Программы, планы
материал
Нормативные документы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
perspektivnyy_plan.pdf | 1.31 МБ |
munitsipalnoe_obrazovanie.pdf | 1.4 МБ |
plan_raboty_nastavnika.pdf | 773.2 КБ |
programma_lego-bum.docx | 76.36 КБ |
analiticheskaya_spravka.pdf | 869.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Городской округ Ханты-Мансийск
Ханты-Мансийского автономного округа – Югры
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида № 14 «Березка»
ПРИНЯТО на Педагогическом совете Протокол от «29» августа 2023 г. № 01 | УТВЕРЖДАЮ Заведующий МБДОУ «Детский сад № 14 «Березка» _____________С.В. Москвина Приказ от 29.08. 2023 г. № 118 |
Дополнительная общеразвивающая программа
Технической направленности
«ЛЕГО-бум»
Возраст обучающихся: 5-7 лет
Срок реализации: 2 года
Автор-составитель:
Трусова А.С.,
воспитатель
г. Ханты-Мансийск, 2023
ОГЛАВЛЕНИЕ
Содержание | Страницы |
| |
1. Пояснительная записка | 6 |
| 6 |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
Литература | |
Приложение |
Паспорт программы
Наименование Программы | Дополнительная общеразвивающая программа по Лего-конструированию «ЛЕГО-бум» |
Возрастная группа | Дети 5 – 7 лет |
Заказчик Программы | Педагогический коллектив МБДОУ, родители (законные представители) обучающихся. |
Основания для разработки Программы |
|
Цель Программы | – создание благоприятных условий для развития у старших дошкольников первоначальных конструкторских умений на основе Лего-конструирования. |
Задачи Программы | Обучающие:
Развивающие:
Воспитательные:
Воспитать умение работать в коллективе. |
Планируемые результаты | Результатами освоения программы являются целевые ориентиры дошкольного образования, которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка: • ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; • у ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими; • у ребенка сформирован устойчивый интерес к конструкторской деятельности, желание экспериментировать, творить, изобретать; • ребенок может использовать готовые чертежи и схемы и вносить в конструкции свои изменения; • ребенок овладевает умением использовать разнообразные конструкторы, создавая из них конструкции как по предполагаемым рисункам, так и придумывая свои; • ребенок овладевает приемами индивидуального и совместного конструирования; • знает правила безопасности на педагогических мероприятиях по конструированию с использованием мелких предметов; • ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения. Дети имеют представления:
|
Направление Программы | Техническая |
Организация исполнитель Программы | Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 14 «Березка» |
Целевая группа | Дети дошкольного возраста от 5 до 7 лет |
Составители программы | Трусова Анастасия Сергеевна, воспитатель |
Адрес организации исполнителя, телефон/факс | г. Ханты-Мансийск, ул. Ямская, д. 8, тел.: 8(3467) 35-85-56 |
Вид деятельности | Конструирование |
Срок реализации программы | 2 учебный год |
- ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
- Пояснительная записка
Сегодня обществу необходимы социально активные, самостоятельные и творческие люди, способные к саморазвитию. Инновационные процессы в системе образования требуют новой организации системы в целом.
Нормативная база, на основе которой создана программа:
- Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
- Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. № 678-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года».
- Приказ Министерства просвещения РФ от 27.07.2022 года № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
- Письмо Министерства образования и науки РФ от 18 ноября 2015 года № 09-3242 «О направлении методических рекомендаций по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)».
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 года № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 января 2021 года № 2 Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» (раздел VI. «Гигиенические нормативы по устройству, содержанию и режиму работы организаций воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»).
- Приказ Министерства науки и высшего образования Российской Федерации №882, Министерства просвещения Российской Федерации №391 от 05.08.2020 «Об организации и осуществлении образовательной деятельности при сетевой форме реализации образовательных программ».
- Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 19.03.2020 № ГД-39/04 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по реализации образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, образовательных программ среднего профессионального образования и дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий»).
- Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 31.01.2022 № ДГ-245/046 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по реализации дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий»).
- Уставные и локальные акты организации.
Формирование мотивации развития и обучения дошкольников, а также творческой познавательной деятельности, – вот главные задачи, которые стоят сегодня перед педагогом в рамках федеральных государственных образовательных стандартов. Эти непростые задачи, в первую очередь, требуют создания особых условий обучения. В связи с этим огромное значение отведено конструированию.
Настоящая Программа разработана на основе основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, пособия для педагогов Е.В. Фешина «Легоконструирование в детском саду».
Представленная программа «ЛЕГО-бум» разработана в соответствии с ФГОС ДО и реализует интеграцию образовательных областей. Программа рассчитана на 2 года обучения с детьми 5-7 лет. Работа по Лего-конструированию проводится в рамках дополнительного образования.
Тематика дополнительного образования по Лего-конструированию рассчитана на период с октября по май. Периодичность занятий: 1 раз в неделю, 36 занятий в год. Курс Лего-конструирования является пропедевтическим для подготовки к дальнейшему изучению Лего-конструирования с применением компьютерных технологий.
Актуальность:
Дополнительная общеразвивающая программа от 5 до 7 лет по Лего-конструированию актуальна тем, что раскрывает для старшего дошкольника мир техники. Лего-конструирование больше, чем другие виды деятельности, подготавливает почву для развития технических способностей детей.
Лего-конструирование объединяет в себе элементы игры с экспериментированием, а, следовательно, активизирует мыслительно-речевую деятельность дошкольников, развивает конструкторские способности и техническое мышление, воображение и навыки общения, способствует интерпретации и самовыражению, расширяет кругозор, позволяет поднять на более высокий уровень развитие познавательной активности дошкольников, а это – одна из составляющих успешности их дальнейшего обучения в школе. Использование Лего-конструктора является великолепным средством для интеллектуального развития дошкольников, обеспечивающее интеграцию различных видов деятельности. Программа носит интегрированный характер и строится на основе деятельностного подхода в обучении.
Направленность программы: техническая. Направлена на формирование современных компетенций и грамотности в области технических наук, технологической грамотности и инженерного мышления обучающихся, развитие предпрофессиональных навыков в сфере инженерии и технического творчества.
Уровень освоения программы: стартовый. предполагает использование и реализацию общедоступных и универсальных форм организации материала, минимальную сложность предлагаемого для освоения содержания программы.
Новизна программы заключается в том, что позволяет дошкольникам в форме познавательной деятельности раскрыть практическую целесообразность Лего-конструирования, развить необходимые в дальнейшей жизни приобретенные умения и навыки.
Программа нацелена не столько на обучение детей сложным способам крепления деталей, сколько на создание условий для самовыражения личности ребенка. Каждый ребенок любит и хочет играть, но готовые игрушки лишают ребенка возможности творить самому. Лего-конструктор открывает ребенку новый мир, предоставляет возможность в процессе работы приобретать такие социальные качества как любознательность, активность, самостоятельность, ответственность, взаимопонимание, навыки продуктивного сотрудничества, повышения самооценки через осознание «я умею, я могу», настроя на позитивный лад, снятия эмоционального и мышечного напряжения. Развивается умение пользоваться инструкциями и чертежами, схемами, формируется логическое, проектное мышление.
В ходе образовательной деятельности дети становятся строителями, архитекторами и творцами, играя, они придумывают и воплощают в жизнь свои идеи.
Отличительные особенности программы заключаются в том, при проектировании содержания программы по Лего-конструированию учитывается календарь памятных и знаменательных дат, краеведческий принцип: обучение Лего-конструированию позволяет соединить образовательную деятельность с современными событиями, происходящими в городе и ближайшем окружении детского сада, включать воспитанников в решение проблем окружающей действительности и тем самым формировать любовь к своему краю, своей Родине.
Адресат программы: обучающиеся старшего дошкольного возраста (5-7 лет), посещающие студию по Лего-конструированию «ЛЕГО-бум».
Педагогическая целесообразность
Педагогическая целесообразность программы обусловлена развитием конструкторских способностей детей через практическое мастерство. Целый ряд специальных заданий на наблюдение, сравнение, домысливание, фантазирование служат для достижения этого.
- Цель, задачи и принципы реализации программы
Цель программы – создание благоприятных условий для развития у старших дошкольников первоначальных конструкторских умений на основе Лего-конструирования.
Задачи программы:
Обучающие:
- Совершенствовать умения создавать конструкции по образцу, схеме, чертежу и собственному замыслу;
- Формировать представлений об элементарных приемах сборки и программирования робототехнических средств, правилах безопасной работы при конструировании;
Развивающие:
- Развивать интерес к технике, конструированию, техническому творчеству, высоким технологиям, конструкторских, инженерных и вычислительных навыков;
- Развивать мелкую моторику, координацию «глаз-рука»;
- Развивать психофизиологические качества дошкольников: памяти, внимания, творческого и логического мышления, пространственных представлений, умения анализировать, проектировать, планировать собственную деятельность, концентрировать внимание на главном;
- Развивать творческую инициативу и самостоятельность.
Воспитательные:
- Формировать предпосылки к учебной деятельности (волевых качеств личности дошкольников): умения и желания трудиться, выполнять задания в соответствии с инструкцией и поставленной целью, планировать будущую работу, доводить начатое дело до конца, терпения;
Воспитать умение работать в коллективе.
Принципы программы:
Основные принципы по Лего-конструированию:
- от простого к сложному;
- учёт индивидуальных возможностей детей в освоении коммуникативных и конструктивных навыков;
- активности и созидательности - использование эффективных методов и целенаправленной деятельности, направленных на развитие творческих способностей детей;
- комплексности решения задач - решение конструктивных задач в разных видах деятельности: игровой, познавательной, речевой;
- результативности и гарантированности - реализация прав ребёнка на получение помощи и поддержки, гарантии положительного результата независимо от возраста и уровня развития детей.
Условия реализации: Программа учитывает особенности и интересы детей и запросы родителей (законных представителей).
Срок реализации: Программа рассчитана на 2 года обучения. Срок реализации с 1 сентября по 31 мая – 72 часа;
Режим занятий: обучение осуществляется 1 раз в неделю по академическому часу во вторую половину дня. Продолжительность академического часа обучающихся 5-6 лет – 25 мин; 6-7 лет – 30 мин;
Программа предполагает блочно-тематическое планирование
1й блок – «Юные исследователи»
2й блок – «В мире животных»
3й блок – «Транспорт и простые механизмы»
4й блок – «Архитектура (здания, сооружения)»
5й блок – «Там, на неведомых дорожках…»
6й блок – «Мы – дизайнеры»
7й блок - «Механизмы и роботы»
С использованием конструкторов LEGO, которые усложняются и варьируются с учётом возраста детей. Для детей разработан блок домашних и творческих заданий, в соответствии с реализуемой темой, который включает в себя:
• графические изображения деталей;
• составление в графическом плане узоров из деталей LEGO;
• прорисовывание и раскрашивание опорных схем конструкций и моделей;
• продумывание и графическое изображение к предстоящей проектной деятельности;
• Творческие задания к темам; «первые механизмы» и «простые механизмы» на закрепление;
• подготовка к предстоящим выставкам и конкурсам.
Форма обучения: очная;
Условия набора: Целесообразно объединение детей численностью до 20 человек. Принимаются все желающие, без специального отбора. Группа комплектуется в начале учебного года, с возможностью зачисления обучающихся в течении года.
Планируемые результаты:
Результатами освоения программы являются целевые ориентиры дошкольного образования, которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка:
• ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.;
• у ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими;
• у ребенка сформирован устойчивый интерес к конструкторской деятельности, желание экспериментировать, творить, изобретать;
• ребенок может использовать готовые чертежи и схемы и вносить в конструкции свои изменения;
• ребенок овладевает умением использовать разнообразные конструкторы, создавая из них конструкции как по предполагаемым рисункам, так и придумывая свои;
• ребенок овладевает приемами индивидуального и совместного конструирования;
• знает правила безопасности на педагогических мероприятиях по конструированию с использованием мелких предметов;
• ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения.
Дети имеют представления:
- о деталях Лего-конструктора и способах их соединений;
- об устойчивости моделей в зависимости от ее формы и распределения веса;
- о зависимости прочности конструкции от способа соединения ее отдельных элементов;
- о связи между формой конструкции и ее функциями.
Формы подведения итогов реализации программы: Текущий контроль уровня усвоения материала осуществляется по результатам выполнения обучающимися практических заданий в группах и индивидуально.
Итоговый контроль реализуется в форме:
- соревнований,
- выставки технического творчества,
- участия в проектной деятельности.
- открытые занятия для педагогов ДОУ и родителей;
- выставки по Лего-конструированию;
- конкурсы.
- СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
- Образовательная деятельность
- Учебный план
Таблица 2
Возрастная группа | Количество занятий, время | ||
в неделю | в месяц | в год | |
Обучающиеся 5-6 лет | 1/25 | 4/2 часа | 36/18 часов |
Обучающиеся 6-7 лет | 1/30 | 4/2 часа | 36/18 часов |
1.3.Учебный план
1 год обучения | ||||||
№ | Название раздела, темы | Количество часов | формы организации занятий | Формы аттестации/контроля | ||
Всего | теория | практика | ||||
1. | Знакомство с лего-конструктором | 2 | 1 | 1 | По подгруппам | педагогическое наблюдение |
2. | Конструирование по схеме | 12 | 2 | 10 | По подгруппам | диагностика |
3 | Конструирование по образцу | 12 | 2 | 10 | По подгруппам | диагностика |
4 | Конструирование по видеосхеме в программе Lego Didgital | 5 | 1 | 4 | По подгруппам | педагогическое наблюдение |
5. | Конструирование по замыслу | 5 | 1 | 4 | По подгруппам | диагностика |
2 год обучения | ||||||
№ | Название раздела, темы | Количество часов | формы организации занятий | Формы аттестации/контроля | ||
Всего | теория | практика | ||||
1. | Путешествие в лего-мир | 2 | 1 | 1 | По подгруппам | педагогическое наблюдение |
2. | Конструирование по схеме | 12 | 2 | 10 | По подгруппам | диагностика |
3 | Конструирование по образцу | 12 | 2 | 10 | По подгруппам | диагностика |
4 | Конструирование по видеосхеме в программе Lego Didgital | 5 | 1 | 4 | По подгруппам | педагогическое наблюдение |
5. | Конструирование по замыслу | 5 | 1 | 4 | По подгруппам | диагностика |
Календарно-тематическое планирование 1-го года обучения (5-6 лет)
Месяц |
Тема занятия |
Программное содержание | Количество занятий |
сентябрь | «История и творческие игры с LEGO» | Дать представления о происхождении LEGO и его разработчике. Знакомить с разнообразием конструкторов LEGO. Развивать познавательный интерес | 1 |
сентябрь | «Путешествие по стране LEGO. Ограждения с воротами» | Продолжать знакомить с деталями (кирпичик, пластина, платформа, кронштейн, куполообразный кирпичик …) и способами их крепления | 1 |
сентябрь | «Начерти (нарисуй) деталь» (графическое задание) | Развивать внимание, память, мелкую моторику. Закреплять названия деталей конструкторов LEGO. Закреплять понятия о форме, размере, цветовом решении. Учить конструировать ворота с перекрытиями. Формировать умение действовать в соответствии с инструкцией | 1 |
сентябрь | «Профессии: архитектор и инженер-конструктор. Творческие игры» | Формировать представления о профессиях архитектора и инженера-конструктора, их профессиональной деятельности. Развивать познавательный интерес. Закреплять полученные конструктивные навыки, знания о деталях, их соединении, о создании индивидуальных и коллективных моделей и конструкций. Учить создавать конструкции по замыслу. Развивать умение передавать формы объектов средствами LEGO | 1 |
октябрь | «Вольеры и жилища для животных» | Знакомить детей с простейшими архитектурными формами и сооружениями. Учить обсуждать из каких частей и деталей будут состоять конструкции, устанавливать причинно-следственные связи. Закреплять понятия: высокий - низкий, широкий – узкий, длинный – короткий, умение работать по инструкции (условию) передавая форму объекта. Развивать умение видеть причинно-следственные связи. Выставка | 1 |
октябрь | «Обитатели Зоопарка» (животные) | Учить детей работать по образцу, инструкции и картам - схемам. Внимательно отбирать необходимые детали и скреплять их в правильной последовательности. Беседа о диких животных, живущих в зоопарке, об их отличительных особенностях, классификации. Обыгрывание. | 1 |
октябрь | «Обитатели Зоопарка» (птицы) | Продолжать учить работать детей по инструкции и картам - схемам. Внимательно отбирать необходимые детали и скреплять их в правильной последовательности. Проверять устойчивость поучившегося объекта. Обыгрывание. | 1 |
октябрь | «Приглашаем в Зоопарк!» | Учить детей экспериментировать, творчески по собственному замыслу создавать модели, используя имеющиеся у них знания, конструкторские и коммуникативные навыки. Формировать умение работать в парах или малых подгруппах. Продолжать учить обыгрывать постройки. Выставка. | 1 |
ноябрь | «Дом фермера с колодец» | Формировать у детей представления о домах. Закреплять названия частей, из которых строится дом (стены, крыша, пол, окно и дверь). Продолжать учить, как правильно подбирать детали для будущей постройки. Закрепить навыки соединения, чтобы дом был прочным и устойчивым. Дополнять постройку забором по замыслу. Развивать конструкторские способности. Обогащать словарь детей. Дать детям представления о колодцах. Учить конструировать колодец по образцу или схеме. Поощрять самостоятельные дизайнерские и архитектурные решения. Развивать воображение, фантазию, творческое мышление. Выставка | 1 |
ноябрь | «Животные на ферме» | Продолжать учить детей создавать конструкции по образцу, инструкции или карте – схеме. Закреплять конструкторские навыки, знания о деталях, их соединении. Закреплять представления детей о домашних животных и птицах, об их классификации. Воспитывать гуманное отношение и стремление заботиться о них. обыгрывание | 1 |
ноябрь | «Техника на ферме. Трактор с прицепом» | Познакомить детей с устройством и функциями техники, используемой на ферме. Учить создавать конструкции по картесхеме. Продолжать знакомить с названиями деталей для моделирования, развивать технические навыки детей. Пополнять словарь техническими терминами. 1 Обыгрывание | 1 |
ноябрь | «Наша ферма» | Свободная игровая деятельность. Закреплять полученные конструктивные навыки, знания о деталях, их соединении, о создании коллективной конструкции и навыки работы в коллективе. Учить создавать конструкцию по замыслу. Обыгрывание совместной постройки. Выставка | 1 |
декабрь | «Сказочный лес» | Учить моделировать деревья и цветы по карте-схеме, или замыслу. Познакомить с разнообразными деревьями и цветами, растущими в наших лесах и парках, с их строением и характерными признаками. Закреплять навыки отбора и скрепления деталей. Обратить внимание на их устойчивость и симметричность. Воспитывать любовь к родной природе | 1 |
декабрь | «Новогодние подарки» | Учить детей самостоятельно и творчески реализовывать свои собственные замыслы с помощью деталей конструкторов LEGO. Развивать творческую активность, дизайнерские навыки, эстетический вкус. Выставка | 1 |
декабрь | «Новогодняя ёлочка с игрушками» | Учить моделировать Новогоднюю Ёлочку по карте – схеме и инструкции. Договариваться о работе в подгруппах, о необходимых деталях, последовательности и очерёдности в работе. Воспитывать у детей эстетический вкус, умение моделировать игрушки для своей ёлочки. Выставка. Обыгрывание | 1 |
декабрь | «Терем Деда Мороза» | Знакомить детей с особенностями построек сказочных зданий. Дать представление о понятии терем и его конструкторских и архитектурных решениях. Учить детей задумывать и реализовывать коллективную постройку. Развивать конструкторские навыки, умение работать в команде на общий результат, навыки экспериментальной деятельности и совместного обыгрывания постройки | 1 |
январь | «Творческое задание: Дед Мороз и его помощники. Свободное творческое конструирование» | Учить применять полученные ранее конструкторские умения и навыки. Развивать творческие способности, фантазию, воображение, умение работать в коллективе. Выставка. | 1 |
январь | «Дома для сказочных персонажей» | Продолжать знакомить детей с особенностями сказочных построек. Закреплять навыки работы по образцу. Умение соотносить свою конструкцию с предлагаемым образцом. Учить обдумывать предстоящую работу. Поощрять самостоятельность и творческие решения. Выставка | 1 |
январь | «Животные из сказок» | Продолжать учить детей создавать конструкции по образцу, инструкции или карте – схеме. Закреплять конструкторские навыки, знания о необходимых деталях, их соединении | 1 |
январь | «Путешествие в сказку…» | Продолжать учить детей творчески по собственному замыслу создавать модели и конструкции по сюжетам сказок, используя имеющиеся у них знания, конструкторские и коммуникативные навыки. Формировать умение работать в парах или малых подгруппах. Продолжать учить обыгрывать постройки. Выставка | 1 |
февраль | «Дома в нашем городе: фасады домов» (архитектура) | Знакомить детей с разнообразием форм жилых зданий – домов (одноэтажные, многоэтажные) и их фасадов. Поддерживать у детей желание и развивать умения воплощать в процесс создания модели, образа будущей конструкции собственные переживания, впечатлении, замыслы. Поддерживать творчество и самостоятельность. Обыгрывание. Продолжать знакомить детей с архитектурой города, с городскими жителями, их многообразием и социальным статусом. | 1 |
февраль | «Парковая архитектура. Беседки» | Формировать у детей представления о малых архитектурных форма, об их многообразии. Предложить разные образцы конструирования беседок. Предоставить детям право выбора. Продолжать учить анализировать образец, выделяя его части и необходимые детали. Учить описывать образец, используя конструкторскую (инженерную) терминологию. При моделировании беседок поощрять у детей самостоятельность. Выставка. | 1 |
февраль | «Качели, горки и аттракционы в парке» | Продолжать учить работать в парах и группах, общаясь в процессе работы. Продолжать знакомить детей с устройством и работой различных предметов. Продолжать развивать навыки создания устойчивых симметричных моделей (конструкций) по картам – схемам, соотнося с ними результаты своей работы. Обыгрывание конструкций. Выставка | 1 |
февраль | «Проектируем здания для города» | Учить детей создавать конструкции по представлению. Познакомить с проектной деятельностью (наличие проекта для постройки). Учить располагать конструкции в нужной плоскости, точно соединять и скреплять их детали. Сооружать устойчивые конструкции, применяя перекрытия, надстройки, и пр. Продолжать учить детей самостоятельно отбирать необходимые детали для будущей конструкции. Поощрять самостоятельность и проявление творческой инициативы у детей. Учить делать презентацию к проекту. Совместно обыгрывать постройки. Выставка. | 1 |
март | «Легковые автомобили» | Знакомить детей с устройством и функциями легковых автомобилей. Учить создавать конструкцию по карте-схеме. Развивать технические навыки детей. Закреплять названия деталей и частей автомобиля. Пополнять словарь техническими терминами. | 1 |
март | «Общественный транспорт. Автобус» | Продолжать знакомить детей с общественным транспортом, его разнообразием, функциями и принципом работы. Учить конструировать автобус по карте-схеме и инструкции. Осуществлять самостоятельный подбор деталей. Развивать технические навыки, мышление, память, внимание. Осуществлять исследование ролей и обязанностей в обществе. Выставка. | 1 |
март | «Грузовой транспорт. Грузовик с прицепом. Фургон» | Познакомить детей с устройством и функциями грузового автомобиля, фургона. Учить создавать конструкцию по картесхеме. Продолжать знакомить с названиями деталей для автомобиля, развивать технические навыки детей. Пополнять словарь техническими терминами. 1 Обыгрывание | 1 |
март | «Муниципальный транспорт. Дорожная служба» | Продолжать знакомить детей с основными типами муниципальных транспортных средств. Дать представления о работе дорожной службы. Расширять технические навыки детей, их умение работать по картам-схемам. Обыгрывание | 1 |
апрель | «Воздушный транспорт. Самолёт» | Знакомить детей с воздушным транспортом. Учить создавать конструкции самолётов по инструкции, на основе анализа частей и деталей конструкции. Развивать конструкторские способности и технические навыки. Пополнять словарь техническими терминами. Выставка | 1 |
апрель | «Строительные машины. Экскаватор. Бульдозер» | Знакомить детей со строительными машинами их устройством и функциями, приёмами работы с инструментами (отвёрткой, винтами, ковшом…). Развивать словарный запас по теме «Машины и техника». Учить работать в команде. Обыгрывание | 1 |
апрель | «Водный транспорт. Корабли» | Знакомить детей с водным транспортом. Закреплять навыки конструирования создания конструкций и моделей по картам схемам, подбора деталей и способов их скрепления. Продолжать учить соотносить свою конструкцию с образцом. Выставка | 1 |
апрель | «Космический транспорт. Ракета» | Знакомить детей с понятием космос. Дать представления о космических кораблях, о ракете, о работе конструкторов. Учить создавать конструкции космических кораблей по карте-схеме или замыслу, осуществлять анализ их частей и необходимых деталей, способы их скрепления. Развивать техническое творчество. Обыгрывание | 1 |
май | «Военная техника. Вертолёт, танк» | Знакомить детей с военной техникой, её многообразием и назначением. Учить создавать конструкции вертолётов и танков по инструкции, на основе анализа частей и деталей конструкции, или опорной схеме. Развивать конструкторские способности и технические навыки. Пополнять словарь техническими терминами. Воспитывать чувство патриотизма и гордости за нашу армию. Выставка | 1 |
май | «На железной дороге. Поезд» | Знакомить детей с устройством, функциями и приёмами конструирования железной дороги. Знакомить детей с понятиями пассажирский и грузовой поезд. Дать представления о поездах, о работе машинистов. Учить создавать конструкцию поезда по карте-схеме, осуществлять анализ его частей и необходимых деталей, учить подбирать необходимые детали, закреплять навыки скрепления элементов железнодорожного полотна, сборки вагонов. Развивать образное мышление, воображение, конструктивные навыки. Продолжать учить работать в команде. Обыгрывать коллективную конструкцию | 1 |
май | «Транспорт на улицах города» | Развивать у детей творческий потенциал. Закреплять полученные конструктивные навыки, знания о деталях, их соединении, о создании индивидуальных и коллективных моделей и конструкций. Учить создавать конструкции по замыслу или с опорой на карты - схемы, применять при их описании технические термины. Развивать творческое воображение и фантазию. Игры по БДД. Выставка | 1 |
май | «Свободное творческое конструирование» | Развивать у детей творческий потенциал. Закреплять полученные конструктивные навыки, знания о деталях, их соединении, о создании индивидуальных и коллективных моделей и конструкций. Учить создавать конструкции по замыслу. Развивать творческое воображение и фантазию. Выставка | 1 |
Итого | 36 |
Календарно-тематическое планирование 2-го года обучения (6-7 лет)
Месяц | Тема занятия | Программное содержание | Количество занятий |
сентябрь | «В загадочной стране LEGO» | Закреплять и пополнить знания об истории возникновения LEGО, о многообразии конструкторов, о правилах работы с ними, подготовке рабочего места и технике безопасности при работе с конструкторами. Вспомнить название деталей, способы их соединений, функции и назначение. Творческие игры | 1 |
сентябрь | «Творческие игры с LEGO. Творческое задание: Наше лето!» | Закрепить ранее полученные конструкторские навыки и умение работать в коллективе. Побуждать детей к творческому конструированию по собственному замыслу. Учить передавать свои впечатления о лете посредством конструкторов LEGO. Учить продумывать предстоящую работу, отбирать необходимые детали и соотносить свою модель с предметами окружающего мира. Обыгрывание | 1 |
сентябрь | «Угадай и сделай» | Закреплять умение составлять модель в соответствии с инструкцией, предварительно подобрав опорную схему для будущей конструкции. Развивать мышление, воображение, конструктивные навыки. Выставка. Обыгрывание | 1 |
сентябрь | «Осень в лесу. Лес и его обитатели» | Дать детям представления об экосистеме - лес. Продолжать учить конструировать деревья и животных по опорной схеме, инструкции или замыслу. Поощрять самостоятельные дизайнерские решения. Развивать воображение, фантазию, творческое мышление. Выставка | 1 |
октябрь | «Обитатели фермы» | Закреплять конструкторские навыки при моделировании обитателей фермы, знания о деталях, их соединении, умение работать по инструкции, карте - схеме, соотнося с ними результаты своей работы. Или создавать конструкции по замыслу (представлению). Продолжать учить, самостоятельно отбирать детали для работы. Развивать мелкую моторику, образное мышление, воображение. 1 Выставка | 1 |
октябрь | «Бытовые и хозяйственные постройки на ферме» | Продолжать формировать у детей представления о домах и хозяйственных постройках. Закреплять названия частей, из которых они строятся. Учить, самостоятельно подбирать детали для будущей постройки. Закреплять навыки соединения деталей. Учить домысливать конструкцию и при необходимости дополнять конструкцию элементами по замыслу. Развивать конструкторские способности. Обогащать словарь детей техническими терминами. Пополнить знания о профессии фермера и его хозяйства. Выставка | 1 |
октябрь | «Фермерское хозяйство» | Учить обдумывать и обсуждать детали предстоящей совместной работы, распределять обязанности. Закреплять полученные конструктивные навыки, знания о деталях, их соединении, о создании коллективной конструкции и навыки работы в коллективе. Учить создавать конструкцию по замыслу. Обыгрывание совместной постройки | 1 |
октябрь | «Свободное творческое конструирование» | Учить детей работать по замыслу (представлению), самостоятельно определять этапы будущей конструкции (модели), осуществлять её анализ, подбирать необходимые детали и способы их скрепления. Выставка | 1 |
ноябрь | «Катапульта» | Продолжать учить детей работать по карте – схеме. Осуществлять подбор деталей по форме, цвету, размеру и скреплять их соответственно схеме. Испытание моделей на устойчивость с последующим обыгрыванием. Выставка | 1 |
ноябрь | «Карусель» | Продолжать учить работать в парах и группах, общаясь в процессе работы. Знакомить детей с устройством и работой различных предметов, с понятиями: вращение, зубчатые колёса, испытание модели. Развивать навыки создания устойчивых моделей (конструкций) по опорным схемам, соотнося с ними результаты своей работы. Обыгрывание 1 (испытание) конструкции. Демонстрация возможности зубчатых колёс | 1 |
ноябрь | «Спортивный автомобиль» | Учить передавать форму объектов посредством конструкторов LEGO. Закреплять умение создавать модели, с использованием опорных схем, самостоятельно подбирая детали на основании анализа модели. Развивать у детей внимание, мышление, память. Обыгрывание | 1 |
ноябрь | «Проект: Детский парк развлечений» | Учить обдумывать и обсуждать детали предстоящей совместной работы, распределять обязанности. Развивать умение располагать все конструкции в нужной плоскости, точно соединять и скреплять детали. Поощрять творческую инициативу, умение работать в команде на общий результат, умение обыгрывать постройки. Продолжать учить детей работать по замыслу, применяя полученные ранее конструкторские умения и навыки. Развивать творческие способности, фантазию, воображение, умение работать в коллективе. Учить использовать знакомые технические термины при описании конструкций и моделей. Обыгрывание | 1 |
декабрь | «Дворец Снежной Королевы и избушка Бабы-Яги» | Продолжать знакомить детей с особенностями построек сказочных зданий. Дать представление о понятии терем и избушка, об их конструкторских и архитектурных решениях. Учить детей задумывать и реализовывать групповую или коллективную постройку. Развивать конструкторские навыки, умение работать в команде на общий результат, навыки экспериментальной деятельности и совместного обыгрывания конструкции | 1 |
декабрь | «Сани с оленями для Деда Мороза» | Продолжать развивать у детей навыки моделирования (конструирования) животных - оленей и сказочных саней, по опорной схеме или замыслу. Поощрять проявления творческой инициативы, фантазии, воображения и умения работать в подгруппах | 1 |
декабрь | «Свободное творческое конструирование. Скоро, скоро, Новый год!» | Побуждать детей к творческому конструированию по собственному замыслу. Развивать воображение, фантазию, познавательный интерес. Учить применять полученные ранее конструкторские умения и навыки. Развивать творческие способности, фантазию, воображение, умение работать в коллективе. Выставка | 1 |
декабрь | «В гостях у сказки. Свободное творческое конструирование» | Расширять творческий потенциал. Закреплять полученные конструктивные навыки, знания о деталях, их соединении, о создании индивидуальных и коллективных моделей и конструкций. Учить создавать конструкции по замыслу. Развивать творческое воображение и фантазию. Выставка | 1 |
январь | «Проектная деятельность. Наш родной город. Архитектура» | Учить детей создавать конструкции по представлению, обдумывать содержание коллективной деятельности. Продолжать знакомить с проектной деятельностью (наличие проекта для постройки). Располагать конструкции в нужной плоскости, точно соединять и скреплять её детали. Сооружать устойчивые конструкции, применяя перекрытия, надстройки и пр. Продолжать учить договариваться о предстоящей работе, самостоятельно отбирать необходимые детали. Развивать самостоятельность, творческую инициативу, конструктивные навыки. Обыгрывание | 1 |
январь | «Машина с ручным приводом» | Продолжать знакомить детей с устройством и функциями автомобилей. Учить создавать конструкцию по картесхеме. Развивать технические навыки детей. Закреплять названия деталей и частей автомобиля. Познакомить с понятиями ручного привода. Пополнять словарь техническими терминами. Обыгрывание | 1 |
январь | «Муниципальный транспорт. Эвакуатор. Строительные машины. Экскаватор» | Продолжать знакомить детей с основными типами муниципальных транспортных средств и строительной техникой. Дать представления о работе дорожной службы. Расширять технические навыки детей, их умение работать по картам-схемам и инструкции. Обогащать активный и пассивный словарь детей техническими терминами. Обыгрывание | 1 |
январь | «Воздушный транспорт. Двухмоторный самолёт. Кукурузник» | Продолжать знакомить детей с воздушным транспортом. Учить создавать конструкции простых вертолётов по образцу, на основе анализа частей и деталей конструкции. Развивать конструкторские способности. Выставка | 1 |
февраль | «Поезда. Пассажирский. Грузовой» | Продолжать знакомить детей с понятием, функциями и назначением поездов. Видеть взаимосвязи между назначением предмета и его строением. Продолжать учить, совместно создавать конструкции по образцу, предварительно обсуждая этапы и последовательность конструирования. Формировать математические представления (форма, количественный и порядковый счёт …). Обогащать речь детей конструкторскими и техническими терминами. Обыгрывание | 1 |
февраль | «Железнодорожная станция и железнодорожный мост» | Закреплять умения детей создавать коллективную конструкцию по условию, с использованием опорных схем. Развивать внимание, память, логическое мышление, коммуникативные навыки при обсуждении и распределении этапов работы. Обыгрывание | 1 |
февраль | «Космодром и космический транспорт. Луноход» | Знакомить детей с понятием космос. Дать представления о космических кораблях, о луноходе, о работе конструкторов. Учить создавать конструкцию лунохода по инструкции или по схеме, осуществляя анализ её частей и необходимых деталей, способов их скрепления. Обыгрывание. | 1 |
февраль | «Свободное творческое конструирование» | Развивать у детей творческий потенциал. Закреплять полученные конструктивные навыки, знания о деталях, их соединении, о создании индивидуальных и коллективных моделей и конструкций. Учить создавать конструкции по замыслу. Развивать творческое воображение и фантазию. Выставка | 1 |
март | «Сумасшедшие полы» | Учить детей строить и тестировать модели, используя ременную передачу. Подбирать необходимые детали и механизмы в соответствии с инструкцией и схемой. Учить испытывать модель | 1 |
март | «Наши помощники. Инструменты. Измеритель» | Дать детям представления об инструментах, их многообразии и функциях. Учить видеть взаимосвязи между назначением предмета и его строением. Учить создавать модели реальных объектов по инструкции или карте-схеме. Учить детей элементарной исследовательской деятельности (учить считывать показания шкалы при измерении расстояния, работая в парах) Знакомить с понятиями: механизм, колесо, ось. Развивать мышление, память. Поощрять самостоятельность | 1 |
март | «Наши помощники. Инструменты. Дрель. Механический молоток» | Продолжать знакомить детей с инструментами. Продолжать учить видеть взаимосвязи между назначением предмета и его строением. Учить создавать модели реальных объектов по инструкции или карте-схеме. Развивать мышление, память, творческие навыки. Поощрять самостоятельность. Выставка | 1 |
март | «Наши помощники. Бытовая техника. Весы, миксер, ручной вентилятор» | Систематизировать и пополнить представления детей о бытовой технике, её многообразии и функциях. Учить видеть взаимосвязи между назначением предмета и его строением. Учить создавать модели реальных объектов по инструкции или карте-схеме. Развивать мышление, память, творческие навыки. Поощрять самостоятельность. Выставка | 1 |
апрель | «Вертушка» | Дать детям представления об энергии ветра, о понятии – площадь. Знакомить со свойствами материалов, принципами конструирования механических игрушек. Обыгрывание | 1 |
апрель | «Волчок» | Учить моделировать свои любимые 1 игрушки по карте-схеме, передавая их форму, цвет, размер. Знакомить с понятиями: вращение, зубчатая передача, устойчивость конструкций. Обыгрывание | 1 |
апрель | «Перекидные качели» | Продолжать учить детей конструировать механические игрушки. Продолжать знакомить детей с понятиями – равновесие и масса. Дать представление о рычаге. Учить отбирать необходимые детали и конструировать объект в соответствии с инструкцией; оценивать результаты своего труда, обыгрывать конструкцию | 1 |
апрель | «Плот» | Развивать у детей воображение, творческое мышление. Закреплять представления об энергии ветра, площади, свойствах материалов. Продолжать учить работать в парах | 1 |
май | «Пусковая установка для машинок» | Учить детей пользоваться двухмерными чертежами для построения трёхмерных моделей. Знакомить с понятиями: соударение, сила трения, наклон плоскости. Дать представления о механизмах колёс и осей. Продолжать учить создавать конструкцию по инструкции и чертежам. Продолжать учить работать в парах или подгруппах. Обыгрывание | 1 |
май | «Хоккеист» | Познакомить детей с механическими игрушками, принципами их конструирования. Продолжать учить детей создавать конструкцию по инструкции. Закреплять конструкторские навыки, знания о деталях, их соединении. Знакомить с понятиями: зубчатая передача, рычаги. Обыгрывание | 1 |
май | «Новая собака Димы» | Продолжать знакомить детей с механическими игрушками, принципами их конструирования. Продолжать учить видеть взаимосвязи между назначением предмета и его строением. Учить моделировать по инструкции, самостоятельно подбирая необходимые детали, способы их соединения и соотносить готовую модель с образцом. Знакомить с понятием трения, с понятиями ременной и зубчатой передачи. Поощрять проявления творчества и умение описывать модель, используя технические и конструкторские термины. Обыгрывание | 1 |
май | «Свободное творческое конструирование» | Развивать у детей творческий потенциал. Закреплять полученные конструктивные навыки, знания о деталях, их соединении, о создании индивидуальных и коллективных моделей и конструкций. Учить создавать конструкции по замыслу. Развивать творческое воображение и фантазию. Выставка | 1 |
Итого | 36 |
- Педагогический анализ знаний и умений по Лего-конструированию детей 5-7 лет проводится 2 раза в год (вводный – в сентябре, итоговый – в мае).
- Формы, способы и средства реализации программы
Методы и приемы обучения
Для обучения детей Лего-конструированию используются разнообразные методы и приемы.
Методы | Приёмы |
Наглядный | Рассматривание на занятиях готовых построек, демонстрация способов крепления, приемов подбора деталей по размеру, форме, цвету, способы удержания их в руке или на столе. |
Информационно-рецептивный | Обследование Лего деталей, которое предполагает подключение различных анализаторов (зрительных и тактильных) для знакомства с формой, определения пространственных соотношений между ними (на, под, слева, справа. Совместная деятельность педагога и ребёнка. |
Репродуктивный | Воспроизводство знаний и способов деятельности (форма: собирание моделей и конструкций по образцу, беседа, упражнения по аналогу) |
Практический | Использование детьми на практике полученных знаний и увиденных приемов работы. |
Словесный | Краткое описание и объяснение действий, сопровождение и демонстрация образцов, разных вариантов моделей. |
Проблемный | Постановка проблемы и поиск решения. Творческое использование готовых заданий (предметов), самостоятельное их преобразование. |
Игровой | Использование сюжета игр для организации детской деятельности, персонажей для обыгрывания сюжета. |
Частично-поисковый | Решение проблемных задач с помощью педагога. |
Мониторинг
Способы определения эффективности занятий оцениваются исходя из того, насколько ребёнок успешно освоил тот практический материал, который должен был освоить. В связи с этим, два раза в год проводится диагностика уровня развития конструктивных способностей.
Диагностика уровня знаний и умений по Лего-конструированию
Уровень развития ребенка | Умение правильно конструировать поделку по образцу, схеме | Умение правильно конструировать поделку по замыслу |
Высокий | Ребенок самостоятельно делает постройку, используя образец, схему, действует самостоятельно и практически без ошибок в размещение элементов конструкции относительно друг друга. | Ребенок самостоятельно разрабатывает замысел в разных его звеньях (название предмета, его назначение, особенности строения). Самостоятельно работает над постройкой. |
Средний | Ребенок делает незначительные ошибки при работе по образцу, схеме, правильно выбирает детали, но требуется помощь при определении их в пространственном расположении. | Тему постройки ребенок определяет заранее. Конструкцию, способ ее построения находит путем практических проб, требуется помощь взрослого. |
Низкий | Ребенок не умеет правильно «читать» схему, ошибается в выборе деталей и их расположении относительно друг друга. | Замысел у ребенка неустойчивый, тема меняется в процессе практических действий с деталями. Создаваемые конструкции нечетки по содержанию. Объяснить их смысл и способ построения ребенок не может. |
- Особенности содержания программы
Структура занятия по Лего-конструированию
Первая часть занятия – это упражнение на развитие логического мышления (длительность – 10 минут).
Цель первой части – развитие элементов логического мышления.
Основными задачами являются:
- Совершенствование навыков классификации.
- Обучение анализу логических закономерностей и умению делать правильные умозаключения на основе проведенного анализа.
- Активизация памяти и внимания.
- Ознакомление с множествами и принципами симметрии.
- Развитие комбинаторных способностей.
- Закрепление навыков ориентирования в пространстве.
Вторая часть – собственно конструирование.
Цель второй части – развитие способностей к наглядному моделированию.
Основные задачи:
- Развитие умения анализировать предмет, выделять его характерные особенности, основные функциональные части, устанавливать связь между их назначением и строением.
- Обучение планированию процесса создания собственной модели и совместного проекта.
- Стимулирование конструктивного воображения при создании постройки по собственному замыслу, по предложенной или свободно выбранной теме.
- Формирование умения действовать в соответствии с инструкциями педагога и передавать особенности предметов средствами LEGO-конструктора.
- Развитие речи и коммуникативных способностей.
Третья часть – обыгрывание построек, выставка работ.
- Организационный раздел
- Организация развивающей предметно-пространственной среды
- Помещение с удобными рабочими местами;
- методическое обеспечение;
- качественная подготовка к деятельности;
- профессиональное мастерство педагога.
- Программно–методическое обеспечение
Программа | Технологии и методические пособия |
|
|
- Материально-техническое обеспечение программы
1. «Кирпичики» DUPLO
2. «Железная дорога» («Математический поезд»)
3. «Дикие животные» DUPLO
4. «Муниципальный транспорт» DUPLO
5. «Гигантский набор» DUPLO
6. «Большая ферма» DUPLO
7. «Набор с трубами» DUPLO
8. «Зоопарк» DUPLO
9. «Люди мира» DUPLO
10.«Детская площадка»
11. «Строительные машины»
12. «Общественный транспорт»
13. «Муниципальный транспорт»
14. «Космос и аэропорт»
15. «Сказочные исторические персонажи»
16. «Город»
17. «Городские жители»
18. «Кафе»
19. «Моя первая история»
20. «Кирпичики LEGO для творческих занятий»
21. «Простые механизмы»
22.Большие строительные платы DUPLO
23.Большие и малые платформы для строительства LEGO
24.Набор дверей, окон и черепицы
25.Набор колёс
26.Набор для хранения
27.LEGO WЕDО (полный или стартовый) и WЕDО (2.0)
28.Первые механизмы
29.Комплекты заданий: «Первые механизмы» и «Простые механизмы»
30.LEGO juniors «Стройка» или LEGO DUPLO «Большая стройплощадка»
31. ТЕХНОЛАБ (предварительный уровень) 5-8 лет
32.Наборы карточек и схем для каждого вида конструкторов
Литература
- Комарова Л.Г. Строим из LEGO «ЛИНКА-ПРЕСС» – Москва, 2001.
- Лусс Т.В. Формирование навыков конструктивно-игровой деятельности у детей с помощью LEGO. – Москва: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2003.
- Л.Г. Комарова Строим из LEGO (моделирование логических отношений и объектов реального мира средствами конструктора LEGO). – М.: «ЛИНКА – ПРЕСС», 2001.
- Лиштван З.В. Конструирование – Москва: «Просвещение», 1981.
- Парамонова Л.А. Детское творческое конструирование – Москва: Издательский дом «Карапуз», 1999.
- Фешина Е.В. «Лего конструирование в детском саду» Пособие для педагогов. – М.: изд. Сфера, 2011.
- Ишмакова М.С. Конструирование в дошкольном образовании в условиях введения ФГОС Всероссийский учебно-методический центр образовательной робототехники. – М.: Изд.-полиграф центр «Маска», 2013.
Интернет – ресурсы:
http://www.spfam.ru/contacts.html
http://iclass.home-edu.ru/course/category.php?id=15 /
http://insiderobot.blogspot.ru/
https://sites.google.com/site/nxtwallet/
http://www.elrob.org/elrob-2011
http://forum.russ2.com/index.php?showforum=69
http://www.tetrixrobotics.com/
http://lejos-osek.sourceforge.net/index.htm
http://robotics.benedettelli.com/
http://www.nxtprograms.com/projects.html
http://www.robocup2010.org/index.php
http://www.aburobocon2011.com/
http://creative.lego.com/en-us/games/firetruck.aspx?ignorereferer=true
Приложение 1
Основные приемы обучения Лего-конструирования:
1. Конструирование по образцу
Это показ приемов конструирования игрушки-робота (или конструкции).
Сначала необходимо рассмотреть игрушку, выделить основные части. Затем вместе с ребенком отобрать нужные детали конструктора по величине, форме, цвету и только после этого собирать все детали вместе. Все действия сопровождаются разъяснениями и комментариями взрослого. Например, педагог объясняет, как соединить между собой отдельные части робота (конструкции).
2. Конструирование по модели
В модели многие элементы, которые её составляют, скрыты. Ребенок должен определить самостоятельно, из каких частей нужно собрать робота (конструкцию). В качестве модели можно предложить фигуру (конструкцию) из картона или представить ее на картинке. При конструировании по модели активизируется аналитическое и образное мышление.
Но, прежде, чем предлагать детям конструирование по модели, очень важно помочь им освоить различные конструкции одного и того же объекта.
3. Конструирование по заданным условиям
Ребенку предлагается комплекс условий, которые он должен выполнить без показа приемов работы. То есть, способов конструирования педагог не дает, а только говорит о практическом применении робота. Дети продолжают учиться анализировать образцы готовых поделок, выделять в них существенные признаки, группировать их по сходству основных признаков, понимать, что различия основных признаков по форме и размеру зависят от назначения (заданных условий) конструкции. В данном случае развиваются творческие способности дошкольника.
4. Конструирование по простейшим чертежам и наглядным схемам
На начальном этапе конструирования схемы должны быть достаточно просты и подробно расписаны в рисунках. При помощи схем у детей формируется умение не только строить, но и выбирать верную последовательность действий. Впоследствии ребенок может не только конструировать по схеме, но и наоборот, — по наглядной конструкции (представленной игрушке-роботу) рисовать схему. То есть, дошкольники учатся самостоятельно определять этапы будущей постройки и анализировать ее.
5. Конструирование по замыслу
Освоив предыдущие приемы робототехники, ребята могут конструировать по собственному замыслу. Теперь они сами определяют тему конструкции, требования, которым она должна соответствовать, и находят способы её создания. В конструировании по замыслу творчески используются знания и умения, полученные ранее. Развивается не только мышление детей, но и познавательная самостоятельность, творческая активность. Дети свободно экспериментируют со строительным материалом. Постройки (роботы) становятся более разнообразными и динамичными.
МБДОУ «Детский сад № 14 «Березка»
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Клуб для родителей детей с ограниченными возможностями "Мы вместе". Программа, План работы на 2013 г.
Цели и задачи клуба Цели:- оказания социальной поддержки родителей детей с ограниченными возможностями в вопросах реабилитации, развития и воспитания детей ОВ;- оказания родителям детей с ОВ...
Программа-план подгрупповых логопедических занятий для детей с ОНР на логопункте (первый год обучения)
Перспективный план занятий по развитию лексико-грамматических категорий, связной речи, звукопроизношения для детей с ОНР (третьего уровня речевого развития)....
Программы,Планы
Программы, планы...
Адаптированная образовательная программа. План коррекционно-развивающей работы.
Адаптированная образовательная программа. План коррекционно-развивающей работы...
Адаптированная образовательная программа. План коррекционно-развивающей работы.
Адаптированная образовательная программа. План коррекционно-развивающей работы....
Методическое обеспечение рабочей программы. План работы по Основам Безопасности Жизнедеятельности в группе общеразвивающей направленности детей от 6 до 7 лет
Формирование основ безопасности и жизнедеятельности детей в условиях дошкольного образовательного учреждения является актуальной и значимой проблемой, поскольку обусловлено объективной необходимостью ...
Методическое обеспечение программы План работы по Основам Безопасности Жизнедеятельности для детей 6-7 лет
В последние годы проблема формирования основ безопасности становится всё более актуальной. Ей уделяется самое пристальное внимание в образовательных учреждений всех видов и уровне...