Формирование предпосылок функциональной грамотности детей старшего дошкольного возраста через реализацию Федеральной образовательной программы дошкольного образования.
статья

Сайфуллина Ирина Геннадьевна

В дошкольном возрасте мы развиваем только предпосылки к формированию математической, финансовой, читательской, естесственнонаучной, социально - коммуникативной функциональной грамотности дошкольников, не забывая, что игра является ведущим видом детской деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_po_fop.docx31.01 КБ

Предварительный просмотр:

Сайфуллина И.Г.,

                               (заведующий, МБДОУ «Детский сад № 57»,

г. Бийск, 2024г.)

Формирование предпосылок функциональной грамотности детей старшего дошкольного возраста через реализацию Федеральной образовательной программы дошкольного образования.

Взаимодействие с родителями в рамках образовательной программы дошкольного образования – это неотъемлемая часть образовательного процесса, направленная на достижение высоких результатов воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Главными целями образовательной программы МБДОУ «Детский сад №57» по взаимодействию педагогического коллектива с семьями воспитанников, разработанной в соответствии с Федеральной образовательной программой  дошкольного образования являются:

- обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах образования, охраны и укрепления здоровья детей раннего и дошкольного возрастов;

- обеспечение единства подходов к воспитанию и обучению детей в условиях МБДОУ и семьи; повышение ее воспитательного потенциала.

Сочетание традиционных и инновационных технологий сотрудничества  позволяет нам устанавливать доверительные и партнерские отношения с родителями (законными представителями), эффективно осуществлять просветительскую деятельность, достигая основные цели взаимодействия.

Одним из проектов, реализующемся в МБДОУ «Детский сад № 57» в рамках образовательной программы и инновационной деятельности является проект «Родительская академия», направленный на вовлечение семьи в единое образовательное пространство.

Цель проекта: формирование системы взаимодействия педагогов с родителями для создания условий личностного и творческого развития детей, их эффективной социализации, самопознания и реализации своих способностей и возможностей.

Отличительной особенностью проекта является то, что родители получают не только знания в области семейного воспитания и психолого-педагогическую помощь, но и обучаются навыкам познавательной, творческой деятельности, а также  могут  поделиться приобретёнными навыками и умениями с другими родителями в рамках проведение собственных мастер-классов. Самые активные имеют возможность в дальнейшем участвовать в роли педагога- наставника для других родителей.    Мы создали для родителей условия для саморазвития и совершенствования по вопросам формирования ценности семьи и влияния родительских воспитательных установок на развитие личности ребенка через ИКТ, подбор литературы, методические рекомендации, транслирование опыта работы, методические дни, семинары, гостевые обмены, конференции.

Одной из ключевых задач образовательной программы МБДОУ «Детский сад № 57» является развитие у детей дошкольного возраста способности самостоятельно решать задачи жизни и деятельности, креативно мыслить, учиться высказывать свою точку зрения, делать выводы, анализировать результаты своей деятельности, что говорит о функционально грамотной личности дошкольника, готовой к школьному обучению. Мы считаем, что процесс формирования функциональной грамотности ребенка, будет успешным при соблюдении следующих требований: взаимодействии всех участников образовательных отношений (дети – родители – педагоги), развивающей образовательной среды, помогающей ребенку – дошкольнику творчески и интеллектуально развиваться, интеграции всех образовательных практик (направлений его личностного развития). По итогам интервьюирования родители отмечают важность формирования предпосылок функциональной грамотности у дошкольников, готовы к изучению опыта работы и сотрудничества с МБДОУ в данном направлении.

Предлагаем вашему вниманию фрагмент Дня открытых дверей для родителей по теме: «Предпосылки функциональной грамотности в дошкольном детстве»

Развивать предпосылки функциональной грамотности у детей дошкольного возраста нам, педагогам помогают культурные практики (виды детской деятельности),  такие формы работы с детьми, как экспериментирование, решение проблемных ситуаций, поисковая игровая деятельность, использование развивающих технологий, которые помогут сформировать важнейшие компетенции у дошколят уже в предшкольный период.

Конечно, в дошкольном возрасте мы развиваем только предпосылки к формированию математической, финансовой, читательской, естесственнонаучной, социально - коммуникативной функциональной грамотности дошкольников, не забывая, что игра является ведущим видом детской деятельности.

Социально – коммуникативная функциональная грамотность предполагает, что ребенок должен обладать готовностью успешно взаимодействовать с изменяющимся окружающим миром, способностью строить социальные отношения, и, конечно же, управлять своим эмоциональным состоянием. Ведь без эмоций жизнь невозможна. Начиная развивать эмоциональную сферу в детстве, мы поможем ребенку научиться преодолевать барьеры в общении, лучше понимать себя и других, создадим возможность для самовыражения.  Достичь нужных результатов можно лишь умело, грамотно сочетая различные современные педагогические технологии, которые успешно используют в своей работе наши педагоги.

Технология развития эмоционального интеллекта «Академия Монсиков» детского психолога Виктории Шиманской знакомит детей с основными эмоциями и  понятиями, необходимыми для социализации и самоорганизации. Сказочные герои монсики помогают малышам осознать свои эмоции, пережить их через правильное выражение своих чувств в совместной игровой деятельности. Предлагаю вам окунуться в сказочный мир прекрасной долины Монсиков, а поможет нам в этом - воспитатель старшей группы и наши воспитанники.

Развивающую технологию «Цветной парашют» для развития коммуникативных способностей продемонстрирует инструктор по физической культуре. Использование игрового пособия развивает также физические качества, повышает двигательную активность, формирует умение работать в команде, что очень важно для будущих первоклассников. К выполнению игровых заданий приглашаются желающие родители и дети подготовительной группы.

Говоря о читательской грамотности, как важном направлении функциональной грамотности хочется отметить, что именно читательская функциональная грамотность становится ключом к другим видам функциональной грамотности. Основы читательской грамотности, закладываются тогда, когда ребенок сам еще не умеет читать. В этом случае его называют грамотным слушателем (пассивным читателем), это пора воспитания в ребенке слушателя. И это очень важный период. Поэтому малышу необходимо много читать, рассказывать, используя разные жанры: стишки, потешки, сказки, рассказы. Чтение проводится в режимных моментах, образовательной игровой, экспериментальной деятельности. Чтение приучает детей на протяжении длительного времени следить за действиями героев, оценивать их поступки, устанавливать свое отношение к ним, учит сохранять в памяти прочитанное и связывать части текста, развивает интерес к книге, что повышает уровень речевой активности дошколят.  Нашими педагогами разработан проект по читательской грамотности «Моя любимая книга», который поможет детям привить желание проводить свой досуг с книгами, а не гаджетами.

Формирование естественнонаучной грамотности начинается с самого раннего дошкольного возраста, когда малыш интересуется окружающим природным миром. Наблюдая за природой, у него возникает интерес, он задает вопросы: Зачем? Как? Почему? И через собственное экспериментирование, совместную исследовательскую деятельность со взрослым у него формируются представления об окружающей среде и целостной картине мира. Педагоги выстраивают экологическую работу с дошкольниками на нравственно-положительных переживаниях ребенка в различных педагогических ситуациях, на прогулках, экскурсиях, на занятиях, в совместной игровой деятельности. С 2022 года мы участвуем в реализации всероссийского сетевого образовательного проекта «Эколята – юные защитники природы!», активно включаемся в эко – волонтерскую деятельность. Предлагаю посмотреть  видеоматериал по формированию естественнонаучной  грамотности у воспитанников в условиях нашего дошкольного образовательного учреждения.

Следующий компонент, на который стоит обратить особое внимание  - это математическая, финансовая  грамотность. Математическая грамотность, состоящая в умении применять математику для решения жизненных задач нужна всем, она обладает уникальным развивающим эффектом. Раннее же, разумное воспитание финансовой грамотности детей дошкольного возраста послужит в дальнейшем основой эффективного взаимодействия с окружающим миром. Для математического развития детей  наши педагоги используют развивающие техники, нестандартное оборудование, логические задания, ИКТ.  В настоящее время одним из перспективных подходов к математическому развитию ребенка является ориентация на математическое моделирование, с помощью которого дети активно овладевают построением и использованием разного рода предметных, графических и мысленных моделей. «Флексогон» - это технология пространственного моделирования на базе оригами. Для развития сенсорно – познавательных способностей дошколят мы предлагаем  использовать технику «Сенсорный пакет». Организовать с ним игру проще простого, а впечатлений, детского восторга и сенсорных ощущений не сосчитать. Кроме того он многофункционален, так как позволяет построить игровые задания, чтобы развить фантазию, внимание, усидчивость, координацию движений.

А знакомы ли вам техники арт - терапии и как они влияют на формирование функциональной грамотности в дошкольном детстве? Детская арт - терапия – это простой и эффективный способ развития, основанный на творчестве и игре. Другими словами, это – лечение творчеством. Основная цель арт-терапии состоит в гармонизации развития детской личности через развитие способности самовыражения и самопознания. Наши педагоги активно используют нетрадиционное развивающее дидактическое пособие «Прозрачный мольберт», который предлагает ребенку выразить свои эмоции, чувства с помощью лепки, рисования, конструирования из природных материалов.  Возможности прозрачного мольберта безграничны и вы сможете в этом убедиться сами, поучаствовав в создании разных образов.
Предлагаю вам перейти к практической части. Вы можете выбрать заинтересовавшую вас технологию и познакомиться с ней поближе. Наши педагоги предоставят вам возможность окунуться в мир детства, радости и познания. Хочется отметить, что все рассматриваемые технологии, можно использовать в семейных досугах, подключаясь к личностному развитию своего ребенка. Предлагаем вам пройти к нашим педагогам и поближе познакомиться с этими эффективными практиками по формированию предпосылок функциональной грамотности у детей дошкольного возраста.

         Наша встреча была направлена на важную проблему развития личности дошкольника, на гармонизацию детско – родительских отношений. Мы ждем ваших предложений для дальнейшего сотрудничества.

Список использованной литературы:

1. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 25 ноября 2022 № 1028 «Об утверждении федеральной образовательной программы дошкольного образования» (зарегистрирован Минюстом России 28.12.2022, регистрационный № 71847).

2. Бикеев А.С. Семья, особого назначения, или рецепты позитивного родительства на каждый день. М.: Генезис, 2009.

3. Гришаева, Н. П. Современные технологии эффективной социализации ребенка в дошкольной образовательной организации / Н.П. Гришаева – М.: Вентана – Граф, 2015.

4.  Коробицина Е.В. Формирование позитивных взаимоотношений родителей и детей: диагностика, тренинги, занятия. Издательство: Учитель, 2008.

5. Савченко М.В.ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДПОСЫЛОК ФУНКЦИОНАЛЬН-ОЙ ГРАМОТНОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА // Современные проблемы науки и образования. – 2021. – № 4.

6. Степанова С. И. «Функциональная грамотность в ДОУ» https://blog.dohcolonoc.ru/entry/zanyatiya/formirovanie predposylokfunktsionalnoj-gramotnosti-u-doshkolnikov.html

7. Сурженко Л. Как вырастить личность. Воспитание без крика и истерик. Издательство: Питер, 2011.

8.  Формирование предпосылок функциональной грамотности дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО: учебно -методическое пособие / авт.-сост.: В.В. Журавлева, А.А. Чуприна, Л.Н. Шубина. – Ставрополь: СКИРО ПК и ПРО, 2023. – 55 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование предпосылок функциональной грамотности у детей дошкольного возраста через инновационные формы образовательной деятельности

В современном мире, меняющемся каждую секунду, функциональная грамотность становиться одним из базовых факторов, способствующих активному участию людей в социальной, культурной, политической, эк...

«Формирование предпосылок функциональной грамотности у детей дошкольного возраста через инновационные формы образовательной деятельности».

 В современном мире, меняющемся каждую секунду, функциональная грамотность становиться одним из базовых факторов, способствующих активному участию людей в социальной, культурной, политичес...

Формирование предпосылок функциональной грамотности у детей дошкольного возраста через инновационные формы образовательной деятельности

quot;Использование приёмов мнемотехники в работе с детьми дошкольного возраста".  Современный образовательный процесс требует от педагогов  нового подхода к собственной деятельнос...

Формирование предпосылок функциональной грамотности у детей дошкольного возраста через инновационные формы образовательной деятельности

quot;Использование приёмов мнемотехники в работе с детьми дошкольного возраста".  Современный образовательный процесс требует от педагогов  нового подхода к собственной деятельнос...

Формирование предпосылок функциональной грамотности у детей дошкольного возраста через инновационные формы образовательной деятельности

Одна из важнейших задач современного образования – формирование функционально грамотных людей. Эта задача является актуальной и для дошкольного образования, поскольку подготовка к школе тр...

Формирование предпосылок функциональной грамотности у детей дошкольного возраста через инновационные формы образовательной деятельности

А. А. ЛеонтьевВ современном мире, меняющемся каждую секунду, функциональная грамотность становится одним из базовых факторов, способствующих активному участию людей в социальной, культурной, политичес...