Семинар - практикум по эмоциональному интеллекту
консультация

Сайфуллина Ирина Геннадьевна

       Наставничество – одна из форм передачи педагогического опыта, в ходе которой начинающий педагог практически осваивает профессиональные приѐмы под непосредственным руководством педагога-мастера. Суть наставничества – в передаче богатого личного опыта профессиональной деятельности молодому человеку, в ускорении его адаптации к профессиональной деятельности, оказание помощи и поддержки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar_-_praktikum_po_emotsionalnomu_intellektu_.docx638.6 КБ

Предварительный просмотр:

F:\документы Кристина Сергеевна\эмблема дс.jpg

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД №57»

ГОРОДА БИЙСКА АЛТАЙСКОГО КРАЯ

Семинар – практикум для молодых педагогов

«Развитие эмоционального интеллекта дошкольника – путь к успешности!»

Сайфуллина Ирина Геннадьевна, МБДОУ

 «Детский сад  № 57,

заведующий

C:\Users\korpy\OneDrive\Рабочий стол\glsvnaya--.jpg

г. Бийск, 2023

Пояснительная записка

Актуальность темы, обоснование ее выбора

       Наставничество – одна из форм передачи педагогического опыта, в ходе которой начинающий педагог практически осваивает профессиональные приѐмы под непосредственным руководством педагога-мастера. Суть наставничества – в передаче богатого личного опыта профессиональной деятельности молодому человеку, в ускорении его адаптации к профессиональной деятельности, оказание помощи и поддержки.

Работу с молодыми педагогами мы организуем через школу наставничества, используя разные формы работы: психологические тренинги, круглые столы, семинары – практикумы, презентации, себя как педагога и др. Вашему вниманию хотелось бы представить семинар – практикум «Развитие эмоционального интеллекта дошкольника – путь к успешности!»

Сегодня все чаще можно услышать понятие «развитие эмоционального интеллекта». Что же это такое? Эмоциональный интеллект — это способность выражать и понимать эмоции, как собственные, так и других людей, а также управлять ими. Когда у человека развит эмоциональный интеллект, у него все в порядке с самооценкой и есть уверенность в себе, он обладает высокой продуктивностью, способен к самоуправлению — умению контролировать свои эмоции и быть адаптивным, открытым, инициативным, оптимистично настроенным. С таким человеком приятно общаться, его хочется слушать и взаимодействовать с ним. Перед тем как начать развивать эмоциональный интеллект у ребенка необходимо развить высокий уровень эмоционального интеллекта у себя. Поэтому эта тема, является, на мой взгляд, особо актуальной для молодых специалистов.

Целевая аудитория: педагоги образовательных учреждений

Цель семинара: повышение психолого-педагогической грамотности молодых педагогов.

Задачи семинара:

Актуализировать проблему развития эмоционального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста.

Познакомить молодых педагогов с приемами развития эмоционального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста.

Создать условия для сплочения коллектива, работы в команде.

Развивать творческую активность, совершенствовать практические навыки участников семинара - практикума.

 Планируемые результаты:

Развитие интереса и мотивации к саморазвитию и самообразованию;

Повышение уровня активности и самостоятельности;

Развитие навыков анализа и рефлексии своей деятельности;

Повышение результативности в профессиональной деятельности;

Развитие стремления к сотрудничеству, эмпатии.

Форма проведения: семинар – практикум

Используемые педагогические технологии, методы, приемы

Технология сотрудничества (обучение в команде), технология критического развития мышления (прием 6 шляп), элементы тренинга (игра кувшин счастья), методы и приемы: беседа, анализ, демонстрация, проблемные вопросы.

Ресурсы, используемые при подготовке и проведении мероприятия: молодые педагоги, мультимедиа проектор, презентация, колокольчик, коробочка настроения, наглядный стимульный материал. Семинар проводился в музыкальном зале.

Регламент мероприятия: 50 мин.

Основная часть

Этап

Содержание

Время

Определение темы

Сбор информации

Квик – настройка, мотивация на совместную работу в команде

Выделение проблемы

Работа с группой

-Добрый день, уважаемые коллеги! Я рада видеть вас на семинаре – практикуме. Надеюсь, он будет для вас интересным, полезным и принесёт много положительных эмоций. Тема семинара - практикума «Развитие эмоционального интеллекта дошкольника – путь к успешности!». В ходе работы я познакомлю вас с понятием «эмоциональный интеллект», с практическими навыками и приемами для развития эмоционального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста.

-Коллеги, а что вы знаете о развитии эмоционального интеллекта?

Упражнение «Что ты знаешь об этом?» (ответы педагогов)

-Чтобы атмосфера на семинаре была уютной, комфортной я предлагаю вам настроиться на положительное взаимодействие друг с другом.

 Психологический настрой «Кувшин счастья». Поднимите руки вверх, образно представьте, что вы держите над головой огромный кувшин, этот кувшин наполнен счастьем, добром, позитивом, хорошим настроением, а сейчас вылейте его на себя. Соберитесь с мыслями, настройтесь на плодотворную работу.

-Коллеги, послушайте отрывок стихотворения Бориса Цветкова «Эмоции»

Эмоции не знают языка,

По ним определяют настроенье.

Они как дуновенье ветерка:

В них и печаль, и радость, и сметенье!

Эмоции, как дополнение к словам,

Когда слова уже ничто не значат

А разрывая смысл пополам

Они тогда себя почти не прячут!

-Коллеги, скажите, пожалуйста, какие ассоциации у вас возникли, когда я читала этот отрывок (ответы педагогов). Спасибо за активность.

-Да действительно эмоции играют важную роль в нашей жизни и жизни наших детей. А эмоциональный интеллект (ЭИ) – это как раз способность воспринимать и выражать эмоции, понимать и объяснять эмоции, регулировать эмоции.

-Одной из областей развития, обозначенных в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, является социально-коммуникативное развитие, которое направлено на решение проблем в области социального воспитания, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирования готовности к совместной деятельности со сверстниками. Важнейшую роль в становлении личности и социализации ребёнка дошкольного возраста играет именно эмоциональный интеллект.

-Коллеги, как вы думаете, зачем развивать эмоциональный интеллект в дошкольном возрасте? (ответы педагогов). Да, действительно, вы правы. Дошкольник с развитым эмоциональным интеллектом способен управлять собственными чувствами, адекватно реагировать на различные ситуации, которые возникают в их жизни. Эмоциональный интеллект позволяет выстраивать позитивные и эффективные коммуникации со сверстниками, подбирать конструктивные стратегии разрешение возникающих конфликтных ситуаций.

- В конце 20 века, американский психолог, автор книги «Эмоциональный интеллект» Дэниел Гоулмен первым заявил о том, что эмоциональное развитие человека важнее его способностей к логическому анализу. На основании этого был выведен алгоритм гармонично развитой личности: интеллект должен сочетаться с полноценной эмоциональностью.

Виктория Шиманская, педагог – психолог считает, что в дошкольном возрасте именно эмоциональное развитие играет ключевую роль в развитии мозга ребенка. Развивая эмоциональный интеллект, мы учим преодолевать, двигаться к цели, работая на будущее ребенка. Ее методика «Академия Монсиков» - это первая отечественная методика по системному развитию эмоционального интеллекта детей старшего дошкольного возраста.

-Давайте выполним упражнение «Смоделируем ребенка».

Цель: уточнение черт поведения детей с низким и высоким уровнем развития ЭИ.

Инструкция:

На доске вы видите два силуэта детей. Вокруг них «разбросаны» различные проявления поведения, черты характера, эмоции. Один ребенок с высоким уровнем развития эмоционального интеллекта, а другой – с низким. Разложите их качества, проявления и эмоции, характерные для этих двух детей.

Высокий уровень развития ЭИ

- проявляет сочувствие, жалеет упавшего;

- легко находит общий язык с окружающими;

- уравновешен, легко переключается от негатива на позитив;

- увлекается делом, не ожидая награды;

- искренне и открыто испытывает, и проявляет самые разные эмоции;

- замечает настроение других людей, интересуется настроением родителей, друзей;

- спокойно относится к проигрышу в игре.

Низкий уровень развития ЭИ:

- часто конфликтует с окружающими;

- проявляет эмоции невпопад, неадекватно ситуации;

- болезненно стремится всегда быть первым, лучшим;

- не замечает и не реагирует на настроение окружающих;

- не делится игрушками, не уступает;

-Вспомните, есть ли в вашей группе такие дети? Каких детей больше?

-Запомните золотое правило: никогда не поздно начать развивать эмоциональный интеллект.

 -Коллеги, как вы думаете, что могут сделать педагоги  для гармоничного развития ребёнка, чтобы ребёнок развивался не только физически, интеллектуально, но и эмоционально?

(ответы педагогов).

-Основная задача воспитателя – наполнить повседневную жизнь ребёнка в группе интересными делами, проблемами, идеями, включить каждого в содержательную деятельность, способствовать реализации детских интересов и жизненной активности. Организуя деятельность детей, постараться развивать у каждого ребёнка стремление к проявлению инициативы, к поиску разумного и достойного выхода из различных жизненных ситуаций. Для развития умения понимать и проявлять свои чувства и эмоции, широкие возможности предоставляет ролевая игра. Сюжетами для таких игр следует выбирать трудные ситуации, предполагающие яркое проявление эмоции, чувств. Например: «На дне рождения друга», «На приёме у врача», «Дочки-матери» и др. Театрализованная игра, так же великолепно решает задачи развития эмоционального интеллекта. Как и в ролевой игре, в театрализованной игре есть возможность учить детей как распознавать эмоции, так и проявлять их. Роли следует распределять по-разному, давая ребёнку возможность «прожить» в игре чувства и эмоции разного плана, чтобы ребёнок мог посмотреть на ситуацию с разных точек зрения. Подвижные игры, танцы, пластические упражнения, физические упражнения – способствуют снятию эмоциональных зажимов. Регулярная работа по развитию эмоционального интеллекта, будет способствовать уменьшению конфликтности в группах среди детей. Дети смогут свободно различать и называть эмоции и чувства свои собственные и окружающих их людей, умело выражать их с помощью мимики, жестов, пантомимики; соотносить мимику и жесты других людей с их эмоциональным состоянием; видеть связь между поступками и чувствами, настроением и поведением; управлять своими эмоциями.

- Свой опыт работы по развитию эмоционального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста представит воспитатель- наставник Алейникова Екатерина Вячеславовна.

-Коллеги, я хочу рассказать о той работе, которую я провожу со своими воспитанниками

 «Мои маленькие секретики»

1. Первое, что я сделала, это пересмотрела свое отношение к развитию собственных эмоций. Стараюсь быть открытой, жизнерадостной, чтобы в общении с детьми, родителями, коллегами, получать положительную обратную связь. В общении с воспитанниками всегда обращаюсь к героям произведений, вместе анализируем их поступки, характер, эмоции. В таких беседах и происходит эмоциональное развитие ребенка.

2. Я рассказываю своим воспитанникам, что не надо скрывать своих эмоций, даже если они у них бывают негативными, приучая их делиться эмоциями с близкими людьми. У нас есть свой ритуал: каждый день мы  проводим с детьми утренний круг – это начало дня, когда дети собираются вместе, чтобы порадоваться предстоящему дню, поделиться впечатлениями, настроением, эмоциями, обсудить совместные планы, договорится о правилах, высказаться о том, что их беспокоит. Здесь же мы проводим эмоциональную зарядку, игры. Вечерний круг направлен на рефлексию собственной деятельности детей – обсуждения с детьми прошедшего дня, что хорошего и интересного мы сделали, какие эмоции, чувства возникали в течение дня, как мы с ними «дружили». В результате дети уходят домой в хорошем настроении.

-Коллеги, приглашаю вас в утренний круг (под звон колокольчика)

-Доброе утро! (имя педагога) Я рада, что вы сегодня с нами (здоровается с каждым)

-Опишите, пожалуйста, свое настроение?

-А как можно узнать какое настроение у другого человека? (по выражению лица)

-А как можно назвать проявление разного настроения? (эмоции)

-Каждая эмоция имеет свою краску. Назовите эмоцию и цвет, который для нее подходит (радость, грусть¸ злость, удивление)

-А теперь давайте сделаем эмоциональную зарядку, показываем эмоции и движения.

-Улыбнемся мы вот так,

Застесняемся вот так,

Рассмеемся, разозлимся,

Топнем ножкой, удивимся,

Хмурим брови, расправляем.

Хорошо все чувства знаем!

-Представьте, что солнечный зайчик заглянул вам в глаза, и вы зажмурились. А теперь побежал по лицу, лаская вас своим лучиком. Почувствуйте его запах, попробуйте на вкус, а теперь попробуйте его поймать. Ну что получилось?

Спасибо за активность.

3. Организация совместной деятельности по развитию эмоционального интеллекта – это наши путешествия с друзьями – монсиками, которые живут в долине и постоянно попадают в трудные ситуации, а мы приходим к ним на помощь. Уникальность технологии  Виктории Шиманской заключается в том, что ребенок в игре с помощью сказочных героев монсиков легко и с удовольствием учится понимать эмоции и управлять ими! Содержание наших путешествий, которые организуются в совместной деятельности с детьми строю следующим образом:

• Сначала мы погружаемся в сказку, где нас встречают монсики и рассказывают о своей проблеме.

• Потом играем. Все игры помечены призывом «Помочь!». Веселые развивающие игры, которые сопровождают перемещением через волшебный портал эмоций, увлекательны и очень полезны для детей.

• Затем мы вместе с героями учимся понимать свои эмоции. Для этого к нам на помощь приходят все 5 чувств, которые живут в филингбоксе – коробке для хранения эмоций.

Художественное слово, которые сопровождает наши приключения, помогает объяснить, каким был бы мир без той или иной эмоции.

  • После каждого путешествия дается возможность выразить свои эмоции через рисунок.

-Коллеги, давайте обратимся к филингбоксу и пользуясь 5 – тью чувствами (слухом, обонянием, вкусом, зрением, осязанием) попробуем выбрать карточки с нужными ответами на вопрос: «Для меня смех – это…» и поместить их в наш филингбокс. Давайте проверим, что у вас получилось.

4.Огромную роль в развитии эмоционального интеллекта детей играет, на мой взгляд, предметно – развивающая среда в группе. Ее я создаю совместно с родителями и детьми и стараюсь, чтобы детей окружала обстановка эмоционального комфорта. У нас в группе оборудован уголок уединения, куда каждый из детей может уйти, чтобы побыть наедине, отдохнуть на подушечках, рассмотреть альбом с разными эмоциями, семейные фотографии. В группе оформлена доска настроений, куда дети подходят и анализируют свои эмоции в течение дня. Занимаясь развитием эмоционального интеллекта ребенка, стоит помнить о том, что эффект достигается только в условиях динамики, поэтому постепенно увеличивайте нагрузку, комбинируйте занятия, повышайте их сложность и не забывайте о поощрениях.

-Спасибо, Екатерина Вячеславовна, за такой интересный опыт работы. Согласитесь, коллеги, что выражать свои эмоции публично бывает сложно.

-В заключении хочется отметить, что работу над развитием эмоционального интеллекта у дошкольников невозможно проводить без тесного сотрудничества с родителями воспитанников. Воспитатель и родители должны «делать одно дело» - создавать для ребёнка благоприятную, эмоциональную атмосферу, уважать, прислушиваться к его мнению. Безусловно, все родители хотят видеть своего ребенка счастливым. Не забывайте помогать им в  развитии эмоционального интеллекта наряду с другими «способностями» ребенка.

2 мин.

3 мин.

5 мин.

2 мин.

35 мин.

Рефлексия

- А сейчас я предлагаю оценить нашу совместную деятельность в форме метода критического мышления «6 шляп». Шляпа определённого цвета означает ваше отношение к семинару – практикуму. Представьте мысленно, что вы одеваете одну из шляп, только подумайте, какую и выскажитесь. В этом вам помогут инструкции.

Инструкция:

- Я выбираю серую шляпу, потому что сегодня на мастер - классе я узнала, что ….
- Я выбираю красную шляпу, потому больше всего мне понравилось …..
- Я выбираю желтую шляпу, потому новым для меня стало …….

- Я выбираю черную шляпу, потому что у меня остались вопросы……

- Я выбираю зеленую шляпу, потому что буду использовать материал семинара в ……

Я выбираю синюю шляпу, потому что продолжу…

Спасибо, у меня тоже есть повод провести рефлексию своей аналитической деятельности.

-Коллеги, если семинар - практикум вам был интересен и полезен, то подарите мне свою улыбку.

 Спасибо за внимание!

3 мин.

Заключение

        Несомненно, развитие эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста значимая и актуальная проблема социально – коммуникативного развития. При проведении рефлексии молодые педагоги отметили, что хотели бы познакомиться с практическими приемами работы по развитию эмоционального интеллекта с воспитанниками, в связи с чем был организован коллективный просмотр совместной игровой деятельности с детьми по реализации образовательной технологии В. Шиманской «Академия Монсиков», направленной на развитие эмоций. В рамках школы наставничества реализуется проект «Монсики – наши друзья!»

Список источников

1. Андреева И. Н. Азбука эмоционального интеллекта. — СПб.: БХВ Петербург, 2012.

2. Афонькина Ю. А. Диагностика эмоционального интеллекта у дошкольников //Детский сад: теория и практика. 2014. № 4.

3. Готтман Дж., Деклер Дж. Эмоциональный интеллект для детей и родителей/ Джон Готтман, Джоан Деклер; пер. с англ. Г. Федотовой. — М.: Манн, Иванов и Фербер, 2015.

4.Микляева Н., Тихонова О., Чудесникова Т., Шакирова О. Развитие эмоционального и социального интеллекта у дошкольников// Методическое пособие, серия: Развитие и воспитание. Издательство: АРКТИ, 2019.

5. Савенков В. Развитие эмоционального интеллекта и социальной компетентности у детей. – М.: Национальный книжный центр, 2015.

 6.Шиманская В. Эмоциональный интеллект для детей и родителей. Учимся понимать и проявлять эмоции, управлять ими// Издательство: Питер, 2021. 

Приложение

C:\Users\73B5~1\AppData\Local\Temp\Rar$DIa6416.28809\1667727831911.jpg

C:\Users\73B5~1\AppData\Local\Temp\Rar$DIa6416.33355\1667727831872.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар - практикум "«Коррекция эмоционального развития конфликтных детей с ограниченными возможностями здоровья»

Наиболее благоприятным периодом коррекции социальных качеств является дошкольное детство. В это время через общение с окружающими взрослыми, а также через игровые и реальные отношения со сверстн...

Семинар-практикум профилактика эмоционального выгорания

Семинар-практикум разработан для педагогов по профилактике эмоционального и профессионального выгорания....

Семинар-практикум "Профилактика эмоционального напряжения и стрессов у педагогов"

Предлагаются игры и упражнения для снятия психоэмоционального напряжения и улучшения самочувствия педагогов....

семинар -практикум "Регуляция эмоционального состояния при стрессовых ситуациях"

Семинар рассказывает о применении различных способов способов саморегуляции, сопровождается презентацией...

Семинар-практикум «Снижение эмоционального напряжения через игру»

Для профилактики и лечения детских неврозов, снятия нервного напряжения используются специальные релаксационные приемы и упражнения.Давно замечено, что нервное напряжение влечет за собой напряжение му...

Семинар - практикум «Развитие эмоциональной сферы дошкольников»

Цель: создание условий для социально – эмоционального развития детей 3-7 лет в условиях дошкольного учреждения Задачи: обеспечить полноценное развитие социально – эмоциональной сферы детей...

Синдром эмоционального выгорания. Занятие с педагогами ДОУ в рамках семинара - практикума "Профилактика эмоционального выгорания педагогов"

В ходе занятия раскрываются понятия "эмоциональное выгорание", пичины его возникновения, стадии протекания. Особое внимание уделяется важному компоненту профилактики возникновения СЭВ - разв...