Конспект подгруппового логопедического занятия для детей подготовительной группы с логопедическим заключением - ОНР, 3 уровень речевого развития. Дифференциация звуков Р, Р` в словах. Лексическая тема : "Путешествие в деревню Простоквашено"
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Котлярчук Антонина Валерьевна

Цель: Дифференциация звуков [Р], [Р`] в словах.

Задачи:

Коррекционно-образовательные: Определение позиции звука в словах, обогащение словаря по лексической теме, закрепление произношения звуков [Р], [Р`].

Коррекционно-развивающие: Развивать речевое внимание и логическое мышление, упражнять в дифференциации звуков в словах, развивать фонематический слух.

Коррекционно-воспитательные: Формировать положительное отношение к занятию, воспитывать самоконтроль за речью

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kotlyarchuk_a.v.docx20.52 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект подгруппового логопедического занятия

для детей подготовительной группы с логопедическим заключением – ОНР, 3 уровень речевого развития.

Выполнила: Котлярчук Антонина Валерьевна

Тема: Дифференциация звуков [Р] [ Р`] в словах

Лексическая тема: «Путешествие в деревню Простоквашено»

Цель: Дифференциация звуков [Р] [ Р`]  в словах

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

Определение позиции звука в словах

Обогащение словаря по лексической теме

Закрепление правильного произношения звуков  [Р] [ Р`]    

Коррекционно-развивающие:

развивать речевое внимание и логическое мышление,

упражнять в дифференциации звуков в словах.

развивать фонематический слух

Коррекционно-воспитательные: 

формировать положительное отношение к занятию,

воспитывать самоконтроль за речью.

Оборудование: Зеркало. Изображение героев сказки Э.Успенского «Дядя Федор, Кот и Пес»; предметные картинки (кастрюля, сковорода, кружка, ведро, ведерко, дуршлаг); одежда (куртка, шорты, шарик, рубашка), резиновые сапоги; игрушечная мебель (кресло, кровать); набор мучных продуктов (вермишель, макароны, ракушки, рожки); гречневая крупа; грабли игрушечные, ручка, карандаш, фоторужье.

Деятельность воспитателя в логопедической группе

Организационный момент:

Психогимнастика

Дети, изобразите добродушного кота Матроскина, испуганного Шарика. Покажите, как Шарик ловит рыбу. Выразите удивление, потом радость от пойманной рыбы. Изобразите ворчливого Матроскина.

Артикуляционная гимнастика:

Упражнения для подготовки артикуляционного уклада звуков [Р] [ Р`]  


1. «Заборчик»
Цель: научить ребенка удерживать губы в улыбке, обнажая верхние и нижние зубы.
2. «Трубочка»
Цель: выработать движения губ вперед.


3. «Заборчик – трубочка»
Цель: научить легко переключаться с одного положения губ на другое.

4.«Окошко»
Цель: научить ребенка спокойно открывать и закрывать рот, удерживая губы в улыбке, развивать подвижность нижней челюсти.


5.«Лошадки»
Цель: укреплять мышцы языка,


6. «Вкусное варенье»
Цель: выработать движения широкой части языка вверх и положение языка близкое к форме чашечки.

7. «Маляр»
Цель: учить ребенка поднимать язык вверх, растягивать подъязычную связку.


8. «Чьи зубы чище?»
Цель: выработать подъем языка вверх и умение владеть им, растягивать уздечку.


9. «Грибок»
Цель: укреплять мышцы языка, растягивать подъязычную связку.

Введение в тему занятия:

Воспитатель:

Дети, вы слышите?! Звонит телефон, кто же это нам звонит? Давайте узнаем.

Разговор по телефону с котом Матроскиным.

Воспитатель говорит от имени Матроскина.

Алло, это детский сад?

С вами говорит кот Матроскин из Простоквашино. Какие звуки вы изучаете сейчас?

Очень нравятся мне эти звуки. В именах моих друзей есть такие же звуки. Приезжайте к нам в гости. Будем очень рады. Прошу вас привезти…Связь прервалась.

Сообщение темы занятия:

Сегодня мы поедем в Простоквашино и повторим звуки [Р] [ Р`]

Характеристика звука по артикул. и акустич. признакам:

Воспитатель: Дети, давайте возьмем зеркало и постараемся увидеть, правильно ли вы делаете ртом и язычком, чтобы получился звук [Р].

Губы полуоткрыты

Зубы не смыкаются

Язык – широкий кончик языка поднят вверх к бугоркам за зубами (альвеолами), напряжен, спинка языка приподнята, между ней и небом свободно проходит воздух, боковые края плотно прилегают к верхним коренным зубам.

Голосовые связки – вибрируют, издавая голос.

Воздушная струя – мощная, при выдохе проходит через ротовую полость попадает на напряженный кончик языка и вызывает колебания его.

Развитие фонематических представлений. Произношение звуков [Р] [ Р`] в словах:

Воспитатель:

Кто нас ждет в Простоквашино?

Нам надо купить им всем подарки. Зайдем сначала в хозяйственный магазин. В названиях покупок должны быть звуки [Р] [ Р`]. Что купим?

Какое сейчас время года?

Значит дяде Федору нужны….

А к лету ему понадобятся ….

Что купим в мебельном магазине?

На чем мы все это довезем?

Какие продукты питания отвезем в Простоквашено? В их названиях должны быть звуки [Р] [ Р`]

Галчонку купим….

Печкину подарим…

Шарику -…

Дяде Федору -….

Выставляется картина с изображением деревни и персонажей сказки.

«А вот и Простоквашино! С кем поздороваемся?

Физминутка:

Воспитатель:

Поможем дяде Федору вскопать огород.

Мы лопатки взяли,

Грядки раскопали.

Грабли в руки взяли,

Грядки разровняли.

Семена рядами

Дружно мы сажали,

А потом водою

Теплой поливали.

Дядя Федор приглашает нас к столу, где нас ждет угощение.

Какими молочными продуктами нас угостили?

Словесный анализ предложения:

Воспитатель:

Угадайте, кто и какую работу выполняет?

Одно-два предложения обозначаются полосками, определяется количество и последовательность слов.

Звуко-слоговой анализ и синтез слов:

Воспитатель:

Дядя Федор предлагает нам поиграть в игру «Придумай слово по первому слогу».

Логопед говорит от имени дяди Федора:

Ра-ра-ра, начинается игра. Я прошу со слога Ра мне назвать сейчас слова.

Продолжаем мы игру – где слова со слога Ру?

Теперь составьте слова из «рассыпанных» слогов: ра, но…

со,ро…

ро, до, га…

ре, ка…

ки, ра…

А сейчас поиграем в игру «Словесная цепочка». В этой игре каждое последующее слово начинается с последнего звука предыдущего слова.

Я называю первое слово, а вы продолжаете: рак-

Чтение слов:

Воспитатель:

А теперь давайте попробуем

выложить «крылечко» из слов.

На верхней ступеньке – слова из трех букв.

Кто живет в речке?

Под ним – слово из четырех букв.

Посмотрите на окно, догадайтесь, что это?

Ниже – слово из пяти букв.

Без чего ученик не ходит в школу?

Выкладывается слово ручка

Что выводит космические корабли в космос? Это слово состоит из шести букв.

Слова составляются друг под другом и прочитываются.

Пора возвращаться домой и всем остальным обитателям дома в Простоквашино.

Итог занятия:

Воспитатель:

Понравилось вам путешествие в Простоквашено?

Кто из героев вам запомнился?

Подойдите к столу и возьмите ту карточку со смайликом, которая соответствует вашему настроению!

Спасибо, ребята, до новых встреч!

Деятельность детей

Дети изображают настроение героев.

Выполнение: улыбнуться, показать зубы, удерживать губы в улыбке под счет до десяти.

Выполнение: вытянуть сомкнутые губы вперед трубочкой, удерживать под счет до десяти.

Выполнение: чередовать положение губ в улыбке и трубочке под счет до десяти.

Выполнение: 1)улыбнуться, показать зубы, открыть рот, сомкнуть зубы, удерживать рот открытым под счет до десяти. 2) открывать и закрывать рот под счет 1, 2 : губы в улыбке, зубы видны.

Выполнение: улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить: «пя-пя-пя…», удерживать таким распластанным на счет до пяти.

Выполнение: слегка приоткрыть рот, широким передним краем языка облизнуть верхнюю губу, делая движения сверху вниз.

Выполнение: улыбнуться, открыть рот, погладить кончиком языка твердое небо, делая движения языком вперед – назад (кончик не высовывать из-за зубов, губы и нижняя челюсть в покое).

Выполнение: улыбнуться, показать зубы, открыть рот и кончиком языка почистить верхние зубы с внутренней стороны, делая движения языком из стороны в сторону и сверху вниз. Работает только язык.

Выполнение: улыбнуться, приоткрыть рот, присосать широкий язык к небу.

Да!

Звуки [Р] [ Р`]  

Дети выполняют перед зеркалом.

Дядя Федор, корова Мурка, Шарик, Матроскин, теленок Гаврюша.

Кастрюлю, самовар, сковороду, кружку, ведро, ведерко.

Весна.

Куртка, брюки и на ноги резиновые сапоги.

Рубашка, шорты.

Кровать, кресло, раскладушку.

На грузовике, или грузовой машине.

Вермишель, макароны, ракушки, баранки, пирожные, зефир, торт.

Крупу.

Ручки и карандаши.

Фоторужье.

Грабли, мини-трактор.

С дядей Федором, Шариком, Матроскиным, Муркой, Гаврюшей, Печкиным.

Дети здороваются.

Дети имитируют перечисленные действия в соответствии с текстом четверостиший.

Сыром, творогом, простоквашей, кефиром.

Матроскин доит корову.

Шарик ловит рыбу.

Ракета, рана, ромашка, раки, радуга.

Рука, рукавицы, ручей, рубашка.

Рано, нора.

Роса.

Дорога.

Река.

Раки.

-кот  -танк  -каша  -арбуз….

Рак

Рама

Без ручки

Ракета

Дети отвечают


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект подгруппового логопедического занятия для детей подготовительной группы с логопедическим заключением ФФНР

                                    Автоматизация  звука [ж] в словах и словосочетаниях....

Конспект подгруппового логопедического занятия для детей старшей группы с логопедическим заключением - ОНР, 2 уровень речевого развития.

Конспект и презентация разработаны совместо с логопедом  СПб ГБУЗ "Городская поликлиника № 122" Пучковой Верой Анатальевной.Тема: Автоматизация звука (Г) в словосочетаниях....

Подгрупповое логопедическое занятие для детей подготовительной группы, ОНР 3 уровень речевого развития. Автоматизация звука[ Р] в предложениях

Конспект подгруппового логопедического занятиядля детей подготовительной группы с логопедическим заключением ОНР, 3 уровень речевого развитияВыполнила:Шмойлова О.А.Тема: Автоматизация звука [ P] в пре...

Методическая разработка, конспект подгруппового коррекционного логопедического занятия с детьми подготовительной группы с ОНР – III- IV уровня речевого развития: «Весна»

Методическая разработка, конспект подгруппового коррекционного логопедического занятия с детьми подготовительной группыс ОНР – III- IV уровня речевого развития: «Весна» (с испол...

Конспект индивидуального логопедического занятия для детей старшей группы с логопедическим заключением – ОНР , 2 уровень речевого развития

Конспект  индивидуального логопедического занятия  для детей старшей группы с логопедическим заключением – ОНР , 2 уровень речевого развития.Тема: Постановка звука [З].Лексическая тема...

Конспект подгруппового логопедического занятия для детей подготовительной группы с логопедическим заключением ФФН. Автоматизация звука [р], знакомство с буквой Р. Тема: «Пришельцы из космоса».

Цель: закрепление навыка правильного произношения звука [р],  знакомство с буквой Р. Задачи:Коррекционно-образовательные:активизация слухового внимания;четкое произнесение и характеристика з...

Конспект индивидуального логопедического занятия для детей старшей группы с логопедическим заключением – ОНР, 3 уровень речевого развития

Тема: Автоматизация звука [Л] в словахЛогопедическая тема: «ВЕСЕЛАЯ ПРОГУЛКА КОЛОБКА»Цель: Автоматизация звука  «Л» в словах.Задачи:Коррекционно-образовательные:Обучение в...