Индивидуальный образовательно педагогический маршрут сопровождения ребёнка с ТНР музыкального руководителя 2024-2025 уч.г.
методическая разработка
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Индивидуальный образовательно педагогический
маршрут сопровождения ребёнка с ТНР
музыкального руководителя
2024-2025 уч.г.
Успех коррекционного обучения ребёнка общим недоразвитием речи во многом зависит от того, насколько четко организовано взаимодействие всех педагогов детского учреждения. Целью специального обучения является преодоление или компенсация речевого нарушения. Важнейшей предпосылкой для решения коррекционных задач можно считать создание специальных условий, стимулирующих развитие ребенка.
У ребёнка, страдающих нарушениями речи, наблюдаются следующие особенности развития:
- Помимо собственно речевого нарушения, у таких детей наблюдаются нарушения общей, мелкой и артикуляционной моторики. Психомоторное развитие отстает от возрастной нормы: такие дети часто «неуклюжи», с трудом ориентируются в пространстве, их движения плохо координированы. Нарушение артикуляционной моторики проявляется в ограниченности, неточности, или слабости движений подвижных органов артикуляции – языка, мягкого неба, губ, нижней челюсти. Естественно, что нарушение артикуляции звуков приводит к их дефектному произношению, а часто и к общей невнятности, смазанной речи.
- Отмечается нарушение психических процессов и свойств, проявляющееся в недостаточном развитии восприятия, внимания и памяти. У детей с общим недоразвитием речи нарушены процессы возбуждения и торможения (замедленное включение в деятельность, недостаточная заинтересованность).
- Наблюдается недостаточное развитие личности ребенка (самосознания,
самооценки, взаимоотношений с окружающими людьми, мотивации, волевых процессов).
- Плохо развито дыхание: вдох и выдох очень слабые, распределение выдыхаемого воздуха неравномерное. Некоторые дети дышат прерывисто не потому, что у них короткое дыхание, а оттого, что не умеют им управлять.
Имя ребёнка – Е.
Диагноз - ТНР
Периодичность индивидуальной НОО – 1 раз в неделю
Длительность - 15 минут
Срок реализации – 1 год
Музыкальный руководитель –Щурик Ю.В.
Индивидуальный образовательный план даст ребёнку возможность развиваться с учётом индивидуальных особенностей, заложенных задатков и потенциалов, полноценного развития его способностей, обеспечит тесную связь с другими специалистами и семьёй.
Развитие музыкальных способностей проходит в рамках индивидуальной работы во заимодействии со всеми специалистами.
Средствами обучения являются:
- музыкально – дидактические и речевые игры;
- лого ритмические попевки;
- артикуляционная пальчиковая и дыхательная гимнастика;
- лого ритмика;
- коммуникативные игры и танцы;
- чисто говорки с пением на постановку шипящих, свистящих;
- распевки на закрепление всех поставленных звуков речи.
ЦЕЛЬ МАРШРУТА:
Преодоление или компенсация речевого нарушения по средствам основных видов музыкальной деятельности.
ЗАДАЧИ:
Развивать:
- слуховое восприятие, музыкальный слух, фонематическое восприятие;
- основные компоненты звуковой культуры реи: интонация, ритмико-мелодической стороны;
- грамматический строй речи;
- музыкальные способности.
Формировать:
- правильное речевое и певческое дыхание, изменение силы и высоты голоса в зависимости от контекста;
- коммуникативные навыки по средствам основных видов музыкальной деятельности.
Обогащать:
- музыкальные впечатления детей при знакомстве с разнообразными музыкальными произведениями;
- музыкальный словарный запас дошкольников.
РЕПЕРТУАР МОЖЕТ ВАРЬИРОВАТЬСЯ ИСХОДЯ ОТ ВОЗМОЖНОСТИ РЕБЁНКА;
Индивидуальный план предусматривает вариативность, интеграцию, изменения и дополнения по мере
профессиональной необходимости.
СЕНТЯБРЬ
Структура ООД | Программные задачи | Содержание |
1. Слушание. Восприятие музыкальных произведений. Развитие слуха и голоса | Формировать умение различать настроение музыки. Определять высокий, средний и низкий регистр. Развивать звуковысотный слух. | «Марш»- Е.Тиличеевой, «Полянка» - р.н.м., «Как у наших, у ворот» р.н.м., «Колыбельная» - Е.Левидова, «Андрей-воробей» - р.н.м. «Птица и птенчики»- Е.Тиличеевой |
2. Пение. Усвоение певческих навыков | Обучать детей выразительному пению. Формировать умение петь естественным голосом, без выкриков, прислушиваясь к пению других детей. Формировать навыки коллективного пения. Побуждать детей импровизировать песню петушка. | «Чики-чики-чикалочки» - р.н.м., «Осень в гости к нам идёт» - Г.Гомоновой, «Листопад» - М. Сидорова |
3.Музыкальноритмические движения а) Упражнения б) Пляски в) Игры | Уметь двигаться в соответствии с характером музыки. Формировать умение двигаться в парах по кругу, менять движения в соответствии со сменой частей музыки. Учить танцевать эмоционально и раскрепощенно. Воспитывать коммуникативные качества. Совершенствовать творческие проявления | Марш»- Е.Тиличеевой, «Заводные машинки» - под р.н.м. «Полянка» «Нам весело»- укр.н.м., Игра: «Кот и мыши» |
4.Игра на ДМИ, Пальчиковая гимнастика | Развивать мелкую моторику рук | Наши пальчики играли, Мы капусту рубим |
ОКТЯБРЬ
Структура ООД | Программные задачи | Содержание |
1. Слушание. Восприятие музыкальных произведений. Развитие слуха и голоса | Развивать музыкальное восприятие, отзывчивость на музыку разного характера. Развивать звуковысотный слух. Уметь различать низкий и высокий регистры | «Полька» М. Глинки, «Грустное настроение» муз. А. Штейнвиля, «Ну-ка, угадай», «Сильный и тихий дождик», «Узнай песенку» |
2. Пение. Усвоение певческих навыков | Расширять голосовой диапазон. Формировать умение петь не напрягаясь, естественным голосом; подводить к акцентам. Развивать интерес детей к хоровому пению. Самостоятельно находить голосом низкие звуки для кошки и высокие для котенка | Котик, котик –толстенький животик, «Листопад» М.Сидоровой, «Осенняя» муз. А. Филиппенко, Песня –игра «Дождик» М. Картушиной Маленький котёнок и большая кошка |
3.Музыкальноритмические движения а) Упражнения б) Пляски в) Игры | Способствовать умению детей передавать в движении характер марша, хоровода, владеть предметами. Развивать чувство ритма, умение реагировать на смену частей музыки сменой движений. Уметь выполнять простые танцевальные движения в парах: бег. кружение | «Всадники» В Витлина, упражнение для рук (вальс), Танец с листочками В.Вихаревой, Игра «Волшебный платок» Танец парами –лит.н.м. |
4.Игра на ДМИ, Пальчиковая гимнастика | Осваивать игру на детских музыкальных инструментах | Русские народные мелодии; «Раз, два, три, четыре, пять |
НОЯБРЬ
Структура ООД | Программные задачи | Содержание |
1. Слушание. Восприятие музыкальных произведений. Развитие слуха и голоса | Продолжать развивать музыкальное восприятие. Знакомить с жанрами музыки (марш, песня, танец), учить определять их самостоятельно. Воспитывать устойчивый интерес к народной и классической музыке. Развивать музыкальную память. | «Вальс» Р.Шуберта; «Кот и мышь». Ф. Рыбицкого; «Елочка-красавица» Г. Левкодимова; ''Колокольчики звенят" В.А. Моцарта ; «Угадай песенку» Г. Левкодимова; «Долгий - короткий» |
2. Пение. Усвоение певческих навыков | Развивать голосовой аппарат, увеличивать диапазон голоса. Учить петь без напряжения, в характере песни, петь песни разного характера. Учить использовать музыкальный опыт в импровизации попевок. | «Лесенка» Е.Тиличеевой; «Первый снег» А. Филиппенко; «Весёлый новый год» муз. Е.Жарковского; «Дед Мороз» В.Герчик; «Дождик» р.н.п |
3.Музыкальноритмические движения а) Упражнения б) Пляски в) Игры | Учить передавать в движениях характер музыки, выдерживать темп, выполнять упражнения на мягких ногах, без напряжения, свободно образовывать круг. Учить запоминать последовательность танцевальных движений, самостоятельно менять движения со сменой частей музыки, танцевать характерные танцы. Развивать способности эмоционально сопереживать в игре, чувство ритма. | «Прыжки»; «Кружение парами» Латвийская народная мелодия; Танец парамир.н.м.; Пляска «Латвийская н. мелодия» игра «Ищи игрушку»; Танец снежинок –Вальс Грибоедова; игра «Колпачок» р.н.м.; «Снежинки», «гномики». |
4.Игра на ДМИ, Пальчиковая гимнастика | Знакомство с треугольником. Развитие мелкой моторики. | Разные плясовые – шумовой оркестр; «Зайчик»; «Тукиток» |
ДЕКАБРЬ
Структура ООД | Программные задачи | Содержание |
1. Слушание. Восприятие музыкальных произведений. Развитие слуха и голоса | Ф о р м и р о в а т ь у м е н и е воспринимать пьесы контрастные и близкие по настроению, образному восприятию; определять 3 жанра в музыке; оркестровать пьесу самостоятельно. С о в е р ш е н с т в о в а т ь музыкально- сенсорный слух | «Зайчики» Ю. Рожавской; «Колокольчики звенят» В.Моцарта; «Полька» Муз. И. Штрауса «Угадай музыку?» (марш); «Что делает зайчик?» (спит, танцует, шагает). «Птичка и птенчики» Е. Тиличеевой |
2. Пение. Усвоение певческих навыков | З а к р е п л я т ь навыки исполнения песен. Уметь самостоятельно вступать, брать спокойное дыхание, слушать пение других детей; петь без крика, в умеренном темпе. С о в е р ш е н с т в о в а т ь творческие проявления | «Здравствуй, Дед Мороз» муз. В.Семёнова; «В зале ёлочка стоит» муз. А.Берлякова; «Кто в теремочке живет?» р.н.п. |
3.Музыкальноритмические движения а) Упражнения б) Пляски в) Игры | У ч и т ь двигаться под музыку в соответствии с характером, жанром; самостоятельно начинать и заканчивать танец с началом и окончанием музыки; выполнять парные движения слаженно, одновременно; учится выполнять движения по тексту хороводов. Р а з в и в а т ь подвижность, активность. Исполнять характерные танцы. П о б у ж д а т ь придумывать и выразительно передавать движения персонажей | «В зале ёлочка стоит» муз. А.Берлякова; «Шагаем, как медведи». Муз. Е. Каменоградского; «Снежинки» под польскую н.п.; «Зайцы и медведь» (игра); « Танец парами»М.Картушиной; Характерные танцы: Медведи, Зайчики, Петрушки. |
4.Игра на ДМИ, Пальчиковая гимнастика | Знакомство с треугольником. Развитие мелкой моторики. | «Весёлая игра» Е.Макшанцевой. /игра на ложках/ |
ЯНВАРЬ
Структура ООД | Программные задачи | Содержание |
1. Слушание. Восприятие музыкальных произведений. Развитие слуха и голоса | Ф о р м и р о в а т ь у м е н и е воспринимать характерные пьесы. Различать звучание флейты и фагота. С о в е р ш е н с т в о в а т ь звуковысотный слух | « Саночки» А.Филиппенко; «Два петуха» С. Разоренова; «Медведь танцует под флейту» Ан. Александрова. «Большой и маленький петушок»; «Запомни и повтори». |
2. Пение. Усвоение певческих навыков | З а к р е п л я т ь и совершенствовать навыки исполнения песен. П р о д о л ж а т ь ф о р м и р о в а т ь у м е н и е петь напевно, нежно; прислушиваться к пению других детей; петь без выкриков. С о в е р ш е н с т в о в а т ь творческие проявления | «Лесенка», «Андрей-воробей» Е.Тиличеевой, «Песенка про хомячка» Л. Абелян, «Мамочку люблю», муз. С. Юдиной «Поздоровайся» (вокальная импровизация) |
3.Музыкальноритмические движения а) Упражнения б) Пляски в) Игры | У ч и т ь двигаться в характере, темпе музыки; менять движения со сменой музыки. Начинать движения сразу после вступления; слаженно танцевать в парах; не опережать движениями музыку; держать круг из пар на протяжении всего танца П о б у ж д а т ь выразительно передавать движения персонажей | «Марш» Ф.Шуберта», «Полянка» р.н.м., «Как пошли наши подружки» р.н.м., Игра «Паровоз» Г. Эрнесакса; «Как на тоненький ледок» р.н.п.; «Покажи ладошки» латвийская народная мелодия; «Пляска с платочком» р.н.м; Игра «Дети и медведь» В.Верховинца |
4.Игра на ДМИ, Пальчиковая гимнастика | Знакомство с треугольником. Развитие мелкой моторики. | «Овечка», «»Андрейворобей», «Саночки» |
ФЕВРАЛЬ
Структура ООД | Программные задачи | Содержание |
1. Слушание. Восприятие музыкальных произведений. Развитие слуха и голоса | О б о г а щ а т ь музыкальные впечатления. У ч и т ь воспринимать пьесы контрастные и близкие по настроению; образному восприятию музыки. Р а з в и в а т ь ритмическое восприятие и тембровый слух. | «Смелый наездник» Р.Шумана; «Игра в лошадки» П.Чайковского; «Куры и петухи» К. СенСанса «Угадай, на чем играю?»; «Ритмические кубики» |
2. Пение. Усвоение певческих навыков | З а к р е п л я т ь и совершенствовать навыки исполнения песен. У ч и т ь петь дружно, без крика; начинать петь после вступления; узнавать знакомые песни по начальным звукам; петь эмоционально. Подражать голосу персонажей | «Я иду с цветами» Е.Тиличеевой; «Весёлый паровоз» З.Компанейца; «Солнечная песенка» Е.Матвиенко «Что ты хочешь, кошечка?» Г. Зингера |
3.Музыкальноритмические движения а) Упражнения б) Пляски в) Игры | У ч и т ь двигаться под музыку в соответствии с характером, жанром; изменять характер шага с изменением громкости звучания; свободно владеть предметами (ленточки, цветы); выполнять движения по тексту. П о б у ж д а т ь придумывать движения для сказочных персонажей | «Золотые ворота» р.н.м.; «Карусель»; «Весёлые матрёшки» Ю. Слонова; «Собери цветы», муз. Т. Ломовой; «Ловишка», муз. И. Гайдна; «Чок да чок» Е.Макшанцевой. «Как у наших у ворот»- русская народная мелодия, обр. В. Агафонникова |
4.Игра на ДМИ, Пальчиковая гимнастика | Знакомство с треугольником. Уметь самостоятельно подбирать музыкальные инструменты | Любая полька; «Ах ты , берёза» р.н.м.; «Шарик». |
МАРТ
Структура ООД | Программные задачи | Содержание |
1. Слушание. Восприятие музыкальных произведений. Развитие слуха и голоса | С п о с о б с т в о в а т ь у м е н и ю различать настроение, чувства в музыке, средства музыкальной выразительности. У п р а ж н я т ь в точном интонировании на одном звуке. Развивать звуковы-сотный слух | «Вальс» - А. Грибоедова; «Ёжик» - Д. Кабалевского; «Андрей – воробей»; «Кого встретил ёжик?» (зайчик, мишка) |
2. Пение. Усвоение певческих навыков | З а к р е п л я т ь умение начинать пение после вступления самостоятельно. У ч и т ь петь разнохарактерные песни; передавать характер музыки в пении; петь без сопровождения. Р а з в и в а т ь умение ориентироваться в свойствах звука | «Воробей» В.Герчик; «Ёжик» - И. Каплуновой; «Новый дом» Р.Бойко «Спой своё имя» (вокальная импровизация) |
3.Музыкальноритмические движения а) Упражнения б) Пляски в) Игры | У ч и т ь самостоятельно начинать и заканчивать движения, останавливаться с остановкой музыки. Совершенствовать умение легко выполнять прыжки с ножки на ножку. Учить плавно танцевать вальс. Р а з в и в а т ь чувство ритма, выразительность движений. П о б у ж д а т ь инсценировать знакомые песни | «Скачут по дорожке» - А.Филиппенко; «Игра с платочком» -р.н.м.; «Ходьба и бег» -лат.н.м.; «Игра с ёжиком» - М. Сидоровой; «Кто у нас хороший» р.н.п. в обр. Ан.Александрова. Инсценировка песни по выбору |
4.Игра на ДМИ, Пальчиковая гимнастика | Развивать моторику рук. Играть на бубне и ложках. | «Два ежа»; «Сыграй своё имя»; «Тики – так» |
АПРЕЛЬ
Структура ООД | Программные задачи | Содержание |
1. Слушание. Восприятие музыкальных произведений. Развитие слуха и голоса | У ч и т ь различать средства музыкальной выразительности; определять образное содержание музыкальных произведений; накапливать музыкальные впечатления; узнавать знакомые музыкальные произведения по начальным тактам Р а з в и в а т ь звуковысотный слух, музыкальную память | «Полечка» Д. Кабалевского; «Марш солдатиков» Е. Юцевич; «музыкальные загадки?» (ёжик, воробей) |
2. Пение. Усвоение певческих навыков | У ч и т ь начинать пение сразу после вступления; петь разнохарактерные произведения; петь сольно и небольшими группами, без сопровождения; петь эмоционально. Подражать голосу персонажей | «Три синички» р.н.п.; «Солнышко»; Танец моряков Сл. М. Картушиной. Рус.н. мел. «Яблочко»; «Кап-кап» Финкельштейна Воробей, кот, петушок |
3.Музыкальноритмические движения а) Упражнения б) Пляски в) Игры | С п о с о б с т в о в а т ь у м е н и ю самостоятельно начинать и заканчивать движения с музыкой; не обгонять друг друга в колонне, держать спину; легко скакать как мячики; менять движении со сменой музыки. У ч и т ь выполнять парный танец слаженно, эмоционально; чередовать движения. П о б у ж д а т ь самостоятельно находить выразительные движения для передачи характера движений персонажей | «Дудочка» под муз. Т.Ломовой; Танец-игра- «Как на нашем на лугу» - муз. Л. Бирнова; Свободная пляска под р.н.м. «Ой лопнул обруч»; Игра-танец «Заинька» Игра «Кто вышел погулять» |
4.Игра на ДМИ, Пальчиковая гимнастика | Развивать мелкую моторику рук | «Андрей-воробей»; народные мелодии |
МАЙ
Структура ООД | Программные задачи | Содержание |
1. Слушание. Восприятие музыкальных произведений. Развитие слуха и голоса | У ч и т ь узнавать знакомые произведения по вступлению; определять характер, содержание. Р а з в и в а т ь представления о связи музыкально-речевых интонаций. У ч и т ь различать жанры музыки | «Колыбельная» В.А. Моцарта; «Шуточка» В.Селиванова; «Марш солдатиков» - Е. Юцкевич. «Что делают дети?» Н. Г. Кононовой; «Песня, танец, марш» JT. Н. Комиссаровой |
2. Пение. Усвоение певческих навыков | У ч и т ь начинать пение сразу после вступления; петь в умеренном темпе, легким звуком; передавать в пении характер песни; петь без сопровождения; петь песни разного характера. Придумывать мелодию своего дождика | «Ходит зайка по саду»; «Гармошка»; «Детский сад», муз. А. Филиппенко, сл. Т. Волгиной «Про лягушек и комара», муз. А. Филиппенко, сл. Т. Волгиной. «Дождик» (вокальная импровизация) |
3.Музыкальноритмические движения а) Упражнения б) Пляски в) Игры | Самостоятельно начинать движение и заканчивать с окончанием музыки. Двигаться друг за другом, не обгоняя, держать ровный широкий круг. Выразительно передавать характерные особенности игрового образа. П о б у ж д а т ь искать выразительные движения для передачи характера персонажей. | «Подскоки» под муз. фанц.н.м.; Хоровод «Мы на луг ходили» А.Филиппенко; Игра «Ловишки» И.Гайдна; Пляска «Вот так вот» Е.Тиличеевой; Игра «Ходи т Васька» р.н.п. «Танец лягушек», муз. В. Витлина |
4.Игра на ДМИ, Пальчиковая гимнастика | Учит играть на разных шумовых инструментах | «Пекарь», «бабушка очки надела». Разные мелодии |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

индивидуальный образовательный маршрут сопровождения для ребёнка с ДЦП в ДОУ
индивидуальный образовательный маршрут сопровождения для ребёнка с ДЦП в ДОУ состоит из взаимосвязанной работы всех специалистов (воспитателя, психолога, учителя-логопеда)...

Индивидуальный образовательный маршрут сопровождения ребёнка с нарушением речевого развития.
В индивидуальный маршрут включена схема протокола обследования речевого развития ребёнка 5-6 лет....

Индивидуальный образовательный маршрут сопровождения музыкального развития детей дошкольного возраста, с ограниченными возможностями здоровья
Индивидуальный образовательный маршрут сопровождения музыкального развития детей дошкольного возраста, с ограниченными возможностями здоровья....

Годовой план музыкального руководителя 2024-2025 г.
Годовой план музыкального руководителя 2024-2025 г....

Индивидуальный образовательный маршрут сопровождения ребёнка с ОВЗ (тяжёлым нарушением речи).
Индивидуальный образовательный маршрут сопровождения ребёнка с ОВЗ (тяжёлым нарушением речи). Особые проблемы-дисфункции: нарушение развития речи, имеются дефекты в звукопроизношении; плохо сформирова...

Индивидуальный образовательный маршрут учителя-дефектолога в детском саду на 2024-2025 учебный год
ИОМ учителя-дефектолога в детском саду на тему "Изучение и применение методик по развитию графоматорных навыков у детей дошкольного возраста, для развития навыков письма"...

