Авторская статья. Организация наставничества начинающих педагогов ДОУ
статья

Петрова Инна Васильевна

Авторская статья. Организация наставничества начинающих педагогов ДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nastavnichestvo_2.docx18.87 КБ

Предварительный просмотр:

 Организация наставничества начинающих педагогов в ДОУ

О. А. Караульнова, заведующий;

И. В. Петрова, старший воспитатель

Л.А. Кузора, воспитатель

МАДОУ «Тяжинский детский сад №3 «Золотой ключик»

пгт.Тяжинский, Кемеровская область - Кузбасс

В статье раскрываются трудности молодого педагога в начале работы, цель и задачи наставничества, этапы становления молодого специалиста, этапы работы по наставничеству, оценка результатов работы, а также литература, которую можно использовать в работе наставника.

Ключевые слова: наставничество, молодой педагог, задачи наставничества, этапы наставничества.

Особенностью трудовой деятельности начинающих педагогов является то, что с первого дня работы у них те же обязанности, и  несут они ту же ответственность, что и воспитатели с многолетним стажем. Родители, администрация и коллеги по работе ожидают от молодого специалиста такого же профессионализма, как и от педагогов - стажистов. Но, вместе с тем, начинающие педагоги испытывают немало трудностей в начале своего профессионального пути. Они сталкиваются с неуверенностью во взаимодействии с детьми, их родителями, переживают за результат своей работы, боятся осуждения администрации и коллег с большим опытом. Поэтому молодые педагоги, которые не получают поддержки от коллег и администрации в первые годы своей работы, чувствуют себя неуверенными, «заброшенными», и в итоге разочаровываются в профессии.

Помочь решить эту проблему в первую очередь могут наставники – опытные педагоги, которые могут прийти на помощь, направить, подсказать молодому педагогу. Поэтому одним из приоритетных направлений работы администрации и педагогического коллектива нашего ДОУ стало создание системы наставничества, цель которой – организация и создание мотивации у молодых педагогов.

Приказом руководителя утверждена инициативная группа – Совет наставников, в состав которой входят опытные педагоги. Целью работы Совета наставников  является оказание методической и организационной помощи наставникам и молодым педагогам в планировании их деятельности, обмена опытом между наставниками, распространения положительного опыта наставничества, оказания помощи в подборе и координации деятельности наставников, а также повышения эффективности социальной и профессиональной адаптации молодых специалистов.

Задачи Совета наставников:

- оказание методической и организационной помощи наставникам и молодым педагогам;

- анализ деятельности наставников и выработка предложений по развитию практики наставничества;

- разработка проектов мероприятий, направленных на повышение эффективности наставничества;

- выработка новых форм наставничества, технологий их апробации и внедрения.
      В ДОУ разработан маршрут наставничества и подобран инструментарий. Программа наставничества реализуется с сентября 2022 года, организуется в 3 этапа:

‒ адаптация (освоение профессии, её ценностей, приобретение автономности);

‒ стабилизация (профессиональная компетентность, успешность в работе,

прохождение соответствия занимаемой должности);

‒ преобразование (автономность и способность к инновационной деятельности) [2].

1 этап – диагностический (адаптационный). Он включает в себя: знакомство с детским садом, представление молодого воспитателя; изучение нормативно-правовой базы особенности ведения документации; беседу – знакомство с начинающими и молодыми педагогами для определения направлений работы; анкетирование начинающего педагога с целью изучения затруднений педагога ДОУ в организации современного качественного образования. Соответствующие мероприятия наставник включает в план наставничества. В плане оформляется графа «отметка о выполнении», которая дает возможность внести изменения в течение учебного и отражаются достижения педагога.

2 этап – практический – педагог-наставник помогает сформировать свой арсенал методов и приемов работы, учит их правильно использовать, обучает педагогическим технологиям. На этом этапе осуществляется изучение опыта работы коллег своего учреждения и других ДОУ, наставником проводятся консультаций на различные темы, открытые показы занятий, режимных моментов, семинары-практикумы, мастер-классы, показ технологии работы с родителями, повышение профессионального мастерства, посещение мероприятий, привлечение начинающих воспитателей к участию в методических мероприятиях различного уровня. На этом этапе определяется тема самообразования, составляется план самообразования, начинается пополнение портфолио.

3 этап – аналитический – контроль работы молодого педагога. Наставник отслеживает, как педагог выполняет его рекомендации и исправляет недочеты в работе. Предполагаются разные формы контроля. Это посещение занятий, режимных моментов в группе молодого педагога, анализ документации, взаимодействия с детьми и родителями [1].

Данная деятельность приносит множество положительных результатов. Налаживается плодотворное сотрудничество между коллегами, снижается сменяемость коллектива. Повышается общая активность – педагоги активнее участвуют в конкурсном движении, повышении квалификации, изучении новых технологий, представлении опыта работы. Повышается уровень компетентности начинающих педагогов. Работа с молодыми специалистами помогает и наставникам повысить свою профессиональную компетенцию, активность в изучении методической литературы, участие в педагогических конкурсах, конференциях, использовать в работе инновационные технологии. Общаясь с молодыми коллегами, педагоги-стажисты приобретают новые знания в области информационно-коммуникационных технологий и опыт создания собственных электронных образовательных ресурсов.

По результатам внедрения системы наставничества в  ДОУ приходим к  выводу, что работа по данному направлению благоприятно влияет на весь коллектив, в первую очередь обеспечивая легкую адаптацию и вливание в коллектив молодых педагогов, а также его общую сплоченность.

Литература

  1. Беляева, И. В. Система работы старшего воспитателя с молодыми специалистами / И. В. Беляева. - Текст : непосредственный // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. — 2008. — № 12.
  2. Кириллова, Т. П. Организация наставнической деятельности по модели «Педагог-педагог» / Т. П. Кириллова Текст : электронный URL:   https://solncesvet.ru/opublikovannyie-materialyi/opyt-raboty-po-organizacii-nastavnichest.7472738/

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья:"Организация партнерской деятельности педагога с детьми в системе дошкольного образования."

При организации непосредственно образовательной деятельности в форме совместной партнерской деятельности меняется и положение детей.Дети могут сами решать, участвовать или нет в общей работе. Но это н...

Организация наставничества молодых педагогов в ДОУ проект "Путь в профессию"

Наставничество – это планомерная работа по передаче навыков от начальника к подчиненному. Как институт обычно существует в крупных компаниях. Возведенное директорами в ранг философии фирмы,...

Приказ об организации наставничества над педагогами на период 2021-2022 учебного года

Приказ об организации наставничества над педагогами на период 2021-2022 учебного года...

Авторская статья в журнале Справочник педагога-психолога. Детский сад №3,2018

Сценарий деловой игры поможет педагогам актуализировать знания о речевом развитии детей дошкольного возраста. ...

Программа организации наставничества «Успешный педагог»

Программа организации наставничества «Успешный педагог» разработана с целью организации работы по обеспечению помощи и поддержки начинающим педагогам в становлении их профессиональной комп...