Проектная модель «Внедрение инновационной деятельности в образовательное пространство дошкольной организации как средство повышения качества образования»
проект

Тимофеева Татьяна Александровна

Важным аспектом повышения качества образования является организация и внедрение в педагогическую практику дошкольной образовательной организации деятельности в инновационном режиме, направленном на проектирование стратегии обновления управления дошкольной организацией, а так же организацию инновационной методической работы с педагогическими кадрами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proektnaya_model.doc101.5 КБ

Предварительный просмотр:

   Проектная модель

«Внедрение инновационной деятельности в образовательное пространство дошкольной организации как средство повышения качества образования»

        

Актуальность

В современном мире ключевым вопросом модернизации образования является повышение его качества, приведение в соответствие с государственными стандартами. Важным аспектом повышения качества образования, на наш взгляд, является организация и внедрение в педагогическую практику дошкольной образовательной организации деятельности в инновационном режиме, направленном на проектирование стратегии обновления управления дошкольной организацией, а так же организацию инновационной методической работы с педагогическими кадрами.

Инновационное развитие в настоящее время встречает ряд трудностей: увеличение сложности труда, расширение круга должностных обязанностей, недостаточное ресурсное обеспечение для внедрения инноваций, слабые материальное и моральное стимулирование.

        Инновационная деятельность изменяет традиционную управленческую систему и во главу угла ставит не только детей и их родителей, но и педагога, а также руководителя образовательной организации, их профессиональные запросы и потребности.

        Однако педагогическая практика свидетельствует о том, что наша дошкольная организация была недостаточно готова к отбору и оцениванию позитивных инноваций в дошкольном образовании, к разработке и внедрению инновационных программ и технологий, к качественной реализации их в работе с детьми. Это обстоятельство убедило нас в том, что имеет место противоречие между социально-обусловленной потребностью работать в инновационном режиме и реальным состоянием деятельности, призванной обеспечить готовность педагогов к инновациям. Практика инноваций требует перевода управленческой деятельности и методической работы в ее новое состояние – инновационное пространство дошкольной образовательной организации.

        Таким образом, осмысление всего происходящего и  потребность педагогического коллектива двигаться вперёд, привело команду дошкольной организации к простой управленческой идее – разработка модели, которая будет оперативно, адекватно и профессионально реагировать на изменения современного мира.

        Считаем, что внедрение инноваций в управленческую и методическую деятельность будет успешным при реализации следующих условий:                                                1. Организована работа по повышению профессиональной компетентности педагогов.                              

2. Создан мониторинг образовательного процесса.                                                              3. Ведется планомерная работа по укреплению материально-технической базы.

        Цель проектной модели - создание инновационного образовательного пространства дошкольной организации как средство повышения качества образования.

        В соответствии с поставленной целью решаются следующие задачи:

1. Создать современное социокультурное пространство, способствующее развитию разносторонней личности ребёнка.

2. Обновлять содержание образования через внедрение вариативных и авторских программ, современных образовательных технологий и проектов.

3. Повышать уровень профессионального мастерства заведующего и педагогов.

4. Создавать необходимые условия для инновационной деятельности педагогов.

5. Внедрять современные модели и механизмы управления дошкольной образовательной организацией, обеспечивающие повышение качества дошкольного образования.

6. Повышать компетентность родительского сообщества по реализации приоритетных направлений деятельности дошкольной организации.

        Принципы реализации проектной модели: гуманизм, демократизация, научность, системный подход, перспективность, ритмичность, реальность поставленных целей.

        Ожидаемые результаты реализации проектной модели:

1. Повышение качества образовательного процесса и методической работы в дошкольной организации.

2. Повышение профессионального уровня и квалификации педагогов, владеющих современными образовательными технологиями.

3. Активное и результативное участие педагогов в обобщении и распространении инновационного педагогического опыта профессиональному сообществу  на разных уровнях.

4. Развитие материально-технической базы и совершенствование развивающей предметно-пространственной среды дошкольной организации;

5. Формирование позитивного имиджа, повышение престижа и  конкурентоспособности дошкольной образовательной организации, и как следствие, привлечение дополнительных инвестиций, расширение партнерских связей.

        Этапы реализации проектной модели

I ЭТАП - выявление инновационных потребностей дошкольной организации  и создание информационного фонда путем сбора и анализа информации; формулирование идей и возможностей внедрения инноваций, планирование этапов работы; нормативное обеспечение (положения, локальные акты, приказы).

II ЭТАП - мотивация и стимулирование педагогических работников к инновационной деятельности; исследовательская, творческая, рефлексивная деятельность педагогов; содержание образовательной деятельности.

III ЭТАП - разработка презентационных материалов; обобщение опыта работы на разных уровнях.

Направления проектной модели:

1. Инновации в управленческой деятельности.

2. Инновации в работе с педагогическими кадрами.

3. Инновации в содержании образования.

4. Укрепление материально-технической базы.

Инновации в управленческой деятельности предполагают программно-целевой педагогический менеджмент и маркетинг. Инновационный менеджмент – это совокупность принципов, методов и форм управления инновационными процессами, инновационной деятельностью, занятыми этой деятельностью педагогами. Как и для любой другой области менеджмента, для инновационного характерно следующее: постановка цели и выбор стратегии; планирование, определение условий и организация, исполнение, руководство.

        Инновационный  менеджмент предполагает наблюдение и контроль за ходом разработки инновационной проектной модели и ее внедрением; финансовое, материально-техническое и информационно-методическое обеспечение инновационных процессов; управление персоналом, осуществляющим инновации; создание творческих и проектных групп для комплексного решения проблем; создание нормативно-правовой базы, регламентирующей инновационную деятельность в дошкольной организации.

Управленческие действия направлены на координацию деятельности всех педагогов, системное представление содержания инновационной деятельности. Особый акцент делается на организации управления аналитической деятельностью в процессе реализации инновационного проекта, которая включает в себя составление отчетов, проведение мониторинговых исследований предусмотренных требованиями к реализации инновационного проекта.
        Мониторинг - сложный процесс, который требует включенность в него
всех участников инновационного проекта. Это и анализ образовательной
деятельности в группах, анализ динамики развивающей предметно-пространственной среды и материально-технического обеспечения, самоанализ деятельности, выявление проблем и перспектив развития. Сложность вызывает
недостаточный уровень сформированности аналитических и рефлексивных
компетенций педагогов. Важной составляющей системы управления реализацией инновационного проекта являются его результаты -  это продукты
деятельности, успешность детей и педагогов.

Мы понимаем, что в процессе реализации инновационной деятельности
в дошкольной организации формируется собственная идеология, собственная «фабрика» формирования мотивации к развитию, самосовершенствованию в условиях инноваций. Мы совместно учимся формировать свои ценности, свои
векторы развития, свое мышление. Ценность нашего профессионального развития - инновационность целей управления при вариативности образовательных программ и развивающих технологий социализации
детей дошкольного возраста. Мы выбираем разные технологии, но ценность
остается одной: поддержка многообразия детства, где каждый этап детства
самоценен и значим!

Инновации в работе с педагогическими кадрами

«К достижению качества через достижения личности» - вот, пожалуй, лозунг современного дошкольного образования. Движущей силой развития дошкольной организации является творческий и личностный потенциал педагогов: их профессиональный рост, отношение к работе, способности выявлять и развивать потенциальные возможности своих воспитанников.         

        Повышение качества дошкольного образования возможно при высоком профессионализме педагогических кадров, что требует изменения и совершенствования методической работы. Методическая деятельность в современных условиях предполагает инновационные подходы к организации образовательного процесса, использование результативных образовательных технологий, оказание помощи каждому педагогу в повышении его профессиональной компетентности, в формировании потребности к постоянному самосовершенствованию, мониторинга результатов образовательной деятельности.

Педагогический коллектив всегда неоднороден, поэтому при планировании системы методических мероприятий учитываются индивидуальные качества педагогов, их профессиональный уровень, организационные умения, психологическая готовность к той или иной деятельности, достигнутые ими результаты.

        Нет и не может быть деления форм на новые и старые, современные и несовременные, так как каждая из них отвечает определенному содержанию. Любая традиционная форма может быть активной, если построена грамотно по содержанию и методам, и реализует такие важные функции, как информационную, ориентирующую и развивающую.

        Инновационные формы работы с педагогическими кадрами:

        1. Дискуссия, деловая игра, педагогическая и психологическая гостиная, методическая неделя, мастер-класс. Данные формы подчинены основной цели - обеспечение творческого характера деятельности педагогов, самообразование и совершенствование педагогического мастерства, анализ и обобщение опыта, накопленного в коллективе.  

        2. Система повышения квалификации педагогов. Наряду с традиционными курсами повышения квалификации в дошкольной организации регулярно проводятся семинары-практикумы, открытые просмотры образовательной деятельности с обязательным анализом мероприятия всеми участниками, которые дают возможность устанавливать непосредственный контакт с педагогом во время образовательной деятельности и общения, получить ответы на интересующие вопросы, помогают проникнуть в своего рода педагогическую лабораторию конкретного воспитателя.

        3. Отдельной и немаловажной инновационной формой для коллектива является проектная деятельность. Педагогами дошкольной организации разработаны и реализованы в образовательную практику социально-значимые проекты «Мы помним! Мы гордимся!», «По дороге со сказкой», «Территория детства», направленные на создание макросреды и благоустройство территории.

        Для укрепления здоровья и физического развития дошкольников реализованы проекты «3D физкультура», «Веревочный городок», «Дошкольник-альпинист», «Дошкольник, который летает». Результаты трех проектов (2019, 2020, 2021 году) представлены на профессиональном конкурсе «Молодой учитель - новой школе» (1 и 2 место) и Краевом конкурсе поддержки реализации проектов молодых педагогов Красноярского края на предоставление грантов – победа и получение гранта.

        С целью создания современной цифровой образовательной среды, обеспечивающей познавательное развитие дошкольников за счет использования  информационно-коммуникационных технологий, разработан и находится на этапе реализации педагогический проект «Современное цифровое пространство  в образовательной среде дошкольной организации». Данный проект был представлен на Конкурс инноваций «Качественное образование – будущее России - 2022» Национальной Премии «Элита российского образования» - призовое место, Диплом 3 степени.

4. Творческие и профессиональные конкурсы для педагогов, проводимые в дошкольной организации и направленные на повышение профессионального уровня, творческой активности, проявление творческих способностей педагогов, трансляции положительного педагогического опыта своим коллегам. 

         С 2019 по сегодняшнее время в дошкольной организации организованы и проведены следующие конкурсы: «Лучший педагогический проект», «Лучший мастер-класс педагога», «Современному дошкольнику – современный воспитатель»,  «Нетрадиционное оборудование на участках для познавательно-исследовательской деятельности дошкольников», «Авторские дидактические игры и пособия по развитию речи», «Лепбук для дошкольников», «Зоопарк «Снегиренок» на участке детского сада» (изготовление животных для зоопарка из разных материалов), «Самая креативная клумба»; смотры-конкурсы развивающей предметно-пространственной среды групповых помещений «Как мы меняемся», «Лучший речевой уголок», «Нетрадиционное оборудования для физкультурного уголка».

Ежегодно в конце учебного года проводится анализ профессиональной деятельности, который основывается на самооценке педагогов собственной педагогической деятельности в форме собеседования. При этом выявляются реальные затруднения, нерешенные проблемы, намечаются перспективы. Такой подход позволяет облегчить проведение самообследования деятельности дошкольной организации за год, найти новые эффективные формы взаимодействия с детьми, педагогами и семьей, осуществить необходимую коррекцию.                                                                                 Педагогам ежегодно предлагается определить эффективность методической работы, отметить наиболее значимые темы, внести свои предложения и рекомендации по ее совершенствованию.

Проводимая в дошкольном учреждении методическая работа помогает педагогам быть в определенном «профессиональном тонусе», позволяющем  создавать атмосферу профессионализма и творчества в коллективе единомышленников, вырабатывать единое педагогическое кредо в реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.

        Инновации в содержании образования

        Условия реализации основной образовательной программы должны обеспечивать полноценное развитие личности детей во всех основных образовательных областях, а именно: в сферах социально-коммуникативного, познавательного, речевого, художественно-эстетического и физического развития личности детей на фоне их эмоционального благополучия и положительного отношения к миру, к себе и к другим людям.

В нашей дошкольной организации большое внимание уделяется познавательному развитию дошкольников, в том числе и обучению игре в шахматы. До пандемии дошкольная организация являлась инициатором и организатором городского шахматного турнира среди детей старшего дошкольного возраста образовательных организация города. В настоящее время наши выпускники продолжают заниматься в учреждениях дополнительного образования по направлению «шахматы» и имеют положительные результаты, являясь призерами и победителями муниципальных, региональных турниров, многие имеют разряды.

Мощным толчком в интеллектуальном и личностном развитии дошкольников считаем занятия по конструированию и робототехнике. Использование LEGO- ТИКО- конструкторов, конструкторов LEGO Education WeDo в образовательной работе с детьми выступает оптимальным средством формирования навыков конструктивно-игровой деятельности и критерием психофизического развития детей дошкольного возраста, в том числе становления таких важных компонентов деятельности, как умение ставить цель, подбирать средства для её достижения, прилагать усилия для точного соответствия полученного результата с замыслом.

В направлении социально-коммуникативного развития детей в дошкольной организации внедряются авторские технологии: «Детский совет», «План-дело-анализ» Л.В. Свирской, технологии проектной деятельности, «Я! Портфолио дошкольника» И.Е. Федосовой.

Содержание образования в дошкольной организации оптимально сочетает  основное и дополнительное образование. В детском саду работает 11 кружков познавательного и творческого развития, из них – 7 бюджетных, 4 – платных кружка.

        Укрепление материально-технической базы

        ФГОС определяет требования к материально-техническим условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования, к развивающей предметно-пространственной среде. В дошкольной организации создана макро- и микро- среда, которая служит интересам и потребностям каждого ребенка.  Оснащение помещений и территории дошкольной организации педагогически целесообразно, создает комфортное настроение, способствует эмоциональному благополучию детей и взрослых. За 3 года достаточно обновилась и материально-техническая база. Сделан капитальный ремонт пищеблока и овощехранилища, произведена полная замена окон и дверей. Детский сад стал светлым и уютным, появилась новая удобная мебель и оргтехника.

Перспективы дальнейшего развития

Участие дошкольной организации и отдельных педагогов в научно-практических конференциях, конкурсах, в том числе, используя возможности электронных ресурсов, распространение инновационного опыта; мониторинг процесса становления профессиональной компетентности; расширение форм работы с детьми и родителями; дальнейшее укрепление материально-технической базы.

         Заключение

Предлагаемая проектная модель является результатом деятельности педагогического коллектива, который заинтересован в его развитии и желает реализовывать его перспективы и возможности. Происходящие изменения в области дошкольного образования позволяют выдвигать идеи и строить планы, благодаря которым определяются такие возможности как реалистичность, целостность и обоснованность. Многого удалось достичь. И мы продолжим дальнейшую работу по реализации данной проектной модели. Мы верим в себя и будущее развитие нашей дошкольной организации!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ВНЕДРЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ, КАК УСЛОВИЕ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ

 В СТАТЬЕ РАСКРЫВАЮТСЯ ОСОБЕННОСТИ ВНЕДРЕНИЯ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ, КАК УСЛОВИЕ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ....

Внедрение инновационных технологий в образовательный процесс дошкольного учреждения, как условие повышения качества образования.

Часто у педагогов возникает вопрос: с чего начать инновационную деятельность, каков будет ее конечный результат? Уважаемые  коллеги, Вашему вниманию представляю  организацию жизнедеятельност...

Статья "ВНЕДРЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ, КАК УСЛОВИЕ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ"

Содержание статьи раскрывает возможность внедрение, освоение и реализация инновационных технологий в образовательный процесс ДОУ, их как условие повышения качества образования....