Методическая разработка, конспект подгруппового коррекционного логопедического занятия с детьми подготовительной группы с ОНР – III- IV уровня речевого развития: «Весна»
учебно-методический материал по логопедии (подготовительная группа)

Журавлёва Наталья Владимировна

Методическая разработка, конспект подгруппового коррекционного логопедического занятия с детьми подготовительной группы

с ОНР – III- IV уровня речевого развития: «Весна»

 

(с использованием здоровьесберегающей технологии; технологии сотрудничества (реализация партнерства в отношениях педагога и ребенка); полисенсорной технологии (воздействие на разные анализаторы ребенка); технологии моделирования (перевод сенсорного материала в знаково-символический язык); технология игры (ведущий вид деятельности ребенка дошкольного возраста).

Составитель: учитель-логопед Журавлева Наталья Владимировна

Скачать:


Предварительный просмотр:

  1. Методическая разработка, конспект подгруппового коррекционного логопедического занятия с детьми подготовительной группы
  2. с ОНР – III- IV уровня речевого развития: «Весна»

(с использованием здоровьесберегающей технологии; технологии сотрудничества (реализация партнерства в отношениях педагога и ребенка); полисенсорной технологии (воздействие на разные анализаторы ребенка); технологии моделирования (перевод сенсорного материала в знаково-символический язык); технология игры (ведущий вид деятельности ребенка дошкольного возраста).

Составитель: учитель-логопед Журавлева Наталья Владимировна

Тема: «Весна»

Цель: совершенствовать знания детей по теме: «Весна».

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

  • уточнять представления о народных весенних традициях и обычаях;
  • совершенствовать лексико - грамматический строй речи (формировать и развивать детский словарь и  грамматически правильное  оформление речевого высказывания)

Коррекционно-развивающие:

  • развивать фонематические процессы (фонематический анализ, фонематический синтез);
  • развивать зрительное и слуховое внимание
  • развивать мыслительные процессы
  • развивать умение составления предложений;
  • развивать общую и мелкую моторику;
  • развивать речевое дыхание;
  • развитие внимания, воображения, восприятия;
  • развитие речевой активности.

Коррекционно-воспитательные:

  • воспитывать чувство доброжелательности, умение работать в коллективе;
  • выслушивать ответы товарищей, оказывать помощь товарищу (при необходимости, дополняя его ответы);
  • воспитывать желание узнавать новое и интересное;

Использование современных педагогических технологий:

  • здоровьесберегающая технология (развитие правильного дыхания);
  • полисенсорная технология (воздействие на разные анализаторы ребенка);
  • технология моделирования (перевод сенсорного материала в знаково-символический язык);
  • игровая технология (ведущий вид деятельности ребенка дошкольного возраста);

Оборудование:

  • демонстрационный материал: кукла – Масленица, клубок и карта с заданиями;
  • демонстрационный материал: картинки на магнитах для составления мнемотаблицы;
  • аудиозапись с голосом «Масленицы»;
  • ноутбук или телефон;
  • книга;
  • магнитная доска
  • раздаточный (индивидуальный) материал: 6 предложений, с различными заданиями (подставь нужную букву, слог, подбери звуковую схему к слову);
  • раздаточный (индивидуальный) материал: набор трубочек с цветными комочками для дыхательного упражнения.
  • демонстрационный материал: слова, из которых составляются предложения;
  • раздаточный (индивидуальный) материал: вращающиеся круги для составления слов.

Предварительная работа:

  • Выполнение заданий на развитие  фонематического анализа и фонематический синтеза (подставь нужную букву, слог, подбери звуковую схему к слову);
  •  Составление мнемотаблицы и пересказ с опорой на символы

План коррекционного занятия:

  • Организационный момент.
  • Мотивационный этап.
  • Целеполагание.
  • Развитие фонематического анализа и синтеза; развитие умения подбирать слова к звуковым схемам. Развитие буквенного и слогового анализа и синтеза: исправление ошибок в словах  -  «Собери словечко».
  • Игра на коммуникацию.
  • Упражнение на развитие речевого дыхания.
  • Развитие умения составлять предложение из слов.
  • Развитие фонематических процессов (фонематического анализа, фонематического синтеза): «Составь слово».
  • Составление мнемотаблицы и пересказ с опорой на символы.
  • Рефлексия.

Примерный ход коррекционного занятия

Этапы и задачи

Деятельность учителя-логопеда

Деятельность детей

Организационный момент

Мотивационный этап

- Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, уважаемые гости!

Детям: Ребята, сегодня я хочу вас и наших гостей поздравить с  Новым годом !!!

- А вы разве не знали, что Новый год в древности праздновался в марте?

- Хотите, я вам сейчас об этом почитаю?

Ох, страница из книги куда-то пропала! Что же делать? Может спросим Масленицу? Она все о весне должна знать!

Подходим к Масленице. Раздаётся звуковой сигнал включённого диктофона.

« Все дело в шляпе!»

Ребята здороваются.

- Новый год же зимой?

- Нет

- Да

Развитие фонематического анализа и синтеза; развитие умения подбирать слова к звуковым схемам. Развитие буквенного и слогового анализа и синтеза: исправление ошибок в словах    

- Ребята, давайте посмотрим, может в шляпе у Масленицы что-то есть? (В шляпе лежат на каждого ребенка задания)

Дети достают задания, объясняют, что им требуется сделать и приступают к выполнению. По возможности, прочитывают

восстановленные предложения

Игра на коммуникацию

- Что дальше делать? Не знаю! Может в шляпе еще что-нибудь есть? Достаем с шляпы карту с инструкцией.

«Возьми клубок, он проводник.

Пойдешь за ним во след

То пропасть, то гора, то нечисть – чтоб ей пусто

Но главное, запомни ты,

По ниточке клубка лишь дружбы нить способна перейти.

Оставив друга, погибнешь навсегда.

-Как мы можем показать, что мы друзья?

-Как можем мы сделать нить дружбы?

-Логопед кидает клубок в сторону следующего задания.

Ответы, предположение  детей

Дети рассуждают, как поступают друзья и что они должны быть вместе, чтобы дойти до конца и выполнить все задания. Проходят по нити клубка, взявшись за руки к следующему заданию.

Упражнение на развитие речевого дыхания

- Из клубка учитель-логопед или  ребенок достает инструкцию:

 «Что посеешь, то и пожнешь!»

Рядом стаканчики с трубочками

Дети выдувают из трубочек «семена» - слова для составления предложений

Развитие умения составлять предложение из слов

- Ребята, а что значит пожнешь?

-Интересно,  что мы посеяли?

Логопед разворачивает  один бумажный комочек и достает слово.

-Это слова. Что может вырасти из слов?

-Давайте соберем семена разных цветов и попробуем  из наших слов вырастить предложения?

 

1)Не знаем

2)Такой урожай соберёшь

- Предложение.

-Дети собирают разных цветов бумажки и составляют предложения из слов, спрятанных внутри. Потом совместно прочитываем эти предложения.

Развитие фонематических процессов (фонематического анализа, фонематического синтеза): «Составь слово»

Развитие речевой активности, умения составлять предложение

Ой, посмотрите, а там блины пекут! Угостите меня блинами?

На крутящихся кругах написаны слоги.

Дети составляют слова. Пытаются догадаться, что хотела сказать Масленица.

Составление мнемотаблицы  

Мы столько уже с вами узнали о старинном весеннем празднике! Может уже в волшебной книге появился затерянный рассказ? Давайте посмотрим? ….., принеси, пожалуйста, книгу.

Логопед прочитывает предложения.

Логопед в конце прочтения текста задает вопросы:

- Ребята, а когда мы  празднуем Новый год?

 

-  Сохранился ли праздник встречи весны до наших дней?

-  Как мы его теперь называем?

-Раньше, чучело обозначало всё плохое, что было в ушедшем году. Что оно символизирует (обозначает) теперь?

У вас остались какие-то карточки, почему они не подходят?

Дети заглядывают в книгу и видят там текст  и картинки для составления рассказа.

Дети выбирают необходимые символы и размещают их на доску.

- Новый год  празднуют зимой, в январе.

- Да, сохранился.

- Масленица

Это зима, с которой мы прощаемся до следующего года.

-На них изображены признаки других времен года.

Пересказ текста с опорой на символы

Дети пересказывают текст совместно или индивидуально, по желанию.

Окончание занятия

Рефлексия

Подводим детей к активному обсуждению.

      Ребята, поставьте пальчик вниз, кому сегодня было сложно, пальчик вверх, кому было совсем легко и пальчик в сторону, если вам какие-то задания давались легко, а какие-то, пока не очень хорошо.

   Уточняем, испытывали ли трудности при выполнении заданий?  Какие? Что было сложно.

  Что было особенно интересно на занятии?

  Определяем, на какие упражнения  надо будет обратить внимание на следующих занятиях.

Прощаемся.

Ответы, рассуждения, доказательства  детей

Ребята прощаются


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект подгруппового занятия с детьми подготовительно группы с ОНР 3 уровня речевого развития с использованием аудио-технологий

Конспект подгруппового занятия с детьми подготовительно группы с ОНР 3 уровня речевого развития с использованием аудио-технологийТема: «Перелетные птицы»Цель: Уточнить и расширить знания детей по теме...

Собственная методическая разработка. Конспект фронтального коррекционно - развивающего занятия с детьми с ФНР подготовительной к школе группы по устранению оптической дисграфии

Тема занятия: Дифференциация [и] - [у] в словах.Приоритетная образовательная область: речевое развитие.Интеграция образовательных областей: познавательное, социально - коммуникативное и физическое раз...

Собственная методическая разработка. Конспект фронтального коррекционно - развивающего занятия с детьми с ФНР подготовительной к школе группы по устранению акустической дисграфии

Тема занятия: Дифференциация [д] - [т] в словах.Приоритетная образовательная область: речевое развитие.Интеграция образовательных областей: познавательное, социально - коммуникативное и физическое раз...

Конспект подгруппового коррекционно –развивающего занятия с детьми подготовительной группы компенсирующей направленности с тяжелым нарушением речи.

Конспект подгруппового коррекционно –развивающего занятия с детьми подготовительной группы компенсирующей направленности с тяжелым нарушением речи. Тема: Использование здоровьесберегающих т...

Конспект подгруппового коррекционно-логопедического занятия с детьми 5-6 лет по теме "Космос"

Конспект интегрированного подгруппового коррекционно-логопедического занятия с детьми 5-6 лет по теме "Космос" с использованием игровой логопедической мозаики Фрёбеля....

Конспект подгруппового коррекционного логопедического занятия для детей подготовительного возраста группы с логопедическим заключением ФНР. Тема: «Автоматизация звука Р» (с использованием элементов логоритмики и ИКТ)

Данная методическая разработка представляет собой конспект логопедического подгруппового занятия для детей с ФНР( фонетическим нарушением речи) по автоматизации звука Р....

Конспект подгруппового логопедического занятия по коррекции нарушения лексико-грамматического строя речи и развития связной речи с детьми подготовительной группы с ОНР 3 уровня речевого развития

Представлен конспект подгруппового логопедического занятия по коррекции нарушения лексико-грамматического строя речи и развития связной речи с детьми подготовительной группы с ОНР 3 уровня речево...