Программа-план подгрупповых логопедических занятий для детей с ОНР на логопункте (первый год обучения)
календарно-тематическое планирование по логопедии (старшая группа) на тему

Золотухина Ольга Викторовна

Перспективный план занятий по развитию лексико-грамматических категорий, связной речи, звукопроизношения для детей с ОНР (третьего уровня речевого развития).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma-plan_zanyatiy.doc203.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОГРАММА-ПЛАН

ПОДГРУППОВЫХ ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ

 ЗАНЯТИЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОНР

НА ЛОГОПУНКТЕ  ДОУ № 25 Г. ЛИПЕЦКА

( ПЕРВЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ)

Разработал учитель-логопед Золотухина О. В.

2013 г.

№ занятия

Тема

Цели занятия

Оборудование

Сентябрь

3 н.- 1

Развитие общего внимания и понимания речи

Развитие у детей общего внимания и понимания речи, словесно-логического мышления

Игрушки из разных материалов, разноцветные кубики, картинки

3 н.- 2

«Чтобы четко говорить, надо с пальцами дружить»

Ознакомление детей с органами артикуляции; развитие мелкой моторики пальцев рук, работа над речевым дыханием, ритмической стороной речи.

Речевые палочки, зеркала, массажные ежики

4 н.- 1

Формирование понятий о действии и предмете

Уточнение понятия «действие». Рассматривание разных и одинаковых действий. Дать широкое обобщение действия. Обучение детей подбору действий к объекту и объектов к действию. Уточнение вопросов Кто? Что делает?  

Игрушечная собачка, картинки с изображением животных и птиц, фишки

4 н.- 2

Понятия ПРЕДМЕТ и ДЕЙСТВИЕ

Выделение предметов и действий в речевом потоке. Соотнесение предметов с вопросами Кто? Что?, действий с вопросом Что делает? Составление простых нераспространенных  предложений по демонстрации действий и по простым сюжетным картинкам.  

Умывальные принадлежности, 8 сюжетных картинок из пособия В.В. Коноваленко

Октябрь

1 н.- 1

ОВОЩИ

Расширение и обогащение словаря детей по теме «ОВОЩИ». Образование существительных множественного числа им. и род. падежа. Формирование навыков словообразования. Обучение в составлении предложений.

Натуральные овощи, с. к. «Огород», пр.к. для игры «Большой – маленький»

1 н.- 2

ОВОЩИ

Закрепление и расширение знаний об овощах (цвет, форма, вкус). Упражнение в составлении загадок-описаний об овощах. Развитие памяти, внимания, смекалки, умения отвечать на вопросы фразой. Упражнение детей в употреблении существительных ед. и мн.числа род. падежа, согласовании числительных с существительными.

Муляжи овощей, с. к. «В овощном магазине», «На огороде», д. и. «Коза Лиза»

2 н.- 1

Одушевленные и неодушевленные предметы. Понятие  СЛОВО

Различение одушевленных и неодушевленных предметов путем соотнесения с вопросительными местоимениями кто, что. Упражнение в постановке вопросов Кто это? Что это? Первоначальное понятие о слове.

10 пр. к. из пособий В. В. Коноваленко, Т. Б. Филичевой, 8  простых сюжетн. 1-фигурных карт.

2 н.- 2

Составление описательного рассказа о фруктах с опорой на схему.

Обучение детей в подборе существительных к прилагательным; составление рассказов с опорой на схему. Закрепление у детей употребления существительных в винительном падеже; развитие умения отвечать на вопросы полным ответом; закрепление употребления притяжательных местоимений.

Муляжи фруктов, или пр. картинки, схема описания фруктов

3 н.- 1

Количественные числительные ОДИН, ОДНА

Согласование количественных числительных ОДИН, ОДНА с существительными в роде. Развитие внимания и памяти. Совершенствование  операций  классификация, обобщение, исключение.

Цифра 1, предметные картинки: гном, овощи и фрукты

3 н.- 2

Винительный падеж существительных в единственном числе

Обучение детей дифференцированию вопросов Кто? Кого? Что? в зависимости от того, является ли существительное одушевленным или неодушевленным; обучение изменению начальной формы существительного, ставя его в винительном падеже единственного числа.

Картинки с изображением предметов и живых объектов, с. кар. «Зоопарк»

4 н.- 1

Именительный  падеж множественного числа существительных

Упражнение в употребление именительного падежа множественного числа существительных. Постановка вопросов и ответы на них. Согласование  глаголов 3-го лица настоящего времени с существительными в числе.

Игрушки: кубики, утята, котята, петухи, попугаи  (счетный материал ), пр. к. из серии «Один- много»

4 н.- 2

Составление рассказа об осени по опорным картинкам.

Уточнение и систематизирование знаний детей об осени. Обучение составлению предложения по картинкам и объединению их в рассказ. Упражнение в употреблении существительных множественного числа.

Пр. к. из серии «Времена года», схема рассказа об осени

5 н.- 1

Глаголы 3-го лица единственного и множественного числа настоящего времени.

Упражнение в употреблении глаголов 3-го лица единственного и множественного числа настоящего времени и согласовании их с существительными в числе. Развитие диалогической речи. Составление  нераспространенных предложений по простым сюжетным картинкам и помощью вопросов. Работа с деформированным текстом  с опорой на простую пейзажно-сюжетную картину.

Пейзажная кар. «Осень», с. кар. на глаголы 3-го лица ед. и мн. ч. настоящего времени из пособий В. В. Коноваленко, Т. Б. Филичевой

Ноябрь

1 н.- 1

Существительные с уменьшительно-ласкательным значением

Упражнение в образовании и практическом употреблении существительных с уменьшительно-ласкательным значением. Знакомство с ласкательными именами людей. Договаривание предложений.

Две куклы, пр. к. из серии «Большой- маленький»  из пособий В. В. Коноваленко, Т. Б. Филичевой

1 н.- 2

Притяжательные местоимения МОЙ, МОЯ

Практическое усвоение  рода существительных .Соотнесение существительных мужского и женского рода с притяжательными местоимениями МОЙ, МОЯ. Совершенствование мыслительных операций: обобщение, классификация, исключение.

Сундучок с одеждой детей, пр. кар: одежда, обувь, головные уборы из пособия Т. Б. Филичевой

2 н.- 1

Составление
3-словных предложений. Понятия ДЕЙСТВИЕ, ПРЕДЛОЖЕНИЕ, СЛОВО

Обучение детей составлению 3-словного предложения, заменяя дополнение без наглядной опоры. Обучение построению фразы по опорной схеме. Активизирование словаря у детей.                      

Пр. кар. из серии «Продукты», «Люди», с. кар. для  составления 3-словных предложений, схема предложения

2 н.- 2

Пересказ рассказа, составленного по демонстрируемому действию

Обучение детей отвечать на вопрос развернутой фразой из трех-четырех слов, пересказывать текст, составленный из трех-четырех простых предложений, с наглядной опорой в виде натуральных объектов, предметов и действий с ними.

Кукла,  кубики, игрушечная посуда, 3 красные и 1 синяя игрушки

3 н.- 1

Перелётные птицы

Уточнение и расширение представлений детей о перелетных птицах. Обучение различию вопросов Кто это? Что это? Развитие словообразовательных функций. Составление предложений с антонимами.

Сюжетные и предметные картинки из серии «Перелетные птицы»

3 н.- 2

Глаголы прошедшего времени единственного числа

Практическое усвоение  глаголов прошедшего времени. Согласование глаголов с существительными в роде. Подготовка к выделению слова из предложения и схематическому обозначению слов в предложении.

Парные с. кар. на настоящее и прошедшее время глаголов из пособия Т. Б . Филичевой, предметные кар.

4 н.- 1

Составление описательных рассказов об игрушке

Обучение составлению коротких описательных рассказов с опорой на картинный план и образец. Упражнение в употреблении множественного числа существительных, подборе признаков и действий к предмету. Практическое  усвоение относительных прилагательных и согласование их с существительными.

2 мяча, 2 пирамидки, пред. кар., из серии «Большой- маленький»,  схема рассказа об игрушке

4 н.- 2

Родительный падеж существительных в единственном числе без предлога и с предлогом У

Обучение детей образованию существительных в родительном падеже единственного числа от существительных в именительном падеже, согласовывая существительное с соседними словами. Уточнение значения предлога У.

6 игрушек, ширма, фигурки дом. животных, пр. к. из серии «Чей хвост, чья голова?», стакан, салфетка, пр. кар. из «Зоологического лото»

4 н.- 3

Составление рассказа по следам продемонстри-рованного действия

Обучение детей ответу на вопрос 3-5-словной фразой, строя ее в полном соответствии с порядком слов в вопросе; объединение фраз в рассказ из 4-5 предложений с наглядной опорой в виде предметов и объектов с их свойствами и качествами, действий с ними. Развитие внимания и словесно-логического мышления.

Одежда детей, пр. кар. из серии «Одежда»

Декабрь

1 н.- 1

Звук У

Закрепление правильного произнесения звука У; выделение звука У из ряда гласных, из начала слов. Развитие слухового внимания и памяти.

Игрушки:  медведь и волк, пр. кар. со звуком У, символ звука У, звуковые линейки

1 н.- 2

Родительный падеж существительных в единственном числе без предлога и с предлогом У

Обучение детей образованию существительного в родительном падеже единственного числа от существительного в именительном падеже, согласовывая существительное с соседними словами. Уточнение значения предлога У.

6 игрушек, ширма, пред. кар. из серии «Чей хвост, чья голова?», игрушечки из «Киндер- сюрпризов»

1 н.- 3

Звук У

Четкое произнесение и характеристика звука У. Выделение начального ударного и безударного гласного звука У.Развитие внимания памяти.

Игрушечные. муз. инструменты, звучащие предметы: стаканы, бумага, мяч, ложки, погремушки  

1 н.- 4

Зимующие птицы. Предлог НА.

Закрепление употребления предлога НА. Упражнение с деформированной фразой. Составление детьми предложений с предлогом НА. Развитие диалогической речи. Закрепление представлений о зимующих птицах.  

Предметные картинки из серии «Зимующие птицы»,11  пр. к. из пособия В. В. Коноваленко, с.к. «Зимний парк»

2 н.- 1

Звук А

Практическое закрепление четкого произнесения звука А в речи, выделение звука А из ряда гласных, начала слов.

12 предметных картинок, 6 простых 1-фигурных  с. кар., символы звуков

2 н.- 2

Предлог НА

Обучение детей выделению предлога НА в предложениях и сочетаниях слов, составлению предложений с предлогом НА по двум опорным словам.

12 игрушек (мебель, посуда, кубики), зеркальце, мяч, п. к. «Овощи»

2 н.- 3

Звук А

Четкое произнесение и характеристика звука А. Выделение начального ударного и безударного гласного звука А. Развитие внимания и памяти. Составление простых нераспространенных предложений по 1-фигурным картинкам с помощью вопросов.  

12 предметных картинок, 6 простых сюжетных 1- фигурных карт. , из пособия  В.В. Коноваленко

2 н.- 4

Белая сказка

Пересказ рассказа с наглядной опорой в виде сюжетной картины.

Обучение детей пересказыванию текста с наглядной опорой в виде сюжетной картины. Закрепление представлений о цвете. Обучение согласованию прилагательного белый   с существительными в роде, числе, падеже.

Сюжетная картинка «Белая сказка», зимние разрезные картинки

3 н.- 1

Звуки А, У

Произнесение и сопоставление звуков А-У. Звуковой анализ звукосочетаний АУ, УА. Воспроизведение звуковых рядов типа АУА. Подбор слов к сюжетным картинкам  на изучаемые звуки. Постановка вопросов к сюжетным картинкам по данному образцу.

14 предметных картинок, 8 простых 1- фигурных сюж. картинок, символы звуков

3 н.- 2

Количественные числительные ДВА, ДВЕ

Согласование количественных числительных два, две с существительными в роде. Преобразование предложений по сюжетным картинкам. Договаривание  предложений по предметным картинкам и демонстрационной карточке с цифрой 2.

Цифра 2, 14 пред. картинок из пособий В.В, Коноваленко и Т.Б. Филичевой,7 парных с. карт.

3 н.- 3

Звук И

Четкое произнесение и характеристика звука И. Выделение начального ударного и безударного звука И. Звуковой анализ звукосочетаний. Составление предложений по предметным картинкам и опорным словам-действиям Поливать, Лечить, Покупать.

12 предметных картинок со звуком И, символы гласных звуков

3 н.- 4

Составление рассказа «Зима» по опорным словам и картинкам

Закрепление употребления в речи косвенных падежей существительных. Обучение составлению короткого рассказа по опорным словам и опорным картинкам. Распространение предложений определениями.

Зимний пейзаж, предметные картинки: дети в зимней одежде, лыжи, санки, коньки, снеговик

4 н.- 1

Звуки А, У, И

Закрепление умения различать и правильно произносить звуки А, У, И. Выделение начального ударного и безударного звука в слове. Звуковой анализ звукосочетаний.

15 предметных картинок, символы гласных звуков

4 н.- 2

Предлоги НА, С. Зимующие птицы

Закрепление употребления предлогов НА, С. Договаривание и составление предложений с предлогами НА, С. Постановка вопросов. Развитие диалогической речи. Развитие внимания и памяти. Закрепление приставочных глаголов.

20 предметных картинок: зимующие птицы, обстоятельства места; панно «Зимний парк»

4 н.- 3

Приставочные глаголы

Обучение детей дифференцированию по смыслу глаголов, имеющих разные приставки и общую основу ехать. Учить самостоятельно подбирать по смыслу нужный приставочный глагол.

Игрушки: маленькая машинка, домик, мост, елочка, лента, мяч; с. к. из мультфильма «Ну, погоди!»

4 н.- 4

Новый год

Закрепление и расширение знаний детей о новогоднем празднике. Употребление существительных во множественном числе и существительных с уменьшительно- ласкательным значением. Упражнение в ориентировке на листе бумаги. Подбор родственных  слов. Употребление существительных в творительном  падеже. Развитие внимания  и памяти.  

Панно «Елка», игрушки к панно, сюжетная картинка «Маскарад»

Январь

2 н.- 1

Дательный падеж существительных в единственном числе

Обучение детей правильному  употреблению формы дательного падежа существительных в единственном числе без предлога, образованию существительного в дательном падеже от существительного в именительном падеже.

Сюжетные и предметные картинки из д. и «Наши мамы», сюжетные кар., 6 игрушек

2 н.- 2

Звук М

Четкое произнесение и характеристика звука М. Анализ  и синтез слогов типа АМ, развитие слухового внимания, памяти, выделение звука М из начала слов.

8 предметных картинок со звуком М, символ звука

2 н.- 3

Одежда

Закрепление и расширение знаний детей об одежде. Классификация одежды: зимняя, летняя, домашняя, спортивная, нарядная, демисезонная; определение частей одежды. Составление сложносочиненных предложений с союзом А. Образование относительных прилагательных.

Одежда детей, образцы тканей, предметные  картинки из серии «Одежда»

2 н.- 4

Звук М

Четкое произнесение и характеристика звука М. Выделение первого и последнего звука М. Воспроизведение слоговых рядов типа АМ-ОМ-УМ-ЫМ. Звуковой анализ и составление схем слогов типа АМ.

12 предметных картинок со звуком М, звуковые линейки, символы звуков

3 н.- 1

Домашние животные. Родительный падеж множественного числа существительных

Закрепление образования и употребления родительного падежа множественного числа существительных. Развитие внимания и памяти. Закрепление словообразования названий детенышей домашних животных.

Предметные картинки из серии «Домашние животные», «Детеныши», колокольчик

3 н.- 2

Звук П

Четкое произнесение звука П. Выделение последнего глухого согласного. Звуковой анализ, составление схем обратных слогов. Составление и преобразование простых нераспространенных предложений с глаголами Покупать, Петь, Пить, Пугать в 3 л. настоящего времени.

12 предметных картинок со звуком П,

9 парных сюжетных картинок из пособия Т.Б. Филичевой

3 н.- 3

Звуки П, Пь

Четкое произнесение звуков П, Пь. Выделение начального и конечного согласного в словах. Звуковой анализ  и синтез слогов, составление схем. Выделение слов со звуком Пь. Согласование числительных  с существительными в роде, числе, падеже.

Предметные картинки со звуками П, ПЬ, пеналы для звукового анализа

3 н.- 4

Пересказ рассказа Л. Толстого «Котенок»

Формирование у детей навыка построения связного монологического высказывания. Обучение пересказыванию рассказа. Расширение знаний детей о домашних животных. Воспитание у детей доброжелательного отношения к животным, которые находятся рядом.  

Текст рассказа Л. Толстого «Котенок», предметные картинки из серии «Домашние животные и их детеныши»

4 н.- 1

Дикие животные. Притяжательные прилагательные

Расширение представлений детей о диких животных. Практическое усвоение притяжательных прилагательных. Закрепление словообразования названий детенышей диких животных.

Маски зверей, игра «Мамы и детки», предметные картинки из серии «Чей хвост, чья голова?»

4 н.- 2

Звук Т

Четкое произнесение звука Т. Звуковой анализ, составление схем обратных слогов. Деление слов на слоги. Составление предложений по предметным картинкам с числительными Один, Одна, Два, Две; закрепление согласования с существительными в роде.

24 предметных картинки со звуком Т, с. к. «Дети лепят…», пеналы для звукового анализа, цифры 1, 2

4 н.- 3

Звуки Т, Ть

Четкое произнесение звука Ть. Различение звуков Ть-Т. Закрепление понимания мягкости согласных. Развитие внимания и памяти. Звуковой анализ и составление схем слов.

20 предметных картинок со звуками Т, ТЬ, сюжетная картинка «Котята», пеналы

4 н.- 4

Составление близких к тексту пересказов (по рассказам Е. Чарушина «Кто как живет. Заяц. Белка. Волк.»

Обучение  детей выразительному пересказу  текстов близко к образцу, без помощи вопросов. Упражнение в подборе прилагательных к существительным по теме. Развитие внимания, памяти, логического мышления.

Тексты рассказов Е. Чарушина, предметные картинки: заяц, белка, волк

Февраль

1 н.- 1

Посуда

Закрепление и расширение знаний детей о посуде, ее частях. Классификация посуды: чайная, столовая, кухонная. Подбор существительных к прилагательным. Практическое употребление антонимов. Употребление в словообразовании, составление предложений с предлогом В.  

Чайник, чашка, стакан, ваза; д. игра «У белочки в гостях», предметные картинки из серии «Посуда»

1 н.- 2

Звук К

Четкое произнесение звука К. Звуковой анализ, составление схем слогов. Развитие внимания и памяти. Закрепление  и употребление родительного падежа единственного числа существительных без предлога и с предлогом У.

20 предметных картинок со звуком К, сюжетная картинка «Котята»

1 н.- 3

Звук К (2 занятие)

Четкое произнесение звука К. Звуковой анализ, составление схем слогов типа АК. Выделение звука К в словах (в конце и середине слов), определение наличия или отсутствия звука К в слове.

10 предметных картинок со звуком К, парные картинки из серии «Большой- маленький», цифра 1, пеналы

1 н.- 4

Продукты. Относительные прилагательные

Совершенствование навыка словообразования. Обучение образованию относительных прилагательных и включение их в предложения.

Сыпучие продукты в пакетиках , банка с вареньем, письмо от Незнайки, кастрюльки, вырезанные из картона

 2 н.- 1

Звуки К-Т

Закрепление произношения и различения звуков К-Т. Выделение последнего глухого согласного в словах. Звуковой анализ, преобразование обратных слогов, составление схем. Закрепление употребления родительного падежа множественного числа существительных. Упражнение в постановке вопросов.

15 предметных картинок, пеналы для звукового анализа, 2 панно, куклы мальчик и девочка

2 н.- 2

Наземный транспорт

Расширение и активизация словаря детей по темам : «Транспорт», «Профессии». Обучение подбору глаголов к существительному. Упражнение в подборе существительных с уменьшительно- ласкательным значением.

Предметные картинки из серий: «Транспорт», «Профессии», с. к. «Машины на нашей улице»

2 н.- 3

Транспорт

Уточнение, закрепление и расширение представлений детей о транспорте. Классификация транспорта: наземный, подземный, водный, воздушный, пассажирский, грузовой. Обучение составлению предложений с приставочными глаголами.

С. к. «Улица города», предметные картинки из серии «Транспорт», знаки для игры «Светофор»

2 н.- 4

Пересказ сказки « Как Колобок свою сестренку догонял»

Обучение детей подробному пересказу сказки с опорой на предметные картинки.

Предметные картинки: Колобок, Луна, Конь, Машина, Тепловоз, Самолет, Ракета

3 н.- 1

Предлоги НА, ПОД

Закрепление навыка практического употребления предлогов НА, ПОД. Обучение составлению предложений с предлогами, составление схем предложений.

Игрушки: мяч, мишка, кубик, зайка, собачка, сумка. Схемы предложений, символы предлогов

3 н.-2

Звук О

Четкое произнесение звука О. Выделение звука О из ряда гласных, из прямого слога под ударением после согласного. Воспроизведение слоговых рядов со звуком О. Развитие внимания, памяти, мышления.

20 предметных картинок, пеналы для звукового анализа

3 н.- 3

Звук О

Четкое произнесение  звука О. Выделение  звука О в начале и в конце слов. Запоминание слов со звуком О из стихов и рассказа. Обучение детей анализу и синтезу звукосочетаний типа ОК, ОТ, АОУ.

20 предметных картинок, пеналы для звукового анализа, символы гласных звуков

3 н.- 4

Составление рассказа «Граница Родины – на замке» по серии сюжетных картин

Формирование у детей навыка целенаправленного восприятия серии сюжетных картин. Обучение составлению рассказа по сюжетной серии картин. Упражнение в подборе прилагательных к существительным. Расширение знаний детей о военных профессиях.

Серия сюжетных картин из пособия О. С. Гомзяк (35 – 37)

4 н.- 1

Зима. Составление простого распространенного предложения

Закрепление навыка практического построения предложения по модели « существительное + глагол + наречие», исправление деформированных предложений.

Сюжетная картинка «Зима», предметные картинки, мяч

4 н.- 2

Звук В

Четкое произнесение и характеристика звука В. Выделение звука В из прямого слога , из ряда согласных. Воспроизведение звуковых и слоговых рядов. Определение место звука в слове. Деление слов на слоги, составление схем слов. Закрепление употребления предлога В.

16 предметных картинок, листки бумаги

4 н. -3

Предлог В

Обучение детей определению пространственного расположения  предметов с помощью предлога В, а также восприятию, выделению и употреблению этого предлога  в словосочетаниях и предложениях.

Предметы: мешочек, шарик на ниточке,  банка, ящик, миска, сундучок, сахарница,         солонка, 8 сюжетных картинок

4 н.- 4

Февраль – последний месяц зимы

Формирование умения составлять рассказ о зиме по плану. Развитие логического мышления на основе упражнения детей в установлении причинно – следственных отношений. Воспитание умения слушать рассказ другого ребенка.

 План рассказа о зиме, сюжетная картинка «Зима», предметные картинки, игра «Что перепутал художник»

Март

1 н. - 1

Женские профессии

Закрепление и обобщение знаний детей о женских профессиях, о празднике 8 Марта. Упражнение в употреблении существительных с уменьшительно –ласкательным значением, подборе существительных, глаголов к опорным словам.

Сюжетные и предметные картинки из игры «Наши мамы»

1 н.- 2

Звук Ф

Четкое произнесение и характеристика звука Ф. Определение  места звука Ф в словах. Деление  слов на слоги. Звуковой анализ  и синтез  прямых и обратных слогов. Закрепление употребления предлога В.

10 предметных картинок, наборы для звукового анализа

1 н.- 3

Составление описательного рассказа о маме по собственному рисунку

Обучение детей составлению описательных рассказов о людях, используя их портреты и фотографии. Развитие монологической речи и связных высказываний детей, упражнение в подборе прилагательных к существительным. Закрепление умения отвечать на вопросы полным предложением. Воспитание у детей любви, уважения, заботливого отношения к мамам бабушкам.

Портреты мам, нарисованные детьми. фотографии

2 н.-1

Составление рассказа по серии сюжетных картин

Обучение  детей составлению рассказа по серии сюжетных картин «Мы для милой мамочки»,  последовательность которых служит планом рассказывания.

Сюжетная серия картин «Мы для милой мамочки»

2 н.- 2

Звук ФЬ

Четкое произнесение и характеристика звука ФЬ. Деление слов на слоги. Анализ и синтез слогов. Закрепление употребления предлога В.

10 предметных картинок, пеналы для звукового анализа, схемы слов

2 н. - 3

Ранняя весна

Закрепление представлений детей о ранней весне в природе. Подбор прилагательных к существительному. Составление предложений по сюжетным картинкам. Развитие мышления на основе упражнения детей в установлении причинно-следственных отношений.

Предметные картинки  из серии «Времена года», сюжетная картинка «Ранняя весна»

2 н.- 4

Составление описательного рассказа «Весна идет» по сюжетным картинкам  и опорным вопросам.

Обучение составлению предложений по простым сюжетным картинкам с использованием опорных слов. Объединение предложений в рассказ и заучивание его. Закрепление представлений о ранней весне.

Пейзажная картинка «Ранняя весна», простые сюжетные картинки из пособия В. В.Коноваленко

3 н. -1

Семья. Понятие ПРИЗНАК

Закрепление и обобщение знаний о родственных отношениях. Знакомство с понятием ПРИЗНАК. Соотнесение с вопросами: какой? какая? какое? Подбор признаков к предметам с помощью вопросов. Выделение признаков в отрывках сказки. Развитие диалогической речи.

Сюжетная картинка «Семья», предметные картинки из пособий В. В. Коноваленко, Т. Б. Филичевой

3 н. - 2

Звук Ы

Четкое произнесение звука Ы. Выделение гласного Ы из ряда гласных , из слов. Воспроизведение слоговых рядов со звуком Ы. Закрепление образования имен. падежа множ. числа  существительных.

18 предметных картинок, пеналы для звукового анализа

3 н. - 3

Глаголы - антонимы

Обучение детей правильному подбору глаголов – антонимов, строить фразу по сюжетной картинке. Развитие у детей чувства языка.

8 сюжетных картинок для составления трех словных предложений, парные картинки из серии глаголы - антонимы

3 н. - 4

Семья

Закрепление понятия родственных  отношений. Подбор признаков к предметам. Обучение построению фраз из пяти – шести слов по сюжетной картинке. Составление коротких рассказов о своей семье.

4 н. - 1

Составление рассказа «Семейный ужин»

Обучение детей составлению связного последовательного рассказа по серии сюжетных картинок. Формирование умения объединять действия на отдельных картинках в единую ситуацию. Развитие у детей грамматически правильной  фразовой речи  в процессе обучения рассказыванию.

Серия сюжетных картин «Семейный ужин» из пособия О. С. Гомзяк, пр. картинка «Пылесос»

4 н. - 2

Звук Х

Четкое произнесение звука Х.Выделение звука Х из слогов, слов. Развитие внимания памяти. Деление слов на слоги. Звуковой анализ и синтез слогов. Закрепление представлений о роде существительных – соотнесение с притяжательными местоимениями мой, моя, мое.

12 предметных картинок, пеналы для звукового анализа

4 н. - 3

Звук ХЬ

Четкое произнесение звука ХЬ. Различение  звуков Х –ХЬ. Закрепление понятия мягкие согласные. Развитие внимания и памяти. Деление слов на слоги. Составление схем слогового состава слов по предметным картинкам.

12 предметных картинок, мел, пр. карандаши, листы бумаги

4 н. - 4

Составление рассказов с опорой на схему

Формирование у детей навыка построения связного монологического высказывания. Обучение составлению описательных рассказов о людях, используя схемы. Развитие  у детей грамматически правильной  фразовой речи. Воспитание у детей любви, уважения к родным людям.

Предметные картинки из серии «Семья», схемы описательных рассказов: «Моя мама», «Мой папа»

Апрель

1 н. - 1

Город

Закрепление и обобщение знаний детей о городе. Воспитание навыка полного ответа распространенным предложением. Обучение употреблению союза ПОТОМУ ЧТО. Активизация словаря в игре «Кто мы такие?»

План города, фотографии, открытки, сюжетные картинки из серии «Город»

1 н. - 2

Звуки К - Х

Закрепление произношения и различения звуков К – Х. Звуковой анализ, составление схем слов ПУХ, МАК, МОХ. Развитие внимания и памяти. Закрепление представлений о роде существительных. Согласование с количественными числительными один, одна, одно.  

12 предметных картинок, пеналы для звукового анализа, цифра 1

1 н. - 3

Город. Прилагательные - антонимы

Воспитание навыка полного ответа распространенным предложением, активизация словаря. Согласование прилагательного городской с существительными в роде, числе, падеже. Обучение подбору прилагательных – антонимов и включение их в предложение.

Сюжетная картинка «Город», предметные картинки, фотографии, план города

1 н. - 4

Почта. Составление рассказа по серии сюжетных картин

Обучение детей составлению рассказа по серии сюжетных картин, последовательность которых служит планом рассказывания. Составление фраз с опорой на картинку и вопрос.

Серия сюжетных картин «Почта»

2 н. - 1

Относительные прилагательные

Совершенствование навыка словообразования и употребления относительных прилагательных, обозначающих материал. Согласование относительных прилагательных с существительными в роде, числе и падеже. Развитие диалогической речи.

8 предметных картинок по теме «Дома», образцы материалов: дерево, металл, мрамор, стекло, солома, кирпич, гранит, глина

2 н. - 2

Звуки Ы -И

Различение звуков Ы – И на слух и в произношении. Упражнение в образовании падежа множественного числа существительных. Выделение ударных гласных Ы, И после согласных. Выделение Ы, И в конце слова. Звуковой анализ слов БЫК, КИТ.

18 предметных картинок из серии «Один – много», пеналы для звукового анализа

2 н. - 3

Мебель. Предлоги  В, НА, ПОД, ЗА

Закрепление  и обобщение знаний детей о мебели, активизация словаря. Обучение детей определению пространственного расположения предметов. Упражнение  в употреблении предлогов в словосочетаниях и в предложениях.

Сюжетные картинки: «Гостиная», «Спальня», «Кухня», предметные картинки из серии «Мебель»

2 н. - 4

Пересказ русской народной сказки по опорным предметным картинкам

Закрепление словообразования и употребление относительных прилагательных, обозначающих материал. Закрепление образования и употребление существительных с уменьшительно – ласкательным значением. Обучение последовательному пересказу с опорой на предметные картины.

7 предметных картинок, текст русской народной сказки «Заюшкина избушка», иллюстрации к сказке

 3 н.- 1

Рыбы

Закрепление и обобщение знаний детей о рыбах. Классификация рыб. Воспитание  навыка полного ответа  распространенным предложением. Закрепление употребления предлога В, образования относительных прилагательных.

Предметные картинки из серии «Рыбы», дидактическая игра «Аквариум»

3 н. - 2

Звук ЛЬ

Закрепление правильного произношения звука ЛЬ. Закрепление понятия «мягкий согласный». Определение места звука ЛЬ в слове. Практическое употребление глаголов прошедшего времени множественного числа.

12 предметных картинок, пеналы для звукового анализа, кукла Мальвина, дид. игра «Необычные цветы»

3 н. - 3

Звук ЛЬ

Закрепление правильного произношения звука ЛЬ.  Определение места звука ЛЬ в слове.  Деление  слов на слоги и прямоугольников на части по количеству слогов. Закрепление образования и употребления относительных прилагательных.

18 предметных картинок, полоски для деления слов на слоги, простые карандаши

3 н. - 4

Пересказ отрывка из сказки А. С. Пушкина с опорой на серию картинок

Знакомство с поэтом А. С. Пушкиным.  Развитие логического мышления. Развитие диалогической речи. Обучение краткому пересказу отрывка с опорой на иллюстрации.

Портрет А. С. Пушкина, текст «Сказки о рыбаке и рыбке», иллюстрации к сказке, 8 предметных картинок

4 н. - 1

Комнатные растения

Закрепление и расширение знаний детей о комнатных растениях, их внешнем виде, особенностях строения. Уточнение способа ухода за растениями. Воспитание навыка полного ответа распространенным предложением.

Комнатные растения: 2 фикуса, фиалка, кактус, герань; предметные картинки из серии «Растения»

4 н. - 2

Звуки ЛЬ - Й

Различение звуков ЛЬ – Й на слух и в произношении. Преобразование слогов путем замены Й – ЛЬ. Деление слов на слоги, составление схем слогового состава. Выделение ударного слога. Упражнение в употреблении предлогов В, НА. Закрепление согласования притяжательных местоимений с существительными.

18 предметных картинок, прямоугольные полоски  для обозначения слов, простые карандаши

4 н. – 3

Относительные прилагательные

Образование и употребление относительных прилагательных от названий деревьев. Составление предложений с однородными членами. Закрепление и различение хвойных и лиственных деревьев. Упражнение  в согласовании прилагательных с существительными.

18 предметных картинок из серии «Деревья»,  сюжетная картинка «Парк»

4 н. - 4

Составление рассказа по сюжетной картинке « В живом уголке»

Обучение составлению рассказа по сюжетной картине. Упражнение детей  в употреблении глаголов прошедшего времени. Закрепление умения отвечать на вопросы полным предложением. Воспитывать у детей бережное отношение к живой природе.

Сюжетная картинка «В живом уголке»

Май

1 н. - 1

День Победы

Расширение знаний детей о защитниках Родины, активизация словаря, обогащение речи признаками синонимами. Усвоение словообразования существительных, обозначающих воинов – защитников различных военных профессий. Воспитание уважения, любви,  благодарности к людям, защищающим Родину от врагов.  

Сюжетная картина «День Победы», предметные картинки из серии «Военные профессии»

1 н. - 2

Звук С

Закрепление четкого произношения звука С, характеристика звука. Определение места звука С в слове. Упражнения в звуковом анализе и синтезе слогов и слов. Составление рассказа по сюжетной серии картин.

12 предметных картинок, игрушка «Самолет»

1 н. - 3

Пересказ рассказа Л. Кассиля «Сестра»

Формирование у детей умения связно и последовательно пересказывать текст. Расширять знания о мужестве людей во время войны. Закрепление умения образовывать форму множественного числа существительных и прилагательных.

Текст рассказа Л. Кассиля «Сестра», сюжетные картинки из серии «Защитники Отечества»

2 н. - 1

Садовые цветы

Закрепление и расширение знаний детей о цветах. Классификация растений по месту произрастания, различение садовых и полевых цветов. Совершенствование  навыков цветовосприятия, цветоразличения, словообразования, согласования числительных с существительными в роде, числе, падеже.

Предметные картинки из серии «Цветы», плакат «Садовые цветы», дид. игра «Лишняя картинка» из пос. Н. В. Нищевой

2 н. - 2

Звук З

Закрепление четкого произношения  звука З, характеристика звука. Определение места звука в слове. Звуковой анализ и синтез слогов, односложных слов. Деление слов на слоги, подбор слов к схемам.

16 предметных картинок, пеналы для звукового анализа, зонтик, игрушки

2 н. - 3

Звуки З - С

Закрепление навыка различения и правильного произношения звуков  С, З, характеристика звуков. Понятия  «глухой», «звонкий» звук. Звуковой анализ и синтез односложных слов. Развитие внимания , памяти.

16 предметных картинок, пеналы для звукового анализа, мяч, 2 домика

2 н. - 4

Полевые цветы

Закрепление и расширение знаний детей о цветах. Классификация цветов: полевые, садовые, комнатные.  Совершенствование навыка словообразования относительных прилагательных от названий цветов . Упражнение  в составлении предложений с относительными прилагательными.

Дидактическая игра «Собери букет», тексты загадок о цветах

3 н. - 1

Насекомые

Закрепление  и расширение знаний детей о насекомых. Совершенствование навыка словообразования, согласования  числительных с прилагательными и существительными в роде, числе, падеже.

Предметные картинки из серии «Насекомые»,тексты загадок, дид. игра «На полянке»

3 н. - 2

Звук Ш

Закрепление четкого произношения звука Ш, характеристика звука. Определение места звука в слове. Звуковой анализ односложных слов. Совершенствование  навыка словообразования с уменьшительно – ласкательными суффиксами.

12 предметных картинок, разрезные картинки, схемы слов, пеналы для звукового анализа

3 н. - 3

Звуки С - Ш

Закрепление навыка различения и правильного произношения звуков С, Ш, характеристика звуков. Обучение преобразованию деформированного текста.

16 предметных картинок, игрушки: кошка, собака

3 н. - 4

Составление описательного рассказа о насекомых с использованием схемы

Формирование умения описывать предметы, выделяя характерные существенные и второстепенные признаки. Упражнять в подборе существительных к глаголам. Закрепление знаний о частях тела насекомых, активизация и расширение словаря по теме.

Предметные картинки из серии «Насекомые», схема описания насекомых

4 н. – 1

Заучивание стихотворения А. К. Толстого «Колокольчики»

Закрепление представлений о весне. Различение ранней и поздней весны. Обогащение лексики признаками и действиями предметов. Развитие диалогической речи. Заучивание стихотворения А. К. Толстого «Колокольчики»

Пейзажная картинка «Степь в цвету», предметные картинки из серии «Цветы», текст стихотворения

4 н. - 2

Звуки С -  Ш

Закрепление навыка различения и правильного употребления в речи звуков С –Ш. Звуковой анализ и синтез односложных слов. Упражнение в согласовании числительных с существительными в роде, числе, падеже.

2 куклы, зайка, 16 предметных картинок, цифры: 1, 2, 3, 4, 5

4 н. – 3

Звуки З - Ж

Закрепление навыка различения и правильного употребления в речи звуков З – Ж, характеристика звуков. Звуковой анализ и синтез слогов, односложных слов. Развитие внимания, мышления, памяти.

2 куклы, предметные картинки, сюжетные картинки

4 н. - 4

Составление рассказа «Лето красное пришло»

Обучение детей рассматриванию сюжетной картины и составлению рассказа. Упражнение в подборе существительных к прилагательным, развитие и активизация  словарного запаса детей. Воспитание  умения передавать в речи свои переживания и чувства.

Сюжетная картинка «Лето красное пришло» из пособия О. С. Гомзяк


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект подгруппового логопедического занятия для детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи "Зима. Обобщающее занятие"

Конспект подгруппового логопедического занятия для детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи "Зима. Обобщающее занятие"...

Конспект подгруппового логопедического занятия для детей подготовительной группы с логопедическим заключением ФФНР

                                    Автоматизация  звука [ж] в словах и словосочетаниях....

Логопедическое занятие для детей старшего дошкольного возраста логопункта по теме "Весна"

Логопедическое занятие для детей старшего дошкольного возраста логопункта по теме "Весна"Коррекционно-образовательные цели:Обобщение представлений о весне и типичных весенних явлениях в прир...

Конспект подгруппового логопедического занятия для детей старшей группы с логопедическим заключением - ОНР, 2 уровень речевого развития.

Конспект и презентация разработаны совместо с логопедом  СПб ГБУЗ "Городская поликлиника № 122" Пучковой Верой Анатальевной.Тема: Автоматизация звука (Г) в словосочетаниях....

Конспект подгруппового логопедического занятия для детей подготовительной группы с логопедическим заключением - ОНР, 3 уровень речевого развития. Дифференциация звуков Р, Р` в словах. Лексическая тема : "Путешествие в деревню Простоквашено"

Цель: Дифференциация звуков [Р], [Р`] в словах.Задачи: Коррекционно-образовательные: Определение позиции звука в словах, обогащение словаря по лексической теме, закрепление произношения звуков [Р], [Р...

Конспект подгруппового логопедического занятия для детей подготовительной группы с логопедическим заключением ФФН. Автоматизация звука [р], знакомство с буквой Р. Тема: «Пришельцы из космоса».

Цель: закрепление навыка правильного произношения звука [р],  знакомство с буквой Р. Задачи:Коррекционно-образовательные:активизация слухового внимания;четкое произнесение и характеристика з...