою землю, свое село и город, св...