День смыслом наполняя.
методическая разработка

Клочкова Елена Анатольевна

Трансляция опыта работы дошкольного учреждения в рамках воспитания подрастающего поколения в духе нравственных ценностей. Выступление на Рождественских образовательных чтениях

Скачать:


Предварительный просмотр:

День смыслом наполняя.  
Опыт дошкольного воспитания
в духе нравственных ценностей.

 Клочкова Е.А.

старший воспитатель МБДОУ № 32

выступление на муниципальных Р

рождественских образовательных чтениях

Свое выступление я хотела бы начать цитатой из проповеди  Иоанна Кронштадского на Богоявлении: «Мы с вами, братия и сестры, имеем счастье быть особенным народом – народом Христовым. Но, спрашиваю, особенный ли мы в самом деле по жизни и по делам народ, ревностны ли мы к добрым делам?»

     Прошло столько лет со дня этой проповеди, а вопрос  Батюшки Иоанна до сих пор актуален.  Почему?  Отсутствие четких положительных жизненных ориентиров для молодого поколения, резкое ухудшение морально-нравственной обстановки в обществе, показушность и пиарство  раздутых достижений в образовательной деятельности учреждений, разовость патриотического воспитания – к сожалению, это характеристика нашего с Вами времени.

     Значит,  пришло время задуматься. О миссии национального образования говорит нам  и Святейший патриарх Кирилл в своем выступлении: «Образование – процесс долгосрочный и творческий. Его успехи или неудачи во многом зависят от личности преподавателя, от отношения к предмету обучающих и обучаемых.»  По мнению святейшего патриарха: «Человек равнодушный и холодный, морально деградировавший или своекорыстный не может быть хорошим педагогом.
       Педагогика – это область аскетики. Каждый человек, который вступает на путь преподавания знаний другим, должен это ясно понимать. Эта работа связана с подвигом, с самоистощением, подобно тому как Христос истощил Себя во имя спасения рода человеческого. Люди отдают себя, свою энергию, свою силу, если надо – свою жизнь, формируя следующее поколение людей»

  1.      В практике современного отечественного образования основными модераторами  сегодня являются государственные образовательные стандарты, профессиональный стандарт педагога, федеральная программа дошкольного образования. В этих документах также заостряется внимание на личности педагога и задачах воспитания будущего поколения в духе нравственных ценностей: Создание единого ядра содержания дошкольного образования, ориентированного на приобщение детей к традиционным духовно-нравственным и социокультурным ценностям российского народа, воспитание подрастающего поколения как знающего и уважающего историю и культуру своей семьи, большой и малой Родины (Указ Президента Российской Федерации от 09.11.2022 № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей»).

      Как же сделать образовательный процесс таким, чтобы он наполнял день ребенка смыслом?

Ответ на этот вопрос я нашла в высказывании Николая Ивановича Пирогова.

 Он говорит: «Конечная цель разумного воспитания детей заключается в постепенном образовании в ребенке ясного понимания вещей окружающего мира. Затем результатом понимания должно стать возведение добрых инстинктов детской натуры в сознателъное стремление κ идеалам добра и правды и, наконец, постепенное образование твердой и свободной воли».
         На словах все просто. А в жизни начинать нужно с самих себя,  со своего  педагогического коллектива. Нашему дошкольному учреждению повезло в том, что  у него есть духовное окормление протоиереем Димитрием Пташинским. Духовное окормление и своего рода дружба между храмом и детским садом завязалась с 1998 года. С этого момента ребята из Воскресной школы, сам батюшка и матушка, бывший дьякон, а теперь иерей Сергий Старокадомский  стали желанными и долгожданными гостями как  у детей, так и сотрудников детского сада. Водосвятные молебны, совместные мероприятия, детские праздники-  теперь это уже наши традиции.

    Но это всего лишь одна часть заботы о душе ребенка и его воспитании в духе нравственных ценностей, а основная педагогическая работа- это каждодневный нелегкий труд.  В нашем дошкольном учреждении мы уделяем первостепенное значение образованию наших педагогов. Используем для этого все имеющиеся ресурсы. Одной из действующих форм работы с педагогами является Неделя педагогического мастерства. За прошедшие годы их было множество. Каждый педагог был активным участником, готовил открытый показ организованной деятельности по заранее определенной теме. На своих неделях педагогического мастерства мы затрагивали темы духовного краеведения,  темы развития коммуникативной сферы детей и воспитателей. Особое место в профессиональной деятельности педагога отводится и рефлексии собственной деятельности и развитию этого умения у своих воспитанников.     
     Рефлексивная культура, рефлексивная компетентность характеризуются следующими признаками:
-готовность и способность человека творчески осмысливать и преодолевать проблемно-конфликтные ситуации;
-умением обретать новые смыслы и ценности;
-умение ставить и решать неординарные практические задачи.

      Из всего выше перечисленного вывод напрашивается сам собой, получается, что рефлексия- это своего рода профессиональная исповедь. Человек, умеющий встать над своим Я и дать адекватную оценку себе, да еще и продумать варианты исправления своего профессионального Я, достоин уважения. Работа по развитию данной компетентности у педагогов и детей продолжается  и по сей день. Мы начали с простой консультации для воспитателей, разработали определенные алгоритмы и подсказки для проведения самоанализа педагогической деятельности.  На мастер-классах педагоги ознакомились с технологиями позитивной социализации, социо- игровой технологией, а также усвоили технику постановки вопроса.  Итогом работы по данному направлению была проведенная нашим коллективом в 2017 г. Школа методиста для заместителей заведующих по УВР муниципального района.

        Полученные теоретические знания применяются нашими педагогами  в образовательной деятельности. Для того чтобы сделать жизнь детей интересной и насыщенной, мотивировать ребят на добрые дела и поступки и сделать духовные ценности неотъемлемой частью жизни воспитанников нашим дошкольным учреждением продумана система образовательной работы. Весь учебный год для ребят наполнен событиями. Ежегодно  с дошкольниками реализуется длительный годовой проект, и в каждой группе воспитателями реализуются собственные проекты, актуальные для их группы воспитанников. Расскажу о некоторых, реализованных нами проектах.  Общий садовский проект «Ценности жизни», идея этого проекта появилась в результате моего обучения на курсах повышения квалификации по программе «Добрый мир».  Целью этого проекта стало содействие целостному духовно-нравственному и социальному развитию личности ребенка-дошкольника, обеспечение его духовного, психического и телесного здоровья посредством приобщения к высшим ценностям православной культуры. В ходе проекта мы решали следующие задачи:  

  • Приобщить детей к нравственным устоям православной культуры
  • Раскрыть основные духовные и нравственные представления православия о мироустроении и миропорядке.
  • Ввести детей в круг основных православных праздников. Показать их тесную и органическую связь с народной жизнью, народным искусством и творчеством.

     Итогом нашего проекта послужило открытое мероприятие для дошкольников по мотивам сказки «Маленький принц», а также изданный нами буклет с  методическим приложением к проекту, и районное методическое объединение для воспитателей старших групп.

       Еще одним грандиозным проектом стал проект- участник премии «Наше Подмосковье» на тему «Традиции и современность»  идеей для этого проекта послужила работа в муниципальной творческой группе по разработке регионального компонента образовательной программы дошкольного образования.

     Концепция проекта такова: Национальная культура, традиции нашего района  могут быть сохранены и продолжены  только в случае приобщения и формирования интереса к ним  у подрастающего поколения. 

     В ходе проекта наши воспитанники более глубоко изучили историю родного  города и совместно с родителями стали активными участниками городских культурно-массовых мероприятий: день города, Праздник сирени,  день победы, день памяти, посвященный освобождению города от немецко-фашистских захватчиков.  

      В нашем дошкольном учреждении сложилась многолетняя традиция патриотического воспитания дошкольников.  И это не случайно. По мнению Митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Иоана:  "Надо твердо помнить, что все пережитое нашим народом окажется напрасным, а сами мы станем предателями и изменниками великого русского дела, если не сделаем должных выводов из горького опыта, доставшегося нам безмерной, невосполнимой ценой. Стоит лишь начать, и Господь Всемогущий подаст нам силы на духовную брань, чистую жизнь и благие дела!"     Именно поэтому каждый год, не взирая на погодные условия,  наши дошколята и  их родители после торжественного праздника дня победы идут гордым строем на возложение цветов и отдают дань вечной памяти павшим героям у памятника скорбящей матери в микрорайоне Рекинцо.  А на обратном пути поют наши дошколята и воспитатели песни военных лет.

     «Детство всегда с надеждой обращено в будущее, как бы ни было беспощадно настоящее. И дети, как правило, ждут, чтобы взрослые показали им путь, который определит им жизнь».  Эти строки из программы духовно-нравственного воспитания послужили отправной точкой еще для одного проекта « Мир, в котором я живу». В течении года все возрастные группы устанавливали тесное интерактивное сотрудничество с различными организациями микросоциума. В ходе проекта  красной линией проходили профориентация дошкольников, знакомство с профессиями родителей, а также обогащалась за счет социальных партнеров ежедневная образовательная жизнь детского сада. Встречи с интересными людьми, совместные праздники с детской библиотекой и школой, экскурсии  в студии дополнительного образования детей, знакомство ребят с театром Галатея и мастер-класс от настоящего артиста – это все семена проекта, которые со временем дадут свои всходы. «По плодам их узнаете…». И ребенок желает, чтобы его «узнали по плодам», т.е. – по взрослым меркам. Узнали и признали. Другими словами, в своем «самоутверждении» он пытается идентифицироваться с близким взрослым - встать вровень с ним, полноправно, по-взрослому зажить с ним активной общей жизнью, перестав быть лишь объектом ухода и опеки. А тем самым – сделать первый, неосознанный, шаг в перспективу собственного взросления, шаг в «завтра».  (В.Т. Кудрявцев)

    Из страны детства все мы уходим в большую жизнь, насыщенную радостью и страданием, минутами счастья и горя. Способность радоваться жизни и умение мужественно переносить трудности закладывается в раннем детстве. Конечно, трудно перечислить все нравственные качества человека будущего общества, но главное, что эти качества должны закладываться сегодня. Очень хочется, чтобы детство наших детей было счастливым.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«НАПОЛНИТЬ ДУШИ КРАСОТОЙ…»

В окружающем  нас мире  так много прекрасных произведений искусства, которыми восхищается весь мир. Мы здесь, на Крайнем севере, лишены возможности посещать выставки великих художников...

"Весну встречаем, здровьем тело наполняем".

Презентация проекта совместной деятельности педагогов, детей и родителей с использованием здоровьесберегающих технологий....

"Весну встречаем, здоровьем тело наполняем"

Совместная работа воспитателей группы Сопина Е.Г, Алаева Н.А...

Как наполнить отношения взаимопониманием и любовью.

Возможно, вы спросите себя: «Кого я должен простить?». Всех, кто вас когда то обидел. Прощение – это один из способов исцеления от оскорблений и обид, которые мы носим в своем сердце по отношению к др...