Рабочая программа кружка «Почемучкина школа» для детей подготовительной к школе группы
методическая разработка (подготовительная группа)

Скворцова Анастасия Александровна

«Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то

одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми

всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребёнку захотелось ещё и ещё раз возвратиться к тому, что

он узнал".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_kruzhka.docx390.68 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 3 «Дюймовочка»

Рабочая программа кружка

«Почемучкина школа»

для детей подготовительной к школе группы

;quality=95&crop=0,0,1280,1280&ava=1

Разработала:

Воспитатель Скворцова А.А

Зарайск 2023-2024гг.

1. Пояснительная записка

«Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то

одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми

всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребёнку захотелось ещё и ещё раз возвратиться к тому, что

он узнал".

Сухомлинский В. А.

Дополнительная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Почемучкина школа » разработана с учетом современных требований и основных законодательных и нормативных актов Российской Федерации и Московской области:

#1060;едеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от

№ 273-ФЗ.

#1055;орядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (утвержден приказом Министерства образования и науки РФот № 196).

#1057;анитарно – эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» СП 3648-20 (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 года №28);

#1057;анПин «Гигиениенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»;

#1052;етодические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) (Приложение к письму Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Министерства образования и науки РФ от № 09-3242).

Каждый ребенок уже с рождения – исследователь. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка. Наряду с игровой деятельностью, в процессах социализации,

познавательно-исследовательская деятельность имеет огромное значение в

развитии личности ребенка на протяжении всего дошкольного детства,

являясь поиском знаний, приобретением знаний самостоятельно или под

тактичным руководством взрослого, осуществляемого в процессе гуманистического взаимодействия, сотрудничества и сотворчества. Не случайно во ФГОС ДО значится, что одним из основных принципов дошкольного образования является «формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности».

Теоретической базой являются исследования Н.Н. Подьякова, где в

качестве основного вида познавательно-исследовательской деятельности детей выделяется экспериментирование. Все исследователи экспериментирования в той или иной форме выделяют основную особенность этой познавательной деятельности: ребёнок познает объект в ходе практической деятельности с ним. Экспериментирование имеет под собой научно-исследовательскую основу и развивает у ребенка мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение), стимулирует познавательную активность и любознательность, активизирует восприятие учебного материала по ознакомлению с природными явлениями с основами математических знаний и с этическими правилами в жизни общества. Известно, что важным критерием в подготовке ребенка к школе является воспитание у него внутренней потребности в знаниях. И экспериментирование как нельзя лучше формирует эту потребность через развитие познавательного интереса.

Научность, предполагает при подаче материала опираться на

достоверные, научно-обоснованные факты и материалы, соответствующие

возрасту детей.

Актуальность программы заключается в том, что на современном этапе к выпускнику – дошкольнику предъявляются высокие требования. Ребенок должен быть любознательным, активным, физически развитым, эмоционально отзывчивым, а именно в детском экспериментировании развиваются интегративные качества ребенка. Востребована творческая личность, способная к активному познанию окружающего, проявлению самостоятельности, исследовательской активности. Поэтому уже в дошкольном возрасте необходимо заложить первоосновы личности, проявляющей активное исследовательско – творческое отношение к миру. Детское экспериментирование как форма деятельности используется в практике недостаточно широко, хотя является эффективным средством развития важных качеств личности, как творческая активность, самостоятельность, самореализация, умение работать в коллективе. Такие качества способствуют успешному обучению детей в школе, а участие в педагогическом процессе наравне с взрослыми - возможность проектировать свою жизнь в пространстве детского сада, проявляя при этом изобретательность и оригинальность.

Программа обеспечивает разностороннее развитие детей в возрасте от 6

до 7 лет с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей.

Экспериментальная деятельность направлена на потребность ребенка в познании окружающего мира, на новые впечатления, которые лежат в основе возникновения и развития неистощимой исследовательской (поисковой) деятельности. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается. Понимая значение экспериментирования для развития ребенка в детском саду, разработана программа для детей старшего дошкольного возраста. Она построена таким образом, чтобы дети могли получить новые сведения, новые знания на получение продуктов творчества и на развитие творческого воображения. Интерес к экспериментальной деятельности обеспечивается через мотивацию, образность и эмоциональность.

Ведущие идеи программы заключаются в организации посильной, интересной и адекватной возрасту экспериментальной деятельности для формирования естественнонаучных представлений дошкольников.

Программа «Почемучкина школа» является программой с

естественнонаучной направленностью. Разработана на основе етодических пособий Н.Е. Вераксы, О.Р. Галимова «Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников»; А.И. Ивановой «Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду»; С.Н. Николаевой «Юный эколог», а также «Программы по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста» под редакцией О.В. Дыбиной.

Актуальностью данной программы является комплексное

использование элементов ранее известных и современных методик детского

экспериментирования, структуризация практического и диагностического

материала именно для старших дошкольников.

Цель Программы: формирование и развитие познавательных интересов

дошкольников через опытно-экспериментальную деятельность.

В соответствии с поставленной целью формируются задачи.

Воспитательные:

-Приобщение детей к опытно-экспериментальной деятельности.

-Развитие собственного познавательного опыта в обобщенном виде с помощью

наглядных средств (эталонов, символов, условных заместителей, моделей). - Формирование опыта выполнения правил техники безопасности при проведении физических экспериментов.

Развивающие:

-Развитие познавательных интересов детей, расширение опыта ориентировки в

окружающем, развитие любознательности и познавательной мотивации.

-Формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности.

- Расширение перспектив познавательно-исследовательской деятельности путем включения детей в мыслительные, моделирующие, преобразующие действия.

Образовательные:

- Развитие восприятия, внимания, памяти, наблюдательности, способности анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений окружающего мира;

- Развитие умения устанавливать простейшие связи между предметами и явлениями, делать простейшие обобщения.

Отличительная особенность программы.

В Программе на первый план выдвигается развивающая функция образования, обеспечивающая становление личности ребенка и ориентирующая педагога на его индивидуальные особенности, что соответствует ФГОС ДО. В Программе отсутствуют жесткая регламентация знаний детей и предметный центризм в обучении.

Участники программы. Возраст детей, участвующих в реализации данной

программы от 5 до 7 лет. Программа «Наука профессора Почемучкина»

разработана с учетом возрастных особенностей детей старшего дошкольного

возраста.

Хорошо известно, что существенной стороной подготовки ребенка к школе

является воспитание у него внутренней потребности в знаниях, проявляющихся в познавательном интересе.

Это объясняется тем, что старшим дошкольникам присуще наглядно-

действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование, как

никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В

дошкольном возрасте он является ведущим, а в первые три года - практически единственным способом познания мира.

Ребенок-дошкольник сам по себе уже является исследователем, проявляя

живой интерес к различного рода исследовательской деятельности, в

частности, к экспериментированию.

К старшему дошкольному возрасту заметно возрастают возможности

поисковой, исследовательской деятельности, направленной на «открытие» нового, которые развивают продуктивные формы мышления. При этом главным фактором выступает характер деятельности.

Встаршем дошкольном возрасте многие дети задумываются о таких физических явлениях, как замерзание воды зимой, распространение звука в воздухе и в воде, различная окраска объектов окружающей действительности и возможность самому достичь желаемого цвета на занятиях по изобразительному искусству, «пройти под радугой» и т.п.

Словесно-логическое мышление детей седьмого года жизни формируется с опорой на наглядно-действенные и наглядно-образные способы познания. Эксперимент, самостоятельно проводимый ребенком, позволяет ему создать модель естественнонаучного явления и обобщить полученные действенным путем результатов, сопоставить их, классифицировать и сделать выводы о ценностной значимости физических явлений для человека и самого себя.

Объемы и сроки освоения программы.

Общеразвивающая программа «Почемучкина школа» разработана на 2 года обучения. Программа является разновозрастной и учитывает возрастную дифференциацию. Группа первого года обучения комплектуются из детей 5-6 лет (старшая группа); второго года обучения из детей 6-7 лет (подготовительная к школе группа).

Программа разработана на 2 года обучения, каждый из которых, в свою

очередь, включает комплекс тем. Она развивается по принципу развития

спирали, но каждый раз на новом уровне. При этом она имеет общий стержень.

Подобно этому каждый тематический раздел и программа в целом на каждом году обучения в основе себя повторяет, но уже с последующим углублением и усложнением соответственно возрасту детей.

Формы обучения.

Основная форма организации образовательной деятельности – занятие. В

процессе занятия используется коллективные и индивидуальные формы работы

с детьми. Программой предусмотрена очная форма обучения.

Особенности организации образовательного процесса.

Занятия организуются в форме партнерской деятельности с

воспитателем, где он демонстрирует образцы исследовательской деятельности, а дети получают возможность проявить собственную исследовательскую активность. Партнер – всегда равноправный участник дела, его позиция связана с взаимным уважением, способствует развитию у ребенка активности, самостоятельности, умения принять решение, пробовать делать что-то не боясь, что получится неправильно, вызывает стремление к

достижению, способствует эмоциональному комфорту, развитию социальной

и познавательной активности.

Партнерская позиция требует определенной организации пространства:

взрослый всегда вместе (рядом) с детьми, в круге; добровольное (без психологического принуждения) включение детей в предлагаемую деятельность с подбором интересного привлекательного для дошкольников содержания. Организуя с детьми опыты и эксперименты, воспитатель привлекает внимание «интригующим» материалом или демонстрацией необычного эффекта. Все это происходит в ситуации свободного размещения детей и взрослого вокруг предмета исследования.

Детям предоставляется возможность экспериментировать

самостоятельно. Обсудив полученные эффекты, можно несколько раз поменять условия опыта, посмотреть, что из этого получается. Результатом опыта будет формулирование причинно-следственных связей.

Режим занятий.

Срок реализации программы «Наука профессора Почемучкина» - 2 учебных

года. Учебный год состоит из 36 учебных недель. Занятия проводятся 2 раза в

неделю. Продолжительность занятий с детьми 5-6 лет не более 25 минут, с детьми 6-7 лет не более 30 минут. Гибкая форма организации экспериментальной деятельности позволяет учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, здоровье, настроение, уровень установления причинно-следственных связей, выявления закономерностей и другие факторы. Состав группы одновременно работающих детей может меняться в зависимости от вышеуказанных причин.

Количество детей: в зависимости от количества детей в группе.

Планируемые результаты Программы:

В результате освоения содержания Программы предполагается

формирование у воспитанников устойчивых естественнонаучных знаний и представлений, формирование исследовательских умений, а также самостоятельности в процессе экспериментальной деятельности, применении знаний на практике.

Ожидаемые результаты к концу первого года обучения:

Старшая группа (с 5 до 6 лет):

Группирует однородные предметы по сенсорным признакам: величине, форме, цвету.

Различает и называет основные сенсорные эталоны (цвет, форма, величина),

осязаемые свойства предметов (теплый, холодный, твердый, мягкий и т.п.).

Различает и называет параметры величины (длина, ширина, высота) и

несколько градаций величин данных параметров.

Различает и использует в деятельности различные плоскостные формы и

объемные фигуры.

Использует эталоны как обозначенные свойства и качества предметов (цвет,

форма, размер, материал и т.п.).

Подбирает предметы по одному - двум качествам (цвет, форма, материал и

т.п.).

Получает удовольствие от экспериментирования с разными материалами,

выполняет обследовательские действия.

Ожидаемые результаты к концу второго года обучения:

Подготовительная к школе группа (с 6 до 7 лет):

Классифицирует и группирует предметы по общим качествам и характерным

деталям.

Различает качества предметов (величина, форма, строение, положение в пространстве, цвет и т.п.).

Различает и использует в деятельности различные плоскостные формы и

объемные фигуры.

Использует эталоны как обозначенные свойства и качества предметов (цвет,

форма, размер, материал и т.п.).

Обследует предметы с помощью системы сенсорных эталонов и перцептивных действий. Получает удовольствие от экспериментирования с разными материалами, выполняет обследовательские действия.

Воспитательные результаты освоения программы:

знать основы экологических знаний о живой и неживой природе; основы о взаимосвязи животного и растительного мира;

-названия самых распространенных растений, животных, насекомых;

-время суток, времена года, их последовательность, сколько месяцев в году, дней в месяце, дней в неделе, часов в дне.

- отличать деревья от кустарников; -называть явления природы;

-уметь участвовать в беседе.

Развивающие результаты освоения программы:

-владеть нормами и правилами поведения в окружающей природной среде; -иметь представление о свойствах воды и её значении в быту;

- владеть навыками творческой деятельности (составить рассказ, нарисовать картинку, рассказать);

-ориентироваться во времени.

- основные признаки времен года; -правила поведения в природе;

Образовательные результаты освоения программы:

-называть времена года, отмечать их особенности;

-знать о взаимодействии человека с природой в разное время года;

-знать о значении солнца, воздуха и воды для животных и растений;

-бережно относиться к природе;

-выполнять правила личной гигиены; -вести наблюдения в природе;

-ухаживать за комнатными растениями;

-обладать потребностью, направленной на реализацию здорового образа жизни и улучшения состояния окружающей среды.

Формы аттестации.

Результативность освоения Программы отслеживается в процессе

ежегодного диагностирования воспитанников в начале и в конце учебного года (вводная – сентябрь, итоговая – май) на каждом этапе обучения. По результатам диагностирования можно судить об изменениях в развитии дошкольников в тот или иной возрастной период.

Форма проведения диагностики - итоговое занятие, викторины, беседы с

детьми по картинкам.

Оценка педагогического процесса связана с уровнем овладения каждым

ребенком необходимыми навыками и умениями:

- 1 балл – ребенок не может выполнить все параметры оценки, помощь

взрослого не принимает.

-2 балла - ребенок не может выполнить все параметры оценки, с помощью

взрослого.

-3 балла – ребенок выполняет все параметры оценки самостоятельно.

Форма отслеживания и фиксации образовательных результатов:

-аналитический материал, фото, проекты, грамоты и другие наградные

документы;

-табель посещаемости;

-методическая разработка, -портфолио обучающегося, -публикации в СМИ,

-отзывы родителей,

-диагностика умений и навыков.

Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов.

-выставки,

-участие в конкурсах, олимпиадах,

-мастер-классы.

Материально-техническое оснащение:

Для успешного воспитательно-образовательного процесса по данному направлению в группе преобразована предметно-развивающая среда и создана мини-лаборатория в соответствии с требованиями СанПин -13 (утверждено постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от № 26). Учебное оборудование группы включает комплект мебели, необходимой для организации занятий, хранения и показа наглядных пособий.

Основное оборудование и материалы:

Приборы – помощники: увеличительное стекло, чашечные весы, песочные

часы, разнообразные магниты, бинокль.

Прозрачные и непрозрачные сосуды разной конфигурации и разного объема:

пластиковые бутылки, стаканы, ковши, ведерки, воронки.

Природные материалы: камешки разного цвета и формы, минералы, глина,

разная по составу земля, уголь, крупный и мелкий песок. птичьи перышки,

ракушки, шишки, скорлупа орехов, кусочки коры деревьев, листья, веточки,

пух, мох, семена фруктов и овощей.

Бросовый материал: кусочки кожи, поролона, меха, лоскутки ткани, пробки,

проволока, деревянные, пластмассовые, металлические предметы, формочки –

вкладыши от наборов шоколадных конфет.

Технические материалы:

Гайки, винты, болтики, гвозди.

Разные виды бумаги: обычная альбомная и тетрадная, калька, наждачная.

Красители: ягодный сироп, акварельные краски.

Медицинские материалы: пипетки, колбы, пробирки, шпатели. Деревянная

палочка, вата, мензурки, воронки, шприцы (пластмассовые без игл), марля,

мерные ложечки.

Прочие материалы: зеркала, воздушные шары, деревянные зубочистки,

растительное масло, мука, соль, цветные и прозрачные стекла, формочки, поддоны, стеки, линейки, сито, таз, спички, нитки. Пуговицы разного размера, иголки, булавки, соломинки для коктейля.

Игровое оборудование:

Материал, находящийся в центре экспериментально-поисковой деятельности должен соответствовать среднему уровню развития ребенка. Необходимо также иметь материалы и оборудование для проведения более сложных экспериментов, рассчитанных на одаренных детей и детей с высоким уровнем развития.

Создание лаборатории не требует больших финансовых вложений.

Организация лаборатории осуществляется с помощью родителей.

Организация ППРС:

Предметно-развивающая среда улучшает опыт эмоционального и

практического взаимодействия ребенка с окружающими людьми, а также помогает поднять познавательную активность всех детей группы.

Предметно пространственная развивающая среда к реализации

Программы создавалась в соответствии ФГОС ДО так, чтобы реализация Программы:

- гарантировала охрану и укрепление физического и психического здоровья

детей;

- обеспечивала эмоциональное благополучие детей;

- способствовала профессиональному развитию педагогических работников; - создавала условия для развивающего вариативного дошкольного

образования;

- обеспечивала открытость дошкольного образования;

- создавала условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности.

ППРС обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства группы. Среда содержательно насыщена, трансформируема, многофункциональна, вариативна, доступна и безопасна. Разнообразие материалов, оборудования и инвентаря обеспечивают:

- игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех

воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой);

- двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики; - эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-

пространственным окружением; - возможность их самовыражения.

Трансформируемость пространства даёт возможность изменений

предметно-пространственной развивающей среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей.

Многофункциональность материалов даёт возможность разнообразного

использования различных составляющих предметной среды, например, детской

мебели, матов, мягких модулей, ширм и т.д.

Информационное обеспечение программы

- Магнитофон;

- Компакт диски; - Принтер,

- Ноутбук,

- Телевизор.

- Мультимедийный проектор, - Экран,

- Компьютерные презентации.

2. Учебный план.

Первый год обучения в старшей группе (5-6 лет) – 72 часа.

Название раздела, Количество часов Формы

п/ темы

1.

Опыты с водой (знакомство со

свойствами и качеством). Игры с брызгалками.

Рассматривание глобуса.

Слушание музыки (журчит ручей, капает

дождь, бушует море).

«Цветная вода».

Экскурсия к речке, пруду.

Пускание корабликов. Чтение

художественной литературы «Куда делась вода после дождика».

Опыты: «Откуда в небе облака?»,

«Откуда берется вода?».

Презентация «Грибной дождь, ливень».

Почемуговорят «как с гуся вода»?

2.

Что у нас под ногами?

Где растения быстрее получают воду?

Презентация «Как «болеет» почва?»

Презентация « Могут ли животные жить в

земле»? 3.

Рассматривание


Всего Теория

Вода.

2 1

1 1

1

1

2

2 1

2 1

1 1

1

Почва.

1 1

1

1 1

1 1

Снег.

1


Практика

1

1

1

2

1

1

1

1

1


Проектно-исследовательская работа

Наблюдение

Наблюдение

Беседа

Беседа

Наблюдение

снежинок через лупу. Создание альбома

«Волшебные кристаллики – снежинки».

Опыты со снегом. Постройка снежной

фигуры.

Иней. Наблюдение за деревьями.

4.

Образование сосулек. Опыты: «Почему лед

скользкий?». 5.

Световой луч. Живые тени. Части суток.

6.

Как увидеть и услышать

электричество? 7.

Презентация «Почему все падает на землю?»

Опыты: «Как измерить вес?»

8.

Магнетизм. Магнитные силы.

Необычная скрепка.

Опыты: «Испытание магнита».

9.

Свойства воздуха. Опыты: «Воздушный

шар, мыльный пузырь – что общего?».

Опыты: «Можно ли поймать воздух. Буря в

стакане воды». Попробуем взвесить

воздух. 10.

Свойства звука. Как распространяется

звук? Как появляется


2 2

2 2

1 1

Лед.

2 1 1

1 1

Свет.

1 1 1 1 1 1

Электричество.

1 1

Вес.

1 1

1 1

Магниты.

2 2

1 1

2 1 1

Воздух. 1 1

2 1 1

1 1

1 1

Звук. 1 1

2 1 1

1 1


Беседа

Беседа

Наблюдение

Наблюдение

Беседа

Беседа Беседа Беседа

Беседа

Беседа

Наблюдение

Беседа

Исследовательская работа Исследовательская работа

Проектно – исследовательская работа

Беседа Беседа

Беседа

песенка? Опыты со звуком.

Где живет эхо. 11.

Опыты: «Вода двигает камни и меняет объем

жидкости при замерзании».

Какими бывают камешки.

Песчаный конус. Свойства мокрого

песка. 12.

Наблюдение за комнатными растениями.

Строение. Взаимосвязь живого и неживого.


1 1

1 1

Песок. Камни.

2 1 1

2 1 1

1 1

1 1

Комнатные растения.

1 1

1 1


Исследовательская работа Беседа

Проектно -исследовательская работа

Куда тянутся корни. Как растение ищет

свет.

Волшебные семена. Есть ли урастения

органы дыхания.


Проектно –

1 1 исследовательская деятельность

1 1

1 1

«Носит одуванчик разный сарафанчик».

13.

Опыты с солнечным зайчиком.

Радуга на стене. Какой бывает свет?

14. Насекомые.

Муха – цокотуха. Значение живой и

неживой природы для насекомых.

15.

Экскурсия к водоему (измерение воды,

фильтрация воды) Твердое – жидкое. Как измерить тепло?


1 1

Солнечный свет.

2 1 1

1 1 1 1

2 1 1

2 1 1

Свойства различных предметов.

2 1 1

1 1 1 1


Беседа

Наблюдение Беседа

Проектно – исследовательская деятельность

Беседа

Беседа Беседа

Второй год обучения в подготовительной к школе группе

(6-7 лет) – 72 часа.

Название раздела, темы Количество п/п часов

1. Песок. Глина.

Песочная страна. Свойства песка. 2 1 1 Глина. Какая она? 1 1

Опыт с песком и глиной. 1 1


Формы

Наблюдение Наблюдение Беседа

Знакомство с песочными часами. 1 1 Беседа 2. Ветер.

Ветер, ветер, ты могуч… 1 1 Как образуется ветер? 1 1

Можно ли играть при сильном ветре? 1 1


Проектно – исследовательская деятельность

3.

Этот удивительный воздух.


Воздух.

1 1

Чем пахнет воздух. Как определить 2 1 1 чистотувоздуха.

Значение воздуха для растений, 1 1 насекомых.

Воздух – невидимка. 1 1

Опыты: «Теплый и холодный воздух. 2 1 1 Его свойства».

Опыты: «Есть ли воздух в воде?» 1 1


Проектно – исследовательская деятельность

4. Вода.

Вода. Ее свойства. 1 1

Пар – это тоже вода. 1 1


Беседа Наблюдение

Круговорот воды в природе. 1 1

Опыты: «Веселые сестрички – капелька, 1 1 снежинка, льдинка».

Образование облаков. 1 1 Синий иней лежит на проводах. 1 1

Опыты: «Различия между снегом и 2 1 1 инеем».


Беседа Беседа

Беседа Наблюдение Наблюдение

5.

Магнит. Его свойства. Магнитные свойства Земли. Компас.


Магнит.

1 1 Беседа 1 1 Беседа 1 1 Беседа

Опыты: «Притягивает – не притягивает». 2 1 1 Беседа 6. Термометр.

Термометр и температура. Виды 2 1 1 Беседа термометров.

Опыты: «Что можно измерить 1 1 Беседа термометром».

7. Звук.

Звук. Его источник и распространение. 1 1

Опыты: «Какие бывают звуки. Способы 1 1 восприятия звуков человеком и


Беседа Наблюдение

животными».

Спичечный телефон. 1 1 Как появилась игра «Сломанный 1 1

телефон».

8. Соль.

Волшебница соль. Ее свойства. 1 1 Способы добычи соли. 1 1

Применение соли. 1 1

Опыты: «Для чего нужна соль?» 1 1


Беседа Беседа

Проектно – исследовательская деятельность

9. Электричество.

Электричество. Его виды. 1 1 Беседа

Проводники и диэлектрики. 1 1 Устройство электрических приборов. 1 1

Правила безопасности при 2 1 1 взаимодействии с электричеством.

Опыты безопасного использования 2 1 1 электрических приборов.

Что такое молния. Гроза – проявление 1 1 электричества в природе.


Беседа Проектно-

исследовательская деятельность Беседа

Наблюдение

Беседа

10.

Стекло. Его свойства.


Стекло.

2 1 1 Беседа

Опыты со стеклянными предметами. 1 1 Беседа Рассматривание предметов через 2 1 1 Беседа

цветное стекло.

11. Вес.

Взвешивание предметов. 1 1 Беседа Знакомство с напольными весами. 1 1 Беседа Опыты определения веса разных 1 1 Беседа

предметов.

12.

Солнечный зайчик.


Солнечный свет.

1 1 Наблюдение

Опыты: «Догони солнечного зайчика». 1 1 Роль солнца в жизни всего живого. 1 1

Солнечные часы. 1 1


Беседа Беседа Наблюдение

13. Время.

Что такое время. Как его измерить. 1 1 Беседа Части суток. Времена года. 1 1 Беседа Календарь. 1 1 Беседа Какие бывают часы. 1 1 Беседа

14. Почва.

Почва. Ее влияние на рост растений. 1 1

Способы размножения растений. Где лучше растут растения. Как растения добывают воду. Опыты: посадка семян, лука. Условия для роста растений.


2 1 1

1 1 Проектно –

1 1 Исследовательская 2 1 1 деятельность

1 1

3. Содержание учебного плана.

Первый год обучения в старшей группе (5-6 лет) – 72 часа.

На вводном занятии дети знакомятся с содержанием курса работы объединения.

Блок занятий «Вода» (13 часов)

Дать детям знания о разнообразных состояниях воды (твердое, жидкое).

Формировать понятие – неживая природа. Познакомить детей с круговоротом

воды в природе. Познакомить со свойствами и качествами воды (прозрачная, бесцветная, без запаха и вкуса, растворяет некоторые вещества). Значение воды в жизни растений и животных.

Блок занятий «Почва» (4 часа)

Познакомить детей со свойствами, составом и качеством почвы. Что у нас

под ногами? Где растения быстрее получают воду? Как болеет почва?

Определение сухой и влажной почвы. Первоначальные представления о внутреннем содержании земли. Почва – верхний слой земли. Для жизни живых организмов в почве есть воздух, вода, органические вещества.

Блок занятий «Снег» (6 часов)

Сезонное явление – снегопад. Изменения в природе зимой. Понятие об

образовании узоров на окнах. Знакомства со свойствами снега, какой он бывает

в разную погоду (ветреную, теплую, холодную). С чем можно сравнить снег? Загрязнение снега и воды.

Блок занятий «Лед» (3 часа)

Влияние температурных изменений на свойства льда. Сравнение льда и

снега. Почему лед скользкий? Образование сосулек.

Блок занятий «Свет» (3 часа)

Световой луч. Живые тени. Показать значение света. Природные

источники света – солнце, луна; искусственные – изготовленные людьми (лампа, фонарик, свеча). Понять, как образуется тень, ее зависимость от источника света и предмета, их взаиморасположение.

Блок занятий «Электричество» (1 час)

Познакомить детей с понятиями «электричество», где живет и как оно помогает человеку. Гроза – проявлениеэлектричества в природе. Появлениеэлектрической лампы. Электроприборы.

Блок занятий «Вес» (2 часа)

Познакомить детей с тем, как можно измерить вес предметов.

Блок занятий «Магниты» (5 часов)

Познакомить детей с физическим явлением «магнетизм», с особенностями

магнита. Помочь выявить материалы, которые могут стать магнетическими.

Действия магнитных сил Земли. Выявление свойств материалов, взаимодействующих с магнитом (липкость, способность приклеивать и приклеиваться, притягивать железо).

Блок занятий «Воздух» (4 часа)

Систематизировать знания детей о воздухе. Познакомить со способами обнаружения воздуха, некоторыми свойствами (упругость). Как влияет загрязнение воздуха на окружающую среду. Закрепить представления о том, что людям и всему живому необходим чистый свежий воздух, попробовать ощутить различия комнатного и свежего воздуха. Воздух есть во всем. Воздух имеет вес.

Блок занятий «Звук» (5 часов)

Познакомить детей с понятием «звук». Подвести к пониманию причин возникновения звука: колебание предмета. Помочь выявить причины

происхождения низких и высоких звуков (частота звуков). Подвести к

пониманию возникновения эхо.

Блок занятий «Камни» (4 часа)

Познакомить детей со свойствами камней. Умение обследовать камни с

помощью органов чувств. Камни отличаются по составу, прочности. Сравнение камня с глиной, пластилином.

Блок занятий «Комнатные растения» (6 часов)

Растение – целостный организм, где каждая часть – орган выполняет

определенную функцию. С помощью опыта показать движение воды по стеблю.

Органы дыхания у растения. Растение ищет свет. Растение выделяет кислород. Уход за комнатными растениями.

Блок занятий «Солнечный свет» (4 часа)

Формировать представление о том, что солнце является источником тепла

и света. Познакомить с механизмом образования цветов. Понятие «световая энергия». Из каких цветов состоит солнечный луч.

Блок занятий «Насекомые» (4 часа)

Виды насекомых. Значение живой и неживой природы для насекомых. Где

обитают насекомые. Чудесные превращения насекомых (гусеница – бабочка).

Польза и вред насекомых.

Блок занятий «Свойства различных предметов» (4 часа)

Некоторые виды природных водоемов. Познакомить детей с процессами очистки воды разными способами. Знакомство детей с твердыми и жидкими предметами. Познакомить с понятием «температура».

Второй год обучения в подготовительной к школе

группе (6 – 7 лет) – 72 часа

Блок занятий «Песок. Глина» (5 часов)

Познакомить детей со свойствами песка (сыпучесть, прочность, рыхлость, проводимость воды). Познакомить детей с природным материалом – глиной, ее свойствами (липкость, проводимость воды, прочность) и применением. Может ли растение расти на глинистой почве. Может ли песок двигаться.

Блок занятий «Ветер» (3 часа)

Расширить знания детей о явлениях природы. Как образуется ветер? Как определить силу ветра? Воздействие ветра на окружающую среду. Способ появления ветра в комнате.

Блок занятий «Воздух» (8 часов)

Дать детям понятие о движении воздуха. На примере опыта показать, как

можно обнаружить его движение. Дать представления об источниках

загрязнения воздуха. Формировать желание заботиться о чистоте воздуха. Воздух обладает упругостью. Понять, как может использоваться сила воздуха. Значение воздуха для растений и насекомых. Свойства теплого и холодного воздуха.

Блок занятий «Вода» (8 часов)

Закрепить знания о свойствах воды. Подвести детей к пониманию того, что вода может быть в трех состояниях (твердое, жидкое, газообразное). Значение воды в жизни растений и животных. Круговорот воды в природе. Дать представления о том, что чистая вода не имеет запаха. Влияние температурных изменений на свойство воды.

Литература

 Программа «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А.

Васильевой, 2014г;

• Познаю мир Т.И.Гризик, М., Просвещение,2010;

• Ребенок в мире поиска. Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного

возраста / под редакцией Дыбиной О. В., М., ТЦ «Сфера», 2005.

• Организация экспериментальной деятельности дошкольников / Под ред. Л.Н Прохоровой, М.,

Просвещение, 2003.

• Неизведанное рядом. Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников / под ред. О.В.

Дыбиной, Н.П. Рахмановой, В.В. М, Просвещение,2003.

• Дыбина, О.В. Из чего сделаны предметы: (Текст) /О. В. Дыбина. - М.: Творческий Центр

Сфера,2004.

• Что было до... Игры-путешествия в прошлое предметов Дыбина, О.В. (Текст) / О. В. Дыбина. -

М.: Творческий Центр Сфера,2004.

• Творим. Преобразуем О. Дыбина, М., Просвещение, 2008.

• Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста Тугушева Г.

П., Чистякова А. Е. СПб. Детство - Пресс, 2008.

• Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду Иванова,

А.И: (Текст) / А. И. Иванова. - М.: Сфера,2003. -54с.

• Естественно-научные наблюдения и эксперименты в детском саду А.И. Иванова, М.,

Просвещение, 2008.

• Мой мир Козлова С. А., М., Просвещение, 2002.

• Жукова, В. А. Познавательные опыты в школе и дома:(Текст) / В. А. Жукова. -М.: Росмэн,2001.

• Ковинько, Л.В. Секреты природы - это так интересно: (Текст) / Л. В. Ковинько.-М.: ЛинкаПресс,2004.

• Николаева, С.Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном возрасте: (Текст) / С. Н.

Николаева. -М.: Просвещение,2002.

• Авдеева, М.Н. Жизнь вокруг нас: (Текст) / М. Н. Авдеева. - Ярославль: Академия развития,2003.

• Николаева, С.Н. Эколог в детском саду: (Текст) / С. Н. Николаева. - М.: Мозаика- Синтез,2003.

• Рыжова, Н.А. Воздух-невидимка: (Текст) / Н. А. Рыжова. - М.: Линка-Пресс,1998.

• Рыжова, Н.А. Волшебница Вода: (Текст) / Н. А. Рыжова. - М.: Линка-Пресс,1997

• Рыжова, Н.А. Развивающая среда дошкольных учреждений: (Текст) / Н. А. Рыжова.

- М.: Линка - Пресс, 2003

• Я иду, гуляю. Прогулки с детьми в выходной день: сборник (Текст) /сост. В. М. Волков. - М.:

Карапуз,2002.

• Занимательное природоведение: пособие (Текст) / сост. Ю.Р. Васильев. - М.: Омега,1997.

• Гризик, Т.И. Познаю мир: пособие (Текст) / Т. И. Гризик. - М.: Просвещение,200

Сикорук, Л.Л. Физика для малышей:(Текст) / Л. Л. Сикорук. -М.: Просвещение,1983.

• Куликовская, И.Э. Детское экспериментирование: (Текст) / И. Э. Куликовская, Н. Н. Совгир. -

М.: Педагогическое общество Росии,2005.

• Интересно. Весело. Полезно: сборник (Текст) / сост. Л. В. Головкова. - Смоленск,1999.

• Тугушева, Т. П. Игра - экспериментирование для детей старшего дошкольного возраста (Текст)

/ Т. П. Тугушева, А. В. Чистякова// дошкольная педагогика. № С.17-23.

• Паршукова, И. Л. Маленькие исследователи. Виды и структура исследовательских занятий в

детском саду (Текст) / И. Л. Паршукова // Дошкольная педагогика. - №5(32).-С. 19-24.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по физической культуре для детей подготовительной к школе группе

Рабочая программа образовательной области «Физическая культура» составлена в соответствии с программой под редакцией М.А. Васильевой «Программа воспитания и обучения в детском саду» Мозаика – Синтез, ...

Рабочая программа кружка «Волшебная бумага» для детей подготовительной к школе группы

Рабочая программа кружка «Волшебная бумага»2014-2015 учебный годгруппа № 4  возраст детей (6-7лет)Воспитатель: Захарова Елена Анатольевна...

Рабочая программа по развитию речи для детей подготовительной к школе группы общеразвивающей направленности образовательная область «Коммуникация»

Рабочая программа по развитию речи направлена на реализацию образовательной области «Коммуникация», составлена на основе обязательного минимума содержания по познавательно-речевому развитию детей стар...

Рабочая программа по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образовательного учреждения для детей подготовительного к школе возраста (6-7 лет)

СодержаниеЧасть 1. (обязательная)Раздел 1. ЦелевойПояснительная записка…………………………………………………... …..…...31.1. Цели и задачи реализации программы дошкольного образования…….…..51.2. Принципы и подходы к фо...

Дополнительная образовательная рабочая программа художественно-эстетической направленности для детей подготовительного к школе возраста «Алмазная мозайка»

Дополнительная образовательная рабочая программа (далее Программа)   «Алмазная мозайка» разработана на основе дополнительной образовательной программы МБДОУ «ЦРР – д/...

Рабочая Программа на 2019-2020 уч.г. подготовительной к школе группы детей с ОВЗ

Рабочая Программа на 2019-2020 уч.г. подготовительной к школе группы детей с ОВЗ...

Рабочая программа воспитания, образования и развития детей подготовительного к школе дошкольного возраста группы № 2 «Вишенка» на 2021-2022 учебный год

Программа опирается на нормативно-правовую базу, в которой соотнесены цели Программы и планируемые способы их достижения в соответствии с действующим законодательством РФ и международными правовыми ак...