Главные вкладки

    Конспект подгруппового логопедического занятия для детей подготовительной группы с логопедическим заключением - ОНР, 3 уровень речевого развития. Дифференциация звуков Р, Р` в словах. Лексическая тема : "Путешествие в деревню Простоквашено"
    план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

    Котлярчук Антонина Валерьевна

    Цель: Дифференциация звуков [Р], [Р`] в словах.

    Задачи:

    Коррекционно-образовательные: Определение позиции звука в словах, обогащение словаря по лексической теме, закрепление произношения звуков [Р], [Р`].

    Коррекционно-развивающие: Развивать речевое внимание и логическое мышление, упражнять в дифференциации звуков в словах, развивать фонематический слух.

    Коррекционно-воспитательные: Формировать положительное отношение к занятию, воспитывать самоконтроль за речью

     

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл kotlyarchuk_a.v.docx20.52 КБ

    Предварительный просмотр:

    Конспект подгруппового логопедического занятия

    для детей подготовительной группы с логопедическим заключением – ОНР, 3 уровень речевого развития.

    Выполнила: Котлярчук Антонина Валерьевна

    Тема: Дифференциация звуков [Р] [ Р`] в словах

    Лексическая тема: «Путешествие в деревню Простоквашено»

    Цель: Дифференциация звуков [Р] [ Р`]  в словах

    Задачи:

    Коррекционно-образовательные:

    Определение позиции звука в словах

    Обогащение словаря по лексической теме

    Закрепление правильного произношения звуков  [Р] [ Р`]    

    Коррекционно-развивающие:

    развивать речевое внимание и логическое мышление,

    упражнять в дифференциации звуков в словах.

    развивать фонематический слух

    Коррекционно-воспитательные: 

    формировать положительное отношение к занятию,

    воспитывать самоконтроль за речью.

    Оборудование: Зеркало. Изображение героев сказки Э.Успенского «Дядя Федор, Кот и Пес»; предметные картинки (кастрюля, сковорода, кружка, ведро, ведерко, дуршлаг); одежда (куртка, шорты, шарик, рубашка), резиновые сапоги; игрушечная мебель (кресло, кровать); набор мучных продуктов (вермишель, макароны, ракушки, рожки); гречневая крупа; грабли игрушечные, ручка, карандаш, фоторужье.

    Деятельность воспитателя в логопедической группе

    Организационный момент:

    Психогимнастика

    Дети, изобразите добродушного кота Матроскина, испуганного Шарика. Покажите, как Шарик ловит рыбу. Выразите удивление, потом радость от пойманной рыбы. Изобразите ворчливого Матроскина.

    Артикуляционная гимнастика:

    Упражнения для подготовки артикуляционного уклада звуков [Р] [ Р`]  


    1. «Заборчик»
    Цель: научить ребенка удерживать губы в улыбке, обнажая верхние и нижние зубы.
    2. «Трубочка»
    Цель: выработать движения губ вперед.


    3. «Заборчик – трубочка»
    Цель: научить легко переключаться с одного положения губ на другое.

    4.«Окошко»
    Цель: научить ребенка спокойно открывать и закрывать рот, удерживая губы в улыбке, развивать подвижность нижней челюсти.


    5.«Лошадки»
    Цель: укреплять мышцы языка,


    6. «Вкусное варенье»
    Цель: выработать движения широкой части языка вверх и положение языка близкое к форме чашечки.

    7. «Маляр»
    Цель: учить ребенка поднимать язык вверх, растягивать подъязычную связку.


    8. «Чьи зубы чище?»
    Цель: выработать подъем языка вверх и умение владеть им, растягивать уздечку.


    9. «Грибок»
    Цель: укреплять мышцы языка, растягивать подъязычную связку.

    Введение в тему занятия:

    Воспитатель:

    Дети, вы слышите?! Звонит телефон, кто же это нам звонит? Давайте узнаем.

    Разговор по телефону с котом Матроскиным.

    Воспитатель говорит от имени Матроскина.

    Алло, это детский сад?

    С вами говорит кот Матроскин из Простоквашино. Какие звуки вы изучаете сейчас?

    Очень нравятся мне эти звуки. В именах моих друзей есть такие же звуки. Приезжайте к нам в гости. Будем очень рады. Прошу вас привезти…Связь прервалась.

    Сообщение темы занятия:

    Сегодня мы поедем в Простоквашино и повторим звуки [Р] [ Р`]

    Характеристика звука по артикул. и акустич. признакам:

    Воспитатель: Дети, давайте возьмем зеркало и постараемся увидеть, правильно ли вы делаете ртом и язычком, чтобы получился звук [Р].

    Губы полуоткрыты

    Зубы не смыкаются

    Язык – широкий кончик языка поднят вверх к бугоркам за зубами (альвеолами), напряжен, спинка языка приподнята, между ней и небом свободно проходит воздух, боковые края плотно прилегают к верхним коренным зубам.

    Голосовые связки – вибрируют, издавая голос.

    Воздушная струя – мощная, при выдохе проходит через ротовую полость попадает на напряженный кончик языка и вызывает колебания его.

    Развитие фонематических представлений. Произношение звуков [Р] [ Р`] в словах:

    Воспитатель:

    Кто нас ждет в Простоквашино?

    Нам надо купить им всем подарки. Зайдем сначала в хозяйственный магазин. В названиях покупок должны быть звуки [Р] [ Р`]. Что купим?

    Какое сейчас время года?

    Значит дяде Федору нужны….

    А к лету ему понадобятся ….

    Что купим в мебельном магазине?

    На чем мы все это довезем?

    Какие продукты питания отвезем в Простоквашено? В их названиях должны быть звуки [Р] [ Р`]

    Галчонку купим….

    Печкину подарим…

    Шарику -…

    Дяде Федору -….

    Выставляется картина с изображением деревни и персонажей сказки.

    «А вот и Простоквашино! С кем поздороваемся?

    Физминутка:

    Воспитатель:

    Поможем дяде Федору вскопать огород.

    Мы лопатки взяли,

    Грядки раскопали.

    Грабли в руки взяли,

    Грядки разровняли.

    Семена рядами

    Дружно мы сажали,

    А потом водою

    Теплой поливали.

    Дядя Федор приглашает нас к столу, где нас ждет угощение.

    Какими молочными продуктами нас угостили?

    Словесный анализ предложения:

    Воспитатель:

    Угадайте, кто и какую работу выполняет?

    Одно-два предложения обозначаются полосками, определяется количество и последовательность слов.

    Звуко-слоговой анализ и синтез слов:

    Воспитатель:

    Дядя Федор предлагает нам поиграть в игру «Придумай слово по первому слогу».

    Логопед говорит от имени дяди Федора:

    Ра-ра-ра, начинается игра. Я прошу со слога Ра мне назвать сейчас слова.

    Продолжаем мы игру – где слова со слога Ру?

    Теперь составьте слова из «рассыпанных» слогов: ра, но…

    со,ро…

    ро, до, га…

    ре, ка…

    ки, ра…

    А сейчас поиграем в игру «Словесная цепочка». В этой игре каждое последующее слово начинается с последнего звука предыдущего слова.

    Я называю первое слово, а вы продолжаете: рак-

    Чтение слов:

    Воспитатель:

    А теперь давайте попробуем

    выложить «крылечко» из слов.

    На верхней ступеньке – слова из трех букв.

    Кто живет в речке?

    Под ним – слово из четырех букв.

    Посмотрите на окно, догадайтесь, что это?

    Ниже – слово из пяти букв.

    Без чего ученик не ходит в школу?

    Выкладывается слово ручка

    Что выводит космические корабли в космос? Это слово состоит из шести букв.

    Слова составляются друг под другом и прочитываются.

    Пора возвращаться домой и всем остальным обитателям дома в Простоквашино.

    Итог занятия:

    Воспитатель:

    Понравилось вам путешествие в Простоквашено?

    Кто из героев вам запомнился?

    Подойдите к столу и возьмите ту карточку со смайликом, которая соответствует вашему настроению!

    Спасибо, ребята, до новых встреч!

    Деятельность детей

    Дети изображают настроение героев.

    Выполнение: улыбнуться, показать зубы, удерживать губы в улыбке под счет до десяти.

    Выполнение: вытянуть сомкнутые губы вперед трубочкой, удерживать под счет до десяти.

    Выполнение: чередовать положение губ в улыбке и трубочке под счет до десяти.

    Выполнение: 1)улыбнуться, показать зубы, открыть рот, сомкнуть зубы, удерживать рот открытым под счет до десяти. 2) открывать и закрывать рот под счет 1, 2 : губы в улыбке, зубы видны.

    Выполнение: улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить: «пя-пя-пя…», удерживать таким распластанным на счет до пяти.

    Выполнение: слегка приоткрыть рот, широким передним краем языка облизнуть верхнюю губу, делая движения сверху вниз.

    Выполнение: улыбнуться, открыть рот, погладить кончиком языка твердое небо, делая движения языком вперед – назад (кончик не высовывать из-за зубов, губы и нижняя челюсть в покое).

    Выполнение: улыбнуться, показать зубы, открыть рот и кончиком языка почистить верхние зубы с внутренней стороны, делая движения языком из стороны в сторону и сверху вниз. Работает только язык.

    Выполнение: улыбнуться, приоткрыть рот, присосать широкий язык к небу.

    Да!

    Звуки [Р] [ Р`]  

    Дети выполняют перед зеркалом.

    Дядя Федор, корова Мурка, Шарик, Матроскин, теленок Гаврюша.

    Кастрюлю, самовар, сковороду, кружку, ведро, ведерко.

    Весна.

    Куртка, брюки и на ноги резиновые сапоги.

    Рубашка, шорты.

    Кровать, кресло, раскладушку.

    На грузовике, или грузовой машине.

    Вермишель, макароны, ракушки, баранки, пирожные, зефир, торт.

    Крупу.

    Ручки и карандаши.

    Фоторужье.

    Грабли, мини-трактор.

    С дядей Федором, Шариком, Матроскиным, Муркой, Гаврюшей, Печкиным.

    Дети здороваются.

    Дети имитируют перечисленные действия в соответствии с текстом четверостиший.

    Сыром, творогом, простоквашей, кефиром.

    Матроскин доит корову.

    Шарик ловит рыбу.

    Ракета, рана, ромашка, раки, радуга.

    Рука, рукавицы, ручей, рубашка.

    Рано, нора.

    Роса.

    Дорога.

    Река.

    Раки.

    -кот  -танк  -каша  -арбуз….

    Рак

    Рама

    Без ручки

    Ракета

    Дети отвечают


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект фронтального логопедического занятия для детей подготовительной группы «дифференциация звуков Ш-Ж».

    Данное занятие проводится у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием. Его цель - дифференциация звуков "Ж" и"Ш" на слух, закрепление навыка правильного произношения у детей на речевом материале....

    Конспект подгруппового логопедического занятия для детей подготовительной группы с ОНР и стёртой дизартрией по лексической теме "Профессии. Инструменты"

    В занятии представлены разнообразные приёмы коррекционной работы с детьми, страдающими общим недоразвитием речи и стёртой дизартрией. Постоянная смена различных видов деятельности позволяет поддержива...

    Конспект подгруппового логопедического занятия для детей подготовительной группы с логопедическим заключением ФФНР

                                        Автоматизация  звука [ж] в словах и словосочетаниях....

    Конспект подгруппового логопедического занятия для детей старшей группы с логопедическим заключением - ОНР, 2 уровень речевого развития.

    Конспект и презентация разработаны совместо с логопедом  СПб ГБУЗ "Городская поликлиника № 122" Пучковой Верой Анатальевной.Тема: Автоматизация звука (Г) в словосочетаниях....

    Подгрупповое логопедическое занятие для детей подготовительной группы, ОНР 3 уровень речевого развития. Автоматизация звука[ Р] в предложениях

    Конспект подгруппового логопедического занятиядля детей подготовительной группы с логопедическим заключением ОНР, 3 уровень речевого развитияВыполнила:Шмойлова О.А.Тема: Автоматизация звука [ P] в пре...

    Конспект индивидуального логопедического занятия с ребенком 4-5 лет с ОНР (III уровень речевого развития) на тему «Овощи и фрукты»

    Данный конспект коррекционного логопедического занятия направлен на формирование умения пользоваться обобщающим понятием "овощи" и "фрукты"; закрепление умения дифференцировать ово...

    Конспект индивидуального логопедического занятия с ребенком среднего дошкольного возраста с ОНР (III уровень речевого развития) по лексической теме «Птицы»

    Конспект занятия направлен на обогащение словаря существительными, обозначающими названия птиц; закрепление умения составлять предложения по вопросам: кто? что делает? что?; обучение узнавать и называ...