«Направление деятельности воспитателя по этико-эстетическому воспитанию дошкольников в условиях реализации Рабочей программы воспитания»
статья

Холмова Юлия Владимировна

ДОКЛАД на Педагогическую конференцию «Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения» на тему  «Направление деятельности воспитателя по этико-эстетическому воспитанию дошкольников в условиях реализации Рабочей программы воспитания»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_na_konferentsiyu_portal_pedsovet.docx176.67 КБ

Предварительный просмотр:

Всероссийский портал "Педсовет"

Педагогическая конференция

«Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения»

ДОКЛАД

 «Направление деятельности воспитателя

по этико-эстетическому воспитанию дошкольников
в условиях реализации Рабочей программы воспитания»

Старший воспитатель

МДОУ «Детский сад «Дюймовочка»

В современном мире очень актуальна проблема этико-эстетического воспитания детей дошкольного возраста, т. к. эстетическое воспитание является важной составляющей гармоничного развития личности ребенка. Век технического прогресса, компьютеризации принес много достижений, удобств, комфорта в современную жизнь, но лишил человека многих духовных ценностей и ориентиров.

Ценности – культура и красота. Для того чтобы эти ценности осваивались ребёнком, они находят свое отражение в основных направлениях воспитательной работы ДОО.

Культура поведения в своей основе имеет глубоко социальное нравственное чувство – уважение к человеку, к законам человеческого общества. Культура отношений является делом не столько личным, сколько общественным. Конкретные представления о культуре поведения усваиваются ребенком вместе с опытом поведения, с накоплением нравственных представлений.

Цель эстетического воспитания : становление у ребенка ценностного отношения к красоте. Эстетическое воспитание через обогащение чувственного опыта и развитие эмоциональной сферы личности влияет на становление нравственной и духовной составляющей внутреннего мира ребенка.

Если обратиться к ООП, то найдем там формулировки в целевых ориентирах этико-эстетического направления воспитательной работы:

-        для детей младенческого и раннего возраста: «эмоционально отзывчивый к красоте; проявляющий интерес и  желание заниматься продуктивными видами деятельности»;

-        для детей дошкольного возраста (до 8 лет): «способный воспринимать и чувствовать прекрасное в быту,  природе, поступках, искусстве, стремящийся к отображению прекрасного в продуктивных видах деятельности, обладающий зачатками художественно-эстетического вкуса».

Можно выделить основные задачи этико-эстетического воспитания:

1) формирование культуры общения, поведения, этических представлений;

2) воспитание представлений о значении опрятности и красоты внешней, ее влиянии на внутренний мир человека;

3) развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства, явлений жизни, отношений между людьми;

4) воспитание любви к прекрасному, уважения к традициям и культуре родной страны и других народов;

5) развитие творческого отношения к миру, природе, быту и к окружающей ребенка действительности;

6) формирование у детей эстетического вкуса, стремления окружать себя прекрасным, создавать его.

Средствами эстетического воспитания могут выступать :

• труд; • природа; • искусство; • окружающая среда; • активная художественная деятельность.

Говоря о соотношении этикетногоэтического и эстетического в поведении можно выделить три основных поведенческих критерия:

  • как вести себя правильно, т. е. в соответствии с принятым в обществе порядком поведения;
  • как вести себя хорошо, т. е. в соответствии с нравственными нормами;
  • как вести себя красиво, т. е. получая от своего поведения и эстетическое наслаждение.

Этика - философское учение, предметом которого является мораль, а центральной проблемой – Добро и Зло. Этика дает ответ на вопрос как правильно жить. Этика – это учение о нравственности;

- система правил, осуществляющих контроль и коррекцию поведения людей;

- способ оценки человеческих поступков, их одобрения или осуждения;

«социальный регулятор» поведения и отношений между людьми

Эстетика — философское учение о сущности и формах прекрасного в художественном творчестве, в природе и в жизни, об искусстве как особой форме общественного сознания. Эстетическое воспитание развивает вкус, умение замечать прекрасное и безобразное, оно тесно связано с нравственным воспитанием человека.

При нравственном воспитании развиваются такие чувства как любовь, уважение, жалость к окружающим, так необходимые для воспитания «полноценного» человека.

Чтобы успешно организовать этико-эстетическое воспитание дошкольникавоспитать такие качества, как вежливость, доброту, милосердие, благородство и т. д. в нашем саду обеспечиваются все необходимые условия:

Так создается развивающая среда, которая является важнейшим условием полноценного эстетического воспитания, она окружает ребенка, и прежде всего это здание детского сада. На территории детского сада находятся участки с ярким оборудованием и зелеными насаждениями, природный уголок «Экологическая тропа», клумбами, где дети не только способны воспринимать и чувствовать прекрасное, но и учатся ухаживать, беречь, оформлять его. Дети не только видят красоту, но и учатся создавать ее. Дети осознают, что видя красивые цветы, ими не только можно любоваться, но и ухаживать за ними.

Эстетика и этика - это два неразрывных понятия и очень важно сформировать у ребенка в дошкольном возрасте понимание фразы

«Чисто не там, где убирают, а чисто там, где не сорят».

Например, мы проводим очень много экскурсий по улицам города, дети часто бывают в парке, знакомимся не только с достопримечательностями, но и воспитываем нормы этико-эстетических норм. Придя в парк, когда дети видят некрасивые вещи: сорваны цветы, они очень расстраиваются, ведь они осознанно уже понимают, что можно увидеть красоту, даже через совсем крохотный цветочек, но только тогда, когда он живой. Каждый человек хочет жить в красивой и богатой стране, но одного этого не достаточно. Поэтому в нашем детском саду необходимо проводить многочисленные благотворительные акции «Берегите природу», «Марш парков», «Эколята», «Первоцвет», в этом году взрослые и дети приняли активное участие во Всероссийской городской акции «Зелёная Россия». Трудовой экологический десант из педагогов и воспитанников старших и подготовительных групп навёл порядок на правом берегу реки Трубеж.

В помещении создана мини-выставка работ детей «Экспозиционный холл», наполнение которого меняется от тематики образовательного события.

Так же в группах организуются выставки рисунков. Через создание пейзажей дети пытаются выразить эмоции, красоту родного края, учатся видеть красоту в каждом кустике, деревце. Такие выставки проводятся не только для наших воспитанников, но и для семейного посещения. Они приносят радость и малышам, и членам их семей – братьям и сестрам, родителям, дедушкам и бабушкам. Каждая выставка – это не только возможность полюбоваться прекрасным, но и повод для общения между поколениями, а также – для совместной деятельности педагогов и родителей. Ведь родители с удовольствием втягиваются в процесс организации выставок: предлагают темы, добывают экспонаты, участвуют в оформлении.

Так как у нас дети дошкольного возраста, нам нельзя выезжать на автобусе на реку, лесополосы, водоемы и т. д. И поэтому в работе мы используем ИКТ такие как «Виртуальные экскурсии» (посещение выставки художников, музеев, можно предложить родителям совместное создание видео, а потом просмотр. Например, зимний челендж : наблюдая за прекрасными явлениями природы, родители присылают фото-зарисовки зимних пейзажей, и их можно объединить в видео ролик. А потом все вместе, просматривая, поделиться впечатлениями и вспомнить, где это было, когда.

Немаловажную роль в этико - эстетическом воспитании детей дошкольного возраста играет музыка - одна из богатейших и действенных средств эстетического воспитания, т. к. она обладает большой силой эмоционального воздействия. Музыка является самым чудодейственным, самым тонким средством привлечения к добру, красоте, человечности. Чувство красоты музыкальной мелодии открывает перед ребенком собственную красоту — маленький человек осознает свое достоинство, развивает духовные силы ребенка, его творческую активность. Мы знакомим детей с музыкой отечественных и зарубежных композиторов-классиков — М. Глинки, П. Чайковского, И. Баха, В. Моцарта, А. Вивальди, Ф. Шуберта, Р. Шумана, Э. Грига и многих других. Дети постепенно приобщаются к основам мировой и общенациональной музыкальной культуры, что, несомненно, способствует формированию гармоничной личности, способной не только любить и понимать искусство, но и чутко и бережно через музыку относиться ко всему окружающему, к миру природы, к миру человеческих взаимоотношений. Воспитываем через классическую музыку любовь к прекрасному.

Широко используем технические средства обучения и современное мультимедийное оборудование, так в саду мы организовываем просмотр видеофильмов, слайдов, презентаций, фотографий композиторов и репродукций картин по музыкальным произведениям.

Особо важная роль в эстетическом воспитании принадлежит народной музыке. Она является неотъемлемой частью народного художественного творчества, выражением глубин коллективного народного сознания. Погружаясь в атмосферу старины, дети примеряют на себя роли, знакомятся с бытом русского народа, любуются его особенностями и колоритом. А народные костюмы – это особое значение: есть русские сарафаны, гжельские платья. Участие в праздниках и развлечениях формирует у дошкольников дисциплинированность, культуру поведения. Праздничная атмосфера, красота оформления помещения, костюмов, хорошо подобранный репертуар, красочность выступлений детей - все это важные факторы эстетического воспитания.

Влияние на этико-эстетическое восприятия, формирования его целостной картины мира, которая основывается на чувствах уважения к своим истокам. Несмотря на то, что дошкольные организации вне политики и религии, мы русские люди и в основе общечеловеческих ценностей лежат ценности многие из которых взяты из истории православной культуры. Поэтому знакомим более глубоко с историей, культурой православия, через понятия, что такое хорошо, плохо, добро, зло, истинность, ложь, хороший поступок или плохой. Подготовка к празднику Вербное воскресенье, Рождество, Пасха сеют в душах детей разумное, светлое, вечное, в дальнейшей жизни будут определять стиль их поведения по отношению к сверстникам, к пожилым людям, знакомым и не знакомым. С этого года в нашем детском саду открылась подшефная разновозрастная группа Переславской епархии Русской Православной Церкви, разработана рабочая программа духовно-нравственного воспитания детей. Содержание программы определяется примерной основной общеобразовательной программой «Добрый мир. Православная культура для малышей» Л.Л.Шевченко и в соответствии с Православным компонентом дошкольного образования к структуре основной образовательной программы дошкольного образования (дополнением к «Стандарту православного компонента начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования для учебных заведений Российской Федерации»). Для родителей и детей регулярно организуются встречи-беседы со священником с целью поддержки и помощи родителям в воспитании детей в духе благочестия.

В нашем дошкольном учреждении педагоги используют и музейную педагогику, вместе с родителями оборудуют мини – музеи «Русская народная деревянная игрушка», «Русская изба» и др. В рамках инновационной деятельности Муниципальному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад «Дюймовочка» присвоен статус учреждения, реализующего городской инновационный проект: «Мини-музей детского сада как важный объект для формирования краеведческих знаний у детей дошкольного возраста». Педагогами разработаны циклы занятий по краеведению и истории родного края, на которых дети знакомятся с историческими личностями, связанными с нашим городом Переславлем-Залесским, Александром Невским, Юрием Долгоруким, Петром Великим, Михаилом Пришвиным и др. В музейном пространстве руками педагогов и родителей созданы мобильные композиции.

Отдельно хочется остановиться на работе с родителями. Современная модель сотрудничества детского сада с семьей понимается как процесс межличностного общения, результатом которого является формирование у родителей осознанного отношения к собственным взглядом и установкам в воспитании ребенка. Сотрудничество семьи и дошкольного учреждения в процессе поликультурного, межнационального воспитания, мы считаем, должно строиться под девизом «Все друг другу мы нужны»В нашем детском саду традиционными стали следующие формы работы с семьей

1. Интерактивные консультации в родительских чатах и госпаблике в  социальной сети Вконтакте.

2. Выпуск стенгазет для родителей 

3. Проектная деятельность; 

4. Использование семейных фотоальбомов в режимных процессах;

4. Выставки совместных поделок;

5. Фотовыставки, конкурсы поделок, фоторепортажи из групп;

6. Семейные праздники в группах, фольклорные развлечения с участием родителей.

7. Походы выходного дня, участие в городских массовых мероприятиях 

Такая совместная работа сплачивает детей и взрослых, способствует развитию свободного общения между ними. Совместная деятельность вызывает у детей чувство гордости, способствует развитию эмоций ребенка, его социальной восприимчивости. Дети получают знания о близких им людях, интересуются их достижениями, профессиями, учатся выражать свои мысли и чувства. Такие выставки приносят всем чувства радости, удовлетворенности.

Исходя из всего сказанного, можно сформулировать описание воспитательной работы

Основные направления работы  по эстетическому воспитанию у детей

  • выстраивание взаимосвязи художественно-творческой деятельности самих детей с воспитательной работой через развитие восприятия, образных представлений, воображения и творчества;
  • уважительное отношение к результатам творчества детей, широкое включение  их произведений в жизнь ДОО;
  • организацию выставок, концертов, создание эстетической развивающей среды и др.;
  • формирование чувства прекрасного на основе восприятия художественного слова на русском и родном языке;
  • реализация вариативности содержания, форм и методов работы с детьми по разным направлениям эстетического воспитания.

Таким образом, перед педагогами выдвигается следующая личностно-развивающая стратегия воспитания детей

  • Вовлекать детей не в разрозненные мероприятия, а в постоянные деятельности с их повседневными малыми делами
  • Организовать деятельность не для детей, не силами детей, а вместе с детьми, передавая им часть ответственности за нее
  • Устанавливать не только функциональные, но и неформальные отношения с детьми
  • Избегать морализации, давать возможность ребенку самому делать выводы из увиденного и услышанного, высказывать свою позицию
  • Учитывать неравномерность эстетического развития личности
  • Контролировать характер деятельности, отношений и общения

Спасибо, за внимание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на педагогическом совете № 2 " Внедрение и реализация рабочей программы воспитания" от 25.11.2021 Тема: "Рабочая программа воспитания"

    Рабочая программа воспитания муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения города Нижневартовска детского сада №29 «Ёлочка», осуществляющей образо...

Современные подходы к организации нравственно-патриотического воспитания дошкольников в рамках реализации Рабочей программы воспитания и планов воспитательной работы в ГБДОУ (из опыта работы)

Консультация для воспитателей раскрывает необходимость правильного планирования деятельности для осуществления нравственно-патриотического воспитания в рамках Рабочей программы ГБДОУ....

РМО воспитателей «Успешные практики в реализации задач программы воспитания». Выступление «Реализация рабочей программы воспитания в МДОУ детский сад «Солнышко» р.п. Дергачи. Физическое и оздоровительное направление воспитания» 21.04.2022 г.

Рабочая программа воспитания МДОУ детский сад «Солнышко» р. п. Дергачи утверждена приказом 30.08.2021г  № 69 «О включении в ООП ДО рабочей программы воспитания и календарного пл...

Итоги реализации рабочей программы воспитания и федерального проекта "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации" в ДОУ

Итоги реализации рабочей программы воспитания и федерального проекта "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации" в ДОУ за 2021-2022 уч.год...