Отчёт по самообразованию 2023
материал

Шафрыгина Татьяна Михайловна

Отчёт  по самообразованию  2023

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otchyot_po_samoobrazovaniyu_2023.docx22.52 КБ

Предварительный просмотр:

Отчёт  по самообразованию  по теме : «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста». 2022-2023уч.год- Шафрыгина Т.М.

1 -3 слайд: Дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к «рукотворному миру», к себе и к окружающим людям.
К сожалению, финансовой грамотности почти не обучают в детских садах. А грамотное отношение к собственным деньгам и опыт пользования финансовыми продуктами в раннем возрасте открывает хорошие возможности и способствует финансовому благополучию детей, когда они вырастают

Понятно, что счастье за деньги не купишь, но детям не лишним будет знать, что достаточное количество финансовых ресурсов открывают перед ними большие возможности, способные дарить радость. Чем раньше дети узнают о роли денег в частной, семейной и общественной жизни, тем раньше могут быть сформированы полезные финансовые привычки.

Выбор темы объясняется необходимостью повышения качества образовательного процесса в дошкольном учреждении. Острой потребностью воспитывать дошкольников полноценно развитой личностью, гармонично сочетающей в себе интеллектуальные и нравственные качества. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ставит задачу формирования общей культуры личности детей. Она включает и экономическую (финансовую) культуру. Экономическая культура личности дошкольника характеризуется наличием первичных представлений об экономических категориях, интеллектуальных и нравственных качествах (бережливость, рачительность, смекалка, трудолюбие, умение планировать дела, осуждение жадности и расточительности). Без сформированных первичных экономических представлений невозможно формирование финансовой грамотности.

С этой целью и была выбрана мной тема самообразования:«Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста».

Цель: Повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности. Изучение теоретических основ формирования финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста. Изучение особенностей различных игр детей старшего дошкольного возраста как средства формирования финансовой грамотности.

Задачи:

-Проанализировать научную, методическую и психолого-педагогическую литературу по данной теме.

-Определить условия, направленные на формирование первичных экономических представлений и компетенций детей.

-Изучить особенности формирования представлений о финансовой составляющей современной семьи, организации материальной стороны окружающего пространства в дошкольном возрасте.

-Способствовать формированию первоначальных представлений у детей дошкольного возраста о деньгах как об универсальном средстве обмена, платежа и накопления.

-Проанализировать работу по формирования финансово грамотного поведения детей дошкольного возраста.

4-6 слайд :

Работу по формированию основ финансовой грамотности детей дошкольного возраста разделила на несколько этапов:

  • I этап  (2022-2023 уч.год) 
  • Организационно-ознакомительный 
  • II этап (2023-2024 уч.год.) 
  • Основной 
  • III этап  (2024-2025 уч.год.) 
  • Заключительный 

7 слайд :

Прошла курсы повышения квалификации по теме «Экономическое воспитание детей дошкольного возраста. Преподавание основ финансовой грамотности  в дошкольной  образовательной организации», 72 ч.

8 слайд:

Приняла участие в вебинаре по теме «Занимательные финансы-азы для дошкольников: о чём и как говорить с детьми , чтобы заложить основы финансовой культуры»- 06.10 .2022г.

9 слайд:

Особое внимание было уделено изучению учебно-методической литературы:

Аменд А.Ф., Саламатов А.А. Формирование нравственных представлений дошкольников в процессе экономического воспитания // Детский сад от А до Я. 2003. №4. с.55.

Аношина Л.М. Экономическое воспитание старших дошкольников в процессе ознакомления с новыми профессиями // Детский сад от А до Я. 2003. №4. с.103.

Белокашина С.В. Экономика и дети. Пословицы и поговорки // Дошкольная педагогика. 2009. №7. с.8.

Дошкольникам об экономике: пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования / Е.Н. Табих. – Минск: Выш. шк., 2007. – 48 с.: ил.

Играем в экономику: комплексные занятия, сюжетно-ролевые игры и дидактические игры / авт.- сост. Л.Г. Киреева. – Волгоград: Учитель, 2008г.

Лушникова Е.В. Как мы играем в экономику //Воспитатель ДОУ «ТЦ СФЕРА» М.; 2008. № 11. с.75.

Открытия Феечки Копеечки. Авторская программа с региональным компонентом для детей дошкольного возраста. /Василюк С.Ю., Вихарева М.Б., Истомина Е.А. и др..-Пермь, 201ё9.-158 с.

Шатова А.Д. « Тропинка в экономику»: программа методические рекомендации, конспекты занятий с детьми 5- 7 лет. Москва издательский центр « Вентана – Граф» 2015 год.)

Шатова А.Д. Экономическое воспитание дошкольников. М.: Педагогическое общество России, 2005. 256 с.

Изучение материалов , используя интернет  ресурсы.

10-15 слайд:

Важную роль я уделила  работе с родителями , на первом этапе  это анкетирование , консультации, практические советы, творческие задания, буклеты и памятки. Вся работа велась дистанционно в группе детского сада.

16- 22 слайд:

На первоначальном этапе  была проведена с детьми следующая работа:

 01.12.22  было проведено НОД по образовательной области«Познавательное развитие»на тему  «Кто придумал деньги и и как они выглядят?»

Цель: формирование основ финансовой грамотности у детей старшего возраста.

Задачи:

Познакомить с понятием «деньги», «монета», «банкнота», «пластиковая карта», с историей возникновения денег и их ролью в жизни человека.

Формировать у детей начальные навыки обращения с деньгами.

Воспитывать отношение к деньгам, как к средству обмена денежных знаков на товары, удовлетворяющие разумные потребности.

В процессе занятия дети прослушали беседу «Что такое деньги, откуда они берутся и зачем нужны», просмотрели презентацию «Как появились деньги», поиграли в игры «Для чего нам нужны деньги?», «Что можно (нельзя) купить за деньги», познакомились с понятием копилка.

Труд – это основа жизни , поэтому для детей была подобрана серия дидактических игр по теме профессия: «Все профессии важны», лото «Кем быть», «Вырасту взрослым».

Так же подобрана  художественная литература и произведения для домашнего чтение и обсуждения.

К. И. Чуковский «Муха-цокотуха»;

С. Т. Аксаков «Аленький цветочек»;

Ф. Хагер «Продавец и лось»; русская народная сказка «Как барин овцу купил»;

Г. Сапгир «Как лягушку продавали»;

С. В. Михалков «Как старик корову продавал»

Просмотр познавательных мультфильмом по теме финансовой грамотности

Цель: уточнять имеющиеся знания у детей.

«Азбука финансовой грамотности со смешариками», Уроки тётушки Совы «Азбука денег».

23 слайд:

  • Ожидаемые результаты в результате проделанной работы:
  • - воспитанники проявляют устойчивый интерес к труду взрослых, знают названия профессий; могут объяснить, чем заняты родители, в чем ценность их труда, имеют элементарное представление о семейном бюджете.
  • - осознают назначение денег; понимают товар как продукт труда, имеющий цену; проявляют бережливость, аккуратность, начала рационального поведения.
  • - владеют обобщенными представлениями о качествах хозяина (бережливость, аккуратность); испытывают чувство вины за поломку игрушек, стремятся устранить свою оплошность.

24 слайд: СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План по самообразованию2023-2024г.Тема: «Пальчиковые игры как средство в развития речи детей младшего дошкольного возраста».

В раннем возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи. Формирование устной речи ребёнка начинается тогда, когда движения пал...