Ценности современной корпоративной культуры образовательной организации
статья

В статье расмотрены цености современой корпоративной культуры образовательной организации.

выделены уровни корпоративной культуры.

просмотрены формальные и неформальные ценности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Ценности современной корпоративной культуры

образовательной организации

Сипунова Татьяна Владимировна

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Нягани «Детский сад №1 «Елочка»

воспитатель

В статье рассмотрены ценности современной корпоративной культуры образовательной организации

Ключевые слова: корпоративная культура, традиции, ценности, концепции, мероприятии, уровни.

Sipunova Tatyana Vladimirovna

Municipal autonomous preschool educational institution of the city of Nyagan “Kindergarten No. 1 “Yolochka”

Teacher

The article examines the values of modern corporate culture of an educational organization

Keywords: corporate culture, traditions, values, concepts, events, levels.

Традиционное понимание ценностей в образовании как системы знаний о личности, ее социально значимых целях, отношениях, качествах, переживает переломный этап.

Система народного образования с момента ее зарождения имела задачу обучения и воспитания подрастающего поколения в соответствии с определявшей жизнь общества коммунистической идеологией. В настоящее время российская система образования, как и российское общество в целом, находится на пути преодоления последствий разного рода кризисов.

В результате длительного ослабления внимания к формированию ценностных ориентаций, моральных нормативов и принципов, появилось множество вопросов, относящихся к организационно-культурным аспектам управления, которые требуют внимательного исследования, поскольку «…от уровня нравственности деловых взаимоотношений, от нравственности управления еще очень многое зависит в нашей жизни» [20].

По мнению русского философа Г. П. Щедровицкого, «жить по традиционной морали уже нельзя… нужен другой принцип организации жизни — нравственный» [14].

В науке философский аспект ценностей представлен как специфически социальные определения объектов окружающего мира, выявляющие их положительное или отрицательное значение для человека и общества. Внешние ценности выступают как свойство предмета или явления, однако они присущи ему не от природы, не просто в силу внутренней структуры объекта самого по себе, а потому, что он вовлечен в сферу общественного бытия человека и стал носителем определенных социальных отношений.

По отношению к субъекту ценности служат объектами его интересов, а для его сознания исполняют роль повседневных ориентиров в предметной и социальной действительности, обозначений различных практических отношений человека к окружающим предметам и явлениям. К ценностям относят также некоторые явления общественного сознания, которые выражают эти интересы в идеальной форме — понятие добра и зла, справедливости и несправедливости, идеалы, моральные нормативы и принципы [23].

Мораль определена как совокупность норм, правил и добродетелей, одобряемых обществом; нравственность — как реальные поступки людей. Эти формы сознания не просто описывают какие-то действительные или воображаемые явления реальности, а выносят им оценку, одобряют или осуждают их, требуют их осуществления или устранения, являются нормативными по своему характеру.

Нормы в данном контексте нами понимаются как принятые в обществе, социальной группе правила, образцы поведения, выполняющие регулятивные функции морали. Нормы являются механизмом социализации личности и эффективным инструментом социального контроля.

Ценности в педагогическом аспекте представляют собой положительную или отрицательную значимость объектов окружающего мира для человека, социальной группы, общества в целом, определяемую их вовлеченностью в сферу человеческой жизнедеятельности, интересов, потребностей и убеждений.

Убеждения — осознанная потребность личности, побуждающая ее действовать в соответствии со своими ценностными ориентациями. Содержание потребностей, выступающих в форме убеждений, отражает определенное понимание природы и общества. Совокупность убеждений выступает, как мировоззрение человека [10].

Конкретный перечень ведущих духовных ценностей определяется по-разному. А. Маслоу отмечает, что чаще всего, в их число включают самого человека, его жизнь, здоровье, благо, Родину, любовь, семью, труд, творчество, мир, счастье, веру [8].

Исследования понятия ценностей, как в зарубежной, так и в отечественной науке, авторы связывают с методологическим подходом.

В концепции М. Шелера ценности определяются как некие объективные качественные феномены, не зависящие от сознания субъекта.

В концепции Г. П. Выжлецова ценности выражают типы отношений между людьми, которые объединяют их в различные сообщества, что дает понимание ценности как «субъект-субъектного» отношения.

Ценности рассматриваются как определенное значимое качество личности человека и для человека, как форма моральных социальных отношений в целом и в каждом сообществе, коллективе.

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012г. № 273-ФЗ рассматривает основные понятия «образование», «воспитание», «обучение», в содержании которых говорится о приобретении обучающимися ценностных установок, удовлетворении их потребностей и интересов, социализации обучающегося на основе социокультурных ценностях, о принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства [18].

Корпоративная культура — феномен, пришедший в педагогику из менеджмента, рассматривающий данный вид культуры как систему ценностных ориентаций, важных для членов организации. Ценностные ориентации рассматриваются здесь как сознательные убеждения или представления субъекта о ценном для него, как форма существования ценностей. Ценности являются ключевым звеном, от которого зависит жизнеспособность корпоративной культуры и эффективное функционирование образовательной организации. Система корпоративных ценностей образовательной организации формируется в соответствии с базовыми личными ценностями большинства членов организации. Все они укладываются в основание и содержание интегрированной цели для функционирования образовательной организации как системы собственно сформированных ценностей. Отличительной особенностью корпоративных ценностей, является то, что они имеют долговременное значение и разделяются всеми членами организации. На их основе вырабатываются определенные нормы и формы корпоративного поведения.

В связи с этим, корпоративная культура образовательной организации обладает огромным образовательным и воспитательным потенциалом, поскольку, несет в себе некую систему ценностей.

Авторы определяют в целом культуру в организации как систему убеждений, норм поведения, установок и ценностей, которые являются теми правилами, которые определяют, как должны работать и вести себя люди в данной организации.

К. М. Ушаков, представляет корпоративную культуру в образовательной организации, как систему норм, представлений, убеждений, и ожиданий субъектов образовательной организации в сфере общения и поведения, отражающую принятые и выработанные именно ими ценности и проявляющуюся в традициях, правилах, символах и других внешних артефактах. «Организационную культуру определяют:

- во-первых, факторы вне организационные — национальные особенности, традиции, экономические реалии, господствующая культура окружающей среды;

- во-вторых, внутри организационные — личность руководителя, миссия, цели и задачи организации, квалификация, образование, общий уровень культуры педагогов» [6]. Автор отмечает, что понимание организационной культуры своего учреждения дает педагогам возможность увидеть, чем реально отличается одна организация от другой, на чем базируется уникальность организации.

Ф. Харрис и Р. Моран выделяют следующие компоненты корпоративной культуры [13]:

1. Представление о миссии организации, её роли в обществе, основных целях и задачах её деятельности.

2. Ценностные установки, по которым оцениваются все действия сотрудников; модели поведения сотрудников в различных ситуациях.

3. Стиль руководства организацией её главой, то есть делегирование полномочий, принятие важных решений, обратная связь и другое.

4. Действующая в компании система коммуникаций; нормы делового общения между сотрудниками организации и её клиентами.

5. Способы разрешения конфликтных ситуаций; принятые в организации традиции и обычаи.

6. Символика организации.

Американский психолог Эдгар X. Шейн под корпоративной культурой понимает «то, что организация познала из своего опыта как социальная единица» и включает сюда философию и идеологию управления, ценности и верования, установки и нормы. Согласно модели Э. Шейна, корпоративная культура состоит из трех уровней [15]:

Таблица 1

Уровни корпоративной культуры.

Уровни

Корпоративной

культуры

Содержание

  1. Поверхностный

Виден стороннему наблюдателю через артефакты. Под артефактами Шейн понимает конкретные продукт культуры (устные, письменные, предметы). Например, артефактом любого учреждения может быть устав, значок, территория, газета, фирменная одежда для персонала и т.д. по мнению автора, чем в большем объеме у компании существует истории, зафиксированной в артефактах, тем мощнее корпоративная культура организации.

  1. Подповерхностный

Разделен волнистой чертой, как "айсберг". Нормы и ценности, которые находятся над волнистой чертой, мы можем видеть. Это - декларируемые нормы и ценности. Однако в компании очень часто существует "двойная мораль", те правила, о которых нигде не говорят, но все знают, что можно делать, а что - нельзя. Это - латентные, т.е. скрытые для стороннего наблюдателя нормы, которых уже не видно снаружи.

  1. Глубинный

Показывает нам, что все эти артефакты и нормы и правила лишь надстройка, которая определяется поведением людей.

Также существуют такие уровни корпоративной культуры как: «руководитель - сотрудники», «сотрудники - сотрудники», «сотрудники - дети», «сотрудник-родители», внешние контакты, которые включают в себя [19]:

–представление сотрудников о миссии своего образовательного учреждения, ее роли в обществе, основных целях и задачах деятельности;

–ценностные установки педагогов (понятия о допустимом и недопустимом), сквозь призму которых оцениваются все действия сотрудников;

–определение сотрудников стиля руководства учреждением;

– эффективность действующей системы коммуникации в образовательном учреждении;

–нормы делового общения между членами коллектива образовательного учреждения, и родителями;

–традиции и обычаи образовательного учреждения;

–предоставление новостей и информации об образовательном учреждении и его услугах в наиболее выгодном для него свете, но без дезинформации, в частности, на сайте образовательного учреждения, в публикациях, в участии педагогов в общероссийских интернет –конкурсах;

–визуально подвижные и неподвижные коммуникации.

По мнению Э. Шейна различными составляющими корпоративной культуры организации характеризуется подход к изучению корпоративной культуры:

1. Ценности организации – главный элемент корпоративной культуры, так как помогают в достижении целей организации и должны усваиваться всеми членами организации. Ценности должны внедряться постепенно, чтобы помочь сотрудникам организации принять их позитивно – это является главной особенностью данного элемента. Ценности разделяются на формальные и неформальные.

Таблица 2

Формальные и неформальные ценности

Формальные

Неформальные

Структура управления

Мифы и история об основании организации

Разработка политики организации для достижения целей

Традиции и ритуалы

Определение знаний, умений и навыков необходимых для работы

Взаимоотношения между сотрудниками

Система наказаний и поощрений

Проведение мероприятий, направленных на сплочение коллектива

Фирменный стиль одежды

Способы разрешения спорных ситуаций

Обучение и аттестация сотрудников, тренинги и семинары Кадровая политика

Кадровая политика

Введение четких правил и инструкций

Стиль общения в организации

К формальным ценностям организации относятся материальные ценности, которые могут видеть внешние контакты. Ценности регулируют отношения внутри организации, помогая сплотить коллектив, объединить его для достижения целей организации, задач, поставленных организацией. Для создания ценностей, руководство должно чётко понимать: цели, миссию организации. Как ценности будут влиять на развитие организации.

Миссия. Чтобы определить миссию организации следует учитывать: целевую аудиторию, предоставляемые услуги, философию организации. Роль миссии в формировании корпоративной культуры – это создание положительного имиджа у сотрудников и потребителей.

Девизы и символы. Через девизы и символы организация выражает свои ценности. С помощью девиза или лозунга укрепляется корпоративный дух и сплоченность коллектива. Девиз должен быть доступным для персонала, то есть читабельным, запоминающимся и мотивирующим. С.В. Василенко определяет корпоративные символы как «происшествие, объект или поступок, который имеет смысл для окружающих». Символы, как девиз, передают сотрудникам ценности организации, только без слов. Девиз и символы при правильном использовании улучшают микроклимат в коллективе и мотивируют персонал, но если использовать неправильно то, можно отвратить персонал от руководства и потребителя [16].

Корпоративные мероприятия. «Корпоративные мероприятия – события, которые помогают наладить взаимоотношения между сотрудниками предприятия» такое определение дает С.В. Василенко [16]. Такого рода события важны для организации, особенно если это крупное мероприятие, так как на них сотрудники знакомятся меду собой и с руководством. Чтобы общение приобрело неформальный характер, выезжают на природу, устраивают памятные для организации встречи. Поводом для мероприятий может быть, завершение какого – либо проекта, выход на новый уровень. Главной целью корпоративных мероприятий является закрепление ценностей компании и сплоченность коллектива.

Основной особенностью корпоративной культуры является то, что каждый член организации должен разделять ценности компании. Из этого вытекают структурообразующие компоненты корпоративной культуры:

1. Базовые предположения и убеждения. Это то, чем руководствуется члены организации при приятии решений;

2. Ценности и верования действуют как механизм воздействия на формирование и развитие культуры организации;

3. Символы или внешние проявления культуры предприятия.

Сама по себе корпоративная культуры формируется под влиянием внешней и внутренней среды. К внешней среде относятся факторы, которые предприятие не может изменить, но должно учитывать в своей деятельности, к таким факторам относятся: уровень социально - экономического развития, демографическая ситуация в стране, экономика.

Внутренняя среда зависит от политики организации и включает в себя такие факторы как структура управления, обучение и квалификация персонала, технологии, используемые в работе, коммуникации внутри дошкольной организации, мотивация сотрудников. Главным решением проблем с внешней и внутренней средой являются осознанием социальной ответственности и качество предоставления услуг [17].

Таким образом, практика показывает, что если формальная структура организации, правовые основания деятельности двух соседних учреждений одинаковы или похожи, они могут очень отличаются одна от другой. Руководитель, весь коллектив образовательной организации неизменно внесут в основу взаимоотношений с педагогами, учениками, родителями, часть своей культуры, мировоззрения, понимания и принятия окружающей действительности.

Педагогическая деятельность, как часть социальной, включает всю совокупность конкретных педагогических явлений, которые объединяет их принадлежность к целенаправленному процессу образования человека. Здесь находятся сами субъекты этого процесса — педагоги, обучающиеся и родители, содержание и процесс образования, разнообразные формы, методы и средства воспитания.

В образовательной организации все участники образовательных отношений призваны быть создателями и носителями корпоративных ценностей. Исследователи утверждают, что ценности способны менять отношение к формам действия, освобождать их из-под власти конкретной ситуации. Ценности как феномен идеального обладают энергетической активностью и «существуют» в деятельности.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Ансофф, И. Новая корпоративная стратегия [Текст] /И. Ансофф.- СПб.: Питер, с.
  2. Баринов В.А., Макаров Л.В. Корпоративная культура организации в России // Менеджмент в России и за рубежом. 2009. №2. С.110-121
  3. Баутина К. С. Влияние корпоративной культуры на развитие современной образовательной организации // Национальные приоритеты России. 2015. № URL: (дата обращения: ).
  4. Булатова З.А., Гайнуллин И.А., Абулханова Г.А. Корпоративная культура в сфере образования // Современные проблемы науки и образования. 2016. № 3. URL: (дата обращения: ).
  5. Глущенко О.А. Управление развитием корпоративной культуры педагогов дошкольного образовательного учреждения [электронный ресурс] Режим доступа. URL: #2840232
  6. Ильина, О.С. Корпоративная культура как стратегический инструмент управления современной организацией: дисс. канд. социол. наук: Тюмень, 2011. 74 с.
  7. Иванова С. В. Корпоративная культура: традиции и современность. // Управление персоналом. 2010. № 4.
  8. Каменская И. Н. Модель управления развитием корпоративной культуры педагогов дошкольного образовательного учреждения / И. Н. Каменская // Теория и практика образования в современном мире: матери-алы V междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2014 г.). — СПб.: СатисЪ, 2014. — С. 35–37.
  9. Капитонов Э. А. Корпоративная культура: теория и практика. - М., 2015
  10. Качурина О.А. Профессиональное мастерство как фактор корпоративной культуры коллектива // Управление ДОУ. – 2014. - № 3. – С. 25 – 31
  11. Козлов В. В. Корпоративная культура: опыт, проблемы и перспективы развития. - М., 2011.
  12. Кузьменко Н.И. Формирование корпоративной культуры образовательной организации // Территория науки. 2017. №3. URL: (дата обращения: ).
  13. Наумова Л.А. Корпоративная культура как показатель управления развитием дошкольного образовательного учреждения // I№ SITU. 2015. №5 С.70-75
  14. Оберемко В. А. Корпоративная культура как ключевой фактор эффективности. Особенности российской практики / В. А. Оберемко // Менеджмент качества. — 2016. — № 1. — С. 66–72.
  15. Спивак В.А. Корпоративная культура: теория и практика [Текст] /В.А. Спивак. - М.: Питер, 2013. -243с.
  16. Управление корпоративной культурой [электронный ресурс] - Режим доступа. URL: (дата
  17. Уткина Ю.В. Профессиональная коммуникация в корпоративной культуре педагогов дошкольного образовательного учреждения // Корпоративная культура и имидж дошкольного образовательного учреждения. Детский сад: теория и практика, № 5, 2011. – С. 104-112
  18. Федеральный закон от № 273-ФЗ (ред. от ) "Об образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с ) // Российская газета, № 303,
  19. Хорошева Т.Б., Мурина О.Л. Управление организационной культурой дошкольного образовательного учреждения // Корпоративная культура и имидж дошкольного образовательного учреждения. Детский сад: теория и практика, № 5, 2011. – С. 32-40
  20. Шпилевая И. Е. Оценка развития корпоративной культуры в образовательной организации // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2016. URL: .
  21. Чумичева Р.М., Глущенко О.А. Управление развитием корпоративной культуры педагогов дошкольного образовательного учреждения // Корпоративная культура и имидж дошкольного образовательного учреждения. Детский сад: теория и практика, № 5, 2011. – С. 60-72


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Ценности современной семьи"

Любите своих детей. Будьте к ним справедливы. Старайтесь их понять. Общайтесь с ними, объясняя им свои и их поступки. Ведь, если не скажете вы, как правильно сделать, то им расскажет улица…   ...

Корпоративная этика организации

Корпоративная этика - это  система моральных принципов и норм нравственного поведения....

Сборник материалов VIII Международные аксиологические чтения «Сохранение исторической памяти и укрепление единства в формировании ценностей современной молодежи» 28марта 2017 г. г. Омск

В сборнике публикуются материалы международной конференции, посвященной проблеме сохранения исторической памяти и укрепление единства в формировании ценностей современной молодежи, так как она уже дав...

«Детский сад – планета открытий и становления духовно-нравственных ценностей современного дошкольника в системе приобщения к культурным традициям и любви к малой родине»

Духовно-нравственное воспитание ребенка занимает особое место в работе детского сада. Материал статьи содержит опыт дошкольного учреждения по организации деятельности по  приобщению дошкольников...

Ценности современной семьи в обществе.

Современные семейные ценности - это принципы, на которых основывается наша жизнь; они являются стандартами, по которым мы судим, что правильно, а что неправильно. Некоторые ценности, такие как доброта...

Проект "Семейные ценности современных детей"

Исследовательская работа посвящена изучению семьи и семейных ценностей. Помните притчу о старике, который позвал сыновей, дал им веник и попросил переломить его сначала целый, а потом по отдельному пр...

Проект "Семейное музицирование как культурная ценность современного общества"

Семейное музицирование, являясь частью культурной традиции, входило в систему требований к личности образованного человека в России XVIII в. – начало XX века. Традиции, по мнению Д. С. Лихачева, играю...