Программа деятельности инновационной площадки «Мягкая педагогика», как модель социокультурной образовательной среды для детей раннего возраста»
рабочая программа

Иванова Елена Юрьевна

Программа деятельности инновационной площадки

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_innovatsionnoy_ploshchadki.docx85.89 КБ

Предварительный просмотр:

C:\Users\Лена\Desktop\новая аттестация 23\аттестация Лена 24г\ПРОГРАМЫ\титтул.л. мягкая педагогика.png

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Введение……………………………………………………………………3

II. Содержание деятельности  муниципальной инновационной площадки на 2023-2026 годы………………………………………………………………...6

  1. Исходные теоретические положения……………………………………6

2.2.  Практика реализации ИП………………………………………………….7

2.2.1. Этапы реализации и прогнозируемые результаты

по каждому этапу………………………………………………………………..7

2.3. Методы деятельности……………………………………………………..14

2.4. Предложения по распространению и внедрению результатов инновационной деятельности в массовую практику………………………….15

2.5. Необходимые условия организации работ………………………………...16

2.6. Перечень учебно-методических разработок

по теме проекта/ программы…………………………………………………..19

  1. Введение

Важной задачей современных дошкольных образовательных организаций является создание социокультурной среды, обеспечивающей  полноценное развития каждого ребенка, позволяющей ему проявить собственную индивидуальность и активность, чтобы наиболее успешно реализовать себя. Согласно ФГОС ДО и ФОП ДО одной из актуальных задач в современных дошкольных образовательных организациях является обеспечение эмоционального комфорта ребенка, способствующее и поддерживающее жизнерадостное, активное, эмоционально - положительное состояние дошкольника. А так же соблюдение основных принципов:

  • поддержка разнообразия детства;
  • сохранение его уникальности и самоценности значимого тем, что происходит с ребенком в настоящее время;
  • личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия всех участников образовательных отношений;
  • уважение личности ребенка;
  • реализация образовательной деятельности в формах, специфических для детей данной возрастной группе (в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно - эстетическое развитие ребенка); направляет нас на создание определенных условий в ДОУ.

Отсюда возникает вопрос – как это сделать эффективно и профессионально?

 «Мягкая педагогика» - это, прежде всего, открытый стиль педагогической коммуникации. В группах создаются оптимальные условия для формирования позитивных, дружеских детских взаимоотношений, доверительного и теплого эмоционального климата. «Мягкая педагогика» обеспечивает дружественное и деловое взаимопонимание между педагогом и воспитанником, вызывает у детей положительные эмоции, уверенность в себе, дает понимание ценности сотрудничества в совместной деятельности. Об основных аспектах данного педагогического метода декларирует доцент кафедры дошкольного образования Томского государственного педагогического университета кандидат психологических наук Елена Дмитриевна Файзуллаева.

 Актуальность инновационной площадки. Актуальность темы ИП обусловлена необходимостью  решения обеспечения качественного образования детей раннего и младшего дошкольного  возраста в дошкольном учреждении. Сегодня необходима такая дошкольная образовательная организация, руководитель и сотрудники которой умеют моделировать образовательную среду, отвечающую особенностям детей раннего возраста, владеют необходимыми компетенциями, постоянно развиваются. Проект является решением задач по обеспечению создания в дошкольном учреждении оптимальных условий для полноценного развития детей раннего возраста с учетом его индивидуальных особенностей и «запроса» семьи на основе идеи «мягкой педагогики», как модели социокультурной образовательной среды для детей раннего возраста.  А также повышение профессиональной компетенции педагогов в соответствии с принципами образовательной программы.

 Практическая значимость реализации данного инновационного проекта / программы состоит:

- в развитии каждого ребенка с учетом его индивидуальных особенностей и образовательного «запроса» семьи;

 -  в модернизации образовательного пространства, отвечающего условиям полноценного развития детей раннего возраста;

- в разработке и апробации диагностических методик;

- в создании практического методического материала (рекомендации, методические пособия в соответствии с возрастными группами, диагностический инструментарий).         

Объект инновационной деятельности   - система работы по созданию новой модели развития взаимоотношений педагога и детей в социокультурной образовательной среде.    

Предметом инновационной деятельности является разработка и внедрение идеи «мягкой педагогики», как модели социокультурной образовательной среды для детей раннего возраста.  

Цель: Создание в дошкольной образовательной организации (далее – ДОУ) оптимальных условий для полноценного развития детей раннего  возраста с учетом их индивидуальных особенностей и «запроса» семьи  на  основе идеи «мягкой педагогики», как модели социокультурной образовательной среды для детей раннего возраста.  

 Задачи:

1. Изменить существующие подходы к организации образования детей раннего возраста.

2. Внедрить в практику новую вариативную модель социокультурной образовательной среды ДОО на основе идеи «мягкой педагогики», обеспечивающие полноценное воспитание и развитие детей раннего возраста;

3. Внедрить новые технологии методического и организационно-педагогического сопровождения детей раннего возраста.

Идея инновационной площадки заключается в совершенствовании педагогического, учебно-методического, организационного, материально-технического обеспечения системы дошкольного образования.

Гипотеза инновационной деятельности заключается в предположении, что если целенаправленно, планомерно использовать  в практике ДОУ  систему работы на  основе идеи «мягкой педагогики», как модели социокультурной образовательной среды для детей раннего возраста и обеспечить соблюдение следующих условий:

1. Организация целостной системы на основе идеи «мягкой педагогики».

2. Использование технологий обучения и воспитания с учетом возрастных и индивидуальных особенностей дошкольников.

3. Организация сотрудничества с родительским сообществом и внешним социумом.

Обоснование значимости деятельности площадки для развития   системы образования МО «Макаровский городской округ» Представленная инновационная система реализации гуманного подхода к развитию малышей с помощью ресурсов «мягкой педагогики» поможет создать в группах раннего возраста психологически безопасную и комфортную, благоприятную образовательную среду. Данный проект технологичен, универсален, может быть реализован в любой дошкольной образовательной организации.

II. Содержание деятельности  муниципальной инновационной площадки на 2023-2026 годы

  1. Исходные теоретические положения.

«Мягкая педагогика» (авторская методика Елены Дмитриевны Файзуллаевой) – это, прежде всего, открытый стиль педагогической коммуникации. То есть доброжелательный контакт с воспитанниками, проявление доверия и уважения к ним.

Идея «мягкой педагогики» связана с гуманизацией пространства раннего детства. «Мягкая педагогика» предполагает нежный, эмоциональный, деликатный подход к маленькому ребенку, который совершает первые шаги в освоении большого социального мира. Педагогическая мягкость выражается в созидании:

 пространства жизнедеятельности, дающего ребенку состояние уюта, комфорта и безопасности;

 коммуникативно-эмоциональной среды, регулирующей состояния и поведение ребенка, направляя их на конструктивность и расслабленность. Организация предметно-пространственной среды является важным условием создания благоприятного переживания ребенком состояния благополучия, комфорта и безопасности, более спокойного проживания дня в условиях отсутствия мамы. Ребенок раннего возраста познает окружающий мир, он открыт ему, и полученное многообразие сенсорных впечатлений позволяет ему создавать образ мира, в котором он живет.

2.2.  Практика реализации ИП

2.2.1. Этапы реализации и прогнозируемые результаты по каждому этапу

I этап – подготовительный (с 22.09.2023 по 31.01.2024)

Цель: определение ресурсного обеспечения деятельности ИП:

- кадрового;  - нормативно-правового;   - материально-технического;

- информационного;   - научно-методического;   - финансового.

1. Изучение нормативных вопросов по теме инновационной деятельности и создание нормативно-правовой базы (пакет документов, электронная база) – заведующий МБДОУ «Детский сад №2 «Аленький цветочек» г. Макарова» Антонова З. Н.

2. Создание нормативно-правового регулирования инновационной деятельности (локальные акты, паспорт ИП, приказы) - заведующий  МБДОУ «Детский сад №2 «Аленький цветочек» г. Макарова» Антонова З. Н.

3. Определение основных участников ИП, распределение ролей и полномочий - заведующий  МБДОУ «Детский сад №2 «Аленький цветочек» г. Макарова» Антонова З. Н.

4. Разработка плана работы ИП, обсуждение, внесение предложений. Корректировка, согласование календарного плана работы ИП (паспорт ИП, календарный план) - зам. зав. по УВР Колесникова Е. А, руководители ИП Шестернина И. А., Иванова Е. Ю.

5. Ознакомление педагогического коллектива ДОУ с планом работы ИП - зам. зав. по УВР Колесникова Е. А, руководители ИП Шестернина И. А., Иванова Е. Ю.

6. Изучение методической, научной литературы и интернет – ресурсы по вопросам темы ИП.

7. Определение основных направлений деятельности в рамках работы ИП.

8. Формирование УМК, в т.ч. электронной базы.

9.  Определение форм и методов работы в рамках ИП.

10. Разработка системы мониторинга (определение субъектов, критериев, диагностического инструментария, методов, сроков) - заведующий МБДОУ «Детский сад №2 «Аленький цветочек» г. Макарова»   Антонова З. Н., зам. зав. по УВР Колесникова Е. А, старший воспитатель Шкуран Ж. Ю., руководители ИП Шестернина И. А., Иванова Е. Ю., педагоги - участники ИП.

11. Составление отчетной документации по результатам подготовительного этапа. Анализ результатов работы подготовительного этапа. Определение проблемных вопросов и путей их решения - зам. зав. по УВР Колесникова Е. А, старший воспитатель Шкуран Ж. Ю., руководители ИП  Шестернина И. А., Иванова Е. Ю.

Прогнозируемые результаты 1 этапа

1. Создание нормативно-правовой базы по инновационной деятельности (пакет документов, электронная база).

2. Заседание Педагогического совета  МБДОУ «Детский сад №2 «Аленький цветочек» г. Макарова».

3. Ознакомление с планом работы ИП (протокол).

4. Утверждение календарного плана работы ИП (паспорт ИП, календарный план).

5.  Учебно-методический комплекс. Банк дидактических, наглядно-иллюстративных материалов.

6. Создание системы мониторинга.

7. Обследование образовательно-развивающей среды, методического обеспечения (аналитическая справка).

8. Аналитическая справка, отчет.

II этап основной (с 05.02.2024 г. по 01.10.2026 г.)

Цель: реализация проекта ИП в соответствии с календарным планом.

Исполнители: руководители ИП, рабочая группа ИП

1.Корректировка основной образовательной программы (ООП) МБДОУ «Детский сад № 2 «Аленький цветочек» г. Макарова»

1.1.Реализация задач программы ИП

1.Разработка  рабочей программы: конспекты занятий, средства и формы организованной образовательной деятельности. Разработка методических рекомендаций для педагогов ДОУ.

2.Внесение дополнений и изменений в перспективные планы педагогов на основе интеграции в содержание образовательных областей.

3.Внесение дополнений и изменений в ООП МБДОУ Д/С № 2.

2.Информированное обеспечение деятельности ИП.

2.1. Обеспечение информационной открытости деятельности ИП

1.Размещение плана работы ИП на сайте  МБДОУ «Детский сад №2 «Аленький цветочек» г. Макарова».

2.Предоставление информации о работе ИП родительскому сообществу

3.Обмен опытом работы по теме ИП с педагогами МО «Макаровский городской округ»: проведение мастер-классов, открытых мероприятий, презентаций для педагогов, в рамках работы городского методического объединения воспитателей ДОУ г. Макарова

3.Создание образовательной и развивающей предметно - пространственной среды.

3.1. Создание условий для реализации задач ИП

1. Обогащение развивающей и образовательной среды в группах и на территории МБДОУ.

2. Пополнение, обновление УМК, в т.ч. электронной базы

3. Создание банка электронных презентаций для использования в образовательном процессе.

3.2. Реализация рабочей  проекта / программы МБДОУ «Д/С № 2 «Мягкая педагогика», как модель социокультурной образовательной среды для детей раннего возраста»

1.Систематическая и планомерная организация мероприятий в соответствии с календарным планом работы ИП

4.Проведение диагностических исследований.

4.1.  Организация и проведение регулярного мониторинга с целью определения динамики развития детей раннего возраста.

1. Анализ результатов диагностики и выработка стратегии реализации задач ИП в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями воспитанников.

5. Апробация и внедрение новых технологий, методик.

5.1.Внедрение и апробация новых технологий, методик.

1.Внедрение и реализация в ДОУ

-   «Мягкой педагогики»

- Игры и пособия «ТАФИ» - многофункциональные игровые наборы, которые имеют развивающий, обучающий характер: «Шифоновая радуга», «Меховые рукавички», «Пальчиковый фитнес», «Вязаная графика», «Палочки – игралочки», «Шарики – Мнушки» и т.д.

6. Повышение профессиональной компетентности педагогов, специалистов

6.1. Обеспечение кадровых условий

1. Обращение к информационным ресурсам, включая электронные библиотеки, порталы и сайты, дистанционный консультативный сервис.

2. Обучение коллектива, вовлеченного в работу ИП, повышение квалификации.

Прогнозируемые результаты 2 этапа

1.Создание и утверждение  проекта/ программы «Мягкая педагогика», как модель социокультурной образовательной среды для детей раннего возраста» МБДОУ «Детский сад №2 «Аленький цветочек» г. Макарова», для дальнейшего использования его педагогами ДОУ  МО «Макаровский городской округ»

2.Протоколы, приказ об утверждении

3.Обеспечение информационной открытости.

4.Информация на сайте

5.Протоколы родительских собраний. Вовлеченность родительского сообщества в инновационную деятельность.

6.Трансляция опыта работы

7.Создание условий в соответствии с требованием ФГОС ДО и задачами ИП.

8.Банк электронных презентаций.

9.Пополненный   УВК. Наличие банка методических, дидактических, иллюстративных, информационных материалов по теме ИП.

10.Диагностические таблицы, аналитические справки. Выстраивание образовательно – воспитательной стратегии в соответствии с задачами ИП на основе результатов диагностических исследований.  Устойчивая положительная динамика развития  детей раннего возраста. 

11.Использование новых технологий, методик в группах раннего возраста

12.Электронная методическая база, публикации, методические разработки.

13.Обобщение передового педагогического опыта

III этап заключительный (с 02.11.2026 г.  по 28.12.2026 г.)  

Цель: подведение итогов, продвижение положительных результатов деятельности ИП.

1. Проведение итоговой диагностики по теме ИП.

2.Подготовка методических рекомендаций по внедрению в практику эффективных форм и методик.

3. Анализ результатов, полученных в ходе итоговой диагностики проекта/ программы, инновационной деятельности.

4. Участие в научно – практических конференциях, семинарах.

5. Заинтересованность педагогической общественности профессиональной деятельности.

6. Разработка системы диссеминации актуального опыта по проблеме исследования

7.  Отчет о реализации запланированных программных мероприятий.

8. Анализ итогов реализации инновационной площадки

9. Размещение материала на сайте  МБДОУ Д/С № 2 анализ результатов деятельности РИП.

10. Отчет о деятельности ИП в МКУ «Управление образования» МО «Макаровский городской округ» Сахалинской области. 

 Прогнозируемые результаты 3 этапа

1. Аналитическая справка

2. Подтверждение эффективности системы работы, обеспечивающей качественное решение задач по внедрению в ДОУ идеи «мягкой педагогики», как модель социокультурной образовательной среды для детей раннего возраста.

3. Обновление содержания образования посредством внедрения системы работы в ДОУ идеи «мягкой педагогики»  в образовательный и воспитательный процесс.

4. Укрепление связи с семьей по реализации проекта.

5. Обобщение опыта работы педагогов по  внедрению в ДОУ идеи «мягкой педагогики», как модель социокультурной образовательной среды для детей раннего возраста.

6. Выпуск сборника лучших методических разработок занятий и мероприятий.  

7. Повышение рейтинга результатов деятельности ДОУ со стороны общественности и педагогического сообщества.

8. Размещение материала на сайте МБДОУ «Детский сад №2 «Аленький цветочек» г. Макарова», анализ результатов деятельности ИП.

9. Отчет о деятельности ИП на  муниципальном уровне.

2.3. Методы деятельности

В ходе реализации проекта ИП будут использованы следующие взаимодополняющие методы:

1. Аналитические, организационные и управленческие методы:

- анкетирование участников ИП (педагогов, родителей);

- анализ нормативно-правовой документации, ресурсов, УМК по вопросам ИП, результатов мониторинга, литературных источников и т.д.;

- синтез - принятие решений и постановка задач, опираясь на данные, полученные в ходе анализа;

- эксперимент – исследование практического применения методики «Мягкая педагогика», как  модель социокультурной образовательной среды для детей раннего и младшего дошкольного возраста;

- метод аналогии – на основе имеющегося практического опыта осуществляется выбор вариантов внедрения  новой технологии в ДОУ, сообразно условиям и возможностям конкретного муниципального образования;

- метод прогнозирования – исследование перспектив развития процесса внедрения технологии «Мягкая педагогика», как модель социокультурной образовательной среды для детей раннего и младшего дошкольного возраста;  - построение модели - создание модели социокультурной образовательной среды для детей раннего и младшего дошкольного возраста в условиях ДОУ;

- контрольно-аналитические методы (наблюдение, сопоставление, оперативный и тематический контроль);

- диагностические методы (наблюдение, изучение результатов продуктивной деятельности дошкольников, собеседования и др.).

2. Методы деятельности с детьми:

- преодоление стрессовых состояний у детей раннего возраста при расставании с родителями;

- формирование положительных эмоций в течение пребывания в детском саду;

- установление комфортного социально - психологического климата в детском коллективе посредством «мягкой педагогики»;

- развитие социально - личностных взаимоотношений между детьми и взрослыми.

3. Методы деятельности с семьями воспитанников:

-  педагогическое просвещение родителей (оформление наглядной информации в уголке для родителей - консультаций, рекомендаций);

- обучение родителей практическим приемам «мягкой педагогики»;

- презентации;

- пополнение предметно - развивающей среды (изготовление атрибутов, дидактических игр и материалов своим руками);

- фоторепортажи.

2.4. Предложения по распространению и внедрению результатов инновационной деятельности в массовую практику.

      По результатам работы инновационной площадки могут быть организованы следующие мероприятия:

1. В рамках работы районного методического объединения воспитателей МО «Макаровский городской округ»:

- открытые показы различных мероприятий по теме ИП на базе МБДОУ «Детский сад № 2 «Аленький цветочек» г. Макарова»;

- мастер-классы;

- обучающие семинары, тренинги, деловые игры;

- представление опыта работы.

2. В рамках работы научно-практических конференций, семинаров, «круглых столов»:

- презентации;

- доклады;

- представление методических разработок, проекта / программы

3. В информационном пространстве:

- размещение материалов по теме ИП на сайте МБДОУ «Детский сад № 2 «Аленький цветочек» г. Макарова» и на электронных образовательных порталах;

- публикация статей, методических разработок  в печатных изданиях системы образования;

- распространение опыта инновационной деятельности через СМИ.

2.5. Необходимые условия организации работ.

         Для  организации работы ИП необходимо обеспечение следующих организационных и иных условий:

Вид ресурсов

Перечень ресурсов

Нормативно-правовое обеспечение

- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об Образовании в Российской Федерации»;

- Федеральный закон  от 24.07.1998г. №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ»;

-  Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утв. приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 № 1155);

- Федеральный закон от 24.09. 2022 г. N 371-ФЗ  «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»

 -  Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 25.11.2022 № 1028 «Об утверждении федеральной образовательной программы дошкольного образования» (зарегистрирован 28.12.2022 № 71847);

- «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования». Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. N 1014;

- СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»;

- Закон Сахалинской области от 18.03.2014 № 9-ЗО «Об образовании в Сахалинской области»;

 - Закон Сахалинской области от 17.03.2023 № 17-ЗО
«О внесении изменений в Закон Сахалинской области «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями Сахалинской области в сфере образования»

 - Постановление Правительства Сахалинской области от 31.03.2023 № 151 «О внесении изменений в государственную программу Сахалинской области «Развитие образования в Сахалинской области», утвержденную постановлением Правительства Сахалинской области от 28.06.2013 № 331»

Кадровые условия

Реальные участники ИП:

Антонова З. Н. – заведующий МБДОУ Д/С №2

Колесникова Е. А. – зам. зав. по УВР    

Шкуран Ж. Ю. – старший воспитатель

Шестернина И. А. – воспитатель

Иванова Е. Ю. - воспитатель

Рябых Е. Ю. - воспитатель

Васильченко Е. Ю.  - воспитатель

Зацепина В. Н. - воспитатель

Синицкая С. В.  - воспитатель

Вшивцева Е. Н. - воспитатель

Стаматова Н. В. - воспитатель

Курпегина Л. А.– инструктор по физической культуре

Чекина Е. В. – педагог – психолог

Викторова М. В. – учитель - логопед

Материально-техническое и методическое обеспечение

      В эксперименте примут участие 4 групп разного возраста: группы раннего возраста, 1 младшие группы. Группы укомплектованы необходимым мебельным и игровым оборудованием, материалами  для организации образовательной, игровой деятельности:

- в наличии разнообразный материал для продуктивной деятельности, в том числе природный и бросовый материал;

- в наличии дидактический, наглядный материал, настольные игры, тематические игрушки и т.д.;

    Методический кабинет обеспечен разнообразной методической и художественной литературой для решения задач ИП, наглядно-иллюстративным материалом.

В методическом кабинете установлены компьютеры с выходом в сеть Интернет.

Финансовая обеспеченность

Бюджетные средства (субсидия, субвенция), спонсорская помощь и др.

Информационная открытость

Сайт МБДОУ №2  http://ds2-alcvetochek.shl.prosadiki.ru 

2.6. Перечень учебно-методических разработок по теме проекта/ программы

1. Арт-методики для развития малышей: Методическое пособие для реализации комплексной образовательной программы «Теремок» (от 2 месяцев до 3 лет)/ под ред. И.А. Лыковой. – Москва: Издательский дом «Цветной мир», 2018 – 128 с.

2. Зубова, Г. Г. Первый раз детский сад // Управление ДОУ. - 2003. - №6.- С.67-81.

3. Кожевникова, В. В., Файзуллаева, Е. Д. Работаем с детьми раннего возраста. Методическое пособие. / Вентана-Граф, Росучебник , 2018. – 174 с.

4. Лыкова И. А., Файзуллаева Е. Д., Адаптация к детскому саду детей раннего возраста. Учебно-методическое пособие. /ФГОС ДО - Цветной мир, 2018. – 96 с.

5. Печора К. Л. Развиваем детей раннего возраста: Современные проблемы и их решение ДОУ и семье. – М.:ТЦ Сфера, 2012.- 112с.

6.Развитие и обучение детей раннего возраста в ДОУ: Учебно – методическое пособие/ сост. Е. С. Демина – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 192с.

7. Соколовская, Н. В. Адаптация ребенка к условиям детского сада: управление процессом, диагностика, рекомендации/ авт. - сост. Н. В. Соколовская. - Волгоград: Учитель, 2013.-188 с.

8. Файзуллаева Е.Д. «Мягка педагогика». Воспитание детей раннего возраста: Учебно-методическое пособие для реализации комплексной образовательной программы «Теремок»/ Под ред. И.А. Лыковой. М.: «Цветной мир», 2021. - 88 с.

9. Циклы игровых комплексов с детьми 2 – 4 лет в адаптационный период по программе «От рождения до школы»/ сост. О. Е. Белова: Волгоград, Учитель. – 154с.

10. Интернет ресурсы:

  1. https://nsportal.ru/sites/default/files/2023/05/16/myagkaya_pedagogika_v_rannem_vozraste._red.pdf 
  2. https://verkompleks.ru/media/project_smi3_962/ce/f3/04/24/bc/27/mazunina-sp_vyistuplenie.pdf 
  3. http://zvezdochka18.komi.prosadiki.ru/media/2023/01/22/1288550237/MBDOU_18_Kozlova_N.Yu.pdf 
  4. https://interactive-plus.ru/e-articles/759/Action759-553457.pdf 
  5. http://vorobieva_ep.netfolio.ru/files/f038a8eecd21b2418e1889be6eba8313.pdf 
  6. https://interactive-science.media/ru/keyword/426816/articles 
  7. http://doshkolnik.ru/pedagogika/34231-myagkaya-pedagogika-kak-sredstvo-razvitiya-deteiy-rannego-vozrasta.html 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание адаптивной среды для детей раннего возраста с нарушениями зрения в условиях неспециализированного дошкольного образовательного учреждения.

Доклад на краевой научно-практической конференции по "Созданию адаптивной среды для детей-инвалидов в образовательных учреждениях Краснодарского края....

Организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды для детей раннего возраста в соответствии с образовательными областями по ФГОС.

Организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды для детейраннего возраста в соответствии с образовательными областями по ФГОС....

«Инновационное образовательное пространство для детей раннего возраста в дошкольной организации в условиях реализации ФГОС ДО»

Тема: «Развивающая предметно-пространственная среда, как средство познавательного развития детей раннего возраста»«Нет такой стороны воспитания, на которую обстановка не оказывала бы...

Опыт работы педагогического коллектива детского сада «Вариативные модели социокультурной образовательной среды для детей младенческого и раннего возраста»

Одна из главных задач дошкольного образования на современном этапе – это создание благоприятных условий для развития личности ребенка, становления его самостоятельности, целеустремленности, иниц...