Взаимодействие ДОУ и учреждении социума как эффективный ресурс реализации программы "С чего начинается Родина?"
статья

Ирина Викторовна Морщакина

Предметом взаимодействия и сотрудничества является ребёнок, его интересы, заботы о том, чтобы каждое педагогическое воздействие, оказанное на него, было грамотным, профессиональным и безопасным. Взаимоотношения в нашем детском саду строятся с учетом интересов детей, родителей и педагогов.

Взаимодействие детского сада с социальными учреждениями ведётся по нескольким направлениям, это:
1. Взаимодействие с учреждениями образования.
2. Взаимодействие с учреждениями культуры.
3.Взааимодействие с общественными организациями.
 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Взаимодействие ДОУ и учреждении социума как эффективный ресурс реализации программы "С чего начинается Родина?"

Подготовила: старший воспитатель

 МКДОУ детского сада «Тополек» комбинированного вида

 Морщакина Ирина Викторовна

 

Формирование гармоничной личности, воспитание гражданина России – зрелого, ответственного человека, в котором сочетается любовь к большой и малой родине, общенациональная и этническая идентичность, уважение к культуре, традициям людей, которые живут рядом - является стратегическим ориентиром воспитания об этом говорит «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года».

На первый взгляд кажется, что социальный мир ребёнка-дошкольника невелик. Это его семья и сверстники, которых он встречает в детском саду. Однако люди, окружающие ребёнка, вступают в разнообразные взаимоотношения – родственные, дружественные, профессионально-трудовые и др. Наше образовательное учреждение - это социально-педагогическая система, взаимодействующая с немалым числом организаций, предприятий, учреждений. Социальное партнерство помогает формировать единое информационное образовательное пространство, наладить конструктивное взаимодействие между детским садом и социальными институтами. 

Предметом взаимодействия и сотрудничества является ребёнок, его интересы, заботы о том, чтобы каждое педагогическое воздействие, оказанное на него, было грамотным, профессиональным и безопасным. Взаимоотношения в нашем детском саду строятся с учетом интересов детей, родителей и педагогов.

Взаимодействие детского сада с социальными учреждениями ведётся по нескольким направлениям, это:
1. Взаимодействие с учреждениями образования.
2. Взаимодействие с учреждениями культуры.
3.Взааимодействие с общественными организациями.
Каждое направление имеет свои формы сотрудничества, периодичность и несёт свои цели и задачи, имеет своё эффективное положительное влияние на воспитание, образование и развитие наших воспитанников.

Сотрудничество начинается с проведение встреч с администрацией социальных партнеров, в ходе которых  происходит выявление проблем  деятельности учреждений. Затем заключаем договор о совместной работе, составляем план мероприятий, информируем родителей (законных представителей) о мероприятиях и привлекаем их к помощи в проведении. В конце учебного года проводим встречу, на которой подводим итог работы и определяем перспективы.

Детский сад тесно сотрудничает с МБОУ СОШ №1. Данное сотрудничество позволяет нам решать проблемы преемственности в системе "детский сад – школа". Нами разработана стратегия совместных действий по формированию познавательной и исследовательской деятельности истории родного края. Эффективным решением вопросов  краеведения и воспитания патриотических чувств стало создание единого плана взаимодействия детского сада и начальной школы, который отражает связь, согласованность и перспективность.  Основная цель преемственности- превращение в единую цепь развитие ребенка на этапах дошкольного и начального школьного образования.   Методическую работу координируют совместные заседания, участниками которых являются педагоги школы и детского сада.

В течение учебного года наши воспитанники посещают библиотеку,
спортивный и актовый залы. Ходят на экскурсии в дендрариум школы.
 В школе действует военно-патриотический клуб «Исток», дошкольники с большим нетерпением  ждут встречи с его участниками.

Детский сад и  Маслянинская детская школа искусств имеют общую задачу  развития детей: приобщение детей к культурному музыкальному наследию прошлого и настоящего. На базе нашего детского сада проходят концерты учащихся музыкальной школы.  С помощью музыкального фольклора, дошкольники  знакомятся с обычаями, бытом, костюмами, устным народным творчество.

Обрядовые праздники « Рождество», «Масленица», «Пасха», «Троица» проходят с привлечением учащихся ДШИ. Детям такие праздники приносят не только положительный эмоциональный настрой, но и расширяют кругозор.

Для создания у ребёнка целостного представления об истории родного края, освоения им общечеловеческих ценностей мы установили тесное сотрудничество с детской библиотекой. Для повышения интереса к истории родного края, его достопримечательностям, интересным людям, живущим в поселке  организуются выставки книг, встречи, литературные викторины, посвящённые творчеству местных писателей, поэтов и композиторов. Реализовали семейные проекты «Чудесный мир устного народного творчества» и  «Книжкина неделя».  Сотрудники библиотеки частые гости в детском саду. 

Организация социокультурной связи между детским садом и специальными учреждениями позволяет использовать максимум возможностей для развития интересов детей к своей малой Родине, своему селу, культуре, традициям и истории страны, решать многие задачи патриотического  воспитания. При непосредственном участии работников Молодежного  центра и Движения первых проходят совместные акции «Окно Победы», «Посылка солдату», «Фестиваль молодых семей»: экологические субботники и акции «Домик для скворца», «Посади дерево» и другие…

После поездки в село Егорьевское, которое славится золотыми приисками и имеет 300-летнюю историю и музей - усадьбу старателя и штольни. Ребята  познакомились с бытом золотодобытчиков, полежали на печи и полатях, покачали младенца в люльке. После этой поездки в детском саду тоже был организован музей. В его создании участвуют дети, педагоги и родители. Дошкольники чувствуют свою причастность к общему делу. Они - соавторы, творцы экспозиций. Каждый экспонат мини-музея – это результат совместного творчества воспитателя, детей и родителей. Экспозиции меняются каждый месяц. А педагог дополнительного образования Войнова М.В. увлечённо и с огромным почтением бережёт и приумножает запасники.

Для реализации задач патриотического воспитания  мы объединили   наши силы с краеведческим музеем с. Егорьевск и районным  историко-краеведческим музеем. Занятия в музее расширяют традиционное и привычное для детей образовательное пространство. В музее ребенок чувствует себя совсем по-другому, он раскрепощен, приобщен к жизни, его радует эффект новизны и неожиданности. Взаимодействие детского сада и музея обеспечивает вариативность образования, насыщает его новой интересной информацией о разных исторических событиях. Общение педагога и детей в музейной среде стало более живым, носит импровизационный характер. Дети могут действовать с некоторыми предметами, что делает восприятие эмоциональным, ярким, запоминающимся.  Кроме этого, посещение музея помогает формировать отношение ребенка к культуре в широком смысле слова, ведь любой музей - это собрание культурных ценностей. Хорошо, если мы научим ребенка понимать это и сделаем так, чтобы он стремился приобщиться к этим ценностям.

Фольклор – это художественное народное искусство, создаваемые народом поэзия, музыка, театр, танец, архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство. В коллективном художественном творчестве народ отражает свою трудовую деятельность, общественный и бытовой уклад, знание жизни и природы. Мы создаем благоприятные условия для приобщения детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры, ведь всё это богатство русского народного творчества помогает детям усвоить язык своего народа, его нравы и обычаи, его черты характера. Погружение ребенка в национальный быт, мелодику речи, песен, создание естественной среды для овладения знаниями родного народа, его народных традиций, уклада жизни позволяют формировать любовь к малой и большой Родине. Этому во многом способствуют встречи с фольклорным ансамблем «Горлинка». В 2024-2023учебном году старшие дошкольники совместно с участниками ансамбля стали лауреатами районного фестиваля «Золотая маска».

Экскурсии в разные организации создают у детей мощную мотивацию познания, вызывают огромный интерес и желание узнать как можно больше.  Экскурсии на животноводческий комплекс «Эконива» вызывают у наших воспитанников неописуемый восторг.

Интересные познавательные экскурсии   в парк Героев и парк Советского периода  стали сильной мотивацией для исследовательской, поисковой деятельности дошкольников. Совместно с родителями (законными представителями) были реализованы проекты «История поселка в названии улиц», «Достопримечательности района».

Экскурсии к мемориалу воинской славы являются традиционным для нашего детского сада. Цель экскурсий  - патриотическое воспитание дошкольников на основе связи и преемственности поколений. Походы планируем заранее, ребята совместно с воспитателями беседуют о празднике 9 мая и выражают свое отношение к Дню Победы в рисунках, рассматривают альбомы о ВОВ. Воспитанники старшего дошкольного возраста совместно с воспитателями и родителями направляются к мемориалу воинской славы, возлагают цветы и выпускают в небо шары в память о погибших в страшные военные годы. В мае 2024года совместно с воспитанниками была проведена акция «Стена памяти». Дети почтили память павших героев минутой молчания и принести портреты своих бабушек и дедушек, участников войны, подготовили рассказы о них.  Воспитанники детского сада каждый год принимают активное участие в акциях «Бессмертный Полк» и  «Свеча памяти».

Формирование патриотических чувств воспитанников мы осуществляем в процессе сотрудничества со спортивно-оздоровительным комплексом, в форме проведения народных подвижных игр, эстафет, спортивных развлечений и соревнований. Дети и родители с удовольствием  посещают такие мероприятия. Через народные игры, речёвки, упражнения, считалки дети попадают в прошлое и узнают о традициях и обычаях своего поселка что способствует формированию у дошкольников первых чувства патриотизма: гордости за свою Родину, любовь к родному краю

Музыкально-спортивные праздники  способствуют передаче от старшего поколения младшему накопленного предками бесценного положительного опыта, касающегося рационального ведения хозяйства, жизни в гармонии с природой и является неотъемлемой частью патриотического воспитания дошкольников. Главная задача взрослого заключается в том, чтобы научить детей самостоятельно и с удовольствием играть в народные игры. Традиционно проводятся спортивные мероприятия и соревнования с участием родителей «Папа, мама, я – Спортивная семья!»

Сотрудники  детского сада тоже являются примером для малышей: активно участвуют во всех мероприятиях, конкурсах (спортивных, творческих) района, занимают активную гражданскую позицию. Ежеквартально в детском саду проводится «День Здоровья». Участвуя в муниципальном  фестивале патриотической песни «Виктория»  вокальная группа  педагогов детского сада  ежегодно становится лауреатами, а в 2024г. стали лауреатами зонального этапа конкурса. Являются участниками муниципальной спортивного мероприятия «Молодецкие игры», областных «Сельских спортивных игр», областного форума «Крепкая семья - основа России», областного форума «Молодая семья», Всероссийской спортивной акции «Лыжня России», «кросс Нации» и многих других. В образовательном учреждении действует молодежная организация «Алые паруса»,   волонтерский корпус. 64%  сотрудников награждены Почетными грамотами и имеют Благодарность Главы и  Совета депутатов  Маслянинского района за активное участие в жизни района и региона.

На протяжении нескольких лет педагоги нашего детского сада ведут целенаправленную и системную работу по патриотическому воспитанию детей. Благодаря разнообразным формам работы, а также тесному взаимодействию педагогов детского сада и социальных структур поселка, у наших  воспитанников формируются предпосылки гражданско-патриотических чувств, развивается чувство позитивного взаимодействия с окружающими, формируется положительный имидж ДОУ в социуме, повышается профессиональное мастерство  педагогов в области патриотического воспитания детей, развиваются творческие способности детей и взрослых, родители стали активными участниками в работе по воспитанию патриотизма у детей.

         С 2021 года наш детский сад является региональной стажировочной площадкой по краеведческому образованию дошкольников, реализуя программу  «Новая Сибирь – мой край родной».

 В 2022 году наш детский сад стал Лауреатом Всероссийского конкурса посвященного государственному празднику «День народного единства». Заведующая Березан Валентина Николаевна награждена орденом «Минина и Пожарского- персона эпохи» за патриотическое воспитание подрастающего поколения, активную патриотическую позицию и вклад в развитие гражданского общества и народного единства.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОЕКТ «Развитие сетевого взаимодействия ДОУ с учреждениями социума, как залог успешной реализации ФГОС ДО»

Для детского сада в условиях внедрения ФГОС ДО  очень важно привлекать к процессу воспитания все дополнительные образовательные ресурсы, имеющиеся резервы. Одним из таких резервов является инстит...

ПРОЕКТ «Взаимодействие ДОУ с учреждениями социума, как залог успешной реализации ФГОС ДО»

Современное дошкольное образовательное учреждение не может успешно реализовывать свою деятельность и развиваться без широкого сотрудничества с социумом на уровне социального партнерства....

«Развитие сетевого взаимодействия ДОУ с учреждениями социума, как залог успешной реализации ФГОС ДО».

В новом законе об образовании установлено, что образовательные программы реализуются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, как самостоятельно, так и посредством сетевых форм их ре...

«Развитие сетевого взаимодействия ДОУ с учреждениями социума, как залог успешной реализации ФГОС ДО».

В новом законе об образовании установлено, что образовательные программы реализуются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, как самостоятельно, так и посредством сетевых форм их ре...

«Взаимодействие ДОУ с учреждениями социума, как залог успешной реализации ФГОС ДО»

Современное дошкольное образовательное учреждение не может успешно реализовывать свою деятельность и развиваться без широкого сотрудничества с социумом на уровне социального партнерства...

МБДОУ "Щебетовский детский сад "Семицветик"старший воспитатель Горелова Л.Р.-П. Доклад презентация "Развитие взаимодействия детского сада с учреждениями социума, как залог успешной реализации ФГОС ДО"

quot;Развитие взаимодействия детского сада с учреждениями социума, как залог успешной реализации ФГОС ДО"Одним из путей повышения качества дошкольного образования мы видим в установлении прочных...

ПРОЕКТ «Развитие взаимодействия ДОУ с учреждениями социума, как залог успешной реализации ФГОС ДО»

С 1 сентября 2013 г. вступил в силу Новый федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации», в котором впервые дошкольное образование закреплено в качестве уровня общего образовани...