Рабочая программа "По финансовой грамотности"
методическая разработка

Бондаренко Ольга Степановна

Раскрыть ребенку окружающий его предметный мир как мир духовных и материальных ценностей, как часть общечеловеческой культуры, сформировать основы экономических компетенций и финансовую грамотность у детей старшего дошкольного возраста.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

II  СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ

  1. Общие положения

Программа обеспечивает формирование основ экономической грамотности у детей в возрасте 6 -7 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. Программа осваивается детьми в процессе интеграции образовательных областей – познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие.

Участники образовательной деятельности: дети, родители (законные представители), педагогические работники ДОО, осуществляющие работу по программе.

Образовательный процесс решает программные образовательные задачи в следующих формах организации деятельности:

  • совместная образовательная деятельность взрослых и детей;
  • свободная самостоятельная деятельность детей.

Совместная образовательная деятельность детей и взрослых осуществляется в ходе ООД, предполагает индивидуальную, подгрупповую и групповую формы организации образовательной работы с воспитанниками. Самостоятельная деятельность предполагает свободную игровую деятельность воспитанников в условиях специально созданной предметно-пространственной развивающей среды, обеспечивает каждому ребенку возможность выбора игр и атрибутов по интересам; позволяет ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально; содержит в себе проблемные ситуации и направлена на самостоятельное решение ребенком образовательных задач; позволяет освоить (закрепить, апробировать) материал, изучаемый в совместной деятельности со взрослым.

  1. Описание        форм,        способов,        методов        и        средств        реализации программы

В основу работы с дошкольниками по экономическому воспитанию положен деятельностный подход, который предусматривает формирование экономических знаний через различные виды деятельности: игровую, познавательно-исследовательскую, коммуникативную, трудовую и др. В зависимости от содержания знаний ведущим является тот или иной вид деятельности. Например, усвоение экономических понятий (деньги, цена, стоимость и т.п.) успешно проходит в игровой деятельности:

  • сюжетно-ролевые игры («Супермаркет», «Магазин игрушек», «Овощной магазин», «Ярмарка», «Поликлиника», «Парикмахер»),
  • дидактические игры («Купи другу подарок», «Рекламный мешочек»),
  • настольно-печатные («Кому что нужно?», «Магазины»),
  • речевые («Наоборот», «Что лишнее?»).

Знания о том, почему следует беречь результаты труда людей, дети успешнее всего осваивают в процессе трудовой и продуктивной деятельности.

   Особое место занимают интеллектуальные игры-викторины «Что? Где? Почём?»,

«Бизнес-клуб», «Аукцион», которые позволяют в игровой соревновательной форме

подвести итог по изученному материалу, обобщить и систематизировать знания, провести анализ насколько хорошо дети усвоили материал.

Знакомство с новым материалом очень интересно и увлекательно проходит в ходе игры-путешествия «Музей денег», «Путешествие по территории детского сада» (с целью познакомиться с профессиями сотрудников), экскурсии в банк, рекламное агентство, которые позволяют детям познакомиться с реальными экономическими объектами и людьми разных профессий.

При организации образовательной деятельности по экономическому воспитанию наиболее эффективным является метод проблемного обучения, который позволяет педагогу не только познакомить дошкольников с экономическими понятиями, но и развивать у детей умение самостоятельно «добывать» знания, учиться искать пути решения задач, проявлять инициативу, анализировать и делать выводы.

Уровни проблемного обучения, которые следует преодолевать постепенно, от простого к сложному:

  1. Уровень предполагает ведущую роль педагога.

На этом этапе педагог создает проблемную ситуацию, дети с помощью педагога решают задачу и после этого выполняют подобное задание по уже данному образцу.

  1. Уровень – это деятельность детей с помощью взрослого.

Тут гипотезы решения проблемной ситуации выдвигают сами воспитанники на основе имеющихся знаний, но к верному решению «приходят» вместе с воспитателем.

  1. Уровень – самостоятельный. Воспитанники без помощи воспитателя приходят к правильному решению задачи.
  2. Уровень – творческий. На данном этапе дети не только могут найти самостоятельно решение, но и проявить творчество, дополнительные решения, применить знания в нестандартных ситуациях.

Моделирование игровых проблемных ситуаций на занятиях по экономическому воспитанию создает условия для познавательной активности дошкольников, стимулирует детскую инициативу и самостоятельность. Решая проблемную ситуацию экономического, содержания ребенок приобщается к экономической действительности, учиться думать, ориентироваться в окружающем, высказывать собственную и принимать чужую позицию, растет и реализуется его творческий потенциал.

Для создания проблемных ситуаций воспитатель использует следующие методические приёмы:

  • подведение детей к противоречию и предложение самостоятельно найти способ его разрешения;
  • высказывание различных точек зрения на один и то же вопрос;
  • предложение рассмотреть явление с различных позиций («две стороны медали»);
  • побуждение детей к сравнению, обобщению, выводам из ситуации, сопоставлению фактов;
  • постановка проблемной задачи (например, с недостаточными или противоречивыми данными, заведомо допущенными ошибками и др.).

Формы организации детей в зависимости от образовательных задач:

  • фронтальная (одновременно со всей подгруппой);
  • подгрупповая (работа в группах: парах, тройках и др.);
  • индивидуальная (выполнение заданий, решение проблем).
  1. Содержание программы

Программа реализуется на основе авторских разработок и материалов передового педагогического опыта, сочетание которых способствует выстраиванию целостного педагогического процесса по формированию экономической грамотности в процессе познавательной и игровой деятельности. Сочетание и адаптация материалов программы под возрастные и индивидуальные особенности воспитанников строится по следующим требованиям:

  • материалы, используемые в педагогическом процессе, строятся на единых принципах, обеспечивают целостность педагогического процесса и дополняют друг друга;
  • содержание материала обеспечивает оптимальную нагрузку на ребенка.

Программа составлена с учѐтом реализации интеграции образовательных областей:

  1. Художественно-эстетическое развитие: изготовление сюжетно-ролевых игр экономического содержания магазин продуктовых и промышленных товаров, ателье и др.
  2. Речевое развитие: пополнение словаря детей новыми словами, обозначающие экономическое явление, применение их на практике; Воспитание экономических качеств личности (трудолюбие, расчѐтливость, практичность и др.) через использование художественной литературы
  3. Познавательное - совершенствование знания монет; учить использовать математические действия при решении экономических задач.

Развитие мыслительных операций, внимания, вариативности, раскрытие сущности понятия «доход» и его основные и дополнительные источники (заработная плата, пенсия, стипендия). Знакомство детей с понятием «экономика», «экономист», помочь понять основные правила экономики; Каждая вещь - товар. Познакомить с видами товаров: промышленные, сельскохозяйственные, бытовые и др.

Перспективное планирование по программе «Финансовая грамотность дошкольника» старшая группа

Мес яц

Тема

Цель

Сентябрь

«Азбука

финансов»

(вводное

занятие)

Расширить знания детей о

  возникновении денег, о том, что

служило деньгами для древних

людей; развивать память,

 внимание, речь, стимулировать

активность детей; развивать

умение подбирать предметы и

атрибуты для игры; воспитывать

представления о сущности таких

нравственных категорий, как

экономность, бережливость.

«Что такое семейный бюджет?

Планируем вместе»

Повторить понятие «потребности человека», закрепить названия основных потребностей и что к ним относится;

 Уточнить от чего зависят потребности человека;

 Способствовать развитию внимания, логического мышления,

связной речи.

Октябрь

«Чем пахнут ремесла?»

Сформировать представления о содержании деятельности людей  некоторых новых и известных профессий, предпочитая профессии родителей детей данной группы детского сада; учить уважать людей, умеющих трудиться и честно зарабатывать деньги; поощрять желание и стремление детей быть занятыми полезной деятельностью, помогать взрослым; стимулировать деятельность «по интересам», проявление творчества и изобретательности.

Деловая игра

«Директор супермаркета»

Обучение детей реализовывать и развивать сюжет игры.

Закрепление знаний о функционировании магазина.

Формирование навыков культурного поведения в общественных местах.

Ноябрь

«Как правильно делать покупки»

Расширение представлений детей о том, как складывается семейный бюджет.

Раскрыть сущность понятий семейный бюджет и его основные источники (заработная плата, стипендия, пенсия); расход (обязательный и необязательный).

«История возникновения денег»

Знакомство детей с историей возникновения денег, их предназначением.

Воспитание уважительного отношения к деньгам.

Закрепить знания детей о возникновении денег. Развивать логическое мышление, речь детей, расширять кругозор.

Развивать творческие способности.

Формировать умение работать в команде.

Декабрь

«Какая бывает валюта?»

Формирование представлений детей о том, какие бывают деньги.

Познакомить детей с видами денег. Развивать логическое мышление

«Финансовая школа»

Познакомить с понятиями «валюта», «бюджет», «банковский  счет (депозит)», «доход», «расход», «сальдо»;

Содействовать развитию познавательного интереса к решению математических и логических задач с использованием вышеперечисленной терминологии; Сформировать навыки командной игры.

Январь

«Поиск сокровищ пирата

Финансиста»

Расширить знания детей о возникновении денег, о том, что служило деньгами для древних людей;

 Развивать память, внимание, речь, стимулировать активность детей;

Воспитывать представления о сущности таких

нравственных категорий, как экономность, бережливость.

«Не имей сто рублей, а имей сто друзей»

Выявление представления детей о том, что такое дружба и каким должен быть настоящий друг. Содействовать формированию      дружного коллектива.

Февраль

«Производите ли и ресурсы»

Беседа по ознакомлению с профессией «Фермер»

Закрепить представления о разнообразии природных и капитальных ресурсов, способов их использования;

 Расширять представление детей о труде взрослых, познакомить с профессиями:  фермер, агроном, ветеринар, доярка, тракторист, телятница, комбайнер.

Воспитывать уважение к людям разных профессий.

«Сколько нужно человеку»

Формировать понимание о значении денег в жизни каждого    человека, об умении тратить их разумно, учить расходовать заработанные деньги-жетоны,

Воспитывать уважение к родителям, обеспечивающим семью деньгами; желание трудиться самим,

Развивать мышление, память, умение четко выражать свои мысли.

Март

Сюжетно- ролевая игра

«Магазин

«Детский мир»

Формировать умение широко и творчески использовать в игре полученные знания о финансовых понятиях;

Развивать способность совместно развертывать игру, согласовывая        собственный игровой замысел с замыслами сверстников;        Воспитывать культуру речевого общения; Знакомить с профессиями продавца, кассира.

Игровая ситуация «Ты мне, я – тебе!»

Раскрыть сущность понятия «ты – мне, я – тебе», как обмене одной вещи на другую без денег, на основе сказочных персонажей;

Продолжать развивать представления детей о деньгах, товарах; Воспитывать умение определять разницу между «хочу» и «надо», честность.

Апрель

Беседа «Долг платежом красен»

Дать детям, понятие долга.

Учить         детей анализировать поведение персонажей.

Развивать внимание к сверстникам.

В гостях у сказки

«Цветик- семицветик»»

Дать детям возможность осознать, что в жизни не все, как в сказке, что наше желание мы можем осуществить с помощью покупки нужных нам предметов и что купить можно многое, но не все; активизировать словарь за счёт таких терминов, как покупка, сделать покупку;

Формировать у детей понятия «хочу», «надо»;

Воспитывать нравственные понятия, чувство сострадания, желание помочь.

Май

Проблемная ситуация

«Копейка рубль сбережет»

Формировать умение правильно делать покупки (потребительская  грамотность). Развивать у детей умение экономить; Выделять слова и действия, относящиеся к экономике;  

Развивать речь, внимание, мыслительные операции, воспитывать

любознательность.

«Приключени я Умника и Торопыжки»

Повторить понятие «потребности         человека»; Закрепить названия основных потребностей и что к ним относится;  

Уточнить от чего зависят потребности человека;

Продолжать учить решать проблемные ситуации, аргументировать свои ответы, активизировать словарь; Подвести  к пониманию того, что человек не может иметь все, что хочет.

Способствовать развитию внимания, логического мышления, связной речи; Способствовать формированию коммуникативных компетентностей, социальных компетентностей. Воспитание социально-личностных качеств и ценностных ориентиров, необходимых для рационального поведения в сфере экономики.

Перспективное планирование по программе

«Финансовая грамотность дошкольника»

подготовительная к школе группа

Мес яц

Тема

Цель

Сентябрь

«Откуда пришли деньги» (ознакомительн ое занятие)

Знакомство детей с историей     возникновения денег, их предназначением.

Воспитание уважительного отношения к

деньгам.

Закрепить знания детей о          возникновении денег. Развивать логическое мышление, речь детей, расширять кругозор.

 Развивать творческие способности.

Формировать умение работать в команде.

«Деньги.

Купюра. Монета»

Раскрыть сущность понятий «деньги», «монета», «купюра»;

- закрепить знания детей о внешнем виде современных денег;

Учить находить отличительные и сходные признаки между монетой и купюрой, между купюрами разного достоинства;

Помочь детям осознать роль денег в жизни    людей

Октябрь

«Денежные истории».

Научить понимать назначение

денег;

Дать детям представление о денежной единице; Показать путь преображения денежной единицы от товара до современных денег;

Совершенствовать навыки счета на примере монет, упражнять детей в размене денежной монеты достоинством 5 рублей более мелкими монетами; Воспитывать представления о сущности таких нравственных категорий как экономность, бережливость, воспитывать стремление прийти на помощь, умение договариваться.

«Достоинство монет и купюр»

Закрепить у детей понятия «деньги», «купюра», «монета»;

Дать детям представления о достоинстве монет и купюр;

Учить устанавливать соответствие между достоинством денег и количеством монет и купюр; Учить выстраивать последовательность по увеличению и уменьшению достоинства монет и купюр;

Ноябрь

«Магазин. Виды магазинов»

Ввести в активный словарь понятия: «продовольственный магазин», «промтоварный магазин», учить разграничивать понятия, находить сходные и отличительные черты;

  • уточнить у детей представления о разных видах магазинов;

учить распределять предметы для продажи по разным видам магазинов

Прослушивани е сказки о приключениях монеток.

Познакомить детей с денежными знаками Российской Федерации, научить различать монеты разного достоинства, показать, что

достижение результата возможно  сообща и согласованно.

Декабрь

«Деньги. Монета. Банкнота. Пластиковая  карта.  Дом, в котором «живут» деньги»

Раскрытие сущности понятия «деньги», «монета», «банкнота», «пластиковая карта»;  наличные и безналичные деньги; закрепление знаний детей о внешнем виде современных денег.

Познакомить детей с разными видами денег; Расширять представление об элементах экономики (деньги их история) дать первоначальные знания о банке (банк принимает деньги на хранение, выдает деньги вкладчикам, предоставляет деньги в долг).

«Финансовая безопасность»

Научить различать товар и не товар, понимать от чего зависит цена товара формировать

представления о расходах семьи, понимать основные потребности  семьи.

Расширить представление детей о труде взрослых;

Воспитать умение определять и различать потребности человека: жизненно важные, духовные, семейные потребности.

Январь

Познавательное занятие «Что, где, почем?»

Знакомство детей с понятием «экономика», определить её место и роль в жизни человека, способствовать возникновению интереса к экономической сфере  жизнедеятельности.

«Учимся экономить»

Учить детей творчески использовать в игре знания о финансовых понятиях; Закрепить сведения о том, что такое услуги и товары, показать, что они встречаются не только в реальной жизни, но и в сказках.

Воспитывать уважение к любой работе; Развивать у детей умение подмечать в сказках простейшие экономические явления; Выделять слова и действия, относящиеся к экономике, давать нравственную оценку поступкам героев; Воспитание разумного подхода к своим желаниям, сопоставление их с возможностями бюджета

семьи.

Февраль

«Как сберечь ресурсы планеты?»

Развивать познавательный интерес детей к вопросам финансовой грамотности и применению этих знаний на практике;

Продолжать формировать понимание единства человека и природы, дать образное и упрощѐнное объяснение понятий энергосбережения, электроэнергии, экономного пользования водой, сохранения тепла;

Развивать познавательный интерес, мышление, память, внимание и воображение;

Познакомить с понятиями "экономия", "бережливость"; показать, что экономия помогает учитывать ограниченность ресурсов.

Воспитывать уважительное отношение к дарам природы;

Воспитывать финансовую грамотность, способствуя целостному развитию личности ребенка, формированию у него адекватной системы ценностей и полной картины мира.

Сюжетно- ролевая игра

«Магазин или супермаркет: где выгодно»

Продолжать знакомить детей с        трудом продавца, товароведа, охранника, директора.

Формировать устойчивый интерес к профессии работников торговли и обобщать представления о структуре супермаркета и об использовании технического прогресса в их труде.

Развивать навыки диалогической и монологической речи.

Способствовать применению элементарных правил безопасности поведения в нестандартных ситуациях в общественных местах.

Развивать у детей творческое воображение, способность совместно развертывать игру, согласовывая собственный игровой замысел с замыслами сверстников, инициативы организаторские и творческие способности, чувство       коллективизма.

Март

Мини - банк

Познакомить детей с составляющими семейного бюджета, с путями экономии расходов бюджета семьи;

Расширить словарный запас детей понятиями «доходы», «расходы», «зарплата», «пенсия», «стипендия»;

Воспитывать чувство меры в своих желаниях; воспитывать правильное отношение к деньгам.

Как правильно беречь наши

деньги

Формировать понятия экономность, бережливость, расчетливость; систематизировать знания детей о способах экономного расходования бюджета; воспитывать навыки разумного поведения в ситуациях, связанных с деньгами.

Апрель

«Друзья рублика.

Деньги других стран?»

Познакомить с понятием «валюта», с денежными знаками других стран (на примере доллара, евро, марки, франка);

Расширять активный и пассивный словарь, закреплять понятия «деньги», «купюра», «монета»;

Развивать устную речь, наблюдательность, наглядно- образное мышление;

 Воспитывать бережное отношение к деньгам, умение работать в коллективе.

Как делать покупки с умом.

Закрепить представления детей о многообразии товаров, развивать у детей умение устанавливать зависимость между качеством товара, его ценой и спросом на него; Обогатить словарный запас детей понятиями «товар», «цена», «реклама», «дороже – дешевле»; Дать детям возможность практически осуществить процесс создания рекламы; воспитывать правильное отношение к деньгам, уважение к людям, умеющим хорошо трудиться и честно зарабатывать деньги.

Май

«Знакомство с профессией дизайнера»

Формировать познавательную сферу, расширять и укреплять знания о различных профессиях, их значимости, профессиональных трудовых процессах, предметах, необходимых для работы; развивать память, активизировать речь, уточнить и расширить словарь; учить употреблять в речи прилагательные, познакомить детей с образованием сложных слов, обозначающих профессии; учить составлению описательного рассказа с опорой на схему, совершенствовать умения детей создавать аппликативное изображение одежды, создать условия для воспитания уважительного отношения к людям различных профессий; проявления любознательности, дружелюбия, желание прийти на помощь; воспитывать аккуратность, желание доводить начатое до конца, радоваться результату.

Реклама вокруг нас

Познакомить с разнообразными видами рекламы, дать представление для чего нужна реклама. Воспитывать интерес к полезной рекламе. Научить детей    правильно воспринимать рекламу.

Основные понятия и термины по экономике:

  • Деньги - это средство оплаты товаров и услуг, средство измерения стоимости, а также средство сохранения стоимости.
  • Банк - финансово-кредитная организация, производящая разнообразные виды операций с деньгами и ценными бумагами и оказывающая финансовые услуги правительству, юридическим и физическим лицам.
  • Банкир - управляющий или владелец банка.
  • Доход        -        деньги,        которые        получает        отдельный        человек,        предприятие        или государство в результате какой-либо деятельности.
  • Расход - деньги, которые нужны для того, чтобы оплатить услуги или купить товары.
  • Потребность - то, что нам необходимо и что хотелось бы иметь.
  • Предложение - количество и качество предлагаемых товаров и услуг.
  • Реклама - информация (обобщение) о товарах, которая помогает продавцу найти покупателя, а покупателю - сделать нужную покупку
  • Семейный бюджет - распределение доходов и расходов в семье.
  • Зарплата (заработная плата) - деньги, получаемые за работу.
  • Цена - денежное выражение стоимости товара или услуги.
  • Бартер - прямой обмен одних товаров и услуг на другие без использования денег.
  • Заработная плата - это цена работы по производству товаров и услуг.
  • Цена - некоторое количество денег, которое люди платят за ту или иную единицу товара или услуг. Цена устанавливается в результате сбалансированности между спросом и предложением.
  • Рынок - обмен товарами и услугами между продавцами и покупателям

  1. Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников

Работа по экономическому воспитанию дошкольников невозможна без участия родителей, их заинтересованности, понимания важности проблемы.

Семья играет ведущую роль в становлении личности ребенка-дошкольника. Именно в семье благодаря ощущению «живой человеческой среды» и на основе наблюдаемых форм поведения взрослых ребенок приобретает первый социокультурный экономический опыт.

Поэтому решение задач воспитания личности возможно только в тесном сотрудничестве педагог – ребенок – родитель.

Цель: повышение экономической образованности родителей.

Задачи работы с родителями:

  • повышение педагогической культуры родителей в воспитании ребенка;
  • изучение, обобщение и распространение положительного опыта семейного
  • воспитания;
  • вооружение родителей основами экономических знаний через консультации,
  • семинары, рекомендации.

Система работы по повышению педагогической культуры родителей в обеспечении социокультурного экономического развития и воспитания дошкольников основана на следующих принципах:

  • совместная педагогическая деятельность семьи и детского сада;
  • сочетание педагогического просвещения с педагогическим самообразованием
  • родителей;
  • педагогическое внимание, уважение и требовательность к родителям;
  • поддержка        и        индивидуальное        сопровождение        становления        и        развития педагогической культуры каждого из родителей;
  • содействие родителям в решении индивидуальных проблем воспитания детей;
  • опора на положительный опыт семейного воспитания.

Формы работы с родителями:

  • родительские собрания на социально- экономические темы;
  • открытые показы воспитательно - образовательного процесса;
  • вечера вопросов и ответов;
  • проведение совместных учебных мероприятий;
  • индивидуальная работа;
  • наглядные виды работы: информационные стенды для родителей, папки передвижки,
  • выставки детских работ и дидактических игр;
  • экскурсии.

Перспективный план по взаимодействию с семьей


Месяц

Формы работы с родителями

СЕНТЯБРЬ

-Консультация для родителей

«Дошкольник и…. экономика»

-Анкетирование родителей по теме

-Папка – передвижка «Дети и деньги»

ОКТЯБРЬ

-Консультация для родителей «Из опыта работы по - экономическому воспитанию

в детском саду».

-Папка        –        передвижка        «Экономический словарь»

НОЯБРЬ

-Консультация «Формирование элементарных экономических знаний через сюжетно-ролевые игры с математическим содержанием»

-   Папка   –   передвижка        «Советы Гнома

Эконома»

ДЕКАБРЬ

-Консультация для родителей «Сказка – как средство экономического воспитания

дошкольников

ЯНВАРЬ

-Творческое        задание        по        изготовлению

атрибутов

ФЕВРАЛЬ

-Рекомендации для родителей по

экономическому воспитанию детей в семье.

МАРТ

-Совместное посещение родителей и детей

библиотеки семейного чтения

АПРЕЛЬ

-Круглый стол для родителей

«Экономическое воспитание дошкольников»

МАЙ

-Сочинение        экономической        сказки        при

помощи моделирования, выставка сказок.



Предварительный просмотр:

                               III   ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

  1. Организация развивающей предметно-пространственной среды.

Известно, формирование основ экономической грамотности зависит от многих факторов, в том числе от развивающей предметно-пространственной среды, в которой она происходит. Для организации воспитательно-образовательного процесса по экономическому воспитанию в ДОО создаются необходимые педагогические условия.

Обогащению впечатлений способствует созданная в игровой комнате игровая экономическая зона, способствующая погружению детей в мир экономики, через которую происходит закрепление, уточнение, углубление, систематизация полученных экономических представлений в трудовой, игровой, познавательной деятельности; формируются умения применять их в самостоятельной деятельности.

Игровая экономическая зона содержит: дидактические игры, таблицы с кроссвордами, иллюстрации, коллекция монет и купюр разных стран, атрибуты для сюжетно-ролевых игр. Именно игровая экономическая зона предоставляет детям возможность действовать самостоятельно, способствует формированию их познавательной и практической активности, создает возможности для привлечения родителей к формированию интереса к экономическому воспитанию и воспитанию личности ребенка способной адаптироваться к многообразному миру экономики.

Процесс экономического воспитания реализуется через различные формы его организации. Использование разнообразных форм дает воспитателю возможность проявить творчество, индивидуальность и в то же время, что особенно важно, сделать процесс познания экономики интересным, доступным. Главное — говорить ребенку о сложном мире экономики на языке, ему понятном. Сделать экономику понятной помогают сюжетно-дидактические игры.

Так, играя в сюжетно-ролевую игру «Профессии», дети постигают смысл труда, воспроизводят трудовые процессы взрослых и одновременно «обучаются» экономике. В сюжетно-дидактических играх моделируются реальные жизненные ситуации: операции купли-продажи, производства и сбыта готовой продукции и др. Соединение учебно- игровой и реальной деятельности наиболее эффективно для усвоения дошкольниками сложных экономических знаний. В сюжетно-ролевых играх «Рекламное агентство»,

«Банк», «Супермаркет», «Магазин» и др. создаются наиболее благоприятные условия для развития у детей интереса к экономическим знаниям, естественная, приближенная к реальности обстановка, устанавливается психологически адекватная возрасту ситуация общения. К атрибутам сюжетно-ролевым играм относится кассовый аппарат, банкомат, пластиковые карты, деньги (имитация).

В дидактических играх «Кому что нужно?», «Обмен», «Что быстрее купят?»,

«Копилка» уточняются и закрепляются представления детей о мире экономических явлений, терминах, приобретаются новые экономические знания, умения и навыки.

    Дошкольники, совершая большое количество действий, учатся реализовывать их в разных условиях, с разными объектами, что повышает прочность и осознанность усвоения

знаний. Развивающая среда содержит настольно-печатные игры по экономике «Веселый бизнесмен», «Монополия», «Бизнесмен», «Деньги», «Супермаркет».

Для успешной реализации программы необходимо выполнение ряда условий

Психолого-педагогические и методические требования к реализации программы:

  1. Преобладает игровой метод обучения.
  2. Использование специализированной литературы в обучении.
  3. Постоянное отслеживание результатов и подведение итогов образовательной деятельности.
  4. Создание ситуации успеха.
  5. Организация различных видов стимулирования.

Сроки реализации программы: 2 года.

Категория: старший дошкольный возраст 5 - 7 лет Режим занятий – 2 раза в месяц

Время проведения: вторая половина дня

Формы проведения: подгрупповая, индивидуальная и коллективная.

В старшей группе - 25 минут периодичность – 2 мероприятия в месяц (2-ая половина дня);

В подготовительной к школе группе - 30 минут периодичность – 2 мероприятия в месяц (2-ая половина дня);

Количество занятий - 18

Методы: игровой,  практический, наглядный, словесный.

Занятия проводятся в групповом помещении с использованием мультимедийного оборудования.

Для более эффективного решения поставленных задач в занятия включены разные виды деятельности:

  • упражнения на мелкую моторику;
  • экспериментальная деятельность;
  • игровые ситуации;
  • мозговой штурм;
  • чтение произведений детской литературы;
  • рисование на темы «Моя будущая профессия», «Как я помогаю близким», «Мои добрые дела»;
  • поделки, оригами, аппликации, конструирование на темы: «Игрушка своими руками», «Мой товар на ярмарку».

  1. Материально-техническое обеспечение реализации Программы

Обеспечение материально-технических условий, позволяющих достичь обозначенных целей и выполнить соответствующие задачи, в т. ч.:

  • осуществлять все виды деятельности ребенка, как индивидуальной, так и в рамках каждой дошкольной группы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, их образовательных потребностей;
  • организовывать участие родителей воспитанников (законных представителей),

педагогических работников и представителей общественности в разработке основной образовательной программы, в создании условий для ее реализации, а

также мотивирующей образовательной среды, уклада организации, осуществляющей образовательную деятельность;

  • использовать в образовательном процессе современные образовательные технологии (в т. ч. игровые, коммуникативные, проектные технологии и культурные практики социализации детей);
  • обновлять содержание основной образовательной Программы, методики и технологий ее реализации в соответствии с динамикой развития системы образования, запросами воспитанников и их родителей (законных представителей), с учетом особенностей социокультурной среды развития воспитанников и специфики информационной социализации детей;
  • обеспечивать эффективное использование профессионального и творческого потенциала        педагогических,        руководящих                и        иных        работников организации, осуществляющей        образовательную        деятельность,        повышение        их профессиональной, коммуникативной, информационной, правовой компетентности и мастерства мотивирования детей;
  • обеспечивать эффективное управление с использованием технологий управления проектами и знаниями, управления рисками, технологий разрешения конфликтов, информационно-коммуникационных        технологий,        современных        механизмов финансирования.

Организация, осуществляющая образовательную деятельность по Программе, должна создать материально-технические условия, обеспечивающие:

  1. возможность достижения воспитанниками планируемых результатов освоения Программы;
  2. выполнение организацией требований:
  • санитарно-эпидемиологических правил и нормативов:
  • пожарной безопасности и электробезопасности;

-по охране здоровья воспитанников и охране труда работников;

  1. возможность беспрепятственного доступа воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, в т. ч. детей-инвалидов, к объектам инфраструктуры организации, осуществляющей образовательную деятельность.

При создании материально-технических условий для детей с ограниченными возможностями здоровья организация должна учитывать особенности их физического и психофизиологического развития.

Программой предусмотрено также использование организацией обновляемых образовательных ресурсов, в т. ч. расходных материалов, подписки на актуализацию электронных ресурсов, техническое и мультимедийное сопровождение деятельности средство        обучения        и        воспитания,        спортивного,        музыкального,        оздоровительного оборудования, услуг связи, в т. ч. информационно-телекоммуникационной сети Интернет.

Список литературы

  1. Поварницина Г.П. , Киселева Ю.А. Финансовая грамотность дошкольника.
  2. Кнышова, Л.В. Экономика для малышей, или как Миша стал бизнесменом / Л. В. Кнышова. - М. Просвещение, 1996. – с. 128

Интернет-ресурсы:

www.cbr.ru — официальный сайт Банка России

fincult.info — сайт Банка России по финансовой грамотности «Финансовая культура» Минобрнауки.рф — официальный сайт Министерства образования и науки Российской Федерации

Ваши финансы.рф — сайт национальной программы повышения финансовой грамотности граждан «Дружи с финансами»

Электронные ресурсы для педагогов:

  1. Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www. festival.1september.ru, свободный. - Загл. с экрана.
  2. Дети и деньги [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.fsmcapital.ru/uspeh/mykinder.shtml, свободный. - Загл. с экрана.
  3. Ребенок и его мир [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://worldofchildren.ru/, свободный. - Загл. с экрана.
  4. Интеллектуальный клуб [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.klubkontakt.net/ , свободный. - Загл. с экрана.
  5. Подготовка к школе [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://vscolu.ru/, свободный. - Загл. с экрана.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ»

Программа «Финансовая грамотность» для детей старших и подготовительных групп (5-7 лет) разработана в соответствии с основной общеобразовательной программой МАДОУ «Детский сад «...

Рабочая программа Финансовая грамотность

Рабочая программа "Финансовая грамотность"...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ» ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ» ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШИХ И ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫХ ГРУПП (5 - 7 ЛЕТ)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА«ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ»ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ»  ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШИХ И ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫХ ГРУПП (5 - 7 ЛЕТ)...

Рабочая программа «Финансовая грамотность» для детей старших и подготовительных групп (5 - 7 лет) на 2019-2020 учебный год

Программа «Финансовая грамотность» для детей старших и подготовительных групп (5-7 лет) разработана в соответствии с основной общеобразовательной программой МАДОУ «Детский сад «...

Рабочая программа "Финансовая грамотность"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА«ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ»ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ»  ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШИХ И ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫХ ГРУПП (5 - 7 ЛЕТ)на 2019-2020 учебный г...

Рабочая программа " Финансовая грамотность для дошкольников"

Программа «Финансовая грамотность» для детей старших и подготовительных групп (5-7 лет) разработана в соответствии с основной общеобразовательной программой МАДОУ «Детский сад «...

Рабочая программа «Финансовая грамотность»

Новизна программы заключается в постановке самой проблемы, как предмета специального изучения. Благодаря включению детей в освоение данной образовательной программы: дошкольники получают элементарные ...