Семинар- практикум для педагогов: «Теоретические основы общения»
статья

Панферова Наталья Геннадьевна

В сообщении раскрывается вопрос о взаимодействии педагогов с воспитанниками

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar_dlya_pedagogov.docx26.16 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар для педагогов:  «Теоретические основы общения»

Задачи:

-углубление знаний воспитателей о психолого-педагогических основах общения;

- ознакомление с функциями, формами и условиями оптимального педагогического общения;

- обеспечение активности воспитателей и участие их в диалоге по проблеме педагогического общения;

- характеристика функций

Под педагогическим общением мы будем понимать систему взаимодействия педагога с воспитуемыми с целью познания их, оказания воспитательных воздействий, организации педагогически целесообразных взаимоотношений, формирование благоприятного для психического развития ребенка микроклимата в группе дошкольного учреждения.

Одной из функций общения является установление общности между людьми. Установлению общности способствует знако-обмен, который позволяет выделять "своих" среди всех прочих. И тот, кто отмалчивается, да еще отворачивается от людей, тем самым подает им (хочет он этого - или нет) знак, который читается следующим образом: "Я вам не свой, вы мне не свои".

Первейшая человеческая функция общения это регуляция совместной деятельности. Участие в совместной деятельности требует от каждого из нас определенных знаний. К дети получают их шаг за шагом с первых месяцев жизни — получают, так сказать, даром за счет общения со старшими.

Вторая функция общения – это изначальный инструмент познания всего на свете. Ребенок, получая сведения о мире "опредмеченными" — через язык и благодаря своему участию в общей деятельности (для начала хотя бы в коммуникативной деятельности), – постоянно переходит к "опредмечиванию" самого себя, к выделению "Я" среди других людей, среди разнообразных "не Я". Поэтому общение выполняет еще одну важную функцию – осознание своего "Я".

У всякого индивида есть его отдельные потребности — физиологические, такие как голод, и психологические, как потребность в положительных эмоциях. И во все времена удовлетворение человеком этих потребностей происходило с использованием общения. Привлечь к себе внимание, выразить себя, убедить в чем-либо окружающих, призвать к себе на помощь, вызвать их сочувствие, получить от них приказ, разъяснение либо разрешение какого-либо действия – все это поистине вечные задачи общения. Итак, одна из функций общения – самоопределение личности в ее мыслях и поступках.

Способность к общению – врожденная или приобретенная? Не исключено, что задающий такой вопрос утратил веру в свои коммуникативные способности и полагает, что ему этого "не дано от природы". Природа, однако, предусмотрела весьма высокий уровень коммуникативной "готовности" для человеческих существ. Еще Л.С. Выготский обратил внимание исследователей на то, что, не достигнув месяца от роду, младенец прерывает сосание груди на звук материнского голоса. К двум месяцам он способен отличить "добрую" мимику и интонацию взрослого от "злой", и на "добрую" у него появляется "комплекс оживления".

Способность к общению у человека врожденна. Но она должна быть развита соответствующим воспитанием. Для того, чтобы педагогическое общение воспитателя с детьми было оптимальным, чтобы оно в большей степени способствовало психическому развитию дошкольников, необходимо знать, чего ждут от общения со взрослыми дети, что является особенно значимым для установления с ними благоприятных взаимоотношений.

Экспериментальные исследования, проведенные под руководством М.И. Лисиной, показали, что на протяжении первых семи лет жизни последовательно возникают и сменяют друг друга несколько форм общения детей и взрослых.

Первоначально возникает непосредственно-эмоциональное общение с близкими взрослыми. В основе его лежит потребность ребенка во внимании и доброжелательном отношении к себе со стороны окружающих. Общение младенца со взрослыми протекает вне какой-либо другой деятельности и составляет ведущую деятельность ребенка данного возраста.

Эта форма общения имеет большое значение в психическом развитии ребенка. Основными средствами общения являются мимические движения.

Ситуативно-деловая форма общения детей со взрослыми (6 месяцев – 2 года).

Главной особенностью этого вида общения детей ее взрослыми следует считать практическое взаимодействие ребенка и взрослого. Помимо внимания и доброжелательности ребенок раннего возраста начинает испытывать нужду еще и в сотрудничестве взрослого (просьба о помощи, приглашение к совместным действиям, обращение за разрешением). Это помогает детям узнавать предметы, осваивать способы действия с ними. В этот период очень важна положительная оценка, поскольку она оказывает влияние на усвоение действий с предметами.

Внеситуативно-познавательная форма общения (3–5 лет). Признаками появления третьей формы общения может служить возникновение у ребенка вопросов о предметах, их разнообразных взаимосвязях. Важнейшим средством общения на данном этапе является речь, потому что она одна открывает возможности выйти за пределы одной частной ситуации и осуществить то "теоретическое" сотрудничество, которое составляет суть описываемой формы общения. При этом виде общения ребенок обсуждает со взрослыми предметы и явления мира вещей. Сюда относятся и сообщения новостей, познавательные вопросы, просьбы почитать, рассказы о прочитанном, виденном, фантазии. Основным мотивом этого типа общения является стремление ребенка к общению со взрослыми ради получения новой информации или обсуждение с ними возможных причин

Внеситуативно-личностная форма общения (6–7 лет).

Это общение служит целям познания социального, а не предметного мира, мира людей, а не вещей. Этот вид общения существует самостоятельно и представляет собой коммуникативную деятельность в "чистом виде". Ведущими мотивами на уровне четвертой формы общения являются личностные мотивы. Взрослый человек как особая человеческая личность –  вот то основное, что побуждает ребенка искать с ним контакты. При внеситуативно-личностном общении предметом обсуждения является человек. В основе его лежит потребность ребенка в эмоциональной поддержке, его стремление к взаимопониманию и сопереживанию.

Какие коммуникативные качества и умения вызывают симпатию в межличностном общении? Какие условия необходимы для оптимального педагогического общения?

1. Искренний интерес к человеку, умение преодолеть свой эгоцентризм в общении с ним. Особо талантливых в общении людей отличает повышенное внимание и тонкая наблюдательность, превосходная память на все, касающееся другого человека.

2.Умение слушать других как конкретное проявление интереса к людям. Нередко, кстати, не обращают внимание на то, что признаком интересного собеседника является умение не столько говорить, сколько умение слушать. Простые житейские наблюдения показывают, что многие люди больше испытывают потребность говорить, нежели слушать. К сожалению, имеется явный дефицит благодарных слушателей, и если вам удастся стать хорошим слушателем, симпатии людей потянутся к вам, поскольку им нравятся те, с кем они могут удовлетворить свои потребности, а сильная потребность выговориться есть у многих.

3.Обращение к человеку (ребенку, коллеге, родителям своих воспитанников) по имени. Помните, что имя человека – самый важный для него звук на любом языке. Человека больше интересует его имя, чем любые другие имена во всем мире, вместе взятые. Запомнив это имя и непринужденно употребляя его, вы делаете такому человеку тонкий комплимент.

4.Доброжелательность в отношении к людям. Если хотите, чтобы люди к вам хорошо относились, старайтесь доброжелательно относиться к ним, поскольку в сфере общения неумолимо работает закон взаимного отклика.

5.Улыбайтесь в общении е людьми. Очень много для взаимных симпатий дает улыбка. Она греет и создает аванс положительного отношения.

6.Удовлетворение потребности человека в общении. Для завоевания симпатии людей полезно уметь удовлетворять их потребности. Потребностей у любого человека много, и их надо изучать, проявлять интерес к интересам другого человека.

Самый верный путь к сердцу человека – это беседа с ним о том, что он ценит превыше всего. Поэтому надо говорить о том, что интересует вашего собеседника. Умение дать почувствовать людям их значительность, уважение к их мнению исключительно важно для завоевания авторитета в педагогическом общении.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар - практикум для педагогов ДОУ "Эффективное общение"

Данный семинар - практикум предназначен для психологов и методистов ДОУ. Он раскрывает вопросы эффективного общения педагогов с родителями, детьми и колегами. Сам семинар выстроен в виде тренинга, что...

Семинар –практикум для родителей «Теоретические основа патриотического воспитания детей дошкольного возраста»

Семинар –практикум для родителей     «Теоретические основа патриотического воспитания детей дошкольного возраста»...

Семинар-практикум для педагогов ДОУ «Эффективное общение и взаимодействие педагогов ДОУ с родителями дошкольников»

Данный семинар проходил для педагогов ДОУ, для улучшения взаимодействия с родителями. Здесь вы можете узнать какие методы и правила можно употребить в практической деятельности педагогов по вышеуказан...

Семинар-практикум для педагогов "Этика педагогического общения. Взаимодействие субъектов образовательного процесса"

Семинар-практикум для педагогов "Этика педагогического общения. Взаимодействие субъектов образовательного процесса"...

Семинар-практикум для педагогов «Учимся конструктивному общению»

Цель: формировать навыки конструктивного общения с родителямиЗадачи:1. Мотивировать педагогов на развитие и совершенствование своих коммуникативныхумений.2. Способствовать повышению у педагогов уровня...

Семинар - практикум для педагогов ДОУ "Совершенствование общения педагогов и родителей"

Гармоничное развитие ребенка происходит при условии наличия двух составляющих его жизни – полноценной семьи и детского сада. Семья обеспечивает необходимые ребенку личностные взаимоотношения, фо...