Рабочая программа педагога-психолога для детей 3-4 лет
рабочая программа (младшая группа)

Козакевич Елена Владимировна

        Рабочая программа разработана в соответствии с основной общеобразовательной программой дошкольного образования МКДОУ «Новоисетский детский сад» и направлена на формирование социальных отношений, сохранение психологического здоровья детей и развитие познавательной сферы детей. Программа носит коррекционно-развивающий характер и ориентирована на детей 3-4 лет.

   Рабочая программа определяет содержание и организацию воспитательно- образовательного процесса детей 3-4 лет в культурной практике «Развиваемся вместе» и направлена на реализацию образовательных областей «Социально-коммуникативное развитие» и «Познавательное развитие».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_3-4_goda.docx62.52 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное Казённое Дошкольное Образовательное Учреждение «Новоисетский детский сад»

Принято решением                                                       Утверждаю

Педагогического совета                                             Заведующий МКДОУ

МКДОУ «Новоисетский детский сад»                    «Новоисетский детский сад»

Протокол №___                                                           ____________Н.А.Андреева                

от «___»_______2022г.                                    Приказ № ___от «31» августа 2022г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

основной общеобразовательной программы дошкольного образования МКДОУ «Новоисетский детский сад»

Образовательные области:

«Социально-коммуникативное развитие» и «Познавательное развитие»

Образовательная ситуация: «Развиваемся вместе»

Возрастная группа: 3-4 года

Срок реализации: 1 год

                                                                               Разработчик программы:              

                                                                  педагог-психолог

Козакевич Елена Владимировна

с. Новоисетское,2022г.

СОДЕРЖАНИЕ

1.

ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

1.1.

Пояснительная записка …………………………………………….............

3

1.1.1.

Цели и задачи реализации Программы……………………………………

3

1.1.2.

Принципы формирования Программы ……………………………………

4

1.1.3.

Значимые характеристики для разработки и реализации Программы, в том числе характеристики особенностей развития детей………………..

5

1.2.

Планируемы результаты реализации Программы ………………………

6

2.

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

2.1.

Календарно-тематическое планирование ………………………………..

7

2.2.

Содержание Программы …………………………………………………..

9

2.3.

Контроль освоения детьми Программы ………………………………….

29

2.4.

Особенности взаимодействия педагога-психолога с семьями воспитанников ………………………………………………………………

30

3.

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

3.1.

Материально-техническое обеспечение Программы ……………………

32

3.2.

Учебно-методическое обеспечение Программы …………………............

32

3.3.

Режим реализации Программы ……………………………………………

33

3.4.

Расписание занятий ………………………………………………………...

33

  1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
  1. Пояснительная записка

        Рабочая программа разработана в соответствии с основной общеобразовательной программой дошкольного образования МКДОУ «Новоисетский детский сад» и направлена на формирование социальных отношений, сохранение психологического здоровья детей и развитие познавательной сферы детей. Программа носит коррекционно-развивающий характер и ориентирована на детей 3-4 лет.

   Рабочая программа определяет содержание и организацию воспитательно- образовательного процесса детей 3-4 лет в культурной практике «Развиваемся вместе» и направлена на реализацию образовательных областей «Социально-коммуникативное развитие» и «Познавательное развитие».

  1. Цели и задачи реализации Программы

Цель: создание условий для естественного психологического развития ребёнка.

Задачи:

  • Создать условия для проявления всех видов активности ребёнка.
  • Создать условия для развития восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения.
  • Способствовать освоению разных способов взаимодействия со взрослыми и сверстниками в игре и повседневном общении.
  • Развивать способность подчинять свои действия правилам.
  • Способствовать проявлению эмоциональной отзывчивости, восприимчивости.
  • Развивать первые «нравственные эмоции»: хорошо – плохо.
  • Способствовать формированию позитивной самооценки.

  1. Принципы формирования Программы
  • Принцип единства диагностики и коррекции;
  • Принцип развивающего образования, который реализуется через деятельность каждого ребенка в зоне его ближайшего развития;
  • Принцип комплексности при организации психолого-педагогического сопровождения;
  • Принцип интеграции усилий ближайшего социального окружения (включение родителей в образовательный процесс);
  • Принцип последовательности и концентричности усвоения знаний предполагает такой подбор материала, когда между составными частями его существует логическая связь, последующие задания опираются на предыдущие.
  • Сочетание принципа научной обоснованности и практической применимости, т.е. Соответствие основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики;
  • Соответствие критериям полноты, необходимости и достаточности, приближаясь к разумному «минимуму»;
  • Единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач в процессе реализации которых формируются знания, умения и навыки, имеющие непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста;
  • Принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;
  • Комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса;
  • Построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра.
  1. Значимые характеристики для разработки и реализации Программы, в том числе характеристики особенностей развития детей

    В МКДОУ «Новоисетский детский сад» в 2022-2023 учебном году функционирует 1 вторая младшая группа детей в возрасте 3-4 лет.

Психологические особенности детей 3-4 лет

Показатели

Характеристика

Ведущая потребность

Потребность в общении, уважении, признании самостоятельности ребенка.

Ведущая функция

Восприятие

Игровая деятельность

Партнерская со взрослыми; индивидуальная с игрушками, игровое действие.

Отношения со взрослыми

Ситуативно-деловое: взрослый – источник способов деятельности, партнер по игре и творчеству.

Отношения со сверстниками

Эмоционально-практическое: сверстник малоинтересен.

Эмоции

Резкие переключения; эмоциональное состояние зависит от физического комфорта

Способ познания

Экспериментирование. Конструирование.

Объект познания

Непосредственно окружающие предметы, их свойства и назначения.

Восприятие

Восприятие сенсорных эталонов (цвет, форма, размер)

Внимание

Непроизвольное; быстро переключается с одной деятельности на другую. Удерживает внимание 5-10 мин. Объем внимания 3-4 предмета.

Память

Непроизвольная (эмоционально окрашенная информация), преобладает узнавание, а не запоминание; кратковременная. Объем памяти 3-4 предмета из 5.

Мышление

Переход от наглядно-действенного к наглядно-образному мышлению (переход от действий с предметами к действию с образами: предметы – заместители, картинки)

Воображение

Репродуктивное (воссоздание репродукции знакомого образа)

Условия успешности

Разнообразие окружающей среды; партнерские отношения со взрослыми

Новообразования возраста

1.Планирующая функция речи.

2.Предвосхищение результата деятельности.

3.Начало формирования высших чувств (интеллектуальные, моральные, эстетические).

  1. Планируемые результаты реализации Программы
  • Позитивное отношение ребёнка к занятиям;
  • Отсутствуют тяжёлые эмоциональные состояния (агрессия, тревожность, враждебность);
  • Выстроена система отношений при взаимодействии с взрослыми и сверстниками;
  • Наблюдается позитивная динамика в развитии познавательных процессов.

  1. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
  1. Календарно-тематическое планирование

Месяц

Неделя

№ занятия

Наименование темы

Количество занятий

Сентябрь

1-я неделя

Первичная диагностика

2-я неделя

Первичная диагностика

3-я неделя

Занятие № 1

 «Знакомство»

1

4-я неделя

Занятие № 2

 «Давайте дружить»

1

5-я неделя

Занятие № 3

«Правила поведения на занятиях»

1

Октябрь

1-я неделя

Занятие № 4

«Я и моя группа»

1

2-я неделя

Занятие № 5

«Радость»

1

3-я неделя

Занятие № 6

«Радость»

1

4-я неделя

Занятие № 7

«Грусть»

1

Ноябрь

1-я неделя

Занятие № 8

«Грусть»

1

2-я неделя

Занятие № 9

«Гнев»

1

3-я неделя

Занятие № 10

«Гнев»

1

4-я неделя

Занятие № 11

«Словарик эмоций»

1

Декабрь

1-я неделя

Занятие № 12

«Разноцветный паровозик»

1

2-я неделя

Занятие № 13

«Пригласительный билет»

1

3-я неделя

Занятие № 14

«Здравствуй зима!»

1

4-я неделя

Занятие № 15

«Диагностика – 1»

1

5-я неделя

Новогодний утренник.

Январь

1-я неделя

Каникулы

2-я неделя

Занятие № 16

 «Диагностика -2 »

1

3-я неделя

Занятие № 17

 «Восприятие величины (большой-маленький)»

1

4-я неделя

Занятие № 18

 «Восприятие длины (длинный-короткий)»

1

Февраль

1-я неделя

Занятие № 19

 «Восприятие величины (широкий – узкий)»

1

2-я неделя

Занятие № 20

 «Сказка «Сбежавшие игрушки». Обобщение: игрушки»

1

3-я неделя

Занятие № 21

 «Игрушки».

1

4-я неделя

Занятие № 22

 «Мальчики-одуванчики»

1

Март

1-я неделя

Занятие № 23

 «Девочки-припевочки»

1

2-я неделя

Занятие № 24

 ««Здравствуй, весна. Обобщение: насекомые».

1

3-я неделя

Занятие № 25

 «Сказка «Теремок». Обобщение: животные».

1

4-я неделя

Занятие № 26

 «К.И. Чуковский «Федорино горе». Обобщение: посуда».

1

5-я неделя

Занятие № 27

«Л.Ф. Воронкова «Маша-растеряша». Обобщение: одежда, обувь».

1

Апрель

1-я неделя

Занятие № 28

 «День смеха».

1

2-я неделя

Занятие № 29

 «Сказка «Три медведя». Обобщение: мебель».

1

3-я неделя

Занятие № 30

«Сказка «Репка». Дружба, взаимопомощь».

1

4-я неделя

Занятие № 31

 «Страна Вообразилия»

1

Май

1-я неделя

Занятие № 32

 «Волшебная игротека»

1

2-я неделя

Занятие № 33

 «Волшебная игротека»

1

3-я неделя

Занятие № 34

«Итоговая диагностика - 1»

1

4-я неделя

Занятие № 35

«Итоговая диагностика – 2»

1

ИТОГО:

35

  1. Содержание Программы

Наименование темы

Задачи

Содержание

Источник

Занятие № 1

«Знакомство»

  1. Познакомить детей друг с другом.
  2. Создать благоприятную атмосферу на занятии.
  1. Приветствие.
  2. Появление персонажа.
  3. Игра «Карусели»
  4. Динамическая пауза «Зайчики»
  5. Игра «Солнышко и дождик»
  6. Упражнение «Давай знакомиться»
  7. Игра «Зайка»
  8. Коллективная работа «Цветочная поляна»
  9. Подведение итогов, рефлексия, ритуал прощания.

Куражева Н.Ю. «Цветик-семицветик». Программа интеллектуального, эмоционального, волевого развития детей 3-4 лет. – СПб.: Речь; М.: Сфера, 2011

Стр. 13-17

Занятие № 2

«Давайте дружить»

  1. Продолжить знакомство детей друг с другом.
  2. Сплотить группу.
  3. Сформировать положительное отношение к содержанию занятия.
  1. Приветствие.
  2. Подвижная игра «Паровозик дружбы».
  3. Появление Ушастика.
  4. Динамическая пауза «Звериная зарядка»
  5. Пальчиковая гимнастика «Дружба»
  6. Задание «Прятки»
  7. Задание «Лабиринт»
  8. Игра «Карусели»
  9. Подведение итогов, рефлексия, ритуал прощания.

Куражева Н.Ю. «Цветик-семицветик». Программа интеллектуального, эмоционального, волевого развития детей 3-4 лет. – СПб.: Речь; М.: Сфера, 2011

Стр. 17-20

Занятие № 3

«Правила поведения на занятиях»

  1. Продолжить знакомство детей друг с другом.
  2. Развитие коммуникативных навыков, необходимых для общения.
  3. Развитие навыков культурного общения.
  4. Развитие произвольности (умение слушать инструкцию взрослого, соблюдать правила игры).
  1. Приветствие.
  2. Появление куклы Свинки.
  3. Игра «Давай поздороваемся»
  4. Динамическая пауза «Танец в кругу».
  5. Игра «Кто позвал?»
  6. Подвижная игра «Пожалуйста»
  7. Пальчиковая гимнастика «Дружба»
  8. Задание «Что хорошо, что плохо»
  9. Задание «Загадки»
  10. Игра «Вежливый мостик»
  11. Подведение итогов, рефлексия, ритуал прощания.

Куражева Н.Ю. «Цветик-семицветик». Программа интеллектуального, эмоционального, волевого развития детей 3-4 лет. – СПб.: Речь; М.: Сфера, 2011

Стр. 20-25

Занятие № 4

«Я и моя группа»

  1. Продолжить знакомство детей друг с другом, сплотить группу.
  2. Включить детей в ситуации взаимодействия для решения проблемных практических задач.
  3. Создать условия для активного восприятия детьми эмоционально насыщенного материала.
  1. Приветствие.
  2. Появление персонажа.
  3. Игра «Прятки»
  4. Экскурсия по кабинету.
  5. Игра «Если нравится тебе, то делай так»
  6. Пальчиковая гимнастика «Дружба»
  7. Задание «художники»
  8. Задание «Найди отличия»
  9. Игра «Волшебная палочка»
  10. Подведение итогов, рефлексия, ритуал прощания.

Куражева Н.Ю. «Цветик-семицветик». Программа интеллектуального, эмоционального, волевого развития детей 3-4 лет. – СПб.: Речь; М.: Сфера, 2011

Стр. 25-28

Занятие № 5

«Радость»

  1. Знакомство с эмоцией «радость».
  2. Создание благоприятной атмосферы на занятии.
  3. Привлечение внимания детей к эмоциональному миру человека.
  1. Приветствие «Улыбка»
  2. Беседа «Я радуюсь, когда…»
  3. Упражнение «Гномик»
  4. Динамическая пауза «Солнышко».
  5. Пальчиковая гимнастика «Весёлый гном»
  6. Музыкальное задание
  7. Динамическая пауза.
  8. Психомышечная тренировка. Упражнение «Буратино».
  9. Подведение итогов, рефлексия, ритуал прощания.

Куражева Н.Ю. «Цветик-семицветик». Программа интеллектуального, эмоционального, волевого развития детей 3-4 лет. – СПб.: Речь; М.: Сфера, 2011

Стр. 28-32

Занятие № 6

«Радость»

  1. Продолжить знакомство детей с эмоцией «радость».
  2. Создание благоприятной атмосферы на занятии.
  3. Привлечение внимания детей к эмоциональному миру человека
  1. Приветствие «Улыбка»
  2. Вспоминаем пройденный материал на прошлом занятии.
  3. Динамическая пауза «Солнышко»
  4. Игра «Найди весёлое солнышко». По кабинету разложены грустные и весёлый солнышки, задача детей отыскать себе весёлое солнышко.
  5. Задание «Радостная страничка». Найденное солнышко надо приклеить на радостную страничку и раскрасить его.
  6. Пальчиковая гимнастика «Весёлый гном»
  7. Подведение итогов, рефлексия, ритуал прощания.

Куражева Н.Ю. «Цветик-семицветик». Программа интеллектуального, эмоционального, волевого развития детей 3-4 лет. – СПб.: Речь; М.: Сфера, 2011

Стр. 28-32

Занятие № 7

«Грусть»

  1. Знакомство с эмоцией «Грусть»
  2. Создание благоприятной атмосферы на занятии.
  3. Привлечение внимания детей к эмоциональному миру человека.
  1. Приветствие.
  2. Игра «Загадочные билеты»
  3. Игра «Аплодисменты»
  4. Сказка «Курочка Ряба»
  5. Беседа «Мне грустно, когда…»
  6. Упражнение «Гномик».
  7. Пальчиковая гимнастика «Грустный гном»
  8. Задание «Грустный утёнок»
  9. Подвижная игра «Грустный-весёлый»
  10. Подведение итогов, рефлексия, ритуал прощания.

Куражева Н.Ю. «Цветик-семицветик». Программа интеллектуального, эмоционального, волевого развития детей 3-4 лет. – СПб.: Речь; М.: Сфера, 2011

Стр. 32-36

Занятие № 8

«Грусть»

  1. Продолжить знакомство детей с эмоцией «Грусть»
  2. Создание благоприятной атмосферы на занятии.
  3. Привлечение внимания детей к эмоциональному миру человека.
  1. Приветствие.
  2. Вспоминаем пройденный материал на прошлом занятии.
  3. Пальчиковая гимнастика «Грустный гном»
  4. Игра «Угадай эмоцию»
  5. Упражнение «Найди утят»
  1. Игра «Прятки». По кабинету разложены грустные и весёлый тучки, задача детей отыскать себе грустную тучку.
  1. Задание «Грустная страничка». Найденную тучку надо приклеить на страничку и раскрасить её.
  2. Подведение итогов, рефлексия, ритуал прощания.

Куражева Н.Ю. «Цветик-семицветик». Программа интеллектуального, эмоционального, волевого развития детей 3-4 лет. – СПб.: Речь; М.: Сфера, 2011

Стр. 32-36

Занятие № 9

«Гнев»

  1. Знакомство с эмоцией «гнев».
  2. Развитие умения распознавать это эмоциональное состояние и учитывать его в процессе общения с другими людьми.
  3. Тренировка мимических навыков.
  1. Приветствие.
  2. Игра «Зеркало».
  3. Беседа «Я сержусь, когда…»
  4. Психогинастическое упражнение «Король-Боровик»
  5. Работа с гневом. Игра «Коробочка с гневом». Психолог предлагает детям скомкать бумагу, а затем кидают её в коробочку стараясь попасть в неё.
  6. Пальчиковая гимнастика «Сердитый гном»
  7. Игра «Прятки». Детям в кабинете надо найти сердитую тучку.
  8. Задание «Сердитая страничка». Найденную тучку необходимо приклеить на страничку.
  9. Подведение итогов, рефлексия, ритуал прощания.

Куражева Н.Ю. «Цветик-семицветик». Программа интеллектуального, эмоционального, волевого развития детей 3-4 лет. – СПб.: Речь; М.: Сфера, 2011

Стр. 36-40

Занятие № 10

«Гнев»

  1. Продолжить знакомство детей с эмоцией «гнев».
  2. Развитие умения распознавать это эмоциональное состояние и учитывать его в процессе общения с другими людьми.
  3. Тренировка мимических навыков
  1. Приветствие.
  2. Вспоминаем пройденный материал на прошлом занятии.
  3. Психогинастическое упражнение «Король-Боровик»
  4. Игра «Угадай эмоцию»
  5. Работа с гневом. Игра «Мешочек для криков». Дети передают по кругу мешочек и громко кричат в него.
  6. Пальчиковая гимнастика «Сердитый гном»
  7. Задание «Назови хозяйку».
  8. Задание «Найди сердитого зверя»
  9. Подведение итогов, рефлексия, ритуал прощания.

Куражева Н.Ю. «Цветик-семицветик». Программа интеллектуального, эмоционального, волевого развития детей 3-4 лет. – СПб.: Речь; М.: Сфера, 2011

Стр. 36-40

Занятие № 11

«Словарик эмоций»

  1. Привлечь внимание к эмоциональному миру человека.
  2. Обучению распознаванию и выражению эмоций: радость, грусть, гнев.
  3. Закрепление мимических навыков.
  1. Приветствие «Незнайка»
  2. Появление персонажа Мишутка.
  3. Игра «Угадай эмоцию»
  4. Пальчиковая гимнастика «Весёлый гном»
  5. Игра «Замри»
  6. Задание «Найди маски героям»
  7. Задание «Собери картинку»
  8. Музыкальное задание
  9. Психомышечная тренировка «Медвежата в берлоге»
  10. Подведение итогов, рефлексия, ритуал прощания.

Куражева Н.Ю. «Цветик-семицветик». Программа интеллектуального, эмоционального, волевого развития детей 3-4 лет. – СПб.: Речь; М.: Сфера, 2011

Стр. 40-45

Занятие № 12

«Разноцветный паровозик»

  1. Развитие восприятия (цвета).
  2. Развитие умения различать цвета (красный, синий, жёлтый, зелёный).
  3. Развитие навыков цветового соотнесения.
  4. Развитие мыслительной операции «обобщение» (фрукты, овощи).
  1. Приветствие.
  2. Конверт.
  3. Игра «Цветной паровозик»
  4. Подвижная игра «Светофор»
  5. Загадки
  6. Динамическая пауза «Огород»
  7. Игра «Наведи порядок»
  8. Задание «Найди лишнее»
  9. Игра «Цветной паровозик»
  10. Подведение итогов, рефлексия, ритуал прощания.

Куражева Н.Ю. «Цветик-семицветик». Программа интеллектуального, эмоционального, волевого развития детей 3-4 лет. – СПб.: Речь; М.: Сфера, 2011

Стр. 45-49

Занятие № 13

«Пригласительный билет»

  1. Развитие восприятия формы: круг, квадрат, треугольник.
  2. Развитие умения различать геометрические фигуры по цвету, размеру, форме.
  1. Приветствие.
  2. Сказка
  3. Игра «Геометропаровоз»
  4. Игра «Лесные звуки»
  5. Пальчиковая гимнастика «Пальчики в лесу»
  6. Задание «Лабиринт»
  7. Игра «Внимательный рыболов»
  8. Задание «Подарок»
  9. Динамическая пауза «Звериная зарядка»
  10. Игра «Геометропаровоз»
  11. Подведение итогов, рефлексия, ритуал прощания.

Куражева Н.Ю. «Цветик-семицветик». Программа интеллектуального, эмоционального, волевого развития детей 3-4 лет. – СПб.: Речь; М.: Сфера, 2011

Стр. 49-52

Занятие № 14

«Здравствуй, зима!»

  1. Развитие познавательных психических процессов.
  2. Обобщение пройденного материала.

  1. Приветствие.
  2. Морозное послание.
  3. Поезд.
  4. Задание «Снеговик»
  5. Танец снежинок
  6. Найди пару снежинке.
  7. Пальчиковая гимнастика «Погода»
  8. Задание «Санки»
  9. Задание «Мешок с подарками»
  10. Игра «Снежинки, сугробы, сосульки»
  11. Подведение итогов, рефлексия, ритуал прощания.

Куражева Н.Ю. «Цветик-семицветик». Программа интеллектуального, эмоционального, волевого развития детей 3-4 лет. – СПб.: Речь; М.: Сфера, 2011

Стр. 57-60

Занятие № 15

«Диагностика -1 »

  1. Диагностика зрительной памяти.
  2. Диагностика эмоциональной сферы.
  3. Диагностика внимания (концентрация, зрительное переключение).
  4. Диагностика мышления (анализ, конкретизация).
  1. Приветствие.
  2. Появление персонажа Снеговик.
  3. Игра «Кто позвал»
  4. Задание «Запоминайка-1»
  5. Игра «Сосульки, сугробы, снежинки»
  6. Задание «Что в волшебном мешочке?»
  7. Задание «Зашумлённая картинка»
  8. Задание «Рукавичка»
  9. Динамическая пауза «Звериная зарядка»
  10. Упражнение «Передай по кругу»
  11. Упражнение «Соберём гирлянду»
  12. Задание «Бусы на ёлку»
  13. Подведение итогов, рефлексия, ритуал прощания.

Куражева Н.Ю. «Цветик-семицветик». Программа интеллектуального, эмоционального, волевого развития детей 3-4 лет. – СПб.: Речь; М.: Сфера, 2011

Стр. 60-64

Занятие № 16

«Диагностика – 2»

  1. Диагностика слуховой памяти.
  2. Диагностика внимания (слуховая инструкция)
  3. Диагностика мышления (обобщение, исключение)
  4. Диагностика восприятия.
  5. Диагностика коммуникативной сферы.
  1. Приветствие
  2. Появление персонажа Снеговик.
  3. Задание «Запоминайка-1»
  4. Подвижная игра «Коврик-домик»
  5. Задание «назови одним словом»
  6. Задание «Что лишнее?»
  7. Игра «Сосульки, сугробы, снежинки»
  8. Задание «Посели жильцов в домики»
  9. Задание «Ёлочка-красавица»
  10. Коллективная работа «Наряжаем ёлочку»
  11. Подведение итогов, рефлексия, ритуал прощания.

Куражева Н.Ю. «Цветик-семицветик». Программа интеллектуального, эмоционального, волевого развития детей 3-4 лет. – СПб.: Речь; М.: Сфера, 2011

Стр. 64-68

Занятие № 17

«Восприятие величины (большой-маленький)»

  1. Развитие восприятия величины: большой-маленький.
  2. Развитие мыслительной операции «сравнение».
  1. Приветствие.
  2. Появление куклы мама Мышка
  3. Сказка «Любопытные мышата»
  4. Игра «Вспоминайка»
  5. Игра «Большой-маленький»
  6. Пальчиковая гимнастика «Мышь и слон»
  7. Задание «Наведи порядок»
  8. Динамическая пауза
  9. Упражнение лишний домик
  10. Игра «Большой-маленький»
  11. Подведение итогов, рефлексия, ритуал прощания.

Куражева Н.Ю. «Цветик-семицветик». Программа интеллектуального, эмоционального, волевого развития детей 3-4 лет. – СПб.: Речь; М.: Сфера, 2011

Стр. 53-56

Занятие № 18

«Восприятие длины (длинный-короткий)»

  1. Развитие восприятия длины: длинный-короткий.
  2. Развитие умения соотносить предметы по величине.
  1. Приветствие.
  2. Путешествие в лес.
  3. Сказка «Длинный-короткий»
  4. Задание «Длинный-короткий»
  5. Упражнение «Прогулка»
  6. Задание «Лабиринт»
  7. Задание «Найди хвост»
  8. Игра «Змея»
  9. Игра «Гусеница»
  10. Подведение итогов, рефлексия, ритуал прощания.

Куражева Н.Ю. «Цветик-семицветик». Программа интеллектуального, эмоционального, волевого развития детей 3-4 лет. – СПб.: Речь; М.: Сфера, 2011

Стр. 68-73

Занятие № 19

«Восприятие величины (широкий – узкий)»

  1. Развитие восприятия величины: широкий-узкий.
  2. Развитие умения соотносить предметы по величине.
  1. Приветствие.
  2. Путешествие в лес.
  3. Сказка «Широкий-узкий»
  4. Задание «Широкий-узкий»
  5. Игра «Запоминайка»
  6. Упражнение «Лягушки»
  7. Задание «Лабиринт»
  8. Задание «Найди пару»
  9. Игра «Большие ноги»
  10. Подведение итогов, рефлексия, ритуал прощания.

Куражева Н.Ю. «Цветик-семицветик». Программа интеллектуального, эмоционального, волевого развития детей 3-4 лет. – СПб.: Речь; М.: Сфера, 2011

Стр. 73-78

Занятие № 20

«Сказка «Сбежавшие игрушки». Обобщение: игрушки»

  1. Развитие навыков обобщения.
  2. Воспитание бережного отношения к своим вещам, игрушкам.
  3. Развитие познавательных психических процессов.
  1. Приветствие «Цветок сказок»
  2. Появление мальчика Максимки.
  3. Беседа по сказке.
  4. Задание «Мои игрушки»
  5. Пальчиковая гимнастика.
  6. Задание «Найди все мячики»
  7. Игра «Съедобное-несъедобное»
  8. Задание «Путаница»
  9. Подведение итогов, рефлексия, ритуал прощания.

Куражева Н.Ю. «Цветик-семицветик». Программа интеллектуального, эмоционального, волевого развития детей 3-4 лет. – СПб.: Речь; М.: Сфера, 2011

Стр. 78-84

Занятие № 21

«Игрушки».

  1. Развитие навыков обобщения.
  2. Воспитание бережного отношения к своим вещам, игрушкам.
  3. Развитие познавательных психических процессов.
  1. Приветствие «Цветок сказок»
  2. Вспоминаем пройденное на прошлом занятии. Проводится в виде беседы с детьми.
  3. Игра «Пропавшая игрушка». Педагог ставит перед детьми игрушки, а когда дети закроют глаза прячет одну. Задача детей угадать игрушку.
  4. Динамическая пауза «Игрушки»
  5. Задание «Найди лишнее»
  6. Задание «Положи мячик на место»
  7. Игра «Мячики». (см. А.С. Роньжина занятие № 7)
  8. Задание «Кто во что играет»
  9. Подведение итогов, рефлексия, ритуал прощания.

Куражева Н.Ю. «Цветик-семицветик». Программа интеллектуального, эмоционального, волевого развития детей 3-4 лет. – СПб.: Речь; М.: Сфера, 2011

Стр. 78-84

Занятие № 22

«Мальчики-одуванчики»

  1. Развитие умения различать индивидуальные особенности (пол, внешность, лицо, походка).
  2. Развивать невербальное и вербальное общение.
  3. Развивать навыки самоконтроля.
  1. Приветствие
  2. Появление персонажей
  3. Игра «Угадай, кто это?»
  4. Упражнение «Попади в цель»
  5. Подвижная игра «Транспорт»
  6. Пальчиковая гимнастика «Пальчик-мальчик»
  7. Задание «Профессии»
  8. Задание «Открытка»
  9. Подведение итогов, рефлексия, ритуал прощания.
  10. Игра «Ракета хорошего настроения»

Куражева Н.Ю. «Цветик-семицветик». Программа интеллектуального, эмоционального, волевого развития детей 3-4 лет. – СПб.: Речь; М.: Сфера, 2011

Стр. 104-108

Занятие № 23

«Девочки-припевочки»

  1. Развитие умения различать индивидуальные особенности (пол, внешность, лицо, походка).
  2. Развивать невербальное и вербальное общение.
  3. Развивать чувство потребности у детей радовать своих близких добрыми делами и заботливым отношением к ним.
  1. Приветствие
  2. Появление персонажей
  3. Игра «Угадай, кто это?»
  4. Игра «Уборка»
  5. Игра «Поварята»
  6. Игра «Подарки»
  7. Пальчиковая гимнастика «Цветки»
  8. Задание «Кукла»
  9. Задание «бусы»
  10. Подведение итогов, рефлексия, ритуал прощания.

Куражева Н.Ю. «Цветик-семицветик». Программа интеллектуального, эмоционального, волевого развития детей 3-4 лет. – СПб.: Речь; М.: Сфера, 2011

Стр. 108-112

Занятие № 24

«Здравствуй, весна. Обобщение: насекомые».

  1. Развитие познавательных психических процессов.
  1. Приветствие
  2. Вводная беседа
  3. Загадки про насекомых
  4. Динамическая пауза «Путешествие на луг»
  5. Игра «Подснежники»
  6. Игра «Солнечный зайчик»
  7. Игра «Пробуждение»
  8. Пальчиковая гимнастика «Гусеница»
  9. Задание «Лабирин»
  10. Задание «Кто лишний»
  11. Подведение итогов, рефлексия, ритуал прощания.

Куражева Н.Ю. «Цветик-семицветик». Программа интеллектуального, эмоционального, волевого развития детей 3-4 лет. – СПб.: Речь; М.: Сфера, 2011

Стр. 134-139

Занятие № 25

«Сказка «Теремок». Обобщение: животные».

  1. Развитие навыков обобщения.
  2. Развитие познавательных психических процессов.
  1. Приветствие «Цветок сказок»
  2. Появление книги со сказками.
  3. Загадки.
  4. Игра «Расскажем вместе сказку»
  5. Задание «Раздели на группы»
  6. Задание «Найди лишнее»
  7. Динамическая пауза
  8. Задание «Кто живёт в лесу»
  9. Задание «Угадай, чья тень»
  10. Задание «Путаница»
  11. Динамическая пауза
  12. Подведение итогов, рефлексия, ритуал прощания.

Куражева Н.Ю. «Цветик-семицветик». Программа интеллектуального, эмоционального, волевого развития детей 3-4 лет. – СПб.: Речь; М.: Сфера, 2011

Стр. 84-90

Занятие № 26

«К.И. Чуковский «Федорино горе». Обобщение: посуда».

  1. Развитие коммуникативной и эмоциональной сферы детей.
  2. Развитие познавательных психических процессов.
  1. Приветствие «Цветок сказок»
  2. Появление персонажа
  3. Сказка «Федорино горе»
  4. Беседа по сказке
  5. Задание «Все на места»
  6. Пальчиковая гимнастика
  7. Задание «Найди лишний предмет»
  8. Задание «Найди и раскрась»
  9. Игра «Посуда»
  10. Подвижная игра «Варим суп»
  11. Задание «Подарок для Федоры»
  12. Подведение итогов, рефлексия, ритуал прощания.

Куражева Н.Ю. «Цветик-семицветик». Программа интеллектуального, эмоционального, волевого развития детей 3-4 лет. – СПб.: Речь; М.: Сфера, 2011

Стр. 90-98

Занятие № 27

«Л.Ф. Воронкова «Маша-растеряша». Обобщение: одежда, обувь».

  1. Воспитание бережного отношения к своим вещам.
  2. Развитие познавательных психических процессов.
  1. Приветствие «Волшебный цветок»
  2. Появление персонажа девочки Маши
  3. Сказка «Маша-растеряша»
  4. Беседа по сказке
  5. Задание «Назовём одежду»
  6. Задание «Оденем ребят»
  7. Пальчиковая гимнастика «Большая стирка»
  8. Задание «Найди и раскрась одежду»
  9. Задание «Сороконожка»
  10. Задание «Обувь и времена года»
  11. Задание «Раздели на группы»
  12. Подведение итогов, рефлексия, ритуал прощания.

Куражева Н.Ю. «Цветик-семицветик». Программа интеллектуального, эмоционального, волевого развития детей 3-4 лет. – СПб.: Речь; М.: Сфера, 2011

Стр. 98-104

Занятие № 28

«День смеха».

  1. Развивать воображение.
  2. Развивать интерес детей к окружающему миру.
  3. Развивать творческое мышление.
  1. Приветствие.
  2. Игра «Едем в гости»
  3. Подвижная игра «Петушок»
  4. Задание «Яркий хвост»
  5. Подвижная игра «Поросята»
  6. Задание «Кто громче хрюкнет»
  7. Динамическая пауза «Маленький кролик»
  8. Задание «Угощение для кролика»
  9. Подвижная игра «Кошка»
  10. Задание «В комнате смеха»
  11. Задание «Вспоминайка»
  12. Подведение итогов, рефлексия, ритуал прощания.

Куражева Н.Ю. «Цветик-семицветик». Программа интеллектуального, эмоционального, волевого развития детей 3-4 лет. – СПб.: Речь; М.: Сфера, 2011

Стр. 130-133

Занятие № 29

«Сказка «Три медведя». Обобщение: мебель».

  1. Развитие эмпатии.
  2. Развитие познавательных психических процессов.
  1. Приветствие «Цветок сказок»
  2. Появление персонажа медвежонок Мишутка
  3. Сказка «Три медведя»
  4. Беседа по сказке
  5. Настольно-печатная игра «Три медведя»
  6. Игра «Медведь в берлоге»
  7. Пальчиковая гимнастика «Пальчики в лесу»
  8. Задание «Найди дорожку к домику»
  9. Задание «В лесу»
  10. Задание «Найди лишний предмет»
  11. Подведение итогов, рефлексия, ритуал прощания.

Куражева Н.Ю. «Цветик-семицветик». Программа интеллектуального, эмоционального, волевого развития детей 3-4 лет. – СПб.: Речь; М.: Сфера, 2011

Стр. 113-117

Занятие № 30

«Сказка «Репка». Дружба, взаимопомощь».

  1. Способствовать нравственному развитию детей путём формирования у них представлений о дружбе и взаимопомощи.
  2. Создавать нравственные основы личности ребёнка.
  3. Развитие познавательных психических процессов.
  1. Приветствие
  2. Задание «Сказочный фрагмент»
  3. Сказка «Репка»
  4. Беседа по сказке
  5. Задание «Кто потерялся?»
  6. Задание «Вспоминайка»
  7. Пальчиковая гимнастика «Дружба»
  8. Задание «Помощники»
  9. Задание «Дружная рыбалка»
  10. Подвижная игра «Карусели»
  11. Рефлексия.

Куражева Н.Ю. «Цветик-семицветик». Программа интеллектуального, эмоционального, волевого развития детей 3-4 лет. – СПб.: Речь; М.: Сфера, 2011

Стр. 117-120

Занятие № 31

«Страна Вообразилия»

  1. Развивать фантазию и воображение.
  2. Формировать интерес к творческим играм
  1. Приветствие.
  2. Игра «Горячо-холодно»
  3. Послание
  4. Игра «Волшебные башмачки»
  5. Сказка «Так и не так»
  6. Пальчиковая гимнастика «Волшебник»
  7. Задание «Вспоминайка»
  8. Задание «Чудо-дерево»
  9. Динамическая пауза «Станем мы деревьями»
  10. Игра «Волшебные карточки»
  11. Игра «Волшебные башмачки»
  12. Подведение итогов, рефлексия, ритуал прощания.

Куражева Н.Ю. «Цветик-семицветик». Программа интеллектуального, эмоционального, волевого развития детей 3-4 лет. – СПб.: Речь; М.: Сфера, 2011

Стр. 121-130

Занятие № 32

«Волшебная игротека»

  1. Развитие коммуникативной и эмоциональной сферы.
  2. Развитие познавательной сферы
  3. Повторение изученного материала.

Психолог проводит с детьми игры, которые им больше всего понравились на занятиях.

Куражева Н.Ю. «Цветик-семицветик». Программа интеллектуального, эмоционального, волевого развития детей 3-4 лет. – СПб.: Речь; М.: Сфера, 2011

Занятие № 33

«Волшебная игротека»

  1. Развитие коммуникативной и эмоциональной сферы.
  2. Развитие познавательной сферы
  3. Повторение изученного материала.

Психолог проводит с детьми игры, которые им больше всего понравились на занятиях.

Куражева Н.Ю. «Цветик-семицветик». Программа интеллектуального, эмоционального, волевого развития детей 3-4 лет. – СПб.: Речь; М.: Сфера, 2011

Занятие № 34

«Итоговая диагностика-1»

  1. Диагностика коммуникативной сферы детей.
  2. Диагностика мышления (исключение, классификация).
  3. Диагностика внимания (устойчивость, распределение)
  4. Диагностика зрительной памяти.
  1. Приветствие «Как живёшь?»
  2. Появление персонажа Мишутка
  3. Задание «запоминайка-1»
  4. Задание «Ёжики»
  5. Динамическая пауза «танец в кругу»
  6. Задание «Раздели на группы»
  7. Задание «Лабиринт»
  8. Игра «Съедобное-несъедобное»
  9. Задание «Грибочки»
  10. Упражнение «Передай по кругу»
  11. Игра «Угадай эмоцию»
  12. Подведение итогов, рефлексия, ритуал прощания.

Куражева Н.Ю. «Цветик-семицветик». Программа интеллектуального, эмоционального, волевого развития детей 3-4 лет. – СПб.: Речь; М.: Сфера, 2011

Стр. 140-143

Занятие № 35

«Итоговая диагностика -2»

  1. Диагностика коммуникативной и эмоциональной сферы детей.
  2. Диагностика мышления (анализ, исключение)
  3. Диагностика внимания (слуховое, концентрация).
  1. Приветствие «Как живёшь?»
  2. Появление персонажа Мишутка
  3. Задание «Запоминайка-2»
  4. Задание «Ёжик»
  5. Задание «Пустой квадрат»
  6. Динамическая пауза «Танец в кругу»
  7. Задание «Флажки»
  8. Задание «Чашка»
  9. Игра «Медведь в берлоге»
  10. Подведение итогов, рефлексия, ритуал прощания.

Куражева Н.Ю. «Цветик-семицветик». Программа интеллектуального, эмоционального, волевого развития детей 3-4 лет. – СПб.: Речь; М.: Сфера, 2011

Стр. 143-146

  1. Контроль освоения детьми Программы

     Коррекционно-педагогический процесс организуется на диагностической основе, что предполагает систематическое проведение мониторинга эмоционального и познавательного развития воспитанников, включающие следующие этапы: первичный, промежуточный и итоговый.

      Первичная диагностика проводится с детьми в сентябре (1-я и 2-я недели). Данная диагностика включает в себя сбор информации о ребёнке (анкетирование родителей), изучение медицинской карты, а также углубленная диагностика познавательного и эмоционального развития детей. Целью первичной диагностики является получение полных информационных данных об индивидуальных особенностях психического развития детей.

      Для проведения первичной диагностики используются следующие методики и диагностические комплекты:

п/п

Наименование методики или диагностического комплекта

Цель

1

Диагностический комплект: Павлова Н.Н., Руденко Л.Г. Экспресс диагностика в детском саду.

Выявление уровня развития познавательных процессов.

2

Наблюдение

Выявление уровня социально-коммуникативного развития ребёнка.

      Промежуточная и итоговая диагностика проводится с детьми в виде занятия в декабре и в мае (3-я и 4-я недели). И направлена на выявление динамики в развитии детей в результате коррекционно-развивающих занятий.

       Участие ребёнка к психологической диагностике допускается только с письменного согласия родителей (законных представителей), а полученные результаты могут быть использованы только для задач психологического сопровождения и проведения квалифицированной коррекции развития детей.

  1. Особенности взаимодействия педагога-психолога с семьями воспитанников

    Одной из главных задач при взаимодействии педагога-психолога ДОУ с семьей ребенка является не только выдача рекомендаций по развитию и воспитанию ребенка, но и создание таких условий, которые максимально стимулировали бы членов семьи к активному решению возникающих проблем:

  • готовность родителей быть участниками педагогического процесса;
  • распределение ответственности за успешное развитие ребенка;
  • обучение родителей необходимым навыкам и знаниям.

    В таких случаях выработанные в процессе сотрудничества с педагогом-психологом решения родители считают своими и более охотно внедряют их в собственную практику воспитания и обучения ребенка.

Педагог-психолог информирует и обсуждает с родителями результаты своих обследований и наблюдений. Родители должны знать цели и ожидаемые результаты программы. С самого начала знакомства определяется готовность родителей сотрудничать с педагогом-психологом, объем коррекционной работы, который они способны освоить. Родителей постепенно готовим к сотрудничеству со специалистами, требующему от них немало времени и усилий.

Формы сотрудничества с семьей в рамках образовательной деятельности

   Ведущие цели взаимодействия детского сада с семьей - создание в МКДОУ «Новоисетский детский сад» необходимых условий для развития ответственных и взаимозависимых отношений с семьями детей, обеспечивающих целостное развитие личности дошкольника, повышение компетентности родителей в области воспитания.

Основные формы взаимодействия с семьей в рамках Программы

№ п/п

Направление работы с родителями

Содержание работы

Периодичность

1

Анкетирование

Сбор информации о ребёнке

Сентябрь

(1-я и 2-я недели)

2

Индивидуальные консультации

Информирование родителей о ходе коррекционно-развивающей работы.

По запросам

3

Совместное пребывание родителей и детей на занятии

Вовлечение родителей в коррекционно-педагогическое воздействие.

1 раз в год и по запросам

4

Открытое занятие

Ознакомление родителей с методиками проведения занятия, установление доверительных отношений между родителями и педагогом, определение задач совместного воспитания и их реализация.

Октябрь

Информирование родителей о результатах освоения программы

Май

  1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
  1. Материально-техническое обеспечение программы

Сведения об имеющихся в наличии помещений для организации образовательной деятельности

№ п/п

Наименование

Количество мест

1

Кабинет педагога-психолога

14

Сведения об имеющемся в наличии информационно-технического оборудованиядля организации образовательной деятельности

№ п/п

Наименование        технических средств

Количество

1

Ноутбук

0

2

Принтер

0

3

Музыкальный центр        

0

Сведения об имеющемся в наличии учебного оборудования для организации образовательной деятельности

№ п/п

Наименование

Количество

1

Детский стол (регулируемый по высоте)

7

2

Детский стул (регулируемые по высоте)

12

3

Магнитная доска

1

  1. Учебно-методическое обеспечение программы

Сведения об имеющемся в наличии дидактических пособий, игр для организации образовательной деятельности

№ п/п

Наименование

Количество

1

Дидактическая игра «Чувства в домиках»

1

2

Дидактическая игра «Что такое хорошо, а что такое плох»

1

3

Демонстрационный материал «Эмоции»

1

4

Карточки «Эмоции»

1

5

Дидактическая игра «Театр настроений»

1

6

Дидактическая игра «Эмоциональное лото»

1

7

Вписываете свои дидактические игры

1

Сведения об имеющемся в наличии методической литературы для организации образовательной деятельности

№ п/п

Наименование

Количество

1

Куражева Н.Ю. «Цветик-семицветик». Программа интеллектуального, эмоционального, волевого развития детей 3-4 лет. – СПб.: Речь; М.: Сфера, 2011

1

2

Куражева Н.Ю., Козлова И.А. 70 развивающих заданий для дошкольников 3-4 лет.

1

  1. Режим реализации программы

Общее количество образовательных ситуаций в год

Количество образовательных ситуаций в неделю

Длительность образовательной ситуации

Форма организации образовательного процесса

35

1

15 мин.

Групповая

  1. Расписание занятий

День недели

Время

Наименование образовательной ситуации

Количество человек

Понедельник

09.50-10.10

«Развиваемся вместе»

8


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа педагога-психолога по подготовке детей к школе.

Перспективное планирование развивающей деятельности педагога-психолога с детьми 6-7 лет по развитию познавательных способностей и формированию психологической готовности к школьному обу...

Рабочая программа педагога-психолога для групп детей дошкольного возраста с ОВЗ

Рабочая программа определяет содержание и структуру деятельности педагога-психолога ГБДОУ №41 по направлениям: психологическая диагностика, психологическая профилактика и просвещение, психологическое ...

Рабочая программа педагога–психолога «Нейропсихологическая коррекция детей дошкольного возраста» на 2018 – 2019 учебный год.

Что мешает некоторым детям благополучно освоить программу дошкольного образовательного учреждения (ДОУ) и учебную программу начальной школы? Особое место среди причин стойкой неуспеваемости...

Рабочая программа педагога-психолога ДОУ для детей со сложным дефектом на 2020-2021 учебный год

Дети со сложным дефектом - особенные дети, которым требуется психологическая помощь в усвоении дошкольного образования.Дошкольный возраст является наиболее ответственным периодом жизни человека, когда...

Рабочая программа педагога - психолога по адаптации детей раннего возраста к ДОУ

Детский сад – новый период в жизни ребенка. Для него это, прежде всего, первый опыт коллективного общения. Новую обстановку, незнакомых людей не все дети принимают сразу и без проблем. Часто слу...

Рабочая программа педагога – психолога по адаптации детей раннего возраста к ДОУ

Детский сад – новый период в жизни ребенка. Для него это, прежде всего, первый опыт коллективного общения. Новую обстановку, незнакомых людей не все дети принимают сразу и без проблем. Часто слу...

Адаптированная рабочая программа педагога – психолога по адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада «Здравствуй, малыш!»

Адаптированная рабочая программа педагога – психолога по адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада «Здравствуй, малыш!»...