Система управления конфликтами как фактор повышения эффективности деятельности образовательной организации
консультация

Гайворонская Наталья Сергеевна

Консультация для педагогов 

Скачать:


Предварительный просмотр:

СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ КОНФЛИКТАМИ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

В современном мире конфликты являются неотъемлемой составляющей жизни человека в социуме. Они сопровождают человека, в том числе, в процессе профессиональной деятельности. В этом плане, образовательные организации не являются исключением. Подчиняясь общим закономерностям, конфликты в образовательных организациях, имеют свои специфические особенности, обусловленные целым рядом факторов.

Т.А. Демченко, указывает, что конфликт представляет собой напряжение в отношениях, возникшее в результате явных или скрытых противоречий, столкновения различных позиций, стремлений, мотивов людей, выливающееся в борьбу сторон.

Под конфликтной ситуацией, Е.В. Змановская понимает характер и степень противоречий между отдельными людьми и группами (сторонами конфликта). Предмет конфликта определяется ею, как проблема, послужившая поводом для его возникновения.

Конфликтные ситуации при определенных условиях, могут нарушить стабильную работу образовательной организации и стать причиной снижения эффективности ее деятельности.

Деятельность по управлению конфликтами в образовательной организации, независимо от ее типа и вида, основывается на достижениях конфликтологии, как отрасли психологии и менеджмента, как науки об управлении.

Управление конфликтами в образовательной организации – это процесс целенаправленного воздействия на персонал организации с целью устранения причин, породивших конфликт, и приведения поведения участников конфликта в соответствие со сложившимися нормами взаимоотношений.

Управление конфликтами включает следующие виды деятельности:

• прогнозирование конфликтов и оценка их функциональной направленности;

• предупреждение или стимулирование конфликта;

• регулирование конфликта;

• разрешение конфликта.

Прогнозирование конфликта направлено на выявление причин данного конфликта в потенциальном развитии. Основными источниками прогнозирования конфликтов является изучение объективных и субъективных условий и факторов взаимодействия между людьми, а также их индивидуально-психологических особенностей. В коллективе, например, такими условиями и факторами могут быть: стиль управления; уровень социальной напряженности; социально-психологический климат; лидерство и микрогруппы и др.

Предупреждение (профилактика) конфликта – это вид деятельности субъекта управления, направленный на недопущение возникновения конфликта. Предупреждение конфликтов основывается на их прогнозировании. В этом случае на основе полученной информации о причинах зреющего нежелательного конфликта предпринимается активная деятельность по нейтрализации действия всего комплекса детерминирующих его факторов. Это так называемая вынужденная форма предупреждения конфликта.

Стимулирование конфликта – это вид деятельности субъекта управления, направленный на провокацию, вызов конфликта. Стимулирование оправдано по отношению к конструктивным конфликтам. Средства стимулирования конфликтов могут быть самыми разными: вынесение проблемного вопроса для обсуждения на собрании, совещании, семинаре и т. п.; выступление с критическим материалом в средствах массовой информации и т. д. Но при стимулировании того или иного конфликта руководитель должен быть готов к конструктивному управлению им.

Регулирование конфликта – это вид деятельности субъекта управления, направленный на ослабление и ограничение конфликта, обеспечение его развития в сторону разрешения.

Регулирование как сложный процесс предполагает ряд этапов, которые важно учитывать в управленческой деятельности:

– признание реальности конфликта конфликтующими сторонами;

– легитимация конфликта, то есть достижение соглашения между конфликтующими сторонами по признанию и соблюдению установленных норм и правил конфликтного взаимодействия;

– институционализация конфликта, то есть создание соответствующих органов, рабочих групп по регулированию конфликтного взаимодействия.

Решение конфликта - заключительная фаза в процессе управления, которая обеспечивает завершение конфликта.

Решение может быть полным и неполным. Полное разрешение конфликта достигается при условии устранения его причин, предмета, а также конфликтных ситуаций. Для неполного решения характерно частичное устранение причины или конфликтных ситуаций. В реальной практике управления конфликтами важно учитывать условия, формы и способы их решения.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод о том, что управление конфликтом в образовательной организации – это сложнейшая задача. Вместе с тем ясно, что располагающий сведениями педагог способен воздействовать на динамику конфликта в соответствии со своими интересами.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Аникеева, Н.П. Психологический климат в коллективе. - М.: КноРус, 2014. – 308 с.

2. Дубовицкая, Т. Д. Конфликтология. Курс лекций. - М.: ФЛИНТА, 2022. – 105 с.

3. Захорчук, Л.А. Управление конфликтами в системе образования. - Московский гос.универ. – М.: МГУ, 2014. – 27с.

4. Пономаренко, В.В. Управление конфликтами. – М.: АСТ, 2012. – 382 с.

5. Светлов, В.А. Управление конфликтом. Новые технологии принятия решений в конфликтных ситуациях. - М.: Росток, 2013. – 253 с.

6. Табачникова, И.А. Конфликтология. Методическое пособие. – РАНХиГС, 2020. – 74 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материал по ДДТТ "Партнерство ДОО и родителей воспитанников как основа эффективности деятельности образовательной организации по профилактике ДДТТ"

Работа содержит интересный и богатый по содержанию материал  взаимодействия дошкольного учреждения и семьи по профилактике детского дорожно-трансп...

Проектное управление развитием дошкольного образовательного учреждения как средство повышения эффективности деятельности

Сегодня к современному ДОУ предъявляются требования, при которых повышение уровня управления становится объективной необходимостью. ДОУ представляет собой подсистему общества, которая несет перед ним ...

Мотивация педагогов как средство повышения эффективности деятельности образовательного учреждения

Разработка модели руководства мотивацией профессионального развития педагогов дошкольной организации....

Факторы повышения эффективности предоставления образовательных услуг

Активное применение современных форм продвижения в деятельности ОУ имеет цель не столько стимулировать сбыт услуг, сколько способствует повышению к нему внимания со стороны существующей и потенциально...