Организация и планирование оздоровительной работы с детьми дошкольного возраста (творческий отчет)
материал (средняя группа)

Чурина Оксана Ивановна

Творческий отчет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tvorcheskiy_otchet.docx663.06 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образования

Администрации города Киселевска

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад №13

Организация и планирование оздоровительной работы

с детьми дошкольного возраста

(Творческий отчет)

О.И.Чуриной

        

Киселевск 2017

Содержание

  1. Актуальность …………………………………………          стр1
  2. Задачи .............................................................................        стр. 4
  3. Принципы работы …………………………………              стр5
  4. Направления работы с детьми ………………………        стр.6
  5. Мероприятия по реализации основных направлений           стр.7
  6. Педагогические подходы к формирования        нравственного здоровья …………………………………………………                  стр.17           

        

  1. Развивающая двигательно-оздоровительная среда           стр.22
  2.  Взаимодействие семьи и педагога в формировании

здоровья ребенка ………………………………………...            стр. 25

  1. Заключение         …………………………………………                 стр33
  2. Литература …………………………………………              стр.35
  3. Приложения  ………………………………………                  стр.36

Актуальность

В настоящее время проблемы здоровья и подготовки детей к школе стали особенно актуальными в связи с устойчивой тенденцией ухудшения здоровья детей и подростов.

Одной из основных задач, стоящих перед коллективом, является воспитание здорового подрастающего поколения. За последние годы состояние здоровья детей постоянно ухудшается.

Это вызвано рядом факторов:

  • дискомфортные условия для проживания человека во многих регионах. Быстрое истощение резервных возможностей организма зимой, резкие перепады атмосферного давления, температуры, высокая влажность воздуха и т.д.;
  • ухудшение экологической обстановки, некачественная вода, химические добавки в продуктах питания, возрастающее игры, длительное пребывание перед телевизором, светомерцающее, электроннолучевое, «метало - звуковое» облучение детей (компьютерные просмотр видеофильмов, постоянно звучащая рок- музыка и т.д.);
  • значительное ограничение двигательной активности;
  • социальная напряженность в обществе;
  • в детских садах используется большое количество инновационных технологий, вариативных и дополнительных программ;
  • увеличение объема познавательной информации у детей, в связи с этим уплотняется сетка учебных занятий и растет доля умственной нагрузки в режиме дня.

Вследствие этого нередко наблюдается переутомление детей, снижение их функциональных возможностей, что отрицательно влияет не только на состояние здоровья дошкольников, но и на перспективы их дальнейшего развития.

Анализ заболеваемости детей МДОУ показал достаточно высокий уровень хронических заболеваний, нарушения осанки и сколиоза, а также простудных респираторных заболеваний.

Все это вызвало потребность углубленно заняться оздоровлением детей. Проанализировав современные программы, реализующие идеи концепции о сохранении здоровья ребенка, такие как, «Основы безопасности детей дошкольного возраста» (Р.Стеркиной), «Я - Человек» (С.Козловой), «Здравствуй!» (М.Лазарева),   российско-американская        программа «Познай себя», обоснованные оздоровительные методики, адаптированные к возрасту детей: дыхательная гимнастика А. Стрельниковой, К. Бутейко, психогимнастические этюды М. Чистяковой. Мы пришли к выводу, что все они имеют несомненные достоинства, богаты оригинальными идеями построения педагогической работы, однако не охватывают в полной мере все стороны жизнедеятельности ребенка в детском саду. Поэтому и возникла потребность разработки системы работы совместно с медицинским персоналом и инструктором физической культуры по оздоровлению детей дошкольного возраста.

Мероприятия по реализации основных направлений

Оздоровительно – профилактическое

  • Контроль за осанкой, дыханием на занятиях с повышенной двигательной нагрузкой
  • Подбор мебели в соответствии с ростом детей
  • Экстракт элеутерококка
  • Смазывание слизистой носа оксалиновой мазью
  • Витаминотерапия
  • Сбалансированное питание
  • Вакцинация против гриппа
  • Луковая и чесночная закуски
  • Аромамедальоны (чеснок)
  • Массаж грудной клетки (с часто болеющими детьми)
  • Физиотерапия (УФО, тубус- кварц)

Физкультурно - оздоровительное

Занятия всех типов (традиционные, тренировочные, занятия- соревнования, занятия- зачеты, самостоятельные, сюжетные, интегрированные с другими видами деятельности)

  • Утренняя гимнастика
  • Гимнастика после сна
  • Физкультурные паузы и минутки
  • Пальчиковая гимнастика
  • Гимнастика для глаз
  • Оздоровительный бет
  • Музыкально – ритмические занятия

  • Активный отдых (дни здоровья; спортивные развлечения, праздники, досуги; каникул; игры- забавы)
  • Соблюдение двигательного режима и режима дня
  • Организация спортивной секции «Малыши- крепыши»

Закаливающие мероприятия

  • Воздухом (утренний прием на свежем воздухе; утренняя гимнастика; воздушные ванны - проветривание; прогулки; одежда, соответствующая температурному режиму; дыхательная гимнастика)
  • Водой (полоскание полости рта водой комнатной температуры)
  • Хождение по соляным дорожкам
  • Хождение босиком
  • Сон при открытых фрамугах и т. д.

При организации закаливания соблюдаем следующие требования:

  • провожу комплексную оценку здоровья ребенка;
  • определяют тип и дозировку закаливания;
  • выбирают методы;
  • корректируют совместные действия с родителями по выбору средств и методов закаливания.

Учитываются противопоказания к закаливанию детского организма:

  • менее пяти дней после выздоровления или профилактической прививки;
  • менее двух недель после обострения хронического заболевания;
  • высокая температура в вечерние часы;
  • отсутствие полного контакта и сотрудничества с семьей;
  • протест и страх ребенка;
  • температура окружающего воздуха ниже нормы.

Работа по закаливанию детского организма строится с учетом принципов - постепенное расширение зоны воздействия и увеличение времени проведения процедуры.

К закаливанию часто болеющих, ослабленных детей подходим очень осторожно:

  • наблюдаем за ответными реакциями,
  • постоянно консультируются педагоги с педиатром.

Ни в коем случае не лишаем ослабленного ребенка закаливающих мероприятий, так как именно ему оно необходимо для укрепления здоровья.

Таким образом, организованная система закаливания в учреждении позволяет добиваться положительных результатов в работе с детьми:

  • поддерживается температурный режим в каждой возрастной группе;
  • нормализуются поведенческие реакции ребенка;
  • ежегодно снижаются инфекционно- воспалительные заболевания;
  • улучшаются показатели физического развития;
  • повышается уровень физической подготовленности.

Воспитательно- образовательное

  • Создание оптимальных  условий воспитательно - образовательного процесса
  • Оптимальное расписание учебных занятий с учетом возрастных особенностей детей и требований СанПиНа
  • Модель подвижного урока с разной оздоровительной направленностью
  • Гигиенические условия в группах, способствующие нормам и требованиям

  • Использование оздоровительных технологий на занятиях
  • Пальчиковая и артикуляционная гимнастика
  • Дыхательная и звуковая гимнастика по Стрельниковой
  • Подвижные игры по Страковской
  • Психогимнастика по методике Чистяковой
  • Хождение по «дорожке здоровья» с использованием массажеров
  • Занятия по ЗОЖ, ОБЖ
  • Игры, упражнения, занятия, направленные на формирование нравственного здоровья детей Л.В. Кузнецовой, М.А.Панфиловой («Экран настроений «), методика «Утреннее приветствие» «Доска желаний», «Минутки вхождения в день» и др.)
  • Тренинги для профилактики глазодвигательных мышц.

Воспитательно - образовательный процесс в группе организован с учетом

условий:

1. Целесообразное распределение в режиме дня дошкольника разных видов деятельности:

учебной, игровой, трудовой, а также их чередование с отдыхом и самостоятельными занятиями, что способствует предупреждению переутомления детей.

2. Содержание образовательной работы при организации вариативных форм дошкольного учреждения охватывает разные сферы детской деятельности, обеспечивает интеграцию предметных областей знаний,

формирование базовой культуры личности. Это позволяет ребенку в дальнейшем успешно овладеть теоретическими знаниями и прикладными умениями в начальном звене, формировать потребность в организации личного досуга.

3.  Для полноценного психофизического развития детей - наличие, создание благоприятного эмоционального психологического климата в общении с окружающими.

Это зависит от того, насколько правильно воспитатель строит педагогический процесс, выполняет все режимные моменты, регулирует взаимоотношения в детском коллективе. Профессионализм педагога заключается и в умении общаться с детьми, устанавливать доброжелательные отношения между ними в совместной деятельности, не допускать конфликтных ситуаций, и в готовности своевременно оказать помощь ребенку.

4.  Наиболее заметное влияние на функциональное состояние организма дошкольника оказывают учебные занятия.

Этот вид деятельности требует от ребенка определенных усилий, ограничения двигательной активности, напряжения позы, устойчивости внимания.

5. Принципы и формы организации педагогического процесса

В соответствии со спецификой работы дошкольного учреждения наиболее актуальными являются в построении образовательного процесса следующие принципы.

Наиболее заметное влияние на функциональное состояние организма дошкольника оказывают учебные занятия, которые требуют от них определенных усилий, ограничения двигательной активности, напряжения позы, устойчивости внимания.

В связи с этим в организации образовательного процесса мы придерживаемся следующих положений:

  •  педагогический процесс организован на основе баланса свободной самостоятельной деятельности детей и совместной деятельности взрослого с детьми;
  •  педагог привлекает детей к занятиям без психологического принуждения, опираясь на их интерес к содержанию и форме деятельности, занимая позицию заинтересованного партнера - участника;

  •  реализация дифференцированного подхода по нескольким направлениям:
  • организация многоуровневой функциональной среды свободной самостоятельной деятельности детей (обеспечение самореализации детей с разным уровнем развития);
  • гибкий охват детей (пары, подгруппы, вся группа, индивидуально)
  • формами и содержанием деятельности, соответствующими их интересам и возможностям.

Содержание образовательного процесса в группе основывается на результатах углубленной психолого-педагогической диагностики уровня развития детей. Учитываются индивидуальные особенности воспитанников: возраст и уровень психофизического развитая. Одним из основных способов оптимизации обучения является комплексное планирование с конкретизацией задач образования и развития личности ребенка. Такой подход мы реализуем через структурные компоненты - блоки, для каждого из которых характерна своя специфическая деятельность;

  • специально организованная деятельность;
  • совместная деятельность со взрослым;
  • самостоятельная деятельность с детей.

Организованный таким образом педагогический процесс позволяет объединить в рамках каждого блока деятельность конкретных специалистов (музыкальных руководителей, педагога-психолога, инструктора по физической культуре, воспитателей) и подчинить их работу общим целям и задачам.

Активно используются подгрупповые формы работы с детьми.

Образовательный процесс планируется с учетом подбора и сочетания различных видов деятельности и форм их организации, которые обеспечивают все направления развития и создают целостный образ жизни детей (несколько часов дня, заполненных привлекательными делами в группе сверстников, куда ребенок включается по интересам, а не по психологическому принуждению).

В настоящее время утверждаются новые подходы к формированию физической культуры как общества в целом, так и отдельной личности на основе трёх основных направлений:

  1. Социально-психологического, направленного на формирование потребности к освоению ценностей физической культуры, чтобы ребёнок хотел этим заниматься, получал удовольствие от занятий, для этого используем игровые методы и приёмы, яркое нестандартное оборудование, привлекающее глаз ребёнка.

В результате дети с удовольствием ходят на физкультурные занятия, развивают движения самостоятельно в группе и на прогулке.

  1. Интеллектуального, предполагающего получение комплекса теоретических знаний, дети получают знания по формированию здорового образа жизни в доступной форме. С этой целью в своей работе используем пальчиковый массаж, дети, массируя пальцы, познают, который из них улучшает работу головного мозга, помогает кишечнику и т.д. Такие знания помогают нашим детям самостоятельно и эффективно решать задачи, связанные со здоровым образом жизни, оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи.
  2.  Двигательного развитие физических качеств, двигательных умений и навыков, а также использование физического потенциала. Тело для растущего человека особая реальность, которой ему предстоит овладеть. Педагогический процесс идет так, чтобы мир телесных движений открывался детям в качестве особой, «необыденной» действительности, как специфическая «культура», к которой им ещё только предстоит приобщиться.

Сегодня мы хотим сказать о тех нетрадиционных формах и методах работы с детьми, которые дали наиболее положительные результаты.

Всякое воздействие водой как закаливающая процедура, снимает психологическое напряжение и придаёт детскому организму дополнительный тонус, комфорт.

Занятия наполняются нетрадиционным содержанием, где дети раскрывают свой образ через музыкально - ритмический комплекс, способствующий распределению нагрузки на все группы мышц, дающий возможность перевоплощаться.

Педагогические подходы к формированию нравственного здоровья детей дошкольного возраста

Под нравственным развитием понимаю формирование у детей «нравственной шкалы отношений», с помощью которой он может «измерить» свои и чужие поступки с общечеловеческих позиций добра и зла и не только оценить, но и подчинить свое поведение нравственным нормам.

Главными двигателями нормативного поведения становятся не мотивы, осознанные на страхе наказания или получения положительного подкрепления, а мотивы бескорыстного доброжелательного отношения к другому, эмпатия, ценность совместной деятельности.

Ведущей, наиболее привлекательной деятельностью в дошкольном возрасте является игра, поэтому работа строится на основе игровых упражнений, направленных, в первую очередь, на обеспечение психологически комфортного пребывания ребенка в дошкольном учреждении.

Основные направления в работе с детьми

  • Целостная и мотивационная деятельность как основа всей жизни ребенка в детском саду.

  • Профилактика и психогигиеническая коррекция негативных эмоциональных состояний детей: тревожности, беспокойства, агрессивности,

  • Целенаправленная работа по развитию и закреплению нравственных представлений и навыков.

  • Насыщение нравственным содержанием занятий по основным разделам программы (работа над эмоциями по ознакомлению с искусством, музыкальные игры, занятия по ознакомлению с окружающим).

  • Работа с семьей по выработке единых требований и методов воспитания.        

Использование работы с детьми позволяет:

  • повысить культуру межличностного взаимодействия детей в группе и в семье;
  • повысить общую социальную зрелость детей, снизить их агрессивность, воспитать способы эффективного взаимодействия с людьми;
  • овладеть навыками регуляции своей импульсивности и агрессивности, что существенно повышает возможности социальной адаптации детей в обществе и является эффективной профилактикой дезадаптации форм поведения в старшем дошкольном возрасте.

Работа направлена

  • на формирование эмоциональной децентрации, под которой понимается способность к восприятию и учету состояний, желаний и интересов других людей;
  • развитие осознанного, ответственного отношения к режимным моментам;
  • развитие самостоятельности и сотрудничества;
  • повышение саморегуляции и самоконтроля;
  • повышение общего эмоционального фонда и улучшение психологического климате в группе.

Используем в работе с детьми занятия, игры и упражнения, направленные на формирование нравственного здоровья

Ритуалы в жизни на занятиях

Минутки вхождения в день (3-5 лет)

Цель: способствовать психическому и личностному росту ребенка; помогать детям адаптироваться к условиям детского сада;

развивать навыки социального поведения; способствовать повышению уверенности в себе и развитию самостоятельности.

Утреннее приветствие

«Коврик- неделька»

«Кубики- неделька»

Цель: закрепить знание названий частей суток; умение детей свободно ориентироваться в режимных моментах детского сада; закрепить названия основных и дополнительных цветов; навыки планирования своей деятельности.

Утреннее приветствие

Проводится ежедневно в группе в начале дня. Проводится 5-10 минут.

Коврик- неделька (для младшего возраста)

Оборудование: мольберт, игрушка «Би-ба-бо», зайчик, картинная основа и полоски к ней синего, зеленого, желтого, красного. Белого цвета, конверт с картинками, изображающими деятельность детей в течение дня; картинки с изображением спящего и проснувшегося солнца.

Сонные игрушки

«Сонные игрушки для mpeвожных детей»

Цель: снижение тревоги, агрессии и общей невротичности в период адаптации ребенка в детском саду; создание положительной мотивации на режимный момент сна: улучшение эмоционального фона и развитие чувств уверенности.

Занятие

Ознакомление с «Кубиками» (5-6 лет)

Цель: закрепить знания детой о режимных моментах группы; о последовательности дней недели; Развивать речь и память; научить детей структурировать время.

Самомассаж и взаимомассаж (3-7лет)

Массаж тела. Точечный массаж рук и тела

 Цель: Учить детей навыкам самомассажа;

развивать навыки коллективной работы; закреплять значение частей тела; упражнять в умении разогревать свое тело.

Счастье- это когда тебя понимают (4-7лет)

«Доска настроения», « Доска желаний»

Цель: Определить эмоциональное состояния каждого ребенка, выделяя детей, которым необходима эмоциональная поддержка;

Выделить причины положительного и отрицательного эмоционального состояния и спланировать работу по устранению отрицательного воздействия как в семье, так и в дошкольном учреждении

Дневник дошкольника (4-7 лem)

Дневник  моей жизни

Цель: Описание темы из жизни ребенка, которые фактически не изменяются во времени, а именно:

  • «Это я»,
  • «Моя семья»,
  • «Домашний любимец»,
  • «Дом, в котором я живу»,
  • «Мои друзья»,
  • «Моя неделя»
  • «Мой день рождения»,
  • «Когда я была (был) маленькой».

Индивидуальная форма работы с дневником (5-1 лет)

Цель: Рассказ ребенка сопровождается рисунком, фотографией и записывается воспитателем.

Страницы:

  • «Моя неделя»,
  • «Мой день рождения»,
  • «Времена года»,
  • «Мой рост и вес»,
  • «Моя мечта»,
  • «Чего я боюсь»,
  • «Достижения».

Коробочка добрых дел (3-7 лет)

Цель: научить чуткому, доброжелательному отношению к товарищам; побудить детей к нравственным поступкам; воспитать чувства уважения к людям: доброжелательность, желание совершенствовать добрые поступки.

Групповая форма работы (5-7лет)

«Клуб обсуждений»:

«Хорошо, когда рядом друг» «Ребенок- ребенок» (3-7лет)

Цель: Создание положительного макроклимата в группе, обучение детей новым формам коллективного общения.

Развивающая двигательно - оздоровительная среда

Здоровьесберегающая среда собой представляет как комплекс социально гигиенических, психолого - педагогических, морально-этических, экологических, физкультурно-оздоровительных и образовательных системных мер.

Характеристика здоровьесберегающей среды в группе:

  • морально-психологический климат;
  • экологию и гигиену;
  • современный дизайн;
  • рациональный режим жизни, труда и отдыха;
  • современные образовательные программы, методики и технологии.

В качестве ведущих направлений создания и совершенствования

здоровьесберегающей среды являются:

  • выполнение санитарно - эпидемиологических требований с целью оптимизации условий развития и благополучия ребенка;
  • создания «домашних уголков»;
  • создание в групповых помещениях условий для необходимого баланса совместной и индивидуальной деятельности воспитанников, в том числе организации «уголков уединения»;
  • оборудование участка, позволяющее организовать разнообразные формы педагогической работы с детьми и разных видов активности детей;
  • в каждой возрастной группе созданы центры для самостоятельного активного целенаправленного действия во всех видах деятельности: игровой, изобразительной, художественно- речевой, театрализованной и т.д.;
  • созданы условия для коррекционно- развивающей работы с детьми с нарушением зрения и речи.

Для организация воспитательно-образовательного процесса в

 дошкольном учреждении имеются:

Музыкальный, спортивный и тренажерный залы, методический кабинет. Групповые комнаты при организации предметно- пространственной среды отличаются своей функциональностью, доступностью материалов и пособий, многоуровневостью (обеспечивающей самореализацию детей с разным уровнем развития). В каждой возрастной группе созданы условия для самостоятельного активного и целенаправленного действия детей во всех видах деятельности, которые размещаются и содержат разнообразные материалы для развивающих игр и занятий. Организация и размещение предметов развивающей среды осуществлены педагогами национально, логично и удобно для детей, отвечают возрастным особенностям и потребностям детей.

Для организация оздоровительно- профилактической и коррекционной работы оснащены и оборудованы кабинеты:

учителя- дефектолога, учителя- логопеда, педагога - психолога, медицинский, ортоптический, изолятор и ряд служебных помещений. Лечебно- профилактический блок, оборудованный необходимой аппаратурой; кабинет «Крепыш» (физиопроцедуры, массаж, витаминно- терапия).

Содержание предметно - развивающей среды соответствует интересам мальчиков и девочек, периодически изменяется, варьируется, постоянно обогащается с ориентацией на поддержание интереса детей, на обеспечение «зоны ближайшего развития», на неисчерпаемую информативность и индивидуальные возможностей детей. В группах для свободного пользования и индивидуальной работы детьми созданы физкультурные уголки с набором нестандартного оборудования. Кажется, все условия созданы. Но мы стремились обогатить среду элементами, стимулирующими познавательную, двигательную, эмоциональную активность детей. Таким образом, скорректировали предметно - развивающую среду в группах для оздоровительного и образовательного маршрута. Удачно использовали приемы условного и стационарного разделения зон. Хорошо обыграны комнатные растения, ритм открытых и закрытых секций мебели, цветное разнообразие внутренних и лицевых окрасок шкафов, перегородки в виде ширм и др. В групповых помещениях юзданы трехмерные пространства, которые, с одной стороны, значительно обогащают набор движений, которые при перемещениях совершает ребенок, и работают на развитие его ловкости и координации движений, с другой стимулируют детскую игровую и фантазийную жизнь.

Взаимодействие семьи и педагога в формировании здоровья

ребенка - дошкольника.

Организация взаимодействия педагогов и родителей является одной из важных задач, стоящих перед нами.

Миссией группы является включение родителей в учебно-воспитательный процесс как равноправных и равноответственных партнеров.

Совместная работа с семьей строится на следующих положениях, определяющих содержание организацию и методику:

  • Единство, т.е. цели и задачи воспитания здорового ребенка хорошо понятны не только воспитателям, но и родителям, поэтому мы знакомим их с содержанием, методиками и приемами образовательной и физкультурно-оздоровительной работы, используем лучший опыт семейного воспитания.
  • Системность и последовательность работы (организована с учетом конкретного плана) в течение учебного года и всего периода пребывания ребенка в дошкольном учреждении.
  • Индивидуальный подход к каждому ребенку и каждой семье на основе учета их интересов и способностей.
  • Взаимное доверие и взаимопомощь педагога и родителей на основе доброжелательной критики и самокритики. Укрепление авторитета педагога в семье, а родителей - в детском саду.

Выявлены трудности е организации совместной работы с семьей, причинами которых, по мнению педагогов являются:

  • недостаточно высокий вровень психолого- педагогической культуры родителей;
  • недостаточная компетентность некоторых педагогов;
  • неполная информированность воспитателей в вопросах здоровьесбережения дома ив детском саду;
  • стремление воспитателей избежать «живого» общения, подменить его анкетированием, информационными стендами.

Создание благоприятных условий в детском саду имеет большое значение для воспитания здорового ребенка, однако, такие же условия должны быть созданы и в семье.

Сухомлинский писал: «Забота о здоровье невозможна без постоянной связи с семьей».

Анкетный опрос родителей группы выявил:

  • Отсутствие системы закаливающих процедур;
  • Нарушение режима дня в выходные и праздничные дни;
  • Время препровождения у телевизора до 1,5-2 часов;
  • Лишение активной деятельности и недостаточного пребывания на свежем воздухе и т.д

Все это не может не сказаться отрицательно на состоянии здоровья детей, умственном и физическом развитии, снижении работоспособности, возникновении невротических  реакций.

Как выяснилось по анкетам, подавляющее большинство родителей основное внимание уделяют умственному и эстетическому воспитанию, обучая детей чтению, иностранному языку, рисованию, музыке. Всего 10% используют средства физического воспитания.

Поэтому, организуя сотрудничество с семьей по воспитанию здорового ребенка и понимая тесную взаимосвязь данной работы, особое внимание мы уделяем постоянному совершенствованию педагогического мастерства, поиску новых подходов к физическому развитию детей, базирующих на многофакторном анализе внешних воздействий мониторинге состояния каждого ребенка, учете и использовании особенностей его организма, индивидуализации профилактических мероприятия.

Основные направление сотрудничества дошкольного учреждения с семьей

  1. Создание благоприятных условий для повышения педагогической и психологической грамотности родителей в воспитании, развитии и обучении детей;
  2. Совершенствование уровня включения родителей в деятельность ДОУ;
  3. Создание благоприятных условий для привлечения родителей к планированию и организации деятельности учреждения.

Совместная работа с семьей строится на следующих основных положениях, определяющих ее содержание, организацию и методику

  1. Единство, достигается в том случае, если цели и задачи воспитания здорового ребенка хорошо понятны не только воспитателям, но и родителям, и когда семья знакомы с основным содержанием, методами и приемами физкультурно-оздоровительной, коррекционнореабилитационной, профилактической и воспитательно - образовательной работой в детском саду.
  2. Систематичность и последовательность работы (в соответствии с конкретным планом) в течение всего года и всего периода пребывания ребенка в детском саду.
  3. Индивидуальный подход к каждому ребенку и каждой семье на основе их интересов и способностей
  4. Взаимное доверие и взаимопонимание педагогов и родителей, на основе доброжелательной критики и самокритики. Укрепление авторитете педагога в семье, а родителей - в дошкольном учреждении.

В соответствии с этими положениями система работы с семьей включает:

  • Ознакомление родителей с результатами диагностики состояния здоровья ребенка и его психомоторного развития;
  • Участие в составлении индивидуальных планов, программ оздоровления детей;
  • Целенаправленную        санпросветработу,        пропагандирующую
  • общегигиенические требования, необходимость рационального режима и полноценного сбалансированного питания, закаливания, воздушного оптимального и температурного режима и т.д.;
  • Ознакомление родителей с содержанием физкультурно- оздоровительной работы в учреждении, направленной на физическое, психическое и социальное развитие ребенка;
  • Обучение конкретным приемам и методам оздоровления (дыхательной гимнастике, самомассажу, разнообразным видам закаливания и т.д.);
  • Ознакомление с лечебно- профилактическими мероприятиями, проводимыми в ДОУ, обучение отдельным нетрадиционным методам оздоровления детского организма (фототерапии, ароматерапии и т.д.).

Изучение состояния данных проблем показывает, что в дошкольном учреждении идет активный поиск и внедрение таких форм взаимодействия семьями, которые позволяет достигнуть реального сотрудничества:

  • учет социального запрета (интересов, нужд, потребностей) родителей в планировании работы учреждения;
  • социологический анализ контингента семей воспитанников (получение данных о составе семьи, образовании родителей и т.д.);
  • использование разнообразных форм работы с семьей (индивидуальных, коллективных, наглядно- информационных), поиск и внедрение новых нетрадиционных форм работы с семьей;
  • стремление к диалогу при организации работы с родителями;
  • «открытость» дошкольного учреждения для родителей;
  • систематическая организация активной методической работы по повышению профессиональной компетентности педагогического персонала в области взаимодействия с семьей и др.
  • практикумы,
  • деловые игры и тренинги с прослушиванием магнитофонных записей бесед с детьми, разбором проблемных ситуаций по видеосъемкам, решением педагогических кроссвордов и т.д.;
  • «Дни открытых дверей» с просмотром и проведением разнообразных занятий в физкультурном зале, на мини- стадионе, закаливающих и лечебных процедур;
  • совместные физкультурные досуги и праздники;
  • работа клуба «Здоровая семья»;
  • тематические выставки и т.д.;
  • «Разговор при свечах».
  • «День добрых дел»;
  • выпуск газеты «Расти здоровым», которая включает такие традиционные рубрики (« Тема дня», «Ищем выход»», «Вместе не стоим на месте», «Правильное воспитание и советы педагога»;
  • «Тематические рюкзачок»

Планировать работу с родителями невозможно без наличия информационных данных о семьях воспитанников. Ежегодно мы проводим мониторинговое исследование, целью которого является выяснение образовательного уровня родителей, возрастного цени, количества детей в семье, количества полных и неполных семей.

Заключение

Полученные результаты свидетельствуют о положительном влиянии и целесообразности разработанной системы оздоровления применительно к детскому саду комбинированного вида.

Анализ активности детей на занятиях показал, что она возросла на 18%, у 19% детей с недостаточной работоспособностью повысился интерес к занятиям, половина из них стала работать на занятиях, отвечать на вопросы, выполнять задания и т.п.

В процессе физкультурных занятий при четкой и правильной их организации не было выявлено значительного снижения работоспособности и повышения утомляемости детей. В конце учебного года произошли некоторые положительные изменения в количественном составе групп с разным уровнем развития работоспособности: один ребенок перешел со среднего на уровень выше среднего, один — с низкого на уровень ниже среднего. Оба ребенка превысили свои показатели почти в 2 раза, соответственно на 98 и 91%, но, несмотря на этот прирост, вce таки их показатели самые низкие по сравнению со всей группой из-за того, что дети периодически пропускали занятия по болезни.

Организация каникулярного отдыха особенно положительно повлияла на функционально«; состояние детей: до зимних каникул снижение дневной динамики КП составляло 38%, а после каникул — 5%; до весенних каникул снижение работоспособности к концу дня составляло 15%, после каникул — 3%, т.е. почти в 4—5 раз улучшалось функциональное состояние детей в течение дня. В подготовительной группе после зимних каникул сдвиги в динамике работоспособности были менее выражены, но после весенних каникул отмечено даже повышение КП в течение дня на 12%.

Наряду с внедрением комплекса здоровьесберегающих воздействий в воспитательно-образовательный процесс проводилась система оздоровления детей, которая включала лечебно-профилактическую (массаж, фитотерапия, витаминопрофилакгика, физиолечение, зaкaливaющиe мероприятия и др.) и физкультурно-оздоровительную работу. Все это позволило добиться положительных результатов по укреплению здоровья детей и снижению заболеваемости. Так, на начало года число часто болеющих детей составляло 20%, к концу года их число уменьшилось на 5 человек. Процент простудных заболеваний снизился на 2%.

Литература

  1. Александрова А.К. Оздоровительная работа в ДОУ по программе «Остров здоровья» [Текст] А.К. Александрова. М.: Учитель, 2006 - 151 с.

  1. Актуальные проблемы современного детства [Текст]; сб. науч. пр. Вып. 2 /Под общ. Ред. Е.М. Рыбинского. - Изд-во РДФ НИИ детства, 1993- 120с.
  2. Оздоровление детей в условиях детского сада [Текст]; /Под. ред. Л.В.Кочетковой. - М.; ТЦ Сфера, 2005- 56с.

  1. Доскин В.А. Растем здоровыми [Текст]; пособие для воспитателей, родителей и инструкторов физкультуры,. М.: Просвещение, 2002-51с.

  1. Здоровый дошкольник [Текст]; социально- оздоровительная технология XXI века /Под. ред. Ю.Е. Антонова, М.Н.Кузнецовой, Т.Ф.Саулиной. -М: Аркти, 2000- 35с.

  1. Организация жизни детей в дошкольных учреждениях (методологический аспект) [Текст]; методические рекомендации для работников ДОУ /Под. ред. Л.А.Паромонова, Т.Л. Богиной, Т.Н.Алиевой. - М.: Центр инноваций в педагогике, 1997

  1. Чупаха И.В., Пужаева Е.З., Соколова И.Ю. Здоровьесберегающие технологии в образовательно-воспитательном процессе [Текст]; И.В.Чупаха, Е.З. Пужаева, И.Ю. Соколова, сб. науч. пр.- Изд. М. Илекса, 2004-4 с.

  1. Яковлева Т.С. Здоровьесберегающие технологии в детском саду [Текст] Т.С. Яковлева. М.: Школьная Пресса, 2006 - 48 с.

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ АКТИВНОГО ОТДЫХА И ДНЕЙ ЗДОРОВЬЯ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ № 63 «ЖУРАВЛИК» НА 2017 - 2018 УЧЕБНЫЙ ГОД

СРОКИ

СОДЕРЖАНИЕ

3-5 лет

СЕНТЯБРЬ

Физкультурный досуг в сочетании с фольклором «Отправляемся в гости»

ОКТЯБРЬ

Подвижные игры, игры-забавы, игры-аттракционы

Спортивное развлечение «Мы растем здоровыми»

НОЯБРЬ

Тематическая прогулка «Здравствуй осень»

ДЕКАБРЬ

Физкультурный досуг:

«Здравствуй зимушка-зима»

«Вот зима, кругом бело» (подвижные и народные игры)

ЯНВАРЬ

Спортивные развлечения:

«Спорт – это сила и здоровье»

ФЕВРАЛЬ

Физкультурные развлечения:

«Мы сильные, смелые, ловкие»

«Скоро подрастем и в Армию пойдем!»

МАРТ

Спортивное состязание «Друзья – соперники»

Физкультурный праздник «Проводы русской зимы» (русские народные игры, аттракционы, забавы)

АПРЕЛЬ

Физкультурный досуг в сочетании с фольклором «В гостях у лесовичка»

Развлечение «На старт!»

МАЙ

Физкультурный праздник

«Мама и я – спортивная семья»

«Весенние забавы»

ИЮНЬ

Праздники:

«День здоровья»

«Лето красное пришло»

Примерный план проведения весенних каникул

Место

проведения

Понедельник

Вторник

Среда

Четверг

Пятница

2-ая

младшая

группа

В гостях у

детей

Колобок

(игры, чтение художественной литературы, инсценировки)

Совместные

игры

младших и старших дошкольников

Досуг

«Всем нам песни петь не лень, мы бы пели целый день»

Игры

(дидактические и подвижные)

Кукольный театр

«Теремок»

День

 рождения

 куклы

Аленушки

День юмора и смеха

(игры, забавы, шутки, танцы, развлечения и т. д.)

Средняя группа

Петрушкины каникулы

День игр

со строительным материалом

Тематический день

«Весна пришла» (прослушивание музыки, рисование на свободную тему).

Досуг

«Концерт для весны»

В гостях у сказки

Организация режима дня, направленная на профилактику утомления и

повышение умственной работоспособности

Режимные

моменты

Содержание работы

Утро

  • индивидуальная работа с детьми,
  • игры и упражнения на развитие внимания, памяти, мышления,
  • утренняя гимнастика с акцентом на использование дыхательных упражнений

Занятия

использование элементов оздоравливающих воздействий:

  • системы двигательных и эмоционально-психологических разгрузок,
  • форм и методов активного обучения,
  • варьирование программного материала и форм его усвоения с учетом работоспособности и развития детей,
  • индивидуально-дифференцированная работа.

Дневная

прогулка

  • работа с детьми по закреплению программного материала,
  • подвижные игры с использованием элементов релаксации и дыхательных упражнений.

Вечернее

время

  • подготовительные игры-занятия,
  • игры и упражнения на развитие психических процессов и мелкой моторики.

Прогулка

  • индивидуальная работа с детьми,
  • игры по профилактике заболеваемости часто болеющих и ослабленных детей.

После

ужина

  • игры и упражнения с элементами психологической разгрузки

Лист здоровья группы

п/п

Ф. И.

ребенка

Дата

рождения

Группа

здоровья

Диагноз

Рекомендации

воспитателю

Рекомендации

родителю

Паспорт здоровья и физического развития

Фамилия, имя ребенка _______________________________________        

Дата рождения        ______________________________________________________________________________________________________________

Группа  ________________________________________________________________________________________________________________________________________                

Адрес    ________________________________________________________________________________________________________________________________________                

Содержание

Динамика здоровья, физического развития и двигательных способностей

Сентябрь

Май

1. Определение уровня привычной двигательной активности

2. Психофизиологические характеристики

3. Физическое развитие

масса

рост

окружность груди

осанка

4. Уровень физической подготовленности

5. Состояние здоровья

основной диагноз

6. Хронические заболевания

7. Заболевания в течении года

8. Стоматологический статус

9. Клиническое обследование

(анализ мочи, крови)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация летней оздоровительной работы с детьми дошкольного возраста.

Воспитание здорового ребёнка – приоритетная задача дошкольной педагогики, особенно в современных условиях. Одним из путей решения этой проблемы является организация работы по воспитанию дошкольников в...

«Организация оздоровительной работы с детьми дошкольного возраста по формированию осанки и профилактике плоскостопия»

Большое значение на  здоровье детей влияет правильная осанка.  Нарушение осанки приводит к ухудшению работы органов и систем растущего организма, особенно сказывается на функциях костно-мыше...

«Организация оздоровительной работы с детьми дошкольного возраста по формированию осанки и профилактике плоскостопия»

Большое значение на  здоровье детей влияет правильная осанка.  Нарушение осанки приводит к ухудшению работы органов и систем растущего организма, особенно сказывается на функциях костно-мыше...

Роль воспитателя в организации воспитательно-оздоровительной работы с детьми дошкольного возраста

Большую часть времени в дошкольном учреждении ребенок находится в группе, поэтому от того насколько грамотно будет построена деятельность воспитателя по организации воспитательно-оздоровительной работ...

Методическая разработка на тему: "Календарно-тематическое планирование летней оздоровительной работы с детьми дошкольного возраста"

Календарно-тематическое планирование летней оздоровительной работы с детьми дошкольного возраста в МБДОУ №1 "Русалочка" на 2016г....

Использование массажных ковриков и дорожек в физкультурно-оздоровительной работе с детьми дошкольного возраста.сажных ковриков и дорожек в физкультурно-оздоровительной работе с детьми дошкольного возраста.

Ходьба по массажным дорожкам – это прекрасное средство тренировки мышц стопы. Ребенок ставит ножку по-разному, при этом по-разному работают различные мышцы, а нервные окончания по...