Рабочая программа Финансовая грамотность
рабочая программа

Хроменкова Анна Александровна

Рабочая программа "Финансовая грамотность"

Скачать:


Предварительный просмотр:

МАДОУ Детский сад «Снегурочка»

Город Югорск

Рабочая программа

по формированию основ финансовой грамотности

детей старшего дошкольного возраста

Составитель: воспитатель Хроменкова Анна Александровна

СОДЕРЖАНИЕ.

1. Пояснительная записка

2. Цель и задачи программы

3. Этапы реализации программы

4. Основные принципы работы

5. Целевые ориентиры, планируемые результаты освоения программы.

6. Методы и формы проведения занятий. Развивающая предметная среда.

7. Работа с родителями

8. Список литературы

Приложение 1.

Календарно-тематический план на 2019-2020 учебный год.

Пояснительная записка.

Рабочая программа по формированию основ финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста (далее-Программа) направлена на обучение детей азам экономики, формирование у них экономических представлений и экономического сознания.

Актуальность программы обусловлена значимостью подготовки ребенка к жизни, правильной ориентацией его в происходящих экономических явлениях, а также необходимостью преемственности в изучении экономики между первыми ступенями образовательной системы – детским садом и школой. Формирование экономического сознания приближает дошкольника к реальной жизни, пробуждает экономическое мышление, дает знания о новых профессиях и умение рассказать о них. Обогащается детский словарь, приобретаются такие качества, как чувство собственного достоинства, умение честно соревноваться и не бояться проигрыша, стремление доводить начатое до конца, возникает здоровый интерес к деньгам, осознаются правила их честного зарабатывания.

Финансовое просвещение и экономическое воспитание -сравнительно новое направление в дошкольной педагогике. Многочисленные исследования последних лет свидетельствуют о необходимости внедрения экономического образования с дошкольного возраста, когда дети получают первичный опыт участия в элементарных экономических отношениях, происходит их приобщение к миру экономической действительности.

В современной концепции образования подчеркивается особое значение дошкольного возраста в формировании и развитии уникальной личности ребенка. Так как на этом этапе закладываются основы личностной культуры, обеспечивается освоение первоначальных социокультурных норм. Это является фундаментом для приобретения в будущем специальных знаний.

Новизна, педагогическая целесообразность.

Новизна опыта состоит в постановке самой проблемы, как предмета специального изучения. Решение проблемы экономического воспитания в дошкольном возрасте видится, прежде всего, в русле совершенствования нравственного воспитания в целом, в знакомстве с нормами морали, раскрывающими, как следует относиться к окружающей природе, к миру ценностей, к результатам человеческого труда и человеку.

Экономическое воспитание дошкольников надо начинать не позднее пяти лет, так как это сложный и многоплановый процесс, который формирует мировоззрение, отношение к предметному миру и окружающей действительности, воспитывает положительные черты характера.

Ребенок поневоле встречается с экономикой, даже если его не учат этому. Он узнает, что такое «мое», «твое», «наше», «обмен», «деньги», «цена», «дорого», «дешево», «продать», «заработать». Дети быстрее впитывают атмосферу новой реальности, лучше адаптируются к ней.

Насыщение жизни дошкольников элементарными экономическими сведениями способствует развитию у них предпосылок реального экономического мышления, что сделает этот процесс более осознанным.

Программа составлена в целях реализации Федерального Закона №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 21.12.2012г. в соответствии со следующей нормативно-правовой базой:

-Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155);

-Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 года №26 «Об утверждении СанПиН» 2.4.3049-13»)

- Декларацией прав ребёнка, 1959 г.

- Уставом МБОУ «СОШ с. Тамбовки»

- Годовым планом МБОУ «СОШ с. Тамбовки»

-Основная образовательная программа дошкольного образования МБОУ «СОШ с. Тамбовки», разработанная с учётом примерной образовательной программы «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.

Данная программа базируется на основе авторской программы А. Д. Шатовой “Дошкольник и экономика”, с использованием системы работы по экономическому воспитанию дошкольников Смоленцевой А. А.- « Знакомим дошкольника с азами экономики с помощью сказок.»

Программа рассчитана на 2 года обучения (старшая – подготовительная группы), с сентября по май и предусматривает реализацию разделов через организацию и проведение развивающих, интегрированных занятий. Время проведения занятий: вторая половина дня по расписанию ОУ. Продолжительность занятий: 1 раз в неделю. Длительность занятий в старшей группе (5-6 лет) – 25 мин. (всего 37 занятий, в подготовительной группе (6-7 лет) – 30 мин. (всего 37 занятия).

Цели и задачи программы.

Цели программы:

 формирование первичных экономических представлений и компетенций;

 развитие экономического мышления дошкольников;

 воспитание социально-личностных качеств и ценностных ориентиров, необходимых для рационального поведения в сфере экономики.

Исходя из цели программы предусматривается решение следующих основных задач:

 сформировать первичные экономические понятия понятиями (деньги, ресурсы, цена, и т.д.).;

 научить детей правильному отношению к деньгам, способам их зарабатывания и разумному их использованию;

 объяснить взаимосвязь между экономическими и этическими категориями: труд, товар, деньги, цена, стоимость - с одной стороны и нравственными понятиями, такими, как бережливость, честность, экономность, щедрость и т.д.;

― формировать понятие основных правил расходования денег, умение учитывать важность и необходимость покупки;

 научить детей правильно вести себя в реальных жизненных ситуациях, носящих экономический характер (покупка в магазине, плата за проезд в транспорте и т.д.)

― воспитывать уважения к труду, людям труда, бережливого отношения ко всем видам собственности;

― воспитывать умение правильного обращения с деньгами, разумного подхода к своим желаниям, сопоставление их с возможностями бюджета семьи;

― воспитывать нравственно-экономических качеств и ценностных ориентиров, необходимых для рационального поведения в финансовой сфере.

Для достижения целей программы первостепенное значение имеют:

- забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном развитии каждого ребенка.

- создание в группах атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, что позволит их растить общительными, добрыми, любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству.

- максимальное использование разнообразных видов деятельности, их интеграция в целях повышения эффективности образовательного процесса.

- креативность (творческая организация) процесса воспитания и обучения.

- вариативность использования образовательного материала, позволяющая развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка.

- обеспечение развития ребенка в процессе воспитания и обучения.

- соблюдение преемственности в работе детского сада и начальной школы, исключающей умственные и физические перегрузки в содержании образования ребенка дошкольного и младшего школьного возраста.

Этапы реализации программы.

Программа состоит из трех связанных между собой блоков:

Ӏ блок-« Труд – продукт – товар».

Педагогическими задачами данного блока являются:

-формировать представление о содержании деятельности людей некоторых профессий;

-формировать умение уважать людей, умеющих трудиться и честно зарабатывать деньги;

-поощрять желание и стремление детей быть занятыми полезной деятельностью, помогать взрослым;

-стимулировать деятельность “по интересам”, проявление творчества и изобретательности.

В разделе закрепляются представления о сложном мире предметов и вещей, как результата труда людей, человеческих взаимоотношениях. Играя в профессии, дети постигают смысл труда, воспроизводят трудовые процессы взрослых и одновременно «обучаются» экономике. В сюжетно-дидактических играх моделируются реальные жизненные ситуации: операции купли-продажи, производства и сбыта готовой продукции и др. Соединение учебно-игровой и реальной деятельности наиболее эффективно для усвоения дошкольниками сложных экономических знаний.

В таких играх, как например, и «Кондитерская фабрика», «Кем быть?», «Ателье для маленьких красавиц», «Рекламное агентство», «Пункт обмена валюты», «Строительство дома», «Супермаркет» и др. создаются наиболее благоприятные условия для развития у детей интереса к экономическим знаниям, естественная, приближенная к реальности обстановка, устанавливается психологически адекватная возрасту ситуация общения

ӀӀ блок- «Реклама».

Педагогическими задачами данного блока являются:

-развивать у детей интерес и положительное отношение к рекламе;

-дать представление о рекламе, о ее назначении;

-формировать умение детей правильно воспринимать рекламу ("Не покупай все, что рекламируется. Прежде, чем купить – подумай, нужна ли тебе эта вещь, хватит ли денег на ее приобретение”);

В разделе закрепляются представления о понятие «реклама», поясняется ее значение как положительное, так и отрицательное, с тем, что реклама это механизм воздействия на экономические процессы, но никак не экономическая категория и вовсе не экономический показатель, и говорить о ней, видимо результативнее, в ракурсе ее влияния на экономический результат.

В играх «Кондитерская фабрика», «Ателье для маленьких красавиц», «Рекламное агентство» и др. играх развиваются коммуникативные и творческие способности дошкольников, умения составлять рекламу, с помощью которых можно обогащать словарный запас детей, формировать речевое общение дошкольников и учить культуре поведения. Речевая игра используется и для закрепления словаря детей (существительные, прилагательные, глаголы, названия цвета, пространственные понятия, предлоги и т.д.). При проведении таких игр у детей развивается речь, память, внимание, логическое мышление, зрительная память.

ӀӀӀ блок- « Деньги».

Педагогическими задачами данного блока являются:

-формировать правильное отношение к деньгам как предмету жизненной необходимости;

-воспитывать начала разумного поведения в жизненных ситуациях, связанных с деньгами;

-дать представление о том, что деньгами оплачивают результаты труда людей и к ним следует относиться с уважением.

Основная задача данного раздела – объяснять, почему потратить деньги можно именно таким образом. В покупке важно обсуждение возможных вариантов, соотношение качества и стоимости, ее влияние на отношения с другими. Это приучает ребенка выбирать, а значит, анализировать существующие альтернативы. Советоваться с ним и при совместных покупках. Польза двойная: можно будет увидеть, каков ход его мыслей, что для него является критерием успешности покупки («как у всех», «как ни у кого», «очень дешево», «выглядит дорого» и т.д.) и получить иной взгляд со стороны.

В играх закрепляются знания детей о соотношении стоимости вещей (услуг), умение выбирать (между двумя «хочется», между нужным и необходимым, хорошим и плохим и т.д.), умение отказываться (от менее нужного, от некачественного, от менее ценного – и соответственно определять приоритеты). Умение выбирать развиваетмышление и способности анализировать.

Программа второго года обучения дополняется направлениями: «Потребности», «Обмен и деньги (валюта). Рынок. Спрос и предложение», «Производитель и ресурсы».

1. Потребности

Педагогические задачи:

• знакомить с экономической категорией «потребность»;

• расширять представления детей о множестве потребностей, жизненно важных для людей, об экономических потребностях, о товарах и услугах, в которых нуждаются люди;

• развивать творческие способности и воображения детей, их способность участвовать в дискуссиях, учить выслушивать мнения других, вежливо отстаивать свою точку зрения.

2. Обмен и деньги (валюта). Рынок. Спрос и предложение

Педагогические задачи:

• развивать у детей представления: о взаимосвязях и взаимозависимостях, существующих между производителями товаров и услуг; об обмене товарами и услугами; о деньгах как универсальном средстве обмена; о спросе и предложении и их влияние на величину цены.

• объяснить значение слова «рынок», принцип организации «рынка» обмена товарами и услугами, чтобы каждый мог получить желаемое.

• расшить представления детей о бартере как операции взаимообмена товарами, выяснить вопрос о том, для чего нужен бартер, какой обмен справедливый, а какой нет, от чего зависит цена товара и услуги.

3. Производитель и ресурсы.

Педагогические задачи:

• ознакомить детей с разными видами ресурсов (природными, капитальными, человеческими), разнообразием природных ресурсов, различными способами их применения.

• ознакомить детей с понятиями «товар» и «потребитель».

• обсудить необходимость ресурсов для изготовления любого товара.

• дать представление о сути ресурсов (человеческих, природных, капитальных) и их использование для изготовления товаров.

Основные принципы работы.

 Учет индивидуальных особенностей и возможностей детей;

 Уважение к личности ребенка, к процессу и результатам его деятельности в сочетании с разумной требовательностью;

 Комплексный подход при разработке занятий,

 Вариативность содержания и форм проведения занятий;

 Систематичность и последовательность занятий;

 Наглядность;

 Учет особенностей и ценностей дошкольного периода развития, актуальность для ребенка чувственных впечатлений, знаний, умений, личностная ориентированность процесса обучения и воспитания;

 Учет потребностей данного возраста, опора на игровую деятельность - ведущую для этого периода развития;

Целевые ориентиры и планируемые результаты.

В конце реализации программы планирую сформировать у детей следующие понятия и представления:

 Деньги не появляются сами собой, а зарабатываются.

 Сначала зарабатываем – потом тратим: соответственно, чем больше зарабатываешь и разумнее тратишь, тем больше можешь купить.

 Стоимость товара зависит от его качества, нужности и от того, насколько сложно его произвести (а товар в магазине – это результат труда других людей, поэтому он стоит денег; люди как бы меняют свой труд на труд других людей, и в этой цепочке деньги – это посредник).

 Деньги любят счет (дети должны уметь считать деньги, например, сдачу в магазине, деньги, которые они могут потратить в магазине).

 Финансы нужно планировать(приучаем вести учет доходов и расходов в краткосрочном периоде).

 Твои деньги бывают объектом чужого интереса (дети должны знать элементарные правила финансовой безопасности).

 Не все продается и покупается (дети должны понимать, что главные ценности – жизнь, отношения, радость близких людей – за деньги не купишь).

 Финансы – это интересно и увлекательно.

В конце I года обучения дети должны:

По блоку «труд-продукт-товар»

-овладеть первоначальными представлениями: о профессиях людей (традиционных, новых профессиях), о цене;

-дифференцированными представлениями об основных личностных качествах, позволяющих ценить результаты труда людей;

-обобщенными представлениями о труде как основном виде деятельности людей, источнике их существования; о продуктах труда людей разных профессий; об элементарных связях между результатом труда и его стоимостью; о связи между понятиями «продукт» - «товар» - «качество» - «цена».

-элементарными умениями: проявляет бережливость, аккуратность, начала рационального поведения; испытывает чувство неловкости, вины за поломку вещей, предметов и стремится устранить свою оплошность.

Проявляет сопереживание, сочувствие, содействие в ситуациях непредвиденной поломки вещей сверстниками

- оказывает помощь взрослым в повседневных бытовых делах

осуждать:

- аморальное поведение: обман, жадность, утаивание игрушек, лень и др.

По блоку «реклама»:

-овладеть дифференцированными представлениями: о рекламе, о ее предназначении, о том, как ее воспринимать и относиться к ней;

-обобщенными представлениями (понятиями):о потребностях человека и его возможностях;

-элементарными умениями: чувствует и элементарно осознает границы материальных возможностей своей семьи; проявлять интерес: к социокультурным аспектам экономики

В конце II года обучения дети должны:

-овладеть первоначальными представлениями: о бюджете, о доходах, о расходах

-дифференцированными представлениями: о деньгах, о процессе их зарабатывания

-обобщенными представлениями: о потребностях человека и его возможностях, о закономерности влияния материальных возможностей на благополучие семьи;

-элементарными умениями: чувствует и элементарно осознает границы материальных возможностей своей семьи; руководствуется общественно-значимыми мотивами расходования денег (например, накопленных в копилке, желанием доставить радость близким людям (родным, друзьям), обращается с вопросом к родителям, хватит ли у них денег приобрести желаемое, спокойно воспринимает ситуации отказа от требуемой или желанной вещи (не кричит, не плачет и т. п.)

-проявлять интерес: к социокультурным аспектам экономики (деньги, реклама, богатые, бедные, благотворительность, щедрость и др.), осуждать:

аморальное поведение: воровство, обман, жадность и др. Выражать эмоциональную удовлетворенность благополучием (материальным) своей семьи.

Описание форм и методов работы.

Образовательная деятельность по формированию основ финансовой грамотности проводится в различных формах: беседы о финансовой грамотности с привлечением родителей, использование ИКТ-технологий, виртуальные экскурсии, тематические беседы по ознакомлению с деньгами разных стран, элементарными финансовыми понятиями, сюжетно-ролевые игры, решение проблемных ситуаций, чтение художественной литературы, использование сказок с экономическим содержанием.

Ведущим видом деятельности для детей дошкольного возраста является игра. В игре ребенок как бы проживает недосягаемую для него действительность. Поэтому финансовая грамотность дошкольников формируется в ходе игры, используя различные методы и приемы в их сочетании.

В реализации программы по дополнительному образованию участвуют дети подготовительной к школе группы, возраст 6-7 лет

Продолжительность образовательного процесса по программе составляет 9 месяцев: (с 01.09.2019 по 31.05.2020).

В течение 1 месяца предусмотрено 4 занятия.

Методы: игровой практический, наглядный, словесный.

Формы проведения:

1. Фронтальное (подгрупповое) занятие.

2. Индивидуальная работа.

Время проведения: вторая половина дня, продолжительность - 30 минут.

Участники: дети старшей (подготовительной) группы .

Структура занятия:

1.Мотивационный этап: 4 мин. (сообщение темы занятия, проблемная ситуация.)

2. Содержательный этап: 22 мин. (дидактическая игра, работа в тетради финансовой грамотности, беседа, чтение и анализ сказок, практические упражнения).

3. Рефлексивный этап: 4 мин.(подведение итогов)

Занятия по экономике проводятся в различных формах: занятия-соревнования, занятия-путешествия, занятия-экскурсии, занятия-викторины и т. д., включают в себя:

• Ознакомление детей с денежными единицами разных стран.

• Решение проблемных ситуаций.

• Проведение сюжетно-ролевых игр, моделирующих жизненные ситуации: «Банк», «Кафе», «Супермаркет», «Путешествие», «Аукцион».

• Организация развивающих игр («Пятый лишний», «Подбери витрину для магазина», «Кому что нужно для работы», игры по продвижению продукта).

• Решение элементарных арифметических задач, кроссвордов.

• Чтение художественной литературы.

• Использование сказок экономического содержания в игровой деятельности и на занятиях.

• Игровые упражнения для активизации воображения, внимания, восприятия:

- анализ, классификация предметов;

- обобщение по заданному признаку;

- сравнение и выделение главного;

- простые умозаключения;

- действия по предложенной схеме-алгоритму

• Игровые упражнения для развития математических способностей:

- овладение счетными операциями;

- формирование представлений о форме, величине, пространстве и времени;

- сравнение количества предметов;

- освоение количественного и порядкового счета (последнему уделяется особое внимание);

- решение арифметических задач и примеров на сложение и вычитание.

Для закрепления сложных экономических понятий можно использовать сказочных персонажей. Например, «поселить» в группе игрушечного гнома- Эконома. Лучшему пониманию материала поможет экономический уголок в группе с экономической картой для путешествий, дидактическими материалами, интерактивная папка-лэпбук «Школа гнома-Эконома».

Предметная среда

1. Пособия “Назови профессию”, “Профессии”.

2. Дидактические игры «Мой город», «Я – строитель», «Я – повар», «Из чего что сделано».

3. Посуда, книги разного качества (сорта).

4. Демонстрационные пособия “Гжель”, “Жестово”, “Дымковская игрушка”.

5. Мелкие игрушки (для магазина детских товаров).

6. Ценники.

7. Рекламные газеты.

8. Рекламные буклеты, красочные рекламные листки, газетные объявления.

9. Буклеты с изображением разнообразных товаров и игрушек для детей

10. Пособия или готовые материалы к играм (или готовые игры): “Супермаркет”, “Автосалон”, “Продукты”, “Путешествия”.

11. Мелкие монеты, которые сейчас в ходу, достоинством 1 руб., 5 руб., 10 руб.

12. Круг (большой) на листе ватмана с секторами; в каждом секторе отразить в рисунках, аппликациях содержание постоянных расходов: культурные, бытовые, налоги, банк, оплата за детский сад, за обучение и др.

13. Кошельки, сумочки величиной с образец “денег”, которые используются для игр и занятий.

14. Книга для детей “Деньги” А.Д.Шатова.

Взаимодействие с семьями воспитанников.

Формы работы с родителями:

-буклеты (презентация лэпбука по формированию финансовой грамотности "Школа Гнома Эконома" на первом родительском собрании группы)

- консультация для родителей детей подготовительной группы: «Финансовая грамотность. Экономическое развитие дошкольников»;

- индивидуальные беседы, день открытых дверей (октябрь , январь);

-итоговое открытое занятие (май).

Консультация для родителей детей подготовительной группы

«Финансовая грамотность. Экономическое развитие дошкольников»

К сожалению, финансовой грамотности почти не обучают в детских садах. А грамотное отношение к собственным деньгам и опыт пользования финансовыми продуктами в раннем возрасте открывает хорошие возможности и способствует финансовому благополучию детей, когда они вырастают. Еще одним важный урок о деньгах, который стоит получить в дошкольном возрасте – это умение различать эмоциональные и товарно-денежные отношения.

Не стоит пренебрегать финансовым обучением Вашего ребенка, так как это может определить его будущее. И если Вы не отнесетесь к этому со всей серьезностью, плоды придется пожинать не только ему, но и Вам.

У многих воспитание заканчивается фразой: «Деньги на деревьях не растут» или «Без труда не вытянешь и рыбку из пруда». Финансовое воспитание подразумевает под собой не просто разговоры, но и реальные действия. Дети не способны понять все из разговоров. Им нужно прочувствовать все в действии, иначе результата не будет.

Итак, самое первое, необходимо заинтересовать ребенка.

Одна из ведущих специалистов ДжолайнГодфри , занимающихся в США финансовым воспитанием детей систематизировала упражнения, которые помогут детям выработать нужные навыки. По ее мнению, процесс социального, эмоционального развития ребенка стоит разделить на четыре ступени. Первая ступень — возраст с 5 до 7 лет. В это время главные детские черты — любопытство и любознательность, неусидчивость, неумение сконцентрировать внимание при этом — огромные запасы энергии. Зато еще нет понимания, что в этом мире справедливо, а что — нет. Как раз в этом возрасте пора учить, как вести счет деньгам, пониманию ценности и назначению денег. Формировать умение отличать желания от потребностей

Основная форма обучения — игра. Именно через игру ребенок осваивает и познает мир. Обучение, осуществляемое с помощью игры, естественно для дошкольника.

Учение в дидактической игре — появляется уже в дошкольном возрасте. К.Д. Ушинский подчеркивал, что обучение в форме игры может и должно быть интересным, занимательным, но никогда не развлекающим.

Необходимость использования дидактической игры как средства обучения детей в дошкольный период определяется рядом причин:

1. Игровая деятельность как ведущая в дошкольном детстве еще не потеряла своего значения;

2. Освоение учебной деятельностью, включение в нее детей идет медленно (многие дети вообще не знают что такое «учиться»);

3. Имеются возрастные особенности детей, связанные с недостаточной устойчивостью и произвольностью внимания, преимущественно непроизвольным развитием памяти, преобладанием наглядно-образного типа мышления.

4. Недостаточно сформирована познавательная мотивация. Дидактическая игра во многом способствует преодолению трудностей.

В дидактических играх уточняются и закрепляются представления детей о мире экономических явлений, терминах, приобретаются новые экономические знания, умения и навыки. Дошкольники, совершая большое количество действий, учатся реализовывать их в разных условиях, с разными объектами, что повышает прочность и осознанность усвоения знаний.

В процессе дидактической игры устанавливается адекватная возрасту ситуация общения. Речевое общение протекает в форме диалога. Педагог формулирует четкие, экономически грамотные вопросы, а дети учатся ясно высказывать свои предположения. Развивается речь объяснительная и речь-доказательство.

Процесс общения детей друг с другом и со взрослым в совместной игровой деятельности сопровождается положительными эмоциями, что стимулирует их познавательную активность, способствует развитию мышления. Соединение учебно-игровой и реальной деятельности наиболее эффективно для усвоения дошкольниками сложных экономических знаний.

В процессе экспериментальной работы дидактические игры включались в содержание занятий и проводились вне их. Для возникновения самостоятельных дидактических игр в группе создавались необходимые условия: подбирался соответствующий дидактический материал и пособия. Для повышения интереса использовались разные по содержанию и видам дидактические игры: с предметами, с картинками, настольно-печатные, словесные экономические игры, а также игры-путешествия, игры-загадки, игры-беседы, игры-предположения и т.д.

В результате исследования мы пришли к выводу, что дидактические игры являются эффективным средством формирования основ экономической культуры у детей старшего дошкольного возраста.

Дидактические игры

«Денежный поток»

Цель игры: развивать у детей представление о деньгах; навыки эффективного управления личными деньгами; интерес к получению и дальнейшему углублению финансовых знаний, что поможет добиться успеха во взрослой жизни.

«Монополия»

Цель игры: необходимо заработать больше всех денег к тому моменту, когда один из игроков станет банкротом. Чтобы зарабатывать деньги, вам необходимо расставлять свои билетные кассы на секторах аттракционов и продавать билеты (аналог налогов), когда другие игроки оказываются на этих полях.

«Бюджет моей семьи»

Цель: расширять знания детей о составляющих семейного бюджета: зарплата, стипендия, пенсия; формировать основы экономической культуры дошкольников; воспитывать уважение к людям труда.

Вывод: Формирование экономического сознания приближает дошкольника к реальной жизни, пробуждает экономическое мышление, позволяет приобрести качества, присущие настоящему хозяину, умеющему считать деньги.

Список используемой литературы.

1. Куцакова Л. В. Нравственно-трудовое воспитание в детском саду:

Для занятий с детьми 3–7 лет. Издательство «Мозаика - Синтез» Москва 2016 год.

2. Шатова А. Д. Экономическое воспитание дошкольников. М. ,

3. Шатова А. Д .Тропинка в экономику. Программа. Методические рекомендации. Конспекты занятий с детьми 5-7 лет. Издательство. ВЕНТАНА-ГРАФ

3. Смоленцева А. А. Знакомим дошкольника с азами экономики с помощью сказок. М.: АРКТИ, 2006.

Рабочая программа

по финансовой грамотности

подготовительной группы на 2019 – 2020 учебный год

срок реализации программы - один год

Составитель: воспитатель Хроменкова Анна Александровна

Педагогические задачи:

  • Формировать правильное отношение к деньгам как предмету жизненной необходимости
  • Воспитывать начала разумного поведения в жизненных ситуациях, связанных с деньгами
  • Дать представление о том, что деньгами оплачивают результаты труда людей и к ним следует относиться с уважением.

Знакомство с экономическими категориями: «труд», «убыток», «своевременность (сроки) работы». Формирование социально-нравственных качеств: трудолюбие – лень, умение планировать дела

2

Почему все взрослые работают

Воспитывать уважение к людям разных профессий, пробуждать интерес и желание знать о содержании их деятельности.

Воспитание уважения к профессиям близких им людей. Расширить знания о разнообразии профессий, качестве продукции. Развивать воображение, смекалку, сообразительность. Знакомство с экономическими категориями: «труд», «качество», «умелость». Формирование социально-нравственных качеств: сообразительность, умение осознать свою вину, способность исправить ошибку

3

Игровое занятие «Профессии»

Закрепить знания детей о различных профессиях

Расширить знания детей о новых профессиях

4

Менеджер – интересная профессия

Знакомство с профессией менеджера, с содержанием работы менеджера

Воспитание интереса к данной профессии, желание узнать о ней как можно больше, уважение к людям труда

Октябрь

5

Что такое товар, продавцы товара.

Дать понятие об экономике. Показать, что каждая вещь – это товар. Познакомить с видами товаров: промышленные, сельскохозяйственные, культурные, бытовые и др.; пополнять активный словарный запас, развивать умение делать умозаключение на основе опытов; воспитывать желание экономно относиться к природным ресурсам.

6

Когда продукт труда превращается в товар

Знакомство детей с понятием «товар», с операциями купли-продажи. Знакомство с экономическими категориями: купля-продажа, обмен, торговля, прибыль. Воспитание уважения к результатам труда людей, бережного отношения ко всему, что дается детям для игр и забав. Формирование понимания того, что доброе отношение к окружающим людям вызывает ответную доброту и благодарность.

7

Ценность и украшение товара – его качество

Формирование понимания, что каждый товар имеет свою цену

Формирование понимания зависимости между качеством товара и его ценой

Знакомство с экономическими категориями: качество, цена, продажа, ярмарка

Воспитание уважительного отношения к результатам добросовестного труда, отрицательного отношения к лени

8

Игровое занятие «Мы ребята деловые»

воспитать умение определять и различать потребности человека: жизненно важные, духовные, семейные потребности.

расширить представление детей о труде взрослых

уметь различать товар и не товар, понимать от чего зависит цена товара

9

Сколько заработал – столько купил

учить детей делать покупку с учетом заработанных денег, умению соотносить свои желания и возможности в условиях игровой ситуации, развитие творчества, активизация усидчивости, старательности, аккуратности, желания достигать качественного результата

ноябрь

10

В гостях у сказки. Чтение истории 16 «Как Миша задумал ярмарку устроить»

Формирование понимания зависимости между качеством товара и его ценой. Знакомство с экономическими категориями: качество, цена, продажа, ярмарка. Воспитание уважительного отношения к результатам добросовестного труда, отрицательного отношения к лени

11

Как Гном Эконом помогает Мише сделать «Подарок ко дню рождения».

Показать, как покупка вещи для подарка производится с учетом интересов и желаний именинника; воспитывать умение разделять радость друга.

12

Маленькие покупки

Показать, что каждая вещь стоит денег, научить сопоставлять цену товара с имеющимися наличными деньгами.

Рассказать детям о покупательной силе денежных знаков.

Блок: реклама

13

Что такое реклама

Дать знания о рекламе как средстве сообщения информации о товарах, продуктах, всего, что нужно людям для их повседневной жизни; о их месте продажи. Воспитывать интерес к рекламе, рекламной деятельности. Расширить представления о рекламе как информации, содержащей привлекательное сообщение для покупателей. экономические категории: реклама, привлекательность

Декабрь

14

Реклама в сказках. Чтение истории «Как Сорока Мишин товар хвалила» из книги Т.Поповой и др. «Экономика для малышей, или Как Миша стал бизнесменом»

Уточнить представление о назначении рекламы, развивать понимание зависимости между спросом на товар и его ценой, развивать способность критически оценивать рекламу, экономические категории: реклама, выгода, формировать отрицательное отношение к глупости, обману, излишней доверчивости

15

Кто делает рекламу?

Закрепление понятия «реклама», знакомство с понятием «рекламоизготовители», с профессиями людей, изготавливающих рекламу; «рекламное агентство»

•воспитание осознанного отношения к явлению рекламы, интереса к профессиям рекламной деятельности.

16

Распространители рекламы

•воспитание эстетического отношения к месту своего проживания: подъезду, дому, двору, улице, городу;осознание смысла соблюдения чистоты и порядка.

17

Сказочный рекламный агент. чтение и беседа с детьми по сказке Ш.Перро «Кот в сапогах»

Сформировать представление о профессии рекламного агента

•экономические категории: реклама, рекламный агент, расчет

•формировать положительное отношение к смекалке, расчетливости

Январь

18

Работа с рекламными буклетами (детского содержания)

Знакомство с понятием «Реклама товаров для детей». беседа с детьми, рассматривание содержания рекламных листков и буклетов

•формируем представление о целесообразности покупки; экономические категории: рекламодатель, реклама, выгода

19

Если бы у меня было собственное дело

Уточнение смысла предназначения рекламы, развитие творческого воображения у детей. Беседа с детьми: Что такое «собственное дело» (хозяин, руководитель фирмы, директор предприятия), пробуем придумать рекламу своего предприятия.

20

Просмотр мультфильма «Трое из Простоквашино»

Познакомить детей на примере мультфильма с экономическим понятием – товар (это то, что изготавливает мастер для продажи). Учить внимательно и слушать и отвечать на вопросы по содержанию.

Февраль

21

Играем в рекламу. Чтение стихотворения А.Беспаловой «Реклама»

Продолжаем знакомить детей с новым социальным явлением – реклама. Закрепляем знания о том, что реклама бывает разной: печатная, телевизионная, уличная и т.д. Учить детей составлять рекламу самостоятельно, в виде рисунков, стихов и т.д.

22

Игровое занятие «Прогулка по сказочному городу»

• формировать у детей положительное отношение к доступной, красивой и понятной рекламе

• выявить, как обогатились знания детей, выявить результат проведенной работы

23

Заучивание стихотворения из книг Э. Успенского и И. Агрона « О рекламе». Придумывание рекламы детям.

Познакомить детей с понятием реклама как расхваливание товара. Учить детей придумывать рекламу, используя любимую игрушку в группе.

24

Заучивание пословиц об экономии и бережливости (по выбору воспитателя).

Продолжать знакомить детей с пословицами о бережливости и экономии. Учить детей объяснять их значения. Развивать умение рассуждать и анализировать.

март

Блок: деньги

25

Рассказ воспитателя об истории денег.

Познакомить детей с тем, что называли деньгами в прошлом и какие они сейчас. Дать понятие, что деньги обозначают цену товара. Объяснить значение пословицы, что деньги можно и нужно зарабатывать, и копить и тратить. Развивать память, умения рассуждать и анализировать.

26

Занятие – беседа о том, что не все продается и покупается за деньги.

Заставить детей задуматься, что есть такие ценности, которые нельзя купить и продать. Показать детям на примерах педагогических ситуаций, что за деньги не купишь маму, папу, весну, лето, дружбу, любовь… - то есть то, что тебе дорого. Знакомство с поговорками (« Береги здоровье, его ни за какие деньги не купишь», «Зря время не теряй, его не вернешь, оно дороже денег»).

27

Покупательная сила денежных знаков. Интересные покупки.

Учить детей считать, сравнивать числа, составлять число из меньших чисел. Помочь понять покупателю силу денежных знаков.Подвести детей к осознанию зависимости достоинства монеты от ее покупательной способности, к пониманию функции денег как меры стоимости.

28

Какие бывают деньги

Знакомство с экономическими категориями: обмен, убытки, выгода, деньги, бартер. Помочь понять суть натурального обмена (бартера).

уточнить знания об операции взаимообмена товарами, развивать умение рассуждать о выгодных и невыгодных сделках, формировать отрицательное отношение к обману, излишней доверчивости.

29

Деньги счет любят. Чтение истории 8 «Как Миша понял, что деньги счет любят»

• расширить представление о деньгах, их ценности

• развивать способность разумно расходовать деньги

• экономические категории: затраты, прибыль

Апрель

30

Игровое занятие «денежные знаки»

• знакомство с денежными знаками в процессе игры

• продемонстрировать ребенку, что деньги служат средством обмена предметами (товарами) между людьми

31

В гостях у сказки. Чтение сказки Г.-Х.Андерсена «Огниво.

• расширить представление о деньгах, их ценности

• развивать способность разумно расходовать деньги

• экономические категории: деньги, расход

• воспитание экономности, бережливости

32

Чем лучше качество, тем дороже вещь

Закрепление понятий «дорогой», «дешевый»; помочь понять связь цены и качества товара; экономические категории: цена, качество товара, сорт товара, брак; воспитание уважения к труду людей

33

О том, как правильно деньгами распоряжаться

Развивать способность разумно расходовать деньги, расширить представление о деньгах, их ценности, экономические категории: прибыль, потребление, накопление. Воспитание экономности, бережливости

Май

34

Откуда у людей берутся деньги

Формирование представления о значении труда как средстве зарабатывания денег, воспитание положительного отношения к тем, кто добросовестно трудится, воспитание трудолюбия, старательности, стремления к справедливости, экономические категории: зарплата, профессия, труд.

35

В гостях у сказки. Чтение РНС «Вкусный хлеб»,

Формировать понимание зависимости между качеством товара и его ценой, развивать у детей смекалку, сообразительность. Знакомство с экономическими категориями: качество, цена, продажа, деньги.

36

Бюджет семьи

понятием «бюджет семьи»

• знакомство с экономическими категории: бюджет, зарплата, пенсия, стипендия, детское пособие

37

«Производители и ресурсы»

Познакомить детей с разными видами ресурсов: природными, капитальными, человеческими. Познакомить с понятиями: «товар», «потребитель», «услуги», «производитель», «экономия ресурсов».

38

«Обмен и деньги. Рынок. Спрос и предложение. Цена»

Дать представления детям, что человек может производить все, что нужно для его жизни.Объяснить, что обмен товарами и услугами – это путь удовлетворения экономических потребностей.Заработная плата – это цена работы.


Прогнозируемые результаты.

В конце года обучения дети должны:

  • овладеть первоначальными представлениями:

- о бюджете

- о доходах

- о расходах

  • дифференцированными представлениями:

- о деньгах

- о процессе их зарабатывания

  • обобщенными представлениями:

- о потребностях человека и его возможностях

- о закономерности влияния материальных возможностей на благополучие семьи

  • элементарными умениями:

- чувствует и элементарно осознает границы материальных возможностей своей семьи

- руководствуется общественно-значимыми мотивами расходования денег (например, накопленных в копилке), желанием доставить радость близким людям (родным, друзьям)

- обращается с вопросом к родителям, хватит ли у них денег приобрести желаемое

- спокойно воспринимает ситуации отказа от требуемой или желанной вещи (не кричит, не плачет и т.п.)

  • проявлять интерес:

- к социокультурным аспектам экономики (деньги, реклама, богатые, бедные, благотворительность, щедрость и др.)

  • осуждать:

- аморальное поведение: воровство, обман, жадность и др.

  • Выражать:- эмоциональную удовлетворенность благополучием (материальным) своей семьи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Совет педагогов «Современные подходы к повышению к повышению финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста: азы финансовой грамотности в ДОУ»

Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста – это новое направление в дошкольной педагогике, так как финансовая грамотность является глобальной социальной проблемой, неотделим...

Анализ содержания вариативных программ дошкольного образования, направленных на формирования предпосылок финансовой грамотности у дошкольников: «Тропинки» и «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности"

Анализ содержания двух вариативных программ дошкольного образования, направленных на формирования предпосылок финансовой грамотности у дошкольников.Основная образовательная программа дошкольного образ...

Игра-путешествие по финансовой грамотности с использованием STEM-образования в подготовительной коррекционной группе «Путешествие Буратино в страну Финансовой грамотности»

Игра-путешествие разработана в соответствии с программой STEM-образование и дополнительной программы "Финансовая грамотность для дошкольников". В разработке использованы все 6 модулей STEMа:...

Конспект занятия по формированию финансовой грамотности детей старшего возраста. Тема: «Обучение Буратино финансовой грамотности»

Содействие финансовому просвещению и экономическому восприятию детей старшего дошкольного возраста....

Проект по формированию финансовой грамотности у дошкольников (6-7 лет) «Приключения Буратино в стране финансовой грамотности»

Проект по формированию финансовой грамотностиу дошкольников (6-7 лет)«Приключения Буратино в стране финансовой грамотности»Основы финансовой культуры необходимо прививать детям с малых лет...

Проект по формированию финансовой грамотности у дошкольников по теме «Приключения Буратино в стране финансовой грамотности».

Проект по формированию финансовой грамотности у дошкольников по теме "Приключения Буратино в стране финансовой грамотности"....