Практикум «Организация занятий по творческому конструированию с детьми дошкольного возраста»
методическая разработка

Городилова Наталья Юрьевна

Практикум для педагогов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл na_sayt.docx32.46 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар «Робототехника и конструирование в системе инженерного творчества дошкольников»

 Практикум «Организация занятий по творческому конструированию с детьми дошкольного возраста»

Программные требования в конструктивно-модельной деятельности

В настоящее время в образовании наблюдается технологическая революция. Высокотехнологичные продукты и инновационные технологии становятся неотъемлемой составляющей современного общества. В дошкольных образовательных учреждениях ведущее место начинает занимать робототехника, конструирование, моделирование и проектирование. Конструирование – это средство комплексного решения воспитательно образовательного процесса в условиях ФГОС ДО. Конструирование в детском саду было всегда, но если раньше приоритеты ставились на конструктивное решение и развитие мелкой моторики, то теперь в соответствии с новыми стандартами необходим новый подход. От обычных кубиков ребёнок постепенно переходит на конструкторы, состоящие из простых геометрических фигур, затем появляются первые механизмы и программируемые конструкторы.  Поэтому современный педагог, должен знать не только методику обучения  детей конструированию и как заинтересовать их этой деятельностью, но и сам умел использовать в своей деятельности разнообразные виды конструкторов, эффективные методы и приёмы.

- Как вы думаете, коллеги, что обозначает термин «конструирование»?   Это – создание модели, построение, приведение в определённый порядок и взаимоотношение различных предметов, частей и элементов.

- К какой образовательной области относится «конструктивно-модельная деятельность»? (познавательное развитие)

- Что  принято понимать  под «детским конструированием»? Это создание разнообразных конструкций и моделей из разных видов конструкторов, изготовление поделок из бумаги, картона, природного и бросового материала.

Главная цель конструирования: развитие детского художественного творчества, интереса к самостоятельной творческой деятельности; удовлетворение потребности детей в самовыражении через конструирование из разных материалов.

У вас на столе лежат стикеры, возьмите по 1 стикеру и напишите на нем,  что развивает конструирование и прикрепите вокруг этого слова на доске.

 Конструирование – это развитие ….

- Однако такое многостороннее значение в воспитании детей конструктивная деятельность приобретает только при условии осуществления систематического обучения, использование разнообразных методов, направленных на развитие не только конструктивных умений и навыков, но и ценных качеств личности ребёнка, его умственных способностей.

Существует два  типа конструирования: художественное и техническое.

Техническое

Художественное

  • конструирование из строительного материала,
  • конструирование из деталей конструкторов, имеющих разные способы крепления,
  • конструирование из  крупногабаритных модульных блоков
  • конструирование из бумаги
  • конструирование из природного материала.

Формы организации обучения детскому конструированию

    Конструирование по образцу. Используется подражательная модель, когда дети повторяют все этапы конструирования за воспитателем. Для начала,  воспитатель демонстрирует в медленном темпе и с подробными объяснениями всю последовательность работ, начиная от изготовления деталей конструкции и до финального готового образца. Затем к работе приступают дети, выполняя конструирование самостоятельно и с поправками воспитателя.

    Конструирование по модели. Обычно этот вид применяется уже после конструирования по образцу. Детям демонстрируется готовое изделие, но не сам способ изготовления. Предлагаются инструменты, материалы и творческая задача изготовить нечто подобное самостоятельно. Например, можно предложить воспитанникам самостоятельно сделать модель машинки из бумаги.

    Конструирование по условиям. При этой форме работы детям описываются некие характеристики объекта, но наглядная модель не приводится. Например, дошкольники построили домик из строительного конструктора, и воспитатель предлагает построить теперь гараж по соседству с этим домиком. Задаются условия: подъездная дорожка, большие ворота, площадь для размещения игрушечной машинки. Дети могут решить самостоятельно, как будет выглядеть объект, но они должны обязательно выполнить заданные воспитателем требования к строению.

Конструирование по чертежам и наглядным схемам. В этом случае конструирование объекта идёт по определённому рисунку с устными пояснениями воспитателя. Эта форма приучает детей понимать, что на плоском изображении лежит отражение объёмного объекта, учит читать изображения и понимать соотношения объектов (масштаб, пропорции и т. д.). В процессе работы с большой вероятностью могут возникнуть затруднения, связанные с пространственным ориентированием и сложностью этой формы конструирования, поэтому начинать следует с простых изображений, заранее подготовленных несложных шаблонов, попутно разъясняя детям новые геометрические понятия и взаимосвязи.  

Конструирование по замыслу. Эта форма требует понимания абстрактных понятий, свойств и функционального назначения объектов. На этапе работы с этой формой конструирования дети переходят на уровень самостоятельного моделирования объектов. Перед ними стоит задача: не повторить показанный объект, а задумать иной и воплотить свой замысел. Например, самостоятельно придумать объект любого назначения и выполнить его из доступных материалов.

 Деловая игра

Задание1. «Теория»

Ведущий: Выделите основные задачи и приемы конструирования по возрастам, используя памятки-загадки.  Выберите соответствующую карточку своей возрастной группы

 Младшая группа: сооружение постройки воспитателем с показом детям всех приемов конструирования и последовательности совместная деятельность с педагогом.

Средняя группа: показ сооружения постройки, самостоятельная работа ребенка по образцу воспитателя, предоставление возможности выбора в материалах, в количестве его.

Старшая группа: образец воспитателя примерный, ставятся несложные конструкторские задачи. Показываются отдельные приемы, и постройка не завершается.

Подготовительная к школе группа: опора на опыт ребенка. Даются тема и условие. Конструирование по фото.

Задание 2. «Счастливый билет»

Ведущий: «У меня есть 4 счастливых билета. Каждая команда выбирает себе по 1 билету и готовится к ответам по этим билетам».

Билет № 1.

Что можно отнести к плоскостному конструированию?

(Танграм, разрезные картинки, мозаика, пазлы)

Билет № 2.

Введение в конструирование начинаем со сравнения плоскостных и объёмных фигур. Каким приемом сравниваются плоскостные и объёмные фигуры, покажите?

(Проглаживание фигуры ладонью. Педагог говорит: «Погладим фигуру (называет фигуру) ладонью. Ладонь согнута или она выпрямлена?» Прием используется при обследовании как плоских, так и объемных геометрических фигур и дает возможность руке прочувствовать объем (ладонь согнута) или плоскостность фигуры (ладонь выпрямлена).

Сжимание фигуры в ладони или ладонях, попытка ее спрятать. Воспитатель говорит: «Ладонь согнута или она выпрямлена?» Спрятать плоскую фигуру можно, просто прижав, выпрямленные ладони друг к другу, что невозможно сделать, если фигура объемная. Объемную фигуру можно спрятать, только сжав согнутые ладони. Прием позволяет прочувствовать объем или плоскостность геометрической фигуры.

Билет № 3.

Назовите детали конструирования, входящие в деревянные строительные наборы.

(РЕКОМЕНДУЕТСЯ НАЗЫВАТЬ СТРОИТЕЛЬНЫЕ ДЕТАЛИ ПРАВИЛЬНО, (пластина, куб, параллелепипед, полукубы, призмы трехгранные, конусы, цилиндры, брусочки, арки).

Билет №4. Сразу ответ. Какие воспитательные задачи реализуются в конструктивной деятельности?

(Воспитание аккуратности, эстетического вкуса, умение доводить начатую постройку до конца.)

Задание 3. «Назови правильно»

Первая задача, которая ставится при проведении конструирования из строительного материала, это знакомство с названиями строительных деталей. Каждой команде дается набор строительных деталей. Надо выставить и назвать детали в соответствии с программными требованиями определенной возрастной группы.

 Младшая группа - на стол выставляется куб, параллелепипед, призма.

Средняя группа - куб, низкий и широкий параллелепипеды, низкая и высокая призмы.

Старшая группа - добавляется конус, цилиндр.

Подготовительная группа - добавляется полукуб, арка.

Задание 4. Придумай свою историю.

Предложить наборы конструктора и пластины. Дать задание: несколько слов. Нужно придумать и построить с этими словами историю. Например: слова (рыба, велосипед, лето). Участники моделируют историю с этими словами.

У первой группы слова, (кот, мост, страх).

У второй группы другая история, слова (папа, стол, радость);

У третьей группы еще одна история, слова (собака, будка, мороз);

У четвёртой группы еще одна история, слова (осень, зонт, Алёнка).

Рефлексия

"Рефлексивная мишень"

На листе бумаги формата ватманского листа рисуется мишень, которая делится на четыре (можно и больше, меньше) сектора.

1 - сектор синего цвета – оценка образовательной деятельности, 2 - сектор оранжевый цвет – оценка теоретической части, 3 – сектор зелёного цвета,  оценка практикума «Знаток», 4 сектор – оценка ничего не интересно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Основные принципы организации занятий по физической культуре с детьми дошкольного возраста, с ограниченными возможностями здоровья.

С 1 января 2014 года введен в действие Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО). ФГОС ДО разработан на основе Конституции Российской Федерации и законодат...

Консультация с элементами практикума "Организация и проведение режимных моментов с детьми дошкольного возраста"

Изложенный в консультации материал поможет начинающим воспитателям правильно организовать и провести режимные моменты.  Представлен материал для речевого сопровождения (стихи, потешки, песенки)....

«Организация занятий по творческому конструированию из бросового материала с детьми старшего дошкольного возраста»

Проблемы загрязнения окружающей среды, разумного потребления и использования резервов, утилизации отходов становятся все более острыми для современной цивилизации. Согласно подсчетам американских иссл...

Семинар-практикум на тему: «Формирование творческой индивидуальности у детей дошкольного возраста в ДОО в соответствии ФГОС ДО. Доклад вопроса «Развитие творческой индивидуальности у детей дошкольного возраста ДОУ в соответствии с ФГОС» Труфановой Е.И.

Семинар-практикум на тему: «Формирование творческой индивидуальности у детей дошкольного возраста в ДОО в соответствии ФГОС ДО.  Доклад вопроса «Развитие творческой индивидуальности у...

Консультация для педагогов: "Организация нестандартных занятий по конструированию с детьми дошкольного возраста"

Конструирование как излюбленный детьми вид деятельности не только увлекательное, но и весьма полезное занятие, которое теснейшим образом связано с чувственным и интеллектуальным развитием ре...

Организация работы с родителями по вопросам развития творческого конструирования у детей дошкольного возраста через конструктивно — модельную деятельность.

Организация работы с родителями по вопросам развития творческого конструирования у детей дошкольного возраста через конструктивно — модельную деятельность....