Взаимодействие ДОУ и учреждении социума как эффективный ресурс реализации программы "С чего начинается Родина?"
статья
Предметом взаимодействия и сотрудничества является ребёнок, его интересы, заботы о том, чтобы каждое педагогическое воздействие, оказанное на него, было грамотным, профессиональным и безопасным. Взаимоотношения в нашем детском саду строятся с учетом интересов детей, родителей и педагогов.
Взаимодействие детского сада с социальными учреждениями ведётся по нескольким направлениям, это:
1. Взаимодействие с учреждениями образования.
2. Взаимодействие с учреждениями культуры.
3.Взааимодействие с общественными организациями.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Взаимодействие ДОУ и учреждении социума как эффективный ресурс реализации программы "С чего начинается Родина?"
Подготовила: старший воспитатель
МКДОУ детского сада «Тополек» комбинированного вида
Морщакина Ирина Викторовна
Формирование гармоничной личности, воспитание гражданина России – зрелого, ответственного человека, в котором сочетается любовь к большой и малой родине, общенациональная и этническая идентичность, уважение к культуре, традициям людей, которые живут рядом - является стратегическим ориентиром воспитания об этом говорит «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года».
На первый взгляд кажется, что социальный мир ребёнка-дошкольника невелик. Это его семья и сверстники, которых он встречает в детском саду. Однако люди, окружающие ребёнка, вступают в разнообразные взаимоотношения – родственные, дружественные, профессионально-трудовые и др. Наше образовательное учреждение - это социально-педагогическая система, взаимодействующая с немалым числом организаций, предприятий, учреждений. Социальное партнерство помогает формировать единое информационное образовательное пространство, наладить конструктивное взаимодействие между детским садом и социальными институтами.
Предметом взаимодействия и сотрудничества является ребёнок, его интересы, заботы о том, чтобы каждое педагогическое воздействие, оказанное на него, было грамотным, профессиональным и безопасным. Взаимоотношения в нашем детском саду строятся с учетом интересов детей, родителей и педагогов.
Взаимодействие детского сада с социальными учреждениями ведётся по нескольким направлениям, это:
1. Взаимодействие с учреждениями образования.
2. Взаимодействие с учреждениями культуры.
3.Взааимодействие с общественными организациями.
Каждое направление имеет свои формы сотрудничества, периодичность и несёт свои цели и задачи, имеет своё эффективное положительное влияние на воспитание, образование и развитие наших воспитанников.
Сотрудничество начинается с проведение встреч с администрацией социальных партнеров, в ходе которых происходит выявление проблем деятельности учреждений. Затем заключаем договор о совместной работе, составляем план мероприятий, информируем родителей (законных представителей) о мероприятиях и привлекаем их к помощи в проведении. В конце учебного года проводим встречу, на которой подводим итог работы и определяем перспективы.
Детский сад тесно сотрудничает с МБОУ СОШ №1. Данное сотрудничество позволяет нам решать проблемы преемственности в системе "детский сад – школа". Нами разработана стратегия совместных действий по формированию познавательной и исследовательской деятельности истории родного края. Эффективным решением вопросов краеведения и воспитания патриотических чувств стало создание единого плана взаимодействия детского сада и начальной школы, который отражает связь, согласованность и перспективность. Основная цель преемственности- превращение в единую цепь развитие ребенка на этапах дошкольного и начального школьного образования. Методическую работу координируют совместные заседания, участниками которых являются педагоги школы и детского сада.
В течение учебного года наши воспитанники посещают библиотеку,
спортивный и актовый залы. Ходят на экскурсии в дендрариум школы. В школе действует военно-патриотический клуб «Исток», дошкольники с большим нетерпением ждут встречи с его участниками.
Детский сад и Маслянинская детская школа искусств имеют общую задачу развития детей: приобщение детей к культурному музыкальному наследию прошлого и настоящего. На базе нашего детского сада проходят концерты учащихся музыкальной школы. С помощью музыкального фольклора, дошкольники знакомятся с обычаями, бытом, костюмами, устным народным творчество.
Обрядовые праздники « Рождество», «Масленица», «Пасха», «Троица» проходят с привлечением учащихся ДШИ. Детям такие праздники приносят не только положительный эмоциональный настрой, но и расширяют кругозор.
Для создания у ребёнка целостного представления об истории родного края, освоения им общечеловеческих ценностей мы установили тесное сотрудничество с детской библиотекой. Для повышения интереса к истории родного края, его достопримечательностям, интересным людям, живущим в поселке организуются выставки книг, встречи, литературные викторины, посвящённые творчеству местных писателей, поэтов и композиторов. Реализовали семейные проекты «Чудесный мир устного народного творчества» и «Книжкина неделя». Сотрудники библиотеки частые гости в детском саду.
Организация социокультурной связи между детским садом и специальными учреждениями позволяет использовать максимум возможностей для развития интересов детей к своей малой Родине, своему селу, культуре, традициям и истории страны, решать многие задачи патриотического воспитания. При непосредственном участии работников Молодежного центра и Движения первых проходят совместные акции «Окно Победы», «Посылка солдату», «Фестиваль молодых семей»: экологические субботники и акции «Домик для скворца», «Посади дерево» и другие…
После поездки в село Егорьевское, которое славится золотыми приисками и имеет 300-летнюю историю и музей - усадьбу старателя и штольни. Ребята познакомились с бытом золотодобытчиков, полежали на печи и полатях, покачали младенца в люльке. После этой поездки в детском саду тоже был организован музей. В его создании участвуют дети, педагоги и родители. Дошкольники чувствуют свою причастность к общему делу. Они - соавторы, творцы экспозиций. Каждый экспонат мини-музея – это результат совместного творчества воспитателя, детей и родителей. Экспозиции меняются каждый месяц. А педагог дополнительного образования Войнова М.В. увлечённо и с огромным почтением бережёт и приумножает запасники.
Для реализации задач патриотического воспитания мы объединили наши силы с краеведческим музеем с. Егорьевск и районным историко-краеведческим музеем. Занятия в музее расширяют традиционное и привычное для детей образовательное пространство. В музее ребенок чувствует себя совсем по-другому, он раскрепощен, приобщен к жизни, его радует эффект новизны и неожиданности. Взаимодействие детского сада и музея обеспечивает вариативность образования, насыщает его новой интересной информацией о разных исторических событиях. Общение педагога и детей в музейной среде стало более живым, носит импровизационный характер. Дети могут действовать с некоторыми предметами, что делает восприятие эмоциональным, ярким, запоминающимся. Кроме этого, посещение музея помогает формировать отношение ребенка к культуре в широком смысле слова, ведь любой музей - это собрание культурных ценностей. Хорошо, если мы научим ребенка понимать это и сделаем так, чтобы он стремился приобщиться к этим ценностям.
Фольклор – это художественное народное искусство, создаваемые народом поэзия, музыка, театр, танец, архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство. В коллективном художественном творчестве народ отражает свою трудовую деятельность, общественный и бытовой уклад, знание жизни и природы. Мы создаем благоприятные условия для приобщения детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры, ведь всё это богатство русского народного творчества помогает детям усвоить язык своего народа, его нравы и обычаи, его черты характера. Погружение ребенка в национальный быт, мелодику речи, песен, создание естественной среды для овладения знаниями родного народа, его народных традиций, уклада жизни позволяют формировать любовь к малой и большой Родине. Этому во многом способствуют встречи с фольклорным ансамблем «Горлинка». В 2024-2023учебном году старшие дошкольники совместно с участниками ансамбля стали лауреатами районного фестиваля «Золотая маска».
Экскурсии в разные организации создают у детей мощную мотивацию познания, вызывают огромный интерес и желание узнать как можно больше. Экскурсии на животноводческий комплекс «Эконива» вызывают у наших воспитанников неописуемый восторг.
Интересные познавательные экскурсии в парк Героев и парк Советского периода стали сильной мотивацией для исследовательской, поисковой деятельности дошкольников. Совместно с родителями (законными представителями) были реализованы проекты «История поселка в названии улиц», «Достопримечательности района».
Экскурсии к мемориалу воинской славы являются традиционным для нашего детского сада. Цель экскурсий - патриотическое воспитание дошкольников на основе связи и преемственности поколений. Походы планируем заранее, ребята совместно с воспитателями беседуют о празднике 9 мая и выражают свое отношение к Дню Победы в рисунках, рассматривают альбомы о ВОВ. Воспитанники старшего дошкольного возраста совместно с воспитателями и родителями направляются к мемориалу воинской славы, возлагают цветы и выпускают в небо шары в память о погибших в страшные военные годы. В мае 2024года совместно с воспитанниками была проведена акция «Стена памяти». Дети почтили память павших героев минутой молчания и принести портреты своих бабушек и дедушек, участников войны, подготовили рассказы о них. Воспитанники детского сада каждый год принимают активное участие в акциях «Бессмертный Полк» и «Свеча памяти».
Формирование патриотических чувств воспитанников мы осуществляем в процессе сотрудничества со спортивно-оздоровительным комплексом, в форме проведения народных подвижных игр, эстафет, спортивных развлечений и соревнований. Дети и родители с удовольствием посещают такие мероприятия. Через народные игры, речёвки, упражнения, считалки дети попадают в прошлое и узнают о традициях и обычаях своего поселка что способствует формированию у дошкольников первых чувства патриотизма: гордости за свою Родину, любовь к родному краю
Музыкально-спортивные праздники способствуют передаче от старшего поколения младшему накопленного предками бесценного положительного опыта, касающегося рационального ведения хозяйства, жизни в гармонии с природой и является неотъемлемой частью патриотического воспитания дошкольников. Главная задача взрослого заключается в том, чтобы научить детей самостоятельно и с удовольствием играть в народные игры. Традиционно проводятся спортивные мероприятия и соревнования с участием родителей «Папа, мама, я – Спортивная семья!»
Сотрудники детского сада тоже являются примером для малышей: активно участвуют во всех мероприятиях, конкурсах (спортивных, творческих) района, занимают активную гражданскую позицию. Ежеквартально в детском саду проводится «День Здоровья». Участвуя в муниципальном фестивале патриотической песни «Виктория» вокальная группа педагогов детского сада ежегодно становится лауреатами, а в 2024г. стали лауреатами зонального этапа конкурса. Являются участниками муниципальной спортивного мероприятия «Молодецкие игры», областных «Сельских спортивных игр», областного форума «Крепкая семья - основа России», областного форума «Молодая семья», Всероссийской спортивной акции «Лыжня России», «кросс Нации» и многих других. В образовательном учреждении действует молодежная организация «Алые паруса», волонтерский корпус. 64% сотрудников награждены Почетными грамотами и имеют Благодарность Главы и Совета депутатов Маслянинского района за активное участие в жизни района и региона.
На протяжении нескольких лет педагоги нашего детского сада ведут целенаправленную и системную работу по патриотическому воспитанию детей. Благодаря разнообразным формам работы, а также тесному взаимодействию педагогов детского сада и социальных структур поселка, у наших воспитанников формируются предпосылки гражданско-патриотических чувств, развивается чувство позитивного взаимодействия с окружающими, формируется положительный имидж ДОУ в социуме, повышается профессиональное мастерство педагогов в области патриотического воспитания детей, развиваются творческие способности детей и взрослых, родители стали активными участниками в работе по воспитанию патриотизма у детей.
С 2021 года наш детский сад является региональной стажировочной площадкой по краеведческому образованию дошкольников, реализуя программу «Новая Сибирь – мой край родной».
В 2022 году наш детский сад стал Лауреатом Всероссийского конкурса посвященного государственному празднику «День народного единства». Заведующая Березан Валентина Николаевна награждена орденом «Минина и Пожарского- персона эпохи» за патриотическое воспитание подрастающего поколения, активную патриотическую позицию и вклад в развитие гражданского общества и народного единства.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОЕКТ «Развитие сетевого взаимодействия ДОУ с учреждениями социума, как залог успешной реализации ФГОС ДО»
Для детского сада в условиях внедрения ФГОС ДО очень важно привлекать к процессу воспитания все дополнительные образовательные ресурсы, имеющиеся резервы. Одним из таких резервов является инстит...

ПРОЕКТ «Взаимодействие ДОУ с учреждениями социума, как залог успешной реализации ФГОС ДО»
Современное дошкольное образовательное учреждение не может успешно реализовывать свою деятельность и развиваться без широкого сотрудничества с социумом на уровне социального партнерства....

«Развитие сетевого взаимодействия ДОУ с учреждениями социума, как залог успешной реализации ФГОС ДО».
В новом законе об образовании установлено, что образовательные программы реализуются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, как самостоятельно, так и посредством сетевых форм их ре...

«Развитие сетевого взаимодействия ДОУ с учреждениями социума, как залог успешной реализации ФГОС ДО».
В новом законе об образовании установлено, что образовательные программы реализуются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, как самостоятельно, так и посредством сетевых форм их ре...

«Взаимодействие ДОУ с учреждениями социума, как залог успешной реализации ФГОС ДО»
Современное дошкольное образовательное учреждение не может успешно реализовывать свою деятельность и развиваться без широкого сотрудничества с социумом на уровне социального партнерства...

МБДОУ "Щебетовский детский сад "Семицветик"старший воспитатель Горелова Л.Р.-П. Доклад презентация "Развитие взаимодействия детского сада с учреждениями социума, как залог успешной реализации ФГОС ДО"
quot;Развитие взаимодействия детского сада с учреждениями социума, как залог успешной реализации ФГОС ДО"Одним из путей повышения качества дошкольного образования мы видим в установлении прочных...

ПРОЕКТ «Развитие взаимодействия ДОУ с учреждениями социума, как залог успешной реализации ФГОС ДО»
С 1 сентября 2013 г. вступил в силу Новый федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации», в котором впервые дошкольное образование закреплено в качестве уровня общего образовани...
