Рабочая программа "По финансовой грамотности"
методическая разработка
Раскрыть ребенку окружающий его предметный мир как мир духовных и материальных ценностей, как часть общечеловеческой культуры, сформировать основы экономических компетенций и финансовую грамотность у детей старшего дошкольного возраста.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 2.96 МБ | |
| 67.03 КБ | |
| 24.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
II СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ
- Общие положения
Программа обеспечивает формирование основ экономической грамотности у детей в возрасте 6 -7 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. Программа осваивается детьми в процессе интеграции образовательных областей – познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие.
Участники образовательной деятельности: дети, родители (законные представители), педагогические работники ДОО, осуществляющие работу по программе.
Образовательный процесс решает программные образовательные задачи в следующих формах организации деятельности:
- совместная образовательная деятельность взрослых и детей;
- свободная самостоятельная деятельность детей.
Совместная образовательная деятельность детей и взрослых осуществляется в ходе ООД, предполагает индивидуальную, подгрупповую и групповую формы организации образовательной работы с воспитанниками. Самостоятельная деятельность предполагает свободную игровую деятельность воспитанников в условиях специально созданной предметно-пространственной развивающей среды, обеспечивает каждому ребенку возможность выбора игр и атрибутов по интересам; позволяет ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально; содержит в себе проблемные ситуации и направлена на самостоятельное решение ребенком образовательных задач; позволяет освоить (закрепить, апробировать) материал, изучаемый в совместной деятельности со взрослым.
Описание форм, способов, методов и средств реализации программы
В основу работы с дошкольниками по экономическому воспитанию положен деятельностный подход, который предусматривает формирование экономических знаний через различные виды деятельности: игровую, познавательно-исследовательскую, коммуникативную, трудовую и др. В зависимости от содержания знаний ведущим является тот или иной вид деятельности. Например, усвоение экономических понятий (деньги, цена, стоимость и т.п.) успешно проходит в игровой деятельности:
- сюжетно-ролевые игры («Супермаркет», «Магазин игрушек», «Овощной магазин», «Ярмарка», «Поликлиника», «Парикмахер»),
- дидактические игры («Купи другу подарок», «Рекламный мешочек»),
- настольно-печатные («Кому что нужно?», «Магазины»),
- речевые («Наоборот», «Что лишнее?»).
Знания о том, почему следует беречь результаты труда людей, дети успешнее всего осваивают в процессе трудовой и продуктивной деятельности.
Особое место занимают интеллектуальные игры-викторины «Что? Где? Почём?»,
«Бизнес-клуб», «Аукцион», которые позволяют в игровой соревновательной форме
подвести итог по изученному материалу, обобщить и систематизировать знания, провести анализ насколько хорошо дети усвоили материал.
Знакомство с новым материалом очень интересно и увлекательно проходит в ходе игры-путешествия «Музей денег», «Путешествие по территории детского сада» (с целью познакомиться с профессиями сотрудников), экскурсии в банк, рекламное агентство, которые позволяют детям познакомиться с реальными экономическими объектами и людьми разных профессий.
При организации образовательной деятельности по экономическому воспитанию наиболее эффективным является метод проблемного обучения, который позволяет педагогу не только познакомить дошкольников с экономическими понятиями, но и развивать у детей умение самостоятельно «добывать» знания, учиться искать пути решения задач, проявлять инициативу, анализировать и делать выводы.
Уровни проблемного обучения, которые следует преодолевать постепенно, от простого к сложному:
- Уровень предполагает ведущую роль педагога.
На этом этапе педагог создает проблемную ситуацию, дети с помощью педагога решают задачу и после этого выполняют подобное задание по уже данному образцу.
- Уровень – это деятельность детей с помощью взрослого.
Тут гипотезы решения проблемной ситуации выдвигают сами воспитанники на основе имеющихся знаний, но к верному решению «приходят» вместе с воспитателем.
- Уровень – самостоятельный. Воспитанники без помощи воспитателя приходят к правильному решению задачи.
- Уровень – творческий. На данном этапе дети не только могут найти самостоятельно решение, но и проявить творчество, дополнительные решения, применить знания в нестандартных ситуациях.
Моделирование игровых проблемных ситуаций на занятиях по экономическому воспитанию создает условия для познавательной активности дошкольников, стимулирует детскую инициативу и самостоятельность. Решая проблемную ситуацию экономического, содержания ребенок приобщается к экономической действительности, учиться думать, ориентироваться в окружающем, высказывать собственную и принимать чужую позицию, растет и реализуется его творческий потенциал.
Для создания проблемных ситуаций воспитатель использует следующие методические приёмы:
- подведение детей к противоречию и предложение самостоятельно найти способ его разрешения;
- высказывание различных точек зрения на один и то же вопрос;
- предложение рассмотреть явление с различных позиций («две стороны медали»);
- побуждение детей к сравнению, обобщению, выводам из ситуации, сопоставлению фактов;
- постановка проблемной задачи (например, с недостаточными или противоречивыми данными, заведомо допущенными ошибками и др.).
Формы организации детей в зависимости от образовательных задач:
- фронтальная (одновременно со всей подгруппой);
- подгрупповая (работа в группах: парах, тройках и др.);
- индивидуальная (выполнение заданий, решение проблем).
Содержание программы
Программа реализуется на основе авторских разработок и материалов передового педагогического опыта, сочетание которых способствует выстраиванию целостного педагогического процесса по формированию экономической грамотности в процессе познавательной и игровой деятельности. Сочетание и адаптация материалов программы под возрастные и индивидуальные особенности воспитанников строится по следующим требованиям:
- материалы, используемые в педагогическом процессе, строятся на единых принципах, обеспечивают целостность педагогического процесса и дополняют друг друга;
- содержание материала обеспечивает оптимальную нагрузку на ребенка.
Программа составлена с учѐтом реализации интеграции образовательных областей:
- Художественно-эстетическое развитие: изготовление сюжетно-ролевых игр экономического содержания магазин продуктовых и промышленных товаров, ателье и др.
- Речевое развитие: пополнение словаря детей новыми словами, обозначающие экономическое явление, применение их на практике; Воспитание экономических качеств личности (трудолюбие, расчѐтливость, практичность и др.) через использование художественной литературы
- Познавательное - совершенствование знания монет; учить использовать математические действия при решении экономических задач.
Развитие мыслительных операций, внимания, вариативности, раскрытие сущности понятия «доход» и его основные и дополнительные источники (заработная плата, пенсия, стипендия). Знакомство детей с понятием «экономика», «экономист», помочь понять основные правила экономики; Каждая вещь - товар. Познакомить с видами товаров: промышленные, сельскохозяйственные, бытовые и др.
Перспективное планирование по программе «Финансовая грамотность дошкольника» старшая группа
Мес яц | Тема | Цель |
Сентябрь | «Азбука финансов» (вводное занятие) | Расширить знания детей о возникновении денег, о том, что служило деньгами для древних людей; развивать память, внимание, речь, стимулировать активность детей; развивать умение подбирать предметы и атрибуты для игры; воспитывать представления о сущности таких нравственных категорий, как экономность, бережливость. |
«Что такое семейный бюджет? Планируем вместе» | Повторить понятие «потребности человека», закрепить названия основных потребностей и что к ним относится; Уточнить от чего зависят потребности человека; Способствовать развитию внимания, логического мышления, связной речи. | |
Октябрь | «Чем пахнут ремесла?» | Сформировать представления о содержании деятельности людей некоторых новых и известных профессий, предпочитая профессии родителей детей данной группы детского сада; учить уважать людей, умеющих трудиться и честно зарабатывать деньги; поощрять желание и стремление детей быть занятыми полезной деятельностью, помогать взрослым; стимулировать деятельность «по интересам», проявление творчества и изобретательности. |
Деловая игра «Директор супермаркета» | Обучение детей реализовывать и развивать сюжет игры. Закрепление знаний о функционировании магазина. Формирование навыков культурного поведения в общественных местах. | |
Ноябрь | «Как правильно делать покупки» | Расширение представлений детей о том, как складывается семейный бюджет. Раскрыть сущность понятий семейный бюджет и его основные источники (заработная плата, стипендия, пенсия); расход (обязательный и необязательный). |
«История возникновения денег» | Знакомство детей с историей возникновения денег, их предназначением. Воспитание уважительного отношения к деньгам. Закрепить знания детей о возникновении денег. Развивать логическое мышление, речь детей, расширять кругозор. Развивать творческие способности. Формировать умение работать в команде. |
Декабрь | «Какая бывает валюта?» | Формирование представлений детей о том, какие бывают деньги. Познакомить детей с видами денег. Развивать логическое мышление |
«Финансовая школа» | Познакомить с понятиями «валюта», «бюджет», «банковский счет (депозит)», «доход», «расход», «сальдо»; Содействовать развитию познавательного интереса к решению математических и логических задач с использованием вышеперечисленной терминологии; Сформировать навыки командной игры. | |
Январь | «Поиск сокровищ пирата Финансиста» | Расширить знания детей о возникновении денег, о том, что служило деньгами для древних людей; Развивать память, внимание, речь, стимулировать активность детей; Воспитывать представления о сущности таких нравственных категорий, как экономность, бережливость. |
«Не имей сто рублей, а имей сто друзей» | Выявление представления детей о том, что такое дружба и каким должен быть настоящий друг. Содействовать формированию дружного коллектива. | |
Февраль | «Производите ли и ресурсы» Беседа по ознакомлению с профессией «Фермер» | Закрепить представления о разнообразии природных и капитальных ресурсов, способов их использования; Расширять представление детей о труде взрослых, познакомить с профессиями: фермер, агроном, ветеринар, доярка, тракторист, телятница, комбайнер. Воспитывать уважение к людям разных профессий. |
«Сколько нужно человеку» | Формировать понимание о значении денег в жизни каждого человека, об умении тратить их разумно, учить расходовать заработанные деньги-жетоны, Воспитывать уважение к родителям, обеспечивающим семью деньгами; желание трудиться самим, Развивать мышление, память, умение четко выражать свои мысли. | |
Март | Сюжетно- ролевая игра «Магазин «Детский мир» | Формировать умение широко и творчески использовать в игре полученные знания о финансовых понятиях; Развивать способность совместно развертывать игру, согласовывая собственный игровой замысел с замыслами сверстников; Воспитывать культуру речевого общения; Знакомить с профессиями продавца, кассира. |
Игровая ситуация «Ты мне, я – тебе!» | Раскрыть сущность понятия «ты – мне, я – тебе», как обмене одной вещи на другую без денег, на основе сказочных персонажей; Продолжать развивать представления детей о деньгах, товарах; Воспитывать умение определять разницу между «хочу» и «надо», честность. | |
Апрель | Беседа «Долг платежом красен» | Дать детям, понятие долга. Учить детей анализировать поведение персонажей. Развивать внимание к сверстникам. |
В гостях у сказки «Цветик- семицветик»» | Дать детям возможность осознать, что в жизни не все, как в сказке, что наше желание мы можем осуществить с помощью покупки нужных нам предметов и что купить можно многое, но не все; активизировать словарь за счёт таких терминов, как покупка, сделать покупку; Формировать у детей понятия «хочу», «надо»; Воспитывать нравственные понятия, чувство сострадания, желание помочь. |
Май | Проблемная ситуация «Копейка рубль сбережет» | Формировать умение правильно делать покупки (потребительская грамотность). Развивать у детей умение экономить; Выделять слова и действия, относящиеся к экономике; Развивать речь, внимание, мыслительные операции, воспитывать любознательность. |
«Приключени я Умника и Торопыжки» | Повторить понятие «потребности человека»; Закрепить названия основных потребностей и что к ним относится; Уточнить от чего зависят потребности человека; Продолжать учить решать проблемные ситуации, аргументировать свои ответы, активизировать словарь; Подвести к пониманию того, что человек не может иметь все, что хочет. Способствовать развитию внимания, логического мышления, связной речи; Способствовать формированию коммуникативных компетентностей, социальных компетентностей. Воспитание социально-личностных качеств и ценностных ориентиров, необходимых для рационального поведения в сфере экономики. |
Перспективное планирование по программе
«Финансовая грамотность дошкольника»
подготовительная к школе группа
Мес яц | Тема | Цель |
Сентябрь | «Откуда пришли деньги» (ознакомительн ое занятие) | Знакомство детей с историей возникновения денег, их предназначением. Воспитание уважительного отношения к деньгам. Закрепить знания детей о возникновении денег. Развивать логическое мышление, речь детей, расширять кругозор. Развивать творческие способности. Формировать умение работать в команде. |
«Деньги. Купюра. Монета» | Раскрыть сущность понятий «деньги», «монета», «купюра»; - закрепить знания детей о внешнем виде современных денег; Учить находить отличительные и сходные признаки между монетой и купюрой, между купюрами разного достоинства; Помочь детям осознать роль денег в жизни людей | |
Октябрь | «Денежные истории». | Научить понимать назначение денег; Дать детям представление о денежной единице; Показать путь преображения денежной единицы от товара до современных денег; Совершенствовать навыки счета на примере монет, упражнять детей в размене денежной монеты достоинством 5 рублей более мелкими монетами; Воспитывать представления о сущности таких нравственных категорий как экономность, бережливость, воспитывать стремление прийти на помощь, умение договариваться. |
«Достоинство монет и купюр» | Закрепить у детей понятия «деньги», «купюра», «монета»; Дать детям представления о достоинстве монет и купюр; Учить устанавливать соответствие между достоинством денег и количеством монет и купюр; Учить выстраивать последовательность по увеличению и уменьшению достоинства монет и купюр; | |
Ноябрь | «Магазин. Виды магазинов» | Ввести в активный словарь понятия: «продовольственный магазин», «промтоварный магазин», учить разграничивать понятия, находить сходные и отличительные черты;
учить распределять предметы для продажи по разным видам магазинов |
Прослушивани е сказки о приключениях монеток. | Познакомить детей с денежными знаками Российской Федерации, научить различать монеты разного достоинства, показать, что достижение результата возможно сообща и согласованно. | |
Декабрь | «Деньги. Монета. Банкнота. Пластиковая карта. Дом, в котором «живут» деньги» | Раскрытие сущности понятия «деньги», «монета», «банкнота», «пластиковая карта»; наличные и безналичные деньги; закрепление знаний детей о внешнем виде современных денег. Познакомить детей с разными видами денег; Расширять представление об элементах экономики (деньги их история) дать первоначальные знания о банке (банк принимает деньги на хранение, выдает деньги вкладчикам, предоставляет деньги в долг). |
«Финансовая безопасность» | Научить различать товар и не товар, понимать от чего зависит цена товара формировать представления о расходах семьи, понимать основные потребности семьи. Расширить представление детей о труде взрослых; Воспитать умение определять и различать потребности человека: жизненно важные, духовные, семейные потребности. | |
Январь | Познавательное занятие «Что, где, почем?» | Знакомство детей с понятием «экономика», определить её место и роль в жизни человека, способствовать возникновению интереса к экономической сфере жизнедеятельности. |
«Учимся экономить» | Учить детей творчески использовать в игре знания о финансовых понятиях; Закрепить сведения о том, что такое услуги и товары, показать, что они встречаются не только в реальной жизни, но и в сказках. Воспитывать уважение к любой работе; Развивать у детей умение подмечать в сказках простейшие экономические явления; Выделять слова и действия, относящиеся к экономике, давать нравственную оценку поступкам героев; Воспитание разумного подхода к своим желаниям, сопоставление их с возможностями бюджета семьи. |
Февраль | «Как сберечь ресурсы планеты?» | Развивать познавательный интерес детей к вопросам финансовой грамотности и применению этих знаний на практике; Продолжать формировать понимание единства человека и природы, дать образное и упрощѐнное объяснение понятий энергосбережения, электроэнергии, экономного пользования водой, сохранения тепла; Развивать познавательный интерес, мышление, память, внимание и воображение; Познакомить с понятиями "экономия", "бережливость"; показать, что экономия помогает учитывать ограниченность ресурсов. Воспитывать уважительное отношение к дарам природы; Воспитывать финансовую грамотность, способствуя целостному развитию личности ребенка, формированию у него адекватной системы ценностей и полной картины мира. |
Сюжетно- ролевая игра «Магазин или супермаркет: где выгодно» | Продолжать знакомить детей с трудом продавца, товароведа, охранника, директора. Формировать устойчивый интерес к профессии работников торговли и обобщать представления о структуре супермаркета и об использовании технического прогресса в их труде. Развивать навыки диалогической и монологической речи. Способствовать применению элементарных правил безопасности поведения в нестандартных ситуациях в общественных местах. Развивать у детей творческое воображение, способность совместно развертывать игру, согласовывая собственный игровой замысел с замыслами сверстников, инициативы организаторские и творческие способности, чувство коллективизма. |
Март | Мини - банк | Познакомить детей с составляющими семейного бюджета, с путями экономии расходов бюджета семьи; Расширить словарный запас детей понятиями «доходы», «расходы», «зарплата», «пенсия», «стипендия»; Воспитывать чувство меры в своих желаниях; воспитывать правильное отношение к деньгам. |
Как правильно беречь наши деньги | Формировать понятия экономность, бережливость, расчетливость; систематизировать знания детей о способах экономного расходования бюджета; воспитывать навыки разумного поведения в ситуациях, связанных с деньгами. | |
Апрель | «Друзья рублика. Деньги других стран?» | Познакомить с понятием «валюта», с денежными знаками других стран (на примере доллара, евро, марки, франка); Расширять активный и пассивный словарь, закреплять понятия «деньги», «купюра», «монета»; Развивать устную речь, наблюдательность, наглядно- образное мышление; Воспитывать бережное отношение к деньгам, умение работать в коллективе. |
Как делать покупки с умом. | Закрепить представления детей о многообразии товаров, развивать у детей умение устанавливать зависимость между качеством товара, его ценой и спросом на него; Обогатить словарный запас детей понятиями «товар», «цена», «реклама», «дороже – дешевле»; Дать детям возможность практически осуществить процесс создания рекламы; воспитывать правильное отношение к деньгам, уважение к людям, умеющим хорошо трудиться и честно зарабатывать деньги. | |
Май | «Знакомство с профессией дизайнера» | Формировать познавательную сферу, расширять и укреплять знания о различных профессиях, их значимости, профессиональных трудовых процессах, предметах, необходимых для работы; развивать память, активизировать речь, уточнить и расширить словарь; учить употреблять в речи прилагательные, познакомить детей с образованием сложных слов, обозначающих профессии; учить составлению описательного рассказа с опорой на схему, совершенствовать умения детей создавать аппликативное изображение одежды, создать условия для воспитания уважительного отношения к людям различных профессий; проявления любознательности, дружелюбия, желание прийти на помощь; воспитывать аккуратность, желание доводить начатое до конца, радоваться результату. |
Реклама вокруг нас | Познакомить с разнообразными видами рекламы, дать представление для чего нужна реклама. Воспитывать интерес к полезной рекламе. Научить детей правильно воспринимать рекламу. |
Основные понятия и термины по экономике:
- Деньги - это средство оплаты товаров и услуг, средство измерения стоимости, а также средство сохранения стоимости.
- Банк - финансово-кредитная организация, производящая разнообразные виды операций с деньгами и ценными бумагами и оказывающая финансовые услуги правительству, юридическим и физическим лицам.
- Банкир - управляющий или владелец банка.
- Доход - деньги, которые получает отдельный человек, предприятие или государство в результате какой-либо деятельности.
- Расход - деньги, которые нужны для того, чтобы оплатить услуги или купить товары.
- Потребность - то, что нам необходимо и что хотелось бы иметь.
- Предложение - количество и качество предлагаемых товаров и услуг.
- Реклама - информация (обобщение) о товарах, которая помогает продавцу найти покупателя, а покупателю - сделать нужную покупку
- Семейный бюджет - распределение доходов и расходов в семье.
- Зарплата (заработная плата) - деньги, получаемые за работу.
- Цена - денежное выражение стоимости товара или услуги.
- Бартер - прямой обмен одних товаров и услуг на другие без использования денег.
- Заработная плата - это цена работы по производству товаров и услуг.
- Цена - некоторое количество денег, которое люди платят за ту или иную единицу товара или услуг. Цена устанавливается в результате сбалансированности между спросом и предложением.
- Рынок - обмен товарами и услугами между продавцами и покупателям
Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников
Работа по экономическому воспитанию дошкольников невозможна без участия родителей, их заинтересованности, понимания важности проблемы.
Семья играет ведущую роль в становлении личности ребенка-дошкольника. Именно в семье благодаря ощущению «живой человеческой среды» и на основе наблюдаемых форм поведения взрослых ребенок приобретает первый социокультурный экономический опыт.
Поэтому решение задач воспитания личности возможно только в тесном сотрудничестве педагог – ребенок – родитель.
Цель: повышение экономической образованности родителей.
Задачи работы с родителями:
- повышение педагогической культуры родителей в воспитании ребенка;
- изучение, обобщение и распространение положительного опыта семейного
- воспитания;
- вооружение родителей основами экономических знаний через консультации,
- семинары, рекомендации.
Система работы по повышению педагогической культуры родителей в обеспечении социокультурного экономического развития и воспитания дошкольников основана на следующих принципах:
- совместная педагогическая деятельность семьи и детского сада;
- сочетание педагогического просвещения с педагогическим самообразованием
- родителей;
- педагогическое внимание, уважение и требовательность к родителям;
- поддержка и индивидуальное сопровождение становления и развития педагогической культуры каждого из родителей;
- содействие родителям в решении индивидуальных проблем воспитания детей;
- опора на положительный опыт семейного воспитания.
Формы работы с родителями:
- родительские собрания на социально- экономические темы;
- открытые показы воспитательно - образовательного процесса;
- вечера вопросов и ответов;
- проведение совместных учебных мероприятий;
- индивидуальная работа;
- наглядные виды работы: информационные стенды для родителей, папки передвижки,
- выставки детских работ и дидактических игр;
- экскурсии.
Перспективный план по взаимодействию с семьей
Месяц | Формы работы с родителями |
СЕНТЯБРЬ | -Консультация для родителей «Дошкольник и…. экономика» -Анкетирование родителей по теме -Папка – передвижка «Дети и деньги» |
ОКТЯБРЬ | -Консультация для родителей «Из опыта работы по - экономическому воспитанию в детском саду». -Папка – передвижка «Экономический словарь» |
НОЯБРЬ | -Консультация «Формирование элементарных экономических знаний через сюжетно-ролевые игры с математическим содержанием» - Папка – передвижка «Советы Гнома Эконома» |
ДЕКАБРЬ | -Консультация для родителей «Сказка – как средство экономического воспитания дошкольников |
ЯНВАРЬ | -Творческое задание по изготовлению атрибутов |
ФЕВРАЛЬ | -Рекомендации для родителей по экономическому воспитанию детей в семье. |
МАРТ | -Совместное посещение родителей и детей библиотеки семейного чтения |
АПРЕЛЬ | -Круглый стол для родителей «Экономическое воспитание дошкольников» |
МАЙ | -Сочинение экономической сказки при помощи моделирования, выставка сказок. |
Предварительный просмотр:
III ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
Организация развивающей предметно-пространственной среды.
Известно, формирование основ экономической грамотности зависит от многих факторов, в том числе от развивающей предметно-пространственной среды, в которой она происходит. Для организации воспитательно-образовательного процесса по экономическому воспитанию в ДОО создаются необходимые педагогические условия.
Обогащению впечатлений способствует созданная в игровой комнате игровая экономическая зона, способствующая погружению детей в мир экономики, через которую происходит закрепление, уточнение, углубление, систематизация полученных экономических представлений в трудовой, игровой, познавательной деятельности; формируются умения применять их в самостоятельной деятельности.
Игровая экономическая зона содержит: дидактические игры, таблицы с кроссвордами, иллюстрации, коллекция монет и купюр разных стран, атрибуты для сюжетно-ролевых игр. Именно игровая экономическая зона предоставляет детям возможность действовать самостоятельно, способствует формированию их познавательной и практической активности, создает возможности для привлечения родителей к формированию интереса к экономическому воспитанию и воспитанию личности ребенка способной адаптироваться к многообразному миру экономики.
Процесс экономического воспитания реализуется через различные формы его организации. Использование разнообразных форм дает воспитателю возможность проявить творчество, индивидуальность и в то же время, что особенно важно, сделать процесс познания экономики интересным, доступным. Главное — говорить ребенку о сложном мире экономики на языке, ему понятном. Сделать экономику понятной помогают сюжетно-дидактические игры.
Так, играя в сюжетно-ролевую игру «Профессии», дети постигают смысл труда, воспроизводят трудовые процессы взрослых и одновременно «обучаются» экономике. В сюжетно-дидактических играх моделируются реальные жизненные ситуации: операции купли-продажи, производства и сбыта готовой продукции и др. Соединение учебно- игровой и реальной деятельности наиболее эффективно для усвоения дошкольниками сложных экономических знаний. В сюжетно-ролевых играх «Рекламное агентство»,
«Банк», «Супермаркет», «Магазин» и др. создаются наиболее благоприятные условия для развития у детей интереса к экономическим знаниям, естественная, приближенная к реальности обстановка, устанавливается психологически адекватная возрасту ситуация общения. К атрибутам сюжетно-ролевым играм относится кассовый аппарат, банкомат, пластиковые карты, деньги (имитация).
В дидактических играх «Кому что нужно?», «Обмен», «Что быстрее купят?»,
«Копилка» уточняются и закрепляются представления детей о мире экономических явлений, терминах, приобретаются новые экономические знания, умения и навыки.
Дошкольники, совершая большое количество действий, учатся реализовывать их в разных условиях, с разными объектами, что повышает прочность и осознанность усвоения
знаний. Развивающая среда содержит настольно-печатные игры по экономике «Веселый бизнесмен», «Монополия», «Бизнесмен», «Деньги», «Супермаркет».
Для успешной реализации программы необходимо выполнение ряда условий
Психолого-педагогические и методические требования к реализации программы:
- Преобладает игровой метод обучения.
- Использование специализированной литературы в обучении.
- Постоянное отслеживание результатов и подведение итогов образовательной деятельности.
- Создание ситуации успеха.
- Организация различных видов стимулирования.
Сроки реализации программы: 2 года.
Категория: старший дошкольный возраст 5 - 7 лет Режим занятий – 2 раза в месяц
Время проведения: вторая половина дня
Формы проведения: подгрупповая, индивидуальная и коллективная.
В старшей группе - 25 минут периодичность – 2 мероприятия в месяц (2-ая половина дня);
В подготовительной к школе группе - 30 минут периодичность – 2 мероприятия в месяц (2-ая половина дня);
Количество занятий - 18
Методы: игровой, практический, наглядный, словесный.
Занятия проводятся в групповом помещении с использованием мультимедийного оборудования.
Для более эффективного решения поставленных задач в занятия включены разные виды деятельности:
- упражнения на мелкую моторику;
- экспериментальная деятельность;
- игровые ситуации;
- мозговой штурм;
- чтение произведений детской литературы;
- рисование на темы «Моя будущая профессия», «Как я помогаю близким», «Мои добрые дела»;
- поделки, оригами, аппликации, конструирование на темы: «Игрушка своими руками», «Мой товар на ярмарку».
- Материально-техническое обеспечение реализации Программы
Обеспечение материально-технических условий, позволяющих достичь обозначенных целей и выполнить соответствующие задачи, в т. ч.:
- осуществлять все виды деятельности ребенка, как индивидуальной, так и в рамках каждой дошкольной группы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, их образовательных потребностей;
- организовывать участие родителей воспитанников (законных представителей),
педагогических работников и представителей общественности в разработке основной образовательной программы, в создании условий для ее реализации, а
также мотивирующей образовательной среды, уклада организации, осуществляющей образовательную деятельность;
- использовать в образовательном процессе современные образовательные технологии (в т. ч. игровые, коммуникативные, проектные технологии и культурные практики социализации детей);
- обновлять содержание основной образовательной Программы, методики и технологий ее реализации в соответствии с динамикой развития системы образования, запросами воспитанников и их родителей (законных представителей), с учетом особенностей социокультурной среды развития воспитанников и специфики информационной социализации детей;
- обеспечивать эффективное использование профессионального и творческого потенциала педагогических, руководящих и иных работников организации, осуществляющей образовательную деятельность, повышение их профессиональной, коммуникативной, информационной, правовой компетентности и мастерства мотивирования детей;
- обеспечивать эффективное управление с использованием технологий управления проектами и знаниями, управления рисками, технологий разрешения конфликтов, информационно-коммуникационных технологий, современных механизмов финансирования.
Организация, осуществляющая образовательную деятельность по Программе, должна создать материально-технические условия, обеспечивающие:
- возможность достижения воспитанниками планируемых результатов освоения Программы;
- выполнение организацией требований:
- санитарно-эпидемиологических правил и нормативов:
- пожарной безопасности и электробезопасности;
-по охране здоровья воспитанников и охране труда работников;
- возможность беспрепятственного доступа воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, в т. ч. детей-инвалидов, к объектам инфраструктуры организации, осуществляющей образовательную деятельность.
При создании материально-технических условий для детей с ограниченными возможностями здоровья организация должна учитывать особенности их физического и психофизиологического развития.
Программой предусмотрено также использование организацией обновляемых образовательных ресурсов, в т. ч. расходных материалов, подписки на актуализацию электронных ресурсов, техническое и мультимедийное сопровождение деятельности средство обучения и воспитания, спортивного, музыкального, оздоровительного оборудования, услуг связи, в т. ч. информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
Список литературы
- Поварницина Г.П. , Киселева Ю.А. Финансовая грамотность дошкольника.
- Кнышова, Л.В. Экономика для малышей, или как Миша стал бизнесменом / Л. В. Кнышова. - М. Просвещение, 1996. – с. 128
Интернет-ресурсы:
www.cbr.ru — официальный сайт Банка России
fincult.info — сайт Банка России по финансовой грамотности «Финансовая культура» Минобрнауки.рф — официальный сайт Министерства образования и науки Российской Федерации
Ваши финансы.рф — сайт национальной программы повышения финансовой грамотности граждан «Дружи с финансами»
Электронные ресурсы для педагогов:
- Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www. festival.1september.ru, свободный. - Загл. с экрана.
- Дети и деньги [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.fsmcapital.ru/uspeh/mykinder.shtml, свободный. - Загл. с экрана.
- Ребенок и его мир [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://worldofchildren.ru/, свободный. - Загл. с экрана.
- Интеллектуальный клуб [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.klubkontakt.net/ , свободный. - Загл. с экрана.
- Подготовка к школе [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://vscolu.ru/, свободный. - Загл. с экрана.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ»
Программа «Финансовая грамотность» для детей старших и подготовительных групп (5-7 лет) разработана в соответствии с основной общеобразовательной программой МАДОУ «Детский сад «...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ» ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ» ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШИХ И ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫХ ГРУПП (5 - 7 ЛЕТ)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА«ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ»ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ» ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШИХ И ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫХ ГРУПП (5 - 7 ЛЕТ)...

Рабочая программа «Финансовая грамотность» для детей старших и подготовительных групп (5 - 7 лет) на 2019-2020 учебный год
Программа «Финансовая грамотность» для детей старших и подготовительных групп (5-7 лет) разработана в соответствии с основной общеобразовательной программой МАДОУ «Детский сад «...
Рабочая программа "Финансовая грамотность"
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА«ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ»ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ» ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШИХ И ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫХ ГРУПП (5 - 7 ЛЕТ)на 2019-2020 учебный г...

Рабочая программа " Финансовая грамотность для дошкольников"
Программа «Финансовая грамотность» для детей старших и подготовительных групп (5-7 лет) разработана в соответствии с основной общеобразовательной программой МАДОУ «Детский сад «...

Рабочая программа «Финансовая грамотность»
Новизна программы заключается в постановке самой проблемы, как предмета специального изучения. Благодаря включению детей в освоение данной образовательной программы: дошкольники получают элементарные ...

