«Обеспечение условий для эффективного познавательно-речевого развития путём интеграции различных видов деятельности»
проект

Людмила Юрьевна Бакулина

инновационная деятельность по познавательно - речевому развитию в ДОО

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon innovatsionnyy_proekt_dou_moy.doc80.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 29»

Эффективные программы реализации основных направлений развития детей дошкольного возраста (физическое, социально - коммуникативное, познавательно-речевое, художественно-эстетическое).

«Обеспечение условий для эффективного познавательно-речевого развития путём интеграции различных видов деятельности»

Тема: Эффективные программы реализации основных направлений развития детей дошкольного возраста (физическое, социально-коммуникативное, познавательно-речевое, художественно-эстетическое).

Наименование проекта: «Обеспечение условий для эффективного познавательно-речевого развития путём интеграции различных видов деятельности»

Цель проекта:

  • Построение инновационной модели образовательного пространства дошкольного образовательного учреждения, обеспечивающей доступность и новое качество образования.
  • Разработка системы и поиск эффективных методов и приемов по повышению педагогического мастерства в вопросах речевого развития дошкольников, обогащение педагогического опыта и взаимодействия с родителями

Задачи проекта:

•        Разработать и утвердить нормативно-правовые документы для создания условий по усилению такого вида деятельности как познавательно-речевое развитие

•        Создать учебно-материальное обеспечение с учетом требований к предметно-развивающей среде ДОО

•        Подготовить педагогический коллектив для деятельности в условиях инновационного развития образовательного  учреждения

 •        Разработать и внедрить программно-методическое обеспечение и мониторинг для реализации проекта по познавательно-речевому развитию детей в условиях внедрения ФГОС

•        Представить результаты деятельности по проекту на муниципальном уровне.

Эффективность реализации проекта:

  • Системность и логическая последовательность проведения мероприятий по принципу от общего к частному.
  • Заинтересованность всех участников проекта.
  • Все мероприятия проекта подобраны с учетом индивидуальных возрастных и психологических особенностей аудиторий.
  • Задействованы все каналы восприятия информации.
  • Имеется необходимая материально-техническая база, информационно- методическое и кадровое обеспечение.
  • Системное информирование родителей, воспитателей и других участников проекта о времени, месте и цели проводимого мероприятия.
  • Выдержка во времени.

    Эффективность реализации проекта в целом предполагается оценить методом экспертных оценок и анкетирования педагогов, а также – в виде публикаций и участия в конкурсах разного уровня; результаты образования детей проведением внутреннего мониторинга и анкетирования родителей.

Ожидаемые результаты

  • ДЕТИ:

Повышение  смысловой точности речи, совершенствование грамматического строя;

Развитие умения детей высказываться об известных им жанрах связно и образно, употреблять разнообразные синтаксические конструкции как средства выразительности речи дошкольника, уместно и точно употреблять образные слова и выражения в сочинениях, употреблять разнообразные языковые средства при построении связных высказываний;

Развитие интереса к произведениям искусства, народного творчества;

Развитие умения составлять рассказ или сказку на тему,  выражать свои впечатления ярко и образно.

  • РОДИТЕЛИ:

Повышение психолого-педагогической грамотности родителей;

Установление доверительных конструктивных отношений между всеми участниками образовательного процесса;

Обеспечением психологического комфорта для полноценного развития творческих способностей детей дошкольного возраста;

Популяризация психологического самообразования родителей;

Укрепление авторитета педагогов и психолога в глазах родителей, с целью мотивации  к дальнейшему сотрудничеству.

  • ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕКТИВ:

Повышение педагогического мастерства воспитателей;

Повышение творческого потенциала и уровня методической готовности к инновационной деятельности;

Накопление научно-практического материала, методов, приемов и технологий для развития речи и творческих способностей детей дошкольного возраста;

Разработка и реализация педагогических проектов по разным образовательным областям

Основная проблема и обоснование актуальности её разработки

В настоящее время дошкольные образовательные учреждения находятся на новом этапе развития, когда происходит пересмотр содержания дошкольного образования. На смену временным (примерным) пришли Федеральные государственные образовательные стандарты, которые предполагают написание общеобразовательной программы и подбор педагогических технологий с учетом особенностей контингента воспитанников.

Главная идея разработки основной общеобразовательной программы – обеспечить личностную и социальную успешность каждого ребенка дошкольного возраста, более полно учесть их индивидуальные особенности, согласовать образовательные запросы семьи.

В настоящее время наблюдается критическая ситуация в познавательной деятельности и развитии речевой активности детей, что обусловлено рядом негативных факторов, влияющих на речевую функцию и поисково-познавательную активность:

  • ухудшение состояния здоровья детей;
  • существенное сужение объема «живого» общения родителей и детей;
  • дисбаланс семейного воспитания в вопросах развития речи, что проявляется либо в его необоснованной интенсификации (стремление к раннему обучению письменной речи в ущерб устной), либо в равнодушном к нему отношении;
  • недостаточное внимание педагогов к речевому развитию ребенка;
  • пассивность детей в познавательной деятельности (ориентация на готовые задания);
  • глобальное снижение уровня речевой и познавательной культуры в обществе.

Хорошая речь - важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Чем лучше будет развита речь ребенка в дошкольные годы, тем выше гарантия успешного его школьного обучения.

В дошкольном возрасте познавательное развитие – это сложный комплексный феномен, включающий развитие познавательных процессов (восприятия, мышления, памяти, внимания, воображения), которые представляют собой разные формы ориентации ребенка в окружающем мире, в себе самом и регулируют его деятельность.

Познавательно-речевое развитие предполагает:

  • развитие познавательной активности, познавательных интересов, интеллектуальных способностей детей;
  • развитие стремления к школьному обучению, интереса к школе, к новой социальной позиции школьника;
  • развитие умения свободно ориентироваться, правильно использовать по назначению и ценить предметы материальной культуры, окружающего;
  • воспитание элементов экологического сознания, ценностных ориентаций в поведении и деятельности;
  • развитие психических процессов (внимания, мышления, воображения, восприятия, памяти), речи.

Актуальность и востребованность познавательно-речевого развития детей определяются реальными потребностями системы дошкольного образования и существующими противоречиями между:

  • предъявляемыми современными требованиями к развитию речевого общения дошкольников, к активности в познавательной деятельности и реальным уровнем развития культуры речевого общения детей, а также преобладающей пассивностью в познавательной деятельности;
  • необходимостью обновления содержания познавательно-речевого развития детей в соответствии с ФГОС и недостаточной разработанностью новых форм воспитательно-образовательного процесса в ДОО.

Педагогический коллектив нашего детского сада работает над проблемой познавательно - речевого развития дошкольников на протяжении многих лет, педагоги имеют определенный опыт применения разнообразных технологий и методик, необходимых для организации образовательного процесса по развитию речи дошкольников.

   Воспитателями  коррекционных и общеобразовательных групп применяются современные технологии логопедического и пальцевого массажа; современные технологии сенсорного воспитания; нетрадиционные техники рисования; логоритмика, психогимнастика; песочная терапия. 

    Разработка и реализация инновационного проекта «Обеспечение условий для эффективного познавательно-речевого развития путём интеграции различных видов деятельности» (2019 - 2022 годы) позволит МДОУ «Детский сад № 29» создать материально-технические, нормативно-правовые, научно-методические и профессионально-кадровые условия для эффективного познавательно-речевого развития дошкольников.

Сроки и этапы реализации проекта

Проект рассчитан на три года – с 2019 – 2022 учебные годы.

   Реализация проекта «Обеспечение условий для эффективного познавательно-речевого развития дошкольников путём интеграции различных видов деятельности»  разделена на три этапа:

  1. Подготовительный этап (констатирующий) - 01.09.2019 – 31.08.2020г
  1. Внедренческий этап (формирующий) - 01.09.2020 – 31.08.2021 г.
  2. Завершающий этап (обобщающий) - 01.09.2021 – 31.05.2022г.

На подготовительном этапе:

  • Решение организационных задач, связанных с проектом
  • Разработка и утверждение нормативно-правовых документов для создания условий по реализации проекта
  • Проведение оценки существующего учебно-материального обеспечения детского сада и анализ оснащения специализированных кабинетов с учетом интеграции различных видов деятельности и требований к предметно-развивающей среде.

На внедренческом этапе:

  • Внедрение в образовательный процесс рабочих программ, методического обеспечения и мониторинга  по познавательно-речевому развитию
  • Составление информационного банка образовательных программ, технологий, методических разработок по познавательно-речевому развитию детей.
  • Наполнение и оснащение образовательного пространства детского сада с учетом требований к предметно-развивающей среде; подборка игр, дидактических материалов, оборудования, ТСО с учетом возраста детей и приоритета познавательно-речевого развития; приведение оснащения специализированных кабинетов в соответствие требованиям.
  • Мониторинг целевой аудитории. Методика диагностики по возрастным особенностям.

На  завершающем этапе:

  • Анализ результатов реализации проекта в ДОО, корректировка содержания, подведение итогов;
  • Обобщение опыта работы педагогов;
  • Трансляция педагогического опыта на городских и областных мероприятиях;
  • Разработка программы действий ДОУ на следующий период  с учётом полученных результатов.

Возможные способы внедрения проектной разработки в образовательную практику ДОО

   В дошкольном образовании сегодня происходят серьёзные перемены, основа которых была заложена государством, проявляющим большой интерес к развитию данной сферы.

  •    Разработка методики диагностики инновационных потенциалов ДОО и использование современных образовательных технологий в деятельности педагогического коллектива.
  •   Проведение мастер-классов по выявлению инновационных потенциалов педагогического коллектива ДОО.
  •     В практику работы ДОО внедряется проектная деятельность по работе с  детьми 
  •    Разработка  семинара — практикума по выявлению инновационных потенциалов педагогического коллектива ДОО и сотрудничества с родителями воспитанников (с использованием интерактивных форм обучения)
  •     Трансляция результатов инновационной деятельности ДОО на другие образовательные учреждения через систему мастер-классов, семинаров, публикаций в предметных журналах и др.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар практикум для воспитателей ДОУ «Художественно – эстетическое развитие через интеграцию различных видов деятельности»

семинар-практикум для воспитателей ДОУ "Художественно-эстетичекое развитие через интеграцию различных видов деятельности"...

Сообщение к семинару - практикуму для педагогов ДОУ «Художественно – эстетическое развитие через интеграцию различных видов деятельности»

Сообщение к семинару - практикуму для педагогов ДОУ  «Художественно – эстетическое развитие через интеграцию различных видов деятельности»...

Семинар – практикум для педагогов Тема: «Художественно-эстетическое развитие посредством интеграции различных видов деятельности в условиях ФГОС ДО»

Художественно – эстетическое развитие тесно связано с различными разделами работы, включёнными в педагогическую систему дошкольного воспитания. В процессе деятельности по ознакомлению с окружающ...

Интеграция различных видов деятельностей в условиях реализации образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» в ДОО.

Статья из опыта работы по вопросу интеграции продуктивных видов детской деятельности и музыки в условиях дошкольного учреждения....

Художественно-эстетическое развитие посредством интеграции различных видов деятельности

Косьяненко И.М. воспитатель, педагог-психолог ФГОС дошкольного образования выделяет ряд принципов, которым должна соответствовать программа дошкольного образовательного учреждения. Одним из важнейши...

Семинар-практикум для педагогов «Художественно-эстетическое развитие через интеграцию различных видов деятельности»

Художественно-эстетическое развитие ребёнка - многогранное направление в системе современного дошкольного образования, рассматриваемое в единстве воспитания эстетического отношения к окружающему миру ...

Семинар-практикум для педагогов «Художественно-эстетическое развитие посредством интеграции различных видов деятельности»

Цель: обобщить и систематизировать знания педагогов по интеграциихудожественно – эстетического развитию в рамках ФГОС ДО...